18 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ

Процесс психологической и педагогической коррекционной работы в условиях социальной депривации осложняется многообразием проявлений ЗПР. Ограничивающим барьером в данном случае служит полное или частичное отсутствие общения человека с окружающим миром. Если коррекционная работа дает более эффективный результат при полноценном уровне общения, то в условиях социальной депривации проведение психолого-педагогической работы не дает должного результата.

Коррекционная работа во многом зависит от уровня психического развития человека, интеллектуально-эмоционального развития, особенностей умственной работоспособности. Также построение коррекционной работы зависит от сочетания эмоционально-волевой сферы и несформированности познавательной деятельности человека, которые проявились в условиях социальной депривации.

Основной целью коррекционно-педа-гогической работы с дошкольниками в условиях социальной депривации является формирование базовых составляющих психического развития.

Психолого-педагогическая основа коррекци-онной работы делится на два блока:

1) образовательный блок;

2) коррекционно-развивающий блок. Ограниченность общения должна восполняться в процессе психологического и педагогического обучения, которая выражается в подготовке к школьному обучению, организации коррекционного воздействия по основным линиям психического развития.

Коррекционная работа с детьми в условиях социальной депривации должна активизировать психические процессы, улучшить восприятие доступного окружающего мира, а также развить мыслительно-логические операции.

Основными задачами коррекционной работы являются формирование словесно-логического мышления человека в условиях ограниченности общения, совершенствование наглядных форм мышления, понимания причинно-следственных связей действий и поступков. Кроме того, в этот блок включаются коррекция речевого развития, формирование звукопроизношения, лексико-грамматических категорий, обогащение словарного запаса и развитие основных функций речи и др.

С целью реализации коррекционно-педагоги-ческой системы в условиях социальной депри-вации необходимо выбирать методики, способствующие интеллектуально-эмоциональному развитию человека, повышению уровня доверия между педагогом и человеком.

Выбранные психолого-педагогические методики должны повышать интеллектуальный, эмоциональный уровни развития человека в условиях социальной депривации.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх