• Характер закаляется трудом
  • Как использовать свободное время для развития воли и характера
  • Характер закаляется в учебе
  • Как дневники помогали самосовершенствоваться великим людям
  • Как регулировать эмоциональный накал
  • Воля и характер требуют постоянного укрепления

    Воля наша, как и наши мускулы, крепнут только от постоянно усиливающейся деятельности.

    (К. Д. Ушинский)

    Ничего так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.

    (Аристотель)

    Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет.

    (Аристотель)

    Характер закаляется трудом

    Только производительный труд придает нашей жизни смысл, полное ощущение бытия, которого праздные люди никогда не испытали в полной мере. «Когда я жил в Мае-ре, — вспоминал Дарвин, — мое здоровье было плохое и я лентяйничал скандальнейшим образом, у меня осталось от времени такое впечатление, что на свете нет ничего мучительнее праздности».

    Физическая и умственная праздность порождают тяжелую гнетущую скуку. Когда у человека нет возвышенных целей, его умом неизбежно овладевают мелкие интересы. У кого нет серьезного дела, тот всегда хватается за бесконечное пережевывание мелочных обид, а это унижает человека и убивает его. Воля атрофируется у таких людей.

    Труд — превосходное средство воспитания воли и характера. Так как секрет человеческого счастья заключается в умении управлять своими мыслями и чувствами, то труд как раз способствует  этому.

    С наступлением старости для человека, занятого продуктивной, целенаправленной деятельностью, жизнь не только не теряет своей привлекательности, но становится полноценнее. Труд закаляет волю — источник всякого прочного счастья — и дарит счастливую, окруженную почетом и уважением старость. Лень, стремление к праздной жизни разлагают человека. Отсюда начинаются многие другие пороки. В то же время труд — источник радости и вдохновенья. Об этом очень ярко и убедительно пишет известная дагестанская поэтесса Фазу Алиева в своем стихотворении «Разговор с сыном». (Перевод В. Туркина.)

    Ты, сын мой, должен помнить:
    Оттого
    Ржавеет даже новый лист железа,
    Что в сырости лежит он бесполезно
    И не находят дела для него
    ... ...
    Убийца всех достоинств в человеке — 
    Безделье. 
    И позорнее — вовеки 
    Порока в людях не было и нет 
    Не в праздном воздыханье на диване,
    А в празднике полезного труда
    Ищи свой смысл...
    И разочарованье
    Не потревожит ум твой никогда

    Вспомним мудрый совет древнегреческого философа Эпиктета: «Каждый знает, что всякая привычка от упражнения усиливается и укрепляется. Например, чтобы сделаться хорошим ходоком, надо часто и много ходить; чтобы сделаться хорошим бегуном, надо много бегать... То же самое бывает и со способностями нашей души: когда ты сердишься, то знай, что ты делаешь не одно это зло, но что вместе с тем ты усиливаешь в себе привычку к гневу,— ты подкладываешь дрова в огонь... А потому, если ты не хочешь приучать себя к гневу, то всячески сдерживай свой гнев и не давай привычке нарастать... Прими также в соображение то удовольствие, которое будешь испытывать, если воздержишься».

    Помни и то, что трудно будет воздерживаться, если однажды преступил меру.

    Как бы ни было незначительно произведенное действие, но, повторяясь продолжительное время и складываясь, оно представляет значительную силу, превращаясь в привычку. Упрочившаяся привычка незаметно, но постоянно влияет на нас. Каждый из нас из собственного опыта знает, что любое действие в первый раз выполняется с трудом, второй раз легче и чем дальше, тем все с меньшими и меньшими усилиями. Отдельные действия, которые вначале мы выполняли с волевым напряжением, выполняются затем полуавтоматически, освобождая сознание и волевые усилия для деятельности в целом, делая наш труд более производительным.

    Постоянное регулярное занятие чем-либо вначале может представляться даже тягостным и неприятным, но потом, по мере освоения, оно становится менее обременительным, а затем может превратиться в привычку и потребность, неудовлетворение которой теперь уже вызывает  неудовольствие.

    Систематически повторяющиеся действия, переходящие в привычку, ведут к скромному, но верному успеху. Пусть каждый день делается немногое, но делаться оно должно ежедневно. Ежедневные волевые усилия над собой исподволь, медленно готовят нас к свершению больших дел. Без такого регулярного, ежедневного, кропотливого труда не делалось ни одного открытия. Надо ежедневно трудиться, чтобы не поддаваться лени. Вас прервали во время работы, и это вызвало в вас досаду — заставьте себя без проявления недовольства исполнить то, о чем вас попросили. Такими небольшими победами над собой вы закалите свою волю и характер, приучите себя быть всегда деятельным.

    Важность маленьких усилий состоит в том, что каждое вносит свою лепту в укрепление привычки, воли и характера. Каждое предыдущее усилие облегчает трудность последующего.

    Регулярно совершаемое действие может поддерживать бодрость мысли, развивать внимание. К тому же полезная деятельность приносит радость, так как дает нам ощущение собственной силы и сознание того, что мы живем полноценной и активной жизнью.

    Главным условием плодотворности труда является его непрерывность. Все великое в мире достигнуто благодаря настойчивости и терпению Даже гениальный ум не помог бы Ньютону открыть и доказать закон всемирного тяготения, если бы он не думал о нем постоянно. Кстати, сам Ньютон всегда говорил о себе, что он отличается не силой своих способностей,  а силой терпения.

    В природе медленные, непрерывные, самые ничтожные действия в союзе со временем производят огромные изменения, перед которыми бледнеют даже страшные бури и смерчи. Медленные движения ледников сдвигают целые горы и заполняют целые долины громадной массой земли. Созданная человечеством грандиозная культура — результат миллионов маленьких действий, из которых каждое в отдельности взятое является совершенно незначительным.

    Эту мысль неоднократно высказывал известный в прошлом психолог Джемс, который для укрепления воли и характера давал следующие советы: «Сохраняй в себе способность к усилию небольшим добровольным ежедневным упражнением. То есть, проявляй аскетизм и героизм в мелочах, не необходимых для тебя, делая каждый день или каждые два дня что-нибудь такое, что ты предпочел бы не делать, чтобы при наступлении настоящей тяжелой нужды ты чувствовал бы себя готовым мужественно выдержать испытание. Такого рода аскетизм есть как бы страхование, которое мы платим за свой дом и имущество. Деньги, тратимые на страховку, не приносят нам никакой пользы и могут никогда ее не принести. Но если произойдет у нас пожар, плата страховки избавит нас от разорения...»

    Если человек будет следовать указанным советам, то, по выражению Джемса, «среди всеобщего разрушения он будет выситься, подобно несокрушимой башне, когда более изнеженные люди рассеются как мякина по ветру».

    До сих пор мы подчеркивали пользу привычек. По как часто нам приходится слышать о губительных последствиях многих наших привычек? Так, может быть, привычки вовсе не полезны, а вредны? Ответ не может быть однозначным.

    Привычки могут быть вредными и полезными. Все зависит от того, как мы сами к ним относимся. Привычки вредны для тех, кто становится их рабом, кто не может освободиться от них. Привычка наносит нам ущерб и в том случае, если мы ограничиваем наше поведение небольшим количеством привычек, за предел которых не можем выйти. Тем самым мы становимся врагами всего нового, превращаемся  в рутинеров.

    Если же мы будем рассматривать привычку как средство, освобождающее наш ум и волю для решения более сложных задач, то они окажут нам неоценимую помощь.

    О пользе и вреде привычек очень метко сказал К. Д. Ушинский: «Как машины дают человеку возможность, при одинаковом количестве употребленных им усилий, достигать громадных результатов, так привычка дает человеку возможность необозримо обширной психофизической деятельности при одном и том же количестве душевных усилий». Но если человек ищет в привычке не ступени для расширения своей психофизической деятельности, а уклонения от трудностей труда, то ложность этого направления обнаруживается сама собою. Действие повторяющееся становится действительно все легче и легче, но вместе с тем все менее и менее занимает. Жизнь, вращающаяся в привычках, делается рутинною, и деятельность душевная суживается все более и более.

    Но давайте задумаемся над тем, как важно и полезно выработать у себя полезные привычки, которые становятся чертами нашего характера К этим привычкам можно отнести дисциплинированность, аккуратность, исполнительность, решительность, настойчивость, выдержку, самостоятельность, активность, принципиальность, общительность, деловитость, трудолюбие и многие другие.

    Вы, конечно, согласитесь, что все эти полезные привычки вырабатываются наиболее эффективно в деятельности, путем многократного повторения. Пустые мечты и рассуждения едва ли здесь помогут нам.

    Вспомним А. С. Макаренко: «Вообще нужно стремиться к тому, чтобы у детей как можно крепче складывались хорошие привычки, а для этой цели наиболее важным является постоянное упражнение в правильном поступке. Постоянные же рассуждения и разглагольствования о правильном поведении могут испортить какой угодно хороший опыт».

    Таким образом, взаимодействуя между собой, воля и полезная привычка помогают нам идти вперед по пути самосовершенствования. «Воля, — пишет философ В. И. Селиванов, — прокладывает новые пути в деятельности личности, привычка закрепляет эти приобретения и создает новые, более благоприятные предпосылки для дальнейшего  развития  воли».

    * * *

    Кто в молодости не связал себя прочными связями с великим и прекрасным делом или по крайней мере с простым, но честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость бесследно потерянной, как бы весело она не прошла и сколько бы приятных воспоминаний она не оставила!

    Д. И. Писарев


    Праздность больше всех пороков ослабляет мужество.

    Ш. Монтескье


    Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую  бездеятельность.

    В. Гёте


    Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды.

    Ф. Вольтер


    Счастье достается тому,  кто  много трудится.

    Леонардо да Винчи


    Трудитесь; находите покой в труде, ни в чем другом не найти! Удовольствие пролетит — оно себе; труд оставит след  долгой   радости — он   другим.

    Л. И. Менделеев

    Как использовать свободное время для развития воли и характера

    Американский философ Б. Фуллер писал: «Я прожил 70 лет. Это составляет 600 тыс. часов. Из них 200 тыс. я проспал, 100 тыс. ушло на то, чтобы есть, пить, восстанавливать свое здоровье, 200 тыс. часов я учился и зарабатывал на жизнь. Из оставшихся — 60 тыс. часов я провел и дороге. Остаток — время, которым я мог располагать свободно,— составил всего около 40 тыс. часов, или около полутора  часов  в  день».

    Но количество свободного времени — это только одна его характеристика. Другая, более важная характеристика — содержание свободного времени, чем оно заполнено. Как писал  С.  Я.  Маршак:

    ...Время растяжимо —
    Оно зависит от того,
    Какого рода содержимым
    Вы наполняете его.

    Важно помнить о том, что свободное время воздействует на личность. То, как и с кем мы проводим свободное время, какие читаем книги, смотрим фильмы, самым глубоким образом влияет на наш интеллект, характер, нравственные качества. Соприкасаясь с талантливыми, добрыми, целеустремленными волевыми людьми, мы как бы перенимаем их энергию, заражаемся их идеями, поступками, подражаем им, становимся похожими на них, И наоборот, бесцельное проведение свободного времени, общение с людьми никчемными, бездеятельными, безвольными, безнравственными оказывает на нас отрицательное воздействие как в плане развития воли и характера, так и в воспитании наших нравственных качеств. «Свободное время, — писал К. Маркс, — превращает того, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого иного субъекта он вступает затем в непосредственный процесс производства». 

    Свободное время мы можем и должны использовать для самосовершенствования. Человек и в свободное время может направленно формировать свои черты характера. К Маркс писал о свободном времени как о времени «более возвышенной деятельности», времени развития личности. Использовать эту возможность или упустить ее — зависит только от нас самих.

    В связи с проблемой свободного времени хочется поделиться воспоминаниями из школьной учительской практики. Как-то в конце четверти на педсовете обсуждали успеваемость учащихся. Когда очередь дошла до Коли Я., мнения учителей разделились. Многие хвалили его (он учился на четыре и пять) и прочили ему даже блестящее будущее, мотивируя свое мнение отличными способностями Коли. Однако учительница истории имела на этот счет свое собственное мнение. И хотя она, как правило, верила в человека, в его лучшие качества, но здесь выразила сомнение в блестящем будущем Коли. На чем основывалось ее мнение? Она лучше других учителей знала, что хорошие отметки Николая — результат его очень хорошей памяти В обоснование своего мнения учительница сказала: «Наличие хорошей памяти у Николая имеет и свою отрицательную сторону. Он совершенно не приучен трудиться. В школе прослушает материал — этим и ограничивается его учеба. Посмотрите, а чем занимается он дома? По хозяйству не помогает, свободное время проводит во дворе, с друзьями, никаких серьезных увлечений. Нет, ничего путного из него не выйдет, если он не займется серьезно самовоспитанием».

    Учительница истории оказалась во многом права Николай так ничем и не увлекся. После окончания школы он поступил в институт, затем бросил, попытался поступить в другой — не получилось. Связался с дурной компанией, едва избежал сурового наказания. Несколько раз менял paбoтy.

    Глубоко права была Н. К. Крупская, говоря, что человек без воли — игрушка в руках проходимца. Жаль, конечно, что некоторые из вас недооценивают значения свободного времени и используют его лишь для развлечений и ничегонеделания.

    Ваш досуг, ваше свободное время — это огромное ваше богатство. Только от вас самих зависит, как вы распорядитесь этим бесценным богатством. Вы можете попробовать себя и в спорте, и в искусстве, и в рукоделии, и в поэзии, да мало ли интересных дел можно найти в нашей стране.

    Не бойтесь неудачи. Не получится — ничего страшного. Чем в больших видах деятельности вы себя испытаете, тем выше вероятность того, что вы найдет себя, тот вид деятельности, где с максимальной отдачей раскроются ваши способности, дарования! Занятие любимым делом помогает нам создать и длительное время поддерживать то эмоционально-психическое состояние, которое доставляет нам желаемое внутреннее удовлетворение. Мы забываем наши жизненные невзгоды и полностью отдаемся любимому делу. Испытывая величайшее удовлетворение, вводя себя в то оптимально-психическое состояние, когда лучше всего работается, мы мобилизуем наши внутренние резервы, развиваем заложенные в нас задатки, улучшаем способности и достигаем иногда таких феноменальных успехов, каких не имеем порою на основной работе. При этом воспитываем в себе самообладание и другие волевые черты характера, без которых невозможно получение сколько-нибудь значительных результатов.

    В истории развития искусства, науки и техники имеется немало примеров, когда великие открытия были сделаны людьми, для которых область открыт» не была связана с основной  профессией.

    В Политехническом музее в Москве есть выставка микропроизведений Н. С. Сядристого инженера и художника, скульптора и искусствоведа. Каждое из его произведений можно рассмотреть только с помощью микроскопа — так они малы. Вот обыкновенный человеческий волос, а на торце его видим изображение... Маяковского. Внутри другого человеческого волоса — цветок алой розы с сочными зелеными листьями и стеблем, изготовленными из красок тысячелетней давности.

    А вот макет стрекозы в натуральную величину, а на месте глаз работающие часы А можете ли вы представить себе изготовленную Сядристым балалайку, футляром которой служат... две половинки макового зернышка. И причем все составные части балалайки (струны, корпус и т. д. ) сделаны отдельно А внутри корпуса балалайки помещена этикетка с именем автора изделия. Есть здесь и действующий электромотор в 200 раз меньше булавочной головки, замок величиной в 1/500 кубического миллиметра; а рядом такой же замок, но в разобранном виде, карта мира на виноградном зернышке. И наконец, мы видим блоху, подкованную Сядристым. 

    Поражаешься мастерству, а больше всего трудолюбию мастера, его воле, настойчивости, целеустремленности. Каким же надо обладать мастерством, терпением, выдержкой, силой воли, самообладанием, чтобы создать каждый из этих экспонатов, над некоторыми из которых автор работал  не один год.

    Примечательно, что никакими выдающимися способностями ни в детском, ни в юношеском возрасте Сядристый не обладал. Более того, было время, когда он ничем серьезным не увлекался. Но однажды он сказал себе: «Хватит, надо заняться серьезным делом». С тех пор начал работать над собой, воспитывать характер, закалять силу воли в повседневной деятельности.

    Занявшись микротехникой (это не было его основной работой), он отдавал ей все свое свободное время, познавая ее секреты, оттачивая свое мастерство. Занимаясь полюбившимся делом, он днями, неделями, а иногда и месяцами решал ту или иную проблему. Были случаи, когда он по году не находил правильного решения, бывал близок к отчаянию, но долгое занятие любимым делом уже дало свои плоды — воля его окрепла и он не отступал. И когда приходил новый успех — это придавало ему еще больше сил, укрепляло его волю и веру в себя. Он уже знал: «Нужно терпение, усидчивость, знания, и успех придет!»

    Чтобы добиться очередного успеха, ему приходилось иногда просматривать сотни книг, консультироваться с десятками специалистов. Но это еще не все. Ему приходилось многое создавать даже вопреки мнению специалистов. Так, специалисты часового завода в Москве, к которым он обратился за советом, заявили о невозможности создать действующий механизм часов, который мог бы поместиться в глазах стрекозы, но он упорно продолжал поиски и ведь построил такие часы — работают!

    Естественно, едва ли были бы возможны его успехи в области микроминиатюр, не выработай он в себе самообладания — умения управлять собой. А его самообладание — результат кропотливой, постоянной титанической работы  над собой.

    Что же побуждает людей, подобно Сядристому, проявлять максимум энергии и настойчивости, да еще в свое свободное время?

    Одним из таких могучих стимулов является активный познавательный интерес, жажда познания. Иногда нам трудно почувствовать, осознать, что же нас больше всего интересует, к чему лежит наша душа. Зачастую, когда мы только начинаем заниматься тем или иным видом деятельности, интерес полностью отсутствует. И, чтобы продолжить наше занятие, нам требуется проявить иногда значительное волевое усилие.

    Однако чем серьезнее мы занимаемся какой-либо работой, чем значительней наши успехи, тем большая вероятность зарождения и укрепления интереса, превращения его в активный волевой познавательный интерес, который теперь уже сам побуждает нас заниматься любимым делом. А в любом деле приходится сталкиваться со множеством трудностей, преодолевать многочисленные препятствия, в результате чего тренируется и укрепляется паша воля, закаляется  характер.

    Характер закаляется в учебе

    Естественно, как бы вы не стремились развивать свои волевые качества, из этого ничего не выйдет, если не сможете добиваться поставленных целей. А достижение этих целей зависит нередко от ваших знаний, умений, навыков в том или ином виде деятельности. Из этого следует: если вы хотите добиться заметных успехов в развитии волевых качеств, необходимо работать одновременно над совершенствованием своих знаний, умений и навыков в любом виде деятельности. Усвоив это, надо поставить перед собой цель: с максимальной отдачей работать на каждом уроке, а не «пребывать» в школе. Тогда каждое новое задание учителя будет восприниматься не только положительно, но и возникнет стремление пополнять свои знания, развивать навыки и умения, преодолевать препятствия при выполнении того или иного задания. Кроме того, это реальная возможность тренировать свою память, развивать способности, формировать и закаливать свои волевые качества.

    Многие из вас считают, что на уроке воля проявляется только при решении задач. Это далеко не так. В старших классах изучение нового материала требует значительных волевых усилий, настойчивости. Даже сам процесс слушания — это сложная интеллектуальная работа. Здесь и внимание, и восприятие речи, и извлечение из памяти знаний, необходимых для понимания и усвоения нового материала, и волевое усилие, направленное на запоминание материала и преодоление утомления и усталости. Поэтому, даже слушая, мы развиваем как умственные способности, так и волевые     качества:     дисциплинированность,     выдержку.

    Способствуют развитию волевых черт характера и домашние задания.

    Очень важно выработать у себя привычку к самоконтролю.

    Самоконтроль может быть непреднамеренным (непроизвольный) и преднамеренный (произвольный). Преднамеренный контроль определяется сознательно поставленной целью и имеет особо важное значение в процессе самовоспитания. Он помогает полнее реализовать программу самовоспитания, не отклоняться от главной цели, не увлекаться другими видами деятельности, корректировать процесс самовоспитания. Самоконтроль поможет дисциплинировать себя, более ответственно относиться к выполнению любого задания. Самоконтроль поможет вам воспитать такое важное волевое качество характера, как самостоятельность.

    Развить самостоятельность вам помогут составление плана, конспекта изучаемого материала, осмысливание главного содержания, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия, самостоятельное формирование собственных выводов на основе имеющихся знаний. Умение думать не приходит само собой. Оно вырабатывается в результате самостоятельной активной мыслительной деятельности при изучении учебных предметов.

    Как считает известный советский педагог В. А. Сухомлинский, учение занимает главное место в вашей духовной жизни, и оно должно стать для вас трудом. Очень важно, чтобы учение — труд — стало для вас гармонией трех понятий:  надо, трудно и  прекрасно.

    * * *

    В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.

    К. Маркс


    Какую бы область работы мы не взяли, она без знаний будет хромать.

    С. Киров


    Первоначальное учение так важно для человека, что, можно сказать, решает участь всей его жизни.

    В. Белинский


    Не тот глуп, кто не знает, но тот, кто знать не хочет.

    Г.  Сковорода


    Незнание есть бессилие.

    Н. Чернышевский


    Образование — клад; труд — ключ к нему.

    П. Буаст


    Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью.

    Л. Толстой


    Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума— в знании.

    Фалес


    Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать.

    И. В. Гёте


    Единственный путь, ведущий к знанию — это деятельность.

    Б. Шоу


    Знание завершается только делом. Знание — дерево, а дело — плоды.

    Арабская мудрость

    Как дневники помогали самосовершенствоваться великим людям

    В. А. Сухомлинский писал: «Поставь над собой сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставлять себя и сам требовать от себя». К сожалению, некоторые из вас не только забывают эту простую, но мудрую истину, но нередко пытаются оправдать свою пассивную жизненную позицию, слабоволие, проявление несамостоятельности и даже неудачи якобы плохим воспитанием. Между тем в 14—16 лет человек должен задумываться над своим «я». Еще в V веке до нашей эры греческий философ Сократ сказал: «Познай себя и ты познаешь мир». Познавая свое «я», мы стремимся к самосовершенствованию.

    «...Самопознание, — утверждал Томас Манн, — если только предаваться ему с достаточной ответственностью, представляет собой в большинстве случаев первый шаг к внутреннему перерождению. Я понял, что человек, познавая себя, никогда не останется вполне таким же, каким был прежде».

    Таким образом, работа над собой начинается с самопознания. И здесь вам на помощь могут прийти личные дневники.

    Многие великие и весьма занятые люди на протяжении многих лет вели личные дневники для выявления сильных и слабых сторон своего характера и дальнейшего совершенствования.

    В личном дневнике, как в зеркале, можно увидеть свои плюсы и минусы. Может быть не сразу, а спустя неделю, месяц, год.

    Кроме того, само ведение дневника требует размышления, развития таких важных качеств характера, как принципиальность, самокритичность, аккуратность, прилежание, настойчивость, целеустремленность, честность, аккуратность и др.

    В рассказе Лидии Аксеновой «Путь к себе» приводится очень яркий пример благотворного воздействия на личность самого факта ведения дневника. Тринадцатилетней девочке подарили тетрадку, и она аккуратно вывела: «Дневник». Она не мечтала быть писательницей, просто дневник помогал ей. «Когда я пишу, все разрешается, горе проходит, мужество снова живет во мне».

    Шла война, а девочка вместе с семьей пряталась на чердаке, вела свой дневник и не знала, что через два года ей предстоит умереть в концлагере, а еще через несколько лет благодаря дневнику воскреснуть в сердцах людей: «Здравствуйте. Я — Анна Франк».

    Вот ее запись: «Я открыла счастье внутри себя... Всегда остается прекрасное: природа, солнце, свобода, то, что у тебя в душе. За это надо держаться, тогда ты найдешь себя».

    Анна Франк предлагает всем нам очень простой способ стать лучше: «Какими прекрасными, какими добрыми были бы люди, если бы они каждый вечер перед сном припоминали события всего дня и решали: что было хорошо, а что плохо! Невольно каждый день они пытались бы стать лучше. Этим способом мог бы воспользоваться каждый. Он ничего не стоит».

    Действительно, давайте задумаемся на минуту над тем, сколько времени мы проводим нередко впустую. А вот нескольких минут для самоанализа, для гимнастики наших нравственных и волевых качеств нам порой не хватает.

    Попробуй начать вести дневник, и ты очень скоро почувствуешь его пользу. Он дисциплинирует, заставляет строже относиться к себе и своим поступкам.

    Многие выдающиеся деятели, педагоги, ученые, писатели начинали воспитание своего характера, воли именно о ведения дневника.

    Вот, например, какие требования выработал для себя юный Ушинский.

    1. Спокойствие совершенное, по крайней   мере, внешнее.

    2. Прямота в словах и поступках.

    3. Обдуманность действия.

    4. Решительность.

    5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

    6. Не проводить времени бесцельно, делать то, что хочешь,  а не то, что случится.

    7. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своихпоступках.

    8. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть,  ни тем, что будет.

    Вел дневник и Л. Н. Толстой. В этом дневнике он выработал правила для развития воли. Сначала они были очень краткими: когда вставать и ложиться спать и т. д.; каким нравственным принципам следовать, например пренебрегать богатством, почестями и общественным мнением, не основанным на рассудке.

    Позже эти правила дополнились другими, непосредственно связанными с укреплением воли и характера. Главнейшими из них были: «сосредоточивать внимание все на один предмет», «делать все по возможности самому», «исполнять все предписанное», «только в случае необходимости предпринимать другие дела, не закончивши одного», «думать при всяком деянии о цели оного».

    Выдающиеся деятели прошлого понимали, что воля и характер воспитываются в борьбе, в преодолении трудностей, в упражнениях, в поступках и действиях, связанных с преодолением внутренних и внешних препятствий. Поэтому они придавали большое значение упражнениям в выполнении режима дня, в физической выносливости, в выработке произвольного внимания, в развитии отдельных волевых качеств.

    Это особенно важно помнить молодым людям, которые пытаются закалять свою волю искусственными приемами, например, пускаясь в рискованные путешествия, прижигая себе руку увеличительным стеклом, бегая босиком по снегу, не сознаваясь в своих проступках и т. д.

    Однако никакие специальные упражнения по воспитанию ноли и характера не могут сравниться по своей значимости и эффективности с развитием воли и характера в процессе выполнения какой-либо полезной деятельности. Л. Н. Толстой был очень счастлив, если мог сделать в дневнике запись: «Я совершенно доволен собою за вчерашний день. Я начинаю приобретать волю телесную, но умственная еще очень слаба. Терпение и прилежание, и я уверен, что я достигну всего, что я хочу».

    С помощью дневников Л. Н. Толстой сумел преодолеть свои недостатки.

    Как ему удалось этого добиться? Думается, не ошибемся, если скажем: предъявлением к себе самых серьезных, порой беспощадных требований. Об этом можно судить по его дневниковым записям. Вот некоторые из отрывков его записей о себе: «Я дурен собой, неловок... скучен для других, нескромен, нетерпелив, стыдлив, как ребенок. Я почти невежда. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без толку, и то мало. Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я не аккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти необходимой привычкой. Я умен, но ум мой еще никогда и ни в чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума делового. Я честен, люблю добро, сделал привычку любить его; и когда отклоняюсь от него, бываю недоволен собой и возвращаюсь к нему — с большим удовольствием; но есть вещи, которые я люблю больше добра — славу».

    Дневники вели не только великие люди. Вот пример из жизни вашего сверстника. В седьмом классе Коля В. начал вести дневник. Он довольно успешно использовал свои записи-обязательства для выработки силы воли и желательных для него черт характера. Вот выдержки из его дневника:

    «Как только наступает время приготовления уроков, я бросаю все дела, даже самую интересную книгу.

    Я не пойду играть в футбол, пока не выучу все уроки.

    Я  ежедневно делаю зарядку.

    Я довожу начатое дело до конца.

    Я не хвастаюсь своими успехами».

    Обязательства эти находились над его письменным столом. Одни из этих правил он менял, другие оставались дольше, пока у него не вырабатывалась привычка следовать этим правилам. По мере выработки   той или   иной черты характера он вносил изменения в свои   обязательства.

    Успешная работа по самосовершенствованию, учеба во многом зависят от правильного планирования вашего времени.

    Для выработки индивидуального режима дня вы можете воспользоваться примерной схемой, рекомендуемой психологами С. Е. Минкиной и С. Е. Шляхтиным.


    Примерная  схема режима дня  учащихся  первой  смены (при начале занятий в 8—30)


    Начните воспитание воли и характера с составления и выполнения своего режима дня. Это доступно каждому. Распределив свое время, вы сразу почувствуете благотворное влияние режима дня. Он помогает экономить время, активизирует, дисциплинирует, позволяет значительно увеличить вашу работоспособность.

    Точное соблюдение режима дня, как вы вскоре убедитесь, не такое уж легкое дело. Однако польза от этого весьма ощутима. Вы выработаете привычку работать и отдыхать в одно и то же время, а это уже шаг к формированию таких волевых качеств, как организованность, выдержка, настойчивость, деловитость.


    Примерная схема режима дня учащихся, посещающих школу во вторую смену (при начале занятий в 14 часов)

    Как регулировать эмоциональный накал

    Весьма важно владеть своими чувствами не только в плане выдержки, внешнего сдерживания, но и уметь в какой-то мере управлять возникновением и течением различных эмоциональных состояний, добиваться положительной окраски переживаний. Ведь даже к конфликтным ситуациям можно по-разному относиться. Это во многом зависит от установки человека.

    Помогает снять или уменьшить отрицательные эмоции следующая установка: мне доставляет удовольствие спокойным, уверенным голосом вести спор, отстаивать свое мнение, показывать пример выдержки и умения владеть собой, быть выше спорящего, кричащего человека, который нервничает, горячится, теряет достоинство.

    Когда человек недостаточно культурен, недобр, к тому же не контролирует себя сознательно, видит, что его боятся, у него возникает установка на эмоциональную агрессивность.

    Некоторые дети, став взрослыми, совершенно нетерпимы к престарелым родителям, особенно если те зависят от них материально, беспомощны, боятся потерять расположение, любовь своих детей и ведут себя заискивающе, старчески пугаются своих оплошностей, связанных с плохим слухом, ослабевшей памятью и т. п. Причем эти же дети могут одновременно и любить своих родителей, даже раскаиваться в своем поведении. Но возникшая агрессивность установки в восприятии и в отношении к престарелым родителям способствует эмоциональным всплескам, ссорам   ненужной сердитости, резкости в общении.

    Можно вспомнить и другие ситуации. Важно подчеркнуть, что сознательно данная себе установка на сдержанное, продуманное, достойное поведение помогает владеть своими эмоциями.

    Интересно описывает роль установки и самоконтроля во владении эмоциями космонавт П. Е. Климук: «Ученые говорят, чем моложе эмоция, том легче она поддается управлению. И вот мы старались чутко относиться к малейшему зарождению отрицательных настроений, сразу анализировать причину. Стоит отдать себе отчет, как незначительна причина, вызвавшая твое раздражение, и оно стихает. Или вот больной вопрос: как смириться с недостатками товарища?.. С другой стороны, знаю же я, что у меня, как у каждого человека, тоже тысяча недостатков. И они тоже, наверное, раздражают товарища. Если мы станем в полете друг друга перевоспитывать, то нам на работу сил не хватит. Выход? Постараться представить себе, что все эти недостатки, например разговорчивость или, наоборот, молчаливость, медлительность или суетливость, — такие же объективные особенности личности твоего партнера, как цвет волос или рост, тембр голоса и т. д.

    К своим недостаткам, по-моему, нужно относиться в десять раз жестче, чем к недостаткам других. А  если хочешь помочь товарищу избавиться от какой-то плохой привычки или черты, найди такой способ, чтобы сказать мимоходом, чтобы не унизить достоинство человека. Иногда, знаете, даже полезно ошибку товарища признать своей. Он потом сам все правильно поймет и будет переживать гораздо глубже, чем если бы ты стал его упрекать. Как это важно — удержаться от упреков...»

    Надо снимать крайне неприятные, наиболее стрессовые эмоции — гнев, ярость и т. п., предупреждать их.

    Насколько целесообразны вообще эти эмоции? Первоначально, когда люди решали свои проблемы в основном с помощью грубой мускульной силы, сверхсильные, крайние эмоции — гнев, ярость, так называемые неистовые, бешеные состояния служили человеку для максимальной мобилизации физических сил в смертельно опасной схватке. Когда решалась судьба человека — жить или умереть, то внутренние поражения, последствия, травмы в результате этих сверхсильных эмоций не являлись столь значительными в сравнении с возможностью человека выжить в сверхопасной ситуации или погибнуть. Конечно, такого рода ситуации сохранились и в современную эпоху, особенно в военных условиях, в условиях острой классовой борьбы и т. п. Некоторые японские предприниматели, для того, чтобы разрядить настроение своих работников, даже подвешивают в туалетах резиновые чучела администраторов, владельцев фирмы, чтобы желающие могли физически поупражняться на этих манекенах, успокоиться, снять раздражение. Думается, что если некоторую долю эмоций и разряжают таким образом, отрицательное отношение не к манекенам, а к оригиналам все же остается.

    В наше время цивилизованный человек решает межличностные конфликты на интеллектуальном, словесном уровне, когда в крайней эмоциональной реакции вообще нет необходимости и мобилизованная энергия не расходуется физическим путем. Конечно, и современный человек, впадая в гнев и ярость, непроизвольно сжимает кулаки, стискивает зубы и т. п., но все это — поза, а физическая энергия в конечном итоге сбрасывается во внутрь, еще более травмируя организм.

    Впадая в гнев и особенно в последнюю, наиболее сильную его стадию — ярость, человек теряет контроль рассудка над своим поведением. Это то положение, о котором еще римский поэт Гораций заметил: «Запальчивый гнев — есть кратковременное безумие». Вспышка гнева может быть обуздана лишь в самом начале, поэтому человек, сознавая, что он начинает впадать в состояние гнева, должен отдать себе самоприказ: вести себя обдуманно, повелевать своими чувствами, не поддаваться необузданным эмоциям.

    Есть и другой путь, как нам кажется, наиболее действенный— руководствоваться определением Джонатана Свифта, автора книги «Приключения Гулливера»: «Отдаваться гневу — часто все равно что мстить самому себе за вину другого». Очень верно!

    И человек, взявший за правило это высказывание, становится намного уравновешеннее, жизнерадостнее, оптимистичнее. Конечно, когда порыв, как говорят, гнева благородного помогает вступиться за справедливость в сложной и рискованной ситуации, например, защитить слабого,— это чувство гнева не должно сниматься, подавляться. Но и в данном случае оценка реального положения должна быть разумной.

    Чтобы сделать свой характер более жизнерадостным, оптимистичным, уравновешенным и не допускать отрицательных переживаний, связанных со злобой, завистью, пессимистическим настроением, надо в максимальной мере мобилизовать свое сознание, своей интеллект, понять и устранить причины этих состояний.

    Иногда про человека говорят: завистливый характер у него, ибо он сильно переживает, когда другому везет, когда другой счастлив Полезно в случае таких переживаний вспомнить замечание Монтескье: «Завистник сам севе враг, потому что страдает or «ли, со «данного им самим». Редко кто согласится считать себя завистником. Все же зависть, может быть не в такой яркой фирме, носит довольно распространенный характер. Например, человек поддается общей моде и начинает пережинать, что у него нет той или иной вещи, той или иной должности, а у другого, по его мнению, менее способного и достойного, есть. Весьма неприятное чувство. Осознав что это просто зависть и стремление к подражательству, утеря оригинальности своей личности, мелкое и ненужное чувство, можно преодолеть неприятную эмоцию.

    Полезно также вспомнить меткое замечание Ларошфуко: «Нередко хвастаются страстями, даже самыми преступными, но зависть — страсть стыдливая и постыдная, в которой никто не смеет признаться». Все же стоит хотя бы самому себе задать вопрос: не закрадывается ли она или, может быть, где-то затаилась и ждет своего часа?..

    Зависть, конечно, одна из худших человеческих страстей. Но саму по себе страстность характера едва ли можно считать минусом. Правда, вопрос этот противоречивый. Страсти человека в обыденной жизни нередко считают чем то отрицательным, противоположным разуму, мешающим разумной жизни. Есть и противоположное, более правильное мнение, которое высказал Флобер: «Зачем говорить против страстей?.. Разве они не источник героизма, энтузиазма, поэзии, музыки, искусства — одним словом — всего?» Уже несколько осторожнее, но весьма положительно оценивает роль страстей Анатоль Франс: «Страсти — враги покоя, но без них на этом свете не было бы ни искусств, ни наук».

    Видимо, когда речь идет о значительных достижениях, о необходимости мобилизовать все свои силы на достижение цели, полезен наивысший накал человеческих чувств, которые принимают страстный характер.

    Конечно, и страсти должны быть под определенным контролем сознания. Иначе правильными оказываются критические замечания, — смысл которых сводится к одному: действовать в минуту страсти — значит пускаться в море во время бури. В данном случае имеется в виду вспышка страсти, страсть необузданная. Особенно подчеркивает роль контроля сознания над страстями французский философ и просветитель Ж. Ж. Руссо. По его мнению, «все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся».

    Думается, что здесь все-таки есть односторонность в оценке роли владения страстями. Ведь есть страсти низменные: страсть к наживе, насилию, жестокости. И даже контроль сознания над ними не делает их хорошими, благородными. Наиболее удачно, диалектично определил роль страстей Вольтер: «Страсти — это ветры, надувающие паруса корабля, ветер, правда, иной раз топит корабль, но без него корабль не мог бы плыть».

    В оценке роли страстей надо учесть их направленность, куда движет человека этот мощный поток. Важно, чтобы страсти человека стимулировали его на достижение полезных, общественно и личностно ценных целей. В таком случае можно будет согласиться со страстным призывом поэта И. С. Аксакова:

    Пошли мне бури и ненастья,
    Даруй мучительные дни, —
    Но от преступного бесстрастия,
    Но от покоя сохрани!

    Управлению своими эмоциями во много помогают правильные взаимоотношения с окружающими.     Умение общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми, особенно при постоянных   контактах, — необходимое условие радостного, бодрого настроения.

    Прежде всего это доброта и благожелательность. «Против всего можно устоять, но не против доброты», — утверждал Ж. Ж Руссо. А английская поэтесса Каролина Бови очень образно заметила: «Доброта — язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать».

    Конечно, мы не всегда имеем достаточную возможность помочь другому человеку, но всегда полезно помнить, что многие люди дорожат вниманием к их просьбе настолько же, насколько и исполнением ее. Внимание к человеку, стремление располагать к себе людей, вызывать к себе симпатии — что важно и для нравственных взаимоотношений, и для эмоционального благополучия, радостного состояния. Вспомним поэтически выраженную мысль Лермонтова: «Поверь мне, счастье только там, где любят нас, где верят вам!»

    Все-таки немило есть людей с негативной установкой, склонных замечать у другого скорее всего только плохое. Полярность в восприятии — от желания увидеть в человеке хорошее до мизантропии — столь метко и ярко выразил в своих стихах Расул Гамзатов:

    Вон человек, что скажешь ты о нем?
    Ответил друг, плечами пожимая:
    «Я с этим человеком не знаком
    Что про него хорошего я знаю?»
    Вон человек, что скажешь ты о нем?
    Спросил я у товарища другого
    «Я с этим человеком не знаком,
    Что я могу сказать о нем плохого?».

    Даже человеку доброжелательному полезно соответственно настроиться в общении. С этой целью стоит вспомнить Экзюпери: «Самая большая роскошь — это роскошь человеческого общения». Помогает в такой установке и мысль В. Белинского: «Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека».

    Наряду с этим надо постараться заинтересовать других общением с собой. Для этого как бы включиться в орбиту интересов другого человека, проявить к его проблемам и заботам внимание, сочувственно отнестись к его переживаниям. Тот, кто умело учитывает естественное стремление людей к самоутверждению и помогает другому ощутить себя умным и знающим собеседником, как бы поднимает человека в его глазах, тот, в свою очередь, кажется умным и милым собеседником.

    Благотворное влияние на многих людей оказывает похвала за добрые дела и достижения. Даже если у человеку и нет значительных достоинств, то полезно бывает заметить добрые ростки лучшего и хотя бы первые попытки сделать что-то хорошее. Ведь в общении так важно опереться на положительное в человеке! В таком случае используют даже «моральное авансирование», поощрение сверх заслуг, как бы с авансом на будущее. Это своего рода выражение доверия к личности, что она его в будущем оправдает. Вспомним поучительный эпизод из «Педагогической поэмы». А. С. Макаренко, замечательный педагог, доверил бывшему рецидивисту Карабанову значительную сумму денег. Это было не только большое доверие и признание исправления, но и мощный стимул поверить в свои силы, по-настоящему начать новую честную жизнь. Карабанов хорошо выполнил поручение своего учителя и стал его верным помощником.

    Доброжелательному общению с людьми помогает сочетание позиции и позы сочувствия. Естественно, что бескорыстная помощь со стороны другого человека обычно вызывает у каждого из нас чувство благодарности. И позиция сочувствия — генеральная линия в установлении благоприятных взаимоотношений. Все же немалое значение приобретает и сама форма помощи. Высокомерный или снисходительный вид при оказании помощи порой нередко задевает человека, больно ранит его самолюбие. Тем более когда эта помощь ставится в зависимость от унизительных просьб или обусловливается проработками или нотациями. Не случайно стало афоризмом выражение: «Выведи меня, мой друг, из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь». Лучше для доброжелательности в общении, когда всякого рода поучения делаются в тактичной и деликатной форме и не ранят самолюбие другого. Парадокс, но факт: часто люди зачастую больше дорожат вниманием к их просьбе, просто сочувственным желанием помочь им, чем даже исполнением самой просьбы, но сопровождаемым неделикатным, а то и грубым замечанием.

    Во всяком случае вежливость в общении оказывается зачастую своего рода золотым ключиком в дом доброжелательности и контактности.

    «Ничто не ценится так дорого и обходится так дешево, как вежливость», — писал Сервантес. И как бы продолжая его мысль, уже в XVIII веке английская писательница Мари Монтегью заметила: «Вежливость ничего не стоит, но приносит много». К сожалению, довольно живучим оказалось мнение, что вежливость — это пережиток прошлого, а простой, честный человек должен резать матку-правду в глаза, не стесняясь формы. Здесь уже не до тактичности и вежливости, якобы символов интеллигентской мягкотелости. Как метко и умно заметил в свое время В. Шекспир: «Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы».

    Отношение к общению как к делу серьезному, важному для других и самого себя, установка на уважение и интерес к человеческой личности — вот, наверное, обязательное условие благотворности межличностных контактов, переживания положительных эмоций.

    Следует подчеркнуть, что юноши и девушки в состоянии давать себе установку на правильное межличностное общение. Конечно, сразу может и не получиться. Но было бы желание.

    Так, ученица IX класса Таня Ч. вначале записывала в своем дневнике: «С утра даю себе слово вести себя целый день в школе, как наметила дома, точно выполнять свои правила. Но прихожу в школу и так поддаюсь окружающей атмосфере, что правила как бы уходят на второй план. Совершаю одну ошибку за другой, я как бы запаздываю в своем самоконтроле. Сегодня опять все сначала шло хорошо — я вела себя тактично в споре с Колей Но вскоре опять сказала лишнее Сразу же подумала опять грублю, опять поссорюсь. Но так и но смогла перестроиться, как со скользкой горки катились все дальше и дальше, и опять наговорила глупостей. Не смогла вовремя внести необходимые поправки в свое поведение».

    Интересно, что, осознав недостатки самоконтроля, пережив связанные с ним срывы в своем поведении, Таня начинала тренироваться в самоинструктировании, в специальном напоминании себе о плане деятельности. Через несколько дней в дневнике Тани появилась новая запись: «Сегодня, заметив, что стала несдержанной, нетактичной в споре, повторила про себя инструкцию: терпеливо объяснить другому его ошибки, приводить логичные доводы, не давать прозвищ, не повышать голоса — и смогла вежливо, логично закончить спор». Одновременно с этой записью родители и товарищи Тани стали подчеркивать значительные перемены в поведении девушки: она перестала давать прозвища товарищам, грубо обрывать несогласных с нею, кричать во время спора, стала проявлять сдержанность, вежливость.

    Важно подчеркнуть, что сознательно данная себе установка на продуманное и достойное поведение помогает овладеть своими эмоциями.

    Чтобы овладеть подсознательным влиянием на свое душевное самочувствие, используют самовнушение. Самовнушение помогает человеку сохранять свое здоровье, влиять на артериальное давление и кровообращение, обмен веществ. В экспериментах профессора А. М. Свядоща испытуемые путем тренировок овладели даже ритмом сердечной деятельности, доводя частоту ударов сердца с 68 до 144 и уменьшая до 46 ударов в минуту. И хотя ставшее общеизвестным выражение «в здоровом теле — здоровый дух» едва ли можно назвать истиной (и среди людей физически сильных немало трусливых и безнравственных), все же здоровье отнюдь не во вред стойкому характеру. Ведь среди больных больше людей эмоционально неуравновешенных. Говорят: человек стал злым, раздражительным, желчным. Конечно, дело не в «в безнравственности» желчи, а в том, что человек плохо себя чувствует, ослабляется самоконтроль, поведение становится неуравновешенным, возможны всякого рода импульсивные и непродуманные поступки, ссоры, нарушение нравственных норм. Самовнушение, таким образом, способствуя положительному состоянию эмоциональных процессов, хорошему здоровью человека, опосредованно, косвенно влияет на его волю и характер.

    Разумеется, самовнушение в любых своих вариантах лишь вспомогательное средство поддержания положительного эмоционального состояния. Важнейшее же условие душевного благополучия — умственный и физический труд, радость от процессов познания и созидания и удовлетворенность от результатов трудовой деятельности.

    * * *

    Ну вот и окончилось наше повествование. Мы постарались познакомить тебя с различными путями достижения жизненной цели, самосовершенствования. Тебе жить, тебе и выбирать! Хочется только еще раз напомнить, что твоя жизнь и выбор жизненной цели касаются не только тебя одного. Ты живешь среди товарищей, родных, близких. И каждое твое соприкосновение с ними отражается не только на тебе, но и на них. Будет ли общение с тобой доставлять   им радость   или разочарование — зависит   от тебя.

    Помни также о пользе общения с великими и просто добрыми людьми Мы получаем от них энергию созидания и  добра.

    Смелее входи в  жизнь!

    Знай, трудности для того и существуют, чтобы их преодолевать.

    Рассчитай свои силы и возможности — и смело вперед, к намеченной тобой жизненной цели!

    Удачи тебе, дорогой юный читатель!









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх