|
||||
|
Что помогает формировать характер и волю
Как достичь поставленной цели? Ранее мы уже знакомились с основными понятиями воли и волевой деятельности человека. Напомним вам, что любая более или менее сложная работа, любое наше действие осуществляется с помощью волевого саморегулирования. Каждое такое действие, как правило, включает следующие этапы: 1. Постановку цели. 2. Планирование. 3. Исполнение. Воля присутствует на всех этапах; для успешного преодоления трудностей очень важно знать особенности проявления воли на каждом этапе и факторы, способствующие мобилизации наших волевых усилий. Мы не будем рассматривать здесь случаи, когда человек получает определенное задание. В этом случае цель поставлена и нередко определены пути ее достижения. Нас с вами больше интересуют случаи, когда человек сам выбирает один мотив из нескольких (что сопровождается борьбой мотивов), ставит цель, планирует средства достижения и добивается осуществления цели. На этапе постановки цели происходит серьезная мыслительная работа, так как успех во многом зависит от того, насколько хорошо продуманы все вопросы, связанные как с постановкой цели, так и с условиями ее достижения. Принятие решения (постановка цели) может быть затруднено столкновением нескольких мотивов (борьбой мотивов). Например, вы кончаете школу. Перед вами несколько выборов. Можно попытаться поступить в институт, но в какой? Вы увлекаетесь одновременно несколькими предметами. Можно пойти работать, но куда? Вам нравятся многие профессии. Каждый день нам приходится решать, где провести свободное время — пойти в кино или в гости? как одеться? И т. д. Борьба мотивов может принимать весьма затяжной характер и может закончиться совершенно неожиданно, как это случилось, например, с одним из героев Н. В. Гоголя— Подколесиным в комедии «Женитьба». Слабовольный герой хотел жениться, но никак не мог решиться на это и рассуждал про себя: «Только теперь видишь, как глупы все, которые не женятся... Если бы я был где-нибудь государь, я бы дал повеление жениться всем, решительно всем, чтобы у меня в государстве не было ни одного холостого человека!.. Право, как подумаешь: через несколько минут — и уже будешь женат. Вдруг вкусишь блаженство, какое, точно бывает только разве в сказках... (После некоторого молчания.) Однако ж что ни говори, а как-то даже делается страшно... На всю жизнь, на весь век... Уж вот и теперь назад никак нельзя попятиться... А будто в самом деле нельзя уйти?.. Нельзя, нет. А вот окно открыто; что если бы в окно?.. Попробовать, что ли?». Затянувшаяся борьба мотивов Подколесина закончилась его бегством перед самым венчанием. Как видим, Н. В. Гоголь с присущей ему яркостью изобразил зависимость судьбы бесхарактерного, безвольного человека от случайных обстоятельств. У волевого человека выбор, как правило, не бывает случайным. Человек с достаточно развитой волей из нескольких возможных решений выбирает то, которое считает необходимым. Вот наглядный пример. Володя Ульянов в субботу занимался подготовкой уроков. Вдруг он услышал свист. Глянул в окно. Его друг делал ему отчаянные жесты. Сегодня он купил самопал, о котором они с Володей так мечтали, и приглашал Володю пострелять. Первым желанием Володи было пойти, он даже высунулся из окна, но затем подумал, уроки он еще не подготовил. А друг уговаривал его: «Пойдем, ведь завтра же воскресенье, сделаешь свои уроки!» Конечно, я могу и завтра сделать уроки, подумал Володя, но нет, сначала я сделаю уроки, а пострелять я могу и завтра. И Володя сказал: «Не могу сегодня: завтра вместе постреляем». Бывает и так, что приняв какое-то решение (поставив цель), человек не приступает сразу к его выполнению. Тогда конкретная цель отодвигается и превращается в намерение. У людей слабовольных дальше намерений дело не идет. А каждое невыполненное решение еще больше расслабляет волю, снижает возможности к достижению поставленных целей. Если вы хотите успешно развивать свою волю, вы должны добиваться безусловного выполнения поставленных целей, ибо каждая достигнутая цель усиливает вашу веру в себя, укрепляет волю, приближает вас к достижению основной, главной жизненной цели. Помимо постановки цели в структуру волевого акта входят планирование и исполнение. В сложном волевом действии планирование достижения поставленной цели следует после принятия решения (постановки цели). Правда, как мы уже отмечали выше, иногда способы достижения поставленной цели намечаются в общих чертах одновременно с постановкой цели. Но даже в этих случаях конкретная деятельная разработка способов достижения происходит непосредственно перед исполнением, т. е. перед практической деятельностью. При разработке средств достижения цели мы можем сталкиваться с определенными трудностями, которые потребуют от нас значительных волевых усилий, выдержки, настойчивости, больших затрат времени. В такие моменты мы можем даже переживать внутренний конфликт. Напряжение спадает, как только разрешается эта конфликтная ситуация, т. е. когда мы выбираем то или иное средство для достижения поставленной цели. Выбрав средства для достижения цели, мы приступаем к практическому осуществлению принятого нами решения. Здесь требуются определенные рабочие операции, и наши волевые усилия реализуются в сделанном нами предмете, в определенном поступке. В процессе исполнения принятого решения мы не только действуем по заранее составленному плану, но и контролируем, корректируем нашу деятельность, совершенствуем свои умения и навыки, находим более рациональные пути и т. д. Практическое осуществление поставленной цели также сопровождается, как правило, преодолением трудностей как внешних (обстоятельства, стихия, время, расстояние и т. д.), так и внутренних (усталость, болезнь, недостаток знаний, умений). В этих случаях нам приходится напрягать и мобилизовывать волевое усилие. Слабовольный человек в такие моменты прекращает практическую деятельность и обязательно ищет и находит для себя оправдательные аргументы, о которых мы писали выше. Волевой же человек, крепкий духом, в такие моменты мобилизует всю свою волю, энергию и в трудной борьбе с внешними и внутренними препятствиями достигает поставленной цели, закаляя и укрепляя таким образом свою волю Вот пример, описанный в «Комсомольской правде». На одном из советских кораблей находившемся в северных широтах, обледенела антенна локатора, Корабль «ослеп». Нужно было срочно сколоть лед. Однако сделать это можно было только голыми руками, так как инструмент мог повредить антенну. (Антенна находилась на высоте девятиэтажного дома.) Вызвался доброволец — комсомолец Эдгар Шкерт. Парень полез наверх. Скорость ветра достигала 45 м в секунду. Было видно, как на верхнем мостике ледяной вихрь прижал его к леерам. Парня буквально пронизывало жгучим ледяным ветром. Наконец площадка. Он привязал себя к лееру, снял перчатки и начал работать. Лед, облепивший антенну, был очень крепкий. Целых 15 минут, преодолевая страшный ветер, мороз голыми руками Эдгар скалывал лед. Руки его опухли, стали багровыми, нестерпимо болели от ссадин и мороза. Но он преодолел все трудности, завершил работу и благополучно спустился на палубу. Сложные волевые действия чаще всего разворачиваются в больших временных отрезках. Тогда мы четко разграничиваем все этапы волевого действия. Но иногда приходится совершать поступки, весьма ограниченные во времени. В этих случаях этапы волевого действия как бы сглаживаются. Несколько полезных советов Как видим, цель может служить эффективным мобилизующим волю фактором. Как отмечал К. Маркс, «у каждого есть перед глазами определенная цель, — такая цель, которая, по крайней мере ему самому, кажется великой и которая в действительности такова, если ее признает великой самое глубокое убеждение, проникновеннейший голос сердца...» Достижению целей, а следовательно и развитию воли могут помочь следующие советы. 1. Лучше не принимать решений, чем принимать и не выполнять их. Принятое решение должно быть выполнено.
Конечно, это замечание не стоит абсолютизировать. 2. Цель должна быть полезной, общественно значимой, привлекательной.
Воля — залог счастья и успеха в жизни, ибо воля дает возможность человеку преодолевать трудности на пути к цели. А цель определяет смысл и направленность человеческой жизни. Не случайно И. П. Павлов утверждал, что человек без цели — самоубийца. Однако порой человек склонен забывать о сегодняшнем дне, надеется по-настоящему интересно, счастливо начать жизнь, всесторонне использовать и развивать свои способности, заниматься многими увлекательными делами где-то в далеком завтра. Такие благие пожелания не будущее, когда человек постоянно относит на завтра выполнение важных дел, растрачивает энергию на повседневную суету, приводят к иллюзорности цели, к потере четкой ориентировки во времени, в конце концов ослабляют волю. Естественна ваша устремленность в будущее, стремление решать важные практические задачи, жить активной жизнью. Но не надо забывать, что будущее рождается из сегодняшнего. Поэтому важно готовить себя к будущему уже сейчас. Важно всегда помнить о том, что великие дела и открытия подготавливаются обычными будничными делами, трудолюбием и ежедневной упорной работой над собой. Тогда поставленная цель действительно становится мобилизующим началом. Ярким примером значения цели для активизации и мобилизации волевой деятельности может служить жизнь Таисии Петровны Руденко-Шевелевой. (Очерк о ней был напечатан в газете «Неделя»). С детства она поставила перед собой цель — стать военным моряком. И эта цель определила ее поступки, активизировала волю. Головой вниз ныряла с кручи, переплывала реку Унаву, каталась на лодке. Время было тревожное— шли 20-е годы. Таисия организовала в селе первую комсомольскую ячейку, секретарем избрали ее, пятнадцатилетнюю. Заботы были недетские: организовывали колхоз, ликбез, строили клуб. Кулачье бесновалось. Однажды Тася возвращалась домой поздно вечером, а навстречу двое в мохнатых шапках. Один молча приставил к груди обрез. Девушка с силой ударила по стволу и метнулась в сторону. Грохнул выстрел, другой. Таисия успела скрыться. А утром снова за комсомольскую работу. Она знала, что женщин во флоте нет, но пошла в райвоенкомат. Там ее подняли на смех. И из областного комиссариата пришел ответ: девушек не берем. Написала командующему флотом — снова отказ. Тогда Таисия написала наркому обороны Клименту Ефремовичу Ворошилову. Через месяц пришел ответ. По личному распоряжению наркома ее зачислили в Ленинградское артиллерийское училище. В училище было трудно. Поблажек ей не было, но она все выдержала. Получила специальность артпиротехникаминера. Непросто было ей в мужском окружении. Но она не верила и не верит в обстоятельства, которые могут заставить женщину усвоить не лучшие мужские привычки. Никогда не курила, равнодушна к спиртному. Знала твердо: репутация командира, тем более женщины, должна быть безупречной. Война застала Таисию Петровну в Ленинградской военно-морской академии. Была начальником боепитания. Затем постепенные повышения до начальника боепитания главной комендатуры Наркомата Флота, одновременно в качестве пиротехника-минера очищала Подмосковье от мин и снарядов. Кончилась война, ее направили на Балтику — очищать море от мин. Однажды во время войны английский адмирал увидел в Москве Таисию и изумленно воскликнул: «О, мисс морской офицер! Леди с кортиком!» В Англии адмирал нарисовал мрачную картину будущего этой «русской фанатички», у которой нет ни малейшего шанса на личное счастье, любовь, семью. Недавно Таисия Петровна встречалась с английскими моряками, не выдержала и сказала им: «А ведь ошибся тогда ваш адмирал. Было у меня счастье разделенной любви... Познала я и счастье материнства: вырастила дочку. И внучкой не нарадуюсь. И потом, разве это не личное счастье — верой и правдой служить Отечеству?» Таисия Петровна прослужила в Вооруженных Силах 25 лет, награждена орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. Развитие воли может быть направлено на достижение успехов в профессиональной деятельности, во взаимоотношениях с людьми, в самообразовании, в изучении иностранного языка, например. Научные открытия, обычно рассматриваемые как прерогатива интеллекта, во многом — результат воли человека. У К. Маркса есть замечание о том, что в науке нет широкой столбовой дороги и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам. Очень важно суметь подняться над мелочами жизни и сосредоточить внимание на главном, основном направлении своих жизненных устремлений. Иначе вы можете погрязнуть в повседневности, начнете постоянно раздражаться, станете несдержанными, о вашем характере начнут говорить как о вздорном, трудном, вредном, тяжелом, неуживчивом и т д. Вспомните Ф. М. Достоевского: «Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели». Но ведь мелочи жизни подстерегают нас на каждом шагу! Как же возвыситься над ними, не погрязнуть в них, не растратить попусту свою энергию? Наверное, есть смысл обратиться за советом к старшим товарищам, умудренным жизненным опытом. Вот что пишет академик Д. С. Лихачев: «Очень многое из того, чего человек достигает в жизни — какое он занимает в ней положение, что приносит другим и получает для себя, — зависит от него самого. Удача не приходит случайно Она зависит от того, что человек считает в жизни удачей, как он сам себя оценивает, какую жизненную позицию избрал, какая, наконец, у него цель в жизни...» У каждого человека, продолжает Д. С. Лихачев, помимо небольших и временных личных целей, в жизни непременно должна быть одна большая надличностная цель, и тогда риск неудач будет сведен до минимума. В самом деле. В маленьких целях доля возможной неудачи всегда большая. Поставили себе целью чисто бытовую задачу — купить хорошую вещь, а досталась вам вещь второго сорта. Такое случается очень часто. Если эта маленькая задача для вас главная, вы уже будете чувствовать себя несчастным. Но если эта маленькая цель для вас «попутная» и вы осознаете ее как «попутную» и небольшую, вы не обратите внимания на свою «неудачу», отнесетесь к ней спокойно. Поставьте себе задачу серьезней. Например, стать в будущем хорошим врачом. Здесь случайных неудач будет меньше. От вас будет зависеть хорошо подготовиться к вступительным экзаменам в медицинский институт. Но даже если вы провалились на вступительных экзаменах, большой катастрофы еще нет. Цель ваша только отодвинулась, и опять же от вас будет зависеть, чтобы время до следующего поступления не пропало для вас зря. Ну, а если вы поставили себе надличностную цель, предположим, самую общую цель — принести как можно больше пользы людям? Какие «роковые» неудачи могут вам помешать выполнить эту свою большую жизненную задачу? Ее выполнения можно добиваться в любых обстоятельствах, а неудача — нулевой результат, и только в отдельных случаях... В целом, успех вам будет сопутствовать, успех и признание окружающих. И если в этой задаче будет ваше личное счастье, то и счастье вам будет обеспечено. 3. Поставленная цель должна быть тщательно обдумана. Избегайте ставить цели, принимать решения: 1) когда вы в состоянии сильного эмоционального возбуждения, гнева и т. д.; 2) когда не могут быть учтены наиболее существенные обстоятельства, связанные с выполнением вашего решения. Поясним оба эти случая. 1) Немецкий писатель XVIII века И. Гауг писал: «Ничего не начинай во гневе! Глуп, кто во время бури садится на корабль!». Решения, принятые в состоянии сильного эмоционального возбуждения, как правило, не выполняются, а остаются лишь намерениями. Вспомните подобные ситуации из своей жизни. Вас вывел кто-то из равновесия. В гневе вы выносите самые суровые решения в отношении вашего обидчика, но вот проходит некоторое время, вы остываете, и все ваши решения повисают в воздухе, остаются невыполненными. Пример — поручик Пирогов в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект». Поручик Пирогов возмущен и оскорблен немцами-ремесленниками: «Ничто не могло сравниться с гневом и негодованием Пирогова. Одна мысль о таком ужасном оскорблении приводила его в бешенство. Сибирь и плети он почитал самым малым наказанием для Шиллера. Он летел домой, чтобы, одевшись, оттуда идти прямо к генералу, описать ему самыми разительными красками буйство немецких ремесленников. Он разом пошел подать и письменную просьбу в главный штаб. Если же главный штаб определит недостаточное наказание, тогда прямо в государственный совет, а не то самому государю. Но все это как-то странно кончилось: по дороге он зашел в кондитерскую, съел два слоеных пирожка, прочитал кое-что из «Северной пчелы» и вышел уже не в столь гневном положении. К девяти часам он успокоился и нашел, что в воскресенье нехорошо беспокоить генерала... и потому он отправился на вечер... где было очень приятное собрание чиновников и офицеров. Там с удовольствием провел вечер и... отличился в мазурке». Как видим, решение Пирогова добиться наказания в виде плетей или даже ссылки в Сибирь осталось невыполненным. А причина — решение было принято в состоянии сильнейшего гнева. 2) Например, человек курит, особенно когда волнуется. Он принимает решение бросить курить, но не выполняет его, так как этот период был очень ответственным в его жизни и ему пришлось много волноваться и переживать. Выбор момента для прекращения курения оказался неудачным. 4. Поставленная цель должна соответствовать вашим возможностям.
Поставленная цель будет достигнута при наличии: 1) волевого усилия, необходимого для выполнения решения; 2) определенных знаний или. умений, необходимых длявыполнения решения; 3) развитого того или иного волевого качества (выдержки, настойчивости, целеустремленности, прилежания, смелости и т. д.); 4) времени, необходимого для выполнения решения; 5) средств для выполнения вашего решения. Например, вы приняли решение навести порядок вокруг дома сегодня с 16 до 18 часов, в частности отнести на свалку мусор, тяжелые железные балки, валуны и т. д. Однако это оказалось не под силу вам одному, а товарищей не оказалось рядом. Решение осталось невыполненным. Вы поставили цель самостоятельно собрать транзисторный приемник. Все составные части приемника есть, но вы не смогли выполнить свое решение — не хватило знаний. Вы поставили перед собой цель — самостоятельно изучить немецкий язык. Позанимались месяц и бросили — не хватило выдержки и настойчивости. Вы запланировали с 1 июня помочь родителям ремонтировать квартиру. Однако вы не смогли выполнить свое решение — в это время начались экзамены и у вас не осталось свободного времени. Вы решили с завтрашнего дня заниматься закаливанием своего организма и неожиданно заболели — решение осталось невыполненным. 5. Поставленная цель должна быть абсолютно конкретной
Конкретность должна выражаться: 1) в указании точного срока начала выполнения решения; 2) в точном определении минимального объема ежедневной запланированной работы; 3) в указании сроков общей продолжительности работы над чем-либо; 4) в точном указании предполагаемого результата; 5) в указании средств реализации принятого решения. Вспомните, сколько раз вы давали себе слово исправить тот или иной недостаток в вашем характере, избавиться от дурной привычки, начать заниматься утренней гимнастикой, соблюдать режим дня и т. д. Мы нередко откладываем выполнение своего решения. В чем же дело? Одна из причин — отсутствие точного срока начала выполнения решения. Решили бросить курить? Приурочьте это к какой-нибудь дате, событию в вашей жизни и т. д., сообщите об этом друзьям, знакомым, родным, и вам действительно придется бросить курить в тот день, если вы действительно уважаете себя. Или, положим, вы решили серьезно изучать иностранный язык. Намечаете дату и часы начала ваших самостоятельных занятий, готовите необходимые пособия (учебник, словари, тетрадь и т. д.). В назначенный день и час вы садитесь и спокойно начинаете занятия Как говорится, лиха беда — начало. Занятие проходит успешно, и вы даже удивляетесь, почему не начали раньше Точное определение минимального объема запланированной ежедневной работы, например, по изучению иностранного языка будет дисциплинировать вас, не позволит расслабляться, а каждый ежедневный успех будет приносить внутреннее моральное удовлетворение, умеренность в ваших силах, стремление и дальше работать с таким же успехом. В то же время напряженные ежедневные занятия будут способствовать укреплению вашей воли. Отсутствие же точного минимального объема ежедневных занятий будет расслаблять вашу волю, вы можете просидеть за изучением немецкого языка 2 часа и фактически ничего не сделать, но при этом будете считать, что решение ваше выполняется. Если в своем решении заниматься, например, изучением немецкого языка вы не определили общую продолжительность своей работы, это также расслабит вашу волю, позволит прекратить занятие практически в любое время. Не следует указывать слишком продолжительный срок, например полгода или год Вы можете не выдержать (не хватит настойчивости, могут измениться обстоятельства), и решение ваше останется невыполненным. Лучше определять вполне посильный для нас срок: месяц-два. Выдержав это испытание, вы можете продлить ваши занятия. Точное указание предполагаемого результата поможет вам не сбиться с правильного пути. При изучении, например, иностранного языка могут быть поставлены разные цели: овладение устной речью, перевод текста со словарем, пересказ прочитанного текста и т. д. В зависимости от конкретно поставленной задачи вы будете обращать главное внимание на ту или иную особенность иностранного языка. Указывать средства реализации принятого решения необходимо, потому что отсутствие их может сорвать выполнение решения. Например, для развития устной речи вам может потребоваться учитель или репетитор. Если вы заранее не предусмотрели это, в нужный момент репетитора может не оказаться и ваше решение останется невыполненным. 6. Главная цель должна быть разбита на ряд промежуточных. Достижение главной цели осуществляется наиболее эффективно путем сочетания ближней, средней и дальней перспектив.
Для достижения любой цели полезно наметить те ступеньки, те частные результаты и задачи, рассчитанные на день, неделю, месяц, которые помогут лучше увидеть конкретную далекую цель. Такого рода частные задачи смогут стать ориентирами на трудном, а иногда и тернистом пути в достижении больших успехов в жизни. Л. Н. Толстой советует: «Имей цель всей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим». Конечно, такие жертвы нелегко даются человеку, но, как образно высказался Лафонтен: «Путь, усыпанный цветами, никогда не приводит к славе». Воля закаляется в борьбе, в преодолении трудностей. Воля, как и мускулы, развивается в работе, при определенном напряжении, в процессе преодоления препятствий. Известный советский психолог Л. С. Выготский связывал слабое развитие воли со слабостью целевых установок учащихся подросткового возраста. Вам будет небезынтересно познакомиться с системой перспективных целей Антона Семеновича Макаренко, который считал, что воспитывать человека — значит воспитывать у него перспективу: «Человек, определяющий свое поведение самой близкой перспективой, есть человек самый слабый. Если он удовлетворяется только перспективой своей собственной, хотя бы и далекой, он может представляться сильным, но он не вызывает у нас ощущения красоты личности и ее настоящей ценности. Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше». В сочетании близкой, средней и дальней перспектив А. С. Макаренко видел основу для соединения повседневной практической деятельности человека с идеалами. Но дальние перспективы неизбежно связаны с фантазией, без которой трудно представить любую успешную творческую деятельность. «А фантазия, — по выражению Э. В. Ильенкова, — есть универсальная человеческая способность, обеспечивающая человеческую активность восприятия окружающего мира. Не обладая ею, человек не может ни жить, ни действовать, ни мыслить по-человечески ни в науке, ни в политике, ни в сфере нравственно-личностных отношений с другими людьми». Именно воображение выполняет важнейшую функцию в становлении личности — помогает соотнести свою жизненную перспективу с принятыми обществом социальными и нравственными идеалами. Движение к идеалу — это путь к поставленной цели. Но как добиться того, чтобы цель побуждала к достижению ее? Почти любое наше действие побуждается не одним, а сразу несколькими мотивами. Известный советский психолог А. Н. Леонтьев писал, что разные мотивы выполняют и неодинаковые функции: одни выступают как «только понимаемые», а другие как «реально действующие». Поэтому очень важно связать «только понимаемый» мотив (например, хорошо учиться) с «реально действующим» (получить одобрение родителей, учителя и т. д.). От того, насколько умело и правильно вы свяжете эти мотивы, зависит во многом формирование тех или иных черт вашего характера. Например, если вы руководствуетесь в вашей деятельности мотивом: «Хорошо учиться, чтобы быть лучше всех в классе», вы можете сформировать у себя тщеславие и эгоизм. Мотив же: «Хорошо учиться, чтобы стать ученым», может сформировать глубокий интерес к науке, жажду познания, стремление принести пользу людям и т. д. 7. Необходимым условием эффективности постановки цели является умение сделать ее достижимой, привлекательной и включить в качестве составной части в значимые для нас и реально действующие мотивы.
Такая цель будет побуждать нас к активной деятельности. Если же мы не будем придерживаться этого принципа, то отдаленная цель и многие серьезные препятствия не только не вызовут у нас мобилизацию волевых усилий, а наоборот, могут парализовать волю. Слишком отдаленная цель не всегда мобилизует нашу волю нередко и потому, что кажется нам абсолютно недостижимой и у нас, как говорится, опускаются руки. Есть, однако, очень эффективный прием, способствующий повышению уверенности в успехе, мобилизации наших усилий, внутренних резервов нашего организма и в конечном итоге — достижению отдаленной цели. Когда мы видим или чувствуем, что цель, к которой мы стремимся, оказывается слишком трудной или далекой и мы не уверены в достижении ее, надо наметить ряд последовательных, явно посильных этапов на пути к цели. Достигая последовательно каждого этапа, мы приобретаем уверенность в своих силах, в достижимости поставленных целей. Кроме того, одерживая каждый раз маленькую, но трудную победу, мы испытываем радость, удовлетворение достигнутым успехом, а это придает нам новые силы. Вспомните, как Алексей Маресьев, оказавшись с переломанными ногами в лесу, упорно добирался до своих. Расстояние было так велико, что ставить такую цель сразу было бессмысленно Тогда Маресьев намечает достижимую для себя цель: «Я должен и смогу доползти вон до того кустика, до него всего метров сто!» И он упрямо ползет, превозмогая нестерпимую боль в ногах. Кустик все ближе Осталось совсем немного. Еще одно усилие. Цель достигнута! Облегчение, отдых. «Ага, значит во мне есть еще силы. Сейчас отдохну и дальше», — твердит Маресьев. «Так, теперь доползу вон до того кустика, до него метров пятьдесят Я смогу это сделать», — подбадривал он себя. И Маресьев преодолевал очередной отрезок пути, опускался в изнеможении в снег, отдыхал, снова намечал достижимую цель и снова полз. И таким образом он все же добрался до своих, преодолев значительное расстояние. 8. Чтобы выбрать правильную цель, надо много знать.
Можно обладать недюжинными способностями и сильной волей, но при отсутствии необходимых познаний мы не сможем определить главное направление наших жизненных целей, и все наши старания и усилия окажутся напрасными Это касается любой профессии, любой отрасли знаний. Разносторонние знания помогут нам наметить цель и выбрать наиболее оптимальный путь для наших устремлений. «Счастье завоевывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля, — говорил Д. И. Писарев. — И самая трудная часть задачи состоит именно в том, чтобы составить себе понятие о счастье и отыскать себе ту дорогу, которая должна к нему привести». Трудно переоценить значение знаний в нашей жизни. Знания придают человеку уверенность в себе, силу. Как говорил М. Горький, нет силы более могучей, чем знание, человек, вооруженный знанием, — непобедим. 9. Достижение поставленных целей должно помогать в жизни, а не превращать нас в рабов собственных решений. Очень поучительной в этом отношении является судьба Пекторалиса — героя рассказа Н. Лескова «Железная воля». Немец по национальности, приехавший в Россию по договору, Пекторалис воспитал в себе, как он считал, железную волю. Он никогда не отступал от своего слова, даже если оно было высказано случайно или при необычных обстоятельствах. Плохо понимая русский язык, Пекторалис по причине своей «железной воли» попадал нередко в самые нелепые положения. Так, его спросили однажды: «Гуго Карлович, вам послабее чаю или покрепче?» Он долго соображал, что значит «послабее» и что значит «покрепче», и отвечал: — Покрепче, о да, покрепче. — Очень покрепче? — Да, очень покрепче. — Или как можно покрепче? — О да, как можно покрепче. И ему наливали чай, черный как деготь, и спрашивали: — Не крепко ли будет? Гуго видел, что это очень крепко, что это совсем не то, что он хотел, но железная воля не позволяла ему сознаться. — Нет, ничего, — отвечал он и пил свой ужасный чай. ...Вскоре же на его голову навязалась точно такая же история с французской горчицей диафан... Гуго Карлович прослыл непомерно страстным любителем французской горчицы диафан, которую ему подавали решительно ко всякому блюду, и он, бедный, ел ее, даже намазывая прямо на хлеб, как масло, и хвалил, что это очень вкусно и зверски ему нравится». Таким образом, обмолвившись однажды случайно для словца о своей любви к французской горчице, Пекторалис стал рабом своего слова даже во вред своему здоровью. Как видим, стремление при любых обстоятельствах выполнять свое решение, в данном случае с целью укрепления воли, может принести вред и даже ущерб здоровью. Поэтому без ущерба для развития волн и здоровья желательно изменять или даже отменять поставленную цель в случае вступления в действие неучтенных или вновь возникших обстоятельств, которые делают ее бессмысленной. Кстати, своевременный отказ от принятого решения, если вы поняли бессмысленность или вредность его, требует не меньших, а порой значительно больших волевых усилий Упорствует в своих ошибках только упрямец. «Убеждение должно быть дорого потому только, что оно истинно, а совсем не потому, что оно наше», — учил В. Г. Белинский. Но остерегайтесь следовать поведению людей безвольных и ленивых, которые постоянно откладывают на завтра выполнение принятых решений или необходимых действий, пытаясь отыскать при этом каждый раз в свое оправдание те или иные причины. Следует помнить предостережение древнегреческого мыслителя Эпиктета: «Если ты будешь уступать.. и уверять себя, что ты победишь завтра, а завтра скажешь то же самое, то ты этим доведешь себя до такой слабости... что на будущее время перестанешь даже замечать свои ошибки, а если и заметишь, то у тебя всегда найдется готовое оправдание. По мнению известного советского психолога Горфункеля, в реальных жизненных ситуациях человек часто оказывается «...перед выбором между более дорогим для себя, но далеким и хотя и менее важным, но зато близким? В подобных случаях не каждый и не всегда умеет отказаться от более близкого ради более важного и потому совершает поступок, безвольный по своему характеру». Таким образом, от осознания значимости цели, правильного выбора ее, сочетания ближних, средних и дальних перспектив зависит побудительная сила ее. Учитесь управлять собой Для успешного претворения в жизнь наших планов нужна внутренняя активность. Она должна быть целенаправленна и осуществляться со знанием дела, с пониманием сущности происходящих в нас психических процессов. Обучаясь управлять своими чувствами, психическими состояниями, мы получаем двойную пользу: развиваем и укрепляем нужные черты характера (самообладание, выдержку), а также вызываем необходимые психические состояния, которые помогают нам в работе, учебе, спорте и т. д. достигать поставленных целей. Управлять своими чувствами и психическими состояниями можно, используя самоободрение, самоубеждение, самоприказ, самовнушение, аутогенную тренировку. Самоободрение — обращение к самому себе для укрепления веры в себя. При самоободрении используются следующие приемы: — самоуспокоение, — внушение уверенности в успехе дела — дело посильно и выполнимо, — внушение уверенности в себе — я смогу, — равнение на любимого героя — а ему было каково? как бы поступил мой любимый герой? Самоободрение может иметь форму самокритики. Тогда используются следующие приемы: — замечания в свой адрес, типа: что раскис? нельзя быть размазней! — самокритика в присутствии свидетелей, особенно друзей. Первый прием является весьма эффективным Вот что говорит об этом восьмиклассник Борис В.: «Стоит только назвать себя «тряпкой», или «размазней», сразу возникает чувство оскорбленной гордости, и ты делаешь то, что в других обстоятельствах ни за что не стал бы делать». Самокритика в присутствии свидетелей или друзей многократно усиливает действие этого приема. Боязнь показать свою слабость перед друзьями, желание доказать, что вы способны преодолеть свои слабости, недостатки, является мощным стимулом в развитии самообладания и самоуправления. Яркий и убедительный пример действия этого приема приводит в своей книге «Как закалялась сталь» Николай Островский. «Кто-то завязал спор о том, что привычка сильнее человека, как пример привел куренье. Голоса разделились. Электрик не вмешивался в спор, но его втянула Тая, заставила говорить. Он сказал то, что думал: — Человек управляет привычкой, а не наоборот. Иначе, до чего же мы договоримся? Цветаев из угла крикнул: — Слово со звоном. Это Корчагин любит. А вот если этот форс по шапке, то что же получается? Сам-то он курит? Курит. Знает, что куренье ни к чему? Знает. А вот бросить — гайка слаба... Проповедь читать легче, чем быть святым. Наступило молчание. Резкость тона Цветаева неприятно подействовала на всех. Электрик ответил не сразу. Медленно вынул изо рта папироску, скомкал и негромко сказал: — Я больше не курю. — Это я для себя и немного для Димки. Грош цена тому, кто не сможет сломить дурной привычки». И Павел Корчагин сдержал свое слово — бросил курить. Этот пример показывает еще и силу воздействия коллектива на мобилизацию силы воли с целью исполнения своих решений, в данном случае — на преодоление вредной привычки. Каков же психологический механизм этого воздействия? Человек не всегда бывает уверен в своих силах. Зная силу общественного мнения, он сознательно берет на себя обязательство перед коллективом, понимая, что невыполнение своих обязательств грозит ему осуждением коллектива, потерей авторитета среди своих товарищей Желание выйти победителем, повысить свой авторитет среди товарищей помогает человеку мобилизовать свою волю на выполнение принятых на себя обязательств, на преодоление внутренних трудностей, связанных с изживанием вредных привычек. Необходимо помнить при этом, что каждая такая, даже небольшая победа над собой в борьбе с трудностями способствует формированию воли и характера, т. е. самообладанию и умению управлять собственным поведением. Самоубеждение — убеждение себя в чем-либо путем подбора соответствующих доводов и аргументов. С помощью самоубеждения можно регулировать психические состояния, поступки как путем осуждения себя и своих поступков, так и путем одобрения и побуждения к изменению их. Успешность применения этого метода зависит от знаний, логического мышления и чувства долга. Ведь суть его сводится к дискуссии с самим собой — выдвижению и сравнению аргументов и контраргументов в пользу того, что тебе хочется и что необходимо сделать. Поэтому развитое чувство долга, знания и всесторонне обоснованная аргументация могут превратить самоубеждение в мощный инструмент развития самообладания и умения управлять собой, воздействовать и изменять как психическое состояние, так и поведение в целом. Эффективность применяемого самоубеждения значительно возрастет, если вы будете учитывать не только положительный, но и отрицательный опыт ваших старших товарищей, литературных героев и т. д. Самоприказ — приказ самому себе — действенный прием для выработки самообладания и умения управлять собой даже в самых экстремальных условиях. Примером может служить поведение сержанта Морозова из рассказа Вс. Иванова «Быль о сержанте». Сержанту Морозову было приказано вынести полковое знамя одной из окруженных войсковых частей. Днем и ночью, не сомкнув глаз, по непроходимым лесам и топким болотам пробирался он к командному пункту. Но сон неумолимо одолевал его. Однако сержант знал: кругом немцы, и стоит ему только уснуть, он немедленно будет обнаружен, и знамя попадет к врагу. «Днем надо спать, а идти ночью »— шептал ему полусонный бред. «Нет, сейчас надо идти Днем. И всегда идти!.. Но ведь ночь невыносимо холодна, и, в сущности, ты, сержант, не спал уже...» — «Нет Я спал. А если засну сейчас, днем я уже никогда не проснусь Меня найдут немцы ..» — Ты боишься смерти? Вздор! Ты ее никогда не боялся». И он почти в бреду твердил самому себе: «Мне приказано не умирать. Нельзя мне умирать! Ни в коем случае... И спать нельзя! Надо идти. Нельзя! И он стискивал зубы, раскрывая глаза с усилием, как раскрывают ворота весной, когда тяжелый снег еще не превратился в лужи. Ему нельзя умирать! Это он повторял ежеминутно». Используя самоприказ, неимоверным внутренним напряжением сержант мобилизовывал всю свою волю на борьбу со сном, и это помогло ему пробиться к своим и выполнить боевое задание. А разве не самоприказ спас жизнь Павлу Корчагину? Помните, когда он понял, что из-за болезни не может возвратиться в строй, рука сама потянулась к револьверу. Что остановило его? Самоприказ Корчагин спокойно, но твердо и уверенно приказал себе. «Спрячь револьвер и никому никогда об этом не рассказывай! Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой Сделай ее полезной». Обратите внимание, автор подчеркивает, что самоприказ в жизни Павла Корчагина оказывается особенно действенным потому, что сочетается с глубокой убежденностью в необходимости служения обществу всей своей жизнью и без всяких компромиссов Самоприказ, соответствующий ведущим жизненным целям человека, его убеждениям, оказывается значительно эффективнее, нежели самоприказ, противоречащий направленности личности, ее основным убеждениям. Эффективность самоприказа еще более возрастает, если выI будете использовать самоубеждение, т. е. находить все новые и новые доводы и аргументы в пользу выполнения самоприказа. Самоубеждение может завершаться принятием определенного решения и самоприказом выполнить его: «Надо!», «Сделать»! «Вперед!», «Все!» «Хватит!» и т. п. Самоприказ и самоубеждение взаимосвязаны. Самоприказ оказывается наиболее действенным, если он дается на основе самоубеждения, а самоубеждение приводит к волевому акту, если оно завершится самоприказом выполнить принятое решение. В повседневной жизни самоприказ помогает преодолевать трудности в самых разных жизненных ситуациях. По самоприказу можно вставать с постели, выполнять режим дня, соблюдать дисциплину, доводить начатое дело до конца, совершенствовать свои личные качества, выполнять нужные виды деятельности, которые в данный момент кажутся малозначительными или неинтересными, и многое Другое. Каждый ли может овладеть самоприказом? Безусловно. Было бы только желание. Для успешного овладения самоприказом можно использовать памятку, разработанную психологом Т. И. Агафоновым: 1. Не жди, когда тебе укажут, подскажут, дадут задание — будь сам инициативен, действуй по собственному почину. 2. Только тот победит любые трудности, кто сам себе командир, кто способен самоприказывать. 3. Не забывай решительно и твердо приказывать себе тогда, когда тебе надо преодолеть лень, усталость, жажду, робость, страх, дурное настроение. 4. Надо упорно побеждать все, что мешает достижению цели, а прежде всего недостатки своего характера. 5. Силен тот, кто имеет власть над собой, кто умеет управлять собой. Любое внушение, в том числе и самовнушение основывается прежде всего на воображении человека. История донесла до нас тысячи поразительных примеров влияния внушения на нашу психику. В медицине врачи нередко используют силу внушения для оказания помощи больным, особенно в тех случаях, когда больной теряет веру в выздоровление. Интересный случай излечения паралича профессором В. М. Бехтеревым описывает И. Губерман в своей замечательной книге «Бехтерев: страницы жизни». Бехтерев ввел в состояние гипнотического сна больного, страдавшего судорожными припадками и параличом ног и резко приказал ему: «Встать!» И «больной, только привезенный из палаты на коляске, спокойно встал на обе ноги и прошелся по комнате... По пробуждении больной с восторгом отправился в палату пешком, до самой двери непрерывно оглядываясь на Бехтерева». Путем самовнушения можно максимально мобилизовать свои силы и волю. Чем же можно объяснить необыкновенную и чудодейственную силу самовнушения? Самовнушение основано на слове как раздражителе. Слово является носителем мысли, чувства, воли. Это одна из причин силы воздействия самовнушения. Другая причина кроется в том, что самовнушение многократно усиливается при расслаблении (релаксации) мускулатуры всего тела. При расслаблении мышц всего тела луч нашего внимания— сознания целиком концентрируется на том, что мы хотим себе внушить. Академик В М. Бехтерев пришел к выводу, что наиболее благоприятным для самовнушения является время перед засыпанием и сразу после пробуждения. Это объясняется тем, что мышцы находятся в расслабленном состоянии, кора головного мозга несколько заторможена, отсутствуют очаги оптимального возбуждения, которые могли бы отвлечь наше внимание, и мы можем полностью сконцентрировать наше сознание на формулах самовнушения. Формулы самовнушения должны произноситься от первого лица в настоящем времени в утвердительной форме. Человек должен верить в силу самовнушения. Сомнение, критика и т. д. могут полностью лишить действенности этого метода самовоздействия. Эффективность самовнушения зависит также от умения полностью отвлечься от всего постороннего и полностью переключиться только на содержание формул самовнушения и ощущения того, что они выражают. Разновидностью самовнушения является аутогенная тренировка. Беспрецедентное путешествие через Атлантический океан в одиночку на надувной лодке немецкого врача Ханнеса Линдемана привлекло к себе внимание всего мира. 72 суток длилось это путешествие. X. Линдеман вспоминает, что подготовка к путешествию «означала самовоспитание по программе физической и психической подготовки. И это была жесткая, долгая подготовка потому, что я знал, что почти все мои предшественники, рискнувшие отправиться через Атлантику в лодке, поплатились жизнью за свою легкомысленную дерзость. Каждый, кто пускается в подобное предприятие, должен точно знать свои силы и границы своих возможностей, а также знать предельные нагрузки своего судна, ведь он рассчитывает только на себя и свою лодку. Второй предпосылкой успеха является вера, вера в двух смыслах. Во-первых, это твердое убеждение в успехе начинания — первый шаг к достижению цели. Вера в свои силы и конечную победу необходима для всякого начинания, связанного с риском. Во-вторых, и для нас это главное, вера в свою способность управлять собственной психикой— настраивать свои мысли на позитивный лад, уметь по желанию расслабиться и сосредоточиться. Такая вера-внутренний резерв сил. Также нужна активная помощь разума, профилактическое ограждение психики, роль самовнушения, самоприказа, самообладания, убежденность в успехе против ожидаемых срывов и стрессов. «В свое время с сотней других врачей мне привелось быть слушателем курса AT (аутогенной тренировки. — Авт), которым руководил Шульц. Поэтому я владел основными приемами самовнушения и за шесть месяцев до отправления в путь занялся аутогенной тренировкой. Я начал с первой формулы (по терминологии Шульца формулы намерения или цели), которую считал главной в сложившихся обстоятельствах: «Я справлюсь». Эта мысль должна запасть в самые глубокие слои подсознания. Поэтому каждый день, совершая аутогенное погружение перед сном, я повторял свою первую формулу: «Я справлюсь!» На этой же мысли я концентрировал себя просыпаясь. И в течение дня я возвращался к формуле цели: «Я справлюсь!» Более того, природа формул AT, в том числе и формул цели, такова, что их следует повторять и в перерывах между аутогенными погружениями при самовнушении, самоприказе, когда нужна убежденность в успехе, при выполнении любых механических действий, например, при ходьбе, за едой, словом, при всяком удобном и неудобном случае. Примерно через три недели тренировок по этой главной формуле самовнушения я был абсолютно уверен, что вернусь из плавания живым и невредимым. Во время плавания эта формула всегда автоматически, помимо воли, приходила мне на помощь во всех угрожающих ситуациях. Особенно ясно я почувствовал ее власть, когда моя лодка перевернулась в первый раз. Это было ночью во время шторма. Словно сильный электрический заряд прошел через мой мозг: «Я справлюсь!». Это был как удар извне, из темноты штормовой ночи. Формула самовнушения взбудоражила меня всего, наполнила энергией все органы моего тела. Я должен был овладеть еще и второй формулой намерения: «Курс вест!», о которой написано в книге «Один через океан». Эта формула должна была помочь и помогла против галлюцинаций, неизбежных в долгом одиночном плавании. С ее помощью мне удалось развить в себе такую восприимчивость, что я немедленно приходил в себя и становился сверхбдительным, как только наступали галлюцинаторные явления. Обе основные формулы цели в опасные часы и минуты плавания послужили мне духовной опорой. Я их особенно оценил на 57-й день эксперимента, когда надувная лодка перевернулась во второй раз и всю ночь я лежал на ее скользящем днище, пока утром не сумел привести ее в нормальное положение». Если вы почувствуете, что в вашу душу закралось чувство неуверенности, озабоченности, хотя бы намеки на состояние болезни, то снять эти состояния вам помогут утренние сеансы аутогенной тренировки (хотя бы в течение 2 -3 мин), по методике Динейка. Условие: продолжайте лежать в утренней дремоте с закрытыми глазами. 1. Повторяйте 2 раза: «Мой мозг еще дремлет, он очень прочно воспринимает словесное самовнушение». 2 Обратите внимание на вдох, выдох и небольшую паузу после выдоха. В соответствии с фазами дыхания повторяйте мысленно: «Вдох, выдох, пауза». Повторяйте 3 раза. Продолжайте так дышать, но без пауз, производя выдох через рог удлиненной слабой струей. При этом образно представляйте, что с выходом уходят в пространство неблагожелательные чувства и привычки. Во время выдоха произносите: «Уходят неуверенность, боязнь, озабоченность». Повторяйте 5—10 раз. 3. Теперь скажите полушепотом: «Нервная система вполне подготовлена к восприятию самовнушения» и повторяйте шепотом следующие, заранее заученные фразы: 1. «Я верю в защитные силы своего организма». 2 «Я становлюсь приветливее, доброжелательнее и активнее». 3. «Я счастлив (счастлива) —все идет к лучшему». Примечание: Каждую фразу следует произносить с закрытыми глазами 10 раз. Счет вести на пальцах или перебирая узелки на веревочке Дышать неглубоко и произвольно, то есть так, чтобы было легко и приятно. Если непроизвольно настроение портится, то сеанс самовнушения следует отложить и проводить его в любое время дня следующим образом. «Сядьте удобно, как бы в положении воображаемой истомы. Впечатление такое, что вы как бы «размякли» на солнышке, вам не хочется даже двинуть пальцем. Закройте глаза, чтобы не было лишних раздражителей. Вначале дышите произвольно и неглубоко (6—8 раз). Затем вдохните животом (диафрагмой) и выдохните через рот узкой и слабой струей и образно представьте, что вы этой струей, как спиралью, обволакиваете все тело, начиная с ног и до шеи. Повторяйте это упражнение 6—8 раз, и во время выдоха каждый раз мысленно произносите: «Я ограждаю свое сознание от неприятных эмоций». Во время последующих двух выдохов говорите: «Я теперь огражден от неприятных эмоций». Закончив упражнение, напрягите мышцы рук и ног и расслабьте их. Два-три раза подышите, имитируя зевок. Затем встаньте, посмотрите в зеркало и улыбнитесь, вспоминая что-нибудь очень приятное». * * *...Идеи... которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им. К. Маркс, Ф. Энгельс Чтобы прийти к большому, надо начать с маленького. В. И. Ленин Когда эгоистическое счастье является единственной целью жизни, жизнь очень скоро оказывается лишенной цели. Р. Роллан Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель... К. Маркс, Ф. Энгельс Когда жизненная борьба уже превратилась в сознательное стремление к определенной цели, тогда человек уже может считать себя счастливым. Д. Писарев Принимая средства за цель, люди разочаровываются а себе и других, в силу чего из всей их деятельности ничего не выходит, или выходит обратное тому, к чему они стремятся. В. Гёте Только на неизведанных путях художника ожидает победа. Только тот, кто одержим большими идеями, способен овладеть прекрасным и своим огнем увлечь слушателей, зрителей, читателей. С. Т. Коненков ...Человек с настоящим характером является тот, который, с одной стороны, ставит себе существенно содержательные цели и, с другой стороны, твердо придерживается этих целей, так как его индивидуальность потеряла бы все свое существование, если бы он вынужден был отказаться от них. Гегель Человек с характером импонирует другим, потому что они знают, с чем они имеют дело в его лице... через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе и великий характер, делающий его маяком для других. Гегель Тех, которым ничего не надо, Только можно в мире пожалеть. С. Есенин |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|