• Источники нашей активности
  • В жизни всегда есть место подвигам
  • Требовательность к себе — залог успеха в воспитании воли
  • В чем причина мещанства?
  • Умение быть самостоятельным
  • Что значит быть взрослим?
  • Аргументы слабовольного
  • Значение нравственных качеств в формировании воли и характера

    Лишь тот достоин жизни и свободы,
    Кто каждый день за них идет на бой!
    (В. Гёте)
    Будь разумен, укрепляй свой дух в борьбе,
    Лишь бездарный покоряется судьбе.
    (Абаи Кунанбаев)

    Пора   перестать   ждать   неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь.

    (Л. Н. Толстой)

    Источники нашей активности

    Вам, наверное, не раз приходилось видеть молодых людей, отличающихся пассивностью, инертностью, безынициативностью. Что это? Безволие? Или причину следует искать в   чем-то  другом?

    Воля, как мы говорили, «обслуживает» потребности, мотивы наших действий и поступков. Эти молодые люди страдают, видимо, бедностью, а то и отсутствием активных познавательных интересов, неустойчивостью своих убеждений и моральных качеств. Их мало интересуют, мало волнуют проблемы и судьбы окружающих. Кого-то избивают у тебя на глазах? — Лучше не связываться. Помочь товарищу, оказавшемуся в беде? — Не стоит, не оберешься хлопот; так спокойнее.

    Но вот этот пассивный молодой человек увлекся девушкой с чрезвычайно разнообразными интересами. Он понял, чтобы привлечь ее внимание, надо многое сделать — заняться самосовершенствованием. И пассивного юноши как ни бывало. Куда девались его инертность и безынициативность? Появился стимул — человек активизировал свою волю.

    Стимулом для активизации нашей деятельности может служить препятствие. Эту гениальную идею выдвинул известный ученый Иван Петрович Павлов Выяснилось, что желание преодолеть препятствие может быть не менее сильным, чем половой, пищевой или ориентировочный рефлексы. Однако препятствий очень много, но далеко не все вызывают  у   нас  волевое  действие.

    В   чем  же  дело?

    Оказывается, нас побуждают к активной волевой деятельности только те препятствия, которые встают на пути к осуществлению нашей заветной цели. Есть и другие причины. Одна лежит, видимо, в основе так называемого негативного внушения, когда нам что-либо запрещают, но не объясняют причину запрета. В таких случаях мы, зачастую, поступаем вопреки запрету.

    Весьма забавная история произошла во Франции.

    Когда картофель еще не был широко известен в Европе, один француз посадил у себя картофель и осенью призывал соседей-крестьян выкапывать картофель для питания и дальнейшего распространения. Однако никакие призывы не действовали. Тогда этот француз изменил тактику и поступил весьма своеобразно. Он вызвал гвардейцев, которые окружили картофельное поле и никого даже близко к нему не подпускали, а на ночь охрану снимали.

    И  что  вы  думаете?

    В течение трех ночей весь картофель был выкопан крестьянами!

    В жизни нередко бывает так, что желание настоять на своем приобретает для человека более важное значение, чем сама цель. В таких случаях мы говорим об упрямстве. Человек не хочет менять своего мнения, хотя и не прав. Как же лучше подавлять свое упрямство?

    Очень простой совет. Надо оценивать определенную точку зрения в зависимости от того, истинна она или нет. Тогда и не возникнет ложного ущемления самолюбия. Отказаться от своей точки зрения, если она неправильна по своей сути, ни для кого не зазорно и не унижает ничьего достоинства. Полезно придерживаться в этом отношении совета В Обручева: «Будьте настойчивы, упорны, но не упрямы. Не цепляйтесь за свои выводы. Помните, что на свете есть много умных людей, которые могут заметить у вас ошибки, и если они правы, не стесняйтесь согласиться с ними».

    Посмотрите вокруг себя, мысленно припомните, представьте себе известных из истории, книг людей, которые сумели подняться до высот героического. Вы очень скоро убедитесь, что способность человека к подвигу зависит, главным образом, от его нравственных качеств, убежденности, прочности и активности жизненной позиции. А в самом героическом акте главную роль играет сила воли.

    Каждый из вас в состоянии побороть свои собственные слабости, недостатки. Надо только строже относиться к себе. «Чем жестче человек относится к себе, — утверждает чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов, — тем большего он может достичь в жизни».

    Героями становятся в любом возрасте, но далеко не все, а лишь те, кто готовит себя к серьезным испытаниям, работает над собой, считает труд основой жизни. «Кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица... тот предназначен для больших дел, ибо в нужный день и час у него найдется воля и сила для свершения их». Так написал известный всем вам Жюль Верн в своей книге «Пятнадцатилетний капитан».

    Вы, наверное, заметили, что в биографиях великих людей и героев, как правило, нет каких-то чрезвычайных обстоятельств, а жизнь их была заполнена повседневным трудом.

    Труд воспитал их волю, сделал энергичными, настойчивыми, самостоятельными, самокритичными. Именно повседневный труд дал им тот нравственный заряд, который в ответственный период жизни позволил совершить героический поступок, проявить максимум волевых усилий, на которые   не   каждый  способен.

    Такими мы знаем писателей Николая Островского, Николая Бирюкова; Александра Матросова, Лизу Чайкину, героев Молодой гвардии, бортпроводницу Надю Курченко, космонавтов   и   многих  других.

    Героическое может проявляться в разных формах. Иногда это стремительный порыв, яркая вспышка, причем не только в военной обстановке, но и в мирное время, когда ситуация  требует   мгновенного  решения.

    Ярким примером может служить подвиг Якова Тихоновича Новиченко, за который он был удостоен Героя Труда Корейской Народно-Демократической Республики. Вот как он сам рассказывает о своем подвиге: «Первого марта 3946 г. в Пхеньяне состоялись демонстрация трудящихся и митинг, посвященные годовщине национально-освободительного движения и дружбе корейского и советского народов. С утра к привокзальной площади, где была установлена трибуна, ехали машины с людьми, тянулись колонны демонстрантов со всех провинций Северной Кореи. В одиннадцать часов, когда начался митинг, люди заполнили не только площадь, но и все прилегающие к ней улицы. С группой наших офицеров я стоял у трибун, где находились партийные и государственные руководители Северной Кореи, представители советского военного командования, и, глядя на плывущую мимо ликующую человеческую реку, думал о скором возвращении домой. Было солнечно, а к концу стало даже жарко стоять в шинели и шапке, да еще давила на ребра зажатая под ремнем книга о Брусиловском прорыве. Читал ее до выхода на митинг и в последний момент засунул под шинель, прижав ремнем к телу.

    Чтобы получше видеть, поднялся на первую ступеньку трибуны. Тут к нам подошел комбат Гуренко, спросил, все ли в порядке? Нормально, отвечаем, дело подходит к концу Только он успел отойти метров на десять, вижу, из толпы прямо на трибуну с шипением летит граната. Я рванулся   и   перехватил   ее  правой   рукой...

    ...Ну, поймал я рукой этот вражеский гостинец, а дальше-то, что делать? Надо скорее подальше от себя гранату отбросить. Вот-вот взорвется. Но куда бросать? Кругом люди: там демонстранты, тут партийные руководители на трибуне, здесь мои товарищи-офицеры. Скольких может осколками перебить да покалечить!

    Не знаю, как вышло, только прижал я гранату к себе, пригнулся к земле, тут и рвануло.

      Помню: резануло болью, ослепило огнем, оглушило взрывом, но сознание не потерял, а кругом все, как в немом довоенном кино: подскочили ко мне люди, подняли, понесли в госпиталь. Тут хирург капитан Мотрепко палил мне стакан водки и под этим «наркозом» начал меня сшивать да штопать, осколков во мне, говорят, было несчетное количество: и в груди, и в ногах, и в голову металлом ударило. Кисть правой руки взрывом оторвало совсем, а вот живот на мое счастье, не повредило — осколки книга задержала.

      Потом, когда меня навестил в госпитале наш командующий генерал-полковник Чистяков, он признался, что за тридцать лет службы в армии не видел, чтобы кто-нибудь живой остался после такого вот происшествия.

    ...В госпиталь ко мне приходили многие... А я лежал и думал: что же, собственно, произошло? Секунда сделала меня, простого сибиряка, известным всей Северной Корее. Но какой же это подвиг? Я, офицер Советской Армии, коммунист, разве мог в тот момент поступить иначе? Нет, не мог! О чем же тогда рассуждать? Случилось так, что на многотысячном митинге я оказался один на один с врагом. А когда видишь врага, пытающегося убить безоружных людей, раздумывать некогда. Надо действовать. И я действовал,   как  сумел.    Вот   и   все.

    Когда подлечился и стал ходить самостоятельно, настроение поднялось  Жизнь-то ведь — замечательная штука!»

    В декабре 1946 г. после выздоровления Новиченко был уволен из рядов Советской Армии как инвалид и уехал на свою родину. Но он продолжал трудиться, был директором инкубаторной станции, избирался председателем сельского Совета. Сейчас Яков Тихонович — персональный пенсионер  республиканского  значения.

    Невозможно без волнения читать рассказ этого скромного человека о своем подвиге. Характерно, что сам-то он не считает совершенное подвигом. Для него это обычный поступок. В этом есть, видимо, величие героя. Этот акт героизма — проявление высочайшей человеческой нравственности, жертва собой во имя спасения других — для Новиченко, может быть, не совсем обычный, но один из эпизодов  его  жизни.

    К этому подвигу он был готов. Его предшествующая жизнь тоже была подвигом. Ведь, помимо героизма в виде яркой вспышки, существует героизм будничной работы. Такой героизм, конечно, проявляется менее ярко, и мы часто не замечаем его. Даже полет в космос мы стали воспринимать   как  обычное  дело.

    Трудности повседневной жизни — это проверка человека на прочность. Многие из вас, вероятно, смотрели фильм Ролана Быкова «Чучело». Трудно оставаться равнодушным, наблюдая за героями фильма. Яркие образы ваших сверстников Лены, Димы и других героев фильма многому учат нас. Мы еще и еще раз убеждаемся, как велико значение нравственно-волевых качеств в нашей жизни. Лена, хрупкая, скромная, тихая девочка — главная героиня фильма— проявила удивительную силу воли, мужество, целеустремленность.

    Откуда у нее такой неиссякаемый источник терпения, выдержки, настойчивости и душевности?

    Давайте внимательно присмотримся к героине, и нам все станет ясно. Чувствуется, что эта девочка рано научилась понимать душевные переживания окружающих ее людей, умела поставить себя на место другого (в психологическую ситуацию), старалась видеть в других прежде всего положительное,  верила   в  человека.

    В первый же день прихода в новую школу Лене понравился одноклассник Дима. Они подружились.

    Все шло гладко, своим чередом до тех пор, пока не случилось ЧП — класс сорвал урок и кто-то из одноклассников (а им был Дима) сообщил об этом классному руководителю. Начинается выявление «предателя». И здесь Лена почувствовала, что Дима не может сознаться, нет у него для этого душевных сил. Она решила выручить его и приняла на   себя  удар — гнев  всего   класса.

    Одноклассники подвергли мнимую «предательницу» жестокой травле.

    Трудно было Лене. Но она все выдержала.

    Ради чего?

    Она хотела помочь Диме: хотела, чтобы он поборол свою трусость, нашел в себе мужество признаться ребятам. Она верила в него и, видя его нерешительность, слабодушие, продолжала терпеть издевательства одноклассников, давая ему возможность собраться с духом, одолеть страх, напрячь  всю  свою  волю  и...   признаться.

    Но отсутствие твердого характера, силы воли, боязнь лишиться восхищения окружающих толкают Диму к нравственному падению. И если вначале он еще как-то надеялся, что найдет в себе силы побороть страх, то по мере усиления драматизма ситуации оставил мысль о возможности признания.

    Но Лена, даже убедившись в предательстве Димы, не теряла веры в то лучшее, что может быть в человеке. Ее моральная воспитанность, нравственная чистота не позволили  ей   ожесточиться

    Таким образом, фильм «Чучело» еще раз очень наглядно продемонстрировал нам взаимосвязь нравственных и волевых качеств. Экстремальные условия, и которые попали герои фильма, потребовали от них напряжения нравственных, волевых свойств характера, помогли раскрыться внутренней сущности каждого.

    Не всегда бывает просто понять человека, познать его внутренний мир, основной стержень. Не смогли сразу сделать это и большинство одноклассников Димы и Лены, что и повлекло за собой столь драматические события.

    Вы вступаете в новую, интересную, полную неожиданностей жизнь — самостоятельную, взрослую. Многое вам предстоит узнать, увидеть, испытать. Спросите себя, а готовы ли вы к самостоятельной жизни, к преодолению жизненных трудностей?

    После окончания школы, став уже самостоятельными людьми, вы можете столкнуться со злом и, чтобы отстоять себя, усвоенные вами принципы и нормы поведения, возможно, придется выдержать нелегкие испытания на прочность, как это случилось, например, с комсомольцем шофером В. А. Лубяновым, о котором писал корреспондент газеты   «Правда»  А.  Золин.

    По натуре Лубянов тихий, скромный, даже застенчивый. По характеру относится к тому типу людей, которые заявляют о себе не словами, не внешней эффектностью, а поступками, действиями. После школы — целина Правило жизни для него — жить достойно, брать на себя больше других, добиваться намеченного. Узнав однажды об успехах наших славных ткачих, Лубянов, недолго думая, не афишируя, решил выполнить девятую пятилетку за максимально короткий срок. Работал азартно, с воодушевлением и выполнил пятилетку за три с половиной года. Однако для него стало ясно и другое Сравнивая свою работу с работой некоторых товарищей, он отчетливо увидел, что каждый квартал выработка и сумма сдаваемой выручки у него самые большие Невольно возникал резонный вопрос: «Почему?»

    Может быть, среди этих товарищей он самый опытный шофер? Нет, в пассажирской колонне были шоферы и посильнее его, а план еле выполняют и денег сдают в кассу в полтора-два раза меньше. В чем дело?

    И. Лубянов в конце концов понял, что некоторые его товарищи по колонне часть выручки кладут себе в карман. Приходилось ли вам когда-нибудь выступать против круговой поруки? Именно в такой ситуации оказался шофер Лубянов Он не дрогнул ни перед «дружескими» предупреждениями, ни перед откровенными угрозами. В результате   расхитители   были   наказаны

    В. А Лубянов сдержал свое слово и выполнил пятилетку за три года и семь месяцев По ее итогам Владимир Александрович награжден орденом Трудового Красного Знамени Если бы существовал орден за Мужество в повседневной жизни, Лубянов, бесспорно, достоин его Он не только проявил принципиальность, но и отстаивал ее в упорной, полной драматизма борьбе на протяжении долгих   месяцев

    Да, из такой борьбы выходят еще более закаленными.

    Но какие же мотивы привели в действие столь мощные его духовные и физические силы, помогли проявить твердость  характера   и  силу  воли?

    Готовность отстаивать свои принципы формировалась у Лубянова с юношеских лет. Будучи скромным по натуре, он тем не менее был очень требователен к себе.

    После окончания школы он несколько лет работал на целине. Было очень трудно. Не все выдерживали — некоторые  уезжали.   Он   не   уехал.

    Таким строгим отношением к себе, добросовестной работой он формировал свои лучшие морально-волевые качества, «героическое сознание», т. е. как раз то, к чему призывал В. И. Ленин, выступая 19 апреля 1920 г на съезде рабочих текстильной промышленности. Лубянов с юношеских лет сформировал у себя готовность к проявлению высшей социальной активности, и это помогло ему выстоять в жестокой   борьбе  за  справедливое  дело.

    В жизни всегда есть место подвигам

    Нередко выдержать испытание будничностью, монотонностью для человека труднее, чем совершить подвиг в экстремальных  условиях.

    Умение преодолевать повседневную будничность, установившийся уклад жизни, монотонность, стереотипы поведения и мышления, трудности, умение видеть великое завтра в сегодняшнем малом — тоже подвиг. Быть передовиком на производстве или примером в обыденной жизни зачастую очень трудно. Порой приходится бороться с рутиной, разрушать сложившееся стереотипное в мышлении, в отношении к делу, в поведении. Такие люди занимают, как правило, активную жизненную позицию, своим самоотверженным примером побуждают людей отказаться от привычного уклада жизни, брать на себя большую ответственность. Надо быть готовым и к тому, что не все последуют примеру передовика. Это естественно. Всегда найдутся живущие по принципу: «Моя хата с краю». Есть еще немало и нечестных людей. Но тем большая заслуга таких людей, которые не подчиняются обстоятельствам, а сами упорным трудом изменяют эти обстоятельства. «Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства», — утверждал   К.  Маркс.

    А всегда ли мы пытаемся изменить обстоятельства? Наверное, не всегда. А почему? Может быть, избираем более легкий путь и поступаем вопреки своим убеждениям и принципам? Но вспомните слова В. Белинского: «Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет».

    В. И. Ленин, как мы уже говорили, придавал исключительное значение формированию «героического сознания» советского народа и особенно молодежи. В этом сознании, по мнению философа Д. А. Волкогонова, выражается постоянная готовность и способность советских людей к проявлению высшей социальной активности в напряженном труде, общественной работе, научном поиске, защите социализма.

    Еще в августе 1918 г. в своем «Письме к американским рабочим» В. И. Ленин писал: «На каждую сотню наших ошибок, о которых кричит на весь свет буржуазия... приходится 10 000 великих и геройских актов — тем более великих и геройских, что они просты, невидимы, спрятаны в будничной жизни...»

    Эта готовность советских людей, советской молодежи к проявлению высшей социальной активности в полной мере проявилась в годы   Великой   Отечественной   войны.

    Из 11,5 тысяч советских воинов, удостоенных в годы Великой Отечественной войны высокого звания Героя Советского Союза, около 8 тысяч были комсомольского возраста.

    О подвигах ваших сверстников-комсомольцев написано много. Нам хотелось бы рассказать только об одном из них — комсомольце Михаиле Девятаеве. (Этот материал был опубликован в «Комсомольской правде».)

    Имя Михаила Девятаева известно не только у нас в стране,   но   и   за   рубежом.

    Какой   же   подвиг  совершил   Михаил?

    Во время одного из воздушных боев самолет Девятаева был сбит. Летчик выпрыгнул с парашютом из горящего самолета и, ударившись о хвостовой стабилизатор самолета, потерял сознание. Очнулся уже в плену.

    После долгих скитаний, неудачных побегов его полуживого привезли на остров в Северном море. На этом острове немцы строили одну из засекреченных военных баз. Местонахождение базы хранилось в строжайшей тайне, и все работавшие там военнопленные знали: возврата с этой базы нет, все будут расстреляны. Совершить побег практически невозможно — кругом охрана, а дальше море. Однако Михаил и в этих жесточайших условиях не потерял присутствия духа. Он разработал дерзкий план — бежать на фашистском   бомбардировщике.

    Осторожно Михаил подобрал группу товарищей-военнопленных, которым сообщил, что среди них есть летчик. Все воспрянули духом, но когда узнали, что этот летчик—Михаил, не могли скрыть разочарования. Не верилось, что один летчик, да к тому же такой истощенный и обессиленный, может заменить целый боевой экипаж бомбардировщика — 6 человек. Однако Михаил говорил так страстно, так верил в возможность побега, что вселил уверенность и в  остальных.

    Для успеха дела потребовалось решить множество проблем, связанных с захватом самолета, заправкой, управлением   (Михаил летал только  на  советских истребителях).

    Работая на аэродроме, группа побега внимательно изучала график работы: когда заправляются самолеты, когда обедают экипажи, как ведется охрана самолетов и т. д. Военнопленные скрупулезно разрабатывали план побега, распределяли роли — кто снимет часового, кто расчехлит моторы, кто подвезет аккумуляторы для запуска моторов и т. д. Оставалось дождаться облачного дня. И тут случилась беда. Однажды Михаил не выдержал и сцепился с бандитом по кличке «Костя-моряк». Комендант лагеря усмотрел в этом политический акт и приговорил Михаила к «десяти дням жизни». Такой приговор — изощренный способ уничтожения. В эти дни приговоренных избивали особенно жестоко, лишали пищи, охрана издевалась Десять дней никто не выдерживал.

    Товарищи как могли поддерживали Михаила, отдавали ему свои скудные пайки. Но всем было ясно — десять дней он не выдержит. Друзья решили: побег должен быть или завтра, или никогда. Назначили время побега— 12 часов, когда летчики и механики уходили на обед.

    К назначенному часу все 10 человек были в сборе. Один из них, переодевшись в шинель немецкого солдата, повел пленных к самолету. Быстро расчехлили моторы, подвезли тележку с аккумуляторами, подключили кабель. Еще через несколько секунд моторы взревели, и Михаил стал выруливать на взлетную полосу. Немцы пока ничего не заметили — этот самолет летал часто. Самолет понесся по наклонной дорожке в сторону моря. Но в тот момент, когда самолет должен был оторваться от земли, у Михаила не хватило сил отжать ручку управления. Пришлось делать разворот без надежды, что самолет уцелеет. А тут еще немцы поняли, что дело неладно, бегут к самолету. Три истощенных человека навалились на рычаг, и самолет отрывается от бетона...

    Когда пересекли линию фронта, самолет обстреляли наши зенитки. Задымился правый мотор. Решили немедленно садиться. Подбежавшие к самолету артиллеристы были ошеломлены: десять скелетов в полосатой одежде, в деревянных башмаках, забрызганные кровью и грязью стояли у  самолета.

    Михаил Петрович Девятаев удостоен звания Героя Советского Союза.

    Много... много могил по всей Европе. Среди них — погибшие фронтовые друзья ваших отцов и дедов. Фронтовая дружба крепка. Она не забывается И оставшиеся в живых, теперь уже постаревшие и поседевшие, не могут забыть своих верных фронтовых друзей, с которыми делили окоп, кусок черствого солдатского хлеба.

    Все пробуждается вокруг
    И оживает все живое!
    Давно не виделись мы, друг,
    Но где же встретиться с тобою?
    Ты посмотри, как все цветет,
    Весенний запах опьяняет
    Весною каждый встречи ждет,
    А где лежишь ты, мы не знаем.
    Прошло уж много лет с тех пор,
    Как мы расстались там с тобою.
    Мы не забыли подвиг твой,
    Хотя покрылись сединою
    И воевали мы не зря!
    И ты погиб не ради славы,
    Земля чтоб мирною была
    За это мы с тобой сражались.
    Сейчас опять большой войной
    Грозят пойти на нас с тобою.
    Но мы клянемся пред тобой,
    Что не допустим бойни новой.

    Это стихотворение одного из ветеранов. Может быть, оно не совершенно, по в нем солдатская боль за тех, кто остался лежать на поле брани, озабоченность судьбами будущих   поколении!

    И сегодня молодые воины продолжают традиции своих отцов и дедов Это ярко иллюстрирует поведение простого парня Сергея Червонописного, о котором написал И. Морозов в газете «Комсомольская правда».

    При выполнении интернационального долга в Афганистане в 1981 г. под боевой машиной десанта гвардии старшего лейтенанта Сергея Червонописного разорвалась мина. В госпитале ему ампутировали обе ноги. Диагноз: «Ампутационные культи обоих бедер, практически непротезируемые».

    Но Сергей твердо решил не сдаваться. Его друзья нашли ему знаменитого протезного мастера. Мастер знал, что дело почти безнадежно. Он почесал затылок, сдвинул очки на лоб и вытащил мятую папиросу. «Если сумею сделать, брошу курить», — сказал старик. Спустя месяц старший лейтенант впервые попробовал встать. «Ну как?» — ревниво спросил мастер. Сергей вытер вспотевшие ладони: «Бросай   курить,   Васильич!»

    Теперь   каждое  утро,   как   атака!

    Сергей тренировался до пота и крови. Он приходил вечером и, морщась, снимал больничные шаровары в крови. Он выписался из госпиталя и теперь тренировался по ночам. Он боялся сердобольных взглядов больше, чем мин. Падал, вставал, снова вставал и снова падал.

    В виде исключения Сергею выделили машину «Жигули>. Пока делали индивидуальное управление на машину, он решил проверить себя и ночью, когда па дорогах пустынно, начал учиться водить машину: протезы устанавливал на сцепление, а на газ давил палкой.

    Однажды раздался звонок и он услышал голос, который снился ему по ночам. Сергей собрал все свое мужество и преувеличенно спокойно сказал: «Больше не звони». Но звонки не прекратились. Та, которая провожала его в армию, осталась ему верна. Свадьбу сыграли в новой трехкомнатной квартире. Сергей танцевал вальс.

    Что   придавало  ему  силы?

    Вера в людей, стремление быть полезным им активизировали его волю и мужество, придали силу и уверенность в себе.  И   он  победил.

    Гражданский подвиг Сергея подтверждает мудрую мысль В. Вересаева: «Жизнь жива и прекрасна энергичною работою, жизнь — не бремя, а крылья, творчество и радость, а если кто превращает ее в бремя, то в этом он сам виноват». Человек сам творец своего счастья, и, если он выбрал правильный путь, живет не только для себя, видит свое назначение в служении людям, это является неиссякаемым источником мобилизации творческих и физических сил на нуш к достижению поставленной цели. И только слабовольные всегда ищут причину своего бездействия, своих   неудач.

    Требовательность к себе — залог успеха в воспитании воли

    Конечно, не каждому из вас суждено совершать великие подвиги, но в повседневной жизни рано или поздно каждому придется делать моральный выбор и не однажды. Такой выбор неизбежен. Как вы поступите каждый раз?

    Сможете ли вы проявить принципиальность? Не побоитесь ли испортить отношения, если это потребуется? Пройдете ли вы мимо, когда на ваших глазах совершается несправедливость или погибает ваш друг или знакомый, занимаясь не совсем деликатными делишками?

    Если вы даже просто выйдете из ситуации, т. е. сделаете вид, что ничего не заметили, пройдете мимо гибнущего или несправедливости, свидетелем которой вы являетесь, и будете тешить себя мыслью о том, что в следующий раз вы обязательно поступите более благопристойно, то вы глубоко заблуждаетесь. В другой раз вы не поступите лучшим образом. Во-первых, сработает закон инертности, привычка не волновать себя лишними хлопотами. Во-вторых, человеческая мораль такова, что каждый поступок либо укрепляет ее, либо расшатывает, ослабляет.

    Дело в том, что в жизни не бывает черновиков. Жизнь пишется сразу набело. И каждый наш поступок оставляет свой след (иногда на всю жизнь) не только в нашей душе, но и в судьбе окружающих нас людей. Следует помнить всегда и о том, что многие поступки имеют необратимый характер как по воздействию на формирование нашей нравственности, так и по последствиям, касающимся тех, кого   они  затрагивают.

    Вот почему с точки зрения самовоспитания лучших нравственных качеств мы всегда должны быть абсолютно честными по отношению к самим себе. Ни один наш поступок не должен проходить бесследно ни для нас самих, ни  для   окружающих.

    Однажды после школьного вечера десятиклассник Ястребов побил девятиклассника Толю С. за то, что он танцевал с Зоей. Одноклассники Толи собрались обсудить сложившуюся ситуацию. Вперед выступил Виталий Г. — один из самых физически слабых учеников: «Садист этот Ястребов. Я пойду и скажу ему об этом в глаза!»

    С этими словами Виталий подбежал к Ястребову, стоявшему в коридоре со своими одноклассниками и бросил ему в лицо: «Ты садист». С этого дня, приходя в школу, Ястребов каждый раз видел надпись на классной доске: «Ястребов — садист».

    Однажды Ястребов дождался Виталия и предупредил: «Еще  раз   напишешь — пеняй   на   себя».

    На следующий день, войдя в класс, первое, что увидел Ястребов, была надпись во всю доску: «Ястребов — садист». В классе были почти все учащиеся, но никто из них надпись не стер, и, когда вошел Ястребов, воцарилась мертвая тишина. Все молча смотрели на доску и на Ястребова, и он увидел осуждение в их глазах, молчаливую неприязнь. Он не выдержал и несколько дней не приходил в школу. Потом извинился перед Толей С, Виталием, объяснился с одноклассниками.

    Главным героем здесь был Виталий, который проявил смелость и мужество, не побоялся встать на защиту своего одноклассника   и   победил.

    Разве этот пример не говорит о том, что возможности для проявления мужества, смелости и других волевых качеств не надо искать, они — на каждом шагу, и настолько было бы приятнее жить всем нам, если бы каждый из нас не проходил мимо подобных случаев, а самоотверженно реагировал на любой случай несправедливости, пытался бы  помочь  другому.

    В «Комсомольской правде»   были   опубликованы   два письма. В одном из них, присланном из Ворошиловградской области, Светлана X. пишет: «Я хорошистка, комсорг школы, стараюсь всегда быть «на высоте». Я дружила с парнем из нашего класса. Но однажды я узнала, что он участвовал в избиении человека. Узнав об этом, я не стала дружить с ним».

    А вот другое письмо, его прислал Костя Ф. из Саратова: «Теперь даже стыдно вспомнить, как, я жил... Но потом встретил Жанну. Вроде обыкновенная девчонка, но это лишь на первый взгляд. Я предложил ей дружбу, и она согласилась. Это не удивило моих друзей. Они считали: «атаману» никто не откажет. Много пришлось перенести Жанне,   но  она   сделала   меня  человеком.

    Скоро — армия. Постараюсь служить честно, чтобы ей не   было  стыдно  за   меня.

    Возможно, я ничего не доказал своим письмом. Но мне хотелось, чтобы мои сверстники, которым сейчас 16—17 лет, знали,  что   и   они   могут  спасти   человека».

    Казалось бы, ситуации в обоих случаях схожие. Но посмотрите, как неодинаковы поступки девушек. Одна спокойно отошла от человека, причем далеко не безразличного ей, когда узнала о совершенном им неблаговидном поступке. Ее уже не интересовала дальнейшая судьба друга.

    А  другая?

    Хорошо зная, что парень, предлагающий ей дружбу, «атаман» уличной компании, Жанна не отвергла его дружбы. Она проявила гражданскую самоотверженность, выдержку, целеустремленность, затем использовала всю силу влияния завязавшейся между ними дружбы и сумела вытащить его из уличной компании, сделать человеком. Что же помогло Жанне активизировать свою волю? Бесспорно, ее нравственные качества: доброта, стремление помочь человеку.

      Можно смело сказать — Жанна совершила нравственный поступок. Она продемонстрировала моральную готовность к свершению подвига, если этого потребуют обстоятельства. Моральная готовность к подвигу даже в будничной жизни — высшее проявление силы духа, олицетворение лучших качеств человека, проявление его гражданской зрелости.   К  этому  мы  должны  стремиться.

    Философ Д. А. Волкогонов заметил: «Личность, которая не ставит перед собой самую высокую нравственную цель, возможно, не рискует потерпеть моральное поражение. Но... она   не  может  и  одержать  победы».

    Справедливые  слова!

    Вдумайтесь   в  их  содержание!

    Сколько ошибок было бы предотвращено, сколько человеческих судеб не было бы загублено, если бы мы смолоду ставили перед собой высоконравственные цели! Как обидно, что нередко мы осознаем это слишком поздно! Понятно, что вам, молодым, здоровым, красивым кажется все по плечу, весь мир раскрыт перед вами Вы достигли совершеннолетия, это открывает перед вами такие возможности и перспективы! Дух захватывает! Хочется быть сильной личностью, хочется быть раскованным! Поскорее выйти из-под опеки родителей, учителей и вообще взрослых: «Мы уже сами совершеннолетние и все понимаем!»

    И вот некоторые из вас идут в уличные компании, чтобы проявить свое «я», показать, что ты уже личность. Некоторых подобные компании привлекают тем, что там господствует культ силы. Студент Сергей Тепляков из Тбилиси в своем письме в «Комсомольскую правду» объясняет: «Человеку часто бывает нужен вожак, несмотря на то, что вожак компании отнюдь не всегда хочет тебя выслушать, а часто не прочь и сам унизить, зато ты рядом с ним можешь почувствовать себя сильным, отыграться на других в баре, на танцплощадке. Естественно, приятно посещать места скопления молодежи без страха быть униженным. Подобные компании задираются на людей, явно не могущих дать отпор».

    Понятно ваше стремление к самостоятельности, но хочется предупредить вас, юные друзья, что подобные компании наносят вам непоправимый нравственный урон. Об этом говорят ваши же сверстники, которые нашли в себе силу воли порвать с такими друзьями. Вот мнение одного из них: «В компании собутыльников ты невольно перестраиваешь свое мировоззрение и уже не можешь уважать людей, не умеющих работать кулаками, даже если они добры, интеллектуальны и порядочны». Комментарии, как говорится, излишни. Конечно, следует только приветствовать ваше стремление стать личностью, но не в том смысле, как это   понимают  некоторые.

    Всем вам, должно быть, хорошо знаком известный артист Михаил Ульянов. А знаете ли вы, какой смысл он вкладывал в роль Наполеона? Внимательно вдумайтесь: «Все дозволено» — лозунг не гения, но злодея, суперменство — дорога к гибели... Там, где попраны личности вокруг, ты уже не личность и сам...»

    В чем причина мещанства?

    В «Собеседнике» (№ 9 за 1984 г.) была напечатана статья «Видеомираж или падение Великолепного» (автор Борис Балкорей). Нравственная пустота, стремление к красивой жизни, жажда наживы постепенно вытеснили у молодого бармена Юрия Никулина все остальные человеческие качества. Он не останавливается ни перед чем и дошел до того, что у человека, попросившего закурить, мог потребовать 10 копеек.

    Однажды случилось ему после работы развозить приятелей по домам. «Юра, дай сесть за руль» — попросил кто-то из коллег. «Марочку, марочку гони, тогда и садись!» — ответствовал Никулин. И лишь спрятав в карман протянутую  трешку,  уступил   место  водителя.

    Никулину нравилась его работа. Обстановка в баре чем-то напоминала ему кадры из видеофильмов (у него был свой видеомагнитофон). И он сам старался походить на супермена с экрана. Одно время его кумиром был «Великолепный». Юрий научился таким же роскошным жестом стряхивать пепел с сигареты, так же лихо запрыгивать в свой «Жигуленок». Ему и невдомек было, что «Великолепный»— с блеском сыгранная пародия на набивших оскомину  героев  киновестернов.

    Нельзя сказать, что Юрий был человек неволевой. У него была и цель и волевые качества (целеустремленность, настойчивость). Но направлены они были на удовлетворение своих корыстных потребностей, характеризовались отрицательной направленностью. Юрий забыл о том, что жизнь вне идеи, вне жажды справедливости не может быть счастливой. Разве жизнь человека будет полной, если она ограничена только вещами и удовольствиями?

    Пример с Юрием Никулиным должен предостеречь нас от опасности недооценки нравственного начала в жизни молодого человека. Правильное воспитание воли немыслимо без воспитания нравственных качеств личности.

    Воля проявляется не ради самой воли, а обязательно имеет в своей основе нравственное или безнравственное начало. Поэтому совсем не безразлично, на что направлены наши   волевые  усилия.

    Не совсем правильно поступают и те из вас, кто пытается воспитывать свою волю ради самой воли. Воспитание воли не должно носить искусственный характер. Воля воспитывается ежедневно и, казалось бы, в самых обыденных делах: в преодолении трудностей, достижении поставленных задач, отказе от различного рода соблазнов и т. д.

    В этой связи стоило бы остановиться на проблеме потребностей, мещанства, престижных вещей и т. д. Проблема существует давно и волнует многих: и взрослых, и вас — молодых людей. Не просто ее решить. Действительно, в том, что люди хотят красиво и модно одеваться, иметь красивые и практичные вещи, цветной телевизор, современную мебель, ничего плохого нет. С каждым годом улучшается материальное благополучие советских людей, растут и  их   потребности.

    Так в чем же дело? — спросите вы. Почему же в последнее время столь много пишут о мещанстве, престижных вещах,   чрезмерных   потребностях  и  т.  д.?

    В беседах, в письмах, на диспутах молодые люди часто интересуются: «Чем же определить меру человеческих потребностей? Как узнать, где кончаются разумные и начинаются  чрезмерные   потребности?»

    Отвечая на ваши многочисленные вопросы, социолог Н. Н. Михайлов пишет: «В народном представлении разумными всегда считались потребности, удовлетворение которых не идет во вред самому человеку, согласуется с требованиями справедливости, с идеалами честности и трудолюбия. И, напротив, неразумным объявлялось все, что связано с корыстолюбием, жадностью, неумеренностью, бездельем и т. п. Пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке» является в этом плане, пожалуй, одним из самых блестящих в мировой литературе сатирических изображений процесса роста потребностей, превратившегося в «дурную бесконечность».

    Разумные потребности кончаются там, где начинается корыстолюбие, жадность, неумеренность, безделье. Именно потребности, превращающиеся в дурную бесконечность, духовно опустошают и разрушают личность, лишают ее истинно человеческого счастья, а нередко ведут и к гибели. «Комсомольская правда» в очерке «Клубника» (29 июня 1983 г.) рассказала о том, как неразумные потребности и чрезмерная жадность погубили супружескую пару — довольно молодых людей. Они увлеклись торговлей клубникой, построили себе роскошный двухэтажный особняк, накупили ковров, мебели, хрусталя. Продав свою клубнику, они перепродавали чужую, покупая ее за сотни километров от дома, благо у них была собственная машина. В результате утомительных и длительных поездок муж уснул за рулем.  Оба   погибли.

    Естественно желание молодых приобрести нужные красивые вещи. Все это хорошо, но... до поры до времени, пока вещи не поглотили человека и не превратили его в своего раба. В таком случае крах неизбежен. Так случилось с Андреем и Ларисой К. Они поженились, едва исполнилось 18. Она закончила строительное училище (специальность — штукатур-маляр), он — после десятилетки. Поженились, не имея надежды ни на чью помощь (материальную). За душой тоже не было ни гроша. Поехали в деревню, в пустующий дедовский дом. Дальше все шло строго по плану: детей не будет, пока не встанут на ноги, решили оба готовиться в вуз. Поступили на работу на стройку. За пять лет не имели ни выходных, ни праздников, ни малейшего свободного времени. И вот на месте старенького деревенского домика возник двухэтажный особняк с отоплением, газом, ванной, классически выложенной кафелем, кухней — неосуществимой мечтой большинства хозяек и пр. и пр.

    К 24 годам у них было, как они считали все, чего другие достигают лишь на склоне лет. Но почему же тогда Лариса с годовалой дочуркой ушла от Андрея? Дом с прекрасным  кафелем  продан.

    Материальное благополучие не принесло им счастья. Стоило ли затрачивать столько волевых усилий, сил и здоровья на протяжении целых 6 лет только на удовлетворение  материальных   потребностей.

    Пожалуй, прав капитан Советской Армии Ж. Д., который пишет: «Перед нами жертвы преждевременного благополучия, бескрыло застрявшие в своем огороде. Допустимо ли самодовольное погребение в тесном мирке частной собственности, в так называемом «кафельном храме», построенном ценой 5—6-летнего отрешения от общественной деятельности, друзей? Ответ однозначен: нет, тысячу раз  нет!..»

    Письмо Андрея и Ларисы К. вновь и вновь напоминает нам о значимости нравственного начала в нашей жизни вообще и в волевой деятельности в частности. Из письма видно, что авторы обладали отнюдь не заурядной волей, но во имя чего они действовали? Ради материального благополучия   в   ущерб  духовному   развитию.

    Мы не хотим сказать, что вещи не нужны и вредны сами по себе. Отнюдь нет. Вещи становятся вредны и опасны тогда, когда порождают мещанство, когда заслоняют нравственные   принципы.

    Как справедливо отмечает профессор А. И. Новиков в своей книге «Мещанство и мещане», «характерная черта мещанства во все времена — самонадеянность, неразрывно связанная с верхоглядством, поверхностными суждениями, дилетантизмом, идейной неразборчивостью... Комплекс духовной неполноценности порождал у мещан двоякие чувства: с одной стороны, решительную неприязнь к интеллигенции, образованности вообще, с другой стороны — стремление усвоить чисто внешние формы науки, образования».

    Но как отличить обыкновенного любителя хороших, красивых вещей от мещанина? С какого момента начинается мещанство?

    Конечно, четкую границу здесь трудно определить. Но вот что сказал об этом известный советский кинорежиссер Р. Быков: «Мещанин, обыватель начинается там, где мир делится на две правды. Мещанин считает, что идеалы — это выдуманное. А живое и реальное — это «не высовывайся», «не тот прав, кто прав, а тот, у кого больше прав», и тому подобное... Именно замена высокого низким — существо мещанина. Осторожность заменяется трусостью, бережливость— жадностью, человеческая прямота —банальным хамством, дружба — круговой порукой, любовь — прелюбодеянием. Высокий идеал при этом... подменяется своей противоположностью» .

    Мещанство, видимо, начинается тогда, когда у человека происходит переоценка ценностей — высоконравственные идеалы вытесняются мелочной, узкоутилитарной психологией. Вещи для человека становятся дороже добрых человеческих  отношений.

    Почему случается такое в жизни? Среди причин, наверное, не последнее место займут две:

    1) слабость силы воли, или неумение использовать ее;

    2) нравственное   несовершенство.

    Действительно, человеку нередко не хватает силы воли вовремя остановиться, когда дело касается приобретения вещей, материального обогащения. Не хватает характера и нравственного  иммунитета.

    Глубоко прав был А. М. Горький, когда писал: «Мещанство— это ползучее растение, оно способно бесконечно размножаться и хотело бы задушить своими побегами все на своей  дороге...»

    Что касается нравственного несовершенства, то оно отрицательно влияет на судьбы многих молодых людей в еще большей степени, направляя их волевые усилия в ложное русло. Нельзя не упомянуть в этой связи об увлечении некоторой части молодежи так называемыми престижными вещами.

    Престижные вещи приобретаются не столько для пользы, сколько для того, чтобы выделиться среди остальных, «блеснуть». С этой целью приобретаются не только вещи, но и книги. Как правило, эти книги не читаются и никому не даются. «Модные увлечения, как и модная одежда, становится внешними атрибутами показной современности, интеллигентности. Ими щеголяют, ими забавляются, с ними легко расстаются. Ими нередко, как рыцарскими доспехами, прикрывают свою немощь, духовную инертность», — это мнение   писателя   Игоря   Шекспира.

    Современные, добротные, модные вещи нужны людям. Они украшают человека, оказываются ему полезными. Проблема заключается в том, чем являются вещи для человека, не заслоняют ли они, не вытесняют, не подменяют ли   духовные   ценности   личности?

    По своей природе людям гораздо дороже не вещи сами по себе, а потребность в глубоких, теплых и близких отношениях, в дружбе и любви. А тут уж вещи бессильны. Более того, они коварны, так как у обладателя престижных вещей куда больше шансов ошибиться в выборе близкого человека.

    Например, у вас имеется прекрасная машина «Жигули» и любимая девушка Но однажды вы разбили «Жигули» и утратили их, и тут выясняется, девушка любила не столько вас,  сколько  «Жигули».

    В связи с вышеизложенным хотелось бы познакомить вас с выдающейся личностью прошлого. Вы все знаете знаменитого зачинателя и теоретика партизанской войны 1812 года, человека недюжинного военного дарования, поэта Дениса Васильевича Давыдова. Друг декабристов и А. С. Пушкина, автор сатирических басен, человек самостоятельный, независимого образа мыслей, дерзкий и неблагонадежный в глазах правительства и вместе с тем — образцовый семьянин, отец пятерых сыновей и четырех дочерей.

    Жизнь Д. В. Давыдова — яркий пример того, как важно с самого детства закалять силу воли и как наличие высокоразвитой воли помогает преодолевать труднейшие препятствия на пути к жизненной цели. В 17 лет Д. В. Давыдов едет в Петербург для поступления в армию, но на его пути стать кавалергардом возникают два серьезнейших препятствия: небольшой рост и недостаток средств. Однако настойчивость, упорство, целеустремленность, самостоятельность помогли Д. Давыдову достичь цели. Недавно было открыто эпистолярное наследие Давыдова. Воин предстал перед нами как мудрый наставник. Давайте вдумаемся в советы, которые он давал своим детям!

    В письме к сыну Василию Д. В. Давыдов писал: «Шестнадцать лет есть истинное время для размышления о жизни. Употребляй на это ежедневно по получасу, вставая ото сна, и по получасу, отходя ко сну... Поутру определяй, что тебе делать в течение дня, а вечером дай отчет самому себе, что ты сделал, и если что было не так, то заметь, чтобы извлечь все то, в чем совесть упрекнет тебя.

    Повторяю тебе, вот истинный момент определить себе непоколебимые правила чести и от привычки ежедневно соблюдать их, сродниться с ними в три или четыре года, а там все пойдет само собою. Почва, на которой ты теперь будешь прокладывать путь, еще нова и чиста; поздно будет, как ее загадят страсти почти всегда. С 16 лет моего возраста я сделал сам себе правила, как вести себя во всю жизнь мою, и, держась за них как утопающий за канат спасения, никогда не торгуясь с совестью, не усыплял ее пустыми рассуждениями и в мыслях и в душе моей всегда хранил отца моего, добродетельнейшего человека в мире, я хранил его даже и после смерти его и сам себе говаривал, как иногда увлекаем был соблазном: «Что батюшка сказал бы, что бы почувствовал, если б я это сделал при жизни его?» И все дурные помышления мои мигом улетали и ничто в свете уже не могло совратить меня с пути, мною избранного. Конечно, все это мне ни к чему не послужило по службе, но дурное поведение еще менее послужило бы мне в этом деле. В течение почти сорокалетнего довольно блистательного военного поприща я был сто раз обойден, часто забыт, иногда притесняем и даже гоним — но это не мое уже дело, это дело было Судьбы, мое дело было служить ревностно, не глядеть по сторонам, чтобы не сравнивать судьбу мою с другими и следовать правилу: («Поступай таким образом, как ты должен поступать, и будь что будет»). И оттого не более ли я приобрел счастья в итоге моей службы, чем те, которые обошли меня? На мой удел пала прекрасная репутация, на обошедших меня — чины и ленты; одно другого лучше, я с ними не поменяюсь. Вот тебе пример живой, а не письменный, имей его как попутную звезду перед собой и будешь счастлив, если не наградою людей, то наградою своей совести, что в миллион раз сладостнее и восхитительнее, — с ней легче живется и дышится, чем в чинах и лентах с порочною душой и с гадкими делами».

    Д. В. Давыдов предостерегал сына от увлечения внешней стороной службы и отсутствия твердости характера: «Меня беспокоит теперь бесхарактерность твоя, и когда? Когда тебе уже 16 лет от роду! С самой нежной молодости твоей я не переставал говорить и толковать тебе, что мундир, как бы ни был красив, и чин, как бы ни был высок, не дают познаний, необходимых для военного человека. Недолго наплавает корабль без балласта! А как балласт для корабля, так и характер для человека... Тебе пора уже подумать о серьезном, не все думать о рейтузах и мундирных отворотах, что истинно смешно и жалко. Не платье и не род службы производят твердость характера и делают человеком — а   природа   и   собственная   воля».

    Прав был Давыдов, предостерегая своих детей от соблазна увлечься внешними атрибутами той или иной профессии. Не платье и не шуба делают человека счастливым, а внутренние добрые душевные качества, которые надо совершенствовать в себе на протяжении всей нашей жизни. Вот почему героиня Жуховицкого вряд ли станет счастливой, даже если приобретет импортную дубленку с цветочками. «Умные люди понимают, что никакие дачи, мебель, машины ничего не дают, если нет человека, если он не воспитан стойким, любознательным, активным деятелем жизни, любви, знания, если он не идет по жизни сам, создает ее сам, не существуя пи за чей счет». Это уже выдержка из письма вашего сверстника — 17-летнего Геннадия С.

    Умение быть самостоятельным

    Далеко не каждый молодой человек может преодолеть чуждые нашей морали формы поведения. Социолог В.Т.Лисовский в своей очень интересной книге «Что значит быть современным» приводит весьма поучительный пример того, как безволие, отсутствие самостоятельности, чувства ответственности дважды привели на скамью подсудимых Владимира С, который, однако, так и не сделал для себя правильных выводов. Во время диспута в исправительно-трудовой колонии Володя С., заявлял: «Родители меня испортили. Лишь они виноваты в том, что я второй раз нахожусь   в   заключении».

    Как выяснилось, Владир С. рос единственным сыном в семье инженера. Мать, домохозяйка, души не чаяла в своем ребенке. В двенадцать лет Володя не знал, сколько стоит хлеб, предметы первой необходимости, хотя всегда имел деньги на карманные расходы. Он не помнил, когда у родителей день рождения, зато отлично знал дни папиных получек.

    Впервые Володя С. попал в колонию в 15 лет. К этому времени его запросы настолько возросли, что родители оказались просто не в состоянии их удовлетворить. Ему нужно было все больше и больше денег на карманные расходы, на приобретение модных вещей, на автомобильные поездки за город. И тогда Владимир стал «добывать» деньги сам — воровством.

    Кончилось все это печально: его отправили в детскую трудовую колонию. Но и такая суровая воспитательная мера не отрезвила подростка. Буквально через два месяца после освобождения он опять совершает преступление. И снова заключение, теперь уже для взрослых.

    Как же сам Владимир С. объясняет свое второе падение?

    Весьма  своеобразно.

    Вот его объяснение: «Папа устроил меня на завод. Поработал я несколько дней—показалось очень скучно, неинтересно. Решил записаться в джаз. Говорю отцу: «Купи мне саксофон». А он отвечает: «Денег сейчас нет, подожди пару месяцев, куплю». А мне не терпелось устроиться в джаз, не привык я ожидать обещанного. И вернулся я к старому: обворовал квартиру, купил саксофон. А спустя три дня меня посадили. Вот я и ругаю родителей: разве они не могли достать денег, купить этот злосчастный саксофон? Не сидел бы я тогда в заключении».

    Циничное иждивенчество, отсутствие воли и чувства ответственности, стремление все свалить на других, даже на своих родителей — вот что характеризует Владимира.

    Понятно, что умение преодолевать трудности, сдерживать свои желания, проявлять инициативу, самостоятельность, чувство ответственности, гражданскую зрелость не приходит само собой. Эти качества надо воспитывать у себя непрерывно в каждом большом и малом деле.

    Что такое инфантилизм? В чем корни инфантилизма? По мнению ученого-социолога, доктора исторических наук И. В. Бестужева-Лады, истоками инфантилизма является триада: 1. Отсутствие самостоятельности. 2. Формализм. 3. Лень. (Обратите внимание: в двух случаях из трех — отсутствие волевых качеств.)

    Об отсутствии самостоятельности мы уже говорили.

    Что касается формализма, то он действительно нередко имеет место, особенно при организации различных мероприятий: вечеров, диспутов, слетов, которые проводятся порой не ради дела, а ради отчетности. Ребята идут туда не по велению сердца, а по требованию организатора мероприятия.

    Что касается третьей составной части — лени, то, что греха таить, еще встречаются молодые люди, которым лень читать, разбираться в проблемах, докапываться до сути, Куда легче «врубить» магнитофон и слушать музыку и слова, которые он чаще всего не понимает.

    Ну и что, скажут некоторые из вас, какой же вред от  инфантилизма?

    Бестужев-Лада дает на это однозначный ответ: «Инфантилизм — это лоскутность, неустойчивость знаний, неумение анализировать действительность, отсутствие критического подхода к себе, к жизни. А отсюда — вера в разнообразные слухи, даже в самые невероятные, раздувание их. Услышал подросток про НЛО (неопознанные летающие объекты) или хатха-йогу, услышал самую малость, но уже во всех компаниях с невероятным запалом рассуждает о них. Понятно, что поговорить об этом хочется: сразу окажешься в центре внимания. Но ты хоть немного разберись в этих вопросах, изучи их, а не повторяй досужие вымыслы, в которые здравомыслящий человек и не поверит-то никогда. Однако разобраться, по перечисленным выше причинам, он неспособен, отказаться от лидерства в компании — тоже, а слушают его такие же инфантильные акселераты, как он сам. И расползается всякая ерунда, да еще подробностями обрастает — для  вещей  убедительности.

    Подобным же образом иногда распространяются и другие  слухи — вредные,  злопыхательские».

    А теперь давайте представим себе, что такой юный обыватель вырастает. Знания его поверхностны, единственный интерес «инфанта» — сидение перед телевизором. Он не занимается спортом — он «болеет», пережевывает разные слухи, у него нет четкой гражданской позиции. Такой человек не вступится за обиженного, слабого, пройдет мимо чужой беды, поддакнет чему угодно, нарушит моральные нормы поведения.

    А можно ли преодолеть инфантилизм, если мы уже оказались  у  него  в   плену?

    «Да, — отвечает профессор Бестужев-Лада, — инфантилизм преодолим! Во-первых, самим человеком. Если у человека крепкая воля, если он ясно понимает, чего хочет от жизни, сможет вырваться из-под «оранжерейной» опеки. Но согласитесь, такое под силу не каждому».

    Чтобы вырваться из цепких лап инфантилизма, надо с детства развивать свои волевые качества — самостоятельность,   мужество,   выдержку   и  др.

    Конечно, куда проще жить под крылышком у родителей, если они к тому же пытаются все устроить для тебя, забывая справедливые слова Л. Толстого: «Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше, чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже».

    Но тем более заслуживает унижении тот, кто проявляет гражданскую зрелость и пытается самостоятельно определить свое место в жизни, преодолении трудности, проявляй завидную твердость характера, силу ноли, выдержку и целеустремленность.

    В «Комсомольской правде» была опубликована статья «Против течения».

    В статье рассказывается о том, как нелегко делать первые самостоятельные шаги в жизни, особенно и семы, где родители связывают будущее своих детей только с материальным благополучием. В статье говорится также о том, как общественная работа раскрывает и развивает лучшие качества и помогает найти свое место в жизни. Маши (так зовут героиню рассказа), будучи пионеркой, увлеклась работой в городском пионерском штабе. Ее наградили путевкой в «Артек». Позже стала заниматься комсомольской работой. Матери ее не нравилось, что дочь много времени уделяет ненужным, по ее мнению, делам. Анна Павловна уже подыскивала дочери институт, но Мария решила пойти работать  на   завод.

    На заводе заметили, что эта худенькая девчонка за любое общественное дело берется с таким азартом, что заражает и увлекает других. Она стала членом комитета комсомола. За отличную работу ее наградили знаком ПК ВЛКСМ  «Молодой  гвардеец  пятилетки».

    Все дальше уходила Мария от уютного дома, от придуманной матерью судьбы. Мать обижалась: «Хватит глупостями заниматься, пора бы научиться кое-что понимать, в жизни. Субботники — это чтобы прикрыть чье-то разгильдяйство. А то, что комитетчики сдали кровь своему товарищу— глупость. Кто вспомнит об их благородстве?» Мария возражала: «Нельзя же все класть на весы, чтобы своя чашка   перевешивала?»

    Но однажды мать не выдержала в споре и поставила абсурдную, дикую точку. И Мария ушла из дома.

    Сначала ночевала на заводе, потом ей дали место в общежитии.

    Мария выдержала большой конкурс и поступила в институт на заочное отделение. Во время сессии сдавала экзамен родителю одного из тех пионеров, с которыми когда-то возилась. Отвечает на экзамене весьма посредственно, но экзаменатор широко улыбается и ставит «отлично». Мария поняла: все оставшиеся до диплома годы ей будут «набрасывать» балл-другой. За «хорошего человека». И она поехала в другой институт за 700 км, где ее никто не знал.

    Не все поняли ее поступок. Но если быть принципиальной — то во всем. Ведь стоит отступить только раз. Потом будешь прибегать к уловкам слабовольного.

    Конечно, невозможно передать словами все переживания, трудности Марии на пути к самостоятельной жизни. Но даже из вышеописанного можно сделать вывод: ей было трудно. Ее одолевали сомнения в правильности ее поступков и действий. Но было самое главное. Она хотела быть честной, принципиальной и оставалась таковой до конца.

    «Самые богатые из людей не те, кто получал много, а те, кто как раз щедрей всех других раздавал себя людям», — говорил известный писатель Л. Леонов.

    Рабочий коллектив, общественная работа помогли сформировать убеждение Марии в том, что главное в жизни не вещи, а люди, и ради людей стоит жить. Во имя людей и для них — вот главный мотив ее деятельности.

    Как тут не вспомнить слова древнего мудреца, которые любил повторять М. Горький: «Если я не для себя, то кто же за меня, но если я только для себя —то зачем же я?»

    Любовь к людям побуждала Марию к совершению волевых поступков, придавала ей силы, помогала преодолевать трудности, не сбиться с правильного пути.

    Именно это завещал нам несгибаемый и кристально честный боец революции Ф. Э. Дзержинский: «Любовь к трудящимся — сегодня, как и раньше, — она все для меня, я слышу и чувствую в душе ее песнь. Песнь эта зовет к борьбе, к несгибаемой воле, к неутомимой работе».

    Только имея высоконравственную цель в жизни, глубокие убеждения, живя для других, может обрести человек настоящее  счастье.

    Когда человек живет только для себя, видит радость в вещах, не имеет твердого убеждения, он может при встрече с серьезными трудностями потерять веру в себя. Отсутствие высоконравственных целей обрекает его волю на бездействие.

    Что значит быть взрослим?

    Многие подростки считают, что быть взрослым — это значит быть свободным от родительской опеки, быть независимым, распоряжаться собой. Некоторые молодые люди пытаются весьма своеобразно продемонстрировать свои волевые качества, показать свою самостоятельность.

    Девятиклассник Саша М. решил проявить свои волевые качества: выдержку, самостоятельность, настойчивость следующим образом. Он заявил своим родителям, что не придет больше домой до тех пор, пока они не предоставят ему полной свободы в выборе друзей, одежды, прически, места и времени проведения его свободного времени и т. д. Он даже ушел из дома и несколько дней не появлялся.

    Надо сказать, что этот его поступок ко всему прочему является очень жестоким по отношению к родителям. Он не подумал о том, сколько душевных страданий причинил своим родителям, которые, конечно же, переживали за него.

    Вот вам, казалось бы, и волевой поступок, связанный с преодолением   трудностей.

    Вообще ссора молодых людей с родителями не такое уж   редкое  явление.

    На одном из классных часов в школе, когда разговор шел о воспитании волевых качеств, в частности самостоятельности, восьмиклассница Аня К. встала и решительно заявила: «Вот Вы говорите, что мы должны воспитывать у себя самостоятельность, а как ее воспитаешь, мне уже скоро 16, а моя мама до сих пор не разрешает гулять с мальчиками, поздно приходить домой. Вон Джульетте было всего 13 лет, а она как полюбила, что даже в книгах об этом пишут.   Поговорите  с  моей   мамой».

    Когда поговорили с мамой, то оказалось, что оснований для  запрета  было  более чем  достаточно.

    Итак, мы еще и еще раз убеждаемся, что воспитание волевых качеств необходимо связывать с нравственной направленностью. Хотелось бы поговорить о доброте и чуткости к своим родителям, перед которыми мы в вечном долгу. Как жаль, что осознаем мы это иногда слишком поздно.

    Вдумайтесь в содержание стихотворения, написанного одним из учащихся X класса, после того как он потерял свою  маму.

    Обижаем   нередко мы мать...
    Не всегда ей во всем помогаем,
    А порою случается так,
    Голос свой на нее повышаем.
    Маму мы не всегда бережем...
    Маму часто свою огорчаем...
    Часто к матери с горем идем, 
    Горя матери даже не знаем.
    Отчего получается так,
    Что живем мы и горя не знаем.
    Как всегда беспокоится мать,
    А мы часто ее забываем.
    Мы заботами заняты все
    И тебя не всегда навещаем.
    Горько будет у нас на душе,
    Когда в жизни тебя потеряем.
    И тебя не заменит никто
    В нашей жизни такой беспокойной.
    ... ...
    ... ...

    Проявить чуткость, внимание, выдержку по отношению к самым близким нам людям — родителям, бывает порой совсем не просто. Здесь, видимо, одной любви мало, нужна сила  воли.

    Родительская забота воспринимается нередко однобоко. Дети считают, что родители всецело принадлежат им. Да и могут ли у них быть другие интересы, ведь им уже за 40! И порой случается так, что дети, не желая понять своих родителей, навсегда лишают их счастья.

    Вот какую историю поведала дочь одной глубоко несчастной  матери.

    «Пятнадцать лет назад я лишилась своего отца. Когда я училась в 7 классе, к маме стал приходить один человек. Ко мне он относился хорошо, но я его сразу невзлюбила, так как считала, что он отнимет у меня мою маму.

    Когда я поступила в техникум, мама спросила меня, не буду ли возражать, если этот человек останется с нами. Я закатила очередную истерику и, крикнув: «Поступай как хочешь», хлопнула дверью и выбежала на улицу. Было прохладно, я простудилась и заболела. Мать ухаживала за мной и все время плакала. Больше к нам тот человек не приходил. Мы жили с мамой вдвоем. А потом я вышла замуж за военного и мы с мужем уехали. Мама осталась одна. Я пишу ей письма, приезжаю к ней в отпуск, вижу печаль в ее глазах. Она заметно состарилась.

    Теперь я понимаю, как ей тяжело и одиноко. Какая же я была эгоистка? Но тогда я не понимала этого, а ведь моя мама с тем человеком могла иметь свое собственное счастье.  Но,  увы,  уже  поздно».

    Вот такая  история...

    Мы не можем быть судьями родителей, ведь они сами порой не всегда могут разобраться в жизненных перипетиях. Наша задача — не быть эгоистами, суметь понять их переживания и поступки, тем более, если они руководствуются любовью. Ведь любовь очищает человека, делает его лучше, сильней. Сколько подвигов совершено во имя любви,  счастья.

    Так давайте же и мы проявим максимум понимания, чуткости, внимательности по отношению к своим родителям и хотя бы немного волевых усилий для сдерживания своих эгоистических устремлений, чтобы сделать своих родителей счастливыми. Ведь они дали нам жизнь, вырастили нас. Что   может   быть  еще  благороднее?

    Аргументы слабовольного

    Поражает иногда гражданская незрелость, отсутствие самостоятельности и чувства ответственности некоторых ваших сверстников. Хотелось бы в этой связи поговорить об аргументах слабовольного, которыми он прикрывает свою пассивность, инфантильность, отсутствие активной жизненной  позиции  и  слабодушие.

    Каждый из вас по себе знает, как нелегко иногда бывает следовать голосу совести. Если мы поступаем вопреки совести, естественно, мы проявляем слабоволие, но всегда при этом лукавим с собой — стремимся оправдать любой свой неблаговидный поступок, придумывая самые разные уловки.

    Эти человеческие слабости подметил еще в XVII в. великий французский философ и писатель Франсуа Ларошфуко.

    «Люди не могут утешиться, — писал он, — когда их обманут враги или изменят друзья; но когда они обманывают сами себя, они порой бывают довольны». Но это удовлетворение  собой  длится  не  вечно.

    Очень часто случается, что человек начинает осознавать, что жил он не так и ничего хорошего в жизни не сделал. Это очень горькие минуты, особенно в том возрасте, когда человек начинает уже подводить итоги своей жизни.

    Вот письмо из книги философа П. Егидеса «Смысл жизни»:

    «Идет уже мне пятый десяток, а что я в жизни сделал? По существу, ничего... И это самое страшное... Тягостно прийти к финалу с ощущением, что твоя жизнь не имела какой-либо значительности для чего-то такого значительного... И когда я понял это, хотя за свою жизнь исписал немало бумаги, прочитал немало лекций, я вдруг почувствовал, что жизнь моя лишена смысла: я проходил мимо того, с чем должен был бороться. А ведь я испытал много проходящих счастьиц, хороших минут, но потом вдруг почувствовал, что я глубоко несчастен, что все это утекло, как сквозь дырявое ведро, что растратил жизнь, время, энергию на пустяки, на создание своего благополучия, уюта, боялся его потерять и из-за этой трусости поступал вопреки совести... И поэтому никакого следа моя жизнь не оставит. Это все равно, как если бы я вовсе не жил».

    Не правда ли, страшно прийти к такому итогу?

    Очевидно, чтобы избежать такой печальной участи, надо научиться смотреть в глаза своей совести. А для этого развить свою волю. Хорошо развитая воля не позволит вам быть  малодушным,  беспринципным.

    Мы с вами живем в коллективе. Один самый большой — это наше социалистическое общество. Другие — заводы, цех, институт, студенческая группа, школа, класс, семья и т. д. Иногда можно столкнуться с ситуацией, когда поведение членов одной группы идет в разрез с интересами коллектива  и  даже  в  ущерб  обществу.

    Если вы член этой группы, то надо иметь достаточно развитую волю, обладать немалым мужеством, чтобы проявить самостоятельность, принципиальность и поступить не так, как все. Потому что ваши товарищи могут резко и болезненно реагировать на «измену». Вспомните, находили ли вы в себе силы противостоять классу, если этого требовали обстоятельства, всегда ли вставали на защиту слабого, когда его обижали более сильные, и т. д.? И, как правило, человек, не находящий в себе мужества поступить по совести, ищет для себя оправдание — «я как все», «я не хочу выделяться». Нередко слабоволие связано с недопониманием нашей действительности. «Была бы сейчас революция или война, я бы пошел в армию и проявил себя, а так...», — можно услышать от иного прогульщика или двоечника.

    Разве только в войну можно проявить свою гражданскую совесть, смелость, смекалку? Вот случай, описанный журналистом   Василием   Блиновым.

    Это случилось летним вечером. Неожиданно перед мчащимся такси появился подросток. Шофер резко затормозил машину, приоткрыл дверцу. Пока он ругал мальчика, из автомобиля выскочили двое мужчин и бросились наутек. Увидев это, подросток закричал: «Задержите их, не дайте им уйти! Они магазин ограбили!» Он рванулся за ними, расталкивая людей. С помощью водителя и подоспевшего милиционера неизвестные были задержаны.

    Машина с задержанными скрылась за поворотом, но свидетели случившегося не расходились. Они еще некоторое время обсуждали происшествие. «Чудак-парень», — недоуменно пожимали плечами одни. — Не затормози шофер вовремя — мог бы оказаться под колесами». Но большинство окружающих с уважением говорили о подростке: «Маленький, а какой отважный!» Мальчик проявил смелость, решительность. Его поступок можно расценивать как подвиг. Но мы уже говорили о том, что подвиг совершается не только в экстремальных ситуациях. Каждодневный добросовестный труд требует не меньшего напряжения сил. Находить оправдание своей пассивности, безволию в отсутствии якобы условий для совершения подвигов — отговорка слабовольных.

    Нередко оправданием слабовольного служит и такой прием: «Только один раз». Один раз поступить вопреки правилам, вопреки нравственным принципам, а потом все пойдет по-старому, все опять будет хорошо. Иногда удается уговорить свою совесть — поступить плохо всего один разочек. Но чаще одно такое послабление влечет за собой другое, повторение дурного поступка приводит к образованию дурной привычки. «Хорошая привычка,—писал К. Д. Ушинский, — это нравственный капитал, который, будучи положен человеком в нервную систему, растет беспрестанно и с которого люди, обладающие им, пользуются всю жизнь. Дурные же привычки — это, наоборот, невыплаченный нравственный заем, который в состоянии заморить человека беспрестанно нарастающими процессами».

    Следует сказать, что К. Д. Уши некий не считал упрочение связей посредством упражнения и образования привычки единственным путем воздействия на развитие личности и ее качеств. К. Д. Ушинский правильно полагал, что в ряде случаев не менее важно расшатывать и даже разрушать сложившиеся связи, для того чтобы открыть дорогу новому в развитии. Поэтому рядом с привычкой он ставил «отвычку». Естественно, что «отвычка», направленная на разрушение нервных связей, изменение привычного стереотипного поведения, требует значительных волевых усилий. Поэтому легче не приобретать дурных привычек, чем потом от  них  избавляться.

    Специалисты, изучающие психологию правонарушения, пришли к выводу: практически не было ни одного случая, чтобы подросток сразу, неожиданно преступил закон. Как правило, все начиналось с мелочей, с небольшого послабления  самому себе.

    Алексей В., 18 лет. Рос как и все дети. Учился в школе. Однажды (он учился в VII классе) Алексей увидел у третьеклассника лупу. Он обменял ее на цветную проволоку, считай, обманул третьеклассника. Предложил вроде просто так,  шутя,  и  третьеклассник согласился.

    Алексей обрадовался, что так легко приобрел желаемую вещь, и потом уже сознательно проделал несколько выгодных обменов с младшими школьниками. Понравилось. Дальше — больше. Иногда удавалось взять в школе в кабинете физики некоторые детали. Дело кончилось тем, что он украл из школы магнитофон. От шуточного обмена проводка на лупу до кражи магнитофона прошло 3 года.

    Некоторые юноши и девушки прибегают к такой уловке: «Я   еще  маленький».

    Они рассуждают примерно так: «Может быть я еще не во всем разбираюсь, и то, что кажется неправильным, на самом деле является правильным. И если я вмешаюсь и буду утверждать: «неправильно», меня могут поднять на смех. И чего я буду вмешиваться, когда еще учусь. Вот кончу учиться, тогда другое дело». «Завтра»—великий враг «сегодня»; «завтра» парализует наши силы, доводит нас до бессилия, поддерживая в нас бездействие», — предупреждал французский писатель Э. Лабуле.

    А вот еще один аргумент: «Конечно, у меня есть недостатки, но ведь идеальных людей нет».

    Как на образец такой аргументации можно сослаться на статью «Ждали сладкой жизни», опубликованную в газете «Комсомольская правда» 11 марта 1984 г. Речь идет о двух девушках-выпускницах Краснодарского техникума. Они поехали по распределению на Осетинский крахмальный завод. Их назначили начальниками смен. Нужно было не только самим работать засучив рукава, но еще отвечать за труд подчиненных. А тут еще как назло лампочка перегорела, и для того, чтобы взять пробу серы, нужно в темноте спускаться и подниматься по полуметровой лестнице. Казалось бы, чего проще взять и поставить новую лампочку, но начальницы мчались с претензиями к директору. Позже за нарушение технологии их наказали. После этого начались и прогулы.

    Объясняя свою недобросовестность, девушки прибегали к спасительной формуле: «Конечно, у нас есть недостатки, но  ведь  идеальных  людей   нет».

    Очень часто безвольные оправдываются излюбленной формулировкой — «не хватает времени».

    Интересно отметить, что на недостаток времени чаще жалуются именно те, кто меньше занимается полезной работой, растрачивая впустую свое драгоценное время.

    Один писатель, вынужденный ежедневно дожидаться завтрака, в один прекрасный день подарил жене книгу, написанную  им   за   все  минуты  ожидания.

    Джордж Дарвин рассказывал о своем знаменитом отце Чарлзе Дарвине: «Отличительной чертою его характера было уважение к времени. Он никогда не терял ни одной минуты и делал все быстро, как бы со сдержанным пылом».

    А вот еще один аргумент, к которому прибегает наша лень: «Не стоит заниматься работой, когда не расположен к ней». Те, кто прибегает к этому приему, ждут, когда к ним придет настроение, а то и вдохновение.

    Глубокое  заблуждение!

    Конечно, чтобы втянуться в работу, нужно приложить определенные волевые усилия в начале ее, а потом придет и настроение. Но этих-то волевых усилий и боится малодушный ленивец. Что касается вдохновения, то оно любит посещать лишь  очень  трудолюбивых.

    «Я бы хотел хорошо учиться или быть мастером своего дела, да у меня нет способностей», — и такое нередко можно  услышать.

    Некоторые из вас считают, что хорошо учиться и трудиться можно лишь при наличии ярко выраженных способностей. Однако представьте себе, что многие ваши сверстники, в том числе и ставшие впоследствии известными учеными, не всегда обладали, по их мнению, великолепными  способностями.

    В учебе, как и во всем другом, умственная энергия, жажда познания или создания нового, волевые качества характера компенсируют недостаточную способность в том или ином виде деятельности и совершают чудеса. Весьма красноречиво и определенно высказался об этом Ф. И. Шаляпин: «Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта, без упорной работы... И после успехов, достаточных для того, чтобы вскружить голову самому устойчивому молодому человеку, я продолжал учиться, у кого только мог, и работал... Я думал, ни один сапожник, — а в юности я имел честь быть сапожником... — как бы он ни был талантлив, не может сразу начать хорошо тачать сапоги, хотя   бы  он  учился  этому  пять  лет».

    Наконец, еще один аргумент слабовольных: «Авось обойдется,  проживу  как-нибудь».

    Такие люди с самого начала обрекают себя на бездеятельность, созерцание. Ф. И. Шаляпин очень резко говорил об этом и давал весьма полезный совет: «Я решительно и сурово изгнал из моего рабочего обихода тлетворное русское «авось» и полагался только на сознательное творческое  усилие...»

    К сожалению, в среде нашей молодежи еще встречаются слабовольные и безответственные люди, использующие различного рода уловки, лишь бы уйти от ответственности, от решения многих острых, важных жизненных вопросов.

    Надеемся, вы не будете прибегать к приемам слабовольных, всегда будете помнить слова великого К. Росси: «Каждый рожден как бы начерно, условно назван «человек». Но по-настоящему каждому надо еще заслужить это имя».

    * * *

    Время изменяет человека как в физическом, так и в духовном отношении... Глупец один не изменяется, ибо время не приносит ему развития, а опыты для него не существуют.

    А. С. Пушкин


    Быть светлым лучом для других, самому излучать — вот высшее счастье для человека, какое он может только достигнуть.

    Ф. Дзержинский


    То, что я делаю из моей особы, я делаю еще для общества, сознавая себя как общественное существо.

    К. Маркс


    Люди, которым всегда некогда, обыкновенно ничего не делают.

    Г. Лихтенберг


    Как часто говорят в делах: еще успею. Но надобно признаться в том, что это говорят, спросятся не с умом, а с леностью  своею.

    И. А. Крылов


    Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет.

    В.  Белинский


    Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается  борьба.

    В.  Белинский


    Неусыпный труд все препятствия преодолевает.

    М. Ломоносов


    Нужно иметь такое дело, от которого нельзя отказаться, которого нельзя отложить, — тогда человек несравненно тверже.

    Н.  Чернышевский


    Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз больше.

    Аристотель


    Какой признак настоящего таланта? Это постоянное развитие, постоянное совершенствование.

    В. В. Стасов









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх