• Сила воздействия примера
  • Как формируется идеал
  • Из каждого положения есть выход
  • Как вызвать у себя желание самосовершенствования
  • Секрет творческого долголетия
  • Как воспитать положительные качества
  • Сильнее любви
  • Сила внутри нас
  • Стремление к идеалу - путь к счастью

    Нельзя жить без идеала... надо иметь здоровый идеал, идеал, исходящий из глубин, из недр нашего собственного народа.

    В самые тяжелые времена, в самые трудные моменты, в какие мне приходилось попадать, — а я много раз стоял на краю смерти — благодаря этой вере в правду, в силы народа, в силы и будущее социализма я остался жив и здоров.

    (Г. Димитров)

    Тяга к еще недостигнутому — величайший интерес для человека, дающим жизнь его самым лучшим творениям.

    (Рабиндранат Тагор)

    Проповедь самых высоких идеалов не служит ничему, если не видеть положительного пути к их достижению...

    (А. Барбюс)

    Сила воздействия примера

    Наш разговор о влиянии идеала на формирование воли и характера хотелось бы начать с небольшой выдержки из дневника 17-летней Наташи К.:

    «Я чувствую, что я слабохарактерная, мне не хватает силы воли. Когда мне бывает трудно, я всегда вспоминаю Павла Корчагина из романа Н. Островского «Как закалялась сталь». Как же ему было трудно, но он никогда не жаловался и не пасовал перед трудностями. Вот с кого надо брать пример. Хочу воспитывать у себя силу воли, твердый характер и думаю, что образ Павла Корчагина поможет мне в этом».

    Наташа избрала один из правильных путей воспитания характера, укрепления своей воли, и можно быть уверенным, она добьется своей цели в жизни, ибо трудно переоценить значение влияния примера на самовоспитание личности, формирование ее воли и характера.

    Как вы думаете, что лежало в основе педагогических успехов А. С. Макаренко? Оказывается, во многом — его личный пример как образец для подражания. Вот что пишет об этом заслуженный учитель РСФСР В. Терский: «Красота личного обаяния Макаренко очаровывала, нравилась, заражала. Все стремились ему подражать. Поэтому люди отказывались от дурного тона, отрешались от претензий на выражение благодарности им лично и учились радоваться успехам других».

    А вспомните нашего замечательного педагога и ученого В. А. Сухомлинского, который исключительно важное значение в деле воспитания, в том числе воли и характера, придавал силе воздействия примера.

    Жизнь каждого человека ежедневно представляет хорошие или дурные примеры. Один вид великого и добродетельного человека может вдохновлять молодых людей, которые невольно преклоняются перед таким человеком и чувствуют влечение ко всему, что мужественно, честно, правдиво, великодушно и благородно. Энергия волевого характера всегда в силах пробудить энергию других. Энергичный, волевой человек всегда увлекает за собой других. Пример его заразителен и, как правило, вызывает подражание окружающих. Он обладает как бы электрической энергией, которая воздействует на окружающих его людей и зажигает в них искры огня.

    Как видите, наше поведение и самосовершенствование зависят по многом от наличия примера для подражания и идеала. По каждый ли человек имеет идеал? А если не каждый, то каким образом создается этот идеал? Можно ли самому воздействовать на процесс формирования собственного идеала? Что нужно знать для этого?

    Как формируется идеал

    Идеал любимого героя формируется у каждого из нас. Иногда это происходит незаметно для нас самих, но обязательно под влиянием нашего окружения. Идеалом могут быть родители, товарищи, знакомые, герои фильмов, книг, радиопередач, рассказов и т. д.

    Не всегда наш идеал приобретает ясные и зримые очертания. Он может существовать в нас в виде неосознанного аморфного образа, оказывающего влияние на характер наших поступков. Поэтому мы должны заботиться о том, чтобы, во-первых, наш идеал воплощал в себе черты положительного героя, а для этого надо чаще общаться, соприкасаться с такими героями, чувствовать, понимать и положительно воспринимать их действия и поступки. И тогда наше «я» будет приближаться к положительным героям.

    Во-вторых, важно не только иметь в себе идеал положительного героя, но и конкретизировать его в образ реального человека, с которого мы хотели бы делать себя.

    Многие выдающиеся деятели достигали успехов в жизни нередко в значительной мере благодаря контактам, соприкосновению с мудрыми или добрыми людьми, от которых они воспринимали все самое лучшее. Вспомните благотворное влияние на маленького Пушкина его замечательной няни Арины Родионовны!

    Вы знаете, что в детстве В. И. Ленин упорно занимался самовоспитанием. Его идеалом был старший брат Саша.

    Анна Ильинична Ульянова вспоминала: «Володя был с детства вспыльчив, и пример Саши, его всегдашней ровности и большой выдержки имел для всех остальных детей, в том числе и особенно — для Володи, большое значение. Сначала подражая старшему брату, Володя потом сознательно стал бороться с этим недостатком, и в более зрелые годы мы совсем или почти совсем не замечали в нем вспыльчивости. Такую же борьбу с собой и работу над собой видим мы в нем и в отношении развития в себе трудоспособности. »

    Благодаря упорной работе над собой, В. И. Ленин уже в юношеские годы выделялся среди сверстников развитой волей, глубоким интересом к знаниям. Преодолевая всевозможные препятствия, чинимые властями (ведь он был братом «государственного преступника»), тяжелые личные переживания, юный Володя Ульянов упорно, систематически и целеустремленно занимался самообразованием и самовоспитанием.

    Его университетский курс оказался очень коротким. Прошло меньше четырех месяцев, как ему выдали студенческий билет за номером 197. Еще не было первой студенческой сессии, а он выплыл на стремнину студенческого движения и оказался в центре студенческих волнений. Студенты устроили сходку в здании университета и почти четыре часа оказывали упорное сопротивление местным властям. А когда ректор получил распоряжение очистить зал с помощью солдат и полиции, началось это мужественное шествие-отречение — на стол перед ректором студенты бросали свои билеты. Одним из первых бросил свой билет за номером 197 Володя Ульянов. 7 декабря 1887 г. Володя Ульянов был исключен из университета. А ночью пришел пристав с арестом. И вот ссылка в д. Кокушкино, в хуторке на Ушне. Семнадцатилетний Володя решил устроить для себя университет на Ушне. Как признавал потом сам Владимир Ильич в своих воспоминаниях, никогда позже, даже в тюрьме в Петербурге, он не читал столько, как в эту ссылку. Его любимейшим автором в этот период был Н. Г. Чернышевский, который, как признавал Владимир Ильич, сделал целый переворот в его жизни. «Он меня всего глубоко перепахал», — признавался   Владимир Ильич.

    Именно Н. Г. Чернышевский своими работами помог во многом молодому семнадцатилетнему Володе Ульянову определить и сформировать свое отношение ко многим сторонам социальной действительности того времени. И не только в этом заслуга Н. Г. Чернышевского. Он углубил представление об извечных, однозначно понимаемых добродетелях — о честности и доброте:

    «Кто гладит по шерсти всех и все, тот, кроме себя, не любит никого и ничего; кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла. Кого никто не ненавидит, тому никто ничем не обязан...» Эти слова дважды подчеркнул Владимир Ильич, и подписал: «Хорошо сказано».

    «От доски до доски» были прочитаны Володей Ульяновым очерки Чернышевского об эстетике, искусстве и литературе. Тогда же начинается и серьезное приобщение Владимира Ильича к политической экономии. «Благодаря статьям Чернышевского, я стал интересоваться экономическими вопросами, в особенности тем, как живет русская деревня», — вспоминал он впоследствии.

    Энциклопедичность Чернышевского, яркость его революционных взглядов, полемический талант покорили всю прогрессивно мыслящую Россию. Мог ли кто не восторгаться его несгибаемой волей! Представьте себе, что в казематах Петропавловской крепости, в невыносимых условиях Чернышевский создал около тридцати рассказов, повестей, свой бессмертный роман «Что делать?» — всего свыше двухсот авторских листов (около 5 000 страниц). А в ссылке он пишет еще цикл произведений, составной частью которых должен был стать роман «Пролог». И хотя «Пролог» издают не в России, а в Лондоне, В. И. Ленин находит его и пристально исследует развернутые в романе картины общественной борьбы в период проведения крестьянской реформы 1861 г.

    «Нужна была именно гениальность Чернышевского, — напишет впоследствии Владимир Ильич, отдавая дань восхищения проницательности своего великого учителя, — чтобы тогда, в эпоху самого совершения крестьянской реформы (когда еще не была достаточно освещена она даже на Западе), понимать с такой ясностью ее основной буржуазный характер, — чтобы понимать, что уже тогда в русском «обществе» и «государстве» царили и правили общественные классы, бесповоротно враждебные трудящемуся и безусловно предопределявшие разорение и экспроприацию крестьянства.

    И при этом Чернышевский понимал, что существование правительства, прикрывающего наши антагонистические общественные отношения, является страшным злом, особенно ухудшающим положение трудящихся».

    Изучая Чернышевского, юный Владимир Ульянов понял то громадное значение, которое имело для России решение крестьянского вопроса. Своей пророческой логикой дальновидного ученого, тонкой наблюдательностью художника-реалиста Чернышевский убедит юного Ленина, что крестьянский вопрос — это ключ для судеб российского общества.

    У Чернышевского учился Ленин презирать либеральное фразерство, у него же молодой Володя Ульянов получил уроки гражданской любви, революционного патриотизма

    Этот пример — убедительное доказательство того огромного влияния, которое оказывают на нас книги. Поэтому, читая настоящие, содержательные книги, вы растете, совершенствуетесь. И здесь действует закон передачи энергии. В настоящих книгах вы всегда найдете, чему можно поучиться, с кого и как делать жизнь. Они могут вдохновить вас на свершение благородных поступков. И недаром известный писатель Ф. В. Гладков придавал столь большое значение литературе. «Литература, — писал он, — это чудо; она рождает человека заново, окрыляет его, поднимает, вдохновляет на дерзания и воспламеняет душу его любовью к людям своей Родины».

    Нередко нас привлекает что-то облегченное, не требующее никаких усилий. Однако важно всегда помнить и о том, что стремление к упрощенным, а то и примитивным произведениям искусства лишает нас радости ощущения возвышенного, приводит к душевному обмельчанию, к общей ограниченности.

    Вот почему важно и полезно как можно чаще общаться с людьми талантливыми, духовно богатыми, энергичными, целеустремленными. Общение с ними помогает нам стать более целеустремленными, различать главное в нашей жизни, не придавать существенного значения мелочам.

    Полезны в этом плане радиопередачи из цикла «Рассказы о героях», организованные Главной редакцией радиовещания для детей и юношества. Едва ли оставляют кого-либо равнодушными эти радиопередачи, подготовленные журналистом Л. Анненковой. В серии этих передач перед нами живо и образно предстают выдающиеся исследователи Арктики, космоса, простые труженики, которые навсегда стали идеалом для ваших сверстников. Эталоном  мужества для  мальчишек стали первые кавалеры золотой Звезды, исследователи Арктики: Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Николай Каманин, Василий Молоков.

    А вспомните беспримерный подвиг отважных летчиков Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова, совершивших беспосадочный перелет в Америку через Северный полюс. Разве они не служили идеалом для вас и ваших сверстников? Из этих радиопередач мы узнаем о боевом и трудовом подвиге дважды Героя Советского Союза Георгия Берегового, который свою первую Золотую Звезду заслужил в боях с немецко-фашистскими захватчиками, сражаясь в воздушной армии Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Михаила Михайловича Громова. (М. М. Громов, если помните, после Чкалова также совершил перелет через полюс в Америку.) Вторую Золотую Звезду Береговой получил за успешное осуществление космического полета. В радиопередачах «Рассказы о героях» можно услышать о трижды Героях Советского Союза А. И. Покрышкине и И. Н. Кожедубе, о героях величайшего в истории Великой Отечественной войны танкового сражения под Прохоровкой, которое произошло в ходе Курской битвы, о героях-пограничниках, о маршалах И. X. Баграмяне, С. М. Буденном, о генеральном конструкторе знаменитых «Илов» С. В. Ильюшине, легендарном партизанском полководце дважды Герое Советского Союза С. А. Ковпаке, Главном конструкторе космических кораблей дважды Герое Социалистического Труда С. П. Королеве, первопроходце космоса Юрии Гагарине и многих других. Сила воздействия этих радиопередач весьма ощутима в любом возрасте. Слушая эти радиопередачи, невольно ощущаешь величие героев и любовь к нашей Родине, воспитавших таких сынов, как будто соприкасаешься с чем-то светлым, одухотворенным, величественным; хочется подражать этим героям, работать над собой, чтобы совершить нечто подобное.

    Из каждого положения есть выход

    Вероятно, у каждого в жизни бывают очень трудные периоды, неудачи, разочарования, обиды. Мы бываем столь впечатлительны, что постигшее нас горе кажется таким огромным, положение наше столь безысходным, что мы готовы опустить руки.

    Очень важно в эти периоды не замкнуться в себе, обратиться к тем, чья жизнь была подвигом. Разве не такой была жизнь писателя Николая Бирюкова, который с 18 лет на всю жизнь был прикован к кровати, но благодаря своему мужественному характеру, силе воли, выдержке, настойчивости, целеустремленности, терпению, не разочаровался в жизни. Он закончил одновременно два института, в течение 35 лет создал ряд выдающихся литературных произведений о героизме советских людей. Вселял веру в других, помогал  многим обрести себя, своя  «я»!

    Естественно, находясь в таком, казалось бы, безысходном положении, Н. Бирюков не сразу нашел в себе мужество преодолеть вставшие на его пути преграды. Он испытал и разочарование, и отчаяние, но потом понял, что псе зависит от него — если он не возьмет себя в руки, не мобилизует волю и характер, ничто и никто ему не сможет помочь И с этого момента Николай обрел как бы второе дыхание.

    В своей повести «Я — должен» Инесса Буркова подробно рассказала о необычной судьбе этого мужественного человека, ставшего писателем. Он писал о людях сильных, трудолюбивых; честных, самоотверженных Всегда о других. Никогда — о себе.

    А вместе с тем его жизнь была каждодневным подвигом, похожим на подвиг Николая Островского. Н. Бирюков, восемнадцатилетний студент-комсомолец, во время аварии совершил геройский поступок и... слег, навсегда пригвожденный к постели Но Николай научился не уходить в свои страдания и боль, научился сопротивляться им. Он жил для людей. Вместе с ними, став писателем, боролся, строил, ликовал, ненавидел, звал их вперед.

    Каждый день и час он приказывал себе: «Я должен». И каждый день и час мобилизовывал свою силу воли, настойчиво шел к намеченной цели и добивался ее. Несгибаемая сила воли помогла ему опровергнуть приговор медицины: «Всякий труд, тем более творческий, вам запрещен». Он работал по четырнадцать, семнадцать часов в сутки. Не каждый здоровый человек выдержал бы такую нагрузку Он отдавал работе все свои силы, иногда был на грани полного изнеможения Болезни неотступно преследовали его Мало того что Бирюков был навечно прикопан к постели, он перенес воспаление легких, при переездах (он передвигался на коляске и на носилках) по неосторожности окружающих он сломал ногу и ключицу. Но ни одного стона при этом, ни одной жалобы никто не услышал. Смерть неоднократно подкрадывалась к нему. Но даже после клинической смерти, придя в себя, он вновь и вновь упорно шел к цели. Будучи безнадежно больным, неподвижным, он совершил невозможное: закончил одновременно два института, написал и опубликовал ряд известных сейчас произведений — «Чайка», «Воды Нарыма», «Твердая земля», «Первый гром», «В Отрадном», «Вихри враждебные» и др.

    При всем, казалось бы, трагическом положении он был счастлив. Из любой малости он не только извлекал радость для себя, но и щедро делился ею с другими.

    Откуда все это?

    Где он черпал энергию?

    Что способствовало мобилизации его силы воли?

    Ответ на этот вопрос помогает нам найти сам Николай Бирюков и автор книги о нем Инесса Буркова.

    Некоторые из вас могут подумать, что героические свершения Николая Бирюкова объясняются его исключительностью, что обычным людям это не под силу. Если вы так думаете, то глубоко заблуждаетесь. Конечно, не каждый способен на такой подвиг. Но Николай Бирюков был обыкновенным комсомольцем. Правда, с самого детства его отличало трудолюбие, чувство ответственности, инициативность, стремление прийти на помощь людям. И когда случилось несчастье, он не сразу нашел себя. Он был близок к отчаянию Одиночество пугало его. Он боялся даже на минуту остаться наедине с самим собой, со страшной мыслью: «Никогда не встать!»

    При мысли о безысходности положения его охватывали отчаяние и леденящая тоска: зачем жить? Чтоб с утра до ночи, с ночи до утра лежать никому не нужным, быть обузой близким? Но даже в присутствии родных и знакомых легче не становилось. Приходилось напрягать всю свою волю, чтобы держать себя в руках, не дать почувствовать, что творится у тебя на душе, и не причинять боль своим друзьям. Для этого тоже требовались мужество и благородство характера. Долгие недели и месяцы потребовались Н. Бирюкову для того, чтобы обрести душевное равновесие, поверить в себя, мобилизовать  свою волю, характер.

    Сначала друзья и знакомые приходили часто. Чуть ли не бессменные дежурства у его постели. Но постепенно их оставалось все меньше, визиты стали все реже.

    И тогда Николай понял, что из жалости долго к нему ходить не будут. Чтоб не терять друзей, надо быть для них интересным. Пришли на память слова Пушкина: «Но боже мой, какая скука с больным сидеть и день и ночь, не отходя ни шагу прочь!» Вот именно, скуки не должно быть возле меня. Чтобы друзьям было интересно и весело со мной. Дружба сохраняется долго там, где получают многое для себя и в состоянии дать взамен другому свои знания, тепло, участие.

    Позже он писал одному из своих адресатов, Володе Харченко, прикованному к постели из-за травмы позвоночника: «Секрет сохранения дружбы для всех в умении быть по-прежнему нужным своим друзьям, в наличии общих интересов, стремлений... надо, чтобы это общее стало столь захватывающим, чтобы друзья просто-напросто забывали смотреть на тебя, как на больного, чтобы собираться у Володи для всех друзей стало не только товарищеским долгом, а зовущей потребностью, одинаково необходимой и для Володи, и для остальных».

    И Николай начал писать. Сначала ему приходилось усилием воли заставлять себя много читать, но затем у него появилась потребность обучаться. Единожды вкусив радость познания, он пристрастился к нему. Люди теперь сами тянулись к нему, искали в нем опоры и поддержки. Это придавало ему еще большие силы, помогало мобилизовывать силу воли, позволяло не только ему самому продолжать усиленно работать, но и стать источником бодрости для других.

    Так, ленинградский писатель Павел Журба писал ему однажды: «Считаю дни, когда вылечу в Ялту. Мне очень надо увидеть Вас, поговорить с Вами, чтобы еще на два-три года зарядиться бодростью». А когда Журба расхандрился однажды — переутомился, работая, обострились старые раны (три войны прошел, и каждая оставила на его теле и в душе свои отметины), замучила бессонница — Бирюков ответил ему: «Безобразничаешь, брат. Надо взять себя в руки». И Павел Терентьевич Журба сразу пришел в чувство. Какое право имел «расклеиваться», когда Бирюкову в сто раз трудней, а ведь он работает, всегда бодр и весел.

    Произведения Н. Бирюкова, вся его жизнь, полная драматизма и героических будней, многим помогли обрести уверенность в себе и даже спасли не одну жизнь. Так, болгарка Роза Тодорова Генова, прочитав «Чайку», благодарила автора за то, что он спас ее от самоубийства, к которому она была близка: муж и его родители отказались от Розы, заболевшей во время беременности полиомиелитом  Образ Лизы Чайкиной помог Розе найти в себе силы, и она продолжала жить и бороться даже после второго удара — рождения мертвого ребенка. Яркий пример творческой и героической жизни Николая Бирюкова помог ей обрести уверенность в себе, мобилизовать волевые качества— выдержку, уверенность, целеустремленность. По совету Бирюкова Роза стала заочно учиться, окончила гимназию, университет, стала критиком.

    Н. Бирюков чувствовал, видел, что теперь он нужен друзьям не меньше, чем они ему. Это вдохновляло его, мобилизовало волю, придавало силы и уверенность в себе.

    Сила воли, бодрость духа, жизнелюбие, стремление принести людям пользу помогли Николаю обрести и верного друга на всю жизнь — Аню.

    Как-то Н. Бирюкова пришла навестить совершенно незнакомая учительница литературы. Она (это была Аня) робко остановилась в коридоре больницы и думала, что сказать ей больному человеку, как его утешить Она надеялась увидеть тяжелобольного, полного тоски и отчаяния, а увидела розовощекого веселого парня. Она даже растерялась от неожиданности. И не ей пришлось его утешать, а он разговаривал и шутил с ней так, как будто она нуждалась в чем-либо. Он оказался настолько интересным человеком, что, несмотря на свою занятость, Аня снова и снова приходила его навещать. И в конце концов она полюбила его и стала женой и верной подругой на всю жизнь.

    Болезнь не помешала Бирюкову стать одним из самых путешествующих писателей: «Редкий год проходит без того, чтобы я не отлучался в длительную командировку. Расстояние не смущает — иногда это бывает 500 километров, иногда 5000, — писал он одному из своих друзей, обеспокоившемуся от известия, что Бирюков неизлечимо болен. — Пусть Вас не тревожит мое состояние. Сил еще достаточно, чтобы ни на один день не прекращать работу».

    Это подвиг! Любая такая поездка в его состоянии могла стать последней, не говоря уже о физических страданиях, которые он испытывал при любом передвижении.

    Многие, видевшие Бирюкова, порой не могли поверить, что в его состоянии можно ездить по стране. Однажды с ним произошел даже такой курьезный случай. Когда Бирюков поехал в Среднюю Азию, он заранее телеграммой просил прислать на станцию санитаров, чтобы они помогли его вынести из вагона. К поезду пришли не только санитары, но и врач, который спросил Николая, зачем он приехал сюда. Бирюков ответил, что он писатель и хотел бы поближе познакомиться с жизнью народа Средней Азии, собрать материал для своей будущей книги. Врач, видя его состояние, сказал, что сюда не каждый здоровый решится поехать, а тут... Не говоря больше ни слова и решив, что имеет дело с ненормальным человеком, врач привез его в психиатрическую больницу, где профессор-психиатр после двухчасовой беседы дал заключение:

    «Психика абсолютно здорова, здоровее, чем у нас с тобой, доктор!»

    Секрет необыкновенного мужества, настойчивости, целеустремленности Бирюкова приоткрывает нам Николай Островский: «Кто не горит, тот коптит Эгоист погибает раньше всех. Он живет в себе и для себя. Если ущемлено его «я», то ему нечем жить. Перед ним страшная ночь обреченности. Но когда человек живет не только для себя, когда он растворился в общественном, то его трудно убить — ведь надо убить все окружающее, убить всю страну, всю жизнь».

    Как вызвать у себя желание самосовершенствования

    Конечно, если человек сам не захочет воспитывать у себя волю и характер, ему трудно помочь Поэтому, чем раньше у вас зародится благородное стремление работать над собой, тем большая вероятность успеха в этом деле.

    Как же вызвать у себя желание совершенствоваться?

    Это доступно каждому. Вы находитесь как раз в таком возрасте, когда всерьез начинают задумываться о том, что ожидает в будущем, кто ваш идеал и т. д.? Эти раздумья и помогут вам выбрать тот нравственный идеал, подражая которому вы определите ближайшие для себя цели и задачи самовоспитания.

    Многие молодые люди восхищаются мужеством и стойкостью вождя болгарского народа Георгия Димитрова и хотели бы знать «секреты» успехов его работы над собой, в частности по развитию его волевых качеств, твердости характера. Сам Димитров охотно делился с молодежью своими «секретами».

    «Героем моей юности, — писал Г. Димитров, — был Рахметов из романа Чернышевского «Что делать?». Еще 35 лет тому назад оказал он на меня лично, как молодого рабочего, делавшего тогда первые шаги в революционном движении в Болгарии, необычайно глубокое, неотразимое влияние. И должен сказать — ни раньше, ни позже не было ни одного литературного произведения, которое так сильно повлияло бы на мое революционное воспитание, как роман Чернышевского... Я ставил себе целью быть твердым, выдержанным, неустрашимым, самоотверженным, закалять и борьбе с трудностями и лишениями свою волю и характер, подчинять свою личную жизнь интересам великого дела рабочего класса, — одним словом, быть таким, каким представлялся мне этот безупречный герой Чернышевского И для меня нет никакого сомнения, что именно это благотворное влияние в моей юности очень много помогло моему воспитанию как пролетарского революционера и находило свое выражение в моей революционной борьбе в Болгарии и на Лейпцигском процессе».

    К сожалению, мы часто обделяем себя тем, что не замечаем много интересного, поучительного в окружающих нас людях. Посмотрите вокруг! Сколько прекрасного нас окружает! И все это создал человек. И каждый вложил в это прекрасное частицу своей души По ведь каждый человек мечтает оставить свой след в жизни Какой же след оставишь ты, юный читатель? Если ты задумывался над этим, ты на правильном пути Если человек вкладывает частицу своего «я» в свое любимое дело, то чтобы это дело стало украшением твоей жизни и жизни многих людей, важно создавать и воспитывать в себе самые лучшие качества, которые найдут свое отражение в наших поступках, делах, творениях, радующих человечество

    Учиться коммунизму сегодня — значит постоянно самосовершенствоваться, занимать активную жизненную позицию, добросовестно и энергично решать пусть малую, но конкретную задачу на своем месте. Важно, однако, помнить, что труд только тогда даст вам наибольшее удовлетворение, когда он будет для вас не только и не столько источником вашего материального благополучия, а станет потребностью, удовлетворение которой доставит вам величайшее наслаждение, по выражению Маркса, станет игрой физических и интеллектуальных сил Свойством увлекать человека обладает, как правило, творческий труд. Вот почему так важно в любой труд вносить творческое начало.

    Секрет творческого долголетия

    Вы знаете, что наиболее высокой работоспособностью отличаются великие ученые, писатели, художники. Почему это  происходит?   Ведь  кажется,  человек многого  достиг, заслужил признание и мог бы позволить себе расслабиться.

    Обратимся к физиологии и психологии. Наверное вы знаете, какую большую роль в нашей жизни играют положительные эмоции. Человек увлеченный, творческий получает заряд положительных эмоций в процессе работы.

    Вот почему известные ученые, деятели науки и искусства так много работают и в преклонном возрасте В минуты творческого подъема они испытывают величайшие чувства одухотворенности, радости, наслаждения, счастья. Великий исторический пример — художник Микельанджело. Он работал над фресками в Сикстинской капелле, запрокинув вверх голову. Труд был долгим и напряженным. Поэтому на какое-то время Микельанджело стал калекой: у него не опускалась голова. Он не мог прочесть простого письма, не подняв его над головой. Что же заставило его так напряженно работать? Великая радость творчества.

    Радость творчества мобилизует наши силы, придает уверенность, побуждает преодолевать невероятные трудности, проявлять силу воли Воля мобилизуется обязательно во имя чего-то. Это может быть радость творчества, чувство патриотизма и многие другие мотивы.

    Кто не мечтает в вашем возрасте сделать что-то прекрасное, выдающееся, стать великолепным мастером своего дела? Естественно, что не всем вам сразу удается найти свое место в жизни, выбрать по душе и способностям профессию. Может быть, вы еще затрудняетесь определить сферу приложения своих сил, возможностей и талантов. В любом случае вам будет весьма полезно познакомиться с прекрасным выступлением нашего известного ученого, академика В. Энгельгарда, которое поможет вам разобраться во многих вопросах вашей будущей деятельности.

    «...Когда позади лежит немалый отрезок пути — пройденного или прожитого, — то, естественно, является желание оглянуться, чтобы не столько восстановить в памяти отдельные этапы, сколько задаться более общим вопросом: а почему, собственно, ты выбрал именно этот путь, что тебя на него толкнуло и что продолжало тебя двигать по нему? Некоторыми мыслями по этому поводу мне и хотелось бы поделиться Они затрагивают самое существо научного творчества, как я его себе представляю

    А существо это, по моему глубокому убеждению, таково, что творчество ученого, в самом первоисточнике его, есть результат врожденной, физиологической потребности человека, результат некоего инстинкта, ощущаемого так же властно, как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной, горной реки. Несомненно, что творческий инстинкт теснейшим образом сродни тому «рефлексу цели», о котором прекрасно высказался наш великий ученый и глубокий мыслитель И. П. Павлов. Я не могу не привести его собственные слова по этому поводу.

    «Рефлекс цели, — говорил Павлов, — есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только для того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели... Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели».

    Прекрасные мысли! Они от начала до конца приложимы к деятельности ученого. Рефлекс цели и творческий инстинкт — это почти одно и то же, они почти полностью составляют единое целое. Какова же природа той цели, которая лежит в основе инстинкта научного творчества? Она ясна! Это познание неизвестного. Пытливость человеческого ума, потребность раздвинуть границы нашего знания окружающего мира — вот первооснова научного творчества. Ее поддерживает неоспоримая уверенность в том, что каждый шаг на пути познания рано или поздно становится основой для овладения силами природы, для управления ею, служит тому, чтобы подчинить материальный мир нуждам и потребностям человека.

    Способность к творчеству — это высший дар, каким наградила природа человека на бесконечно длинном пути его эволюционного развития. Эту свою мысль, ту уверенность я хотел бы выразить в форме афоризма, существо которого я заимствую из чудесного рассказа В. Г. Короленко. Называется рассказ «Парадокс». В уста его героя писатель вкладывает волнующие слова: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Произнесенные полунищим, калекой, эти слова полны трагического контраста, и герой сам поясняет, что их можно воспринимать не только как афоризм, но и как парадокс. Однако, видя в них именно афоризм, то есть до предела сжатое, лапидарное выражение некой истины, я хотел бы его перефразировать и сказать: «Человек создан для творчества, как птица для полета». При этом я не затрагиваю существа основной мысли Короленко, ибо, по моему твердому убеждению, ничто в жизни и деятельности человека не является таким мощным инстинктом счастья, как творчество.

    И в том светлом будущем человеческом обществе, основы которого закладываются в нашей стране и участниками строительства которого мы являемся, все условия существования будут направлены к тому, чтобы предельно полно развернуть творческие способности человека, давая ему тем самым наиболее драгоценный источник высшего внутреннего удовлетворения.

    Стало так привычно говорить, что вот такой-то отдал свою жизнь служению науке. Но правильно ли это? Не вернее ли было сказать, что там, где мы имеем дело с проявлением подлинного творчества, не только ты служишь науке, но и сама наука всю жизнь служит ученому источником высочайшего удовлетворения, самых глубоких радостных переживаний? Я это могу сказать, оглядываясь на долгий, лежащий позади путь, и я хотел бы вселить прочную веру в это во всех тех, кому такого рода путь еще предстоит, всей нашей научной молодежи, которая приходит нам на смену».

    На первый взгляд может показаться, что приведенное высказывание известного советского ученого В. Энгельгарда касается вопросов только научного творчестве. На самом деле оно затрагивает вопросы творчества в любой сфере деятельности От того, как мы относимся к труду, зависит во многом его характер. «Нужно любить то, что делаешь, — писал М. Горький, — и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества!»

    Важно уже с юношеских лет найти свое призвание, чтобы с максимальной пользой и для общества и для вас лично раскрылись ваши потенциальные творческие возможности и способности. Именно поэтому поиск призвания (а он осуществляется наиболее успешно в соединении обучения с трудом) не только ваше личное дело, он приобретает и общегосударственное значение. Вот почему мы должны так серьезно относиться и к вопросу определения своего призвания, выбора идеала. Однако следует учитывать, что даже правильный выбор идеала не решает еще полностью задачи самосовершенствования воли и характера. С определения положительного идеала, можно сказать, только начинается наше движение вперед. Чтобы это движение проходило успешно, необходимо обладать некоторыми познаниями в области педагогики и психологии самосовершенствования.

    Как воспитать положительные качества

    Итак, что же нужно знать для успешного формирования тех качеств, которыми обладает ваш идеал?

    Ответ на этот вопрос хотелось бы начать с мудрого совета Алексея Максимовича Горького: «Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему в виде посоха идеал! И с той поры он бессознательно инстинктивно стремится к лучшему — выше! Сделайте это стремление сознательным, учите людей понимать, что только в сознательном стремлении к лучшему — истинное счастье». Важно помнить поэтому, что если ваше отношение к миру основывается на высоких гуманных идеалах и к моменту вашего самоопределения является достаточно сознательным и устойчивым, то в дальнейшем вам будет легче противостоять различным влияниям. При таких условиях вы сможете строго осознанно придерживаться определенной линии своего поведения. Советский ученый И С. Кон пишет: «Чтобы стать подлинным субъектом труда, познания и общения, индивид должен прежде всего осознать свое социальное положение, определить свои жизненные цели и идеалы и найти способы их подлинной реализации. Самосознание неотделимо от социального самоопределения».

    Каждый из вас должен уметь осознавать свои эмоции и управлять ими, никогда не должен отвлекаться от морально-эстетической оценки своих чувств, своего поведения на основе сложившегося идеала.

    Как считает ученый А. И. Липкина, без самооценки нельзя научиться регулировать свое поведение. «Без самооценки, — пишет она, — т. е. оценки самим индивидом тех действий, которые он совершает, и тех психических свойств, которые в этих действиях проявляются, поведение не может быть саморегулирующимся. Самооценка, самоконтроль и коррекция поведения — неразрывно связанные процессы».

    Каждый из вас может достичь такого уровня осознанности оценочных суждений, который позволит регулировать свои действия с точки зрения общественного идеала, морали и представлений о красоте.

    Важно всегда помнить о том, что осознание своих достоинств и недостатков — стимул к последующему саморазвитию и самосовершенствованию, а потому правильная самооценка — основа его уверенности в себе, приближающая его к нравственному идеалу.

    Но как же правильно познать себя и свои собственные недостатки? Огромную помощь в этом деле окажет тебе, юный читатель, сравнение себя с другими. Сравнивая себя с окружающими людьми, мы можем сделать правильный вывод о сущности своего «я». Но только этого недостаточно. Полностью познать себя можно только в деятельности. Полезно вспомнить в этом плане совет великого В. Гёте: «Как можно познать себя? Не путем созерцания, но только путем деятельности. Попробуй исполнять свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

    Итак, если мы научимся правильно оценивать себя, то сможем контролировать и изменять в нужном направлении наше собственное поведение, претворять в жизнь наши планы и идеалы.

    Как это происходит в реальной практической жизни?

    С юных лет у каждого из нас складывается свое представление об идеале: о добре, справедливости, героизме, красоте. В результате этого создается особый внутренний мир, индивидуальность, т. е. то, что отличает одного человека от других. Мы приобретаем собственное обоснование суждений, поступков. Чем независимее и обоснованнее наши взгляды, тем ярче проявляется наша индивидуальность «Личность индивидуальна в той мере, в какой она обладает самостоятельностью в своих суждениях, убеждениях, взглядах, то есть когда ее мозг не «заштампован», а обладает неповторимыми узорами», — подчеркивает советский философ А. Г. Спиркин.

    С процессом формирования индивидуальности связано саморазвитие человеческой натуры. Становление особенного, неповторимого отношения к жизни открывает перед нами возможности прогнозирования своего развития, регулирования (в той или иной степени) его протекания. На более высоком уровне самосознания становится возможным осуществление высшей формы саморазвития — осознанного, целенаправленного самовоспитания.

    Интересный опыт становления личности, ее характера, самотворчества дает нам жизнь А. П. Чехова. Глубоко и с любовью раскрывает его нравственное восхождение советский писатель С. Залыгин в работе «Мой поэт». Стремясь проникнуть во внутренний мир творчества Чехова, постигнуть сущность его художественных открытий, Залыгин обращается к личности великого писателя. При этом особый акцент он делает на самосовершенствовании, на тех внутренних усилиях, которые Чехов направлял на самого себя. «Он ведь сам по себе — поучительный опыт формирования человеком своей личности. Формирования ее из наиболее дефицитных для человечества материалов, поставленного почти на научную основу. В чем-то ему подобны и его герои: они выполняют свою человеческую функцию, только их нужно понять».

    При попытке уяснить, как достиг Чехов того редкого нравственного совершенства, которого в его время могли достигнуть лишь немногие, Залыгин выделяет самоограничение великого писателя.

    Умение определить границы своих возможностей не перерастало у Чехова в аскетические запреты, не становилось барьером, препятствием его активности: «Самоотречение у него никогда не становилось ограниченностью. Оно помогало ему укреплять и свой характер, и свое творчество». Такая способность контролировать и ограничивать себя помогла писателю сознательно определить свои существенные качества, создать себе внутренние условия для наиболее полного развития чувств, разума, таланта, воли. Именно такие люди становятся высшей ценностью общества.

    С восхищением писал К. И. Чуковский об А. П. Чехове: «Великий жизнелюбец, неутомимый строитель, человек несгибаемой воли, щедрый озеленитель земли, скромный в своем величии, застенчивый в своем героизме, он всей своей обаятельной личностью стоит перед нами как ранний предтеча того многомиллионного племени советских людей, которые, перестраивая свою планету для грядущего счастья, должны перестроить, и перестроят! — себя».

    Такое «перестраивание» себя — необходимость, поскольку изменяется жизнь, меняемся и мы сами. Обогащаются наши чувства, совершенствуется мышление, накапливается жизненный и трудовой опыт. И наконец наступает момент, когда мы вдруг по-новому видим самих себя и все, что происходит вокруг. Этот период получил название «переоценка ценностей». Мы стараемся осмыслить наступившие перемены и принять какие-то ответственные для нашей жизненной позиции решения. Это чрезвычайно важный момент в нашей жизни, потому что происходит определенный качественный скачок в развитии нашего чувствования, мировоззрения. Иногда мы даже не ощущаем явных перемен в себе. Но после какого-то поступка удивляемся: «Я не узнаю себя». И тогда мы задумываемся и корректируем направление своего изменения, ведь оно непременно должно соответствовать нашему представлению об идеале.

    На первый взгляд кажется, что здесь все просто и понятно. В действительности саморазвитие происходит сложно, противоречиво. Мы не всегда сразу приходим к верным оценкам, решениям. Это трудный поиск. Из детства к юности и молодости, когда происходит взросление, идет преимущественно линия развития: мы подрастаем, углубляем свои знания, формируем ценностные представления. Но и в юношеском возрасте мы продолжаем развиваться, познавая жизнь, утверждаясь в ней. Правда, есть и такие молодые люди, которые останавливаются в своем движении к более высокому уровню, идеалу, живут как бы по инерции.

    О вредности такой инерции предупреждал в свое время А. И. Герцен «Остановиться на юности, — писал А. И. Герцен,— потому скверно, что на всем останавливаться скверно,— надобно быстро нестись в жизни; оси загорятся — пускай себе, лишь бы не заржавели. Человек, способный на действительность, на совершеннолетие, имеет орган претворения всех событий, внутренних и внешних, в такую ткань, которая, беспрестанно обновляясь, сама усугубляет силу и объем взгляда».

    Поскольку мы (хотим этого или нет) постоянно общаемся с окружающими, очень важно правильно оценить себя и других для установления правильных взаимоотношений в коллективе. Если мы будем требовательно относиться к себе, то гораздо легче сможем находить общий язык с людьми, решать не только свои собственные, но и коллективные проблемы. Сохранилось весьма поучительное воспоминание о Фиогене Синопском. Когда ею кто-то спросил, каким образом человек может стать самостоятельным, он ответил: «Если он прежде всего станет упрекать себя в том, в чем порицает других».

    Именно самостоятельность жизненной позиции проявляется в способности человека ощущать соотношение своих достоинств и достоинств других, своих интересов и потребностей других. Особенно важно это в производственных, деловых отношениях, в которых проявляются идейные, нравственные, профессиональные качества личности. Наиболее отчетливо эта способность выражается в оценке результатов своей деятельности. В такого рода оценке практически воплощается социальная сущность человека: проявляется его принципиальность, требовательность к себе и другим во имя дела, во имя общей пользы. Именно здесь каждый из нас предъявляет к себе большой счет, проверяет свою общественную ценность. О значении ответственности   перед   собой   с   афористической   точностью   писал А. Т. Твардовский:

    И труд свой
    Пристально любя, —
    Он всех основ основа, —
    Сурово спрашивать с себя,
    С других не столь сурово.

    Только при умении найти меру требовательности к себе и другим может сложиться высоконравственный человек, полезный для окружающих людей, для общества в целом.

    Жизнь сложна, в ней еще много несовершенства. И нередко по причине несформированности положительного личностного идеала вырабатывается так называемое отклоняющееся поведение. Подлинное самовоспитание может реализоваться лишь тогда, когда у нас есть определенная цель, есть нравственный идеал, к которому мы стремимся. Причем такой идеал должен быть относительно конкретным, достижимым для нас, но всегда возвышающимся над сегодняшним уровнем развития. Люди, у которых не складывается социально ценный идеал, переживают сложные, противоречивые процессы. Если их внутренние цели не совпадают с целями других людей, с целями общества, они вынуждены противопоставлять себя окружающим, вступать с ними в конфликт. В результате такие люди отчуждаются от реального движения жизни, становятся  антиобщественными  элементами.

    Активизация внутреннего внимания к себе может сыграть решающую роль в сохранении и укреплении социально ценных качеств. Поэтому важным моментом самовоспитания воли и характера является самоконтроль за своим поведением, анализ мотивов поступков, сопоставление своих интересов и нужд других. Лишь тогда, когда человек сознательно учитывает интересы других, лишь тогда, когда его самоопределение ориентировано, с одной стороны, на максимальное самораскрытие, а с другой — на реализацию общего интереса, — только тогда можно предполагать, что этот человек обладает социально ценным самосознанием. Если такое самосознание более или менее сформировалось у вас, общее направление вашего развития будет устойчивым, сбои в развитии будут менее значимыми, вы сможете удержаться на своей основной позиции. В противном случае реализация самовоспитания будет затруднена или вообще невозможна. Заблуждения в сфере самопознания, неадекватно сложившаяся самооценка выступают своеобразным психологическим барьером в процессе самовоспитания.

    Но может ли человек сам предопределять свое развитие? Ведь на него действует множество самых разнообразных по значимости факторов. Что можно сказать по этому поводу? Человек является существом мыслящим, анализирующим и самого себя, и внешний мир. А потому в некоторых случаях он может действие одних факторов усиливать, а других — ослаблять В нашей власти сознательно развивать в себе одни качества и подавлять, искоренять другие. Это достигается с помощью мобилизации волевых усилий Если даже вы не сразу получаете ощутимый эффект, то в дальнейшем в какой-то конкретной ситуации вы это обязательно почувствуете.

    Сильнее любви

    «Ну а как быть, — спросите вы, — если в противоречие вступают «Я хочу» и «Я должен»? Жизнь довольно часто ставит нас в такие ситуации, при которых необходимость не совпадает с индивидуальными интересами. Тогда человек должен призвать на помощь разум, волю и направить свои желания и чувства в русло необходимости

    Легко сказать — обуздать, а как добиться этого? Обратимся опять к литературе В повести В. Быкова «Пойти и не вернуться» описывается ситуация, когда под влиянием чувства любви к Родине, сознания и воли любовь героини к молодому человеку сменяется на ненависть к нему.

    Юная партизанка Зоя, идущая с опасным заданием в разведку, встречает по дороге партизана из ее отряда Антона Голубика Не зная, что он бежал из отряда, Зоя идет вместе с ним, и он помогает ей преодолевать трудности пути Зоя не может скрыть своих чувств к Антону, которые давно зрели в ней. Но постепенно выясняется, что Голубин не просто временно отлучился из отряда, а решил перейти к фашистам. Тяжелое душевное потрясение пережила девушка, когда поняла, что он предатель, корыстный, безнравственный человек. И тогда ее любовь сменилась ненавистью и презрением, новое чувство сжало ее волю, заставило четко работать сознание, дало ей выдержку и физическую  силу.

    Уйти от предателя, чтобы выполнить задание, предупредить своих об измене, стало ее целью. Не на жизнь, а на смерть начала она борьбу с этим страшным врагом по самому высокому счету — врагом Родины. Раненная в голову, она вступила в единоборство с сильным ловким противником. Много жестоких минут пережила разведчица. И вдруг они случайно узнали, что советские войска разгромили фашистов под Сталинградом. Зое это известие придает силы, а Голубин быстро прикидывает, что ему после этого невыгодно переходить к немцам. Он решает вернуться в отряд, и Зоя становится главным препятствием к «очищению» его от подлых замыслов и поступков.

    Какое мужество и стойкость, глубокую душевную силу проявила девушка в трудной жизненной ситуации!

    Раненная предателем, превозмогая смертельную боль, она стремится обезвредить его: «...Она должна доползти. Мысль об Антоне сильнее всего гнала ее... Она понимала, что может скоро умереть, но прежде она должна предупредить своих об этом перевертыше. Иначе он вернется в Липичанку, вотрется в доверие и снова предаст в удобный для него момент. Предать, обмануть, надругаться ему ничего не стоит, потому что для него не существует моральных запретов, он всегда будет таким, каким его повернут обстоятельства. А обстоятельства на войне — вещь слишком изменчивая...»

    Предатель, убийца, возвратился к месту, где он выстрелил в спину девушке, чтобы убедиться в ее смерти. Но ее там не оказалось. Ненависть к изменнику, чувство долга перед Родиной и товарищами придали ей силы, помогли мобилизовать волю. Преодолевая мучительное головокружение от потери крови, страшную боль в раненой голове, она буквально по сантиметрам передвигалась к своим. Одна мысль терзала ее и подталкивала вперед: «Только бы успеть предупредить своих». И она доползла. В жестокой схватке с сильным, озверелым врагом она победила, и это была победа ее высоких убеждений, чувств, воли, ее умения владеть собой, способности направить все силы на достижение цели.

    Умение с помощью воли подчинять одни эмоции другим, более возвышенным — один из важнейших элементов саморегулирования, важное условие нравственных отношений в коллективе, в обществе.

    Сила внутри нас

    Каждый человек должен научиться ощущать внутреннюю меру, находить тот предел, при котором формируется тонкая чувствительность, не переходящая в сентиментальность. Тогда наши реакции будут сбалансированы и мы сможем властвовать собой.

    Управление собой тесно связано с нравственной позицией человека: если мы соразмеряем свои личные желания с потребностями других, то наш самоконтроль будет строиться на здоровой моральной основе, наше поведение в сущности своей будет устойчивым, нравственным.

    А для того чтобы оно было не только приемлемым, но и эстетичным по форме, необходима культура чувств, осознанное саморегулирование. При этом мы должны не просто следовать долгу, не просто идти путем, который нам указывают окружающие люди, общество в целом, — у нас должна развиться внутренняя потребность в самосовершенствовании, та самая потребность, которая не дает нам успокоиться, бездействовать. Помните у Н. Заболоцкого:

    Не позволяй душе лениться,
    Чтоб в ступе воду не толочь,
    Душа обязана трудиться,
    И день и ночь, и день и ночь!
    Она рабыня и царица,
    Она работница и дочь,
    Она обязана трудиться
    И день и ночь, и день и ночь!

    Только при упорной работе над собой мы приближаем свои цели, преодолевая трудности, которых никто не может избежать. Здесь связываются в один узел все наши сущностные силы: высоконравственный человек чувствует духовно, мыслит эмоционально, действует с умом. Самосовершенствование предполагает синтез разума, чувства, воли,  действия.

    Только при таком внутреннем единстве человек преодолевает свои слабости, может полноценно реализовать себя и будет по-настоящему счастлив. Высоконравственный человек всегда гуманен. А гуманность — неотъемлемая ценность  коммунистического  мировоззрения.

    Человек — самобытная социальная микроструктура, «совокупность всех общественных отношений», по словам К. Маркса. Для того чтобы он полноценно развивался, необходима высокая внутренняя активность. Только тогда наши возможности станут действительностью.

    Но для  успешного  самосовершенствования  нужна   не просто внутренняя активность, а целенаправленная активность, осуществляться она должна с пониманием сущности происходящих в нас психических процессов. Занимаясь самосвершенствованием, обучаясь и тренируясь, вы получаете двойную пользу: развиваете и укрепляете такие черты характера, как самообладание, выдержка, а также вызываете необходимые психические состояния, которые помогают  нам и работе, учебе, спорте и т. д.

    Каким   же  образом  это  достигается?

    Дело в том, что для каждого из нас существует так называемый оптимальный уровень эмоционального напряжения, который способствует максимальной эффективности нашей деятельности, например, учебной, связанной с умственной работой или спортивной, где главную роль играют координация и мышечные усилия. Отклонения от оптимального уровня эмоционального напряжения в сторону повышения или понижения его приводят к резкому снижению продуктивности нашей деятельности.

    Изменяя степень своего эмоционального напряжения (одним из объективных показателей которого является частота пульса) и измеряя продуктивность работы, можно определить для себя оптимальный уровень эмоционального напряжения. Причем этот уровень, как правило, неодинаков для умственной и физической работы.

    Например, вы вычислили для себя оптимальный уровень эмоционального напряжения для успешного изучения учебного материала Этому уровню соответствует частота пульса, положим, 70 ударов в минуту.

    Если вы пришли на экзамен в сильном волнении (а как показали исследования, некоторые учащиеся испытывают состояние, близкое к прединфарктному) с пульсом, положим, 120 ударов в мин, т. е. ваше эмоциональное напряжение отклонилось от оптимального в сторону повышения, то возникают серьезные затруднения с извлечением из памяти изученного материала.

    Если вы воспитали у себя самообладание, т. е. умеете владеть собой и регулировать свои психические состояния, то вы сможете усилием воли снизить уровень эмоционального возбуждения до оптимального (70 ударов в мин) и спокойно вспомните изученный  ранее учебный материал.

    Каждый спортсмен имеет свой оптимальный уровень эмоционального напряжения, способствующий достижению наилучшего результата. В спорте такое состояние называют еще оптимальной боевой готовностью, или кратко ОБГ,

    Интересный и поучительный пример по этому поводу приводит А. В. Алексеев в своей книге «Себя преодолеть».

    «Шло первенство СССР среди юниоров по стендовой стрельбе. Одна из девушек перед последней серией оказалась на втором месте, проигрывая лидеру 5 мишеней. И вышла стрелять эту последнюю серию, что называется, опустив  руки.

    Я подошел к ней и посчитал пульс. Как и следовало ожидать, он был 88 ударов в минуту, в то время как при оптимальном боевом состоянии у этой спортсменки сердце должно биться (в этом можно было не раз убедиться раньше) приблизительно 120 раз в мин.

    — Дай-ка   мне  ружье! — как  бы  с  трудом   сдерживая гнев,  приказал   я  девушке.

    — Зачем? — с недоумением, даже с испугом спросила она.

    — Дай! — резко  повторил  я.

    Она   нерешительно  вручила   мне  оружие.

    — А теперь видишь ту березку? — указал  на березку, стоящую метрах в двадцати в стороне от линии огня.

    — Вижу... — все еще  ничего  не понимая,  проговорила девушка.

    — Так  вот,   быстро  туда   и  обратно!

    — Зачем?

    — Быстро!!! — тоном,   не  терпящим   возражения,  приказал   я.

    И девушка побежала. Когда она вернулась, ее пульс был около 130 ударов в мин. Она была возбуждена и даже сердита.

    — Вот так и держись! — приказал    я,    возвращая    ей ружье. Только тут она поняла, что к чему. И, сумев удержать на протяжении всей серии это, оптимальное для нее, возбуждение, отыграла проигранные мишени и выиграла золотую  медаль».

    В этом случае оптимальный уровень эмоционального возбуждения был достигнут чисто физическим путем — быстрой пробежкой Этого, однако, можно достичь и путем волевого саморегулирования своего психического состояния.

    Как мы уже говорили, умение регулировать свои психические состояния помогает нам не только достигать более высоких результатов в учебе, спорте, но и вырабатывать определенные полезные для нас черты характера.

    «Но как же, — скажете вы, — регулируя психические состояния, можно вырабатывать черты характера? Ведь психические состояния длятся короткое время, а черты характера могут оставаться неизменными иногда всю жизнь. Возможно  ли   такое?»

    Оказывается,  возможно.

    Если мы будем очень часто испытывать какое-либо психическое состояние, то это состояние, постоянно повторяясь, закрепляется и постепенно превращается в черту характера.

    Можно привести пример из школьной жизни.

    За одной партой сидели два ученика IX класса Миша А. и Коля П. Миша хорошо учился, отличался жизнерадостностью, оптимизмом, уверенностью в себе. Коля же, наоборот, был нервный неуверенный в себе, вечно всем недоволен

    Естественно, классному руководителю важно было выяснить причины таких разных характеров у двух ребят одного и того же возраста. Он неоднократно беседовал с родителями, ребятами, бывал у них дома, наблюдал, как складываются взаимоотношения между родителями и детьми. Одним словом, выяснил условия, в которых росли эти мальчики.

    До пятого класса мальчики находились примерно в одинаковых условиях и мало чем отличались друг от друга в своем   поведении.

    В пятом классе они перешли в другую школу, где коллектив вновь сформированного класса оказался довольно неоднородным и сложным. Кроме того, вместо одного учителя стало несколько. Появились и новые предметы. Эти обстоятельства создавали для Миши и Коли трудности, которых не было ранее. Временные неудачи при изучении новых предметов, сложные отношения с одноклассниками вызывали у ребят острые переживания, сопровождавшиеся нередко отрицательными психическими состояниями — чувством неуверенности, пессимизмом и т. д. Эти повторяющиеся негативные психические состояния наложили свой отпечаток и на характер ребят. И к VIII классу в поведении ребят все чаще стали появляться такие негативные черты характера, как неуверенность, пессимизм, нервозность  и  даже  грубость.

    В VIII классе Мише подарили книгу о самовоспитании. Он заинтересовался, серьезно подошел к анализу своих недостатков, с помощью книги составил программу самовоспитания с учетом своих недостатков, с помощью отца наметил средства достижения поставленных целей. Вместе с родителями продумал режим дня, завел дневник, где фиксировал и анализировал свои успехи и неудачи в школьной жизни и намечал пути исправления их. Его девизом стало высказывание одного общественного деятеля древности: «Великие люди ищут недостатки в себе, а ничтожные — в других».

    Другое правило, взятое им как руководство для своего поведения гласило: «Семь раз отмерь — один отрежь».

    Третье правило гласило: «На трудности не стоит сердиться. Они для того и даны, чтобы их преодолевать».

    Для воспитания чувства оптимизма и уверенности он придерживался в своем поведении следующего правила: «В неудачах тоже есть определенная польза. Они закаляют волю и помогут мне преодолеть более серьезные препятствия  в   моей  жизни».

    Миша сформулировал для себя и другие правила, которых старался придерживаться. Идеалом для него был великий русский полководец Александр Васильевич Суворов.

    В отличие от Миши, его сосед по парте Коля П. не занимался самовоспитанием, поэтому-то негативные черты его характера, вызванные описанными выше трудностями, закрепились и заметно выделялись на фоне положительных.

    Так мы еще раз убедились в могучей силе самовоспитания. Мы можем сами научиться регулировать свои психические состояния, вызывая нужные, оказывая тем самым огромное воздействие на формирование той или иной черты нашего характера. Ведь характер человека воспитывать и совершенствовать, по сути дела, никогда не поздно.

    Любой человек — ставит или не ставит он перед собой сознательную цель самосовершенствования — всю жизнь изменяется в том или ином направлении. Задача заключается в том, чтобы сознательно направлять процесс собственного развития, понимая свои слабые и сильные стороны, ближайшие и высшие цели.

    Однако недаром говорят, что нет ничего сложнее, чем справляться с самим собою. Совершенствовать самого себя — это, наверное, самое сложное дело, какое только нам приходится делать. Мы довольно легко, как говорится, видим «соринку» в чужом глазу, но увидеть «бревна» в своих собственных нам бывает трудно. Да, вероятно, мы не всегда видим (осознаем) даже существенный свой недостаток, но очень часто мы ощущаем его как сигнал неблагополучия. И тогда человек ищет выход. Если он не поймет, не осознает смысл этого сигнала, тогда он будет искать выход интуитивно и лишь в редких случаях нащупывает его правильно. Если он явно видит свой идеал и четко осознает свой недостаток, он будет осуществлять самоконтроль и целенаправленно   бороться   с  собой  за  самого  себя.

    Таким образом, наличие идеала в форме конкретного положительного лица в сочетании с психолого-педагогическими знаниями является мощным стимулом самосовершенствования, укрепления воли, формирования высоконравственных черт, характера, успехов на пути к достижению  поставленных   нами  целей.

    * * *

    Нас очаровывает все, в чем проявляется наш идеал, цель и предмет наших желаний и нашей любви,

    Н. Г. Чернышевский


    ...Убеждение может быть достаточно сильным, чтобы заставить людей отстаивать его даже ценой жизни.

    М. Монтень


    Всякий обладает достаточной силой, чтобы исполнять то, в  чем  убежден.

    В. Гёте


    Убеждение должно быть дорого потому только, что оно истинно, а совсем не потому, что оно наше.

    В. Г. Белинский


    При невзгодах настоящего нужно утешаться мыслью, что были времена и более тяжкие, да и те прошли.

    Н. М. Карамзин


    Даже в тех случаях, когда нам не до шуток, нас угнетает не неприятность сама по себе, а то, как мы ее воспринимаем.

    Сенека


    Правильный путь такой: усвой то, что сделали твои предшественники,  и  иди дальше.

    Л. Толстой


    Из двух ссорящихся виноват тот, кто умнее.

    В. Гёте









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх