• Характер и его свойства
  • Понятие воли
  • Что такое воля и характер

    Тот жалок, кто под молотом судьбы поник, испуганный, без боя

    (Н. Огарев)

    Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли.

    (С. Смайлс)

    Характер и его свойства

    Как часто нам приходится слышать: слабохарактерный человек, сильный характер, безвольный или волевой человек, выработать свой характер, воспитать свою волю и т. д. Слова «характер», «воля» уходят своими корнями в глубокую древность. Уже тогда люди пытались понять их сущность, выделить типологию. Так появились различные типы Характеров. Вот, к примеру, тип лицемера, составленный Древнегреческим мыслителем Теофрастом: «...Он дружески толкует с врагом, соболезнует ему в горе, хвалит в глаза, за спиной ругает, ласково разговаривает с сердитым на Него... Вы его браните, он не оскорбляется, а спокойно слушает вашу брань... Вы намерены занять у него денег или Испросить у него помощи — у него готов ответ... Он скрыва-|Т все свои поступки и твердит, что только обдумывает... Услышал — и не подает виду, увидел — скажет, что не видел, даст слово и прикинется забывшим о нем. Об одном  он твердит: подумаю; о другом: знать ничего не знаю; сегодня слышишь от него: и в толк не возьму, завтра: подобная мысль приходит мне в голову не впервые».

    Характер нередко путают с темпераментом, который представляет   собой врожденные   природные особенности.

    Начную классификацию темпераментов дал И. П. Павлов. В основе того или иного темперамента лежит быстрота и характер уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения. Определяют же характер человека приобретенные в течение жизни качества. Поэтому реальные представители темпераментов могут лишь проявлять склонности к описываемому далее характеру поведения. Например, сангвиники отличаются подвижностью, уравновешенностью. Они быстрее приспосабливаются к новым условиям, видам деятельности, общительны, необидчивы. В коллективе они жизнерадостны, с удовольствием берутся за живое и интересное дело. Однако быстро остывают и оставляют начатое, когда теряют интерес. Стоять в очереди или заниматься кропотливой работой — для них сущее наказание. Для достижения успехов сангвиникам можно посоветовать поменьше разбрасываться по мелочам, быть целеустремленнее, усидчивее, аккуратнее.

    Флегматик, спокойный, уравновешенный, солиден, медлителен, ровен в отношениях. Он не повышает голоса. Его трудно вывести из себя. Ему нужно время для раскачки. Но если он уже начал работать, его трудно остановить. Дело доводит до конца, аккуратен. Мимика и пантомимика его бедны. Он малоразговорчив. И хотя отличается постоянством и глубиной чувств, но говорить об этом не любит. В плане самосовершенствования флегматику важно вырабатывать у себя привычку быть более общительным, активным, отзывчивым.

    Представители холерического темперамента отличаются повышенной возбудимостью, неуравновешенностью. Они вспыльчивы, агрессивны, прямолинейны в отношениях, энергичны в деятельности. Самооценка чаще завышена. Они страстно отдаются работе и чувству. Холерикам важно сдерживать себя, не быть заносчивыми. Если вы холерик, возьмите себе за правило, прежде чем бурно реагировать на что-либо, сосчитайте до 10, и вы избавите себя от многих бед, в первую очередь от несдержанности и всех отрицательных последствий ее. В одной из армий солдат имеет право подать жалобу только на следующий день после чьего-либо проступка. Это связано с тем, что когда мы остываем, случившееся нам уже не кажется таким серьезным и трагичным, чтобы из-за этого скрещивать шпаги.

     Представители меланхолического типа темперамента отличаются особой чувствительностью, неуравновешенностью, повышенной ранимостью. Они несколько замкнуты, особенно в новой компании, необычной обстановке, неуверенны в себе. Самооценка у них нередко занижена. В привычной для них обстановке они контактны, активны, могут проявлять силу воли. В плане самосовершенствования меланхоликам надо быть более активными, заниматься шефской помощью, организаторской деятельностью, чтобы ощутить свою значимость, уверенность и повысить свою самооценку. Этому способствует также занятие физкультурой и спортом, в частности гимнастикой.

     Наглядно представить себе влияние того или иного типа темперамента на поведение человека вам поможет следующий пример. Четыре человека с различными темпераментами опоздали в театр. Их не пускают. Холерик cразу в атаку: «Что за порядки? Ваши часы спешат!» — и пытается протиснуться силой. Сангвиник сразу сообразил, то легче пройти на верхний ярус, и быстро побежал по лестнице вверх. Флегматик не торопясь развернулся и... пошел в буфет, говоря: «Ничего, пока поем, а там и антракт будет. Первое действие всегда неинтересное». А меланхолик тяжко и глубоко вздохнул и тихо сказал с грустью «Всегда мне не везет, собрался один раз за полгода театр и то неудачно» и... уехал домой».

      Следует отметить, что ярко выраженные типы темперамента встречаются довольно редко. Обычно в каждом человеке можно обнаружить свойства двух, а то и более типов темперамента. Изменить свойства темперамента можно в очень ограниченных пределах. С возрастом происходит маскировка темперамента, т. е. свойства его проявляются менее ярко. Это говорит о сложном сочетании социального биологического в человеке. Биологическое, в данном случае тип высшей нервной деятельности, составляет физиологическую основу темперамента, но определяющими все же являются социальные качества человека, вырабатываемые в процессе его жизнедеятельности.

    Что же такое характер?

    Характер — это такие устойчивые особенности личности, которые обуславливают типичный для данного человека способ поведения, отношение к людям, самому себе, к работе и т. д.

    Для отражения наиболее существенных черт характера того или иного человека используются обычно термины коллективист»,    «эгоист»,    «индивидуалист»,    «добрый», «злой», «слабохарактерный», «решительный», «самостоятельный», «несамостоятельный», «скромный», «хвастливый», «лгун», «честный» и т. д.

    Число черт характера очень велико, поэтому перечислять все не имеет никакого смысла да и просто невозможно.

    Можно выделить лишь наиболее общие свойства характера.

    Сила характера. Человек с таким характером умеет добиваться поставленных целей, преодолевать трудности, отстаивать свои убеждения, развивать бурную деятельность, проявлять мужество.

    Слабость характера проявляется в малодушии, нерешительности, колебании, неустойчивости взглядов, уступчивости, трусости.

    Оригинальность характера проявляется в индивидуальном своеобразии человека, в том, что его резко отличает от других. Например, повышенная чувствительность, излишняя замкнутость и т. д.

    Цельность характера представляет собой согласованность отношений человека к различным сторонам жизни. Единство слова и дела. Цельность характера, по словам Эрнста Тельмана, является неотъемлемым качеством прогрессивной личности.

    Твердость характера означает последовательность, упорство в достижении цели, отстаивании взглядов и т. д.

    Большинство черт характера можно объединить в следующие группы: эмоциональные (вспыльчивость, страстность, нежность, подавленность, оптимизм и т. д.), моральные (честность, коллективизм, сознание общественного долга, ответственность, чуткость, внимательность и др.), волевые (решительность, настойчивость, мужество, самообладание, выдержка, целеустремленность, активность, смелость, инициативность, уверенность, терпеливость и др.).

    Решающее значение в характере человека имеют морально-волевые свойства, которые, как и большинство других, формируются постепенно в процессе познания и практической деятельности Далее мы будем касаться в основном воспитания морально-волевых качеств человека

    Заблуждением было бы считать, что характер человека— это нечто неизменное, обусловленное наследственностью. Среди советских психологов общепризнанно, что характер вырабатывается и изменяется в течение жизни. Весьма интересны в связи с этим наблюдения над близнецами, которые имеют совершенно одинаковые прирожденные свойства. Но если их разлучить, то под влиянием среды и воспитания они приобретут разные характеры.

    Характер — это своего рода стержень, во многом определяющий степень настойчивости человека в реализации целей и задач. По существу характер влияет на весь стиль поведения человека и отношений его с окружающими. Не случайно уже с древности давались описания счастливых и несчастливых, плохих и хороших характеров. Многие писатели — тонкие знатоки человеческой психологии, показали, как много в жизни может сделать человек с сильным и оптимистическим характером и сколько неприятностей, огорчений может принести тяжелый или слабый характер.

    Вспомним рассказ А. П. Чехова «Тяжелые люди», в котором показано, как любящие друг друга люди не могут хорошо, дружно и счастливо жить из-за трудных характеров, ранят, душевно травмируют друг друга и чувствуют себя   несчастными.    Психологически    точно    заканчивает A. П. Чехов рассказ описанием последствий ссоры отца с сыном-студентом: «Студент пошел к себе и тихо лег. До самой полночи лежал он неподвижно и не открывая глаз. Он не чувствовал ни злобы, ни стыда, а какую-то неопределенную душевную боль  Он не обвинял отца, не жалел матери, не терзал себя угрызениями; ему понятно было, кто все в доме теперь испытывают такую же боль, а кто виноват, кто страдает  более, кто менее,  богу  известно... Слышно ему было до самого утра, как неспавший отец тихо бродил от окна к окну и вздыхал. Никто не спал; говорили редко, только шепотом. Два раза к нему за ширмы приходила мать. Все с тем же удивленно-тупым выражением,   она  долго  крестила   его   и   нервно   вздрагивала... В пять часов утра студент нежно простился со всеми и даже поплакал. Проходя мимо отцовской комнаты, он заглянул в дверь. Евграф Иванович одетый, еще не ложившийся, стоял у окна и барабанил по стеклам...»

    Каждого из вас вполне естественно интересует вопрос: А можно ли по каким-то внешним признакам судить о том  или ином характере человека?»  Характер человека имеет внешние выражения (одни люди всегда суровы, другие — приветливы, третьи — подобострастны и т. д.), поэтому (наблюдательный человек по внешним признакам может определить некоторые черты характера. Но каким же образом, спросите вы, черты характера

    Когда человек улыбается, на лице образуется определенная месив, которая и выражает характер данного человека. А поскольку смеемся мы зачастую не задумываясь, рефлекторно, импульсивно, то проявляем свои истинные черты характера. Л. Н. Толстой различал улыбку самодовольную, сладкую, счастливую, светлую, холодную, насмешливую, глупую, кроткую.

    О характере человека можно судить и по выражению глаз. Еще древние говорили: «Глаза — это зеркало души». Л. Н. Толстой различал, например, хитрые глаза, лучистые, светлый взгляд, грустный, холодный, безжизненный. Он писал: «Есть люди, у которых одни глаза смеются, — это люди хитрые и эгоисты. Есть люди, у которых рот смеется без глаз, — это люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны».

    Характер может выражаться и в позе. Например, люди высокомерные чаще наклоняют корпус назад, выпячивают грудь и отбрасывают назад голову. Подхалим весь наклоняется вперед, взгляд заискивающий, на лице широкая подобострастная улыбка, а в уголках глаз едва заметный хитрый смех.

    Некоторые данные о человеке можно получить с помощью так называемых прожективных тестов (методов). Например, для выяснения отношения к начальству по службе американским новобранцам предлагался рисунок: «Матрос перед офицером». Новобранцы должны были высказать свое мнение о сюжете рисунка. Одни полагали, что офицер поручает матросу серьезное задание, другие — матрос получает взыскание, третьи — матрос обращается к офицеру с просьбой. Первые характеризовались ревностным отношением к службе, вторые оказались дисциплинированными, но безинициативными, так как у них преобладает страх наказания, третьи — независимые и непослушные.

    Конечно, существует множество более точных методик для выявления тех или иных особенностей человека. Об этом можно почитать в специальной психологической литературе.

    Понятие воли

    Процесс самовоспитания тесно связан с волей. Достаточный   уровень  развития  воли — необходимая  основа  и условие для   осуществления   программы   самовоспитания. Поэтому самовоспитание воли является не только целью развития одного из качеств личности Оно необходимо для ее формирования в целом.

    Если вы хотите всерьез заниматься самовоспитанием, то должны стать по отношению к себе педагогом и психологом, а для этого необходим хотя бы минимум психолого-педагогических знаний и в первую очередь о характере и воле человека. О характере мы уже писали выше. Теперь познакомимся с волей.

    Все наше поведение состоит из отдельных поступков.

    Поступок неразрывно связан с отношением к самому себе, к окружающей действительности, другим людям, труду, его предметам и результатам.

    Это отношение может быть неустойчивым и устойчивым. Например, какая-либо игра может нравиться или не нравиться в зависимости от нашего настроения. Это неустойчивое отношение.

    Все мы любим свою Родину. Это уже устойчивое отношение. Источником такого устойчивого отношения являются убеждения, систему которых мы называем мировоззрением.

    В любой конкретной ситуации мы стремимся поступить так или иначе в зависимости от нашего отношения к тем обстоятельствам, в которых мы оказываемся. Иногда мы (даже с риском для жизни) поступаем в соответствии с нашими убеждениями (вступаем в схватку с бандитами, защищаем слабого, выручаем из беды товарища и т. д.). Но бывают случаи, когда мы пасуем перед трудностями, стараемся выйти из ситуации, хотя, согласно нашим убеждениям, мы должны были бы вмешаться (например, защитить честь девушки, друга и т. д.).

    Поведение наше зависит от многих факторов, но прежде всего от нашей воли.

    Когда гармонично сочетаются воля и убеждение, человек способен на свершение благородных и героических поступков. Воля человека тесно связана с его характером. По меткому выражению английского писателя С. Смайлса, характер проявляется в образе действия, внушаемом и направляемом принципами, честностью и практической мудростью. В своем высшем проявлении это не что иное, как личная воля.

    В повседневном поведении мы руководствуемся не только убеждениями и мировоззрением. Многие наши поступки побуждаются чувствами (сколько совершено подвигов во имя любви, чувства долга?), интересами, жаждой познания (вспомните, какие героические поступки совершали ученые Джордано Бруно и др.) и другими мотивами.

    Мотивы — это то, что побуждает человека к тому или иному действию. Они являются психологическим центром личности.

    Мотивами могут выступать потребности, интересы, убеждения, нравственные чувства. Мотивы не остаются неизменными. Одни из них развиваются, приобретают большую значимость для человека и оттесняют другие мотивы, которые занимали ранее ведущее место в его деятельности.

    Профессор В. И. Селиванов отмечает: «Из всей совокупности разнообразных мотивов личности в процессе жизни и воспитания постепенно начинают выделяться доминирующие и устойчивые мотивы, определяющие направленность личности, ее жизненную позицию (то, к чему стремится личность и в направлении чего она организует свое поведение, свою деятельность)».

    Направленность личности проявляется в особенностях интересов и потребностей личности, в особенностях целей, которые ставит перед собой человек, в установках личности, в чувствах, убеждениях человека и т. д. Направленность складывается уже в подростковом и юношеском возрасте. Во всех случаях направленность личности определяет и направление волевой активности. Направленность находит свое выражение в таком мотивационно-волевом свойстве личности, как целеустремленность.

    Очень важно поэтому уже с подросткового и юношеского возрастов формировать у себя высоконравственные мотивы, ибо, как отмечает ученый-психолог А. Н. Леонтьев, внутреннюю психологическую оправданность существования человека создает только такой ведущий мотив-цель, который «возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом».

    Но любой мотив и цель, какими бы они благородными ни были, должны воплотиться в действие, только тогда они приобретают истинную ценность. Мотивы и цели претворяются в деятельность с помощью волевых процессов, состояний и качеств личности.

    Таким образом, воля тесно связана с мотивами человека, со всей личностью в целом. «В волевой активности, — пишут А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев, — проявляется весь человек со всеми его качествами и особенностями — интересами, потребностями и склонностями, способностями и убеждениями...»

    Основные особенности волевых качеств неразрывно связаны с общими особенностями личности.

    Итак, мы подошли к определению воли. Что же такое воля?

    Не все ученые имеют единое мнение по такой сложной проблеме.

    В. И. Селиванов определяет волю как «сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков».

    Как видим, волевое поведение проявляется не во всякой, а только в сознательно направленной активности, когда человек сознательно ставит цель и борется за ее достижение, преодолевая трудности и прилагая при этом волевые усилия.

    Волевое поведение человека складывается из волевых действий. Волевые действия бывают простые и сложные.

    Простые волевые действия состоят из двух звеньев: постановки цели и исполнения.

    Сложные волевые действия состоят из нескольких компонентов, одним из которых является волевое усилие.

    Волевое усилие выражается или в сосредоточении внимания на выполняемом действии, или в побуждении себя действовать на пути к достижению цели, преодолевая трудности и препятствия.

    Все трудности, которые приходится нам преодолевать в повседневной деятельности, можно свести к двум группам:

    1) объективные трудности, обусловленные особенностями самих объектов и явлений, например, физическая работа, требующая больших затрат мышечных усилий, сложная задача, решение которой сопряжено с большим умственным напряжением;

    2) субъективные  трудности,  обусловленные  особенностями самого субъекта, например, боязнь погружаться в воду, когда мы не умеем плавать; нежелание приступить к выполнению домашнего задания по нелюбимому предмету, лень к умственному или физическому труду, привычка не утруждать себя преодолением трудностей по своей инициативе, неусидчивость, неумение быть последовательным при решении какой-либо задачи и т. д.

    В зависимости от характера трудностей мы и должны строить свое волевое поведение, чтобы успешно справиться с ними. Так, для преодоления объективных трудностей мы должны связывать наши волевые усилия с усвоением приемов работы: чтобы преодолеть трудности при решении математических задач, нужно приобрести необходимые знания и поупражняться на каждое правило.

    Для успешного преодоления субъективных трудностей мы должны направлять свои волевые усилия на формирование устойчивых мотивов, твердых жизненных убеждений и нравственных правил поведения. Мы должны учиться подавлять у себя чувство страха, отрицательные эмоциональные состояния при выполнении неинтересной, но нужной работы, вырабатывать привычку доводить начатое дело до конца, проявлять решительность, смелость, самостоятельность в повседневной жизни и т. д.

    Следовательно, саморегулирование поведения человека в затрудненных условиях происходит с помощью волевых усилий на всех этапах волевого действия, т. е. при определении и постановке целей, борьбе мотивов, принятии решении, планировании, исполнении.

    Если вы хотите развивать свою волю, то систематически упражняясь в преодолении трудностей в том или ином виде деятельности, вы создаете предпосылки и условия для развития все более сложных навыков и умений.

    Приобретая тот иной навык, человек вначале держит нее операции под волевым контролем. Волевые усилия при этом проявляются и во внешних реакциях — в напряжении мускулатуры тела, в мимике, в речи. В процессе упражнений и автоматизации навыка волевые усилия как бы свертываются. Теперь человеку достаточно уже сознательно-волевого импульса небольшой силы, выраженного, например, словом «нужно», чтобы что-то изменить в выполняемой деятельности.

    При закаливании воли важно учитывать, что волевые усилия тесно связаны с мотивами действия, ибо, по выражению И. М. Сеченова, голой воли не существует. Чем больше значимость и сила мотива, тем шире возможности человека для мобилизации волевых усилий.

    Воля не имеет абсолютной социальной ценности. Она может обслуживать как чрезвычайно благородную, социально ценную цель, так и отрицательные в нравственном плане, преступные и эгоистические побуждения и устремления.

    Многие ребята рассматривают волю как способность изо всех сил напрягаться, никому не подчиняться и делать что то утомительное для себя. Такие опасные заблуждения могут принести даже к трагическим последствиям. В «Комсомольской правде» сообщалось как-то о юноше, который, желая закалить свою волю, один отправился на плоту в штормовую погоду по реке Амур. Только благодаря счастливой случайности юноша остался жив.

    Чтобы успешно закалять свою волю, надо не только иметь представление о ней, но и хорошо знать все стороны нашей психики, с которыми связана воля, ибо воля и психические процессы взаимно обогащают друг друга.

    Воля связана с вниманием. Как отмечают многие ученые и педагоги-практики, тренировка внимания является одним из важных путей формирования воли.

    Кроме этого, с помощью внимания мы приобретаем знания. По образному выражению великого русского педагога и психолога К. Д. Ушинского, внимание — это та единственная дверь души нашей, через которую проходят все наши знания, а чем обширнее наши знания в той или иной области, тем продуктивнее волевая деятельность.

    Воля связана с мышлением, так как оно помогает достигать цели с наименьшими затратами энергии. Судите сами, можно обладать сильной волей, но не добиться поставленной цели, так как недостаточно развитое мышление не подскажет нам правильного пути достижения этой цели и наши усилия окажутся напрасными.

    Особенно хорошо это чувствуется при решении задач. Из-за того что мы не в состоянии преодолеть шаблонность мышления, задача может остаться нерешенной, хотя мы и затратим много времени на ее обдумывание и проявим максимум волевых усилий.

    Воля связана с воображением. Без развития творческого воображения будет затруднено мысленное создание ясного плана предполагаемого действия, предвидение его последствий, что отрицательно может сказаться на достижении поставленной цели.

    Воля связана с чувствами человека. Даже трудно представить себе деятельность, которая не мотивировалась бы или не сопровождалась чувствами.

    Вы все знаете нашего известного ученого-педагога В. А. Сухомлинского, создавшего 320 замечательных трудов, в том числе около 40 книг о воспитании. Что побуждало этого человека совершать такой гражданской подвиг, человека, который был тяжело ранен в годы Великой Отечественной войны и к сердцу которого все ближе и ближе подступали осколки, несущие смерть. Каждый следующий день приближал час его гибели. Сухомлинский знал это и спешил поделиться с людьми своими раздумьями.

    «Меня вдохновляли и вдохновляют два чувства, — писал он, — любовь и ненависть. Любовь к детям и ненависть к фашизму. В моем сердце вечно кипит гнев, и в то же время мне хочется обнять и приласкать всех детей нашей страны, хочется, чтобы никто из них не знал горя, страдания... Каждый день, каждый час я пробуждал в детских сердцах человечность — тончайшую способность чувствовать рядом с собой сложные движения чужого сердца, чужой души...»

    Чувства бодрости, радости, уверенности в значительной степени помогают нам преодолевать трудности и достигать поставленных целей.

    Воля связана с памятью, без которой вряд ли возможна вообще какая-либо успешная деятельность.

    Воля зависит от умственного развития человека. Без развитого ума она превращается в упрямство и произвол. Кик пишет Я. Коменский, «ум освещает путь воле, а воля повелевает действием».

    Воли связана с привычками человека. Тренировка в преодолении трудностей вырабатывает привычку — ценнейшее свойство выполнять всякое дело энергично и доводить его до конца.

    Добрая привычка, по выражению К. Д. Ушинского, есть нравственный капитал... который растет беспрестанно и процентами с него пользуется человек всю свою жизнь. Имея выработанную привычку, человек не тратит каждый раз своего сознания и воли на борьбу с теми трудностями, которые были уже раз побеждены.

    Для успешного формирования воли очень важно ознакомиться еще и с такими понятиями, характеризующими волю, как «волевые процессы», «волевые состояния», «волевые свойства личности».

    Вот как характеризует их профессор В. И. Селиванов в своей книге «Воля и ее воспитание».

    Волевые процессы имеют место в самом течении волевого акта от постановки цели до исполнения. Они конкретно выражаются в преднамеренном внимании, восприятии, запоминании, воспроизведении, мышлении, воображении, т. е. везде, где требуется мобилизовать волевые усилия для решения той или иной сложной задачи.

    Волевые состояния — это те временные психические состояния, которые являются оптимальными внутренними условиями личности, способствующими успешному преодолению возникших трудностей. К ним относятся состоянии оптимизма и общей активности, мобилизационной готовности, заинтересованности, решимости, возникающие под действием целого комплекса жизненных обстоятельств. Временные психические состояния, снова и снова неоднократно испытываемые человеком, превращаются в черты личности, становятся особенностью его характера.

    Волевые свойства (качества) личности — это уже не временные состояния, а относительно постоянные, не зависящие от данной ситуации, устойчивые психические образования личности. Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся в процессе жизни определенная совокупность ее свойств, характеризующая достигнутый уровень сознательной саморегуляции поведения.

    Естественно, у вас может возникнуть вопрос, почему мы основное внимание в книге уделили формированию морально-волевых черт характера. Это объясняется следующими причинами.

    Моральная воспитанность определяет направленность всех наших поступков, в том числе и волевых. Если у человека, к примеру, развито чувство коллективизма, желание делать добро, то и все дела его и волевые усилия направлены на совершение добрых дел. Поступки же и волевые усилия эгоиста направлены на удовлетворение собственных узкоэгоистических интересов. Стержень жизнедеятельности человека — волевая основа его характера. И если вы хотите жить полной жизнью, отдавая себя общему делу, не попасть в разряд неудачников, если вы хотите стать хозяином своей судьбы, добиваться успехов в любом деле, закаляйте свою волю. И недаром, сравнивая волю и талант, Бальзак писал: «...Не существует больших талантов без большой воли, эти две силы — близнецы — необходимы для сооружения громадного здания славы...

    Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант — это развитие природных склонностей, то твердая воля — это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает, подавляет, над препятствиями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает».

    * * *

    Большая воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно.

    А. Макаренко


    Для молодого возраста знакомство с мыслями великих умов составляет превосходное умственное упражнение: оно оплодотворяет ум и изощряет мысль.

    И. Гердер


    Наша личность — это сад, а наша воля — его садовник.

    В. Шекспир


    Сильнее всех — владеющий собой.

    Сенека


    Мощный дух спасает расслабленное тело.

    Гиппократ


    Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом деле мы не бессильны, а безвольны.

    Ф. Ларошфуко


    Разочарование — свойство слабых. Не доверяйте разочарованным— это почти всегда бессильные.

    Г. Флобер


    Не всякое сопротивление беде награждается избавлением от гибели, но всякая гибель начинается с утраты воли к сопротивлению.

    Л. Леонов


    Нет ничего гибельнее для людей в частной и в государственной жизни, как действовать нерешительно, отталкивая от себя друзей и робея перед врагами.

    Н. Чернышевский


    Несчастье бывает пробным камнем характеров.

    Оноре де Бальзак


    Прежде всего поучай сам себя, тогда ты научишься чему-либо от других.

    В. Гёте


    Иметь твердую волю - не значит лишиться сердца.

    Сабит Муканов









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх