2. Восприятие.


ПРИНЦ И ВОЛШЕБНИК


Много лет назад жил молодой принц, который верил во всё на свете, но не признавал существования трёх вещей — принцесс, островов и Бога. Его отец, король, сказал ему, что этих трёх вещей не существует. А так как в королевстве не было ни принцесс, ни островов, ни признаков существования Бога, то принц верил своему отцу.

Однажды молодой принц оставил королевство своего отца и отправился путешествовать в далёкие земли. Стоя на берегу моря в одной из этих далёких стран, он увидел острова. На этих островах он увидел удивительные и прекрасные создания, имя которых он не смел произнести. В то время как он созерцал эти создания, к нему приблизился человек, одетый в вечерний костюм.

«Это настоящие острова?» — спросил молодой принц. «Конечно», — ответил человек в вечернем костюме. «А эти удивительные и прекрасные создания?» — спросил принц. Человек улыбнулся. «Они настоящие принцессы». — «Тогда должен существовать и Бог!» — вскричал принц. Человек в вечернем одеянии поклонился. «Я — Бог», — сказал он.

Молодой принц поспешил домой в отцовское королевство. «Итак, ты вернулся» — сказал отец. «Да, — с негодованием ответил сын. — И я видел острова и принцесс. И я разговаривал с Богом». Король был непреклонен: «Как я говорил тебе и раньше, этих вещей просто не существует».

«Но я видел их», — отвечал принц. «Тогда расскажи мне, как был одет Бог», — сказал отец. Принц немного подумал и ответил: «Бог был одет в вечерний костюм». Король подался вперёд. «А были ли отвёрнуты рукава его одежды?» — «Ну да, были», — ответил, вспоминая, принц. Король улыбнулся и мягко произнёс: «Это одежда волшебника, мой сын. Ты был введён в заблуждение».

Встревоженный утверждениями отца, молодой принц вернулся на далёкую землю и пошёл на тот же берег. Когда он опять посмотрел на то, что оказалось островами, населёнными принцессами, около него вновь появился незнакомец в вечернем одеянии. «Мой отец, король, рассказал мне, кто вы есть на самом деле, — сказал принц с упрёком. — Я знаю, что это ненастоящие острова. И принцессы тоже ненастоящие. Потому что вы не Бог. Вы только волшебник».

Человек улыбнулся. «Тебя ввёл в заблуждение твой отец, молодой принц. В его собственном королевстве есть и острова, и принцессы. Но ты не можешь их увидеть, потому что на тебя действуют чары отца».

Глубоко озабоченный молодой принц вернулся домой. Он сразу же направился в палаты отца. «Отец, правда ли то, что ты волшебник?» Отец отвернул рукава своей одежды. «Да, мой сын, я волшебник». — «Значит, тот человек на берегу был действительно Бог?» — сказал принц. «Нет, — ответил король, — тот человек на берегу был всего-навсего другим волшебником».

Молодой человек вскрикнул: «Но я должен знать правду... правда выше волшебства!» — «Не существует правды превыше волшебства», — сказал король. Полный печали принц произнёс: «Я убью себя». Тогда посредством волшебства король призвал к сыну смерть. Смерть тронула принца за плечо, и принц вздрогнул, вспомнив прекрасные, но несуществующие острова и несуществующих, но прекрасных принцесс.

«Хорошо, — сказал спокойно принц, — я смогу это вынести». Неожиданно смерть исчезла. Король положил свою руку на плечо принца и сказал; «Теперь, мой сын, ты тоже станешь волшебником».

В мире взаимоотношений каждый из нас немного и принц, и волшебник. Вероятно, вам приходилось попадать в ситуации, когда вы, подобно молодому принцу, отчаянно пытались понять взаимоотношения и поведение людей, окружающих вас. И если вы пытались сопоставить слова людей с их делами, тогда вы, наверное, можете понять слова принца «Я должен знать правду... правда превыше волшебства».

Возможно, вам приходилось играть роль волшебника во взаимоотношениях с другими людьми или же оценивая своё собственное поведение. И тогда вы, должно быть, вели себя в точности как король-волшебник, который говорил своему сыну, что ни островов, ни принцесс в действительности не существует. Может быть, и не все из нас стремятся убедить других, что острова и принцессы воображаемы. Но все мы время от времени пытаемся разгадать восприятие других людей.

История про принца и волшебника наводит на предположение, что наш мир состоит не из фактов и действительности, а из нашего восприятия этих фактов и действительности. А наше восприятие, восприятие других и сама действительность редко совпадают. И вероятно, нигде эти различия не играют такой важной роли, как в человеческих отношениях; особенно это касается справедливости и восприятия справедливости. Вот почему мы говорим о том, что существуют как бы три грани справедливости в любых взаимоотношениях: справедливость в нашем восприятии, в восприятии партнера и находящаяся где-то посередине действительность.


ТРИ ГРАНИ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Харри проработал на своём предприятии более 24 лет. Всё это время он посвящал своей работе вечера и многие выходные. Большую часть времени отнимали разъезды вдали от дома, он не мог проводить со всеми членами семьи свои отпуска. По мнению жены Харри, он «был женат на работе». Именно эти слова она произнесла, когда подавала на развод два года назад. Хотя примирение и состоялось, семейные отношения намного не улучшились.

Несмотря на осложнения в личной жизни, Харри со дня на день ждал очень значительного для себя события — должности управляющего по продаже на территории всей страны. Первый вице-президент уже сообщил Харри в конфиденциальной беседе, что его кандидатуре отдаётся предпочтение, и в ближайший понедельник президент компании объявит о новом назначении. Наконец, думал Харри, годы бескорыстной тяжёлой работы смогут оказать так необходимую ему поддержку для получения новой должности.

В понедельник было объявлено о новом назначении на должность, но её занял человек на десять лет моложе Харри. Будучи очень рассерженным и расстроенным, Харри настоял на встрече с президентом, чтобы выяснить причину отказа. В конце концов, он всю свою жизнь посвятил компании. И показатели продажи по его району были самыми высокими в последние четыре года.

Президент был очень вежлив, но твёрд: «Эта должность слишком велика для вас». Харри пытался возразить, но президент его остановил. «Харри, ты же знаешь, как много тебе пришлось работать в последнее время по твоему собственному району. Как я слышал, ты работаешь днями и ночами, даже по выходным. Когда последний раз ты отдыхал с семьёй? Нет, с новой должностью ты просто не справишься».

Харри медленно вышел из кабинета президента. В голову легко пришли слова: «И это после всего, что я для них сделал». А президент фирмы откинулся на спинку кресла и подумал: «Когда-нибудь он поблагодарит меня за то, что я спас его от него самого».

Подумайте о двух совершенно различных взглядах на справедливость в этой ситуации. Один взгляд — это взгляд Харри: его обошли с повышением, т. е. его вклад в отношения либо не одобрялся, либо вообще игнорировался. Директор же был уверен, что он спасал ценного работника от профессионального самоуничтожения, и в этом заключался вклад президента во взаимоотношения. А где-то посередине находилась действительность, невидимая ни одной из сторон.

Выше упоминалось, что 53% руководителей и 83% подчинённых считают, что их недооценивают. Однако так ли это на самом деле? Восприятие может соответствовать реальным фактам, а может и не соответствовать. Начальство было бы весьма разочаровано, если бы узнало о состоянии духа их подчинённых. В этом случае и та и другая сторона подумала бы: «И это после всего, что я для тебя сделал».

Трудно поверить, что такое большое количество работающих по всей стране действительно недооценено. Конечно, нет. Чувство недооценки это только восприятие, однако, очень сильное. Вы помните, что такое восприятие ведёт к возникновению чувства обиды, а затем к стремлению восстановить справедливость. Но почему люди так легко позволяют вводить себя в заблуждение и неправильно истолковывать факты? Почему они думают, что с ними обращаются несправедливо?

Посмотрим, откуда возникает такое восприятие.


МИР ВОСПРИЯТИЯ

Несколько месяцев назад мы сидели в аэропорту в ожидании рейса. Рядом сидели несколько служащих авиалинии и обсуждали свои взаимоотношения с администрацией. Они также говорили о недавно закончившейся забастовке. Один из служащих начал делать заявления против авиакомпании: «Да, а в последний раз они толкнули нас на забастовку...» Мы полагаем, что администрация авиалинии никогда никого не толкает к забастовке. Однако память сохраняет воспоминания в удивительном виде.

Писатель Олдос Хаксли однажды заявил, что люди способны очень точно вспомнить всё, что с ними когда-либо происходило, и представить себе всё, что в настоящее время происходит во Вселенной. Очевидно, что вспоминать и представлять себе всё — это слишком обременительно. Наш разум должен был бы переработать такое количество информации одновременно, что невозможно было бы получить из этого что-либо разумное.

К счастью, природа создала физические ограничения, что и помогает человеку выжить. К счастью или несчастью, человек выработал и психологические ограничения, которые, с одной стороны, способствуют, а с другой стороны, препятствуют точному восприятию мира.

Физические ограничения. Человек воспринимает мир с помощью одного из пяти органов чувств; зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. Если нет нарушений, то они работают все 24 часа в сутки. Посмотрим, что говорит наука об этих органах чувств.

Свет распространяется в виде электромагнитных волн. Световые волны распространяются в пространстве со скоростью 186000 миль в секунду. И мы видим свет. Радар, радиосигналы и рентгеновские лучи — это тоже электромагнитные волны. Они также распространяются со скоростью 186000 миль в секунду. Но мы их не видим. Может быть, мы и хотели бы увидеть сигналы радара, передаваемые из полицейской машины, однако физические ограничения не позволяют нам этого сделать.

Нужно учитывать, что световые волны составляют менее 2% всех электромагнитных волн в окружающем нас пространстве в данный момент. Представляете, какая неразбериха была бы в голове, если бы мы могли видеть все электромагнитные волны от всех находящихся в округе радиостанций или сигналы радаров от всех пролетающих над нами самолётов. Звук распространяется также в виде волн. Звуковые волны вибрируют, и мы слышим их. «Нормальный слух» означает, что человек может слышать звуковые волны, вибрирующие с частотой от 15 до 15000 раз в секунду. У пожилых людей с пониженным слухом верхняя граница не превышает 4000. А у детей верхняя граница может доходить до 30000. Таким образом, все они (дети) слышат лучше, чем мы, взрослые, хотя любой взрослый, вероятно, будет доказывать, что только его ребёнок является исключением!

Если бы мы могли слышать волны, частота вибрации которых менее 15 в секунду, тогда бы мы, как малиновки, могли слышать движение земляных червей под землёй. Но тогда бы мы слышали и звук распрямления и взаимодействия наших мускулов, когда мы шевелим руками или ногами. И нас постоянно беспокоил бы звук нашего же кровотока по венам и артериям.

Если поблизости от дома обитают летучие мыши, то мы были бы самыми несчастными существами, если бы могли слышать намного лучше нормального для человека уровня. Летучие мыши ориентируются в пространстве с помощью эхолокации. Они испускают звуковые волны, частота вибрации которых колеблется от 50000 до 90000 раз в секунду. Эти звуковые волны отражаются от объектов и возвращаются к уху мыши. Летучие мыши используют эхо для определения местонахождения предметов, небольших насекомых и конфигурации жилища.

Физические ограничения существуют и для других органов чувств. Например, многие птицы обладают удивительно острым слухом, но почти не имеют обоняния. В то же время обоняние прекрасно развито у человека, и часто достаточно одного только различия между изысканной французской кухней и обычной повседневной пищей для воздействия на рецепторы обоняния, расположенные в носу. Это происходит из-за того, что мы не только различаем вкус горького, сладкого, солёного и кислого. В действительности, когда мы едим, то «работают» все пять органов чувств. Может быть, поэтому некоторые из нас получают такое наслаждение от пищи.

Таким образом, физические ограничения делают наше восприятие лучше именно потому, что нам не нужно воспринимать всё. Хотя иногда нам и хотелось бы устранить эти ограничения, но обычно они спасают нас от переизбытка информации.

Психологические ограничения. На наше восприятие справедливости во взаимоотношениях с другими людьми в большей степени влияют психологические ограничения. Они являются продуктом исключительно личной истории и зависят от многих причин: от наследственности, воспитания, места жительства, школы, прочитанных книг, друзей и многого другого. Как и отпечатки пальцев, психологические границы строго индивидуальны. Они очень серьёзно влияют на наше восприятие справедливости. И вот каким образом.

Представьте себе врача, спящего дома в кровати. Уже далеко за полночь, когда вдруг раздаётся телефонный звонок. Доктор отвечает по телефону, одевается и уезжает в больницу. При этом жена даже не просыпается. Два часа спустя врач возвращается домой и ложится в кровать, жена всё ещё спит. Он также вскоре засыпает. Но не проходит и часа, как в нижней спальне просыпается их новорожденный ребёнок. Жена тут же просыпается, доктор же даже не пошевелился.

Мы уже обнаружили, что физические ограничения предохраняют нас от переизбытка информации. Но, как доктор и его жена, мы обращаем внимание на одно и полностью игнорируем другое. Каким образом мы решаем, что важно, а что нет? Конечно, большее внимание привлекает то, что отвечает нашим личным стремлениям и целям. По этой причине люди, имеющие зубные протезы, скорее обратят внимание на телевизионную рекламу зубных протезов, чем люди, имеющие пока свои собственные зубы (они больше обращают внимания на рекламу зубной пасты). Реклама пищи для четвероногих больше заинтересует владельцев собак, чем тех, кто ещё не обзавёлся домашними животными.

И на работе и дома мы очень серьёзно относимся ко всему, что касается справедливости. И всё потому, что знаем: основная цель в жизни — сохранить равновесие между вкладом и отдачей. Так, на работе мы внимательны ко всему, что могло бы повлиять на наши дела: к слухам о сокращении производства и вынужденных увольнениях, повышении зарплаты, сверхурочных, должностных повышениях; сообщениям об увеличении или уменьшении прибыли или же о новой политике в области занятости. Дома, сознательно или бессознательно, мы отмечаем про себя все моменты, когда делаем кому-либо одолжение, а также замечаем все оттенки поведения супруги (или супруга).

Люди стремятся к справедливости. Но суть проблемы заключается в том, как люди объясняют те события, на которые они обращают внимание. Поэтому-то в действительности и не подтверждается тот факт, что 53% управляющих и 83% подчинённых недооцениваемы.

Интересно, что даже простые слова и фразы вызывают совершенно различную реакцию в зависимости от психологических границ восприятия человека. Следующая таблица даёт прекрасный пример того, как одни и те же термины совершенно по-разному воспринимаются администрацией и подчинёнными.


Разница в восприятии понятий администрацией и подчинёнными

Термин

Его значение для администрации

Его значение для подчинённых


Профсоюз

Беспокойство

Безопасность


Трудовой договор

Стена

Мост


Сверхурочные

Увеличение объёма продукции

Сокращение свободного времени


Сокращения

Отпадает необходимость повышать зарплату

Безработица


В мире восприятия одно и то же понятие может иметь совершенно различный смысл для разных людей. Мы слишком часто огорчаемся, если окружающие не понимают нас или должным образом не оценивают наши действия. Но справедливость — это не то, что реально существует независимо от нас. Наоборот, справедливость — это очень хрупкое, весьма своеобычное наше восприятие действительности.


ИНДЮКИ, СКУНСЫ И АКУЛЫ

Приблизительно каждая десятая индюшка, съеденная в США в День Благодарения, была выращена в Окони Кантри, Джорджия. Если вы когда-либо посетите ферму по выращиванию индюшек, то обнаружите, что индюк далеко не сообразительная птица. Во время ливня некоторые индюки запрокидывают головы, открывают клювы и пьют, пока не захлебнутся совсем. Раскаты грома пугают этих птиц до такой степени, что они бегут укрыться в углу индюшатника. Но всё дело в том, что индюки пытаются спрятаться все в одном углу, в результате чего часть птиц погибает. Теперь становится понятным, что означает слово «индюк», сказанное по отношению к человеку.

Несмотря на отсутствие сообразительности, индюшки — очень заботливые наседки. Они внимательно оберегают своё потомство, постоянно собирая птенцов под своими крыльями. Такое материнское поведение вызывается чётким высоким звуком «чип-чип», который издают молодые птенцы.

Другие отличительные признаки индюшат — запах, внешний вид, прикосновение — не имеют почти никакого значения для проявления инстинкта материнского поведения. Если индюшонок по какой-либо причине не сможет издать этот звук «чип-чип», то будет отвергнут своей же индюшкой-мамой или даже убит ею.

Такую почти полную зависимость индюшки от единственного признака определения птенцов — звука «чип-чип» — описал натуралист М.С.Фокс в своём эксперименте с индюшкой и чучелом скунса. Скунсы являются естественными врагами индюшек, и когда бы ни появлялся скунс, индюшка начинает махать крыльями, пронзительно кричать, клевать и царапать скунса, чтобы прогнать его. Фокс отмечал, что даже чучело скунса, если его подтянуть за верёвочку к индюшке, вызывает у неё такую же жёсткую реакцию. Индюшка тут же набрасывалась на чучело скунса, однако как только исследователь включал небольшой магнитофон, встроенный в чучело и воспроизводящий звук «чип-чип», атака прекращалась. Услышав звук, индюшка не только останавливалась, но и пыталась прикрыть скунса крыльями. Но как только магнитофон опять выключался, птица возобновляла своё нападение.

Исследования Фокса говорят о том, что действия индюшки почти полностью сконцентрированы на защитном поведении, основанном на звуке. И не всегда эти действия правильны. Если вам нравятся блюда из индюшатины, то вы должны быть признательны скунсам за то, что они не могут издавать ничего похожего на звук «чип-чип». Вы также должны быть благодарны за то, что можете думать, понимать и воспринимать мир вокруг лучше, чем любая индюшка.

Однако способность к восприятию не всегда означает правильное восприятие. Обратите внимание на четыре следующих вопроса.

Вопрос первый: сколько людей в США ежегодно умирают от рака кожи? — 7500. Однако большинство из нас продолжают загорать.

Вопрос второй: сколько людей в США ежегодно погибают в автокатастрофах? — Около 50000. Однако 92% взрослого населения продолжают водить автомобили.

Вопрос третий: сколько людей в США ежегодно умирают из-за болезней, вызванных курением? — Почти 150000. Однако 38% взрослого населения продолжают курить.

Вопрос четвёртый: сколько купающихся гибнут ежегодно от нападения акул? — Всего 2 человека во всём мире.

Когда в следующий раз вы будете на берегу океана, подойдите к воде, аккуратно обходя загорающих, зайдите в неё, а затем во всю силу лёгких крикните только два слова; не «чип-чип», а «Акула! Акула!». Затем обернитесь к берегу и понаблюдайте за «индюшками», как они:

· выскакивают из воды;

· бегут, спотыкаясь о лежащих на берегу;

· запрыгивают в машины;

· закуривают;

· уезжают в безопасное место.

Для людей очень характерен этот так называемый синдром акулы. Несмотря на прекрасно развитую способность понимать окружающий мир, мы часто воспринимаем только то, что хотим воспринимать. В этом случае для нас не имеют значения ни реальные факты, ни старания и убеждения других людей.

В следующей главе мы рассмотрим четыре особые причины, препятствующие сохранению справедливости во взаимоотношениях. Мы обнаружим, что эти причины часто возникают из-за неправильного восприятия наших взаимоотношений по типу «синдрома акулы».









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх