|
||||
|
1. Фактор справедливости.
Адам Смит Мы стояли в очереди в аэропорту Атланты. Ожидая регистрации багажа, мы заметили, что некоторые из стоящих впереди пассажиров давали служащему аэропорта 1-2 доллара с просьбой обращаться осторожнее с их багажом и проследить за тем, чтобы он был доставлен на нужный рейс. Однако пассажир, стоящий непосредственно перед нами, поступил иначе. Он не стал предлагать чаевые, а начал читать служащему нотацию о необходимости уделить особое внимание двум его чемоданам. Заметив, что один из чемоданов опрокинулся, он всё же прошествовал сердито к своему выходу, не переставая громко ругаться. Подошла наша очередь, и, обратив внимание на ухмылку служащего, мы спросили, как ему удаётся сохранять улыбку, сталкиваясь с такими «трудными» пассажирами. «Что вы имеете в виду?» — спросил он. «Того человека, который только что ругался...» — ответили мы. Служащий опять улыбнулся: «А, тот пижон? С подобными людьми легко. Посмотрите, он шествует к выходу для посадки на Лос-Анджелес, а его вещи отправляются в Детройт». Люди отдают, чтобы получить, — вот основной принцип человеческих отношений. И поэтому, когда вы открываете кому-то дверь, вы ожидаете в ответ улыбку или просто «спасибо». Именно поэтому вы и ожидаете от подчинённого, получившего премию, большую отдачу, и поэтому же вы ожидаете, что ваша жена не обратит внимания на позднее возвращение домой только потому, что на прошлой неделе вы три дня подряд приходили вовремя. Слова «и это после всего, что я для тебя сделал...» являются внешним проявлением внутреннего чувства неудовлетворённости, когда то, что вы отдали, как бы не уравнивается тем, что вы получили взамен. И тогда вы чувствуете неравноценность взаимоотношений. В основе этого чувства лежит самый могущественный принцип человеческого поведения — Фактор Справедливости. КОРНИ СПРАВЕДЛИВОСТИ Упомянутый служащий аэропорта, осознавал он это или нет, поступил в соответствии с действием Фактора Справедливости. Этот Фактор давно сформулирован и используется в философии, экономике, антропологии и психологии. Фактически понятие справедливости было впервые сформулировано более 2 тысяч лет назад. Ещё Аристотель в своей работе «Никомахова этика» доказал, что суть человеческих взаимоотношений заключается в том, что люди отдают и получают («Само существование государства зависит от взаимодействия... именно обмен связывает людей»). Наше стремление «дать, чтобы взять» также находит своё отражение в экономической истории XVIII-XIX веков. Вспомните выдающиеся имена Джона Стюарта Милла, Адама Смита и Иеремии Бэнтама. В книге «Могущество наций» Адам Смит говорит: «Мы ожидаем получить наш обед не вследствие благотворительности мясника, пивовара или пекаря, а благодаря их заботе об их собственных интересах». В современной рекламе также используется идея обмена Смита. На рекламной карточке «Сиэз Дискавере» написано: «Для тех, кто понимает истинную ценность»; реклама Шевроле — «Так много даёт и так мало требует». Обеденный клуб призывает вас вступить в него, гарантируя бесконечные преимущества. Один из самых необычных примеров стремления людей отдать, чтобы получить взамен, описал в начале 1920-х годов антрополог Бронислав Малиновский. Изучая Тробиандовы острова южных морей, Малиновский обнаружил, что обитатели этих островов создали удивительный круг взаимообмена — Кула Ринг. Островитяне использовали в обмене два предмета; браслеты и ожерелья. Браслеты обменивались по кругу в одном направлении, ожерелья «двигались» в обратном направлении. При любом обмене люди всегда продавали браслет за ожерелье. Малиновский указывает на различие между этой уникальной торговой сетью и экономическим обменом. Кула Ринг служил скорее для укрепления социальных, а не экономических связей между жителями островов. Правило заключалось в том, что «однажды вступив в Кулу, ты уже навсегда в Куле». Кула Ринг означал пожизненность созданных взаимоотношений. Современные психологи обнаружили, что мы похожи на этих обитателей Тробиандовых островов. В наших взаимоотношениях мы обмениваемся гораздо большим, чем просто деньги. И мы постоянно следим за тем, что мы приобретаем. Это основная идея справедливости. И вот как она проявляется в жизни. ФАКТОР СПРАВЕДЛИВОСТИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ Как руководители мы хотели бы видеть своих подчинённых производительными и обязательными. И нас огорчает, если они опаздывают на работу, долго обедают, часто отдыхают и сказываются больными, когда все вокруг уверены в их хорошем самочувствии. Нас удивляет, что служащие превышают счета, уносят домой собственность компании и иногда даже прибегают к саботажу. Мы бываем крайне удивлены, когда они неожиданно увольняются и уходят на конкурирующую фирму. В супружестве мы хотим счастья и удовлетворения. Но мы часто обижаемся, когда наша «вторая половина» не держит своего обещания или неожиданно «взрывается» в ходе вроде бы мирной беседы. Мы удивляемся, почему нам так мало уделяется внимания, или почему он или она забывает дни рождения и юбилеев. И мы бываем просто поражены, когда наш партнёр по браку разрывает супружеские узы и, может быть, даже собирается вступить в брак с кем-нибудь другим. Когда вы поймёте сущность Фактора Справедливости, то вам станет ясно, почему на работе и дома с людьми случаются вышеперечисленные неприятности. Вы также узнаете, что надо делать, чтобы избежать их в собственной жизни. Итак, давайте приступим к делу. Задумайтесь о каких-нибудь важных для вас взаимоотношениях: с подчинённым, начальником, женой (мужем) или, может быть, кем-то из ваших детей. На левой стороне предыдущей страницы напишите всё, что вы «вкладываете» в эти отношения. В отношениях с подчинённым это может быть зарплата, гарантия сохранения рабочего места, затрачиваемое время на профессиональное совершенствование. В отношениях с мужем (женой) вы, вероятно, отметите свою любовь, уважение, доверие и моральную поддержку. Постарайтесь сделать список как можно длиннее. Помните, что он называется «Что я даю». Па правой стороне страницы составьте другую колонку — «Что я получаю». Запишите все положительные моменты ваших взаимоотношений. Время? Преданность? Совет? Сделайте этот список также как можно длиннее. А теперь сравните эти два списка. Не считайте количество пунктов каждого из них. Одни пункты более важны, другие — менее. И вероятнее всего, что-то вы упустили в обеих колонках. Неважно. Теперь постарайтесь ответить на такой вопрос. Сравните всё, что вы вкладываете в эти отношения, и всё, что получаете от них; кто получает больше, вы или партнёр? Выберите один из трёх ответов: 1) я получаю больше; 2) больше получает другая сторона; 3) мы оба получаем поровну. А теперь проанализируем ваши ответы с точки зрения Трёх Аксиом Справедливости. 1-я Аксиома Справедливости. Люди оценивают свои взаимоотношения путем сравнения: что они вкладывают и что получают взамен То, что вы вносите в отношения («Что я даю»), назовём Вкладом. То, что вы получаете в ответ («Что я получаю»), — Отдачей. Немного ранее, когда вы сравнивали свой Вклад в отношения и Отдачу от него, вы оценивали величину Вклада по отношению к Отдаче. Представьте себе, что в вашем подсознании находится крошечное устройство типа компьютера. Этот компьютер ведёт точный подсчёт и того, что вы вкладываете в наиболее важные для вас взаимоотношения, и того, что вы получаете взамен. Этот компьютер начинает работать, когда вы ещё очень молоды, и продолжает действовать до последнего дня вашей жизни. Не в ваших силах «отключить» его хоть ненадолго. Он продолжает работать, подсчитывая новые Вклады и Отдачи, оценивая их важность, иногда аннулируя их, но этот компьютер всегда ведёт Счёт Справедливости. Обычно компьютер действует на подсознательном уровне, и вы даже не подозреваете о его существовании. Но как только нарушается равновесие Вкладов и Отдач, компьютер тут же указывает на неравный Счёт Справедливости. Итак, каков же Счёт Справедливости в тех ваших взаимоотношениях, которые вы оценивали несколько минут назад? Если вы ответили: «Я получаю больше» — значит, вы переоцениваете эти отношения: Отдач больше, чем Вкладов. Если вы ответили: «В выигрыше другая сторона», тогда вы недооцениваете ваши отношения, так как считаете, что вкладываете больше, чем получаете взамен. Если же вы говорите: «Мы оба поровну получаем» — это означает, что вы считаете эти взаимоотношения равными и справедливыми: Вклады соответствуют Отдачам. В течение нескольких последних лет мы опросили несколько тысяч служащих крупнейших американских корпораций, чтобы выяснить, как они оценивают свои взаимоотношения с фирмой, т. е. кто, по их мнению, в выигрыше — корпорация или служащие. Как вы можете видеть из таблицы, больше половины опрошенных руководящих работников считают себя недооцененными. Но ещё тревожнее тот факт, что более 80% служащих-подчинённых считают выигрывающей стороной руководящий состав. Справедливость на работе [Р]уководители [П]одчинённые Считают, что их - переоценивают [Р] - 13% [П] - 7% Считают, что их - справедливо оценивают [Р] - 34% [П] - 10% Считают, что их - недооценивают [Р] - 53% [П] - 83% Так же, как опрошенные подчинённые и руководители, вы можете сравнить (да вы и сравниваете постоянно) ваши собственные Вклады и Отдачи в реальных взаимоотношениях. Однако, пока психологи не знают точно, как производится такое сравнение. Некоторые из них считают, что в оценке отношений с другими людьми вы исходите из того, что их позиция или ситуация сходна с вашей. Например, вы можете думать, что вам недоплачивают за выполненную вами работу, потому что ваш сосед за меньший объём работы получил такую же зарплату. Другие учёные полагают, что вы оцениваете Вклады и Отдачи, опираясь на некий стандарт, утвердившийся в вашем сознании вследствие накопленного вами жизненного опыта. Если вы были уже раз женаты (замужем), то вы оцениваете отношения в семье, сравнивая их с тем, что вы вкладывали и получали (или не получали) в прежнем супружестве. Или же вы считаете свою работу недооценённой только потому, что предыдущая работа оплачивалась так же, но трудились вы над ней гораздо меньше и не так напряжённо. И всё же большинство психологов полагают, что вы сравниваете свои Вклады и Отдачи с тем, что другие люди вкладывают в отношения и получают взамен. Так, например, вы можете чувствовать себя немного переоценённым только потому, что ваш партнёр тратит на вас больше времени и усилий, чем получает от вас в ответ Определённо мы знаем только то, что люди оценивают взаимоотношения, сравнивая свои вклады и отдачи. И что в результате такого сравнения рождается одно из трёх ощущений: переоценка, недооценка или справедливая оценка. Мы также знаем, что чувство недооценки испытывают многие из нас. Конечно, только вы сами можете знать, какие именно чувства испытываете вы. Мы же считаем более важным разобраться в том, как различные люди реагируют на чувство переоценки или недооценки. Это ведёт нас к 2-й Аксиоме Справедливости. 2-я Аксиома Справедливости. Неэквивалентность вклада и отдачи приводит к возникновению беспокойства, внутренних переживаний. Это проявляется в том, что переоценка вызывает чувство вины, а недооценка заставляет людей испытывать обиду. ЧУВСТВО ВИНЫ ПРИ ПЕРЕОЦЕНКЕ Вспомните ваши ощущения, например, при следующих обстоятельствах, в которых вы, вероятно, оказывались: уже сидя в машине, вы обнаруживаете, что кассир сдал вам лишние деньги, или, оказав небольшую услугу другу, вы получаете от него дорогой подарок. Если вам такие ситуации знакомы, то вы можете представить себе, что значит чувствовать вину, когда Отдача превышает Вклад. Такое чувство вины иногда весьма оригинально используется: · благотворительные организации часто посылают марки, наклейки с адресом или даже небольшие сувениры. Единственная их просьба состоит в том, чтобы в ответ вы сделали какое-либо пожертвование. Некоторые из нас, конечно, игнорируют их денежные просьбы. Однако других чувство вины заставляет делать пожертвования, при этом сами сувениры выкидываются или даже передариваются; · некоторые организации высылают бланки-опросники с просьбой их заполнить. Большая часть этих бланков находит своё место в корзине для мусора. Другие же организации к таким опросникам прилагают полдоллара или даже доллар. Большинство присланных с таким «приложением» опросников заполняется и возвращается. Управляющий отделом проведения исследований среди владельцев магазинов розничной торговли рассказал нам об одном из них, вернувшем и доллар, и незаполненный бланк, и письмо с извинениями в связи с нехваткой времени. Кстати, для заполнения этого опросника требовалось не более двух минут. Интересно, сколько времени потратил этот владелец на написание письма? Мы считаем, что наиболее ярко чувство вины при переоценке проявилось в случае, рассказанном нам двумя университетскими профессорами. Несколько лет назад они послали 528 рождественских открыток совершенно незнакомым людям. Более 100 реципиентов их рождественских открыток ответили на поздравление, прислав свою открытку или даже письмо либо, что было совсем неожиданно, позвонив по телефону. Большинство ответных открыток содержало только подпись, но было также много посланий с приписками, сделанными от руки, рассказывающими о семьях или о старых друзьях этих двух профессоров. Некоторые люди приложили даже семейные фотографии, фотографии друзей или даже домашних животных. И только шесть человек в ответных открытках честно написали, что не могут вспомнить знакомство с этими профессорами и просят сообщить дополнительную информацию! Мы в жизни пытаемся сохранять равновесие во взаимоотношениях, и чувство вины от переоценки приводит иногда к интересным реакциям. ЧУВСТВО ОБИДЫ ПРИ НЕДООЦЕНКЕ Да, наша реакция на чувство вины при переоценке часто бывает неожиданной и удивительной. Но что должно нас беспокоить сильнее, так это вторая форма неудовлетворённости — чувство обиды при недооценке. Как вы помните, 53% руководителей и 83% подчинённых испытывают чувство обиды, полагая, что их недооценивают. Вероятно, у некоторых из них эта ситуация вызывает лишь чувство лёгкого раздражения. Другие же сердятся по-настоящему. Люди, которые считают себя недооцененными, сами признают, что они значительно меньше удовлетворены работой, чем те их сослуживцы, которые считают оценку своего труда справедливой. Люди, которых переоценивают, стремятся избавиться от связанного с этим чувства вины самыми непредсказуемыми способами. Люди же, обиженные и расстроенные тем, что их недооценивают, действуют вполне предсказуемо и решительно. Это приводит нас к нашей последней Аксиоме Справедливости. 3-я Аксиома Справедливости. Люди, не удовлетворённые своими взаимоотношениями из-за низкой отдачи, стремятся восстановить справедливость. «И это после всего, что я для тебя сделал...» — эта фраза, как бы говорящая: «Посмотрите на мой вклад в наши отношения», признак того, что кто-то чувствует себя явно недооцененным. Когда возникает обида из-за недооценки, люди пытаются восстановить справедливость одним из трёх способов. 1. Уменьшая свой вклад Вспомните о ситуациях, в которых вы чувствовали обиду из-за того, что вас недооценили, и ответьте на вопрос: стал ли ваш вклад в отношения меньше? На работе люди, чувствующие себя недооцененными, часто неосознанно уменьшают свой вклад, и проявляется это в: · опозданиях на работу, · сокращении выполняемого объёма работы, · неаккуратном выполнении работы, · частых бюллетенях, · увеличении обеденного перерыва, · частой «забывчивости» служебных обязанностей, · уклонении от своей работы. Для человека не составляет труда придумать способ восстановления справедливости в служебных взаимоотношениях. Один служащий нам рассказывал, что был очень обижен, когда его обошли при важном повышении. Он решил найти другую работу. Но пока продолжались поиски, этот служащий просто присутствовал на своём рабочем месте, делая вид, что работает. И, по его же словам, он испытал даже некоторое чувство удовлетворения, увольняясь через три месяца, так как в определённом смысле он сравнял счёт. Другой человек описывал свою работу в летние каникулы на сборе и упаковке персиков. Верхний ряд каждой коробки он должен был укладывать из самых лучших персиков, лежащих на ленте конвейера. Предполагалось, что таким образом у покупателей персиков при вскрытии коробок для инспекции качества создастся впечатление, что каждая коробка наполнена только отборными персиками. Однажды, когда нашему рассказчику и двум другим рабочим пришлось работать три дня подряд до полуночи, они, весьма рассердившись, решили наполнять верх произвольно выбранных коробок маленькими, мятыми и даже слегка подпорченными персиками. Хотя теперь от участия в этом «акте саботажа» он и испытывает чувство вины, но в то время и он, и его друзья чувствовали огромное удовлетворение при виде растерянности владельца персиков, когда покупатели обвинили его в попытке продать испорченный, некачественный товар. Иногда для восстановления справедливости даже профессиональные бейсболисты «уменьшают свой вклад». Несколько лет назад было проведено обследование игроков во время их свободного агентского года (последний год контракта). Вы думаете, что этот свободный агентский год они пытались потратить на то, чтобы повысить свои результаты для успешного выторговывания лучших условий в новой команде? Нет, исследователи обнаружили, что многие игроки намного снизили свои показатели. Видимо, подсознательное желание восстановить справедливость за низкие платежи в прошлом было намного сильнее, чем сознательное желание улучшить показатели года. В семейной жизни люди стараются восстановить справедливость следующим образом: · сокращая время, проводимое в семье, · забывая о важных годовщинах, днях рождения и других датах, · пренебрегая некоторыми домашними обязанностями, ранее выполняемыми, · избегая комплиментов и других форм нормального общения», · отказываясь от попыток решения конфликтов. Таким образом, позиция самоустранения и невмешательства со стороны одного из супругов приводит к возникновению чувства недооценки у другого супруга и стремления восстановить справедливость в семейных отношениях. В этом случае подход очень прост: «Я буду делать меньше, пока ты не будешь делать больше». 2. Увеличивая отдачу Люди, считающие, что их недооценивают, могут попытаться изменить счёт в свою пользу путём увеличения отдачи. На работе такой человек будет требовать от руководства: · увеличения зарплаты, · продвижения по службе, · увеличения гарантии сохранения места, · повышения премии, · перевода на другую работу, · улучшения условий труда. Если же их требования не выполняются, они могут увеличить отдачу другими способами: унося домой собственность предприятия, превышая счета и совершая другие действия, которые на самом деле не уравнивают счёта, но создают ощущение справедливости. Одна служащая рассказала нам о чувстве возмущения, которое охватило её, когда она узнала, что зарплата одной новенькой сотрудницы превышает её собственную на 2300 долларов в год. Она немедленно потребовала ответа от руководителя. Он подтвердил, что её зарплата действительно меньше, однако он ничем не может ей помочь, так как компания просто вынуждена в наше время платить больше нужным людям. Спустя несколько месяцев эта служащая уволилась. Когда она освобождала своё рабочее место, то положила в свою сумочку словарь, принадлежащий руководителю. «Я никогда в своей жизни ничего не украла, но по непонятной причине я просто взяла его и унесла». Проходя через контрольное устройство, она ужасно боялась, как бы кто-нибудь не поинтересовался содержимым её сумочки. Никто не обратил на неё внимания. И сейчас словарь, принадлежащий компании, собирает пыль на её полке. Она называет его «словарь стоимостью 2300 долларов». В семейной жизни те, кто считают себя недооцененными, для увеличения отдачи требуют от супруга: · проводить больше времени дома, · большего проявления чувств, · большего участия в принятии решений, · большей оценки их вкладов, · больше всего того, что вызывает чувство справедливости. Таким образом, когда ваш супруг (или супруга) начинает выдвигать необоснованные с вашей точки зрения требования, вы будете совершенно правы, заключив, что этим вам хотели сказать: «После всего, что я для тебя сделал, я ожидаю большего от наших взаимоотношений». 3. Прекращая взаимоотношения Третий способ восстановить справедливость тех, кто чувствует себя недооцененным, — просто прекратить все отношения. Как мы уже отмечали, ежедневно по всей стране: 50000 людей увольняются. 2122 семьи распадаются, 1380 подростков убегают из дома. Конечно, увольнение с работы, развод и уход из дома не сделают отношения более справедливыми. Но некоторые ожесточённые, отчаявшиеся люди не видят для себя другого выхода. Они разочарованы тем, что важные для них отношения не оправдали их ожиданий. Все их усилия восстановить равновесие были тщетны. Почему не уйти, пока несправедливость не стала ещё больше? Вот общий итог Трёх Аксиом Справедливости. Аксиома 1 Люди оценивают свои взаимоотношения, сравнивая, что они вкладывают и что получают взамен Аксиома 2 Неэквивалентность Вклада и Отдачи приводит к возникновению беспокойства, внутренних переживаний Переоценка — Чувство вины Недооценка — Чувство обиды Аксиома 3 Люди, не удовлетворённые своими взаимоотношениями из-за низкой отдачи, стремятся восстановить справедливость: - уменьшая свой вклад - увеличивая отдачу - прекращая взаимоотношения Эти Аксиомы говорят нам, что люди хотят справедливости в любых взаимоотношениях: с руководством и подчинёнными, с сотрудниками и предприятием, супругами и детьми и даже с друзьями. Когда они чувствуют несправедливость, то стремятся сделать всё, чтобы восстановить равновесие между тем, что они вкладывают в отношения, и тем, что они получают взамен, даже если для этого необходимо эти отношения прекратить. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К СПРАВЕДЛИВОСТИ Быть может, вас раздражает сама идея того, что люди ожидают что-то получить взамен во взаимоотношениях. «Это не обо мне, — скажете вы, — Я много отдаю и ожидаю самую малость в ответ» За последние несколько лет мы обнаружили несколько исключений из правил Аксиом Справедливости. Мы разработали небольшой тест, который назвали Тестом на Чувствительность к Справедливости. Предложив этот тест более 4000 человек, мы увидели, что действительно некоторые хотят вкладывать больше, чем получать. Мы назвали их Альтруистами. Другие, к сожалению, хотят больше получать, чем давать. Мы назвали их Эгоистами. Но большинство всё же стремится к равновесию между вкладом и отдачей. Эту категорию людей мы назвали Чувствительными к Справедливости. Альтруисты, которые составляют всё-таки меньшинство, по некоторым причинам предпочитают, чтобы их Вклад превышал Отдачу. Одни из них просто хотят сделать что-либо для других — их не интересует, что они получат взамен. Другие следуют кальвинистской философии самоотдачи. Часть альтруистов вкладывают больше, чем получают в ответ, ради собственного чувства достоинства. Одним словом, альтруисты — это вкладчики отношений. Эгоисты — принимающая сторона в отношениях. Некоторые из них относятся к послевоенному поколению, не знавшему лишений военных лет, они хотели бы получать, не прикладывая для этого никаких усилий. Другие являются «продуктом, — как говорят психологи, — практики вседозволенности в воспитании детей». Во время недавних исследований детей дошкольного возраста мы спрашивали, сколько подарков они ожидают получить на Рождество. В среднем они ожидали получить немногим более трёх подарков. В действительности эта цифра была более 11. Может быть, поколение эгоистов выросло у родителей-альтруистов, одержимых желанием обеспечить своим детям лучшую жизнь, чем прожили они сами? Наши собственные исследования подтверждают, что, действительно, молодые люди, особенно студенты, более эгоистичны, чем представители старшего поколения. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К СПРАВЕДЛИВОСТИ И УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ РАБОТОЙ Используя шкалу от 1 до 7 баллов (7 — наивысшая оценка), оцените удовлетворённость своей работой. Мы предлагали это задание более 1500 руководителям в США. Мы также задавали им основной вопрос справедливости: «Кто выигрывает — вы или ваше предприятие?» Затем, используя результаты Теста Чувствительности к Справедливости, мы разделили этих управляющих на три группы: Альтруисты, Эгоисты и Чувствительные к Справедливости. Нижеприведённая таблица наглядно показывает результаты наших исследований. Цифра для каждой из девяти групп является средней (от 1 до 7) из общего числа управляющих, попавших в каждую из групп. Реакция руководителей на справедливость, несправедливость и общее состояние удовлетворения работой Недооцененные Справедливо оцененные Переоцененные Альтруисты 5,4 5,7 5,7 Чувствительные к Справедливости 4,9 5,5 5,1 Эгоисты 4,6 4,9 5,2 Заметьте, что, во-первых, Альтруисты весьма удовлетворены своей работой, даже если их недооценивают. Эгоистам же труднее угодить. Даже если их переоценивают, они не в такой степени удовлетворены (5,2), как недооцененные Альтруисты (5,4). А теперь посмотрите, что происходит с людьми, относящимися к группе Чувствительных к Справедливости, если они считают себя переоцененными, и вспомните, что мы писали о возникающем в таких случаях чувстве вины. Итак, Аксиомы Справедливости нельзя применять ко всем одинаково. Альтруисты хотят, чтобы их вклады превышали отдачу. Эгоисты предпочитают обратное. А Чувствительные к Справедливости хотят равновесия. Далее, весьма вероятно, что люди могут и поменять ориентацию в отношениях. Некоторые, как вы знаете, могут быть альтруистами на работе и законченными эгоистами дома. Так или иначе, но все люди вступают во взаимоотношения с определённым уровнем равновесия между вкладом и отдачей. Для большинства дисбаланс между ними ведёт к попытке восстановить справедливость в отношениях. Стремление к справедливости — это основополагающее и наиболее верное объяснение поведения людей во взаимоотношениях. Оно объясняет нам, почему люди непроизводительно трудятся и не удовлетворены своей работой. Оно объясняет, почему многие семьи несчастливы. Если вам удастся сохранить справедливость, тогда вы сможете достичь нужных результатов в ваших отношениях с другими людьми. Добиться справедливости, однако, означает научиться управлять восприятием людей, восприятием того, что они вкладывают и что получают взамен. В следующей главе мы рассмотрим, как мы воспринимаем наши вклады и отдачи. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|