|
||||
|
ПЕРЕЗАГРУЗКА «Смысл жизни» История: Откуда это берётся? Это не оттого, что ему не объясняли. Ему объясняли и даже более чем. Ребёнок видел, что то, что ему объясняют, и то, как на самом деле, как говорят в Одессе, две совершенно больших разницы, т.е. говорят ему одно: работа, почёт, статус, а на деле это выглядит так, что затраханная мать приходит домой после 9 вечера, сил хватает лишь на то, чтобы положить язык на плечо и отрубиться. Мы говорим не об экзистенциальном смысле жизни, т.е. о таком как: «уеду в Гималаи, буду достигать Шамбалу». Мы говорим о социальном смысле жизни, таком как: «посадить печень, вырастить сына», т.е. любимое дело, любимая/мый женщина/мужчина. А этого ребёнку не давалось с детства! Шансы, что к какому-то возрасту родители изменятся и «вдруг» начнут жить радостно, стремятся к нулю. Ребёнок учится на примере родителей! Если родители не подают хорошего примера, то ничего у него не выйдет. А у того же парня с Кубы, у которого родители были и радостные и успешные, всё отлично. Он живёт себе и радуется жизни. Он вообще не заморочен такими вопросами, как: «в чём смысл жизни?». Это человек, которого перманентно прёт от самого факта существования. Он рисует — его прёт. Он пошёл посидеть с друзьями — его прёт. С девушкой встретился — его прёт. Он получает удовольствие от любых действий не потому, что «есть смысл жизни», а потому, что «хорошо по факту существования», и поэтому любое действие воспринимается как «смысл жизни». Вот именно так, а не наоборот. Мы раньше думали, что смысл жизни — это некая миссия, некие особые убеждения в системе жизни человека, которые нужны для того, чтобы эта система приобрела законченность. Потом мы поняли, что система может и без этого быть совершенной — либо с какой-то обычной «миссией», либо с какими-то совершенно заурядными убеждениями. Никаких мегавещей может и не быть, а человек всё равно хорошо живёт. «Есть ли бог на небе? Всё в руках божьих! Мы живём для благодати и любви господней! Мир есть любовь! И моя жизнь есть любовь! Мы живём для справедливости!» — когда человек говорит какие-нибудь из этих высказываний, то сразу становится понятно, какой абзац у него был в детстве. Причём не только в детстве, но и сейчас, и до самой смерти у него будет полный абзац. Потому что когда человек живёт «ради справедливости», сразу понятно, что его обижали всю жизнь. Если человек живёт «ради любви», «жизнь есть любовь», то сразу понятно, что его в детстве гнобили, родители в первую очередь, и недодавали ту порцию любви, которая необходима человеку. Если человек живёт, «чтобы быть богатым», «смысл жизни в деньгах», то ясно, что в детстве он недоедал, у него было нищее детство. Если человек вообще говорит, что «смысл жизни в любови господней», то это значит, что у него был полный фарш — нищее детство, его обижали и недолюбливали. Полный абтраган! Когда человек живёт «ради любови господней», значит, у него такой снаряд в башке, что торпеда «Тайфун» отдыхает. Чем хреновее фундамент, тем больше человек стремится сделать всякие навороты с мезонинами, чтобы создать хоть какую-то видимость, что всё в порядке. Гиперкомпенсация. Если же у человека всё хорошо в жизни, то он вообще не думает, его просто прёт по факту. Пришёл в ресторан, поел — его прёт. Вскарабкался на бабу — прёт. Слез с неё — тоже прёт. Пошёл, поиграл в футбол, съездил на море, посидел в компании с друзьями, позанимался любимым делом — его прёт! Понятие «истинных целей» на самом деле иллюзорно потому что оно, опять-таки, закладывается с детства. Как нет абсолютно истинных целей, так и нет абсолютно ложных целей. Нет целей «своих» и «не своих». Все цели так или иначе когда-то были не вашими. Все они внедрены в подсознание, вопрос только, как это сделано. Критерии фильтрации поступающей информации тоже заложены извне. Поэтому задача заключается в том, чтобы если эти фильтры были настроены как-то не так, перенастроить их уже своими силами. И более того, получить доступ именно к перманентной подстройке. Если где-то юстировка сбилась, вы тут же берёте и подкручиваете. После того как подкрутили, жизнь сразу же улучшается. Задача — постоянно иметь доступ к этой настройке. Если уже так произошло, что «всё хреново», то утюжить надо именно детство. Вместо того, чтобы идти в монастырь и искать Шамбалу, лучше просто по-тупому удалять все косяки из детства. Если родители в детстве гнобили, то нужно представлять, как они вас не просто гладят и радуют, а просят у вас прощение! Ползают на коленях в ногах и просят прощение. В воображении, конечно! Становится легче жить, и исчезают все тараканы. Конечно, это не сделает жизнь абсолютно в шоколаде сразу. Но приемлемый и нормальный уровень это обеспечит, а всякие вопросы типа «есть ли бог на Марсе?» сразу отходят на второй план. Становятся не такими мучительными. Потому что такими вопросами человек начинает задаваться, когда ему уже совсем хреново. Если хорошо обработать детство, то смысл жизни появится сам собой. Причём нужно менять и свою настоящую жизнь. Просто утюжить детство — этого тоже маловато. Если вы всю жизнь не доедали, то начните жрать в ресторанах! Покупайте себе всякие пончики, кренделя и трюфели. Радуйте себя! Через какое-то время, месяца через 2-3, этот гештальт закрывается и освобождаются силы для чего-то другого. Если вы в молодости не натрахались, ну потрахайтесь со всем, что движется! Через какое-то время этот гештальт закроется, видение смысла жизни в бабах исчезнет и появится какой-то другой смысл. Не бывает такого, чтобы смысл жизни всегда был постоянный. Смысл жизни меняется на протяжении этой самой жизни. История: Обычно занимаются первым попавшимся делом. Папа сказал идти на завод, человек идёт и даже не задаётся вопросами. А тут ситуация такая, что папа говорит одно, а своим примером показывает совершенно другое, поэтому папу он не слушает. Папик с мамиком говорили, что, дескать, «надо работать, приносить пользу обществу», а он видел, как папик работает, а потом бухает, а мать зашивается с ним и сестрой. Здесь вся загвоздка заключается в том, что действуют две контрпрограммы, но одна из них сильнее. Родительский пример всегда сильнее, чем их слова. Но с другой стороны, и вербальные внушения родителей тоже достаточно сильные. Если бы родители ему ничего не говорили, то никакого конфликта программ у него бы не было. Он бы просто жил раздолбай раздолбаем и не парился по этому поводу. Пошёл бы, устроился на самую обычную задрищенскую работу, а после работы спокойно бы себе бухал с друзьями. А так он просто парится и заморачивается. Взять и самому себе признаться, что, дескать, да, я такой проблемный и геморройный, растекаюсь дерьмом по древу. Но если этого не сделать, то так и не появится никакого импульса к действию. Человеку трудно это начать делать, потому что какое-то время придётся сидеть, прислушиваться к себе и лазить во всём своём дерьме. В этом случае выбирайте сами, либо вы всю жизнь занимаетесь какой-то чушью и в результате в 58 лет у вас рак и вы даже не хотите ложиться на операцию, потому жить вам надоело, либо вы всё же в молодости потратите какое-то время, пусть даже полгода, зато всю оставшуюся жизнь будете жить с удовольствием! Никто не заставляет вас сидеть и заниматься этим самокопанием. Вы никому ничего не должны. Вы никому не обязаны. Но как показывает практика, инвестировать своё время в себя — это гораздо лучше, чем инвестировать своё время, время своей жизни, в других. Раз уж так получилось, что вы не в 10 лет нашли своё «призвание», то займитесь этим прямо в данное время, пока вам не 60 лет! Да, может быть, это сложно и напряжно, но в будущем это, несомненно, окупится. Никто не говорит, что нужно постоянно заниматься саморефлексией, но иногда порефлексировать имеет смысл. Задуматься о смысле жизни и о месте человека во вселенной:) Причём задаваться не такими экзистенциальными вопросами: «есть ли бог на небе?», а сугубо практическими, касающимися вашей собственной жизни. Какие отличия между правильной рефлексией и неправильной рефлексией? То есть как правильно «самокопаться»? Неправильное самокопание заключается в том, что вы переживаете негативный опыт прошлого, при этом корите и ругаете себя, испытывая негативные эмоции. Если вы уже совершили что-то «плохое», то ругать и корить себя за это бесполезно, потому что это деструктивно. Нужно просто отметить для себя, что больше так делать не нужно, а следует делать по-другому и не париться по этому поводу. Именно в таком варианте! Да, дерьмо было, да, косяк совершил, больше я так делать не буду. И прописать правильную стратегию поведения, отличную от предыдущей, и поступать согласно ей. Но только без самобичевания, постоянной критики и самоедства! Правильное самокопание заключается в том, что вы раскапываете не просто какие-то неприятные моменты в своей жизни и зацикливаетесь на эмоциональном состоянии, а раскручиваете их дальше, пытаетесь понять, что явилось причиной этого, а что явилось причиной того, что произошло до этого. Разворачиваете эти цепочки и находите если не корневую первопричину и первоисточник, то хотя бы близкий к нему момент. Люди годами сидят на одном месте, ничего не делают, даже не пробуют что-то предпринять, а только парятся по поводу своей тяжёлой жизни: «вот, какой я несчастный, у меня всё плохо, у меня нет богатого папы, я родился не в той стране». Если так постоянно париться, то ничего и не будет. Поэтому делать что-то надо! Работаем с тем, что есть. Да, изначально условия не такие шоколадные, как у соседа или как у детей английской королевы, поэтому надо ставить цели исходя из той ситуации, в которой вы-находитесь в настоящее время. И не надо скулить: «а вот как было бы замечательно, если бы да кабы»! Радость — это тоже стресс, встряска для всего организма. Если кубики изначально хорошо соединены бетонным раствором, то как ты их ни тряси, они всё равно останутся цельной конструкцией. А если вы залакировали своё поверхностное существование, но внутри, под слоем лака и глянцевой краски, у вас то же самое вонючее повидло, то когда вы начинаете встряхивать, тонкий слой лака и краски лопается, и повидло начинает вылезать наружу. Тут уже удобнее действовать по принципу «лучше жить спокойно и не колупать эту ранку». Почему замороченные люди рано или поздно уходят в монастыри? Потому что так спокойней. В конечном итоге человек устаёт горевать и устаёт радоваться. Все эти отшельники и монахи идут в монастыри, в отдалённые ашрамы и поселения не от хорошей жизни. Это люди, которых с детства била всякая фигня и которые много в детстве напереживались. У человека нормального, психоэмоционально стабильного не было в детстве каких-то серьёзных стрессов. А радость — это всё равно стресс, только относительно меньший, чем горе, чем проживание в постоянном страхе. И психика счастливого человека к взрослому возрасту не перегорает, как у того, которого в жизни постоянно били. Создаётся такое впечатление, что люди с хорошим детством до самой старости остаются относительно молодыми. Именно психически молодыми. А люди, которых били в детстве и в молодости доставали, к средним годам по эмоциональному фону представляют собой стариков. И тут уже не до радости, потому что любое колыхание воспринимается болезненно, так как нервы оголённые, без оплётки. Поэтому лучше уже спокойствие, отрешённость от мира, созерцательность и т.п. Дескать, «лучше мы будем смотреть на этот мир через стекло и созерцать, при этом будем спокойные, чем сами будем активно участвовать во всей этой фигне». К тому же там накладывается ещё и страх облома. Человек, у которого было нормальное детство, не ведает страха облома. Он к этому толерантен. Даже если облом случается, такой человек думает: «ну ладно, ерунда, попробую ещё раз». А человек с тяжёлым детством любой облом воспринимает болезненно. В нём не то что настырности нет, просто она какая-то болезненная. Если человек со здоровой психикой — с него всё как с гуся вода. «Плюнь в глаза, утрётся, божья роса». Ну не получилось что-то, ну ладно, попробуем в другой раз. А если совсем не получается, то «ну ладно, значит, не моё, займусь чем-то другим». А у человека с больной психикой есть страх того, что произойдёт что-то неприятное! А если это уже произошло, то депрессия на полгода. Поэтому он предпочтёт спокойствие и экзистенциальную созерцательность. Петля негативного опыта По идее, человек должен анализировать свои действия и поступки с третьей позиции, т.е. с позиции не заинтересованного и эмоционально не вовлечённого наблюдателя. С позиции «мухи на стене». Но проблема заключается в том, что когда человек попадает в петлю негативного опыта, то уже не может суховато и прагматично подойти к этой ситуации. Когда человек попадает в петлю позитивного опыта, то у него появляется везение если не на всю жизнь, то на очень и очень долгий промежуток времени. Конкретные везунчики — это люди, у которых в какой-то момент «перещёлкнуло», и они начали вертеться по кругу позитивного опыта. Какое-то действие породило некий положительный результат, дальше появилось положительное состояние, связанное с этим, иногда радостное, иногда просто благодушное. Затем это было верным образом интерпретировано, т.е. истолковано, а потом действие начало повторяться. Если в эту петлю попасть, то она так и будет вращаться, пока мы не совершим определённые действия. Если действия положительные, результат, хороший, состояние превосходное, а интерпретация вообще сказочная, что называется, берём, пользуемся и живём припеваючи. Но если мы совершили какое-то действие, не плохое и не хорошее, мы его просто совершили, а в результате каких-то внешних факторов получили отрицательный результат и связанное с этим негативное эмоциональное состояние, то интерпретация дальше происходит не по типу «действие — результат» с третьей позиции, а именно «результат — состояние». Человек начинает интерпретировать не свои действия, а то, что он получает, и связанное с этим состояние. Человек не имеет ни инструментов, чтобы изменить своё поведение, ни каких бы то ни было подходов для того, чтобы хотя бы просто проанализировать всю эту кутерьму. И проблема в том, что пытаться разорвать эту петлю в действии (рис. 1) не получается, потому что состояние уже закреплённое, оно уже является триггером на запуск. Если состояние негативное, то мы будем и дальше делать то же самое, исходя из этого негативного состояния. Соответственно, получим негативные результаты, которые снова будут подкреплять это негативное состояние. Если попытаться сделать как-то по-другому то, скорее всего, ничего не получится. Рисунок 1: Петля негативного опыта Потом эта спираль разрастается, обогащается и крутится всё шире, шире и шире. Память о действиях накапливается, и возникают действия 1', 1'', 1''' и т.д. Ощущения в теле становятся всё более и более неприятными. Если раньше, например, при знакомстве с девушкой просто было некомфортно, то через некоторое количество итераций, т.е. посылов с её стороны, получается так, что мы ещё не подошли и не открыли рот, а уже покрылись холодным потом и 3 раза успели поменять свой памперс. Негативные ощущения в теле всё больше закрепляются. Для людей, помешанных на НЛП, можно сказать: «кинестетические якоря усиливаются». А далее начинается ещё более развитая структура бреда, т.е. «она мне отказала не только потому, что я мало цветочков принёс, но и потому, что я неправильно одет, у меня мало денег, нет "Мерседеса", если есть "Мерседес", то он уже не котируется, надо "Бентли"», и цикл накручивается всё больше и больше. Человек всё больше и больше начинает избегать, грубо говоря, косяков в своём поведении. Эта петля негативного опыта печальна тем, что попытки её разорвать на 1, 2 и 4-м этапах не приносят ощутимой пользы. Сколько человеку ни говори, что «знакомиться с девушкой — это здорово», «выступать перед большой аудиторией — это просто», «попросить повышения у начальства не составляет труда», логикой это не уберёшь. Если имеется комплекс ощущений в теле (рис. 1), то никакими логическими объяснениями его из человека не выбить. У нас есть знакомый, который за год совершил около 4000 «подходов» к девушкам на улице. И каждый раз разных. Действие 1, действие 2... действие 4000. Он взял где-то 100 номеров телефонов, провёл около 30 свиданий и поимел один секс. Он ходит по этому порочному кругу. Ему сказали, что его надо разрывать действием, вот он и пытается его разорвать. У него отсутствуют альтернативы выбора, потому что он не изменил своё состояние. Единственным способом выхода из этого порочного круга является изменение состояния, о чём и будет написано дальше. Экстремум счастья Мозг устроен у человека не так, чтобы человеку «хорошо жилось», а так, чтобы человек выжил. Основной инстинкт — это именно выживание. А будешь ли ты «счастлив» при выживании или не будешь, это уже на самом деле особо никого не волнует. Животные не думают ни о каком счастье, их одна-единственная цель — это выживание любой ценой. Счастье у них возникает, можно сказать, опосредованно, т.е. оно воспринимается как сытость, возможность размножаться и более или менее комфортные условия, грубо говоря, возможность спать в тепле и сухости. Если всего этого недостаточно, то животное страдает. Но оно никогда не мучается какими-нибудь экзистенциальными депрессиями и не задаётся никакими вопросами. Если у него возникают проблемы, то оно просто берёт и что-то делает, чтобы их решить, если есть возможность. Если нет возможности — подчиняется обстоятельствам. А человек — это такая иезуитская система с достаточно развитым мозгом, которая получила ещё и возможность прогнозировать и предвидеть своё будущее. Животные тоже предвидят своё будущее, но не как человек. Здесь различия количественные. Человек отличается от животного не качественными характеристиками, дескать, у человека есть умение предвидеть, а у животных нет. У животных тоже есть. Но количественно они различаются, причём различаются экспоненциально, т.е. не так, что у животного предвидение на 2 единицы, а у человека на 4, а так, что у животного на 2 единицы, а у человека на 22. Или на 222. Но функция нашего мозга так устроена, что все возможности разделяет в соотношении 50х50. Как только возникает положительный вариант развития события, т.е. мы собираемся совершить какой-то поступок, мозг начинает нам подкидывать возможности — как положительные (положительная мотивация), так и отрицательные (отрицательная), т.е. то, что мы можем не получить или даже потерять, если выполним такие-то шаги. И вот тут начинается самое интересное. С точки зрения чистого сознания, негативные варианты желательно вообще не рассматривать. Но с биологической точки зрения, если человек не будет рассматривать негативные варианты, то он будет жить, как один наш знакомый, который вообще не видит картинок, что его просто может уничтожить физически. Здесь важен именно баланс. В каждом конкретном случае ты начинаешь просчитывать варианты развития тех или иных событий в зависимости от своих поступков. Этот баланс достаётся человеку не его личным опытом, а опытом его родителей. Что они в него первично заложили, то дальше он и будет повторять. Если ему заложили 50х50 — это гармоничная сбалансированная личность. Человек понимает, что в любой ситуации есть такие-то негативные варианты и такие-то позитивные. Взвесил все за и против, принял какое-то решение. Если соотношение в сторону позитива, например 60x40, 70x30, — это «счастливая личность». Если соотношение 80x20 или 90x10 — счастливая, но недолговечная личность. Мы получаем храброго пилота, который живёт очень счастливо, но недолго, потому что ведёт себя неадекватно по отношению к физическому миру. Вся сложность заключается в том, чтобы найти экстремум этой функции. Если бы эта функция была бы не экстремальной, то наша задача сводилась бы элементарно к тому, чтобы убрать полностью все негативные воспоминания и весь негативный опыт предыдущей жизни. То есть человек, например, представляет, как он делает бомбу, и неважно, что он её делает тяп-ляп, она в любом случае у него в руках не взорвётся, а взорвётся только тогда, когда он нажмёт на кнопку детонатора. Ну, это же нонсенс! Если бомбы делать тяп-ляп, то они имеют обыкновение взрываться в руках. Или «наркотики — это счастье», и при любом раскладе употребления наркоты человек видит только положительные картинки. Вот он через 10 лет такой счастливый, весь обдолбавшийся, вот он через 20 лет... а в итоге мы имеем то, что через 3 года человека закапывают. Даже такие простые примеры показывают, что функция на самом деле экстремальна. Сложность заключается в том, чтобы найти, в каком соотношении должны быть позитивные и негативные картинки и какого характера они должны быть, чем они должны отличаться. Мы представляем какой-то поступок, и сразу перед глазами возникает раскадровка. Например, идёт человек в кабак. Что там может с ним произойти? Он может там счастливо напиться, познакомиться с женщиной и встретить друзей. А может перепить, заблевать весь сортир, наткнуться на каких-нибудь гопников, встретить нехорошую знакомую, которая испортит ему весь вечер одним своим появлением, или знакомого, который подсядет на уши и весь вечер будет перед ним выпендриваться, какой он крутой. И в зависимости от этого человек принимает решение, идти ему в кабак или нет. Можно сделать финт ушами. Просто-напросто заблокировать негативные картинки и засветить только позитивные. А дальше, уповая на то, что «на всё воля господня», пойти и отжечь во все тяжкие. Хотя в большинстве случаев, наблюдая среднестатистического российского человека, мы имеем соотношение 20-30x70-80% в сторону негатива. Это вечно фрустрирующий пессимист, у которого «вся жизнь говно, бабы бляди, а солнце долбаный фонарь». Человек — это такое парадоксальное существо, что он с большей вероятностью попадает в наименьшую худшую вероятность. Если дерьмо может случиться, то оно случается. Если человек может попасть в дерьмо, то он в него обязательно попадёт. Но это всё философия. С сугубо практической точки зрения наша задача заключается в том, чтобы довести этого самого среднестатистического российского человека хотя бы до уровня 50x50. И вот это достигается элементарно тем, что утюжится негативный опыт. О чём мы и написали в этой главе. Всё это работает очень просто. Например, если девочка мастурбировала в душе, и в какой-то момент её в этом душе застали, потому что она забыла закрыть щеколду, то увидели, чем она там занимается, наорали и сказали, что «если не перестанешь так делать, руки шерстью порастут и вообще бог накажет». В результате девочка мастурбировать продолжает, но при этом у неё возникают неприятные картинки в голове. В какой-то момент мы получаем невротизированную молодую девушку, которая боится рассказывать мужчинам о своих сексуальных предпочтениях, боится быть откровенной, экспериментировать в постели и т.д. В лучшем случае — бревно, в худшем — фригидную стерву. А почему так? А потому что обстоятельства изменились, появился молодой парень, с которым у неё даже был секс, но в какое-то время ему захотелось разнообразить половую жизнь. У мальчика никаких претензий нет. Он рос в нормальной семье и вовремя начал общаться с девочками. Если он представляет, как они экспериментируют, то у него перед глазами возникают только положительные картинки. А если это представляет девушка, то у неё перед глазами возникает «это грешно, бог покарает». Она не знает, как ей будет, если они с этим парнем начнут делать разные выкрутасы в постели, но что такое социопатия и жёсткий остракизм, когда выходишь в общество и на тебя все показывают пальцем, она уже знает. Это у неё в опыте уже было. Поэтому никаких сексуальных экспериментов она не позволит, в какой-то момент парень (муж) отморозится и в результате разрушится её личная (семейная) жизнь. Поэтому задача — это не давать этой девушке ценные указания, как прекрасен куннилингус: «А что вам мешает? Осознайте свои страхи!». Когда комплекс сидит глубоко в детстве, это не работает. Надо просто отправить эту девушку в её мыслях в прошлое, причём именно в то время, когда появилась первая причина. А первая причина может быть вовсе не той, что какой-нибудь Петя в 8-м классе предложил ей что-нибудь эдакое, она не согласилась, а он рассказал об этом всему классу, и это лишний раз подтвердило, что «все мальчики — сволочи». Причиной мог послужить ещё более ранний случай, когда она мастурбировала в душе и её застала мамаша. Потому что если обработать этот момент, то в следующий раз в 8-м классе она уже согласится заняться с Петей чем-то эдаким. Следовательно, полностью удовлетворённый Петя не будет про неё ничего рассказывать. Или даже если и расскажет, то приятное она всё равно уже получила и позитивный опыт у неё уже есть. Мы имеем здоровую и психологически устойчивую личность. Что бы там невротичный Петя ни рассказывал, париться по этому поводу она уже не станет. Девушка устойчивая и её ничто по жизни не колышет. Но обычно таких мало. Как правило, мы созерцаем невротиков. А что такое невротическая личность? Это когда из множества вариантов выбираются патологически неполезные варианты развития событий. Ретроспекция детства Выполните, пожалуйста, следующее упражнение. Для этого можете взять листочек бумаги или выполнить его мысленно. Суть упражнения такова, что вам нужно представить ваше детство в ретроспекции. Можете вспоминать его с младенчества или с какого-либо момента. Во-первых, вам нужно более или менее подробно вспомнить ваше детство, а во-вторых, поделить его на какие-то определенные этапы, логические блоки. Например: 1) детский садик; 2) начальная школа; 3) средняя школа; 4) выпускные классы; 5) институт (колледж, академия); 6) работа. Далее ваша задача проставить каждому из этапов мысленную оценку. Причём ставить её нужно не по количеству социальных достижений в жизни, дескать: «В детском садике я был самым почётным и уважаемым членом, потому что у меня был самый красивый горшок, расписанный под хохлому!». Ваша цель ставить эту мысленную оценку по количеству положительных эмоций. Оценку ставить от 1 балла до 10. 1 — это самая низкая оценка. «Хреново, доктор. Общая квёлость организма». 10 — ого-го! «Я там звездел, всё получалось, всё было хорошо: женщины давали, начальник давал (зарплату), а если не давал, то я брал сам!». У кого-то этих этапов может быть 2, у кого-то и попросту 1. У кого-то 5-6, 10 и т.д. А потом нужно вывести среднеарифметический балл, т.е. какую оценку по количеству положительных эмоций, по количеству радости вы ставите своей жизни в среднем. Ещё раз хотим подчеркнуть: жизнь оценивается не по количеству социальных достижений, а по количеству положительных эмоций на единицу времени, которые вы переживаете. Грубо говоря, если у вас есть «Майбах» и вилла, тем не менее, вы не вылезаете из депрессий и не отрываетесь от бутылки, то извините. А если у вас есть и тот же «Майбах», и вилла, или нет ни того, ни другого, а вы светитесь счастьем, то ваша жизнь удалась. Сейчас у вас есть возможность подвести итог текущему этапу своей жизни. Потому что каждый из нас, так или иначе, задумывается над этим. Это упражнение нужно для того, чтобы вы концентрировали своё внимание на тех формальных просадках, которые, как вам кажется, имели место в вашей жизни, и дальше, в первую очередь, обрабатывали именно их. Эффект будет тем лучше, чем лучше будут обработаны самые глубокие просадки. Просадки в детском возрасте, проблемы с родителями, одноклассниками — о них стараются особо не помнить и не трогать. Хотя на самом деле по опыту можно сказать, что, например, обрабатываешь проблемы с родителями — автоматически начинает получаться с женщинами. Потому что психика анализирует всё общим фоном. Текущие проблемы с женщинами идут из детства и юношества, из проблем родителей. Научения копированием правильного поведения матери с отцом не было, на уровне «материнского молока» это не всосалось, поэтому у человека сейчас, во взрослом возрасте, не получается с женщинами. Счастливое детство с избытком Как-то в «Камеди-клаб» выступал кто-то из ребят, дескать, удивительный результат социальных исследований: у всех девушек первый раз — это романтическая обстановка, приглушённая музыка, свечи. Потом опросили парней, выяснилось, что первый раз это было в лифте, на попойке, в лесу, в машине около помойки, в подъезде. В свете этого возник вопрос: с кем же тогда девушки в первый раз?:) В откровенном разговоре, особенно под градусом, обычно выясняется, что «два пьяненьких подростка, один был совсем никакой, а другой более или менее. Тут ещё подруга сказала: "18 лет, пора уже! Пора!". Он, конечно, меня больше подавил и помял, чем доставил удовольствие, но тем не менее...». На самом деле мы помним события не такими, какими они были на самом деле! И даже когда мужчины говорят, что «на пьянке, на гулянке», они просто меньше врут, т.е. если мужчина говорит, что это было на гулянке, скорее всего, это было в машине на помойке. Если говорит, что в машине на помойке, то это было на самой помойке. Человеческая память удивительная, и парадокс заключается в том, что мы помним не реальные события. Мы помним наше эмоциональное отношение к каким-то реальным событиям, в свете чего появляются отмазки задним числом, т.е. те выводы и те картинки, которые возникают на основании наших эмоций. Для мозга нет разницы между воспоминаниями о событиях, которые реально имели место быть, и воспоминаниями моделированными. Ваше нынешнее поведение и ваше будущее поведение строится на основе общего эмоционального фона, который, в свою очередь, вытекает из воспоминаний. Принцип «Никогда не поздно иметь счастливое детство!» подразумевает под собой, что даже если формально что-то было не так, то никогда не поздно всё это «перевспомнить», и сделать не просто «ну и хорошо, господь терпел и нам велел», а именно с помпезностью, с шиком, с шармом, с обаянием, чтобы вы родились — и салют по всему земному шару. Вплоть до этого! И получается так, что ваше нынешнее и будущее поведение формируется таким образом, что поступки, действия и эмоциональное состояние строятся уже из новой сформированной вами картины прошлого. Не обязательно догаллюцинировать до того, что вы действительно забудете своё реальное прошлое и станете считать себя Наполеоном. Для вас важен эмоциональный фон! А эмоциональный фон строится на основании каких-то очевидных критериев, т.е. картинок, действий и ощущений из прошлого. Если вы создадите и переживёте эти ощущения в прошлом, то для вас они формально станут реальными, т.е. такими же реальными, как действительно имевшие место быть события. И дальше ваше поведение уже формируется сообразно новым обстоятельствам. История из нашей практики: Вот откуда всё это берётся! Обрабатываются критические моменты — всё «волшебным» образом изменяется! Потому что все эти узлы в подсознании убираются. Существуют критические реперные точки, как их ещё называют, «точки невозврата», после которых жизнь кардинальным образом улучшится. Если мы обработаем одну точку, жизнь улучшится. Если обработаем две — жизнь полегчает ещё сильнее. Задача заключается в том, чтобы, как минимум, обработать наиболее ключевые точки, а лучше энное количество, т.е. набрать критическую массу. После определённой критической массы обработки прошлого жизнь кардинально меняется. Причём обрабатывать нужно с избытком! Не просто «воспитательница не ругала», «папа достал меч» и «дети не заметили», а «воспитательница улыбалась», «папа вышиб с ноги, был десантником», «дети аплодировали с фейерверком». На большой минус наложили большой плюс. Не жопьтесь на себя в воображении! Не жадничайте! Чтобы с гарантией в результате получился положительный вариант. Не просто сравнялся в ноль, а именно стало заведомо лучшее отношение к жизни. Вот тогда эта техника работает! Почему и называется «счастливое детство с избытком». Рисунок 2 Переходим непосредственно к упражнению. На наиболее критических моментах, которые вы вычленили в результате предыдущего упражнения, выполняете эту технику. Удобно садитесь в кресло или на стул, закрываете глаза, отправляетесь в воображении в своё прошлое и переживаете ситуацию от первого лица так, как бы вы хотели, чтобы она была. Этапы, которые вы вычленили в своей жизни, делятся на конкретные события. Конкретика есть всегда, просто в каких-то случаях она задавлена и человеку кажется, что плохим был общий фон. Если начать рассматривать дискретно каждый этап, то конкретные моменты вычленятся. Какие-то незаметные слова матери, мельком брошенные слова троюродной тёти и т.д. Когда начинаешь выполнять эту технику, вначале обрабатываешь те моменты, которые помнишь, а потом начинают вспоминаться остальные. В психике всё цепляется одно за другое. Постепенно эта цепочка выстраивается, у вас начинают возникать, казалось бы, забытые воспоминания и образы из детства. Ситуация раскладывается на дискретные узелки. Подойдите к этому упражнению архиответственно, потому что это одно из ключевых упражнений! Лечение застарелых недугов Упражнение: Пусть это будет гипертрофированно! Никто не говорит, что это должно быть абсолютно правдоподобно. Пусть даже в некотором роде смешно. Главное, это должно быть диаметрально противоположное! Вы меняете негативные картинки на позитивные. Негативную картинку поменяли — и уже возникло позитивное ощущение. И вы наслаждаетесь этим позитивным ощущением. Если убеждения сидят глубоко, то вот так сразу их изменить не получается. В этом случае вы оставляете эту негативную картинку, просто-напросто её затираете и потом представляете себе картинку, которую хотели бы видеть. Просто статичную картинку. Если вас ругали, отчитывали, читали мораль, называли всякими неприятными словами, и при этом мимика была негативная, то вы не пытаетесь сразу всё это в движении изменить и услышать что-то позитивное. Вы просто эту картинку останавливаете и лепите ту картинку, которую вам хотелось бы видеть. Вы её лепите не оголтело, т.е. не во что бы то ни стало. Не пытайтесь делать это натужно. Не пытайтесь «перебороть» одни зрительные образы другими. Здесь важно расслабиться. Если что-то не получается, вы открываете глаза, некоторое время занимаетесь чем-то отвлечённым, потом думаете как должна выглядеть положительная картинка. В тот момент, когда вы расслабленно смотрите на эту позитивную картинку, она начинает «проявляться». Цвета становятся ярче. Картинка приближается. Появляются какие-то мелкие детали. Идёт «проявка». Вы ни в коем случае не форсируете этот процесс. Вы просто сидите и ждёте, и в какой-то момент вашего ожидания эта картинка начинает двигаться. Начинают двигаться персонажи, появляется раскадровка, которая из диафильма превращается уже в полноценный фильм. А дальше появляются звук и кинестетические ощущения, т.е. вы примеряете на себя образ этой картинки. Необязательно углубляться в самое раннее детство и искать самый первый исток. Особую роль играет даже не первый негативный опыт, а первый яркий негативный опыт. И обычно он имеет тенденцию всплывать в первую очередь. Поэтому обрабатывайте вначале самые торчащие гвозди. Они, как правило, легче всего и вылезают. Всё дерьмо в жизни случается из-за того, что много контрпрограмм. Когда у человека в жизни нет контрпрограмм, которые взаимно исключают друг друга, процессов, которые конфликтуют между собой, то любая деятельность приносит результат быстро и надёжно. Результат быстро и надёжно не получается, когда происходит ментальное коноёбство. Человек совершает какие-то формальные действия, и даже общение у него нормальное, но в мышлении он как-то себя блокирует. Для того чтобы снять эти мыслительные блоки, и выполняется это упражнение. Или, например, произошёл какой-то негатив. Нахамила хабалка-продавщица в магазине. Вы осознанно понимаете, кто она такая и что это ерунда, но осадочек остался, негатив попал в мозг. Начинается накрутка. В этом случае просто закрывайте глаза и представляйте, как этот человек просит у вас прощение. Причём до слез! Во всех негативных ситуациях, когда вас кто-то обидел, представляйте, что этот человек просит у вас прощение! Валяется в ногах и слёзно просит прощение! Если же вы сами сделали что-то, что вам не понравилось, то просите прощение у самого себя! Тут такой момент, что нужно просить прощение до катарсиса, до слёз! Искупаться в этом катарсисе, чтобы пропёрло! Вот когда пропрёт, тогда, как показывает практика, исчезает самобичевание и появляется облегчение. Обработка сильных негативных моментов Формально эта техника называется «техника визуально-кинестетической депривации и сенсорной десенсибилизации». Но между нами, девочками, мы её называем «грузинский фильм». Эта техника предназначена для обработки иррациональных сильных страхов, фобий и прочих маний. История про подключичные крючья: То есть если имеются какие-то моменты, которые неприятны и очень болезненны, то суть заключается в том, что мы дистанцируем себя от того образа, который нас травмирует. Если в предыдущем упражнении мы представляли всё от первого лица и обрабатывали несильно травмирующие моменты, то сейчас будем делать по-другому. Человек, как обычно, садится поудобнее на стул или в кресло и начинает представлять, как он сидит в кинотеатре и смотрит фильм о себе самом. Та девушка с ключицами сидела в кинотеатре и смотрела фильм со своим участием. Её спросили, как называется фильм. — «Подключичные крючья». Название должно придумываться реально страшное! Не просто «крючочки», жанр — ужасы. Не просто триллер, а ужасы, horror. Дальше мы смотрим этот фильм. Чёрно-белый. Это важно! События разворачиваются. Девушка приходит «на фуршет» в общаге, они гудят, дальше на сцену выходит этот товарищ, оголяет ключицы, девушка на это смотрит, он начинает там шевелить пальцами. Девушка уже падает в обморок, и в этот момент кино останавливается. Дальше включается весёлая музыка, картинка замирает, становится цветной, и плёнка быстренько отматывается назад, т.е. парень убирает руки, надевает рубашку, отходит назад, девушка тоже отходит назад. Это всё просматривает задом наперёд, как в обратной перемотке. Вплоть до того, что её приглашают «на фуршет». Закончили это представлять, открываете глаза, 10 секунд сидите, потом опять закрываете, снова в кинозал, чёрно-белый экран, и опять вплоть до того момента, как парень оголяет ключицы. Потом опять обратная перемотка. И так продолжаете до тех пор, пока не начнёте смеяться или пока вас это занятие не достанет. Если надо, смотрите и 20, и 30 раз и т.д. Поэтому и называется «грузинский фильм» — новых фильмов не завезли:) После того как из зала смотреть на всё это вам стало фиолетово, начинаете смотреть в 3D кино, т.е. от первого лица. Первый раз увидели, как парень оголил ключицы, охота бухнуться в обморок, стоп, цветная картинка, весёлая музыка, перемотка назад. Потом всё заново. И так опять до тех пор, пока не достанет или не станет смешно, 15-20 раз. Первый раз выполняете медленно. На один просмотр может уйти 3-4 минуты. С каждым разом всё быстрее и быстрее. Потом остаются только реперные точки: приглашение на фуршет, сидим, выходит товарищ, стоп, перемотка, открыли глаза, закрыли, кинотеатр, приглашение, сидим, товарищ, стоп, перемотка и т.д. Если у кого-то очень сильно травмирующая ситуация, то в классике жанра рекомендуется вначале смотреть из будки оператора на себя, сидящего в зале и смотрящего фильм на экране. Потом уже в зале, а потом от первого лица. Если травмирующая ситуация длится долго, то выбирайте самый травмирующий момент. Мы на самом деле не знаем, сколько он там шевелил пальцами под ключицами. Может, он их потом вообще выломал, брюхо себе вскрыл, кишки вытащил и на кулак их намотал, как кабель. Мы не знаем. Мы просматриваем ситуацию до травмирующего момента, когда раз — и обморок. Когда начинается трэш и horror, мы делаем стоп-кадр и отматываем назад. Нас интересует момент до начала трэша и horror-a. Хорошим признаком правильно проделанной работы является то, что на выходе получается такое состояние, как будто «камень с души свалился». После этого больше не надо обрабатывать ситуацию. Это то же самое, что пытаться «дополировать» зеркально отполированную поверхность. Технология нуль-переходных состояний Эта техника направлена на те ситуации, когда вам необходимо контактировать с какими-то неудобными для вас людьми, которые вас не сказать что раздражают, но коробят и вызывают дисбаланс в психике. Как быть в этом случае? Рационально это не постигается. Вроде бы человек адекватный, вроде бы он ведёт себя нормально, но, что называется, вы находитесь с ним на разной волне и он вызывает у вас лёгкую идиосинкразию. Жизнь так устроена, что биологические формы подавляют друг друга. Родители очень часто заводят детей из каких-то собственных чисто эгоистических побуждений. Вы ничем не обязаны своим родителям! Потому что очень часто так бывает, что родитель говорит: «Я тебя вырастил(а), а ты даже на ту работу не устроишься, на которую, я хочу, чтобы ты устроился!». Это на самом деле ещё не самая маразматичная из тех реплик, которые иногда выдают родители. Вы родителям ничем не обязаны! Это был их жест доброй воли — вас родить. Это пагубное убеждение — считать, что «если я тебя родила, то ты мне должен». Вы ничего никому не должны! Учитесь жить для себя. Это самое важное и главное умение. Это самый важный навык. Это старт для того, чтобы появились и радость, и счастье в жизни. Жизнь только тогда становится в радость, когда реализуются исключительно свои цели. Поэтому здоровый эгоизм — это хорошо. Мы не хотим, чтобы вы испытывали агрессию по отношению к родителям. Многие думают, что самый страшный период — это когда родители гнобят, не дай бог. Страшнее следующий период — когда перестают гнобить, и тут все те внушения, которые прессовались долгие годы, начинают выливаться наружу. Далее идёт период, когда, наоборот, родители начинают нуждаться в вашей помощи. Это сложный период уже для родителей. Человек, который всю сознательную жизнь воспринимал вас как ребёнка, за которым надо ухаживать, которым надо управлять, направлять его, до сих пор чувствует груз ответственности за вашу жизнь. И тут вдруг до него начинает доходить, что уже он по отношению к вам является маленьким ребёнком, немощным, старым и больным существом, которое нуждается в вашей опеке. Окончательное прозрение наступает тогда, когда родители уходят из жизни, и вы понимаете, что те люди, с которыми вы вначале боролись, были наиболее близкими вам. Да, они были где-то неправы, перегибали палку. Это происходит потому, что они чувствуют груз ответственности за ваше поведение. Если вы будете вести себя как-то неправильно и, не дай бог, с вами что-то случится, родитель не может понять, что не он в этом виноват, что существо, находящееся рядом с ним, уже давно взрослое. Родитель будет винить в том, что случилось, лично себя. Мудрые родители дают возможность ребёнку себя «победить». Именно тогда процесс взросления происходит наиболее естественно, адекватно и как по маслу. Что касается борьбы с родителями, она заканчивается в тот момент, когда вы полностью и окончательно показываете им, что можете жить абсолютно самостоятельной жизнью, а именно — обеспечивать себя питанием, жильём и заботиться о себе. Вот тогда все вопросы, касающиеся вашего контроля, снимаются сразу. Если вы хотите, чтобы у вас было меньше эмоциональных зацепок на попрекание, то делается это очень просто. Суть упражнения, на самом деле, простая. Для того чтобы сработала какая-то эмоция, которую мы хотим «посадить» на конкретное действие, явление, человека или образ этого человека в нашем сознании, бесполезно резко пытаться поменять минус, т.е. отрицательное эмоциональное состояние, на положительное. Так не получится. А чтобы получилось, обязательно надо вести «через ноль». Рисунок 3 Есть люди, у которых каким-то образом получалось сразу перевести минус в плюс. Но эффект такой длится недолго. Проблема заключается в том, чтобы каждый раз, видя этого человека или попадая в какую-то ситуацию, снова активизировать все эти ресурсы. Поэтому единственный правильный выход — это сначала сделать так, чтобы отрицательная эмоция сменилась на безразличие, т.е. вывести ситуацию в ноль, и только после этого начинать поднимать эту ситуацию уже на положительный уровень. Итак, ваша задача — вспомнить человека, который вам абсолютно безразличен. Отношение индифферентное, никаких эмоциональных зацепок. Затем нужно конкретно представить картинку с этим человеком, определить, где она находится: справа, внизу, слева, наверху. Например, она находится на расстоянии полутора метров, картинка нечёткая, размазанная. Он весь такой понурый и вялый, всё в серых тонах. Зафиксируйте образ этого человека. Например, эмоционально значимый для вас человек представляется в ярких, жёлтых тонах. Картинка была контрастной, находилась слева внизу. Этот человек что-то вам кричал и доказывал, т.е. находимся в движении. Эта картинка была со звуками. А потом представляем его в субмодальностях (параметрах картинки) незначимого человека, т.е. на расстоянии полутора метров, нечётко, размазанно, в серых тонах представляете лицо и фигуру уже эмоционально значимого человека. И потом какое-то время, буквально несколько секунд, удерживаете в себе этот образ, затем расслабляетесь. А образ остаётся в этих субмодальностях. Если вы всё это хорошо представили — сначала незначимого человека, потом значимого, удерживали образ, незначимый «влился» в значимого, — то достаточно одного раза. Эта техника работает в оба конца. Можно как повышать значимость человека, так и понижать. Если вы к какой-то (какому-то) женщине/мужчине испытываете такое влечение, что не можете с этим совладать, то применяете технику наоборот. Ребёфинг Традиционно ребёфинг — это американский источник для российской холотропной терапии. Это когда человек дышит — и у него освобождаются перинатальные матрицы. Но речь сейчас не об этом. Речь идёт о том, что для абсолютного большинства людей любые стрессогенные ситуации связаны в первую очередь с ощущениями в теле. А на ощущения в теле легче всего повлиять, изменив рисунок своего дыхания, т.е. таким образом можно обрабатывать какие-то зажимы и сдавленность в теле. Грубо говоря, заходя в кабинет к начальнику, нужно 3 раза глубоко вдохнуть и после этого войти и бодрым голосом сказать: «Иван Иваныч, не будете ли вы так любезны поднять мне зарплату на 150%?». Интересный момент заключается в том, что так можно обрабатывать не только ситуации, которые произойдут в будущем, но и ситуации, которые были в прошлом. Например, у вас в прошлом была какая-то травмирующая ситуация, её надо обработать, но не получается сделать это, удерживая образы. В этом случае проще всего сделать так. Подышать секунд 30-60 интенсивно, т.е. вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Мы говорим не о традиционной холотропке, где дышат и 10 минут, мы говорим о начальных вдохах и выдохах, которые длятся несколько десятков секунд. После этого возникает небольшое кислородное опьянение и немного кружится голова. В этот самый момент вы представляете какую-то картинку из прошлого, человека, ситуацию, какое-то воспоминание и держите этот образ в голове до тех пор, пока он не аннулируется. Удерживаете образ буквально 5-10 секунд, и отношение к нему меняется. Место силы После удачно сделанного дела (вы познакомились с девушкой, начальник повысил вам зарплату, удачно выступили перёд большой аудиторией) якорите это состояние, т.е. попросту удерживаете в себе! Вы не «разбрызгиваете» полученное состояние, не пишите об этом в Интернете, не рассказываете друзьям; вы просто тихо, никому не говоря ни слова, это состояние якорите. Бывает так, что вас прямо подмывает похвастаться перед кем-нибудь и поделиться своими положительными эмоциями, поговорить о том, какой вы крутой, на какую крутую работу вы устроились и какую классную девушку закандили или даже какого классного пива попили и как вам после этого было хорошо! И вот каждый раз, когда вас подмывает поделиться своей радостью с окружающими, — вы не делитесь этой радостью, а просто якорите это состояние. Каждый раз! На одно место. И каждый раз, когда у вас возникает сходное состояние — боязнь той же девушки или начальника, — вы активизируете тот позитивный якорь, который вы себе поставили в предыдущем опыте. На то, чтобы каждый раз вспоминать, как какой-то предыдущий опыт закончился успешно и приятным моментом, требуется время. Поэтому вместо этого вы каждый раз просто активизируете предыдущий позитивный якорь. И как только исход события развился для вас положительным образом, вы снова подкрепляете этот позитивный перманентный якорь. Технология перманентного якоря очень хорошо работает. Вы каждый раз не «расплёскиваете» позитивную энергию, а просто втихаря якорите на будущее. И каждый раз, когда возникает похожая ситуация, в которую надо вкачать ресурс, вы активизируете предыдущий позитивный перманентный якорь. Или другой вариант. Когда вы находитесь в ресурсе, когда вы радостны, пребываете в благодушном настроении, то можете прибывать в «место силы» и откладывать там ресурсы про запас. Это всё, конечно, происходит в воображении. И вот когда у вас всё «не комильфо», общая квелость организма, наезжает начальник или проблемы с родителями, вместо того чтобы тратить свою энергию на спор с окружающими и перебарывание себя, имеет смысл просто представить себе это место силы, прийти туда, взять там какой-то необходимый ресурс и вернуться обновлённым. Возможно, в этом месте силы вам будут являться какие-то волшебные, сказочные существа. Можете с ними поговорить. Это вы сами на самом деле. Просто с персонифицированными сущностями проще общаться, потому что человек так устроен, что мыслит образами и персонами. Просто просить: «великое бессознательное, дай мне силы, дай мне радость, дай мне возможность» можно, но для большинства людей проще обращаться к каким-то персонажам. Можно просить совета, рекомендации. Советы могут даваться как вербально, т.е. этот персонаж будет что-то вам говорить, так и невербально, т.е. какими-то образами. Иногда начинает плыть и видоизменяться обстановка, в результате находится ответ, или вообще какая-то задача меняется «чудесным образом». Иногда просто приходит сообщение: «да не парься, всё у тебя будет, всё у тебя получится», потом вдруг появляются нужные люди, нужные явления и события в вашей жизни. Короче говоря, суть в том, чтобы представить какое-то место, которое будет для вас символом общения с бессознательным. Это может быть воспоминание из детской сказки, из какого-то фильма. Некое воображаемое место, где вам по умолчанию будет хорошо, комфортно, радостно и безмятежно. Ключевым критерием нахождения этого места является безмятежная радость и покой, который вы испытываете, находясь там. С помощью этой техники вы можете напрямую общаться и получать ресурсы от своего бессознательного, не совершая никаких внешних действий. Работа с субмодальностями Есть такое понятие «модальности». Их всего 3: визуальная, аудиальная и кинестетическая. Густаторная (вкусовая) и ольфакторная (обонятельная) входят в кинестетическую. Существует ещё так называемая digital-модальность, по-другому — пустая модальность. Так называемые дигиталы — это задавленные с детства кинестеты. Вы вряд ли встретите ребёнка-дигитала, который может сказать: «Вы понимаете, надо мной довлеют два категорических императива». Визуальная, аудиальная и кинестетическая модальности — это нечто, что имеет объективное существование во внешнем мире или внутри нашего тела, т.е. какие-то представленные ощущения, звуки, обоняние, осязание, вкус, картинки перед глазами, то, что реально существует. Digital — это то, чего на самом деле нет. Вы же понимаете, что «категорического императива» в мире на самом деле не существует. Вы его хоть раз видели, слышали или, может, пробовали на зуб? Категорический императив — это понятие, придуманное людьми. Дигиталы — это люди, живущие по таким абстрактным понятиям. Суровые дигиталы 90-х:)) Наверняка многим знакома связка терминов «программы-подпрограммы», «программы-выполняемые функции» или «программы-операторы». Так вот, «модальности-субмодальности» — это то же самое. Это не более чем иерархия. Любую модальность можно разделить на какие-то подклассы и подпункты, из которых она складывается. По-другому, модальности — это каналы поступления данных. Визуальный, аудиальный, кинестетический и digital (пустой) каналы. И эти каналы восприятия делятся на подканалы, на «потоки». Визуальный: цветность, яркость, направление, объём, движение, размер, контрастность, ассоциированность... Аудиальный: громкость, резкость, тон, ритмика, шум—тишина, направление, чёткость... Кинестетический: локализация, температура, давление, щекотка, легкость, зуд, покалывание, парение (чувство лёгкости), шершаво—гладко, сухо—мокро... Подсознание не понимает никаких понятий. Подсознание понимает образы. Эти образы можно разложить на какие-то составляющие. Эти составляющие и есть субмодальности. Субмодальности — это то, как на самом деле люди воспринимают окружающий мир. Ребёнок до определённого возраста не знает этих понятий. Он не видит границ и форм. Он видит переходы цвета. Он видит некое пространство, которое слегка выпирает, перемещение световых потоков, и в результате получается какой-то образ. Простой пример. Вы можете закрыть глаза и представить себе апельсин. Есть те, кто никогда не видел апельсин?:) Закройте глаза и опишите его: как он представляется, целиком или разрезанный? Какого он цвета? На каком расстоянии от лица он располагается? По центру или где-то сбоку? Это контрастное изображение или размытое? Это просто апельсин или за ним есть какой-то фон? Фон (если есть) какой, насыщенный или нет? Апельсин двигается или висит неподвижно? Вы присутствуете на этой картинке или видите её от первого лица? По визуальной модальности всё. Теперь аудиальная: там вообще есть какие-то звуки? Вам, наверняка, кажется, что нет?:) А ведь если на него надавить, он будет пшикать! Он вообще громко пшикает? Вы на него ритмично надавливаете или хаотично? Там фоном присутствуют какие-то звуки? Кинестетическая: какие вы испытываете ощущения, когда его трогаете? Вы чувствуете запах апельсина? Есть ли какие-то ощущения в теле в момент, когда вы трогаете этот апельсин? То есть получается, что апельсин на самом деле вовсе не «апельсин», а, например, нечто оранжевое, что находится на уровне глаз, достаточно шершавое, обладает кислым вкусом, если его потрогать, то оно попшикает, это нечто висит на фоне какого-то чёрного космоса, слегка вращается вправо, достаточно контрастное, располагающееся по центру, а не где-то по сторонам, и на расстоянии 5 см. от переносицы. Так будет у одного человека. У другого уже будет немного (или много) по-другому. У кого-то почищенный и дольками, располагается низко, лежит на столе мутного цвета. У другого человека ещё как-то. По «понятиям» апельсин один. Но для каждого отдельного человека он кодируется какими-то своими картинками, звуками и ощущениями. Кто-то его трогает, кто-то нет, кто-то откусывает, кто-то нет, для кого-то он кислого вкуса, для кого-то сладкого, кто-то ощущает гладкую кожуру, кто-то шероховатую и т.д. Сколько людей, столько и представлений. Все эти визуальные, аудиальные и кинестетические якоря ведут к какому-то логическому выводу. Причём этот логический вывод делается не на уровне «нравится — не нравится», просто у кого-то от представления того же лимона выделяется слюна, а кого-то передергивает, возникают мурашки и оскомина. Визуальное и аудиальное представление или воспоминание рождает какую-то определённую кинестетику общего плана, на основе которой рождается этот самый вывод «нравится — не нравится». «Нравится — безразлично — не нравится» Сейчас ваша задача — взять некоторые области: еда, профессиональная деятельность, общение с противоположным полом, хобби, отдых, чтение газет, компьютерные игры, — а потом вычленить для себя какие-то общие критерии, по которым вы определяете, нравится вам это нечто или не нравится. Если они будут сильно различаться, например, в отношении пищи и в отношении работы, то можете их выписать отдельно. Должно быть как минимум 3 колонки, т.е. визуальные, аудиальные и кинестетические критерии, по которым вы можете сказать, что вам нравится, и критерии, по которым вы можете сказать, что вам не нравится. Например, по поводу еды: Нравится: выделение слюны, усиление и обострение обоняния и вкуса. Не нравится: мурашки на правой лопатке, пило-эрекция (вставание волосков), напряжение челюстных мышц. То есть вам нужно задать себя вопросы: по каким внутренним критериям вы определяете, что что-то из еды вам нравится, а что-то не нравится? По каким внутренним критериям вы определяете, какие книги вам нравятся, а какие нет? По каким критериям вы определяете, что из списка умозрительных работ вам нравится, а что нет? Задача — сконцентрироваться на ощущениях и их различиях. Как правило, критических субмодальностей «нравится — не нравится» не бывает много, в среднем 1-3. Такого, что субмодальность вообще не различается, не бывает, это значит, что плохо искали. Подойдите к этому упражнению очень серьёзно! Субмодальности «нравится — не нравится» рекомендуется вычленять, знать и понимать очень хорошо, на уровне одного вдоха. Потому что если у вас нет хорошо вычленяемого и понимаемого триггера на осознание того, нравится вам процесс или нет, вы рискуете жить не своей жизнью, т.е. вы рискуете постоянно попадать под чьё-то влияние, быть зависимыми от окружающих, от социума, от слов «надо» и «должен». Проблема здесь даже не в том, что вы по факту становитесь зависимыми, потому что все люди так или иначе в какой-то мере от кого-то зависят — кто-то от родителей, кто-то от государства, кто-то от УК и т.д. Проблемы начинаются тогда, когда эти зависимости приносят неприятности, разочарование и переживания. Итак, вы сейчас определили субмодальности «нравится — не нравится». Теперь таким же образом определите субмодальности безразличия, по каким визуальным, аудиальным и кинестетическим критериям вы определяете, какие предметы, люди и действия вам безразличны. Очень удобно оформить субмодальности «нравится — безразлично — не нравится» в виде таблицы 1. Нравится Безразлично Не нравится Виз. Виз. Виз. Ауд. Ауд. Ауд. Кинест. Кинест. Кинест. Ключевая субмодальность Ключевая субмодальность Ключевая субмодальность Таблица 1 Вы вычленили все субмодальности, включая ключевую, и что дальше с ними делать? У вас теперь есть инструмент, с помощью которого вы можете, например, сделать из человека, который вам не нравится, — нравящегося. Или если у вас есть допекающие родители, и вы знаете ведущую субмодальность «не нравится» и субмодальность «безразлично», то этих близких людей, с которыми вы часто контактируете (не только родителей) и которые вас напрягают, можно представлять в субмодальностях «безразлично». Почему именно «безразлично»? Потому что если вы перепрограммируете образ этого человека в субмодальность «нравится», то вы будете к нему тянуться. У вас к нему отношение изменится. Но отношение изменится только у вас, и это не гарантирует того, что у него к вам тоже изменится отношение. И получится: «я к ней с цветами, а она мне цветочным горшком по башке». Чтобы не получилось такой ситуации, людей, которые вас достают и цепляют, лучше и логичнее программировать в субмодальностях «безразлично». На самом деле субмодальности — это крайний вариант. Есть более простые техники для улучшения жизни. Субмодальности — это непосредственное вмешательство. Это всё равно что с отвёрткой и паяльником лезть в процессор. Если есть возможность устранить неполадки программными средствами, то лучше не лезть с паяльником и отвёрткой в процессор заменять микросхемы памяти. История: «Верю — знаю — убеждён» Под термином «верю» подразумевается некое представление, что нечто есть так. Без любых попыток это обосновать. Вера — это нечто иррациональное. Например, «я верю в любовь с первого взгляда!» или «в правое дело мировой революции». «Верю» — это уверенность в том, что «такое где-то бывает, может быть, даже будет со мной». Но поскольку есть «может быть», то априори примешивается сомнение: «а может, и не будет». Под термином «знаю» подразумеваются полученные из достоверного источника данные, про которые мы думаем, что они обоснованны. Знания обычно формальные. «Знаю» — это «я знаю, что это закономерно, как минимум, в 50 процентах случаев это бывает, и вполне возможно что это случится со мной в скором будущем». На уровне «знаю» ставятся уже какие-то временные рамки, дескать, «я знаю, что это достигается примерно за такое время» Под термином «убеждён» понимается: «Я сам смогу, это обосновать!» (личный опыт, так всегда происходит и т.д.) Убеждённость всегда личная. «Убеждён» — это когда вы на уровне ощущений можете сказать: «а что, разве по-другому может случиться?» Есть такой парадокс веры: «Сильно хочу, а значит, не особо верю, что получу». То, что сильно хочешь, как правило, не происходит. Дело заключается в том, что в субмодальностых представлениях моменты «верю — знаю — убеждён» между собой перекрываются, отсюда возникает такой момент: «хочу, но не верю». Этот парадокс разумно не постигается и разумно не решается. Единственный способ его обойти — это представить в субмодальностях иррациональной веры. Как работать с такими корневыми моментами, которые внедрены извне и постоянно вредят человеку? С логическими конструкциями, полученными от кого-то? Ладно, если они выдуманы самим человеком. Это свой жизненный опыт, на него ещё как-то можно повлиять. Самый авторитетный голос для человека — это голос его родителей. Причём авторитет этот не на уровне «родитель сказал — ребёнок сделал». Речь идёт о том, что любые внушения, сказанные родительским голосом, будут приниматься к выполнению без обсуждения. Эти внушения идут прямиком в бессознательное. Вы можете логически сопротивляться, говорить, что всё равно будете поступать по другому, но может получиться даже так, что ребёнок, когда вырастет, со своими детьми будет поступать точно так же, как его родители поступали с ним. Это напряжение и давление не обязательно могут быть от родителей. Если тот же начальник попал вам в субмодальности авторитетного человека, если вы сами накрутили и запрограммировали его на авторитетность, то когда он вам что-то говорит, вы даже можете ему сопротивляться, но проходит какое-то время, и эти инструкции начинают срабатывать. Это стандартный эффект внушений. Внушения срабатывают не сразу, а через какое-то время. Вспомните набор неправильных (неполезных) убеждений, которые вам были внедрены. Например: «деньги — это грязно», «если ты не получишь красный диплом, будешь дворником». Откуда, например, берутся неконтактность, необщительность, аутичность, социофобия, социопатия, боязнь заговорить с человеком, просто начать коммуникацию? Это появляется не во взрослом возрасте! Первопричина этого в том, что родители вам говорили: «с незнакомыми не разговаривай, незнакомцы — это опасно!». Или можно наблюдать ситуацию, когда ребёнок подходит к человеку, тут подбегает мамаша и начинает верещать: «Ой, что ты подходишь к дяде, сейчас тебя дядя украдёт, заберёт и продаст!». Казалось бы, ерунда полная, но это откладывается в детском подсознании, и социофобия обеспечена. Перед тем как обрабатывать такие убеждения, для себя выпишите по одной-две вещи, в которых вы убеждены абсолютно. Например, в том, что вы каждый день чистите зубы. А потом анализируете эту картинку и описываете её двумя-тремя ведущими субмодальноетями. Выписываете ведущие субмодальности того, в чём вы убеждены. По каким ключевым субмодальностям вы понимаете, что это действительно так, что это ваше корневое убеждение? Например, образ, в котором вы не убеждены, плывёт. А в чём убеждены — это такая стенобитная картинка, которую можно даже пытаться подвинуть, но она возвращается на место. Итак, вы определили субмодальности того, в чём вы убеждены. Теперь определите и выпишите субмодальности того, в чём вы сомневаетесь. Например, вы сомневаетесь, пойдёт ли завтра снег, т.е. на улице зима, снег пойти может, а может и не пойти. Далее определитесь с субмодальностями «не знаю». Первая ваша корневая задача — это пройтись по этой цепочке и протащить по ней какое-то своё убеждение: Убеждён → сомнение → не знаю. То есть переделать, например, убеждение «с незнакомыми разговаривать опасно» из субмодальностей «убеждён» в субмодальности «не знаю». Ещё раз. «Завтра я включу компьютер». Вы в этом убеждены. Описываете эту картинку и какие по этому поводу испытываете ощущения. Далее. Сомнение. «Пойдёт ли завтра снег?». Представляете себе эту картинку. Не знаю. «Есть ли жизнь после смерти?». Получаете субмодальности «не знаю». После этого вы представляете убеждение, которое мешает вам жить. Если оно сразу попадает в субмодальности «убеждён», перетаскиваете его в «сомнение». Если не попадает в субмодальности «убеждён», то туда его засовывать не надо! Сразу начинаете «сомневаться», потом перетаскиваете в субмодальности «не знаю». Ваша задача — понять, как вы дифференцируете, в чём разница между убеждённостью, сомнением и незнанием. Это тонкие вещи, но они нужны. После того как вы расшатали и аннулировали такое неполезное убеждение, что «знакомиться на улице опасно», вы уже не знаете, действительно ли это опасно или на самом деле не опасно. В этот момент вы делаете логический скачок с минуса на плюс. Когда вы расшатали старое неполезное убеждение, внедряете в подсознание новое и полезное убеждение. Это не значит, что «нужно подходить к каждому человеку и доставать его своими вопросами», это значит, что, например, «знакомиться на улице хорошо» или «спрашивать что-то у незнакомых людей нормально». И после этого вы прогоняете это убеждение по следующей цепочке: Верю → знаю → убеждён. Начинаете с субмодальностей «верю». Засовываете туда убеждение «знакомиться на улице хорошо». После того как вы там «обжились», спрашиваете себя: «верю ли я в то, что знакомиться на улице хорошо?» — «да, верю». Так же, как вы верите, например, в любовь с первого взгляда, теперь вы верите, что знакомиться на улице приятно, а подойти у кого-то что-то спросить — нормально. Потом начинаете протаскивать убеждение в субмодальности «знаю». Тут берите что-то из разряда академического знания, например, субмодальности того, как вы убеждены, что «квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов». И представляете в этих субмодальностях то, что «знакомиться на улице хорошо». Ну и последний шаг — это представить, что «знакомиться на улице хорошо» в субмодальностях «убеждён». Всё, на этом этапе вы изменили своё неполезное убеждение «на улице знакомиться опасно» на полезное убеждение «на улице знакомиться хорошо». Мотивация на произвольные цели (техника субмодальностного переноса) Эта техника применяется, если у вас есть какая-то цель, но нет нужной мотивации. Уже обработали и страх перед женщинами, и страх перед работодателем, и вообще все страхи, но особой мотивации в жизни не появляется. Сильно ничего не радует, не мотивирует, особо ничего не хочется. Неплохо вроде бы и заняться спортом, неплохо и повысить зарплату в 3 раза, но вместо этого проще выпить сиську «белого мишки». Если нечто, как вам кажется, надо и неплохо было бы сделать, но вы не делаете, то имеет смысл выполнять следующую технику. Вначале представляете себе деятельность, которая приносит сильное удовольствие, — выпиливать лобзиком, ходить в баню, есть персики. Вы садитесь, расслабляетесь и представляете это действие детально от 1-го лица, т.е. своими глазами, своими руками и своим ртом, и после того как вы испытали катарсис, момент счастья, вы проковыриваете в этой картинке маленькую дырочку, в которую заглядываете одним глазом и смотрите на самого себя, как вы делаете то действие, на которое у вас не хватает мотивации. То есть вам нравится есть персики, вы представляете, как вы их едите, получаете от этого удовольствие, потом вы проковыриваете в этой картинке дырочку и видите там, например, как вы плаваете в бассейне. После того как увидели, растягиваете эту дырочку полностью. Потом впрыгиваете туда и переживаете, как вы плаваете в бассейне в ассоциированном варианте. Когда вы это выполнили, открываете глаза, снова закрываете и опять представляете, как вы едите персик или ходите в баню. Как достигли эйфории, приятного переживания в теле, снова проковыриваете дырочку, видите себя там плавающим в бассейне, потом входите туда. Сделали, всё повторяется ещё раз. Открыли глаза, закрыли, персик, дырочка, плаваете и т.д. Эта техника должна выполняться только в одну сторону! Если вы сделаете её неправильно и начнёте выполнять её в другую сторону, то вам просто перестанет нравиться есть персики, выпиливать лобзиком и т.д. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|