|
||||
|
Ловушка избыточного выбора Люди, родившиеся и выросшие в Советском Союзе, помнят времена дефицита товаров и продуктов, когда купить что-то нужное было крайне трудно, зато, когда вожделенную вещь доставали, радость была невероятной. Каждый по своему опыту знает, что гораздо приятнее достать редкую и трудно доступную вещь, чем получить ту же самую вещь без всякого труда, тем более, когда есть шанс, потратив чуть больше времени на поиски, приобрести нечто подобное еще более высокого качества или по более выгодной цене. Когда в магазинах не было сыра, человек, ухитрившийся купить полкило «Российского» был на седьмом небе от счастья. А теперь представьте того же человека, зашедшего в магазин и видящего перед собой тридцать сортов сыра. Во-первых, никакого азарта «доставания», во-вторых, необходимо сделать правильный выбор, подобрав оптимальное соотношение цены и качества. Ошибиться и просчитаться, разумеется, будет обидно, и это вызывает у человека ощущение беспокойства. Одним словом моральное удовлетворение от покупки значительно ниже, чем в первом случае, а то и вообще отсутствует. Чем больше выбор, чем доступнее те или иные блага, тем менее эти блага интересуют и тем меньше от них удовольствия. То же самое распространяется и на человеческие отношения. Люди в больших городах жалуются на ощущение одиночества, несмотря на то, что вокруг находятся толпы народа. В действительности их одиночество связано не с тем, что «невозможно найти близких по духу людей», а с тем, что, попавшись в ловушку избыточного выбора, люди не испытывают стремления затрачивать энергию на сближение с каким-то конкретным человеком, поскольку не уверены, что он стоит того, чтобы на него потратили силы. Ведь кругом столько людей — возможности выбора почти безграничны, только вот выбирать не хочется — всегда остается опасение «продешевить». Вдруг усилия будут потрачены, но «не на того», а завтра подвернется кто-то получше, послезавтра еще лучше, так что имеет смысл подождать еще недельку и т.д. Та же ситуация складывается и в любовных отношениях. В малонаселенных деревнях люди находят любовь, женятся и более или менее сносно живут, потому что потенциальных партнеров чрезвычайно мало, и если удалось найти подходящую пару, за нее будут цепляться «зубами и когтями», отношения будут беречь и ценить — выбор-то небольшой. При большом выборе картина совершенно иная. Возникли небольшие разногласия — и человек задумывается о том, стоит ли тратить усилия на улаживание отношений или имеет смысл поискать кого-то получше. Ловушка избыточного выбора тесно связана с ловушкой «забегания вперед». Люди, попадающиеся в эту ловушку вместо того, чтобы выбрать нечто (не важно, что — пищу, одежду, симпатичный сувенир, друга или партнера), ощутить важность своего приобретения и полноценно насладиться им, начинают беспокоиться о том, не прогадали ли они и «забегают вперед», думая, как бы им выбрать еще что-то более стоящее. Попадание в ловушку избыточного выбора становится причиной того, что по мере роста благосостояния жителей развитых стран их удовлетворенность жизнью снижается. Согласно опросу, проведенному институтом Гэллопа в 1976 году, в бедной Латинской Америке считали себя счастливыми 32% населения, а в материально благополучной Европе — всего 20% населения. Типичным примером попадания в ловушку избыточного выбора является эпизод из фильма «Секс в большом городе». Кэрри мечтает о приобретении престижной сумки от Шанель (или какой-то другой известной фирмы). Знакомые ей рекомендуют продавца идеально точных дешевых имитаций сумок знаменитых фирм. Продавец открывает багажник машины, и Кэрри видит в нем огромное количество сумок, о которых мечтают миллионы женщин Америки. В этот момент что-то переворачивается в ее душе, и сумки перестают вызывать у нее прежний эмоциональный отклик. Если один экземпляр такой сумки является символом статуса и престижа, множество втиснутых в нутро багажника сумок производят жалкое впечатление. Больше они ничего не символизируют. Избыточный выбор убил желание обретения. Контрприемом является выработка навыка выбирать желаемую вещь без колебаний, ориентируясь не столько на расчет о «выгоде» или на наилучшее соотношение «цена/качество», сколько на внутреннее интуитивное ощущение предрасположенности к этому предмету. Отработка навыка интуитивного выбора производится следующим образом. Допустим, у вас есть несколько предметов, из которых вы можете выбрать только один; или несколько направлений, в которых вы можете пойти; или несколько действий, которые вы можете совершить. Для того, чтобы осуществить интуитивный выбор, следует расслабиться, мысленно представить себе объекты, из которых следует выбирать, и остановив все мысли настроиться на то, чтобы «сердце подсказало» вам, чего именно вам больше хочется. В какой-то момент возникнет идущее откуда-то из глубины вашей души ощущение предпочтения одного объекта. Чем лучше вы отработаете технику интуитивного выбора, тем большим станет ваше удовольствие от сделанного выбора, и тем полноценнее вы сможете насладиться тем, что вы выбрали. Выбирая нечто из большого количества вариантов, вы неизбежно будете мучиться сомнениями, что в чем-то просчитались, будете думать, что, теоретически, могли сделать лучший выбор. В то же время «сердце» подсказывает вам единственно возможный вариант, который вам действительно приятен. Кроме того, использование техники интуитивного выбора в некоторых случаях поможет вам избежать попадания в ловушку самосаботажа. Совершая интуитивный выбор, вы не будете страдать от противоречия между выбором, основанным на логике, и не совпадающим с ним подсознательным предпочтением. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|