ЗАКОН 14

НАЙДИ СВОЙ СТИЛЬ – МОДА ТЕБЯ НЕ РАЗОРИТ

Обретя свой стиль, вы не только станете привлекательнее, но и выйдете из-под власти моды. Ультрамодные новинки всегда стоят дорого, но в следующем сезоне кажутся безнадежно устаревшими. В них вы не только будете выглядеть смешно, вам придется мучиться из-за напрасно потраченной суммы.

ТОЛКОВАНИЕ ЗАКОНА

Разорительница мода кажется нам недосягаемой и желанной, но стоит потянуться к ней, как она, приветливо распахнув свои щупальца, постарается захватить в плен потенциальную жертву. Об этой простой истине известно любому человеку, который хоть раз в своей жизни пытался следовать моде. Это весьма и весьма выматывающее занятие, и для принципиально занятых людей оно абсолютно не подходит. Поэтому и существуют так называемые стили. А что же это такое?

Стиль – это не просто следование чему-то конкретному, это не соблюдение негласных законов, это не слепое подражание. Скорее, стиль – это противоположное названным явление. И вряд ли найдется кто-то, несогласный с подобной трактовкой. Разве что человек, абсолютно не имеющий представления о собственном стиле.

Принято считать, что все стили определены и регламентированы. Это одно из величайших, но очень распространенных заблуждений. Многие люди действительно верят, что имеется определенное количество моделей, выбрав одну из которых, человек может с гордостью заявить: «У меня есть свой стиль!»

На самом деле стилей великое неограниченное множество и каждый из них индивидуален. Стили создают сами люди, и это касается не только одежды, но и манер поведения, и даже самой жизни. Кстати, стиль – это неотъемлемая составляющая человеческой жизни, то, что создает неповторимое и образное «я». Стиль можно подделать, но это будет жалкое подобие, суррогат, который отчетливо будет виден невооруженным взглядом.

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

Слепое следование чему бы то ни было оказывается губительным прежде всего для самого человека, однако и отсутствие собственного образа так же неприятно и печально. Как сказал Мишель Монтень: «Кто рабски следует за другим, тот ничему не следует...» – из чего можно сделать вывод, что только по-настоящему мудрый человек способен разобраться со своим мироощущением и лучшим образом воплотить его в реальность, выразив, например через собственный стиль.

* * *

Можно задать такой вопрос: как же быть с традиционными стилями, теми, которые существуют в понимании большинства людей уже давно и которые проверены временем? Это, например, любимый многими классический стиль.

Любой из общепринятых стилей имеет так много вариаций, что только на основе общих признаков их можно объединить в один. На самом же деле виды одного и того же стиля порой так различаются, что человек в недоумении пожимает плечами, наблюдая такие, на первый взгляд, несоответствия. Кроме того, в последнее время практикуется сочетание различных стилей, способствующее возникновению нового и неординарного. Все это доказывает, что количество стилей не поддается ограничениям.

Как бы там ни было, но каждый человек, избирающий собственный стиль, вступает на невероятно увлекательный, пусть и непростой путь. Выбор стиля производится в четкой согласованности с внутренними ощущениями, а потому только те люди, которые понимают самих себя, создают принципиально новые и замечательные стили. Живя в соответствии с выбранным, они не чувствуют внутренней неудовлетворенности, которая неизбежно постигает тех, кто всю сознательную жизнь пытается следовать чему-то существующему.

Как же быть с теми, кто следует моде? Ведь в какой-то степени они тоже имеют собственный стиль. В этом есть доля истины, но весьма ничтожная, ведь модники избирают себе эталон, идола, и в погоне за подражанием они неизбежно теряют собственный образ. Невозможно оставаться собой, следуя моде, так как она изменчива, а человек в гораздо большей степени постоянен. И в самом деле, если подумать, то вещи, которые мы подбираем для ежедневного пользования, часто отражают наши потребности, наш образ жизни, наши мироощущения. Человек старается выбрать для себя то, что подходит именно ему, в чем он чувствует себя уверенно и непринужденно, и когда находит подобное, то испытывает явную радость.

Что же происходит через некоторое время? Оказывается, что вещь, которая так подходит своему хозяину, становится «немодной». Так не лучше ли выбирать для себя то, что не подчиняется законам моды, что стоит вне времени? Наверняка каждому человеку будет приятно иметь собственный стиль, отражающий его внутренюю суть.

Очень многие авторы писали о том, что люди, имеющие собственный стиль как в поведении, так и во внешних проявлениях, вызывают симпатии окружающих гораздо более, чем те, которые склонны подражать другим. Еще в древности люди были уверены, что собственная манера, чего бы она ни касалась, безусловно, является положительным качеством.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЗАКОНА

В истории имеется множество примеров, когда выдающиеся люди становились такими благодаря нестандартному поведению и образу мыслей. Взгляды, отличающие этих людей, всегда оригинальны и не похожи на других, и за это потомки испытывают чувства восхищения и уважения к тому или иному историческому деятелю.

Как ни странно, но мода во все времена распространялась не только на манеру одеваться, но и на человеческое поведение, а также на социальные привязанности, причем гораздо в большей степени это касалось жизни богатых и знатных людей, где понятие моды вообще приобретало особенное значение.

Известно, что в светской жизни часто возникали определенные установки, которым следовало большинство и которые распространялись не только на предметы туалета, но и на содержание ведущихся бесед. На балах и светских раутах среди приближенных разговоры часто крутились вокруг какой-то темы, обсуждать которую в настоящее время было модным. Подобным могла являться, например, война, и придворные, соревнуясь в красноречии, высказывали модные мысли на животрепещущую тему. Наверное, поэтому многие государи, которые своими деяниями завоевали право называться великими, так ценили тех людей, которые не поддавались моде, а имели собственный образ суждений.

Ни у кого не вызывает сомнений значимость личности Петра Великого в истории России. Для многих людей Петр – своеобразный кумир, образ, восхищение которым не подвластно времени. Петр отличался очень непростым характером, тем не менее его личность большинство историков рассматривает как позитивную.

Петр был замечателен прежде всего тем, что имел особый, сугубо личный взгляд на людей, на их титулы. В то время когда на Руси на высокую титулованность была распространена своеобразная мода, для него не была важна знатность человека, как и его богатства. Чему он в действительности придавал значение, так это внутренним качествам своих приближенных.

Отставной мичман, будучи дряхлым стариком, рассказывал одну историю. В раннем детстве он был представлен великому государю для государственной службы в качестве дворянина, однако царь, взглянув на него, определил его во флот, сказав, что если мальчик и в самом деле талантлив, то дослужиться до мичмана не составит ему труда. Государь оказался прав.

Петр не только имел собственный стиль правления, но и уважал тех людей, которые придерживались такого же образа жизни. Очень интересна историческая личность человека, который являлся приближенным Петра Великого, его любимым шутом. Балакирев отличался остроумием и славился своей способностью поставить на место даже самого знатного вельможу. Не страшась гнева своего государя, шут высказывал Петру все то, что остальные не смели произнести при нем, он на многое открывал царю глаза.

Люди, имеющие собственные взгляды и отвергающие общепринятые установки, часто сталкиваются со многими трудностями в своей жизни, но в то же время они вызывают симпатии сильных мира сего. Властители не делают скидок на слабость характера тех, кто подвержен стадному чувству, они открыто их презирают. Что касается моды, то ее как раз можно отнести к первому признаку проявления этого самого стадного чувства.

Кстати, Петр Первый – далеко не единственный государь, который уважал людей с собственным мнением и неординарным образом поведения. Так, например, у императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого, был среди приближенных человек по имени Гаврила Матвеевич Извольский. Он славился своей прямотой и позволял себе говорить государыне всю правду, которую другие тщательно пытались скрыть. Однажды Елизавета пообещала подарить слуге золотую табакерку, но позабыла и не исполнила обещанного.

Как-то раз, проходя мимо придворных, рассуждающих о справедливости, Извольский остановился и сказал, что справедливости при дворе не будет до тех пор, пока сама государыня ей не следует. Разумеется, подобные речи дошли до Елизаветы, и через некоторое время Извольский предстал перед ней в ответе. Не страшась навлечь на себя царственного гнева, он прямо высказал причину своего замечания в адрес Елизаветы. Государыня признала свою вину и велела вынести серебряную позолоченную табакерку. На что Извольский сказал примерно следующее:

– Все равно несправедлива ты, государыня, обещала золотую, а дала серебряную!

– Хорошо, – промолвила Елизавета, – отдай мне ее, а я велю принести тебе золотую.

– Нет. Лучше оставь мне эту в качестве будничной, а коль вину свою признаешь, так золотую пожалуй в виде праздничной.

Государыня от души рассмеялась и исполнила просьбу своего подданного.

Индивидуалы вызывают у окружающих двойственные чувства, однако факт остается фактом: индивидуальность трудно, а подчас и вовсе невозможно культивировать в себе. Конечно, можно попытаться что-то из себя представить, желая при этом войти в роль неординарного человека. Но ведь это непременно будет отдавать фальшью, рассуждения будут искусственными, наигранными, а сам человек будет явственно представлять собой образ, от которого пытается избавиться. Однако и тем, кто страдает отсутствием индивидуальности, можно дать универсальный совет.

Для того чтобы окружающие принимали вас с симпатией, причем таким, какой вы есть на самом деле, нужно быть самим собой. Не стоит идти за толпой, если душа не тянется к этому, также не стоит заглушать в себе голос сердца, если он вас к чему-то побуждает. Конечно, хорошо быть яркой индивидуальностью, причем такой, чтобы еще и иметь всеобщее признание и любовь. Однако излишнее стремление к чему-то оборачивается неприятными последствиями для самого человека. Если же он сам устраивает себя таким, какой он есть, если он считает себя хорошим, то ему нет смысла пытаться измениться.

Человеческая сущность воспринимается окружающими с чувством уважения и восхищения только тогда, когда она выступает в качестве естественной, единственно возможной, не приукрашенной никакими условностями.

Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов так говорил о самом себе: «Меня хвалили цари, любили воины, друзья мне удивлялись, ненавистники меня позорили, придворные надо мной смеялись. Я шутками говорил правду, подобно Балакиреву, который был при Петре Первом и благодетельствовал России. Я пел петухом, пробуждая сонных, угомонял буйных врагов отечества. Если бы я был Цезарь, то старался бы иметь все благородную гордость души его, но всегда чуждался бы его пороков».

Великий полководец говорил это о самом себе, но те же слова можно перенести, в общем-то, на любую сферу человеческой жизни, вынеся из нее мораль: нужно всегда быть самим собой и уметь себя понимать.

ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЗАКОНА

Часто понятия о стиле бывают ошибочными, что приводит к тому, что стиль становится неким шаблоном. Это крайность, которая неуместна при стремлении человека быть экономным, и как ни странно, но чаще всего она имеет место именно тогда, когда человек просто решает выбрать собственный стиль. Однако разумеется, что данный закон оборачивается своей оборотной стороной только при определенных условиях.

БАСНЯ

Один весьма напыщенный господин был настолько обеспокоен тем, каким его находят окружающие, что даже в одиночестве не позволял себе расслабиться. На людях же он старался показать себя эдаким важным удальцом, для которого любое, даже самое трудное дело не представляет труда. При этом ему удавалось обходить «подводные рифы», то есть когда его действительно просили о помощи, полагая, что он может справиться со всем, наш господин удачно открещивался и при этом все равно оказывался молодцом.

Так было до тех пор, пока о замечательных способностях героя не прослышал государь. Он решил, что такие люди нужны стране, и вызвал нашего господина для государственной службы. Понятно, что отказываться тот не имел права, однако и согласиться означало открыть свое истинное лицо и предстать не в лучшем свете. Бедняга долго колебался, пока, наконец, счастливый случай не спас его от позора. Интересно, что после этого о важном господине долгое время никто не слышал, а он сам тем временем жил тихо, завоевывая в своих кругах новую репутацию, соответствующую своим внутренним качествам.

* * *

К этим условиям относится прежде всего слепое следование. В погоне за достижением цели, за созданием собственного образа и открытием собственного лица человек часто забывает о самом себе и обращает внимание только на условности. Желая быть неповторимым, он может погнаться за вымышленными образами, оставляя без внимания реалии. Разумеется, подобная тактика отнюдь не способствует созданию оригинального, но, самое главное, естественного и наиболее подходящего образа.

Но, как ни удивительно, полное игнорирование понятия моды тоже может иметь отрицательную сторону. Это касается прежде всего тех случаев, когда человек, исключающий моду как нечто вредное и отрицательное, вращается в определенных кругах, где, напротив, мода значит очень много. Несоответствие общему настрою может быть губительным, например, для карьеры.

Как же погоня за собственным стилем может отразиться на судьбе человека? Предположим, что девушка, которая ищет работу, следует весьма оригинальному стилю. Она абсолютно не принимает деловой стиль одежды, предпочитая свободные вещи в стиле хиппи. Она справедливо рассуждает, что выбор одежды – сугубо личное дело и что ее стиль отражает внутренний настрой. Однако если она придет в солидное учреждение или фирму в своем привычном туалете, то, скорее всего, работу не получит. Плохо это или хорошо, однако на серьезных предприятиях имеются общие требования к виду сотрудников, так называемый «face control». Конечно, можно его активно отвергать, делая это открыто или в глубине души, однако от этого вряд ли изменится истинное положение вещей. Поэтому тем, кто чересчур обеспокоен вопросом соответствия собственному стилю, необходимо иметь в виду указанный факт.

И, наконец, еще одна составляющая обратной стороны закона. Люди, отвергающие моду в принципе, часто выглядят несовременными, а окружающие воспринимают их как закоренелых консерваторов. В наш безумный век подобная репутация вряд ли может кого-то порадовать, и уж тем более ее нельзя считать благодатной. Поэтому тем, кому не безразлично мнение окружающих, нужно учитывать и то, какое впечатление они производят на них своим стилем.

Собственный стиль – это не жесткие рамки, в которые следует пытаться себя вогнать, это дипломатичность и гибкость, необходимые для достижения успеха.

ОБРАЗ

Клоун на арене цирка, живущий не своей жизнью, а следующий написанному другими сценарию и мечтающий наконец смыть грим и обрести собственное лицо. Он не имеет своего образа, поскольку не может самостоятельно определять тип своего поведения. Он мечтает встретить тех людей, которые бы приняли его таким, каким он является на самом деле, поняли бы его внутренюю суть, а не смеялись бы над совершаемыми примитивными действиями и фразами. Находясь в гримерной после представления, клоун умывается, размазывая вместе с гримом слезы...









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх