ПРИВЯЗАННОСТЬ

Элен два года, она сидит на полу, возясь со своими игрушками. Ее мать Джулия разговаривает, вспоминая прошлое, со своей школьной подругой, с которой не виделась много лет. Джулия уходит на кухню, чтобы приготовить кофе, а ее подруга приглядывает за Элен. Когда Джулия вышла из комнаты, подруге показалось, что девочка немного расстроилась. Наконец Джулия вернулась. Увидев мать, Элен подползла к ней и схватила за ногу. После того как Джулия обняла дочь, та снова поползла к игрушкам, а беседа подруг возобновилась.

Эта ситуация напоминает метод «ситуации с незнакомцем», который применяла Маргарет Айнсворт при исследовании поведения детей. Он состоял в том, что родитель выходил из комнаты, оставляя ребенка на несколько минут наедине с незнакомым человеком, затем возвращался. По поведению ребенка оценивали степень его привязанности к родителю. Привязанность бывает разных типов, из них основные — это уверенная и неуверенная привязанность. Поведение, демонстрируемое Элен, характерно для уверенной привязанности. Она немного расстроилась, когда мать вышла, но быстро утешилась, когда та вернулась. Неуверенную привязанность делят на три вида. Первый — «необщительная привязанность», когда ребенок обычно не обращает внимания на родителя и избегает его после возвращения. Второй вид — «сопротивляющаяся привязанность», при которой для поведения ребенка характерно чередование влечения к родителю и отталкивания его. Наконец, третий вид — «неорганизованная привязанность»; в ней сочетаются элементы необщительной и сопротивляющейся привязанности, а также поведение, свидетельствующее о страхе и замешательстве.

Английский психиатр Джон Боулби предположил, что взаимодействие между опекуном (родителем, няней и т. д.) и ребенком ведет к образованию между ними эмоциональной связи, или привязанности. Чувство привязанности к опекунам вырабатывается у всех детей, причем привязанность к матери и отцу испытывает большинство из них. Характер этой связи, по всей видимости, оказывает важное воздействие на их дальнейшее психическое развитие.

См. также статьи «Когнитивное развитие», «Половая самоидентификация», «Психология развития», «Социальное развитие».









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх