Дух свободы все еще жив


«Белый человек говорит, что кровавое столкновение 1890 года означало конец индейских войн, конец индейцев и конец Пляске Духа. Несмотря на это, мы опять на войне, мы все еще индейцы и мы опять исполняем Пляску Духа», – эти слова в 1973 году произнес Рассел Минс, лидер Движения американских индейцев.

…27 февраля 1973-го 300 индейцев оглала из народа сиу из Пайн Ридж в Южной Дакоте направились к селению Вундед Ни. В то время в концлагере Пайн Ридж проживало 13000 человек, более половины из которых были безработными. Это был беднейший регион США, где уровень жизни не дотягивал даже до стран Третьего мира!

Захватив Вундед Ни, восставшие выдвинули требования: провести объективную ревизию всех без исключения соглашений между правительством США и индейцами; создать независимую комиссию и расследовать действия Министерства внутренних дел и Бюро по делам индейцев по отношению к оглала; сместить с должностей членов Племенного совета и изменить законодательство, касающееся коренных жителей Америки.

В результате возник вооруженный конфликт между восставшими и правительством, который длился почти два с половиной месяца.

Ральф Эбернэти, авторитетный деятель движения чернокожих в борьбе за гражданские права, в это время заявлял: «Пусть Вундед Ни покажет американцам, что два великих народа (индейцы и афроамериканцы – Ред.), которые в прошлом отдельно друг от друга терпели страдания, хотят в будущем вместе бороться за справедливость».

«Последняя война с индейцами» закончилась их военным, но не гражданским и политическим поражением. Чрезвычайно важно, что восставшие, дабы заявить о своих претензиях на государственную самостоятельность, провозгласили Независимую нацию оглала, которую тотчас признал Союз ирокезов – Конфедерация, известная еще с XVIII века. Это вырвало козыри из рук властей, которые изо всех сил старались представить восстание как бунт уголовных преступников.

Наверное, следует отдельно сказать о событиях, предшествовавших «индейской войне» 1973 года. В конце 60-х на киностудии «ДЕФА» в ГДР был снят художественный фильм «Сыновья Большой Медведицы» о борьбе североамериканских индейцев за независимость. Государственная американская цензура не пропустила его в свободный прокат в США. И тогда копия ленты была подарена индейцам сиу-дакота в штате Южная Дакота сотрудниками немецкого культурно-этнографического общества «Красный Круг». Именно этот фильм стал последним толчком, поднявшим коренных жителей Америки на восстание. Заметим, что роль вождя Токей Ито сыграл известный актер Гойко Митич – по национальности… серб.

Правительство Штатов подавило восстание индейцев в начале 70-х годов прошлого века. В 90-х годах оно давало распоряжения бросать кассетные бомбы на жилища сербов во время войны в Югославии. История повторилась. И два разных, абсолютно не похожих народа с историей, казалось бы, никогда не пересекавшейся, снова получили веский повод для ненависти к американским захватчикам.

Длительное время Соединенные Штаты были ярким образцом самых уродливых проявлений расизма. Почти сто лет после объявления независимости США «цветное» население ожидало отмены рабства. Почти столько же потребовалось для того, чтобы в Штатах «небелые» обрели основные гражданские права. Стоит лишь упомянуть, что до 60-х годов прошлого века в Америке практиковались суды Линча. Вплоть до 20-х годов массово издавались открытки с фотографическими изображениями процесса линчевания. Участники «развлечения» охотно посылали их своим родным и близким с дарственными надписями: «Мама, второй справа – это я».

Во время проведения Олимпийских игр в Сент-Луисе были устроены «антропологические дни». В это время чернокожие, индейцы, филиппинцы, то есть, представители «небелой» расы, соревновались… отдельно.

В 30-е годы прошлого века была официально запрещена иммиграция в Штаты так называемых лиц «ненордического происхождения».

Напомним, что до середины 60-х годов чернокожие в США не имели равных с белыми гражданских прав. В 1955 году швея из Монтгомери (Алабама) Роза Паркс отказалась уступить место в автобусе белому, за что была подвергнута аресту и приговорена к штрафу. В ответ афроамериканцы больше года бойкотировали муниципальный транспорт. Возглавил компанию Мартин Лютер Кинг.

Только в 1964 году, более чем через сто лет (!) после отмены крепостного права в Российской империи, в США был принят Закон о гражданских правах.

Расизм и сегрегация, хотя официально и не закрепленные законодательством США, широко практикуются и сегодня, в начале XXI века. Например, с 1 октября 1994 года, когда пограничники США получили приказ расстреливать без предупреждения безоружных мексиканских эмигрантов, и до 2003 года было убито более 2600 мексиканцев. После этого они на заборе, установленном американцами на границе, прикрепили 2600 символических гробов. Сегодня американская администрация возводит «великую мексиканскую стену» – тысячекилометровую бетонную преграду на границе с южным соседом. Заметим: все это происходит на территории, в свое время нагло отобранной Штатами у Мексики. «С сожалением приходится признать, что в мире, который с радостью встретил падение Берлинской стены, возводятся новые стены, разделяя соседние районы, города и страны»,- заявил ватиканский кардинал Ренато Мартино, назвав план строительства стены вдоль государственной границы США с Мексикой «бесчеловечным».

В наши дни 90 процентов бесправных батраков в крупных фермерских хозяйствах США – выходцы из Мексики и Латинской Америки, то есть, из стран, ограбленных дядей Сэмом. Им выдают символическую зарплату, поселяют в разбитых вагонах, трейлерах или в трущобах. Каждые несколько месяцев этих людей попросту выгоняют с работы, таким образом уходя от выплаты предусмотренных законом пособий и страховок.

Совсем недавно Гарвардским университетом США было проведено исследование, в результате которого выяснилось, что в учебных заведениях Америки усилилась расовая сегрегация. Так, в целом по стране этнические меньшинства составляют свыше половины учащихся в тех школах, которые обычно посещают афроамериканцы или выходцы из стран Латинской Америки. В то же время обычный средний белый американец ходит в школу, где свыше 80 процентов учеников представляют белую расу. Показательно, что один из исследователей высказал мысль: в результате такого разделения «белые американцы оказываются не подготовленными к будущему». И с этим, пожалуй, можно согласится. Правители Америки подводят свою страну к пропасти национального конфликта, к которому не готовы белые граждане Штатов. И тем трагичнее будет противостояние на расовой почве.

Межнациональные и межконфессиональные столкновения, реальная автономизация – эти факторы очень скоро превратят Штаты из Соединенных в Разъединенные. Соединить заново их будет так же невозможно, как и восстановить любую из ранее рухнувших империй.

Необходимо учитывать и культурный фактор. Штаты населяют не просто эмигранты из разных уголков планеты. Представитель каждого из народов – это носитель своей древней культуры, генетическое «хранилище» ценностей своей цивилизации. Что взамен им предлагает так называемая американская культура? Фильмы и книги с конвейера, прославляющие лживую «демократию»? Культ насилия? Или культурой можно назвать порнобизнес, который выдает больше 10 тысяч «произведений» ежегодно и получает за то же время 10 миллиардов долларов прибыли? Возможно, проявление культуры в том, что некоторые выпускники американских школ не умеют читать и писать и не знают, на каком континенте они живут?

Язык, религия, культура – к этому очень скоро вернутся из американского этнического плена все нации и народности, населяющие Штаты. И у них, у всех без исключения – коренных и некоренных – есть веские основания требовать от правительства огромной компенсации за столетия рабства, захватнические войны, эксплуатацию и уничтожение мирного населения, грабежи и беззакония. Опасаясь справедливых требований, американское руководство старается подавить естественное стремление народов к самоопределению, отрицая на своей территории, прежде всего, само это общепризнанное право. Однако грубое давление и насилие лишь активизируют процессы национального возрождения.

Не следует забывать, что не только чернокожие и индейцы, но и, скажем, китайцы, индусы, представители мусульманских стран, русскоговорящие эмигранты из бывшего СССР тоже не забывают свой язык, культуру, они хорошо осведомлены о своих исторических корнях. И при определенных условиях (а они в США уже сложились) федерализм становится чрезвычайно привлекательной идеей. А нереализованные идеи федерализма – мощный толчок к масштабному движению воинственного сепаратизма. В Штатах – одной из самых «вооруженных» стран мира – сепаратизм станет настоящей бомбой, которая в одночасье разнесет в клочья все государственное устройство, казавшееся таким прочным

Вспомним события тревожного для Америки 1973-го. И подумаем над пророческими словами ветерана восстания индейцев-оглала Элмара Бэа Игла: «Вундед Ни был только одной фазой, одной частью продолжающейся борьбы».

С продолжением и последствиями борьбы многих народов за свои права уже завтра столкнутся Штаты.










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх