|
||||
|
Вместо заключения Вытеснение Беларуси из России, происходящее ныне, разрушает способность постсоветского пространства к функционированию в качестве устойчивой, технологически интегрированной целостности. Беларусь вытесняется не куда-то в сторону, а в Европу, поневоле привязывается к европейской экономике и находит свое место в системе разделения труда в странах ЕС. Вытеснение РБ за пределы экономического пространства РФ является одной из форм усиления сырьевой специализации экономики РФ. Рост производства на предприятиях – конкурентах белорусских гигантов в РФ не является устойчивым. Российский сырьевой сектор не приносит прибыли, достаточной для поддержания своими силами имеющегося уровня добычи и экспорта сырья, не говоря уже об увеличении сырьевого экспорта. В то же время именно сырьевой экспорт и добывающая промышленность являются и будут являться наиболее выгодными для вложения капитала в РФ секторами. Никакого перетекания средств из сырьевого сектора в перерабатывающий в РФ всерьез, видимо, можно не ожидать. Уход белорусской промышленности из поля российской экономики в Европу означает неизбежное усиление политической ориентации Беларуси на Европейский союз, ослабление национальной заинтересованности Беларуси в интеграции с РФ. Тем самым ослабляется и способность РФ к отстаиванию собственных национальных интересов относительно стран ЕС. Национальный интерес РФ становится еще более связанным с интересами ее сырьевого сектора, у которого нет и не будет достаточных средств для собственного самовоспроизводства... Альтернативой выталкивания РБ из России в Европу было бы сохранение курса на интеграцию двух стран. Этот курс безусловно потребовал бы перекачки заметной части средств из сырьевого сектора в перерабатывающий, хотя бы в виде сохранения для Беларуси российских внутренних цен на сырье. Также в рамках такого курса пришлось бы принимать Беларусь как активного и влиятельного политического лидера российских переработчиков внутри РФ. Именно такая модель развития заложена в документах о создании Союзного государства РБ и РФ. Равноправие субъектов этого договора и насыщение содержанием союзных программ при белорусской структуре экономики означает превращение союзных органов власти в форму самоорганизации в основном тех секторов российского общества, которые связаны с перерабатывающей промышленностью. Беларусь просто не может серьезно лоббировать другие сектора, будучи страной крупной перерабатывающей промышленности. Впрочем, учитывая, что российский сырьевой сектор не имеет ресурсов для самовоспроизводства, вряд ли стоит ожидать быстрого успеха в интеграции двух стран по модели союзного государства. Иных источников финансирования переработки в союзном государстве нет. Потому переориентация экономики РБ на Европейский союз и нарастание сложностей в белорусско-российских отношениях можно считать неизбежной закономерностью нынешней эпохи в развитии РБ. Вряд ли стоит ожидать вступления Беларуси в состав ЕС, но почти неизбежно надолго сохранение Беларусью высокой степени национальной независимости от России и Европы, высокой самостоятельности в принятии решений о своем экономическом развитии.
Между ЕС и Россией, регионом Каспия, Ближним и Средним Востоком установились отношения неэквивалентного обмена. Беларусь оказалась в тени этих отношений. Транзитное значение обеспечило Беларуси высокую степень политической безопасности от провокации на ее территории извне крупных политических конфликтов и от столкновения с соседями. Зона стабильности, распространяемая НАТО, ЕС и другими институтами трансатлантического и европейского сотрудничества, обеспечила Беларуси дополнительную высокую степень безопасности без особых затрат самой Беларуси. Беларусь смогла сосредоточиться в момент кризиса 90-х годов на сохранении своей крупной промышленности за счет сохранения тесного сотрудничества с Россией. Между Россией и Беларусью также возникли отношения неэквивалентного обмена. По сути, Беларусь в связке с Россией выступала своеобразной частью Европы, ибо установление неэквивалентного обмена между Россией и Беларусью произошло только потому, что вся огромная РФ оказалась ориентирована на Европу в качестве сырьедобывающего региона. Беларусь, так же как и остальные страны ЕС, заинтересована в получении из РФ дешевого сырья, в функционировании основных сырьевых проектов и транспортных артерий для его доставки в Европу, определенных в базовых документах европейско-российского сотрудничества. Отличие Беларуси от Европейского союза в отношениях с Россией в разной технологической культуре, которую распространяют страны ЕС и РБ в России. Беларусь развивает старые советские технологии и уже потому изначально вовлекает в производство большое количество традиционных поставщиков комплектующих из РФ. Тем самым Беларусь выступает своего рода локомотивом для части российской перерабатывающей промышленности, способствует сохранению значительной части русской переработки в условиях невысокой заинтересованности в этом со стороны доминирующих в РФ интересов сырьевого сектора. Страны ЕС больше ориентированы на поставку в РФ готовой продукции, в лучшем случае на размещение в РФ сборочных предприятий. Интеграция российских предприятий в европейские технологические цепочки затруднена разностью технологических культур и традиций российских и европейских производственников. Сотрудничество между РФ и ЕС влечет за собою осложнение условий функционирования остатков российской перерабатывающей промышленности в большей степени, чем сотрудничество с белорусскими промышленными гигантами. После успеха первых интеграционных программ, заложивших базу ЕС (евро и т. д.) и его расширения на восток, Беларусь получила дополнительные бонусы от соседства с ЕС: доступ к европейскому экономическому пространству, на развитие которого Беларусь не тратится ни в виде отчислений в бюджет ЕС, ни подчинением своей экономики рекомендациям Брюсселя. Небольшая масса белорусской экономики не создает Европе проблем от такой раскоординации и потому не вызывает слишком большого напряжения между РБ и ЕС. Тарифные войны являются проблемой, но эта проблема непринципиальна. В зависимости от цены на нефть в экономике РБ лидирует либо нефтехимия, либо машиностроение. И тот и другой сектор обладает высоким экспортным потенциалом относительно европейского рынка и очень мощным, иногда монопольным положением своих лидирующих предприятий на рынке РФ. В пользу РБ также играет заинтересованность новых членов ЕС – соседей РБ в региональном экономическом сотрудничестве. За счет двусторонних и региональных экономических связей РБ имеет стабильный доступ к европейскому объединенному экономическому пространству, достаточный для ее успешного развития неопределенно долгое время. Успех европейской интеграции и расширение ЕС привели к возникновению хорошей конъюнктуры для выноса конвейерного производства из развитых стран в пояс бедных стран – новых членов ЕС. Транзитное положение этих стран на пути российского и каспийского сырьевых потоков в развитые страны ЕС дополнительно стимулирует рост именно промышленного производства в восточноевропейских государствах.
То есть в силу факторов, на которые РБ влияния не имеет, она оказалась вовлечена в европейские экономические процессы в качестве составной части европейской экономики и на их новом этапе, не только в качестве части системы неэквивалентного обмена между Европой и РФ/регионом Каспия, но и в качестве промышленного региона, образовавшегося внутри ЕС, по мере его расширения и перехода развитых стран к экономике знаний. Не заметно никаких больших угроз стабильному развитию Беларуси на протяжении ближайших лет десяти. За счет своих позиций в России и на европейском рынке, за счет высокой роли государства в перераспределении средств из ведущих в данный момент экспортных отраслей в иные белорусская промышленность продолжит технологическую модернизацию. Развивающийся сектор услуг поглотит избыточную массу сельского населения и конвейерных рабочих, сокращаемых в ходе технологической модернизации. Проблема Беларуси, способная вызвать коллапс производства лет через десять, – неизбежный переход высокоразвитых стран к новому витку научно-технической революции, связанному с развитием нанотехнологий, биотехнологий и т. д. Основные достижения в этой сфере происходят без участия Беларуси. Беларусь по сути проедает советское научно-технологическое наследство, оказавшееся на периферии технологической культуры развитых стран. Развить за свой счет, даже в сотрудничестве с РФ, свою радиоэлектронную промышленность или биологическую промышленность до уровня, соответствующего уровню стран ЕС или США, Беларусь не в состоянии. Если не будет интеграции белорусской промышленности с промышленностью развитых стран, Беларусь рискует разово потерять конкурентоспособность своей промышленности на мировых рынках в силу взрывного развития каких-то новых технологий или перейти на относительно низкий уровень в технологической кооперации с развитыми странами и корпорациями. Нельзя сказать, что белорусские предприятия и государство не видят этой угрозы. Научно-техническая политика РБ направлена на концентрацию усилий в тех областях, которые станут ей посильны лет через десять, когда перестанет действовать советская инерция: биотехнологии, информационные технологии, экология. Но в целом угроза обвала крупного производства в силу медленных темпов его технологического обновления сохраняется. Другая проблема Беларуси, связанная с ее соседством с ЕС и вовлеченностью в европейские экономические процессы явочным порядком, без включения в деятельность европейских институций: предопределенность относительно низкого уровня развития в силу принадлежности к восточноевропейскому поясу стран ЕС. Модернизация крупных производств требует от Беларуси перехода к экономике знаний, то есть к ломке сложившейся внутри-европейской экономической карты, где за восточно-европейцами закреплена более скромная технологическая ниша. Поиск ресурсов для такого рывка вовлекает РБ в напряженные отношения с самим ядром ЕС. Конфликт между национальным интересом РБ в быстром экономическом росте и интересами ЕС сохранить нынешнюю социально-экономическую структуру ЕС с лидерством западноевропейских стран – большая политическая проблема для небольшого государства. Беларусь может разрешать эту проблему только при опоре на особо тесные отношения с РФ. После происшедшей сырьевой трансформации РФ заинтересованность РБ в еще более быстром технологическом рывке всем комплексом своих предприятий и предприятий-смежников в России означает напряженность между Беларусью и сырьевым лобби РФ. То есть дальнейшее развитие Беларуси, которое требует более быстрой технологической модернизации крупного промышленного производства, зависит от успеха внешнеполитической деятельности РБ, от политических факторов вообще. При таких обстоятельствах в Беларуси можно смело ожидать сохранения сильного государства и культуры, идеологии, системы ценностей, очень резко контрастирующей с ценностями стран ЕС, сырьевой части общества РФ, вялоиндустриального общества Восточной Европы. В то же время все те факторы национальной безопасности РБ, которые действовали в 90-х годах, продолжат действовать и далее: политический конфликт вокруг/против РБ стоил бы слишком дорого для РФ и ЕС, соседей РБ, из-за паралича транзитных коммуникаций. Ликвидации белорусского феномена политическим путем скорее всего не произойдет. Беларусь на долгое время останется феноменом успешного европейского государства, которое в силу специфической социально-экономической структуры и стратегического положения вынуждено реализовать свой национальный интерес в достаточно конфликтной относительно остальной Европы форме. Во время неизбежного вскоре перехода развитых стран на новый уровень научно-технологического прогресса наличие внутри Европы белорусского фактора, способного к крупным политическим и культурным инициативам, может сыграть сложную роль. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|