1.3. Информационная среда.

Информационные технологии. Жизнь современного человека протекает не только в обществе и окружающей среде, но и в информационной сфере. С ростом народонаселения человек оказался в определенной степени отделенным от реальности. Он непосредственно общается с весьма ограниченным кругом людей, и для него все большую роль приобретает общее информационное поле. Современное общество часто характеризуют термином “информационное”. Во все области жизни человека постепенно входит компьютеризация. Это касается промышленной сферы и сферы делопроизводства, банковских и почтовых услуг, образования и быта.

Создаются новые условия для интеллектуального труда (редактирование и размножение рукописей, доступ к информации национальных банков данных) и досуга (неограниченный выбор развлекательных программ и игр). В системе здравоохранения появляются компьютерные диагностические центры. С помощью электронной почты люди, находящиеся на разных сторонах планеты, могут работать над совместной статьей так, как если бы они были рядом. Компьютерные системы позволили собрать, систематизировать и сделать доступными огромное количество разрозненных данных. Они взяли на себя рутинную вычислительную работу в системе обслуживания. Входят в практику электронное моделирование и электронные экспертные системы.

Однако уже проявились, и все более набирают силу негативные тенденции информационного общества. Уже сама сложнейшая информационная технология является фактором риска. С появлением крупных информационных систем возникла целая серия компьютерных преступлений – от создания компьютерных вирусов, искажающих или уничтожающих информацию, до применения информационной техники для хищений в особо крупных размерах. Централизация информации порождает угрозу создания бюрократических корпораций, обладающих огромной властью. Компьютеризация силовых, полицейских ведомств влечет за собой потерю права личности на тайну частной жизни и возможности использования компьютерных данных в социально-репрессивных целях. Небезопасна компьютеризация и в отношении здоровья людей (рост вероятности профессиональных заболеваний, рака, аллергии, химических отравлений, психических заболеваний). Как отмечается в работе /18/:

“Массовое увлечение общением с компьютерами вызвало ряд негативных явлений в самых разных слоях общества: ухудшение зрения, сидячий образ жизни и связанное с этим ожирение (особенно в США), увлечение далекой от жизни виртуальной реальностью, а также порнографией и насилием. В частности, в Германии работа на видеодисплейных терминалах входит в число 40 наиболее вредных профессий, а в России еще в 1996 году приняты особые гигиенические требования к таким терминалам и персональным ЭВМ со специальными санкциями за их нарушение. Ибо если оператор сидит за ними часами без перерывов, то он в скором времени заработает искривление позвоночника и близорукость”.

Распространение компьютеров достигло внушительных масштабов. Они стали доступными почти каждому школьнику, для работников же науки и сферы управления позволили определенную часть анализа данных вести дома, в спокойной обстановке. Обмен информацией упростился и ускорился во много раз, причем в международном масштабе. Так при наличии в научных публикациях ключевых слов специалист может получать ежедневно новую информацию по своей области за какие-нибудь 15-20 минут. Коренным образом изменилась оргтехника. В повседневную жизнь вошли ксероксы, принтеры, сканеры и многие другие виды информационного обеспечения.

Разработаны специализированные программы отдельно для детей, бизнесменов, бухгалтеров, программистов, медиков и специалистов по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Внедрение несложных компьютеров в фотоаппараты в конце 90-х годов позволяет существенно упростить и ускорить на основе цифровой обработки изображений операции как самого фотографирования, так и размножения фотографий (причем в цветном виде тоже). Перевод бытовой техники на программное управление открывает для людей качественно новые возможности. Это относится, например, к стиральным машинам, микроволновым печам. Были даже сообщения о разработке компьютерных унитазов, которые могут производить анализы и сигнализировать пользователям о состоянии их здоровья. Новые компьютерные и информационные технологии лишь вначале стоят дорого, непривычны по своей сложности и поэтому доступны только ограниченному кругу людей. Однако со временем, особенно с приходом нового поколения, люди привыкают к этим новшествам, начинают ими усердно пользоваться, и тогда цены резко снижаются.

Обилие компьютеров во всех сферах породило столь же массовое “производство” и распространение “отравляющих” компьютеры вирусов самой разнообразной природы. Появилась специальная профессия “взломщиков” компьютерных систем (хакеров), в основном в финансовой области, а также в области военных технологий.

Информационное поле и феномен виртуальной реальности. Средства массовой информации (СМИ), включающие телевидение, радио и прессу, открыли окно в окружающий мир для каждого человека. Они дают оперативную информацию о том, что произошло в любом уголке земного шара. СМИ во многом формируют взгляды людей. Любые события, любой деятель существуют лишь постольку, поскольку они представлены в СМИ. Человек живет в мощном информационном поле, затрагивающем все стороны его жизни.

В последнее время эффективность воздействия информации резко увеличилась за счет компьютеризации. Особенно важную роль в информационном поле приобретает Интернет, который иногда называют глобальным интеллектом. По Интернету можно получить любую справку: о расписании движения железных дорог, авиации и других видов транспорта, об обменных курсах и курсах ценных бумаг, о прогнозе погоды в любой точке земного шара. Пользуясь Интернетом, можно листать страницы многих журналов, газет и книг, перепечатывать их на принтере. В настоящее время информационно-компьютерная революция только начинает разбег.

Однако с течением времени усиливается и негативное влияние информационного поля. Это власть СМИ над душами людей и программирование их поведения. В настоящее время вошло в повседневный обиход понятие виртуальной реальности, соответствующее воображаемой реальности, квазибытию, когда мир воспринимается как настоящий, но в действительности не существует. В первую очередь это связано с быстрым развитием компьютеризации. Современные компьютерные технологии не только позволяют получать трехмерные стереоскопические видеоизображения с высокой разрешающей способностью, но и с помощью каналов обратной связи управлять вымышленными объектами. Видимая человеком псевдореальность подчиняется и изменяется согласно его воле.

К числу характерных особенностей компьютерных виртуальных миров можно отнести /19/:

1. Виртуальная реальность создается не ею самою, а иным, внешним по отношению к ней объектом.

2. Виртуальная реальность наделена собственным пространством, индивидуальным временем, своеобразными законами существования.

3. Виртуальная реальность имеет активную коммуникацию с другими системами, в том числе и с той, которая ее породила.

К понятию виртуальной реальности сейчас относят целый ряд казалось бы разнородных понятий. Характерные примеры: Компьютерные игры, где конкретный человек отделен от реального мира. Средства массовой информации (СМИ), под действием которых огромные массы людей живут в неадекватном мире и могут идти против собственных интересов. Имидж политических деятелей также создается СМИ. В физике существуют понятия виртуальных переходов, виртуальных частиц, для которых не существует обычная, справедливая для реальных частиц, связь между энергией, импульсом и массой. И здесь понятие виртуальности отделено от действительности. Оно носит скорее математический характер. К виртуальной реальности относят и неадекватное восприятие действительности при психических заболеваниях и приеме наркотиков. Галлюцинации и бредовые расстройства в развитой стадии психических заболеваний получают фантастическое содержание. Фантастический смысл приобретают воспоминания прошлого, прежние знания, окружающая действительность.

Итак, виртуальная реальность отделена от действительности. Она отражает то, чего не существует, и в этом плане носит иллюзорный (нематериальный) характер. И соответственно в рамках теории отражения о ней можно говорить как о некоторой особой форме – отражении отражения (или другими словами, отражении вне бытия). Дело в том, что виртуальный мир неизбежно сопряжен с памятью, образами и опытом прошлого, в нем исключается реальное настоящее.

Феномен виртуальной реальности приобретает важнейшее практическое значение. С одной стороны, соответствующие системы оказываются прекрасными средствами для подготовки и тренажа людей, проектирования сложных конструкций. С другой стороны, виртуальная реальность может рассматриваться как своего рода наркотик, поскольку объектом ее воздействия является мозг человека, а также – как средство власти над людьми. Когда человек отрывается от действительности и живет в иллюзорном мире.

Глобальный информационный контроль. Развитие информационных средств ведет к возможности установления такого тотального контроля над людьми, какого еще не было в истории человечества. А еще совсем недавно его невозможно было даже представить. Об этом, в частности, говорится в статье “Киберконтроль” /20/:

“Через 5-10 лет жизнь каждого человека, возможно, окажется под полным контролем государства. Прогресс компьютерной техники позволит контролировать не только ваше перемещение по виртуальным сетям, но и ваши покупки в магазинах, посещаемые вами дома, с кем вы общаетесь и о чем вы говорите”. Такой прогноз сделал глава компании Microsoft Билл Гейтс.

Для спецслужб глобальные системы слежения за информацией в компьютерных и телефонных сетях – дело обычное. В России такая система называется “СОРМ” – Система Оперативно-Розыскных Мероприятий. Она позволяет получить доступ к личной почте и списку сайтов любого посетителя Интернета. В США методы получения информации еще круче. “Вся современная мировая система спутниковой связи прослушивается американской электронной разведкой. Перехватываются практически все частные и государственные сообщения, передаваемые по телефону, факсу или электронной почте”. Так считает комитет по оценке основных направлений научного и технологического развития Европарламента. Система "Эшелон" ежемесячно перехватывает около ста миллионов сообщений, направляемых через спутники и Интернет. Как и “COPM”, “Эшелон” находит нужные сообщения по ключевым словам. При этом полученная информация используется преимущественно не для ловли преступников, а для… промышленного шпионажа.

Благодаря мобильным телефонам спецслужбы прекрасно представляют себе все перемещения их счастливых владельцев. Точность определения местоположения – около сотни метров. Например, швейцарская компания Swisscom записала перемещения миллиона мобильных телефонов своих клиентов за полгода. При этом совершенно точно известно, кто с кем встречался и сколько времени продлилась встреча. Для того, чтобы засечь местоположение, вовсе не обязательно, чтобы абонент беседовал: телефонная трубка регулярно посылает в сеть сигнал доступности.

Напомню, что в России купить сотовый телефон без паспорта нельзя. А следовательно, спецслужбы легко установят, где вы находитесь. Каждая ваша покупка в магазине с использованием кредитной карточки четко указывает на ваше местоположение. После ввода в московском метро магнитных карт компьютер получил возможность фиксировать ваши перемещения. А через год московские власти собираются ввести единую транспортную карту, передающую информацию в компьютерную сеть…

В последнее время особенно популярны видеокамеры наблюдения. Только в Великобритании в общественных местах установлено около 200 тысяч видеокамер! Эти невидимые “глаза” снабжены функциями панорамирования, увеличения/ уменьшения и инфракрасной съемки. Но это не все! Готовится к внедрению система True Face, позволяющая за несколько секунд идентифицировать лицо человека в базе данных из десятков тысяч изображений. Система предназначается якобы для аэропортов, казино и систем безопасности магазинов. Но с ее помощью можно контролировать любого, кем интересуются спецслужбы.

Если можно обмануть компьютерный сервер, введя анонимный адрес, то обмануть биометрический компьютер будет невозможно. Уже началась апробация технологий идентификации на основе сканирования сетчатой оболочки глаза, исследовании геометрии руки, дактилоскопии, распознавания голоса и цифровых фотографий… Полиция в некоторых странах (США, Германии, Канаде) работает над созданием национальных баз данных ДНК.

В этом отрывке перечислена только часть информационных возможностей. Постепенно идет процесс установления информационной власти США над другими странами, над всеми сферами их деятельности, включая СМИ, управляющие структуры, выдвижение лидеров. О деятельности американского Агентства национальной безопасности (АНБ) – гигантского центра, следящего за всем миром, говорится в статье /21/:

“АНБ – гораздо более богатая и независимая организация, чем, например, ЦРУ. Ни Агентство работает около 100 000 человек, а бюджет конторы достигает 16 миллиардов долларов… В задачу АНБ входит отслеживать представляющие даже малейший интерес для Америки телефонные переговоры, факсы, компьютерную почту, сигналы спутников. В целом АНБ каждый день фильтрует миллионы самых разных переговоров. Как отсеиваются нужные? Во-первых, по номерам телефонов из "списка особой важности". К тому же компьютеры Агентства автоматически определяют тысячи людей – террористов, политиков, дипломатов – по голосу. И, наконец, есть постоянно обновляющийся список ключевых слов, использование которых в разговоре привлекает внимание “автошифровщика”. Говорят, что после отсева каждый день от 10 до 15 тысяч становится предметом более детального анализа: их анализируют и на их основе составляют доклады”.

В перспективе с дальнейшим развитием информационных средств человек окажется в обстановке всеобъемлющего контроля всех его действий.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх