|
||||
|
ОТДЕЛ РАЗНЫХ ДЕЛ ЗАПИСКИ О НИКАРАГУА Cоциализм в стиле «эко»Как эта страна видится рядовому туристу? Во множестве дешёвые (что отнюдь не означает плохие) гостиницы и семейные пансионы за 5-10 долларов за ночь, заполненные всего на четверть, почти всегда с wi-fi Интернетом, а также и роскошные отели по вполне доступной цене. Обильно пообедать на рынке (много мяса, рис, салат, лепешка) стоит 2 доллара, ещё полдоллара – пол-литровая бутылочка Колы. Продавщица при этом может насыпать в тарелку салат рукой, а местные жители могут также есть всё руками, но для иностранца обычно всегда находится вилка. В ресторанчиках с безукоризненными по европейским стандартам санитарией и сервисом всё в полтора-два раза дороже. Хлеб очень дорогой и едят его мало, пшеница является импортным товаром. Передвигаться в городах и по стране можно и в такси, и на автобусах, если сумеете разобраться в их маршрутах. Последние представляют собой бывшие американские школьные автобусы, нередко сохранившие маркировку, которые, очевидно, были получены в качестве помощи США. Они поддерживаются в относительно пристойном состоянии, но имеют проблему: расстояние между рядами кресел было рассчитано на детей, и взрослые, особенно с длинными ногами, чувствуют себя там очень некомфортно, тем более на длинных междугородных маршрутах. Внешне образ жизни населения похож на таковой стран Ближнего Востока – тотальная безработица породила гипертрофированную сферу обслуживания с множеством дешевых ресторанчиков, Интернет-кафе, мелких торговцев, таксистов, велорикш и зазывал. Торговых центров и Макдональдсов тоже почти нет, в подобном окружении они всегда чувствуют себя неуютно. Но есть и отличия от Востока: в Никарагуа больше беспризорных детей и нищих, а проститутки ведут себя более нагло и открыто. Западные туристы, зачастую из самых бедных и маргинальных слоёв населения своих стран, пользуются исключительной дешевизной, чтобы обеспечить себе весьма роскошное пребывание в Никарагуа: приличные отели (на родине они зачастую летом бомжуют и ночуют на пляжах в палатках и спальниках), индивидуальные туры и экзотические рестораны. Сразу после прихода к власти в 1979 году перед Сандинистским фронтом национального освобождения встал вопрос: какую экономическую и политическую модель социализма взять за основу? В то время была восточногерманско-венгерско-чехословацко-польская модель, фактически улучшенный вариант советской, без дефицитов, очередей и с ограниченными альтернативными выборами. Была югославская социалистическая рыночная модель, вызывавшая, впрочем, сомнение в себе многолетней хронической гиперинфляцией. Был Китай, начавший свои эксперименты с реформами. Тогдашнее никарагуанское руководство, внимательно присматриваясь ко всему, особенно чутко стало прислушиваться к советам европейских и американских левых. Сандинисты даже вступили в Социалистический Интернационал, не отказываясь при этом, впрочем, и от марксизма-ленинизма. Для оказания помощи в рамках движения солидарности в страну хлынул оттуда поток левых добровольцев и помощников, иногда располагавших теми или иными средствами и связями, в том числе и на уровне руководства ряда западных стран. После отстранения сандинистов от власти в 1990 году этот поток резко уменьшился, но отнюдь не исчез полностью. Во многих регионах страны власть сандинистов на местном уровне, в мэриях, никогда не прерывалась, например, во втором по величине городе стране Леоне. Впрочем, даже на государственном уровне разношёрстная «демократическая власть» занималась внутренними разборками и набиванием карманов, мудро избегая устраивать чистки в созданных сандинистами армии, полиции и государственном аппарате. После постепенного возврата сандинистов к власти в 2004-2006 годах и фактической монополизации ими власти в последующие годы ориентация на левосоциалистическую европейскую модель с её экологической, туристической и культурной направленностью экономики ещё более усилилась. В Никарагуа сегодня 76 (!) заповедников и национальных парков на 6 млн. человек населения. Множество различных музеев, созданных при технической и финансовой поддержке Запада, часто носят на себе отпечаток больших мастеров музейного дела. Некоторые из заповедников, например, в регионе действующего вулкана Масайя, находящегося рядом с популярной туристской зоной, возможно, окупаются за счёт потока состоятельных западных туристов, но большинство не окупаются, просто являясь как бы «любимыми игрушками» западных экологов, в изобилии внедряющих в Никарагуа, при сравнительно скромных затратах, свои причудливые идеи. Почти отсутствует промышленность, даже кустарная. В отличие от Египта, Турции и Ирана, в Никарагуа малозаметны мелкие швейные цеха, не видел я и маленьких мастерских с установленными там мощными токарными и иными станками, которые в странах Востока делают поддельные запасные части для автомобилей и другую довольно серьёзную промышленную продукцию. Впрочем, в Никарагуа существуют и свободные экономические зоны, где на иностранные инвестиции всё же что-то производят. Результат деятельности многочисленных неправительственных организаций, многие из которых были созданы идейными левыми добровольцами, пришедшими на помощь стране, и организованных ими «минипроектов» неоднозначен. Бывали как очень эффективные проекты, так и явно бредовые. Например, группа хиппи организует содействие сбыту у себя на родине, в среде таких же хиппи, сувениров и украшений, произведённых в Никарагуа. Или. Экологи организуют сбыт по высокой цене «экологически чистого никарагуанского кофе, произведённого без химикатов и удобрений». Или. Левые экономисты содействуют появлению на селе сбытовых и производственных кооперативов, аналогичных западноевропейским, которые, по иронии судьбы, когда-то создавались там под впечатлением эффективности созданной в 20-х годах в СССР потребкооперации. Производство сигар класса «премиум», выращивание медицинских трав. Подготовка специалистов для курсов йоги, иглоукалывания и лечебного массажа. Использование солнечных батарей. Впрочем, работающие в Никарагуа западные экологи стараются не замечать проблемы пластиковых бутылок, пакетов и мусорных свалок, ставшие настоящим бичом для страны. Если они будут жёстко настаивать на полном запрете одноразовой пластиковой тары, посуды и полиэтилена (как это было в своё время без шума сделано в СССР на правительственном уровне, делалось послабление лишь для молочных пакетов), то производители прохладительных напитков и множество других «спонсоров» прекратят их финансирование. Не хочу однозначно хулить подобный подход к экономическому и социальному развитию, но стоило бы упомянуть и об альтернативе – об «инженерно ориентированном социализме» китайского, вьетнамского и северокорейского типа. Например, если в Ливии нынешняя власть удержится, то её руководство, без сомнения, захочет приобрести у КНДР разработанные там высокоточные ракеты среднего радиуса действия, чтобы иметь возможность, в случае чего, прицельно точно атаковать на территории Франции её военные объекты, а также авианосцы и резиденцию самого президента страны. И можно с уверенностью сказать, что сумма этой сделки далеко превзойдёт все достижения работавших в Никарагуа хиппи, экологов и защитников окружающей среды вместе взятых. И на эти деньги КНДР сможет самостоятельно создать столько заповедников, сколько она сочтёт нужным. По имеющимся у меня данны на 2005 год, порядка 15% национального дохода Никарагуа составляет внешняя помощь (раньше было 25%). Порядка 20% населения эмигрировало в США, а также более зажиточные Коста-Рику и Мексику, высылая оттуда денежные переводы. Главные продукты экспорта представляют собой классический набор колониальных товаров, а также пищевой продукции на их основе. Страна по уши в долгах. Подавляющее количество промышленных товаров, как производственного, так и потребительского характера, импортируется. Перейдём к никарагуанской культуре. После революции в Никарагуа расцвело под влиянием левой западной молодёжи искусство граффити. После отстранения сандинистов от власти в 1990 г. возглавившие столичную мэрию Манагуа консерваторы приняли решение очистить город от всей всемирно известной настенной революционной живописи и граффити. В то же время в других городах, например, Леоне, драгоценные фрески были сохранены. Весь мир воспринял гибель знаменитой настенной живописи Манагуа как вандализм. Речь идёт не о мнении представителей маргинального художественного авангарда: подробное описание фресок в Леоне и некоторых других городах, а также трагическая история их уничтожения в столице описываются во всех западных туристских путеводителях по Никарагуа, включая №1 из них – Лонели Планет. Они являются такой же исторической и туристской достопримечательностью страны, как «писающий мальчик» в Брюсселе, статуя Свободы в Нью-Йорке и Эйфелева башня в Париже. Напомню, что последнюю тоже собирались в своё время разобрать и сдать на металлолом. Некоторые из сохранившихся фресок реалистичны и просты для восприятия, другие содержат множество скрытых символов и намёков. Наиболее крупной фреской Леона является длинная символическая картина «История Никарагуа», которую из-за размеров мне пришлось разбить на несколько фотографий. Содержание: эпоха до Ко-лумба, приход католицизма, тень героя Никарагуа генерала Сандино, письмо Р.Л. Переза намекает на убийство им в 1956 г. Анастасио Сомосы (старшего). Далее, очки основателя Сандинистского фронта Кар-лоса Фонсеки, лежащие на книге, остатки памятника Анастасио Сомосы, баррикады из кирпичей мостовой, счастливое будущее страны. Интересна и находящаяся рядом давно не реставрировавшаяся потрескавшаяся роспись, где змея с двумя головами символизирует ЦРУ. Самой знаменитой, если верить канадско-французскому туристскому путеводителю Улисс, является фреска на здании пожарной команды Леона. Она состоит из двух частей и изображает Сандино, давящего, с одной стороны, ногой «дядю Сэма», и, с другой стороны, Сомосу в виде собаки, там также имеется и множество других скрытых символов. Картина, реалистично рассказывающая о расстреле Национальной гвардией выступления леонских студентов, в комментариях не нуждается. Отмечу только, что она расположена точно в том месте, где в 1959 году эта трагедия произошла, некоторые из зданий, фотографически точно описанных на картине, прекрасно узнаваемы, другие мелкие строения впоследствии были снесены. Новая роспись во внутреннем дворе леонского Музея революции в честь погибших в этом регионе героев–партизан была написана лишь в прошлом году специально приехавшей из США группой американских художников. Она содержит в себе поэтизацию вооружённой борьбы на фоне цветов красно-чёрного сандинистского флага. Рядом с подписью авторского коллектива – автомат Калашникова. Sendero de guerrilleros (Тропа партизан)Венеция. Так называется деревушка, лежащая высоко в горах, в 55 километрах от никарагуанского городка Эстели. Добираться туда сложно: сначала на рассвете доезжаю автобусом до развилки, по поводу которой меня долго путают, потом голосую автостопом и на грузовичке-развалюхе по грунтовой дороге подбираюсь ещё ближе и, наконец, от новой развилки час пешком вверх по дороге, где может проехать разве что случайный внедорожник. Куда-то вроде пришёл. - Венеция? – спрашиваю у какого-то молодого мужчины, сидящего у своего дома. - Да. Заходите, садитесь. Посидел, попил воды, как-то объяснились - я на французском, он на испанском. Меня интересовала тропа партизан, он, пользуясь неожиданным случаем, предложил свои услуги провести по ней на правах вроде как импровизированного туристского гида за разумную плату. Я знал о существовании этой тропы из французского сайта с грозным предупреждением: идти можно только при условии очень хорошей физической формы. Мой гид одолжил в соседнем доме мачете, оно именно такое, каким его показывают в телевизионных передачах о латиноамериканских джунглях, и предназначенное для того чтобы прокладывать себе путь через заросли. Мы отправились на бывшую партизанскую базу 1970-1979 годов, где жили и воевали, как он сказал, нынешний президент Никарагуа Даниэль Ортега, а также его жена. Лесистые горы, окружающие со всех сторон Венецию, сегодня объявлены заповедными территориями. Они огорожены от прилегающих к селу огородов колючей проволокой, через которую приходится постоянно перелезать, чтобы срезать путь. Тропой это можно назвать чисто символически. Никакой тропы выше огородов (где растёт, среди прочего, кофе) нет - путь идёт через настоящие латиноамериканские горные джунгли. Они выглядят точно так, как описывались в прочитанных мною в детстве приключенческих романах. Вначале гид решил прокладывать мне дорогу сквозь заросли, местами с колючками, с помощью мачете и критически высказался о том, что мои шорты – очень неподходящая одежда в колючих зарослях. Я ему показал, что не лыком шит и пробивать мне путь нет необходимости. Он с некоторым изумлением отмечает, как я ловко маневрирую на крутых подъёмах, огибая колючие заросли и хватаясь руками за кусты, как уверенно иду по каменной насыпи и как с легкостью преодолеваю 300-400 метров подъёма по вертикали. Правда, с меня, в отличие от него, по влажной жаре хлещет пот, но я стараюсь не отставать от его темпа. Этой дорогой вниз и вверх партизаны шли постоянно, спускаясь с базы для засад, нанесения ударов и отхода. Горный гребень. Отсюда можно просматривать, что происходит внизу, в долине. На поросшем лесом гребне мы находим флаг Сандинистского фронта национального освобождения на импровизированном древке, который, очевидно, вырубили на месте. Он, конечно, не является забытой реликвией давних времён. Недавно ветераны и сторонники фронта тут, на памятном месте, устраивали предвыборный митинг и просто забыли забрать флаг. Возвращаемся. Мой гид показывает мне ещё одну неприятную особенность джунглей: на мне клещи, необходимо внимательно высмотреть их на неприкрытых руках и ногах и стряхнуть, пока они ещё не успели присосаться, а также стряхнуть одежду. Было очень познавательно немного приобщиться к жизни латиноамериканских партизан и прочувствовать своим телом то, что никогда не узнаешь из книжного или интернетовского чтива. Город Эстели был оплотом сандинистов. Партизаны совместно с местной повстанческой молодёжью захватывали его, по крайней мере, трижды. Строились баррикады, шли тяжёлые уличные бои против хорошо вооружённой Национальной гвардии диктатора Анастасио Сомосы (младшего). Были и бомбёжки с воздуха. В Эстели, как и в Леоне, носящем наименование «город революции», есть музеи, посвящённые революции и павшим мучениками и героям. Экспозиции достаточно просты и незатейливы, в соседнем Сальвадоре бывшие партизаны лучше и профессиональнее показывают свою борьбу, привлекают в музеи туристов, производят партизанские сувениры. В Манагуа до сих пор не восстановлен даже центральный Музей революции, ликвидированный в своё время правившими в столице демократами и либералами. Внимательно просматривая характер подачи материалов в никарагуанских музеях, мне бросились в глаза отличия трактовок некоторых событий от принятой в СССР практики. Например, у нас не было принято акцентировать внимание на чисто террористических методах пополнения партийной кассы большевиками и другими революционными организациями. Сталин обходил молчанием в своих работах личную причастность к организации закавказских экспроприаций. В Никарагуа, напротив, подобные акции – предмет гордости. Вот фото революционера в леонском музее. Как гласит подпись, именно он, товарищ Хакинто Бака Херез (Jaquinto Baca Jerez) в 1969 году при содействии друга похитил помещика Акилео Венерио. За освобождение заложника он получил выкуп в размере 200 тыс. кордоб и передал своей организации, которой были очень необходимы средства для покупки оружия и снаряжения. Сам он героически погиб в бою 9 ноября 1969 года. Никто в Никарагуа не говорит об убийстве 21 сентября 1956 года в леонском танцевальном зале диктатора Анастасио Сомосы (старшего) как о бесполезной акции. Она повлекла за собой лишь казнь организатора террористического акта Ригоберто Лопез Переса и его товарищей, после этого теракта страной стал править старший и затем младший сын диктатора. Но в Никарагуа не говорят, что «мы должны были пойти другим путём», как в России по поводу убийства Александра II, или что «террор – это не наш путь». Подчёркивается, что убийство тирана – благородное дело. При этом семейство Сомосы отнюдь не являлось карикатурной тиранией из детских сказок, где подданные непременно целуют владыке туфлю. В суверенной никарагуанской вроде как бы «демократии» при Сомосах регулярно проводились как бы выборы, где в качестве президентов избирались не только они сами, но и их заранее намеченные преемники. В стране было, как это модно сегодня говорить, гражданское общество, пресса отнюдь необязательно прямо и жестко была подконтрольна вертикали власти. В случае сильных социальных протестов власть могла пойти на те или иные уступки общественному мнению. Перейдём к положению женщин. Как латиноамериканские телесериалы, в изобилии транслируемые по российскому телевидению, трактуют эту тему? Мужественного вида мужчины – «мачо». Красивые, богатые и обаятельные героини. Добрые священники. Нравственные моральные устои. Как эта традиционная культура «мачо» выглядит вблизи? Ленивые, но тщательно следящие за своей внешностью и одеждой мужики целыми днями дремлют в креслах-качалках и гамаках. Женщины, в отличие от стран мусульманского Востока, торгуют по страшной жаре на рынках. Они бесправны, верх карьеры для них - крутить попкой в красочном костюме на карнавале, а вот ходить в школу, читать и писать им необязательно. Введённый под давлением церкви полный запрет на аборты даже в терапевтических целях породил множество бедолаг с явными признаками генетических уродств, которые стоят на рынках и клянчат на пропитание, а также море беспризорных детей и проституток. Перед президентскими выборами 2006 года Даниель Ортега решил обеспечить себе нейтралитет церкви, ранее призывавшей голосовать в пользу его соперников. Для этого ему пришлось обвенчаться по католическому обряду со своей женой, с которой он прожил три десятилетия и имел, насколько я информирован, семерых детей, – без этого в глазах церкви их брак считался лишь нечестивым блудом. Ему пришлось также исповедаться и причаститься. Формальности были соблюдены, и церковь дала верующим зелёный свет на голосование за него. Партизанская война в Центральной Америке до основания потрясла традиционный институт «мачо»-культуры. Вступая в партизаны, получая оружие, девушки учились там читать и писать, их начинали уважать. Особенно высокий процент девушек и женщин был среди повстанцев в Сальвадоре, где война приняла затяжной характер: 40% членов партии, 30% бойцов, 20% партизанских руководителей. Здесь есть не только телевизионная псевдоромантика, но имели место и самые яркие и страшные любовные романы, какие бывают на белом свете – военно-полевые, между ребятами и девушками в партизанских отрядах. Странные, сюрреалистические отношения, где в один узел связаны война, жизнь, смерть и любовь. В джунглях и подполье рождались партизанские дети. Когда по ночам отряд выходил из окружения, то крик внезапно проснувшегося младенца означал верную смерть для всех, и им могли давать транквилизаторы, чтобы они с гарантией спали во время перехода, но иногда доза превышалась или транквилизаторы давали слишком часто. По окончании войны у многих бывших партизан порой наступала тяжёлая адаптация к мирной жизни. В 20-х годах Алексей Толстой прекрасно раскрыл эту тему в своей знаменитой новелле «Гадюка», которая была позже экранизирована. Интересно, осмелятся ли латиноамериканские режиссёры когда-нибудь коснуться подобных тем? Александр СИВОВ КРАСНАЯ ДОРОЖКА Постскриптум к статье Ю. Мухина «Лукашенко – не Сталин»Не секрет, что, открывая ту или иную газету, которую мы считаем «своей», в первую очередь ищем статьи за подписью любимых авторов: Ю. Мухина, В. Бушина, В. Ковалева, В. Шурыгина, А. Нагорного… Уверена: статью Ю. Мухина «Лукашенко – не Сталин» (газета «Своими именами», №14) читатель не обойдет вниманием. Всё, что касается И.Сталина, вызывает острый интерес. А инаугурация Лукашенко и последующие за ней события вызвали бурные отклики в мире и у нас в Интернете. Поэтому, повторяю, статья Ю.Мухина должна была привлечь к себе внимание именами Сталина, Лукашенко и автора статьи. Защитники Лукашенко, пишет Мухин, на сайте ФОРУМмск буквально навалились на Баранова за его скепсис в отношении Лукашенко. Пусть, считает автор статьи, предсказание и предложение нетрудно было сделать, пусть предложение было и неправильное, но критика Баранова – не лай из подворотни, а то, что называется конструктивной критикой. Ю. Мухин пишет, что в тысячу раз хуже, если Лукашенко не критиковать (здесь Мухин вспоминает о крахе СССР). Свою мысль, поясняет Ю. Мухин, он хотел сначала привести в комментариях к предыдущей статье, но достаточно ему было посмотреть трёхминутный репортаж инаугурации Лукашенко, прочесть о ней на белорусских сайтах и стало ясно, что комментариями ограничиться нельзя. Официальные СМИ Белоруссии своей поистине капээсэсовской тупостью ведут, по сути, пропаганду не за Лукашенко, а против него. Сам Лукашенко оппозиционную прессу не читает, официальная пресса безбожно льстит ему. Думаю, что многих коробит от того, что Лукашенко таскает пятилетнего сынишку по парадам и водит по красной дорожке, но из любви к сестре России, Белоруссии, из симпатии к успехам республики, достигнутым под руководством Лукашенко, а также опасаясь оголтелых нападок за критику батьки, молчат. Ю. Мухин беспощадно резок и правдив по отношению к себе. Он не только умеет вести идеологическую борьбу, критиковать противников, он, прежде всего, самокритичен, и за это его уважают читатели, сторонники. «И я уже жалею, - пишет Мухин, - что сравнил Лукашенко со Сталиным. Поясню, что я имею в виду, когда говорю о том, к чему приучают сыновей настоящие руководители государства, но начну издалека, поскольку давно хотел обратить внимание на плохо понимаемый людьми уровень высочайшей культуры Сталина. Хочу я это сделать на примере его разговора с немецким писателем Леоном Фейхтвангером, на который хочу обратить внимание читателей». 9 января 1937 года «Правда» сообщала: «Вчера, 8 января, товарищ Сталин принял германского писателя Л. Фейхтвангера. Беседа длилась свыше трёх часов» (ТАСС). А 10 января выступление знаменитого гостя было записано на пленку Всесоюзным радиокомитетом. Уже в этом выступлении Фейхтвангер сказал, что самое первое, непосредственное впечатление от встречи со Сталиным – это необыкновенная простота его. Писатель отметил, что за многочасовую беседу не заметил ни одного жеста, похожего на позу. «Сталин в своих словах, - говорил Фейхтвангер, - ясен до резкости. Он готов спорить, хорошо умеет это делать и твердо защищает то, что говорит. Он не через меру вежлив, но зато не обижается, когда собеседник на него нападает». Язык, манера разговора, стиль речи Иосифа Виссарионовича как-то обходятся вниманием пишущих о Сталине. Ю.Мухин в своей статье именно на особенностях речи Сталина останавливается подробно, опираясь на разговор Фейхтвангера со Сталиным. Сейчас у нас в моде «златоусты» и «словоблуды», готовые и умеющие забалтывать любой вопрос, любую проблему. Сталин не таков. Он говорит с народом языком народа, и его голос слышен во всех уголках страны. Мухин пишет: «Ведь штука в том, что Сталин известен своими публичными текстами, а их неправильно считают убогими из-за простоты и даже противопосталяют в этом деле известного златоуста Троцкого. Но публичные тексты намеренно Сталиным упрощались до степени, когда они становились понятны любому. У него не было времени писать или говорить только для умников. А с Фейхтвангером случай иной – тут Сталин говорил с интеллегентом, поэтому и речь его кардинально меняется». Действительно, Сталин говорит с выдающимся немецким писателем, интеллигентом, гуманистом о важнейших вопросах современности, и речь его кардинально меняется. Мы видим его глубокие знания философии, истории, политики, литературы. Отрадно (это очень важно именно сейчас), что Мухин останавливается на теме беседы Сталина с Фейхтвангером, где речь идёт о литераторах, литературе, а также о её роли в построении социалистического общества. Известно, как Сталин любил русскую литературу, часто цитировал её классиков. Сталин понимал значение роли писателя в советском обществе. Он говорил: «Писатель тем ценнее, что он непосредственно, почти без всякого рефлекса отражает новые настроения масс. И если спросить, кто скорее отражает новые настроения и веяния, то это скорее делает художник, чем научный исследователь… Максим Горький отражал еще смутные революционные настроения и стремления рабочего класса задолго до того, как они вылились в революцию 1905 года». Ю. Мухин обращает внимание на диапазон тем, вполне компетентно обсуждаемых Сталиным (помимо привычной ему темы классовой борьбы) – инстинкт и разум, реакционность и революционность, психология рабовладельцев и неосознанные настроения масс, факты и их отображение в голове. И диапазон задействованных примеров – от Платона через Вольтера, Мольера, Гейне, Гегеля и Горького до частной переписки Гоголя. И вполне резонно замечает: «Вы у нынешних руководителей подобные темы и авторов замечали?». Молодец Мухин! Президент только недавно поделился радостью, что познакомился с Гоголем и Чеховым, но, кроме смеха и «отсутствия» политики у Чехова, например, ничего не заметил. Но зато часто и не к месту руководители щеголяют иностранными словечками и терминами. Но вот, убей меня бог, не могу понять, к чему употреблять, к примеру, слово «паллиатив», когда есть прекрасное русское слово «полумера». Ну как не вспомнить слова чеховской героини: «Они хочут свою образованность показать»! Не обошел вниманием Юрий Мухин тему демократии в разговоре писателя и Сталина. Фейхтвангер говорит, что слово «демократия» на Западе 150 лет понимается как формальная демократия и употребление этого слова в нашей Конституции не совсем удачно. Сталин же поясняет, что у нас не просто демократия, перенесенная из буржуазных стран, у нас социалистическая демократия, а это совсем другое, кроме того, мы не хотим отказываться от слова демократия еще и потому, что сейчас в капиталистическом мире разгорается борьба за остатки демократии против фашизма. В этих условиях мы не хотим отказываться от слова демократия, мы объединяем наш фронт борьбы с фронтом борьбы рабочих, крестьян, интеллигенции против фашизма за демократию. Сталин видит, как растет угроза фашизма, нельзя отказываться от слова демократия, заменять его другим словом, как предлагает писатель. Сталин говорит, что единый фронт борьбы против фашизма – есть фронт борьбы за демократию. Рабочие, крестьяне, интеллигенция Запада должны бороться за демократию, которая является низшей формой демократии, а СССР их поддерживает, создав высшую форму демократии. Кроме того, нельзя заменить слово демократия другим, потому что капиталисты поднимут вой: русские, мол, отвергают демократию. Ю. Мухин ещё раз обращает внимание читателей на разнообразие доводов, используемых Сталиным для обозначения понятия «демократии», и просит обратить внимание, насколько это разнообразие доводов в идеологическом споре разумнее и благороднее тупого молчания белорусской официальной прессы в ответ даже на злобную критику, которой тоже надо давать отпор, но и на доброжелательную. Ю. Мухин действительно начал издалека. Он должен был показать, как умел вести спор Сталин, как умел убеждать противника в своей правоте, как понимал он всю важность умения «вести войну словами. Сталин чувствует себя свободно во многих областях, цитирует по памяти, не подготовившись, имена, даты , факты – и всегда точно». Кстати, в своей книге Фейхтвангер пишет: «…Я почувствовал, что с этим человеком можно говорить откровенно, и он отвечал мне тем же». Особенно (жирным шрифтом) подчёркивает Мухин: в мире уже закончился век войны моторов, а давно уже начался век войны словами и деньгами. Ю. Мухин останавливает внимание читателей на том, как Сталин отвечал на вопрос Фейхтвангера – в каких пределах возможна в советской литературе критика. Сталин замечает, что надо различать критику деловую и критику, имеющую целью вести пропаганду против советского строя. Есть вещи, которые допускать нельзя: фашизм, натравливание одной нации на другую. «Если элиминировать попытки пропаганды против политики Советской власти, - говорит Сталин,- пропаганды фашизма и шовинизма, то писатель у нас пользуется самой широкой свободой, чем где бы то ни было». «Во времена Сталина ещё возможно было уничтожить вражеское оружие – вражеское слово – молчанием». У Лукашенко такой возможности нет. Лукашенко просто необходимо, считает Мухин, искать бойцов пропагандистской войны, ему нельзя отмалчиваться, иначе его уничтожат те, на кого указал Баранов: тупая белорусская интеллигенция и молодёжь, развращённая российскими и западными СМИ. Ведь те, кто безудержно льстит, предадут первыми (вспомните хотя бы Лужкова). И поэтому, говорит Мухин, появление Лукашенко с сыном на красной дорожке вызвало его неприятие. Признайтесь, дорогие читатели, можете вы представить себе Сталина, идущего по красной дорожке и держащего за руки с одной стороны Васеньку, а с другой – Артёмчика. Невозможно! Артём Сергеев вспоминает, как Сталин спрашивал сыновей, какой предмет для изучения они считают главным для будущего воина, (они готовились к военной карьере). Мальчики стали гадать и меньше всего ожидали, что самым главными предметами, по мнению Иосифа Виссарионовича, являются русский язык и литература. Им Сталин уделял особое внимание. А вот нынешние вожди этого не хотят понять. Сегодня большая часть молодёжи (в том числе учащейся) уже не владеет русским языком культурообеспечивающего уровня. Знание русского литературного языка может быть обеспечено только освоением наследия русской классической литературы, которая теперь отменена как обязательная за ненадобностью. Ведь нашим президентам нужны «узкоумственные» люди и узкопрофильные специалисты. А Сталину – разносторонне развитая личность, сознательно нравственный человек. Статьи Юрия Мухина всегда правдивы до резкости, они не дают читателям обманываться, обманывать самих себя. Ю. Мухин всегда готов к идеологическому спору, и доводов у него для защиты своей позиции всегда достаточно. Полностью поддерживаю Мухина в том, что детей надо готовить к предстоящим боям (и на идеологическом фронте), а не хождению по красной дорожке. Каждый с детства должен знать: по красной дорожке имеет право пройти только тот, кто совершил подвиг во имя Родины, как Юрий Гагарин. Г.Ю. ЗНАМЕНСКАЯ, г. Северодвинск |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|