|
||||
|
ОТДЕЛ РАЗНЫХ ДЕЛ ЗА РУССКУЮ ЧЕСТЬ! Скажи мне, как народ относится к своим героям, которых враг держит в тюрьмах, и я скажу тебе о судьбе этого народа. Шейх Салех ал-Арури, герой палестинского сопротивления Положим, братья названные, заповедь крепкую: Слушать большему брата меньшего, А меньшему – брата большего. А дружка за дружку всем вставать! Богатырская клятва Все больше греха уныния, все больше люди говорят о том, что оскудело наше Отечество богатырями и Русь-земля пуста стоит. Это лукавый всевает свои мысли и сеет их на горькую почву национального позора и унижения. Но если богатырь от слова Бог, то разве могут у народа Божьего перевестись богатыри? Когда, наслушавшись былин и посмотрев фильм про Илью Муромца, моя дочь спрашивает: «А где сейчас наши богатыри?» – я ей показываю на наших друзей: - Вот, смотри: Александр Харчиков. Этот богатырь подстать Илье, враги боятся одного его голоса. Другого ты тоже знаешь, с большой такой бородой, мы с тобой заходили к нему. – Это где вся квартира в иконах? – Да. Это Константин Душенов. Это такой богатырь, что в одиночку может биться с целой тьмой. – А еще? – А еще был богатырь по имени Лев. Его в открытом бою никто не мог одолеть и потому враги подкрались и убили его, когда он уснул. Его звали генерал Рохлин, а Тамара Павловна – его жена. - Тетя Тамара его жена? – Да, его жена. Она тоже богатырь, хоть и женщина. Так что богатыри на Руси есть и всегда будут, дочка, только пока не собрались на одной заставе. О русских героях, вставших за честь своего народа, и поведем речь. Александр Харчиков – мой друг. Мы познакомились десять лет назад. Я тогда собирал песни для солдат в Чечне, и мы с другими корреспондентами во время командировок раздавали их в роты и батальоны группировки для поддержания морального духа солдат и офицеров. Несколько новых песен удивили меня. Православные ребята из РНЕ, которые мне их дали, объяснили: «Это Александр Харчиков. Он – красный, но наш». Я разыскал Александра Харчикова. Мы подружились. Он подарил мне свою песню, посвященную курдам-героям. Тогда по всей Европе и в Москве прокатилась волна самосожжений курдов, протестующих против предательской выдачи курдского национального лидера Абдуллы Оджалана. Этим ребятам Александр Харчиков и посвятил свою песню «Два факела живых на мостовой…». Он был тронут тем, что я курд и за русских. А я был рад, что познакомился с настоящим русским человеком, каких помнил только по советским кинофильмам: искренним, надежным, не меняющим, несмотря на пылкость характера, своих убеждений. Одним словом – верным. За верность и ни за что иное Господь вдохнул в этого немолодого и уже успевшего поседеть человека песенный дар и разящее слово. Он, как и старый казак Илья Муромец, получил свою силу за горячее желание послужить Родине. И зазвучало над Русью Слово великой обиды за оскорбленную Родину и за плененный народ. Как древний летописец, Александр Харчиков откликнулся на все события русской жизни. Ни один акт национальной трагедии русского народа – от измены Советскому государству до кровавых войн, от бесприютных детей до униженных офицеров – не прошел мимо его взора. Все герои и предатели страны навечно впечатаны в народную память. Пытаясь сберечь самое дорогое для русского сердца, Александр словно заново собирал Россию, ее легендарные страницы, ее вождей и героев. Не смиряясь со смертью, он поднимал мертвых воинов и вождей из могил и бросал их в бой за попранные святыни, за оскорбленную русскую честь. Не книги и не статьи, а его голос на митингах и демонстрациях сокрушил полувековую ложь о Сталине. Песни Александра Харчикова стали частью национального самосознания русских. Для всенародного признания не понадобилось никаких СМИ. Вот это русское чудо, ибо, как говорил Николай Васильевич Гоголь, «русский народ – это ухо», имея в виду чувствительность наших людей к слову. Однако и враги хорошо знают эту чувствительность. Изобличенная певцом тьма беснуется и хочет клеветой и угрозами сломить поэта. Русский народ не в первый раз сталкивается с тем, как плебейское меньшинство травит (в прямом и переносном смысле) его национальных гениев и самородков. Сергей Есенин, Николай Клюев, Василий Розанов, Михаил Меньшиков, Павел Васильев, Михаил Шолохов, Николай Рубцов, Дмитрий Балашов – все они держали удар христоненавистников: кто до ран, а кто до смерти. Задача клеветников проста – убить возвышенную душу народа, а для этого затоптать, залить нечистотами ее живоносные родники. Я теперь понимаю, что встречая на своем пути русских людей особого рода, таких как Александр Харчиков, семья Рохлиных, Александр Лукашенко, Владимир и Надежда Квачковы, Константин Душенов, Александр Проханов, Юрий Мухин и других, пусть неизвестных, но верных, я стремился припасть к этим чистым родникам народной души. Эти люди стали для нации примером самопожертвования и образчиками русского характера. Не за подвиги только и не за свои таланты удостоились они славы у людей, а за то, что разделили с народом горечь утрат и плена. Генерал Лев Рохлин пал в бою с врагами Отечества. Его семью преследуют до сих пор. Что им нужно от них? Семья генерала – это жена, сын и дочь, все трое тяжело болящие, все трое на инвалидности. Чего хотят от этих измученных, живущих в обычных «хрущевках» и не имеющих средств на лечение людей? Здесь нам наука. Бесы не выпускают из рук даже изможденного праведника, пока он с Божией помощью не наберет молитвенных сил и не даст им по рогам. В своей «Экспресс-газете» (развратный еженедельник «Комсомольской правды») нечистые опубликовали очередную клевету на семью генерала – по разнузданности и отсутствию правдоподобия очень похожую на ту, что развернута против русского поэта Александра Харчикова, депутата Юрия Шутова и главы Белоруссии Александра Лукашенко. Дочь генерала Рохлина прореагировала мгновенно: «Сегодня они объявили меня на всю страну наркоманкой, а завтра найдут в парадной и скажут, что я скончалась от передозировки? Кажется, это так у них делается?». Гибель отца и многолетние провокации против матери и всей семьи многому научили дочь генерала. Мы все знаем: ни одна газета, ни один сайт, ни один суд не начнет войну против русского человека, пока им не поступит приказ сверху и спецслужбы не начнут курировать процесс. Остается только удивляться, каким нерусским сбродом заполнены штаты спецслужб. Басаева за захват родильного отделения в Буденновске прозвали гинекологом. Как назвать этих вояк с женщинами и инвалидами – даже на ум не приходит. Какая-то плесень. За что в Кремле ненавидят нашего национального лидера – Александра Лукашенко? За то, что на оккупированной территории Советского Союза он сохранил часть русского государства, не отдал врагу русские заводы, не распустил армию. Он сохранил наше государство, где он, государь, защищает своих подданных, а не пришлых воров и убийц. Кто там, прикрываясь именем России, визжит про нефть и газ, что им чего-то недоплатили? Вам, собаки, ничего и не положено. Батька! Бери столько, сколько надо. Это наше, русское, общее с тобой добро. И никто, кроме наших народов, не имеет на него права. За что 5 лет нехристи глумились над Константином Душеновым? Бесконечные обыски, взломы, допросы? 20 лет бьется русская нация за право жить и иметь свое национальное достоинство, свое имя, свой Божий образ – против проклятого образа бешеных ростовщиков, преступивших заповеди Господа. Эту историческую битву Бога с сатаной и изобразил в своем фильме христианский воин Константин Душенов. Ученик великого подвижника и учителя русского народа владыки Иоанна, ревностный исповедник православной веры Константин Юрьевич Душенов приговорен к 3 годам заключения. 6 лет судят офицеров Владимира Квачкова, Роберта Яшина, Александра Найденова. 6 лет русские офицеры бьются с сынами погибели. За рыжего беса, которого нам выдают за государственного деятеля, офицерам хотели дать пожизненное заключение. Мы не знаем, о каком государственном деятеле идет речь. Мы слышали о государственном и политическом преступнике, который по законам любого государства должен быть приговорен к смертной казни. Владимир Квачков, Роберт Яшин и Александр Найденов – наши герои. Народ их любит. За то, что воевали, за то, что в тюрьмах и на суде дают отпор врагам России, показывая пример стойкости и воинского братства. Народ давно понял, что полковника Квачкова судят не за подставную пешку по прозвищу Чубайс. Этого комедианта на бронированном драндулете вытащили, чтобы скрыть настоящую причину расправы. Военный реформатор Владимир Квачков работал над организацией нового рода войск – Войск специального назначения, в которые были бы сведены воедино элитные подразделения всех вооруженных сил. Обученные, умные, с понятием о долге и чести – такие войска могли и под зад дать государственным изменникам. Поэтому, когда проект Квачкова был готов к представлению в Кремль, спецслужбам было поручено инсценировать нападение на Чубайса, чтобы обвинить полковника и остановить преобразование армии. Вот и вся история, и десятки томов уголовного дела не замажут этой правды. Раньше, когда я шел в Александро-Невскую Лавру поклониться святому князю Александру и святому митрополиту Иоанну, я знал, что на обратном пути зайду в гости к Константину Душенову. Выходя на площади Восстания, я заходил к своему старому товарищу Александру Киселеву, защитнику Дома Советов в 1993 году. В июле этого года его тоже арестовали. Теперь оба моих товарища в тюрьме. Один – православный, другой – коммунист, но оба русские и оба в неволе. Я спрашиваю: «Почему на русской земле, в русском городе враг врывается в квартиры русских людей и бросают их в тюрьмы?» Преследование и дискредитация героев русской нации удивительно точно отражает уничтожение тех державных скреп, на которых держится Российское государство. В лице генерала Рохлина и полковника Квачкова враги уничтожают офицерскую элиту государства, его армию. В лице Константина Душенова преследуют православную веру и духовную миссию русского народа. В лице великого гражданина и певца Александра Харчикова враг стремится подавить национальное достоинство народа, отнять у него голос совести и чести. Но этот голос не заглушить. Он уже звучит по всей России. Интернет и печать переполнены свидетельствами о политических убийствах и расправах над русскими людьми. В тюрьмах оккупантов сотни политзаключенных. Кто они? Кто те восставшие в Приморье, Астрахани, Орле и те, что готовятся восстать? Это рыцари чести. Та духовная гвардия, которая никогда не смирится с поражением, не отдаст свою Родину поработителям. Русская земля не пуста стоит. Враги обольщаются тем, что вот сейчас уберем одного, другого и никого у русских не останется. Дудки, скоморохи! Русская духовная гвардия держала и будет держать удар. Убрали владыку Иоанна – встал его ученик Константин Душенов. Убрали Игоря Талькова – встал Александр Харчиков. Убрали генерала Рохлина – встал Владимир Квачков. Жалкие убийцы и отравители, не разумеете Христа и России. У нас всегда кто-нибудь встанет, воскреснет, споет. Все разделяем с Вами, братья! С тобой, Константин Душенов, исповедуем то, что исповедуешь ты. С тобой, Александр Харчиков, поем твои песни. С тобой, полковник Квачков, служим одной Родине. С тобой, Юрий Шутов, боремся за одну правду. С тобой, Александр Лукашенко, защищаем одно государство. Юрий Колчин и Николай Королев, Александр Сысоев и Александр Киселев, Владимир Белашев и Игорь Губкин – восхваляем Ваше мужество и молимся за вас. Все разделяем, братья, что дал нам Христос: и крестный путь, и радость нашего Воскресения. Александр Федоровский P.S. Напишите письма, не пожалейте добрых слов для лучших сынов России. Душенов Константин Юрьевич: 191144, Санкт-Петербург, п/о 144, а/я 36, Душеновой Елене Ивановне. Шутов Юрий Титович: 618540, Пермский край, г. Соликамск, ул. Карналлитовая, д.98 ФГУ ОИК-2/2 ГУФСИН России по Пермскому краю. Киселев Александр Сергеевич: 195005, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 39, ИЗ-47/4. Губкин Игорь Владимирович: 692916, Приморский край, Партизанский район, посёлок Волчанец, ИЗО 267/22, отряд 4. Сысоев Александр Александрович: 170546, Тверская область, Калининский р-н, п/о Бурашево, ОКПБ №1, 11 м.о. (Супруга: Сысоева Екатерина Викторовна: 171103, Тверская область, Вышневолоцкий район, п/о Боровно, д.79, кв.22). Королев Николай Валентинович. 629420, ЯНАО, Приуральский р-н, п. Харп ФБУ ИК-18. НАСТОЯЩАЯ ЭЛИТА Изобретатели и общество Источник развития общества Итак, мы убедились, что эффективность деятельности изобретателей, прежде всего, зависит от системы общественных отношений. Но не менее важно и обратное влияние изобретателей на общество. А чтобы понять степень этого влияния, полезно задать себе такой вопрос: «Может ли кто-нибудь из нас похвастать тем, что заработал все то, что потребил за свою жизнь. Скорее всего, большинство людей возмутится таким вопросом и ответит, что общество им еще и недоплатило. Но не стоит так сильно возмущаться. Ведь речь идет не о бумажках, которые мы получаем за нашу деятельность, а о доле нашего труда в приобретаемых на эти бумажки товарах. Ясно, что практически ничего из предметов нашего потребления никто из нас при всем желании самостоятельно произвести не сможет. Значит, можно говорить только о нашем участии в кооперации по производству потребительских товаров. Но сегодня в производственной сфере занята меньшая часть населения. Существует даже такая удивительная закономерность: чем выше уровень жизни в какой-то стране, тем меньшая часть ее граждан занимается производительным трудом. Итак, сегодняшнее существование человечества обеспечивается трудом его небольшой части. Значит, эта часть людей работает с фантастически высокой производительностью труда. Добиться такой производительности удается благодаря использованию средств производства, созданных ранее. Другими словами, уровень потребления любого поколения обеспечивается не столько собственным трудом, сколько трудом всех предшествующих поколений, т.е. превращением его результатов в капитал. Однако капитализация результатов труда невозможна без использования изобретений. Наглядным примером являются некоторые арабские нефтедобывающие страны (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Бахрейн, Кувейт). Все знают о высоком уровне жизни в этих странах и уверены в том, что обеспечен этот уровень добычей нефти. Но какое участие в повышении своего благосостояния приняли сами жители арабских стран? Практически никакого. Добычей нефти занимается небольшая часть населения этих стран. Более того, на нефтепромыслах работает немало иностранных специалистов. Но это еще не все. Нефть под землей Ближнего Востока лежала и сто, и тысячу, и миллион лет тому назад. Но обнаружили ее в 1933г. не арабы. Разведку, разработку месторождений, добычу и сбыт нефти вели на первых порах западные компании, в основном британские и американские (например, по договору 1933г. все права на нефтяные запасы Саудовской Аравии получил американский нефтяной концерн «АРАМКО»). Национализация нефтедобывающей промышленности на Ближнем Востоке прошла только в 70-х годах прошлого века. Конечно, качать нефть из уже построенных скважин проще, чем осваивать новые месторождения. Но в основе всей технологической цепочки от разведки до добычи и транспортировки нефти лежат, по крайней мере, несколько тысяч изобретений, без которых нефть так бы и осталась в земле. Но даже если бы арабы сумели извлечь нефть из земли еще 200 лет назад, извлеченное из недр богатство оказалось бы для них совершенно бесполезным. Еще древние греки знали о существовании нефти, но практическое использование нефть получила только в конце ХIХ века. Первоначально из нее получали только керосин, а все остальные продукты перегонки нефти считались отходами производства. Легкие фракции были огне- и взрывоопасны и сжигались в факелах. Мазут, на одном из языков означавший «грязь», загрязнял территории нефтеперерабатывающих заводов, его выжигали в специально отведенных полях. А сейчас нефтепереработка является практически безотходным производством. Из легких фракций получают бензин, и даже «грязь» (мазут) оказалась ценным топливом для тепловых электростанций. Ценность нефти росла по мере увеличения глубины ее переработки. Разумеется, в основе технологических достижений лежали изобретения. Но гораздо больше изобретений связано с использованием продуктов нефтепереработки. Бесполезно получать бензин, если нет двигателя внутреннего сгорания, мазут останется грязью, если не придумать горелки для его сжигания, большое производство керосина невозможно без наличия потребляющих его турбореактивных двигателей. В свою очередь, двигатели внутреннего сгорания применяются преимущественно в автомобилях, турбореактивные двигатели – в самолетах, мазутные горелки – в котлах. Котлы устанавливаются на тепловых электростанциях, которые немыслимы без паровых турбин, электрогенераторов, трансформаторов, насосов, вентиляторов и т.д. И все это связано с огромным количеством изобретений. Арабским шейхам только кажется, что своим сказочным богатством они обязаны нефти, их богатство обеспечено, прежде всего, трудом, по крайней мере, сотен тысяч изобретателей. Ну, а если кого-то этот пример не убедил, можно посоветовать включить телевизор и подсчитать, какое количество изобретений обеспечило появление картинки на экране. Вряд ли удастся справиться с этим подсчетом раньше, чем через месяц. Разумеется, в широком внедрении изобретений участвует очень большое количество людей, а не только изобретатели. Однако кажется несомненным, что первый «толчок» для ускорения движения общества совершают именно изобретатели. И если под этим углом зрения взглянуть на общество, то многие привычные представления о нем могут быть поколеблены. Прибавочная стоимость Понятие «прибавочная стоимость» является одним из основных в экономической теории К. Маркса. Согласно этой теории, капиталист, пользуясь монопольным правом на средства производства, присваивает прибавочную стоимость, произведенную наемными работниками. На первый взгляд, все логично. Вот только акценты расставлены не совсем правильно Если верить Марксу, капиталист, купив в соответствии с их стоимостью средства производства и рабочую силу, автоматически получает право на получение прибавочной стоимости. Допустим, что это так, но в этом случае на саму величину прибавочной стоимости капиталист уже никак повлиять не может. А вот другой капиталист, приобретя более совершенные средства производства и воспользовавшись такой же, как и первый капиталист, рабочей силой (по стоимости, квалификации, численности работников), получит дополнительную прибавочную стоимость. И какое к этому отношение имеет эксплуатация наемных работников? В обоих случаях рабочие трудятся с одинаковой интенсивностью, получают за свой труд одинаковую зарплату, но второй капиталист приобретает большую прибавочную стоимость. Ясно, что источником дополнительной прибавочной стоимости является не рабочая сила, а новые средства производства. А новые средства производства отличаются от старых тем, что в них воплощены новые идеи некоего изобретателя. Со временем все «новое» становится «старым». Появляются новые изобретения, за счет которых извлекается дополнительная прибавочная стоимость. А «старые» изобретения составляют базу для получения основной части прибавочной стоимости. Этот процесс идет постоянно, мысленно его можно продолжить как в будущее, так и в прошлое. В результате мы неизбежно приходим к выводу, что единственным источником прибавочной стоимости является труд изобретателей. Как следует из вышеизложенного, прибавочный продукт человеческое общество производило не только при капитализме, но и на протяжении всей своей истории. И прибавочная стоимость непрерывно накапливалась. Но не менее важно понять, как она расходовалась. Независимо от того, кто присваивал прибавочный продукт, потреблялся он в итоге всеми членами человеческого общества, хотя и в разной пропорции. Прибавочный продукт тратится, прежде всего, на расширение потребностей привилегированных слоев общества. Но сделать это не так-то просто. Все существующие на данный момент потребности представителей высшего класса полностью удовлетворяются, как правило, со дня их рождения. Значит, расширить потребности можно только за счет создания новых потребностей, которые кто-то должен придумать. И этим занимается довольно много людей, в том числе и изобретатели. Однако физические возможности любого человека весьма ограничены, а в сутках только 24 часа. И даже если бы собственники тратили на потребление все свое время, то смогли бы израсходовать мизерную часть накопленного человечеством богатства. Поэтому, в результате действия ряда социальных и экономических законов, постепенно расширяются потребности всех членов общества. В итоге растет стоимость рабочей силы и, как следствие, уменьшается прибавочная стоимость. Таким образом, в экономической системе действует отрицательная обратная связь, предохраняющая ее от разрушения из-за чрезмерного роста прибавочной стоимости. И если бы не появлялись новые изобретения, то прибавочная стоимость со временем уменьшилась бы до минимального уровня, обеспечивающего повышенное потребление господствующего класса. Но изобретатели творят постоянно, поэтому прибавочная стоимость не уменьшается. Истратить ее полностью на потребление не удается, поэтому часть прибавочной стоимости уходит на увеличение капитала, если понимать его примерно как А. Паршев в книге «Почему Россия не Америка». В этом смысле капитал – не деньги, а все то, что может быть использовано в будущем: здания, сооружения, транспортные коммуникации, знания и т.д. Общественное разделение труда Принимая во внимание, что развитие человечества есть накопление капитала, можно по-иному взглянуть и на разделение труда в обществе. Традиционная классификация трудовой деятельности строится по профессиональному признаку, т.е. в зависимости от ее характера. Мы же попробуем классифицировать деятельность людей по ее результатам. И тогда представители одной профессии могут оказаться в разных группах. Такую классификацию целесообразно начинать с изобретателей, т.к. именно изобретения являются источником развития общества. Но изобретения могут выполнять разные функции. Выделим условно три группы изобретений, направленных на: создание новых потребностей, повышение производительности труда, сбережение природных ресурсов. В конечном счете, внедрение изобретений приводит к увеличению общественного капитала, свободного времени и заполнению этого времени новыми потребностями. Однако для превращения идеи в капитал усилий одних изобретателей недостаточно. Во внедрении изобретений в производство участвуют рабочие, изготавливающие опытные образцы, инженеры, испытывающие их, конструкторы, разрабатывающие рабочие чертежи, руководители, принимающие решения об использовании изобретений или о серийном производстве нового оборудования, и т.д. Но все эти люди участвуют во внедрении изобретений, даже косвенно, только эпизодически, тратя на эту деятельность незначительную часть своего рабочего времени. Более многочисленная часть общества занята непосредственным увеличением капитала, преобразуя уже накопленные знания в реальные здания, сооружения, предприятия и т.п. К этой группе относятся строители, работники промышленности группы А (производство средств производства) и некоторые другие. К этой же группе можно отнести ученых (разумеется, только тех, кто занимается научной деятельностью, а не имитирует ее), работников всех видов образования, начиная с дошкольного, библиотечных работников ( ведь знания – тот же капитал). Еще одна часть общества, эксплуатируя капитал, производит товары потребления. В нее входят работники сельского хозяйства, промышленности группы Б (производство товаров потребления). Сюда же можно отнести и большинство представителей искусства и литературы. Конечно, некоторые произведения искусства являются капиталом, но в основном результаты творчества деятелей искусства и литературы имеют сиюминутное потребительское значение, заполняя собой досуг потребителей. Значительная часть общества ничего сама не производит, но способствует функционированию существующей на данный момент структуры. Это: чиновники всех рангов, военнослужащие, работники правоохранительных органов, торговли, банков, идеологической сферы (журналисты, социологи, политологи и т.п.). Самой же многочисленной группой являются потребители, к которым относятся все без исключения члены человеческого общества. Но потребление на нашей планете, как известно, отличается значительной неравномерностью. И совершенно естественно, что в обществе образовалась довольно многочисленная группа людей, основной функцией которых является потребление. Конечно, почти все они занимаются какой-то деятельностью, но главная их задача – потребление.. Принадлежность человека к группе «чистых потребителей» легко определить по двум признакам: бесспорно высокий уровень потребления и весьма сомнительные результаты трудовой деятельности. В современном обществе создана целая индустрия имитации трудовой деятельности «чистых потребителей». В эту индустрию входят всевозможные рекламные агентства, игорный бизнес, шоу-бизнес и т.п. К «чистым потребителям» относятся и сотрудники структур, обеспечивающих эту бесполезную деятельность (изготовление игровых автоматов, работники типографий печатающих рекламную продукцию, и т.д.). В эту категорию входят не только представители специфических структур – любой человек, имитирующий трудовую деятельность, является «чистым потребителем». Не стоит забывать и о такой функции человеческого общества, как уничтожение капитала. На фоне постоянного наращивания капитала процессы его уничтожения остаются в тени. Однако они достаточно интенсивны и являются непременными спутниками потребления. Капитал уничтожается не только в ходе потребления, но и многими другими способами, в частности, при внедрении новой техники. Но и здесь существуют специфические общественные группы, занятые преимущественно уничтожением капитала: преступные элементы, завоеватели, пропагандисты лжеучений, манипуляторы общественным сознанием, фальсификаторы науки, проводники бесполезных реформ. Потребление труда В 1994 г. Э. Савенок* ввел понятия «потребление труда» и «труд потребления» («Россия ХХI», №8, 9-10). Согласно Савенку, «труд потребления» направлен на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, а «потребление труда» служит удовлетворению человеческой потребности в самой трудовой деятельности. По всей вероятности, необходимость в потреблении труда ощущают в той или иной степени все человеческие существа. И если эта потребность не удовлетворяется полностью в процессе основной производственной деятельности, то в свободное время человек продолжает трудиться, может быть, поменяв характер трудовой деятельности. Может показаться, что для потребления годятся только особые виды труда: литература, искусство, наука и т.п. Но это не так, в принципе, любая посильная трудовая деятельность может приносить удовлетворение. Но при этом необходимым условием является субъективное ощущение ее полезности. Без этого ощущения работа превращается в наказание. Именно поэтому в армии для отрабатывающих наряды вне очереди иногда придумывают абсолютно бесполезные занятия (например, выкопать яму, а потом ее снова засыпать). Изобретательская деятельность вообще немыслима без получения удовлетворения от нее. А значит, изобретатель должен быть уверен в полезности своего изобретения. В широком смысле слова почти каждый человек занимался изобретательством, придумывая что-то полезное для себя. Но юридически изобретением считается только то, до чего ранее никто в мире не додумывался. Естественно, что изобретатель в таком случае рассчитывает на полезность своего изобретения для достаточно больших структур (предприятия, страны, человечества). Единство противоположностей Как мы убедились, источником развития человеческого общества являются изобретения, а создает их довольно малочисленная группа людей. Поэтому для развития общества изобретатели представляют собой наиболее ценную элитную группу. Однако, в отличие от всех остальных элитных групп, принадлежность к этой группе не определяется однозначно профессиональной деятельностью человека и занимаемой им должностью. Изобретателем может быть рабочий, инженер, ученый, пенсионер и даже школьник. Любой из них, сделав ценное изобретение, тем самым «де-факто» вступает в элиту. Для вхождения во все другие элитные группы необходимо наличие высокой должности, звания, степени и т.п. А изобретатель может быть одновременно и представителем элиты, и рядовым членом общества. Изобретателям присущи и другие противоположные свойства. Причем эти свойства проявляются совершенно объективно, практически независимо от черт характера, мировоззрения и других качеств человека. Изобретатель не сможет ничего изобрести, не осознав полезности своего изобретения. Но полезность – понятие не абстрактное, оно обязательно связано с какой-то структурой: предприятием, отраслью, страной. А значит, у изобретателя неизбежно появляется чувство соответствующего патриотизма. Но ни одно ценное изобретение не может вечно принадлежать только одной структуре. Рано или поздно оно становится достоянием всего человечества. А значит, изобретатель, независимо от своего желания, выполняет одновременно роли и патриота, и космополита(в хорошем значении этого слова). Без изобретателей невозможно увеличение капитала, т.е. в некотором смысле изобретатели являются капиталистами. Но они же передают результаты своего труда всему обществу, выступая одновременно в роли коммунистов. Сама изобретательская деятельность неразрывно связана с индивидуализмом. Идея возникает в голове одного человека, защищая свою идею, изобретатель стремится доказать, что он является первым, кто ее выдвинул, а удовольствием, полученным от возникшей идеи, невозможно с кем-то поделиться. Со стороны изобретатель выглядит явным эгоистом. Но одновременно изобретатели являются и альтруистами, т.к. передают результаты своего труда всему обществу. А если изобретатели получают вознаграждение(что случается совсем нечасто), то оно в большинстве случаев составляет мизерную часть от получаемой обществом прибыли. Очень хорошо свое отношение к обществу выразил Заслуженный изобретатель РСФСР А.У. Липец в «Наставлении сыну» (в книге «Записки инженера»). Приведем его полностью. 1. Имей работу, которая доставляет тебе удовольствие (условие удовлетворения эгоизма). 2. Работа должна быть такой, чтобы ты в ней производил материальные или интеллектуальные продукты, которые необходимы людям, обществу, природе (условие удовлетворения альтруизма). 3. Эти продукты ты должен производить в максимальном посильном для тебя количестве и наивысшего доступного тебе качества. 4. Ты должен отдавать себе отчет в том, что, лишенный такого труда и удовольствия от него, ты – несчастный человек. 5. Конечно, хорошо, чтобы общество, в котором ты живешь, вознаграждало тебя за труд в соответствии с его ценностью – количеством, качеством, уровнем произведенных продуктов. 6. В случае возникновения альтернативы – достаточного материального вознаграждения за труд без удовольствия от него или недостаточного вознаграждения за труд с удовольствием от него – отдавай предпочтение последнему, ибо, в конечном счете, истинное вознаграждение (сумма материального и духовного вознаграждения) в таком труде выше. А. Каменщик *Эдуард Павлович Савенок ушел из жизни в 2003 г. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|