• О БАРДАХ НАШИХ И НЕ НАШИХ
  • ГРЯЗЕВЫЕ ВАННЫ В «КРЕАТИВНОМ» БОЛОТЕ
  • ПРОДОЛЖАЮТ РАЗРУШАТЬ
  • КУЛЬТУРА И КУЛЬТПАСКУДСТВО

    О БАРДАХ НАШИХ И НЕ НАШИХ

    Поводом для моего выступления стали интереснейшие материалы Фёдора Раззакова из серии, которую надо бы назвать «Развенчанные кумиры смутного времени» - на этот раз о Владимире Высоцком. Печатались они и в газетах, и в виде книги.

    Раззаковская серия интересна и потому, что серьёзные аналитические материалы о людях, чьи имена на слуху, давно уже редкость в российских СМИ. Обсуждаются чаще всего личная жизнь звёзд, скандальные детали и т.п. Но ведь всё это второстепенно, главное - творчество. А творчество стараются не обсуждать, а если уж обсуждать - то на уровне «нравится - не нравится», не более того. Что, по большому счёту, обсуждать в «творчестве» М. Жванецкого или М. Галкина, Ф. Киркорова или А. Цой? Тут или вульгарное ёрничество, или пёстрое развлекалово. Обсуждать-то и нечего. Куда как интереснее подглядывать в замочную скважину.

    «Своими именами» и её предшественницы в этом отношении чуть ли не уникум. Так что истинную историю России грядущему исследователю придётся изучать по материалам нашей газеты, а вовсе не по «МК», «АиФ» и прочей лживой «демократической» дребедени.

    Недавно отмечалась памятная дата В.С.Высоцкого - 30-летие со дня смерти этого выдающегося советского актёра, автора и исполнителя песен. Конечно, многое из фактов его жизни и творчества мне, как и большинству его поклонников, было известно и раньше. Истинное значение этого человека на уровне чувств и подсознания было понятно достаточно давно, однако именно Раззакову удалось беспощадно вскрыть подоплёку неоднозначных событий из жизни Высоцкого. Он показывает главное в Высоцком. Что ни слово - в точку, ни убавить, ни прибавить.

    Теперь место Высоцкого в отечественной культуре установлено пожалуй что окончательно. Да, фигура была крупная, высокоталантливая, его слушали и будут слушать, но историческая ограниченность, преувеличенность Высоцкого-личности и Высоцкого-мифа показана хорошо. Главное - развеяна окончательно легенда о гонимости Высоцкого, о его титаноборчестве с Советской властью. Не был Высоцкий вторым Солженицыным, не бодался этот теленок с дубом. Был уникальный автор песен, на 50% - хохмач, сильная сторона которого - песни «от первого лица» (в этом ему равных практически не было, но и тут он не первый, как вы увидите чуть ниже). Он охотно создавал и поддерживал легенды о себе, умело выстраивал взаимоотношения с Советской властью, но её принципиальным противником, разумеется, не был. Дело ограничивалось взаимными пощипываниями.

    Так что потуги либеральных литераторов и искусствоведов создать из Высоцкого эдакого «демократиста», провозвестника перестроечного движения в песне - нелепы и смешны.

    Всему своё время!

    Но отдельно хочу остановиться вот на каком достаточно тонком моменте. Один из главных выводов Раззакова - идеологическим сторонникам Советской власти оказалось некого противопоставить Высоцкому в качестве художественной альтернативы. Высоцкий в своих песнях оказался талантливее тех, кто не ёрничал, не лукавил, а твёрдо и последовательно защищал, как говорится, «социалистические идеалы и ценности».

    Это и так, и не совсем так. Нужно уточнить расстановку акцентов.

    Да, к сожалению, большое количество, а, может быть, и большинство талантливых, востребованных деятелей искусства позднего послевоенного времени («шестидесятники», «сорокалетние» и следом идущие) разделяли антисоветские позиции или, по крайней мере, не стояли на позициях советских. Из тех, кто на слуху, - те же Окуджава и Галич, Евтушенко и Вознесенский, Битов и Искандер и много-много других.

    Но их количество, а главное, качество нам преподносится с натяжками. Оценивая ситуацию объективно, увидим, что существовала определённая группа лиц, по большей части одной национальности, сплочённо и дружно продвигавших творения своих единомышленников-соплеменников и внедрявших их в общественное сознание разными путями - от легальной прессы, ТВ и радио до вбрасывания анекдотов. Нам навязывали мнение о роли отдельных деятелей в разных видах искусства, далеко не полностью соответствовавшее действительности. Если выразиться грубой народной поговоркой, «выдавали дерьмо за конфетку».

    Не зря тогда шутили: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». Так и вышло - продали в 1991 г. Родину в основном бывшие любители джаза.

    Большинство из них устроилось вполне благополучно, только вот чести и совести у них не было и нет.

    В то же время замалчивали или искажали творчество прекрасных художников, которые не были западниками, либералами или диссидентами, а были русскими патриотами или имели чёткие коммунистические убеждения.

    И таких деятелей искусств было немало.

    Каким образом изменяли генеральную линию в сторону, нужную малому народцу, прекрасно показал уже в то время Иван Михайлович Шевцов в славном романе «Тля» (реакция на который подтверждает испуг народца ростом самосознания русских деятелей искусства), а в наше время - Александр Андреевич Проханов в романе-ретроспекции «Надпись».

    Остановлюсь на хорошо мне знакомой области - авторской песне.

    Да, многие из «бардов» и «менестрелей» смотрели на запад, на права человека и т.д. (иначе бы достопамятная Алла Гербер ещё в 1964 г. писать про них не стала, а «отец» «настоящего человека» Б. Кампов-Полевой в журнале «Юность» её бы не поддержал!), но даже в этом, прошу прощения, песенном кагале были и наши люди.

    3 наиболее ярких примера: Михаил Анчаров, Новелла Матвеева, Михаил Ножкин.

    Годы детства и юношества - самые яркие, как это ни банально звучит, а на детство и юность моего поколения (я родился в 1959 г.) пришлись действительно великолепные песни. Космическое время! 60-е годы - это расцвет творчества таких корифеев, как Бернес и Трошин, Кристалинская и Зыкина, Колмановский и Соловьёв-Седой, Матусо-вский и Ошанин и многих, многих других!

    К великому сожалению, сейчас звучат только их самые “нейтральные”, чисто лирические песни, а ведь в основе репертуара этих авторов и артистов были произведения высокого гражданского накала, песни высокого смысла. Они чрезвычайно интересны и сами по себе, и в контексте того - непростого! - времени, однако их стараются вывести из современного культурного обихода.

    Но ведь именно они создают реальную атмосферу времени.

    Это же время - и расцвет творчества М. Анчарова, Н. Матвеевой, и начало творчества М. Ножкина.

    Творчество выдающегося русского барда, одного из родоначальников жанра авторской песни Михаила Анчарова, происходившее в конце пятидесятых - первой половине шестидесятых лет, сейчас почему-то забыто (хорошо, что не всеми!)

    Прекрасно помню, как в 1972 г. в телесериале «День за днём» прозвучал ряд отличных песен на его стихи, музыку к которым заново писал Илья Катаев (авторские варианты этих песен с музыкой Анчарова не хуже, а скорее, даже лучше). Пели их прекрасные исполнители - Валентин Никулин, Татьяна Покрасс, Владимир Трошин, Владимир Макаров, Валентина Толкунова. Меня, 12-13 летнего, песни глубоко поразили, так же, как чуть позже - песни Вертинского, Окуджавы, Новеллы Матвеевой. Однако авторское исполнение полностью авторских песен Анчарова (с его музыкой) в то время не пропагандировалось. Его я услышал - странно! слушатель-то я достаточно опытный - только в XXI веке...

    Пусть творчество Анчарова количественно невелико, но вся жизнь человека, все её наиболее существенные моменты отражены глубоко. Потому он и относительно рано перестал писать песни - видимо, высказался. Но высказался так, что к сказанному и добавить нечего. Знатоки считают его одним из пяти китов авторской песни (Вертинский, Анчаров, Окуджава, Высоцкий, Визбор).

    «Баллада о парашютах» (из неё выросли все военные песни Высоцкого! Кстати, сам Высоцкий упоминал Анчарова как одного из немногих своих учителей, насколько могут быть учителя у такого мощного таланта), «МАЗ», «Песня про радость», «Антимещанская»... Особенно дорога песня «про циркача, едущего на белой лошади...». Да, «Губы девочка мажет»! Это - песня-маршал. В наше время триумфа фальшивой, ханжеской политкорректности так давно уже не чувствуют, давно не пишут, давно не поют:

    Научу я мальчишек неправду рубить,

    Научу я мальчишек друг друга любить.

    Конечно, я понимаю, почему Анчарова не популяризируют так широко, как Окуджаву, Высоцкого, Визбора, Кима. Все они - большие мастера, но во многом их время ушло. Анчаров - сложнее их, многограннее, жизненнее. Он - небезобиден! Анчаров - настоящий мужчина, фронтовик-орденоносец, благородный образ, благородный сдержанный стиль исполнения. В нынешнее время царствования шансона (сиречь блатняка) Анчаров никак не вписывается. Он - не с нынешними власть предержащими. Он - пробуждает лучшее в душе, тревожит, зовёт.

    И всегда Анчаров был верен коммунистической идеологии, о чём регулярно писал в книгах и говорил в интервью. Вот большая, но необходимая цитата:

    «В зерне народной мечты лежала мысль, что нужно общество, где всем будет хорошо. Каждому по-своему, но всем. А там (в фашистской Германии. - А.С.) - только некоторым. ... Водораздел - именно по этой линии. Не хочу громких слов, но одна из этих моделей - коммунистическая, другая - фашистская. И всё. Всё стало белое и чёрное. Стало очень ясно всё. Сколько угодно можно петлять, путать, крутиться, а модель либо такая – либо такая. Либо человеку нравится, когда всем вокруг хорошо, либо ему это не нравится. Для последнего важно, чтобы он вырвался вперёд, а остальные чуть, хоть чуть, но пониже, до плеча хотя бы. И каждый про себя это знает». (Анчаров М.Л. Сочинения. – М.: Локид-Пресс, 2001. – С. 127, 129)

    Нынешняя «демократия» в РФ - это и есть фашизм по-российски.

    Анчаров - наш. Поэтому его песни не крутят на FM. Но время его придёт.

    Наша - и Новелла Матвеева, резкие стихи которой на современные темы публиковал «День» и патриотические сайты, но не публиковали «демократические» издания, предпочитавшие, чтобы она осталась навсегда певицей страны Дельфиний и девушки из харчевни. Художественный уровень произведений Матвеевой устойчив и несомненен. Прекрасные, несравненные песни, но ими творчество Матвеевой отнюдь не исчерпывается! Позиции её правильные, и с разрушителями Родины ей не по пути.

    Наш и Михаил Ножкин, певший на митингах оппозиции и активно участвующий в движении сопротивления. Результат - глубокое уважение народа, искренняя любовь - и отсутствие даже упоминания, а не то что персональных статей в современных сборниках авторской песни! Полнейший отпад: в недавно вышедшем томе о современной музыке детской энциклопедии «Аванта+» есть Ланцберг и Ким, Кинеры и Клячкин и ещё сотни персон, но нет Ножкина. Представляете, к примеру, том по химии без Бутлерова и Менделеева или по математике - без Пифагора и Лобачевского?

    Так ненавистен этот выдающийся человек и патриот псевдодемократическому «песенному» кагалу, самочинно присвоившему себе право быть истиной в последней инстанции в вопросе, «кто есть ху».

    Впрочем, художественные достоинства М. Анчарова, Н. Матвеевой и М. Ножкина настолько бесспорны, что они - уже в вечности; в их творческой судьбе в грядущем можно быть уверенными.

    Выдающимся борцом, надёжным человеком и прекрасным поэтом был Борис Михайлович Гунько. Его имя не встретишь в российской прессе, но, тем не менее, оно тоже вписано золотом в историю России. Как и имя недавнего юбиляра Николая Зиновьева. Как и некоторые другие имена, о которых на всякий случай умолчим, чтобы люди пока не задавались.

    С современностью сложнее.

    Да, много пишет и записывается Александр Харчиков - глыбища! - уровень которого чрезвычайно высок во всех отношениях. Но он вовсе не молод. Есть и высокохудожественные, идеологически верные Галина Рылеева, Анатолий Беляев. Иван Баранов. Как будто и всё. Рядом с ними поставить кого-либо сложно. Дай Бог, чтобы я ошибся.

    Молодых патриотов в искусстве, работающих на должном художественном уровне - единицы. Кто идёт на смену ветеранам? Большой вопрос. Хороших людей много, но дайте Личность! Длинные ряды как бы молодых как бы писателей, которые в разных местах регулярно публикует Владимир Бондаренко, - это то, что называют «на безрыбье и рак - рыба».

    И поэтому я считаю, что популяризация лучших художественных достижений современной патриотики - актуальнейшая задача всего оппозиционного движения. И не только популяризация - тщательное взращивание, уход. Нужно не упустить остатки молодёжи, тех, кто не пошёл за «нашими» и прочими путинои дами. Считаю, что руководители патриотического движения сильно недооценили, например, Харчикова, и это существенно сказалось более на самом патриотическом движении, чем на певце. Как в анекдоте: 1970-е вспоминают как время Высоцкого, Пугачёвой и мелкого политика Брежнева, а 2000-е будут вспоминать как время Ножкина, Харчикова и мелких политиков Путина и Зюганова. Хотя и певец находится в странном положении: тот, чьё творчество будут, я уверен, через определённое время изучать в школах (изучают же сейчас на полном серьёзе в школах Градского и Гребенщикова!), не может в Москве собрать на концерт 300 человек. А концерты-то бывают всего 2 раза в год, к майским и ноябрьским праздникам...

    Крайне низок сейчас некогда широкий интерес народа к настоящему искусству! Все спешат в абсолютно пошлый «демократизированный» МХТ имени А. Чехова, а в патриотическом горьковском МХАТе - полупустые залы. Заполняются они только на спектаклях из «школьной программы» и детских. Да, конечно, мхатовский зал не маленький, но всё же, всё же... Почему настоящее искусство не интересует московскую (да и российскую в целом) публику XXI века? Неужели оскудела Москва истинными театралами? Обращаюсь к патриотам - бойкотируйте зрелища, предлагаемые демократами от искусства. Вас оболванивают на телевидении, в театрах, на концертах - не поддавайтесь! Не под страхом же смертной казни тащат! Бойкотируйте чужеродную пустую попсу, бессмысленные художественные выставки, брутальную атлантистскую кинопродукцию. Вас хотят задурить - не дуритесь. Всё зависит от народа.

    Приходите в МХАТ имени А.М. Горького! Слушайте Александра Харчикова! Читайте стихи Бориса Гунько и публицистику Владимира Бушина!

    И, главное, делайте правильные выводы!!

    А. П. СИЗОВ, эколог, кандидат биологических наук

    ГРЯЗЕВЫЕ ВАННЫ В «КРЕАТИВНОМ» БОЛОТЕ

    Любую грязь в её физическом виде и состоянии смыть можно, для этого в наше время средств изобретено предостаточно. Но как отделаться от грязи духовной – липкой, обволакивающей, порой не подвластной времени? Она в недавно наступившую сверхдерьмократическую эпоху стала средой нашего существования, проникла во все поры общества. И главным её источником, генератором, производителем и носителем является так называемая творческая интеллигенция. Когда прорвавшиеся к верховной власти запойные мерзавцы и извращенцы официально разрешили всем желающим быть негодяями, в порядке подготовки к этим метаморфозам оправдывая взяточничество, половые извращения, аморальность и лживость первых лиц в государстве и т.д., пальму первенства и все порочные, непристойные приоритеты прочно взяли в свои цепкие руки обладатели дипломов, многочисленных наград, премий и почётных званий – кукушки и петухи, буквально исходящие словесной патокой во взаимных восхвалениях, включая юбилейное саморекламирование, когда юбиляр (как, например, Н. Михалков) сам ведёт программу, вызывая панегирический «огонь» на себя…

    Нормальному «непродвинутому» человеку, не принадлежащему к этой «креативно-гламурной» среде, ни за что не понять сладость смачной экранной нецензурщины, публичных сексуальных упражнений (в подражание нашим «меньшим братьям»), выворачивания наизнанку любых интимных сторон жизни, которые в элементарно цивилизованном обществе принято скрывать с первобытных, доисторических времён. Но «креативные» субъекты обоих полов выделывают все эти скабрёзности смачно, истово, с какой-то садо-мазохистской страстностью – и, конечно же, не ради развлечения, а ради высших целей искусства – никак не меньше…

    Дело дошло до того, что уже нельзя без подсознательного опасения садиться перед телевизором с дочерью или внучкой, потому что на хулиганские словесные выходки, например, в уличном транспорте можно отреагировать и даже – при необходимости – дать по физиономии, а как ответить экранному хаму, чтобы не потерять лицо перед близкими людьми? Надо ли говорить, какую сокрушительную для юной души травму наносит демонстрация постельных сцен и срамных поз, не рассчитанных на дневной свет…

    Хотя этих «творцов» в чём-то, наверное, можно понять: ведь едва ли не в каждом из многих «ток-шоу» (противно употреблять эти дурно звучащие заёмные клише, но вот приходится) кто-нибудь да пожалуется на то, как скучно было в советские времена без подобных картинок скотской «суперцивилизации». Но ведь как-то обходились без бесстыдно-натуралистических перлов мастера советского киноискусства – вспомним фильмы «Свадьба с приданым», «Испытание верности», «Карнавальная ночь», «Неоконченная повесть», «Весна на Заречной улице», «Высота», «Разные судьбы», «Верные друзья», «Девять дней одного года» – перечень этих шедевров, которые и сейчас, спустя десятилетия, не сходят с телеэкрана, можно продолжать почти до бесконечности. В моей юности на просмотр таких картин устраивали студенческие культпоходы, потом жарко их обсуждали – почти в праздничной обстановке, потому что они учили жить, несли высокую культуру человеческих взаимоотношений, свет и радость.

    А чему учат сегодня буквально сорвавшиеся с моральной цепи «креативы»?

    Несколько дней назад я ехал в комфортабельном междугородном автобусе. Сразу после начала движения водитель включил телевизор, и на экране обозначились титры фильма нынешнего корифея киноискусства А. Кончаловского «Глянец» (только в данном случае правильнее будет применить термин «кинопаскудство»). С первых же минут на пассажиров обрушился целый каскад отборной пошлятины и нецензурщины, и хотя четверть часа спустя в результате какого-то технического сбоя этот поток иссяк, в памяти ничего не осталось от увиденного фрагмента убогонького сюжета, кроме перлов площадной словесности. Не буду их пересказывать, щадя эстетические чувства читателей, да и самому перелопачивать этот словесный навоз никакого желания нет. (Хочу заметить, что я не «проходил» института благородных девиц, вырос в деревенской, затем городской дворовой среде, а в дальнейшем, на протяжении многолетней и очень непростой службы, наслушался такой виртуозной – многоэтажной и семиколенной – ненормативной лексики, что удивить меня практически невозможно. Однако от своего покойного отца на протяжении всей жизни я не услышал ни одного – подчёркиваю: ни одного даже самого безобидного! – нецензурного слова, за что я ему бесконечно благодарен и чем искренне горжусь, ибо было с кого брать пример.)

    Мы уже привыкли к безудержным восхвалениям и всеобщему интеллигентскому поклонению двум братцам–режиссёрам из славного семейства Михалковых как непревзойдённым мастерам-классикам российского кино. Но если их мастерство не может обойтись без грязного натурализма, а лексический арсенал настолько обеднён, что не в состоянии выразить мысли и чувства художников нормальным русским языком – без похабного сквернословия, то, простите, я позволяю себе очень и очень сильно усомниться в их гениальности и даже профессиональной состоятельности. Видимо, они не читали в свои юные годы чистых, светлых, жизнеутверждающих стихов своего отца, С.В. Михалкова – большого и, пожалуй, непревзойдённого детского поэта (личностную характеристику автору трёх советско-российских гимнов, написанных с конформистских позиций для политически и идеологически диаметрально противоположных государств, давать не буду, поскольку речь сейчас не об этом). Они не вынесли из его произведений уроков духовно-нравствен- ной гигиены, хотя это оказалось вполне по силам миллионам советских школьников и пионеров нескольких поколений, прошедших трудновообразимые разломы и катаклизмы в новейшей истории нашей страны и до старости не забывших созданные поэтом стихотворные образы.

    Следуя курсом заигрывания с духовно примитивной обывательской толпой и потакания её низменным вожделениям, многие режиссёры, возомнившие себя этакими сверхноваторами киноискусства, решают все проблемы одним животно-скотским методом демонстрации публичного соития – дёшево и думать не надо, а киноведы и объяснят, и приподнимут в глазах публики – были бы увесистые кочаны зелёной капусты! А пакостное настроение после такого просмотра думающих и тонко чувствующих зрительских масс можно в расчёт и не принимать…

    Бесстыдные, немотивированные художественной необходимостью скотские сцены, включая извращенческие фантазии, рассчитаны на примитивно организованную психику, надсаженную различными вредностями, социально ущербных дам и самцов, страдающих комплексом неполноценности, ибо нормальные мужчины не станут подсматривать в замочную скважину чужие сексуальные утехи. У них такие сцены могут вызвать только тошнотную брезгливость, как в экранном пасквиле Н. Ми-халкова «Утомлён-ные солнцем» или предельно гадкая картинка извращённого сладострастия В. Баси-лашвили в сериале «Бандит-ский Петербург».

    У меня всегда возникает, наверное, наивное недоумение: как же смотрят подобные художества дети и внуки актёров и актрис, задействованных в экранной гнусности, а также жёны, му-жья? Необходимыми особенностями профессии это нисколько не оправдывается – ведь кроме кино существует ещё и старый как мир театр, где до последнего времени обходились без порнографических изысков. Вам любой элементарно грамотный психолог скажет, насколько разрушительны подобные гримасы вульгаризированного, опошленного искусства для детской и юношеской психики при виде на экране своих пап и мам в непотребных, срамных позах. Это не проходит бесследно и не забывается, особенно если учесть, что сугубо интимные вещи смотрит и подростковое окружение несчастного ребёнка или юноши. (Тут уместно вспомнить поучительный факт биографии актрисы Яковлевой («Интердевочки»), которую однажды – в Узбекистане – отождествили с её героиней и отказали на этой почве в гостиничном номере. Наверное, определённая логика в таком восприятии творчества этой артистки всё же есть – ведь её устройством занимались взрослые люди, да ещё с учётом восточного гостеприимства…)

    К большому сожалению, в наше время оказалось забытым выстраданное мнение уральского мудреца – всемирно известного автора «Малахитовой шкатулки» П. Бажова: «Писать надо так, чтобы написанное можно было прочесть своей младшей дочери».

    Вы слышите, михалковы-кончаловские?

    В.М. КОВАЛЕВ

    ПРОДОЛЖАЮТ РАЗРУШАТЬ

    В канун первой сталинской пятилетки, к 10-летию Великого Октября, в Нижнем Новгороде было построено большое красивое здание Дворца культуры имени В.И. Ленина в рабочем районе Канавино. В то время это было самое крупное культурно-просветительное учреждение в городе и области. В разные годы в нем выступали многие концертно-театральные коллективы, известные исполнители. В нем выступали перед трудящимися и крупные государственные деятели: Калинин, Жданов, Крупская, депутаты Верховного Совета СССР и др. В годы войны многие помещения ДК были заняты военными из рядом расположенного учебного танкового центра. И взрослые, и дети любили этот Дворец культуры, места хватало всем и было чем заняться.

    После развала страны это здание уже несколько лет стоит с разбитыми стеклами и заколоченными окнами. На ремонт у властей нет ни денег, ни желания.

    В центре Горького, на улице Воробьева, соратника Ф. Дзержинского, убитого деникинцами, находится Дом культуры им. Дзержинского областного управления МВД. И Горький, и улицу давно переименовали (деньги на это нашлись), а Дом культуры МВД стоит брошенный, с пустыми глазницами окон с разбитыми стеклами. Очаг культуры превратился в очаг антисанитарии. МВД СССР было богатой организацией. В послевоенные годы заключенные занимались, в основном, строительством, лесоразработками и лесопосадками. В Горьком они построили немало жилых домов, в них живут тысячи горьковчан, и ни одно здание до сих пор не взорвалось, не развалилось. По сообщениям СМИ, сегодня в России больше заключенных, чем было в СССР, и только малая их часть загружена работой. В Нижнем Новгороде после ликвидации СССР они не построили ничего. А лес рубят, пилят и жгут сейчас все, кому не лень. Самовольные порубщики и браконьеры уничтожают национальное богатство.

    На улице 60-летия Победы (в годы войны улица Сталина) после войны был построен красивый современный Дом культуры «Победа» пятиорденоносного машзавода. Этот завод (в годы войны завод №92 им. Сталина) дал фронту 100 тысяч пушек, а сейчас еле-еле держится на плаву. Ликвидированы многие цеха, численность работников сокращена. Завод потерял многое, в том числе и Дом культуры «Победа» с профсоюзной библиотекой, пансионат санаторного типа «Татинец» также с библиотекой и пр.

    В самом центре Горького, как и во многих других областных городах, находится гарнизонный Дом офицеров. Этому зданию почти полтораста лет. До революции в нем размещалось женское епархиальное училище. В ноябре 1918 г. там находились организованные по указанию Ленина курсы Красных командиров, о чем свидетельствует мемориальная доска. Выпускники этих курсов вместе с участвовавшими в Гражданской войне будущими полководцами Жуковым, Рокоссовским, Коневым, Василевским и др. под командованием легендарных героев Гражданской войны Фрунзе, Буденного, Чапаева успешно громили на всех фронтах Колчака, Деникина, Юденича, Врангеля, а также Махно, Мамонтова, Петлюру, белоказаков, белочехов, белополяков и прочих интервентов. Позднее в этом доме размещались другие военно-учебные заведения, которые закончили будущие Герои и Дважды Герои Советского Союза: Маршал Советского Союза Соколов С.Л., Главный маршал авиации Новиков А.А., генерал армии Белобородов А.П., генерал-лейтенант Ивлиев И.Д. и др. Их портреты и фотографии представлены в музее славы Дома офицеров. Здесь же в 1922-1932 гг. находился штаб 17 Нижегородской стрелковой дивизии, которой командовал будущий Маршал Советского Союза Конев И.С., об этом также напоминает мемориальная доска с барельефом прославленного полководца.

    В Доме офицеров проводилась большая культурно-просветительная работа, работа по военно-патриотическому воспитанию. На сцене Дома офицеров выступали прославленные коллективы, известные военачальники, депутаты. Актовый зал служил местом собраний ветеранов, воинов гарнизона, молодежи, школьников. Из Дома офицеров провожали в последний путь генералов, Героев Советского Союза, Почетных граждан города и области. Работала большая библиотека и много кружков. Словом, Дом жил, работал, приносил пользу людям. Даже сегодня в его кружках занимаются 400 школьников.

    Наступили иные времена. Дом офицеров решили ликвидировать. Его помещение передается епархии. Похожая судьба у Дома офицеров во Владимире и других городах. Инициатором этого антикультурного и антипатриотического мероприятия выступил министр обороны мебельщик Сердюков. Разве можно такое представить в Китае, во Вьетнаме, в КНДР, на Кубе, в Белоруссии? Там с уважением относятся и к культуре, и к армии и руководят ими специалисты соответствующего профиля.

    Группа генералов и полковников запаса, ветеранов ВС СССР и РФ (22 Гвардейской армии, образованной на основе 13 Гвардейского армейского корпуса) обратилась к начальнику Главного управления воспитательной работы ВС РФ с просьбой принять меры против закрытия Нижегородского Дома офицеров. Начальник ответил, что инициатива закрытия Дома офицеров исходит от министра обороны. Перед ужасными лесными пожарами в Нижегородской области Сердюков трижды посетил ее. Кстати, ни царские, ни советские военные министры не жаловали область своим посещением по причине отсутствия в ней крупных воинских соединений. Результатом деяний Сердюкова стало расформирование с 1 декабря 2009 года управления соединений и частей 22 Гвардейской армии, дислоцированной в области, сокращение Сормовской дивизии и преобразование ее в бригаду. Следствием этого и было отсутствие какого-либо руководства тушением лесных пожаров. Кстати, Сердюков, Шойгу, Нургалиев и др. приезжали в область в сопровождении ГИБДД и военного ГАИ. А командующего ВДВ, попавшего недавно в автокатастрофу, не сопровождал никто.*

    Уже неоднократно писалось, что по распоряжению Сердюкова были сокращены, а то и ликвидированы, пожарные части на многих военных объектах и в частях. В архивах пожарной службы можно найти документ 1918 г., подписанный Троцким, категорически запрещавший сокращать и разукомплектовывать пожарные части и пожарные обозы под каким бы то ни было предлогом. Деловую характеристику Сердюкову СМИ (включая эту газету) уже неоднократно давали.

    На содержание упомянутых объектов культуры у руководства Нижегородской области нет денег. Зато есть деньги на строительство нового здания администрации стоимостью свыше миллиарда рублей. Все решают чиновники, а их (как и уголовников) в сегодняшней России больше, чем в СССР.

    С.Г. КРЮКОВ

    *Не по чину. (Прим. ред.)









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх