|
||||
|
Глава шестая Стоимость возможной транскаспийской трубы Актау – Баку Как было сказано в предыдущих главах, существует большая вероятность, что к 2008–2009 годам основные казахстанские операторы (Тенгизский, Карачаганак-ский и Кашаганский) резко увеличат производство, при этом трансроссийские трубопроводы сохранят свою нынешнюю пропускную способность. У Каспийского трубопроводного консорциума она составляет 28 млн. тонн в год (и может вырасти до 50, а не до 67 млн.), у трубопровода Атырау – Самара 15 млн. тонн. Казахстан намерен закрыть нефтепровод Жанажол – Орск и в принципе планирует направлять в трубу Махачкала – Новороссийск только то сырье, которое не возьмут для прокачки другие транспортные предприятия. И самое главное – Астана вновь откладывает на неопределенный срок давно намечаемое расширение до 25 млн. тонн в год трубопровода Атырау – Самара. А нынешние противоречия российского правительства и Chevron Texaco в условиях наращивания мощности Каспийского консорциума подталкивают западные компании к тому, чтобы перестать заниматься этим проектом. Если это произойдет, в 2008–2009 годах у производителей нефти в Казахстане (с учетом спроса нефтеперерабатывающих заводов страны) может оказаться примерно 27 млн. тонн сверх пропускной способности трансроссийских трубопроводов. Между тем ранее официальные казахстанские лица заявляли, что при наличии для транскаспийских перевозок 20 млн. тонн целесообразно построить морской нефтепровод Казахстан – Азербайджан. В сравнительно небольших объемах (несколько миллионов тонн) казахстанская нефть уже давно поступает в Баку – как сказано выше, с помощью танкерных перевозок, но для заполнения открывшейся трубы нужны объемы в десятки миллионов тонн. В силу технических ограничений...
Эту же цифру озвучивает российская «Независимая газета»: «Для этого (создания транскаспийской трубы. – Примеч. авт.) необходимо еще построить нефтепровод протяженностью 700 км в Казахстане, создать терминал, систему разгрузки-погрузки на азербайджанском берегу Каспия и сделать врезку в Баку – Тбилиси – Джейхан. По предварительным оценкам экспертов, система Актау – Баку обойдется в 3 млрд. долларов. Но даже при таких затратах экспортный тариф БТД для казахстанской нефти практически будет в пределах 32 долларов – именно столько тратит Казахстан на доставку нефти на Черное море. Однако выход по БТД в Средиземное море значительно сократит транспортные расходы и тем самым уменьшит себестоимость экспортируемой нефти»[32] . Однако автору и многим другим экспертам представляется, что эта цифра завышена. Конечно, многое зависит от того, каким именно маршрутом пойдет предполагаемый трубопровод (через какие подводные участки), будет ли он строиться напрямую или с «заходом» в Туркмению, какие к нему предъявят экологические требования безопасности (способные увеличить капитальные затраты). Кроме того, надо учитывать инфляционные процессы и возможное продолжение падения курса доллара к основным валютам мира. Основная идея проекта транскаспийского трубопровода, рассмотренная еще в 1997 году компанией Fluor Daniel, предусматривает строительство из порта Актау к азербайджанскому терминалу Сангачалы (который уже полностью построен) вблизи Баку, где состоится присоединение к Баку – Тбилиси – Джейхан. План состоит в том, чтобы протяженность трубопровода составила 540 км, из которых 480 придутся на подводную часть. Помимо линейной части предполагается строительство одной морской платформы для промежуточной насосной станции. Стоимость проекта – не менее 1,7 млрд. долларов (но никак не 3 млрд.). Хотя траты на строительство трубы (впрочем, как и на расширение танкерных перевозок) могут довольно ощутимо возрасти в случае, если экологи сумеют заставить казахстанские власти и международные нефтяные компании платить за ущерб, причиняемый их деятельностью экосистемам на Каспии (об этом подробнее смотрите главу ниже). В целом вероятность строительства трубопровода пока предугадать невозможно. Казахстан, безусловно, сначала посмотрит, насколько действенно можно сработаться с закавказскими (и англо-американскими) партнерами путем экспорта своей нефти танкерами до 2008–2009 года, а может, и после 2010-го. Казахстан давно объясняет и Азербайджану, и его союзнику США, что для строительства транскаспийского трубопровода на 20–30 млн. тонн в год необходимо представить твердые доказательства долгосрочной выгодности экспорта через Кавказ (а как мы видели выше, БТC Сo. на самом деле крайне хотелось бы получить с казахстанских экспортеров тарифную плату побольше, чем со своих акционеров). Успех «подключения» во многом зависит от будущих компромиссов обеих сторон. В противном случае казахстанские экспортеры ограничатся транспортировкой 10 млн. тонн в год, что в 2010 году составит 10% от объема всей добычи нефти в восточнокаспийской стране. При этом то же самое можно сказать и о казахстанско-российском партнерстве. Подключится ли Казахстан к Баку – Тбилиси – Джейхан, зависит также от того, насколько ему это вообще будет надо: может так случиться, что Россия предложит Казахстану более выгодные условия и республика решит остаться со старым партнером. Что влияет на российскую позицию, мы рассмотрим в следующей главе. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|