• 14.1. Управленческое решение – система-результат управления производством
  • 14.2. Системные модели процесса производства управленческих решений
  • 14.3. Применение целостного инженеринга для создания проекта производства управленческих решений
  • Глава 14. Формирование, принятие и реализация управленческих решений (применение целостного инженеринга)

    14.1. Управленческое решение – система-результат управления производством

    14.2. Системные модели процесса производства управленческих решений

    14.3. Применение целостного инженеринга для создания проекта производства управленческих решений

    Настоящая глава посвящена применению целостного инженеринга для формирования, принятия и реализации управленческих решений, направленных на создание целостной и опережающей производственной системы, на основе результатов, полученных в [14 – 19], а также в предыдущих главах. Предложенные в настоящей главе регламенты предназначены для разработки методик теоретических исследований и практического конструирования системной технологии формирования, принятия и реализации управленческих решений при проектировании и развитии системы управления производством. Проектируемая и развивающаяся система управления производством может быть отраслевой, региональной или иной.

    В данной главе вопросы построения регламентов целостного инженеринга (этапы 1 – 10, Главы 2 – 13) рассматриваются применительно к конкретному виду системы-результата управления производством – управленческому решению.

    Собственно процессы формирования, принятия и реализации управленческих решений рассматриваются с применением системных моделей процесса деятельности (Глава 5).

    Используя предлагаемый в настоящей главе регламент построения формул правил и принципов метода системной технологии можно построить соответствующие части проекта производства управленческого решения как системы-результата конкретной системы управления производством и/или ее подразделений. Предложенные в настоящей главе принципы и правила позволяют формировать, принимать и реализовывать целостные и опережающие управленческие решения.

    14.1. Управленческое решение – система-результат управления производством

    – системность объектов, субъектов и результатов управления

    – структура формирования, принятия и реализации управленческих решений

    – общая модель системы

    – принцип системности управленческого решения

    Системность объектов, субъектов и результатов управления. Субъекты управления производством принимают, как известно, управленческие решения с целью преобразования и развития сложных и крупномасштабных объектов различной природы. Так, на уровне государственных органов регулирования производства создаются программы и проекты, принимаются решения по развитию экономических, социальных, экологических и других больших и сложных производственных систем. В то же время и собственно субъекты управления производством также представляют собой сложные и крупномасштабные системы. Далее, как известно из теории и практики управления, необходимость оценки эффективности управленческих решений в таких системах приводит к проблеме построения большой и сложной системы критериев оценки эффективности управления.

    Другими словами, для принятия эффективных управленческих решений в современных условиях необходимо учитывать такой фактор, как системность объектов, субъектов и критериев управления. Для учета такого фактора необходимо использование в одной из конструктивных форм таких разделов системной философии, как Принцип системности, Законы системности и развития систем, Принципы развития систем применительно к системе выработки и реализации управленческих решений. Необходима соответствующая трактовка соответствующих разделов системной философии, а во многих случаях и специальная разработка общих принципов развития систем, классификации систем и разработка методов их моделирования, а также разработка многих других аспектов системности применительно к теории и практике формирования, принятия и реализации управленческих решений.

    Лицу, принимающему решения (лицо, принимающее решения, далее – ЛПР), необходим научно обоснованный системный механизм производства и реализации управленческих решений.

    В развитии системных исследований выделяются, как правило, четыре этапа:

    предшествующий. На этом этапе (до середины – конца 30-х годов ХХ века) понятия, отражающие системный характер объекта исследования, использовались во многих научных исследованиях. Тектология А.А. Богданова [1], не получившая в то время признания, непосредственно во времени предшествовала общей теории систем. Как предшествовавшие системологии принято отмечать труды А.М. Бутлерова по теории химического строения, Д.И. Менделеева по систематизации элементов, Н.А. Белова в области кристаллографии, физиолога Е.С. Федорова, эколога А. Тэнсли (термин «экосистема», 1930 г.);

    появление идеи общей теории систем. С концепцией «общей теории систем» выступил в конце 30-х – начале 40-х годов ХХ века биолог Л. фон Берталанфи. По своей сути системными являются учение В.И. Вернадского о ноосфере, теория А.Л. Чижевского о единстве пульса земной и космической жизни, тезис «мысль – фактор эволюции космоса», развитый в работах К.Э. Циолковского, вывод А.И. Опарина [9] о том, что в возникновении жизни на Земле «не части определили собой организацию целого, а целое в своем развитии создало „целесообразность“ строения частей»;

    развитие кибернетики и теории информации (1950-е годы). Становлению и развитию системных исследований и системного подхода способствовала и способствует кибернетика (Н. Винер), создание современной теории информации, работы в области проектирования вычислительных систем и автоматизированных систем управления;

    развитие системных исследований, общей теории систем и системного подхода. Начиная с 60-х годов ХХ века, происходит активное формирование различных направлений системных исследований, общей теории систем, системного подхода, системного анализа, исследования операций, кибернетического моделирования систем, теории систем информатики, системотехники, теории графов, теории игр; начинается активное изучение и использование тектологии А.А. Богданова.

    В целом, общепризнанно, что системный подход не представляет собой четко определенного набора методов, трактуется как способ мышления по отношению к организации и управлению и имеет выраженную направленность на поддержку исследовательской деятельности. В области системных исследований сложился ряд направлений, направленных на создание системных методологий и подходов, применимых не только для исследований, но и для практики производства, проектирования, управления, обучения и других видов деятельности, и приводящих к созданию системных методов, объединяющих возможности системологии и других областей знания. Системные исследования и проекты, а также исследования и практику технологий использованы для создания системной технологии.

    Структура формирования, принятия и реализации управленческих решений. Как известно из повседневной практики управления производством, для осуществления процесса формирования, принятия и реализации решений ЛПР формирует определенную команду специалистов из числа управленцев, специалистов и экспертов и управляет процессами формирования, принятия и реализации управленческих решений. ЛПР и специалисты совместно работают над созданием определенного управленческого решения. Это может быть, например, решение о необходимости разработки определенной производственной программы и о необходимости формирования соответствующей команды для этой цели. Далее это может быть решение о необходимости согласования вариантов разрабатываемой программы с государственными органами, потенциальными инвесторами, потребителями продукции и поставщиками сырья. На основе результатов согласования необходимо управленческое решение о принятии и утверждении определенного варианта разработанной программы как наилучшего в данных условиях для развития производства. Затем, это могут быть решения по внесению изменений в выбранную и утвержденную программу, связанные с ходом реализации программы и направленные на ее оптимальную практическую эффективность.

    Во всех этих случаях существуют два основных варианта решений: профессиональное решение команды специалистов, формирующих и согласовывающих варианты программы, представляющих затем эти варианты ЛПР, а также управленческое решение ЛПР по выбору единственного варианта программы для ее принятия (согласования, утверждения) и реализации. Важной частью всей совокупности принимаемых решений являются решения, принимаемые командой специалистов и ЛПР в процессе согласования разрабатываемой программы с заинтересованными государственными органами и их подразделениями. В свою очередь, эффективность согласования разрабатываемых программ и проектов зависит как от принятых технологий формирования программы, так и от тех технологий согласования решений (технологий управленческих коммуникаций), которые используют ЛПР и команда специалистов.

    Необходимо, чтобы сообщество «ЛПР и команда специалистов» осуществляло такие технологии управленческих коммуникаций, которые позволяли бы «вовлекать в свою систему» других ЛПР и другие команды специалистов, с которыми следует согласовывать свои решения. Для этого нужно владеть системными технологиями речевой коммуникации, дебатных технологий, психотехнологиями командного (системного – «в команде как в системе») общения, технологиями формирования привлекательного имиджа предлагаемых вариантов управленческих решений, многими другими системными технологиями управленческих коммуникаций.

    Из изложенного можно заключить, что в системе формирования, принятия и реализации управленческого решения содержатся три основные подсистемы:

    а) подсистема управления процессами формирования, принятия и реализации управленческого решения. В нее входят ЛПР и его аппарат;

    б) подсистема формирования, принятия и реализации управленческого решения. В нее входят ЛПР и команда специалистов;

    в) подсистема управленческих коммуникаций. В нее входят ЛПР, его аппарат, команда специалистов и другие ЛПР и команды специалистов, с которыми необходимо согласовывать данный проект управленческого решения.

    Отсюда следует одно из основных требований к системному инженерингу формирования, принятия и реализации управленческого решения – принципы, правила и модели системной технологии должны быть применены как к системе формирования, принятия и реализации управленческих решений в целом, так и к каждой из ее подсистем.

    Общая модель системы. Общую модель системы формирования, принятия и реализации управленческого решения рассмотрим на примере управления применением инноваций в производственной системе. Если проанализировать современные представления об инновациях и об инновационной политике, то, как уже отмечалось в Главе 10, можно придти к выводу, что инновация – конечный результат инновационной деятельности в виде знания, товара, услуги (работы), используемый в производственной системе и оказывающий положительное влияние на тенденции развития производственной и управленческой деятельности данного производства. Это могут быть инновации в образовательное, научное, промышленное, энергетическое, сельскохозяйственное и иные производства. Сырьем для производства инноваций являются, как уже отмечалось в Главе 10, объекты интеллектуальной собственности (ИНСО) в управлении.

    Для формирования и осуществления инновационной деятельности нужна система управленческих решений. Действия ЛПР по созданию и осуществлению управленческих решений в данном случае направлены на создание инноваций, обеспечивающих формирование целостного и опережающего производства.

    Для реализации производственной инновационной политики необходимы инновационные проекты в виде комплекса документов, направленные на создание определенной инновации для данного производства. Комплекс инновационных проектов и систем управления подобными проектами, направленных на создание комплекса взаимосвязанных инноваций в определенной сфере функционирования данного производства, должен быть объединен в соответствующую инновационную программу. В свою очередь, все инновационные программы должны быть объединены в рамках инновационной политики производственной системы.

    Задача формирования инновационной политики – придание целостности совокупности процессов производства инноваций и управления производством инноваций.

    В процессе формирования, принятия и реализации управленческих решений по управлению инновационной деятельностью ЛПР должен учитывать особенности ряда объектов управления, таких, как ИНСО, инновационные проекты, системы управления инновационными проектами, а также производств, ориентированных на использование данных инноваций. Все эти объекты различны по природе, находятся на разных стадиях своих жизненных циклов, имеют также и свои особенности, как объекты управления. Необходимо связать все эти сложные объекты в единое целое и вычленить конкретную проблему, требующую решения от ЛПР. Одна из возможностей обеспечения деятельности ЛПР – это применение некоторой общей системной модели для описания в едином формате всех этих объектов и ЛПР.

    Например, в случае принятия ЛПР решения о поддержке внедрения в производство определенной инновации в виде машины, предназначенной для использования в сельскохозяйственном производстве, необходимо принять решения о соответствующей технологии производства, составе трудового потенциала и рынке сельхозпотребителей. И здесь важно найти системную модель, устанавливающую взаимно однозначное соответствие между конструкцией сельхозмашины, машиностроительной технологией ее производства, структурой трудового ресурса в данном регионе и моделью рынка потребителей машины.

    В тех случаях, когда даже интуитивно найдена удачная модель, решения ЛПР эффективны. Как пример, можно привести идею разделения труда, которая для ее автора Уитни (изобретатель первой хлопкоуборочной машины, конец 18-го века) по сути послужила общей моделью системы и позволила ему найти технологию производства хлопкоуборочной машины и структуру трудового потенциала, соответствующую потребностям рынка. Можно сказать, что Уитни для своего частного случая решил проблему общей модели системы.

    Проблема общей модели системы является составной частью многих современных проблем управления, в т.ч. и управления производством.

    В одном из случаев ее можно сформулировать так: найти такие региональные комплексы технологий малого и среднего бизнеса, реализация которых возможна с наиболее полным использованием трудового потенциала региона. Для разрешения проблемы в данной постановке органам управления производством необходимо найти общую модель соответствия между имеющимся трудовым ресурсом региона, продукцией, которая потенциально пользуется спросом в этом и в других регионах, и технологией ее производства для того, чтобы население именно данного региона могло получать доход, участвуя в производстве данной продукции.

    Задачи ЛПР и команды специалистов для данного случая могут быть сформулированы следующим образом:

    – описать системные модели трудового потенциала данного региона и возможностей его использования и развития;

    – описать возможные виды продукции, пользующиеся спросом, которые можно производить в данном регионе;

    – найти общую модель системы соответствий между потребностями в производстве и возможностями трудового потенциала региона;

    – построить комплекс региональных проектов технологий производства на основе общей модели системы соответствий;

    – принять решение о реализации оптимального комплекса региональных проектов технологий производства.

    В другом случае эта проблема формулируется следующим образом: создать такую программу принятия решений об использовании интеллектуальной собственности отечественных авторов, которая приводит к инновациям, органично воспринимаемым отечественным малым, средним и крупным бизнесом.

    В этих и во многих других случаях для создания основы принятия решений ЛПР полезно использование такой составной части принципа системности, как модель общей системы.

    • Для построения модели общей системы большое значение имеет правильное формулирование цели принимаемых решений. Рассмотрим следующий пример. Во время второй мировой войны самолеты-бомбардировщики одной стороны (назовем ее стороной Б) наносили существенный урон транспортным кораблям противника (сторона А). В этих условиях руководство Министерства морского флота стороны А приняло решение: поставить на свои транспортные корабли зенитные орудия с целью «сбивать самолеты стороны Б». Однако прицельного огня не получилось из-за того, что палуба кораблей качалась, а сами зенитные орудия были рассчитаны на прицельную стрельбу с твердой поверхности. В результате, это решение оказалось неэффективным – оно не уменьшило количество повреждений кораблей флота стороны А со стороны самолетов стороны Б.

    После системного исследования проблемы руководством Министерства морского флота стороны А было принято решение: обеспечить ведение с кораблей стороны А заградительного огня. Цель – «не дать возможности самолетам стороны Б производить разрушающее воздействие на корабль стороны А». Для этого нужно было не позволять самолетам стороны Б снижаться до высоты прицельного бомбометания, для чего служил заградительный огонь. В результате самолеты стороны Б не смогли вести прицельное бомбометание, и вынуждены были сбрасывать боезапас в море для того, чтобы хватило бензина для возвращения на базу.

    Причина безуспешности первого решения – неправильно сформулирована цель: сбивать самолеты стороны Б. Причина успешности второго решения – правильно сформулированная цель: не дать возможности разрушающего воздействия самолетам стороны Б на корабль стороны А.

    Говоря языком системной технологии, корабль А по замыслу должен действовать в «своей» системе: «порт отправления – корабль А с грузом – порт назначения». Это целенаправленная система, ее цель – доставить груз из порта отправления в порт назначения с помощью корабля А. По пути следования корабль А вовлекли в систему «корабль А – самолет Б», и в результате первая система могла быть разрушена, ее цель была бы не достигнута. Поэтому была изучена модель системы «самолет А – корабль Б», найден «проблемный узел» – разрушающее воздействие самолета стороны А на корабль стороны Б, и были предприняты меры для ликвидации этого воздействия. Система «корабль А – самолет Б» была разрушена, корабль А смог действовать в рамках первоначальной системы «порт отправления – корабль А с грузом – порт назначения».

    Исследователи-системщики выступили в качестве субъекта исследования, совокупность «корабли, самолеты, груз» представила собой объект исследования, способ обеспечения безопасности регулярной доставки груза в порт назначения – результат исследования. Общая идея – сохранение целостности системы «порт отправления – корабль – порт назначения». Отсюда и правильно сформулированная системная цель, т.е. цель в интересах сохранения целостности системы стороны А, на достижение которой было направлено управленческое решение стороны А.

    Проблема, которую для своего частного случая решило Министерство морского флота стороны А, является составной частью многих современных проблем управления производством. В одной из форм ее можно сформулировать так: найти методы принятия таких управленческих решений для системы внешнеэкономической деятельности предприятия, которые могли бы ограждать эту систему от вовлечения в нежелательные системы экономической деятельности. Для разрешения проблемы в данной постановке системе управления производством необходимо найти некоторую общую систему целей принимаемых в этой сфере решений и механизм применения этой системы целей.

    В другой форме такая проблема формулируется следующим образом: создать такую инновационную программу принятия решений об использовании интеллектуальной собственности авторов – сотрудников предприятия (собственных авторов), которая ограждает авторские права собственных авторов инноваций от нежелательных воздействий.

    В этих и во многих других случаях для создания общей модели решений ЛПР полезно использование такого аспекта принципа системности, как общая модель системной цели принимаемых решений.

    Конечно, тектология, общая теория систем, системный подход, системная технология как науки сформировались только в ХХ веке, но системность, как средство улучшения принимаемых решений, имела место и ранее. Наилучшие решения и в прошлом зачастую достигались тогда, когда «присутствовала» системность в принятии решений, как показывают приведенные примеры. В таких случаях действует присущая человеку «интуитивная системность», которая оказывается вполне эффективной в условиях сравнительно «простых» систем.

    • В современных условиях общие модели принятия решений необходимо строить с учетом сложности и крупномасштабности систем управления. Примерно с середины ХХ века резко возросла сложность условий, в которых управленец принимает решения. Известно, что это произошло по одной основной причине: возросли размеры и сложность субъектов и объектов управления, они стали большими (крупномасштабными) и сложными системами. В современных субъектах и объектах управления возросла сложность взаимодействий и их трудно учесть при узкой профессиональной специализации. Наряду с глубокой профессиональной специализацией следует развивать системное мышление. Необходимость развития системного мышления для деятельности, в т.ч. для управленческой, в условиях сложных и больших систем явилась тем основным «социальным заказом», в силу которого появились системная философия и метод системной технологии.

    Система формирования, принятия и реализации управленческих решений полностью соответствует понятию сложной системы, так как ее невозможно представить одной моделью. Системы формирования, принятия и реализации управленческих решений могут быть описаны, например, как системы формирования, принятия и реализации управленческих решений в экономической, социальной, экологической сферах. Подходы к моделированию каждого из этих системных объектов формирования, принятия и реализации управленческих решений различны ввиду качественного различия внутренней природы элементов экономических, социальных, экологических систем. Тем не менее, необходимо находить такие управленческие решения, которые приводили бы к единству экономической, социальной и экологической политик для реализации общей стратегии развития производства в виде, например, стратегии устойчивого развития производства.

    Система формирования, принятия и реализации управленческих решений обладает свойством крупномасштабности, является большой системой. Система управления сводит каждую проблему управления к задачам, решение которых можно поручить его частям: подразделениям, другим организациям, отдельным специалистам. Тем самым система управления производством разделяет себя на относительно самостоятельные части – подсистемы.

    По первоначальному замыслу уровни и подсистемы системы управления производством взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом по определенным регламентам. Это должно приводить к формированию взаимосвязанных управленческих решений на верхнем и на всех других уровнях управления. В такой системе важно системно «расчленить» проблему, не менее системно «собрать» результаты решения задач и добиться разрешения исходной проблемы.

    Важно в то же время иметь в виду, что существует не менее двух способов разбиения исходной производственной проблемы с использованием феномена крупномасштабности, например, отраслевой и региональный для крупных корпораций.

    Кроме этого, в структуре каждой подсистемы управления производством содержатся три уже описанные подсистемы формирования, принятия и реализации управленческих решений: а) подсистема управления производством процессами формирования, принятия и реализации управленческого решения. В нее входят а) ЛПР и его аппарат; б) подсистема формирования, принятия и реализации управленческого решения. В нее входят ЛПР и команда специалистов; в) подсистема управленческих коммуникаций. В нее входят ЛПР, команда специалистов и другие ЛПР и команды специалистов, с которыми необходимо согласовывать данный проект управленческого решения.

    Другими словами, сама проблема построения целостной системы формирования, принятия и реализации управленческих решений, как большой системы управления производством, приводит к необходимости создания сложной системы моделей, которые учитывают крупномасштабность систем формирования, принятия и реализации управленческих решений.

    Одним из инструментов, помогающих учитывать свойства сложности и крупномасштабности таких систем, является принцип системности формирования, принятия и реализации управленческих решений, рассматриваемый далее.

    Принцип системности управленческого решения. Принцип системности формирования, принятия и реализации управленческих решений сформулируем, на основе Принципа системности, полученного в общей форме в [15,16], в виде совокупности следующих утверждений:

    – «ЛПР и команда специалистов» – систему-объект осуществления системной деятельности по формированию, принятию и реализации управленческих решений, необходимо представлять моделью общей системы;

    – для управления системной деятельностью по формированию, принятию и реализации управленческих решений необходима система-субъект управления деятельностью «ЛПР и аппарат ЛПР»;

    – систему-субъект управления системной деятельностью по формированию, принятию и реализации управленческих решений «ЛПР и аппарат ЛПР» необходимо представлять моделью общей системы;

    – объект «ЛПР и команда специалистов» и субъект «ЛПР и аппарат ЛПР» необходимо представлять одной моделью общей системы;

    – для достижения цели деятельности по формированию, принятию и реализации управленческих решений необходим результат (продукт, изделие) системной деятельности – «вид управленческого решения»;

    – систему-результат системной деятельности – управленческое решение, необходимо представлять моделью общей системы;

    – систему-объект «ЛПР и команда специалистов» и систему-результат системной деятельности – «вид управленческого решения» необходимо представлять одной моделью общей системы;

    – системную триаду формирования, принятия и реализации управленческих решений, включающую в себя систему-объект «ЛПР и команда специалистов», систему-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР» и систему-результат системной деятельности по формированию, принятию и реализации управленческих решений, необходимо представлять одной моделью общей системы.

    С помощью принципа системности орган управления производством и любая его подсистема представляется как системное производство управленческих решений, собственно процессы формирования, принятия и реализации управленческих решений – как системная технология производства управленческих решений, а управленческие решения – как системные результаты (продукты, изделия) управленческого производства, способствующие достижению целей управления производством.

    14.2. Системные модели процесса производства управленческих решений

    – модель процесса достижения цели управления

    – модель проектирования системы производства управленческих решений

    Модель процесса достижения цели управления. При принятии решения ЛПР стоит перед необходимостью выбора одного из нескольких альтернативных вариантов управленческого решения, каждый из которых направлен на достижение поставленной цели управления. В большинстве случаев существует возможность последовательной проверки альтернатив для окончательного выбора и реализации управленческого решения на практике. Такая проверка проводится с помощью компьютерного моделирования, деловых игр, имитирующих моделей, ролевых игр, метода «мозговой атаки», метода «Делфи» и т.д.

    Управленческие ситуации, приводящие к необходимости разрешения данной проблемы, можно сгруппировать и описать в виде нескольких комплексов ситуаций. Проблему для определенного комплекса ситуаций можно представить в виде системы целей, достижение которых приводит к приемлемому варианту разрешения проблемы для конкретной управленческой ситуации. При этом каждая из целей имеет свой вес, определяющий ее приоритет. Тогда процесс принятия решений можно моделировать в виде комплекса моделей процесса достижения цели, описанных в Главе 4. Модель процесса производства управленческих решений можно тогда представить в виде двухстадийного комплекса моделей.

    На первой стадии проектируется концептуальная система для формирования, принятия и реализации управленческого решения с помощью модели процесса достижения цели. На второй стадии также с помощью модели процесса достижения цели осуществляется переход к эмпирической системе формирования, принятия и реализации управленческого решения.

    Модель первой стадии будет содержать следующие этапы:

    а) моделирование комплекса целей, достижение которых приводит к разрешению проблемы. Формальное описание проблемы управления предполагает однозначное описание комплекса целей, полностью соответствующее содержанию проблемы управления. Для того, чтобы разрешить проблему управления для конкретной ситуации в объекте управления, необходимо, чтобы существо, содержание проблемы были описаны в формальной постановке, т.е. в постановке, имеющей однозначное толкование. Формальная постановка проблемы, в большинстве случаев, может быть представлена в виде содержательного ее описания и определения системы целей, достижение которых приводит к приемлемому разрешению проблемы. Из изложенного очевидно, что этап формального описания (постановки) проблемы аналогичен этапу составления комплекса целей;

    б) составление модели комплекса ресурсов, необходимых для разрешения проблемы;

    в) моделирование комплекса альтернативных вариантов управленческих решений. После выявления формальной постановки проблемы определяются возможные ее решения, для чего можно применить методы "мозговой атаки" (самостоятельно или с участием других), либо попытаться графически изобразить все логические возможности, либо использовать другие известные возможности нахождения возможных альтернатив решения проблемы;

    г) установление системы ограничений на цели, на альтернативы управленческих решений и на ресурсы для формирования, принятия и реализации управленческих решений;

    д) апробация возможных альтернатив управленческих решений при известных целях и ограничениях;

    е) анализ результатов апробации альтернатив управленческих решений;

    ж) принятие или отказ от данной альтернативы управленческого решения, координация этапов а – е.

    В результате осуществления первой стадии процесса подготовки и принятия решения будет сформирован банк альтернатив управленческих решений для данной системы целей.

    На второй стадии процесс принятия решений также моделируется с помощью модели процесса достижения цели и содержит следующие этапы:

    а) выбор цели, соответствующей конкретной практической ситуации, из модели первой стадии;

    б) определение, на основе модели первой стадии, модели ресурсов для достижения данной цели;

    в) выбор, из модели первой стадии, альтернативы управленческого решения;

    г) установление системы ограничений на основе модели первой стадии;

    д) реализация альтернативы управленческого решения;

    е) контроль реализации альтернативы управленческого решения;

    ж) координация процесса формирования, принятия и реализации управленческого решения, выбор (при необходимости) другой альтернативы управленческого решения и внесение изменений в модель первой стадии по результатам реализации модели второй стадии.

    Модель проектирования системы производства управленческих решений. Рассмотрим, на основе модели, описанной в Главе 4 для общего случая, основные компоненты процесса проектирования системы формирования, принятия и реализации управленческих решений.

    Анализ, как часть процесса проектирования системы формирования, принятия и реализации управленческих решений, включает следующие составляющие:

    – выделение и описание потребностей производственной среды в формировании, принятии и реализации управленческих решений;

    – формулирование и количественное описание целей управленческих решений, достижение которых соответствует удовлетворению потребностей производственной среды;

    – составление комплекса требований к управленческим решениям, реализация которых в производственной среде приводит к удовлетворению выделенных и описанных потребностей;

    – определение принципиальной возможности осуществления технологий управления производством, предварительное формулирование требований к построению или развитию системы формирования, принятия и реализации управленческих решений;

    – изучение опыта проектирования и реализации управленческих системных триад формирования, принятия и реализации управленческих решений, включающих в себя систему-объект «ЛПР и команда специалистов», систему-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР» и систему-результат – «вид управленческого решения»;

    – структурирование и определение основных компонент внешней среды системы формирования, принятия и реализации управленческих решений, определение или уточнение возможных источников ресурсов для производства и реализации управленческих решений. Предъявление требований к построению источников отсутствующих ресурсов для построения системы, определение или уточнение круга возможных потребителей управленческих решений и требований к потребителям управленческих решений;

    – структурирование и определение основных требований к деятельности или развитию системы-субъекта «ЛПР и аппарат ЛПР» формирования, принятия и реализации управленческих решений;

    – предварительное описание проекта системной триады формирования, принятия и реализации управленческих решений и модели ее развития;

    – определение возможных причин, в связи с которыми на протяжении всего жизненного цикла проектируемой триады появляются отклонения комплекса характеристик системной триады формирования, принятия и реализации управленческих решений от «проектных»;

    – определение динамики изменения требований внешней среды к деятельности системной триады формирования, принятия и реализации управленческих решений на протяжении всего жизненного цикла этой системы, формирование модели желаемой динамики изменений в процессах и структурах данной системной триады.

    Исследование системы формирования, принятия и реализации управленческих решений включает следующие составляющие:

    – моделирование системной триады формирования, принятия и реализации управленческих решений и входящих в нее систем (система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР» и система-результат – «вид управленческого решения»), внешней среды данной системной триады и систем, входящих в ее внешнюю среду;

    – моделирование границ системной триады формирования, принятия и реализации управленческих решений и входящих в нее систем с внешней средой и с внутренней средой элементов системы-объекта, системы-субъекта и системы-результата управления;

    – изучение приемлемых по разным критериям вариантов построения или развития процессов, и структур систем, входящих в системную триаду формирования, принятия и реализации управленческих решений;

    – выбор одной или нескольких приемлемых, в смысле разных критериев, альтернатив построения или развития процессов и структур систем, входящих в системную триаду формирования, принятия и реализации управленческих решений и системной триады в целом.

    Проектирование системы формирования, принятия и реализации управленческих решений включает в себя следующие составляющие:

    – конструирование системы управленческих решений, предназначаемых для удовлетворения потребностей внешней среды в производственной управленческой деятельности;

    – сравнение с помощью моделей (вербальных, численных, компьютерных и других) различных альтернатив построения или развития системы формирования, принятия и реализации управленческих решений и выбор одной из них;

    – разработка и согласование проектной и конструкторской документации «практического» организационного проекта системы формирования, принятия и реализации управленческих решений.

    Экспертиза системы формирования, принятия и реализации управленческих решений включает в себя следующие составляющие:

    – изучение целей, преследуемых системами формирования, принятия и реализации управленческих решений, определение их непротиворечивости целям устойчивого прогрессивного развития человека, домашнего хозяйства, общества, общественного производства, информационной, энергетической, природной и всех других сред обитания и жизнедеятельности человека;

    – изучение правовой основы создания, функционирования или развития систем, процессов, структур формирования, принятия и реализации управленческих решений;

    – качественное и количественное определение негативных и положительных воздействий систем, процессов, структур формирования, принятия и реализации управленческих решений на человека и на среду обитания и жизнедеятельности человека;

    – оценка уровня решений по построению или развитию систем, процессов, структур формирования, принятия и реализации управленческих решений в сравнении с достижениями человека по построению аналогичных систем, процессов, структур;

    – оценка ценности и стоимости систем, процессов, структур формирования, принятия и реализации управленческих решений, как предприятий, приносящих или способствующих получению дохода;

    – изучение соответствия процессов, структур, систем формирования, принятия и реализации управленческих решений сложившимся или общепринятым прогрессивным технологическим укладам производственной деятельности;

    – определение степени опасности систем, процессов, структур формирования, принятия и реализации управленческих решений для человека и для среды обитания и жизнедеятельности человека;

    – прогноз поведения систем, процессов, структур формирования, принятия и реализации управленческих решений в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, в условиях катастроф и бедствий и определение возможного ущерба человеку и среде его обитания и жизнедеятельности от поведения систем, процессов, структур формирования, принятия и реализации управленческих решений в таких случаях.

    Управление системой формирования, принятия и реализации управленческих решений должно включать в себя следующие составляющие:

    – корректировка и переопределение цели, в связи с которой вводится управление системой-объектом «ЛПР и команда специалистов» с помощью системы-субъекта формирования, принятия и реализации управленческих решений «ЛПР и аппарат ЛПР»;

    – определение необходимого перечня и объемов ресурсов при переопределении цели формирования, принятия и реализации управленческих решений;

    – переопределение и поддержание целесообразного перечня альтернатив управленческих решений;

    – определение во внешней среде возможных источников ресурсов для развития системы формирования, принятия и реализации управленческих решений, регулярная корректировка регламентов взаимодействий системы с внешней средой;

    – определение во внешней среде новых возможных потребителей продуктов системы формирования, принятия и реализации управленческих решений, установление регламентов взаимодействий с новыми потребителями и их регулярная корректировка;

    – отслеживание параметров модели границы системы формирования, принятия и реализации управленческих решений с внешней средой, установление и обеспечение регламента функционирования этой границы;

    – отслеживание параметров модели границы системы формирования, принятия и реализации управленческих решений с внутренней средой ее элементов, установление и обеспечение регламента функционирования этой границы;

    – поддержание и необходимая корректировка заданного технологического регламента функционирования системы формирования, принятия и реализации управленческих решений;

    – определение вариантов развития системы формирования, принятия и реализации управленческих решений и осуществление управления развитием данной системы по выбранному варианту;

    – контроль, учет и анализ деятельности системы формирования, принятия и реализации управленческих решений в целом и входящих в нее систем (система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР» и система-результат – «вид управленческого решения»).

    Архивирование систем формирования, принятия и реализации управленческих решений имеет следующие составляющие:

    – сбор, систематизация (с целью долговременного хранения) информации о системной триаде формирования, принятия и реализации управленческих решений в целом;

    – сбор, систематизация (с целью долговременного хранения) информации о системах, входящих в системную триаду формирования, принятия и реализации управленческих решений (система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР» и система-результат – «вид управленческого решения») – выбор структуры хранения и выдачи информации о прошлом функционировании внешней среды и существовавших для удовлетворения ее потребностей системах формирования, принятия и реализации управленческих решений, определение системы носителей информации об управлении (макеты, образцы, проекты, бумага, компьютерные носители, аудио– и видеоинформация, другие носители);

    – хранение и выдача информации о системах формирования, принятия и реализации управленческих решений по определенному регламенту.

    Каждая из этих моделей проектирования может использоваться при построении соответствующих разделов «анализ», «исследование», «производство», «разрешение», «контроль», «архив» и других общего «конструкторского проекта» системной технологии управленческой деятельности, создаваемого в процессе целостного инженеринга производственной системы.

    14.3. Применение целостного инженеринга для создания проекта производства управленческих решений

    – общие сведения о содержании этапов целостного инженеринга управленческих решений

    – особенности этапов 1,2 целостного инженеринга управленческих решений

    – особенности этапов 3,4 целостного инженеринга управленческих решений

    – особенности этапов 5,6 целостного инженеринга управленческих решений

    – особенности этапов 7,8 целостного инженеринга управленческих решений

    – особенности этапов 9,10 целостного инженеринга управленческих решений

    Общие сведения о содержании этапов целостного инженеринга управленческих решений. Рассмотрим содержание этапов метода целостного инженеринга производства управленческих решений, следуя принятой в Главе 2 последовательности этапов и используя модели и регламенты, построенные в предыдущих главах.

    Здесь, подобно тому как это сделано в предыдущих главах, для каждой пары этапов метода системной технологии (этапы 1 и 2, этапы 3 и 4, этапы 5 и 6, этапы 7 и 8, этапы 9 и 10) необходимо сформулировать соответствующее условие системности формирования, принятия и реализации управленческих решений. Необходимое для каждой пары этапов условие системности производства управленческих решений можно получить на основе Принципа системности, предложенного в Главе 3.

    Далее необходимо также сформулировать условие системности моделирования для системы формирования, принятия и реализации управленческих решений (на основе Принципа системности моделирования, Глава 4).

    Затем необходимо использовать соответствующие формулу, правило, принцип для нахождения общего условия построения модели общей системы. Это условие надо сформулировать в виде, удобном для решения этой задачи в случае системы формирования, принятия и реализации управленческих решений (на основе соответствующего правила, полученного в Главе 2).

    Необходимо также описать совокупность пары этапов метода системной технологии управления (Глава 2) для определенной формулы (правила, принципа), применяемой при построении регламентов системы формирования, принятия и реализации управленческих решений.

    После этого описывается ключевая процедура «от исходной формулы модели, правила, принципа через нахождение общей модели системы к рабочей формуле модели, правила, принципа» в виде, применяемом при построении регламентов системы формирования, принятия и реализации управленческих решений.

    Следующая процедура – моделирование состоит из подпроцессов (этапов) моделирования целей, ресурсов, методов, ограничений, системы реализации, системы оценки эффективности и системы координации моделирования производства управленческих решений.

    Для осуществления процедуры моделирования необходимо сформулировать главные условия осуществления процесса моделирования производства управленческих решений, и осуществления частей процесса моделирования производства управленческих решений.

    Основываясь на этих исходных положениях, а также используя результаты предыдущих глав, можно разработать основные регламенты для методики осуществления процедур проектирования «Анализ», «Исследование» и других составляющих метода системной технологии для производства управленческих решений.

    Анализ, исследование, проектирование, управление, экспертиза, производство, разрешение, контроль, архив также, как и в предыдущих главах, рассматриваются, как части процесса моделирования. В данном случае – как части процесса моделирования, используемого для проектирования производства управленческих решений для системы-объекта «ЛПР и команда специалистов», для системы-субъекта «ЛПР и аппарат ЛПР» и для системы-результата – «вид управленческого решения».

    Результаты процедур моделирования «анализ», «исследование», «проектирование», «экспертиза», «управление», «производство», «разрешение», «контроль», «архив» должны отражаться в отчетах о моделировании для проекта производства управленческих решений для системы-объекта «ЛПР и команда специалистов», для системы-субъекта «ЛПР и аппарат ЛПР» и для системы-результата.

    До окончательного формирования каждого из этих проектов либо по его результатам могут вноситься коррективы в предшествующие проекты.

    Результаты перечисленных процедур целесообразно формировать как части:

    «Анализ моделирования производства управленческих решений для системы-объекта «ЛПР и команда специалистов», для системы-субъекта «ЛПР и аппарат ЛПР» и для системы-результата – «вид управленческого решения»»,

    «Исследование моделирования производства управленческих решений для системы-объекта «ЛПР и команда специалистов», для системы-субъекта «ЛПР и аппарат ЛПР» и для системы-результата – «вид управленческого решения»»,

    «Проектирование моделирования производства управленческих решений для системы-объекта «ЛПР и команда специалистов», для системы-субъекта «ЛПР и аппарат ЛПР» и для системы-результата – «вид управленческого решения»»,

    «Управление моделированием производства управленческих решений для системы-объекта «ЛПР и команда специалистов», для системы-субъекта «ЛПР и аппарат ЛПР» и для системы-результата – «вид управленческого решения»»,

    «Экспертиза моделирования производства управленческих решений для системы-объекта «ЛПР и команда специалистов», для системы-субъекта «ЛПР и аппарат ЛПР» и для системы-результата – «вид управленческого решения»»,

    «Производство моделирования производства управленческих решений для системы-объекта «ЛПР и команда специалистов», для системы-субъекта «ЛПР и аппарат ЛПР» и для системы-результата – «вид управленческого решения»»,

    «Разрешение моделирования производства управленческих решений для системы-объекта «ЛПР и команда специалистов», для системы-субъекта «ЛПР и аппарат ЛПР» и для системы-результата – «вид управленческого решения»»,

    «Контроль моделирования производства управленческих решений для системы-объекта «ЛПР и команда специалистов», для системы-субъекта «ЛПР и аппарат ЛПР» и для системы-результата – «вид управленческого решения»»,

    «Архив моделей производства управленческих решений для системы-объекта «ЛПР и команда специалистов», для системы-субъекта «ЛПР и аппарат ЛПР» и для системы-результата – «вид управленческого решения»».

    Каждая из этих частей входит в соответствующие разделы «производство», «разрешение», «контроль», «архив» и другие общего «конструкторского проекта» системной технологии управления производством, создаваемого в результате целостного инженеринга.

    Производства видов управленческих решений – это элементарные системы, входящие в систему управления производством. Поэтому преобразование управления производством в системное управление невозможно без построения системных производств видов управленческих решений.

    Применение метода системной технологии на основе описанных здесь процедур позволяет построить прикладные методики построения производства управленческих решений для системы-объекта «ЛПР и команда специалистов», для системы-субъекта «ЛПР и аппарат ЛПР» и для системы-результата – «вид управленческого решения», необходимые для преобразования в целостное опережающее управление практически любого вида управления производством.

    • Рассмотрим основные особенности построения регламентов системной технологии для производства управленческих решений на этапах 1 – 10 метода системной технологии управления производством.

    Основное условие – эти регламенты должны быть направлены на построение системной технологии производства целостных опережающих управленческих решений.

    Особенности этапов 1, 2 целостного инженеринга. Существуют следующие особенности этапов 1 – 2 построения регламентов целостного инженеринга производства управленческих решений.

    Этап 1. Разработка исходного варианта проблемы, задачи, результата, стратегии, миссионерских и собственных целей системной технологии производства управленческих решений.

    Этап 2. Выбор одной модели системы или некоторой совокупности моделей систем для описания рабочего варианта проблемы, задачи, результата, стратегии, миссионерских и собственных целей применительно к системной технологии производства управленческих решений.

    • На этапах 1, 2 построения системной технологии производства управленческих решений необходимо, прежде всего, использование системной модели миссии производственной деятельности. В рамках модели миссии производственной деятельности необходимо описать системную модель желаемого целостного воздействия системной технологии управленческого решения. Эта модель должна содержать блоки, соответствующие каждому виду управленческого решения. В ней также должно присутствовать соответствующее описание и для всего комплекса воздействий управленческих решений данного производства на внешнюю и на внутреннюю среды производственной системы. В модели желаемого целостного воздействия системной технологии управленческого решения должна присутствовать и модель правовой ответственности управленческого решения за последствия тех изменений, которые они вносят в национальный потенциал.

    Важно разделять модели миссии для системы-объекта «ЛПР и команда специалистов», для системы-субъекта «ЛПР и аппарат ЛПР» и для системы-результата «вид управленческого решения», а также для системы производства управленческих решений в целом. Вместе с тем совокупность всех этих миссий должна моделироваться как целое.

    • На рассматриваемых этапах 1, 2 построения системной технологии производства вида управленческих решений необходимо использование модели системной стратегии управления производством. В соответствии с общей системной стратегией управления производством должна быть разработана системная стратегия производства совокупности видов управленческих решений для данной системы управления производством.

    В ней должны присутствовать технологии выбора в будущем очередной модели производства управленческих решений и технологии перехода от предыдущей модели производства управленческих решений к очередной. Системная стратегия производства управленческих решений должна содержать в себе системную технологию управления развитием для системы-объекта «ЛПР и команда специалистов», для системы-субъекта «ЛПР и аппарат ЛПР» и для системы-результата – «вид управленческого решения». При этом модели управления развитием должны быть построены с учетом информации от обозримого опыта прошлого управления производством до обозримых моделей будущего управления производством.

    При выполнении этих условий системная стратегия производства управленческих решений будет способствовать взаимодействию моделей (проектов) производственной системной управленческой деятельности прошлого, настоящего и будущего. Задача модели системной стратегии производства управленческих решений – обеспечить такую совокупность моделей (проектов) системы производства управленческих решений, ее субъекта, объекта и результата, которую можно эффективно использовать для построения кратко-, средне– и долгосрочного управления производством на протяжении ожидаемого жизненного цикла данной системы управления производством.

    Кратко можно определить, что моделирование системной стратегии производства управленческих решений – это деятельность по созданию такой системы управления производством, которая будет органично функционировать как целостность в некоторой будущей среде жизнедеятельности, также представляемой как целое. Назначение системной стратегии производства управленческих решений – сохранение и развитие целостности производственного потенциала и целостности его развития.

    Далее, надо учитывать, что системная технология производства управленческих решений должна содействовать решению стратегической проблемы целостности национального потенциала и, в том числе, целостности национального (государственного, в т.ч.) управления.

    • На этих этапах построения системной технологии производства управленческих решений необходимо было бы, прежде всего, его использование для построения банка проблем национального управления производством, содержащего целостный комплекс проблем национального управления производством, ожидаемый порядок актуализации проблем, модели построения системы приоритетов, а также целостный комплекс моделей и проектов системной технологии опережающего решения проблем.

    Реализация системной технологии производства управленческих решений должна также содержать количественные оценки духовности, нравственности, интеллектуального и физического потенциалов управления производством, его душевного и телесного здоровья, разума, души, ума управленческого решения, как системы-результата управления производством. Для этого необходимо использовать целостную ДНИФ-модель системы управления производством.

    • Необходимо учитывать, что в модели системной технологии производства управленческих решений важно гармоничное сочетание двух видов целей управленческих решений системы управления производством:

    миссионерских целей – по обеспечению выживания, сохранения и развития производственного потенциала, и

    собственных целей – по обеспечению выживания, сохранения и развития самой системы управления производством.

    Совокупность миссионерских и собственных целей производства управленческих решений, построенная с учетом влияния миссионерских и собственных целей системы управления производством, – системная цель производства управленческих решений. Ключевая задача построения формулы системной цели производства управленческих решений – нахождение баланса приоритетов развития для системы-объекта «ЛПР и команда специалистов», для системы-субъекта «ЛПР и аппарат ЛПР» и для системы-результата – «вид управленческого решения». Решение этой задачи «дает ключ» к решению более общей задачи нахождения баланса приоритетов для развития частей совокупности субъектов, объектов и результатов производственной и непроизводственной деятельности.

    Особенности этапов 3, 4 целостного инженеринга. Особенности этапов 3 и 4 построения регламентов целостного инженеринга производства управленческих решений были подробно рассмотрены в Главе 3 в виде:

    Этап 3. Разработка исходного варианта принципа системности производства управленческих решений.

    Этап 4. Выбор одной модели системы или некоторой совокупности моделей систем для описания рабочего варианта принципа системности применительно к производству управленческих решений.

    По этой причине эти этапы здесь не рассматриваются.

    Особенности этапов 5, 6 целостного инженеринга. Существуют следующие особенности этапов 5, 6 построения регламентов целостного инженеринга производства управленческих решений.

    Этап 5. Разработка исходных вариантов правил Закона системности для производства управленческих решений.

    Этап 6. Выбор одной модели системы или некоторой совокупности моделей систем для описания рабочих вариантов правил Закона системности применительно к производству управленческих решений.

    Перейдем к рассмотрению правил Закона системности управления производством применительно к построению системной технологии производства видов управленческих решений.

    При рассмотрении правил ограничимся их формулировкой применительно к построению системной технологии производства видов управленческих решений.

    Правило модели триады системного производства управленческих решений сформулируем в следующем виде:

    «триада системного производства управленческих решений «система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР», система-результат «вид управленческого решения» формируется и реализуется в среде функционирования существующих систем управления производством, которую можно описать некоторой совокупностью моделей систем.

    Не менее чем одна из моделей систем указанной совокупности является наилучшей в качестве общей модели системы для триады системного производства управленческих решений при формировании, принятии и реализации управленческих решений системой управления производством».

    Правило модели системы системного производства управленческих решений сформулируем в следующем виде:

    «каждая система триады системного производства управленческих решений – «система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР», система-результат «вид управленческого решения», формируется и реализуется в присущей ей среде функционирования существующих государственных (и национальных) систем управления, которую можно описать некоторой совокупностью моделей систем.

    Не менее чем одна из моделей систем указанной совокупности является наилучшей в качестве общей модели системы для данной системы триады системного производства управленческих решений – «системы-объекта «ЛПР и команда специалистов», системы-субъекта «ЛПР и аппарат ЛПР», системы-результата «вид управленческого решения», при формировании, принятии и реализации управленческих решений системой управления производством».

    Правило взаимодействия внутренней и внешней сред системного производства управленческих решений сформулируем в следующем виде:

    «каждая система триады системного производства управленческих решений – «система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР», система-результат «вид управленческого решения», представляет собой совокупность способов и средств осуществления упорядоченного взаимодействия внутренней среды элементов данной системы с внешней средой данной системы в соответствии с проблемой (целью, задачей) управления этой системы.

    Триада системного производства управленческих решений «система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР», система-результат «вид управленческого решения», в свою очередь, представляет собой совокупность способов и средств осуществления упорядоченного взаимодействия внутренней среды элементов триады с внешней средой триады в соответствии с проблемой (целью, задачей) этой триады. Элементами данной триады являются «система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР», система-результат «вид управленческого решения».

    Правило расширения границ системного производства управленческих решений сформулируем в следующем виде:

    «внутренняя среда элементов триады системного производства управленческих решений – «системы-объекта «ЛПР и команда специалистов», системы-субъекта «ЛПР и аппарат ЛПР», системы-результата «вид управленческого решения», и внешняя среда триады оказывают взаимное влияние друг на друга по каналам взаимодействия, находящимся за пределами границ сферы влияния этой триады. Это обстоятельство вынуждает триаду системного производства управленческих решений расширять границы сферы своего влияния в среде управления с целью собственного выживания, сохранения и развития.

    В свою очередь, внутренняя среда элементов каждой системы триады системного производства управленческих решений («системы-объекта «ЛПР и команда специалистов», системы-субъекта «ЛПР и аппарат ЛПР», системы-результата «вид управленческого решения») и внешняя среда этой системы оказывают взаимное влияние друг на друга по каналам взаимодействия, находящимся за пределами границ сферы влияния этой системы. Это обстоятельство вынуждает каждую систему триады системного производства управленческих решений расширять границы сферы своего влияния в среде управления с целью собственного выживания, сохранения и развития».

    Правило сужения проницаемости системного производства управленческих решений сформулируем в следующем виде:

    «триада системного производства управленческих решений является своего рода «проницаемой оболочкой»: через нее осуществляются взаимные влияния внутренней и внешней сред триады в пределах границ сферы влияния этой триады как регламентированные, так и нерегламентированные при ее формировании и реализации. Наличие нерегламентированных взаимных влияний внутренней и внешней сред вынуждает триаду системного управления сужать свою проницаемость с целью собственного выживания, сохранения и развития.

    В свою очередь, каждая система, входящая в триаду системного производства управленческих решений («система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР», система-результат «вид управленческого решения»), также является своего рода «проницаемой оболочкой». Через каждую данную систему осуществляются взаимные влияния внутренней и внешней сред данной системы в пределах границ ее сферы влияния как регламентированные, так и нерегламентированные при ее формировании и реализации. Наличие нерегламентированных взаимных влияний внутренней и внешней сред вынуждает данную систему сужать свою проницаемость с целью собственного выживания, сохранения и развития».

    Правило жизненного цикла системного производства управленческих решений сформулируем в следующем виде:

    «стадии жизненных циклов, на которых находятся системы системного производства управленческих решений («система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР», система-результат «вид управленческого решения»), могут не совпадать между собой, а также со стадией жизненного цикла данной триады системного производства управленческих решений». Эти стадии могут также не совпадать со стадиями жизненных циклов, на которых находятся системы, составляющие внешнюю и внутреннюю среды системного производства управленческих решений».

    Правило «разумного эгоизма» системного производства управленческих решений сформулируем в следующем виде:

    «каждая система системного производства управленческих решений («система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР», система-результат «вид управленческого решения») преследует цели собственного выживания, сохранения, развития (собственные цели), которые отличаются от тех целей управления, для достижения которых среда формирует данную систему (миссионерские цели).

    Собственные цели системы системного производства управленческих решений должны быть «эгоистическими в разумных пределах», т.е. их достижение не должно препятствовать достижению миссионерских целей управленческих решений или препятствовать им в разумных пределах.

    Это правило относится ко всем системам и их элементам, рассматриваемым при формировании и осуществлении системного производства управленческих решений: как к «системе-объекту «ЛПР и команда специалистов», к системе-субъекту «ЛПР и аппарат ЛПР» и к системе-результату «вид управленческого решения», так и к триаде системного производства управленческих решений в целом. Выход за пределы разумного эгоизма ведет к разрушению системы (триады) производства управленческих решений или ее элемента за счет соответствующей реакции среды системного производства управленческих решений».

    Правило трех триад системного производства управленческих решений сформулируем в следующем виде:

    «любая система системного производства управленческих решений – это система-результат, так как она является продуктом деятельности некоторой системы, проектирующей и реализующей данную систему управления. Любая система системного производства управленческих решений – это система-объект, так как она производит продукты своей управленческой деятельности в виде управленческих решений, проектов, программ, политик. Любая система системного производства управленческих решений – это система-субъект, так как она воздействует хотя бы на одну другую систему.

    В результате каждая система системного производства управленческих решений участвует не менее, чем в трех триадах систем, выживание, сохранение и развитие которых ей необходимо. Это правило относится к системе-объекту «ЛПР и команда специалистов», к системе-субъекту «ЛПР и аппарат ЛПР», к системе-результату «вид управленческого решения».

    Особенности этапов 7, 8 целостного инженеринга. Существуют следующие особенности этапов 7, 8 построения регламентов целостного инженеринга производства управленческих решений.

    Этап 7. Разработка исходных вариантов правил Закона развития для производства управленческих решений.

    Этап 8. Выбор одной модели системы или некоторой совокупности моделей систем для описания рабочих вариантов правил Закона развития применительно к производству управленческих решений.

    Перейдем к рассмотрению правил Закона развития применительно к построению системной технологии производства управленческих решений.

    При рассмотрении правил ограничимся их формулировкой применительно к построению системной технологии производства управленческих решений.

    Правило единства поколений системного производства управленческих решений сформулируем в следующем виде:

    «прошлое, настоящее и будущее поколения системного производства управленческих решений описываются одной моделью общей системы. Это правило распространяется на триаду системного производства управленческих решений в целом, а также на каждую ее часть («система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР», система-результат «вид управленческого решения»)».

    Правило развития внутреннего потенциала системного производства управленческих решений сформулируем в следующем виде:

    «триада системного производства управленческих решений обладает внутренним потенциалом – потенциалом влияния на собственное выживание, сохранение и развитие. Для выживания триады системного производства управленческих решений необходимо сохранить ее внутренний потенциал на определенном уровне, для сохранения – развить имеющийся ее внутренний потенциал до более высокого уровня, для развития – создать качественно новый внутренний потенциал триады системного производства управленческих решений.

    Это правило должно выполняться и в отношении каждой системы триады системного производства управленческих решений: «системы-объекта «ЛПР и команда специалистов», системы-субъекта «ЛПР и аппарат ЛПР», системы-результата «вид управленческого решения».

    Правило гармонии развития системного производства управленческих решений сформулируем в следующем виде:

    «каждое поколение системного производства управленческих решений должно представлять собой гармоничное сочетание деятельности духовной, нравственной, интеллектуальной, телесной систем производства управленческих решений, систем душевного и телесного здоровья на основе приоритета духовности и нравственности системного производства управленческих решений.

    Это правило должно выполняться как в отношении триады системного производства управленческих решений, так и в отношении каждой системы триады системного производства управленческих решений: «системы-объекта «ЛПР и команда специалистов», системы-субъекта «ЛПР и аппарат ЛПР», системы-результата «вид управленческого решения».

    Правило развития внешнего потенциала системного производства управленческих решений сформулируем в следующем виде:

    «системное производство управленческих решений обладает «внешним потенциалом» – потенциалом влияния на выживание, сохранение и развитие среды, в которой оно осуществляется и частью которой оно является. Для совместного выживания производства и среды необходимо сохранить внешний потенциал системного производства управленческих решений на определенном уровне, для совместного сохранения – развить имеющийся внешний потенциал системного производства управленческих решений до более высокого уровня, для совместного развития – создать качественно новый внешний потенциал системного производства управленческих решений.

    Это правило распространяется на триаду системного производства управленческих решений в целом, а также на каждую ее часть («система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР», система-результат «вид управленческого решения»)».

    Закон технологизации системного производства управленческих решений сформулируем в следующем виде:

    «для развития потенциала системного производства управленческих решений необходима технологизация системного производства управленческих решений, т.е. преобразование творческого процесса формирования, принятия и реализации управленческих решений, доступного единицам, в технологии системного производства управленческих решений, доступные всем и обладающие, в частности, свойствами массовости, определенности, результативности.

    Этот Закон распространяется на триаду системного производства управленческих решений в целом, а также на каждую ее часть («система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР», система-результат «вид управленческого решения»)».

    Закон неубывающего разнообразия системного производства управленческих решений сформулируем в следующем виде:

    «для выживания системного производства управленческих решений не должно убывать разнообразие внутри видов частей системного производства управленческих решений – элементов, процессов, структур, подсистем, систем, триад систем, других частей, которые могут использоваться для формирования и осуществления системного производства управленческих решений. Для сохранения системного производства управленческих решений должно возрастать разнообразие внутри видов частей системного производства управленческих решений – элементов, процессов, структур, подсистем, систем, других частей, которые могут использоваться для формирования и осуществления системного производства управленческих решений. Развитие потенциала системного производства управленческих решений возможно, только если будет качественно обновляться разнообразие внутри видов частей системного производства управленческих решений – элементов, процессов, структур, подсистем, систем, других частей, которые могут использоваться для формирования и осуществления системного управления.

    Этот Закон распространяется на триаду системного производства управленческих решений в целом, а также на каждую ее часть («система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР», система-результат «вид управленческого решения»)».

    Особенности этапов 9, 10 целостного инженеринга. Существуют следующие особенности этапов 9, 10 построения регламентов целостного инженеринга производства управленческих решений.

    Этап 9. Разработка исходных вариантов принципов развития для производства управленческих решений.

    Этап 10. Выбор одной модели системы или некоторой совокупности моделей систем для описания рабочих вариантов принципов развития применительно к производству управленческих решений.

    Перейдем к рассмотрению принципов развития применительно к построению системной технологии производства управленческих решений. Для применения этих принципов необходимо использовать основные условия построения системной технологии производства управленческих решений, описанные в начале данного раздела.

    При рассмотрении принципов ограничимся их формулировкой применительно к построению системной технологии производства управленческих решений.

    Принцип однозначного соответствия «цель – процессструктура» системного производства управленческих решений сформулируем в следующем виде:

    «для цели формирования, принятия и реализации системного управленческого решения должны реализовываться процесс производства управленческого решения, однозначно приводящий к достижению данной цели, а также структура производства управленческого решения, однозначно приводящая к реализации этого процесса производства управленческого решения. Системное производство управленческих решений, как целостность, описывается целостным развивающимся множеством таких соответствий «цель – процесс – структура производства управленческого решения». Соответствие «цель – процесс – структура производства управленческого решения» в соответствии с принципом системности управления должно описываться моделью общей системы в виде модели взаимно однозначного соответствия.

    Этот принцип распространяется на триаду системного производства управленческих решений в целом, а также на каждую ее часть («система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР», система-результат «вид управленческого решения»)».

    Принцип гибкости системного производства управленческих решений сформулируем в следующем виде:

    «в соответствии с требованиями внешней и внутренней сред системы управления производством должен быть сформирован регламент оптимальной перестройки системного производства управленческих решений. Данный регламент должен содержать правила оптимального перехода, при необходимости, с одного соответствия «цель – процесс – структура производства управленческого решения» на заданное другое соответствие. При этом должны обеспечиваться оптимальные (в смысле определенной системы критериев) затраты ресурса времени, а также материальных, информационных и других ресурсов системы управления производством, в которой реализуется системное производство управленческих решений.

    Этот принцип распространяется на триаду системного производства управленческих решений в целом, а также на каждую ее часть («система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР», система-результат «вид управленческого решения»)».

    Принцип неухудшающих коммуникаций системного производства управленческих решений сформулируем в следующем виде:

    «коммуникации, осуществляемые при реализации каждого соответствия «цель – процесс – структура производства управленческого решения», а также при реализации совокупности таких соответствий во времени (склад) и в пространстве (транспорт) не должны ухудшать качество системы управления производством, а также ее результатов – управленческих решений, или могут ухудшать их в заданных допустимых пределах.

    Этот принцип распространяется на триаду системного производства управленческих решений в целом, а также на каждую ее часть («система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР», система-результат «вид управленческого решения»)».

    Принцип технологической дисциплины системного производства управленческих решений сформулируем в следующем виде:

    «во-первых, должен иметь место технологический регламент системного производства управленческих решений для каждого соответствия «цель – процесс – структура производства управленческого решения», во-вторых, должен осуществляться контроль над соблюдением технологического регламента системного производства управленческих решений и, в-третьих, должна существовать система внесения изменений в технологический регламент системного производства управленческих решений.

    Этот принцип распространяется на триаду системного производства управленческих решений в целом, а также на каждую ее часть («система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР», система-результат «вид управленческого решения»)».

    Принцип обогащения системного производства управленческих решений сформулируем в следующем виде:

    «каждая часть системного производства управленческих решений, которая использована для формирования и осуществления данного соответствия «цель – процесс – структура производства управленческого решения», должна придавать новые полезные свойства (и/или форму, и/или состояние) управленческому решению в процессе его производства, а также увеличивать потенциал системного производства управленческих решений». Эти способности назовем обогащающими способностями.

    Условие обогащающих способностей распространяется на триаду системного производства управленческих решений в целом, а также на каждую ее часть («система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР», система-результат «вид управленческого решения»)».

    Принцип мониторинга качеств системного производства управленческих решений сформулируем в следующем виде:

    «является обязательным установление критериев, мониторинг (анализ, оценка и прогноз) качеств системного производства управленческих решений в смысле этих критериев. Должен осуществляться мониторинг качеств всех соответствий «цель – процесс – структура производства управленческого решения».

    Этот принцип распространяется на триаду системного производства управленческих решений в целом, а также на каждую ее часть («система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР», система-результат «вид управленческого решения»)».

    Принцип технологичности системного производства управленческих решений сформулируем в следующем виде:

    «из всех видов проектируемых продуктов системного производства управленческих решений (управленческих решений, проектов, программ, политик), отвечающих определенной цели управления, должен выбираться наиболее технологичный продукт, т.е. обеспечивающий наиболее эффективное (в смысле принятого критерия эффективности) использование потенциала данной системы управления производством для производства и реализации данного продукта.

    Этот принцип распространяется на триаду системного производства управленческих решений в целом, а также на каждую ее часть («система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР», система-результат «вид управленческого решения»)».

    Принцип типизации системного производства управленческих решений сформулируем в следующем виде:

    «каждое из возможных многообразий внутри видов частей системного производства управленческих решений должно быть сведено к ограниченному числу типовых частей, обоснованно отличающихся друг от друга. Это условие относится к многообразиям элементов, процессов, структур, подсистем, систем, триад систем, всех других частей, которые могут использоваться для формирования, принятия и реализации управленческих решений.

    Этот принцип распространяется на триаду системного производства управленческих решений в целом, а также на каждую ее часть («система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР», система-результат «вид управленческого решения»)».

    Принцип стабилизации системного производства управленческих решений сформулируем в следующем виде:

    «необходимо находить и обеспечивать стабильность таких режимов всех процессов и таких состояний всех структур системного производства управленческих решений, которые обеспечивают наиболее эффективное (в смысле принятого критерия эффективности) использование потенциала системной технологии управления для качественного формирования, принятия и реализации продуктов системного производства управленческих решений.

    Этот принцип распространяется на триаду системного производства управленческих решений в целом, а также на каждую ее часть («система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР», система-результат «вид управленческого решения»)».

    Принцип высвобождения человека в системном производстве управленческих решений сформулируем в следующем виде:

    «за счет реализации системного производства управленческих решений компьютерами и другими машинами, механизмами, роботами, автоматами, организмами необходимо высвобождать человека для формирования и реализации духовности, нравственности и интеллектуального уровня управленческого решения, для деятельности по развитию душевного и физического здоровья системного производства управленческих решений.

    Этот принцип распространяется на триаду системного производства управленческих решений в целом, а также на каждую ее часть («система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР», система-результат «вид управленческого решения»)».

    Принцип преемственности системного производства управленческих решений сформулируем в следующем виде:

    «продуктивность системного производства управленческих решений должна соответствовать возможностям внешней среды системного производства управленческих решений по эффективному использованию продуктов системы управления производством (управленческих решений, проектов, программ, политик); потребительские возможности системного производства управленческих решений должны соответствовать возможностям продуктивной деятельности компонент внешней среды системного производства управленческих решений.

    Этот принцип распространяется на триаду системного производства управленческих решений в целом, а также на каждую ее часть («система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР», система-результат «вид управленческого решения»)».

    Принцип баланса системного производства управленческих решений сформулируем в следующем виде:

    «ресурсы, расходуемые на формирование, принятие и реализацию управленческих решений в течение определенного периода времени, не должны превышать прирост ресурсов во внешней среде системного производства управленческих решений, появляющийся в результате реализации, за такой же период времени, произведенных данным производством управленческих решений.

    Этот принцип распространяется на триаду системного производства управленческих решений в целом, а также на каждую ее часть («система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР», система-результат «вид управленческого решения»)».

    Принцип экологичности системного производства управленческих решений сформулируем в следующем виде:

    «воздействие производственных, технологических, социальных, природных и других систем друг на друга, появляющееся в результате реализации продуктов системного производства управленческих решений (управленческих решений, проектов, программ, политик), должно приводить к устойчивому прогрессивному развитию каждого вида этих систем и их совокупностей.

    Этот принцип распространяется на триаду системного производства управленческих решений в целом, а также на каждую ее часть («система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР», система-результат «вид управленческого решения»)».

    Принцип согласованного развития системного производства управленческих решений сформулируем в следующем виде:

    «развитие системного производства управленческих решений и видов частей системы управления производством – элементов, процессов, структур, других частей, должно соответствовать эволюции проблем, намерений и целей внешней и внутренней сред, в связи с которыми формируется и осуществляется системное производство управленческих решений. Развитие системного производства управленческих решений должно основываться на согласованном управлении проектом развития системного производства управленческих решений и связанными с ним проектами развития внешней и внутренней сред системного производства управленческих решений.

    Этот принцип распространяется на триаду системного производства управленческих решений в целом, а также на каждую ее часть («система-объект «ЛПР и команда специалистов», система-субъект «ЛПР и аппарат ЛПР», система-результат «вид управленческого решения»)».









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх