• 10.1. Общие положения
  • 10.2. Инновации и целостность развития
  • 10.3. Интеллектуальная собственность среднего класса и инновации
  • 10.4. Инновации и опережающее образование
  • 10.5. Инновационное управление производством
  • Глава 10. Инновационное управление (для всех этапов инженеринга)

    10.1. Общие положения

    10.2. Инновации и целостность развития

    10.3. Интеллектуальная собственность среднего класса и инновации

    10.4. Инновации и опережающее образование

    10.5. Инновационное управление производством

    10.1. Общие положения

    – инновационное развитие управления

    – инновационная триада

    – инновационное управление

    Инновационное развитие управления. Придание инновационного характера производству и управлению в производственной системе – одна из основных задач целостного инженеринга. Создать в процессе инженеринга инновационный путь развития производственной системы можно, придавая инновационный характер как каждому из проектов развития ПИ-, ДНИФ– и ПВ-потенциалов производственной системы, так и проекту развития комплексного потенциала производственной системы в целом. Для этого деятельность и развитие систем-субъектов управления производственной системы должно быть инновационным. Следовательно, инновационное развитие управления должно быть одной из составляющих инновационного развития производственной системы, как целостности.

    Следовательно, системы-субъекты производственного управления должны использовать современные управленческие инновации, обладающие свойствами системности и технологичности [19]. Только в этом случае управление развитием производственной системы может стать опережающим и способствовать инновационному развитию производственного потенциала и каждой его составляющей. Другими словами, система-субъект управления должна осуществлять инновационное управление производством с целью придания производственной системе свойств опережения и целостности.

    Такой управленческой инновацией является метод системной технологии, позволяющий формировать и развивать свойства целостности управления производственной системой, а также возможности формирования и реализации опережающих управленческих решений.

    С другой стороны, чтобы управление производственной системой было инновационным, в него постоянно должны вноситься инновации. Метод системной технологии позволяет создать комплекс методик внедрения инноваций, позволяющих не нарушать целостность системы-субъекта управления и целостность производственной системы-объекта управления, а также целостность систем-результатов производственной системы. Другими словами, метод системной технологии обеспечивает целостность развития при внедрении инноваций.

    Одним из ключевых компонентов инновационной политики являются государственные политики, программы, проекты и решения, направленные на развитие малого инновационного бизнеса. Такие проекты (политики, программы, решения) активно способствуют развитию потенциала среднего класса. Управление развитием комплексного потенциала среднего класса рассматривается в данном разделе в единстве с управлением развитием его инновационного потенциала.

    Другим ключевым компонентом инновационной политики является внедрение инноваций с целью создания опережающего инновационного образования работников систем-субъектов производственного управления. В данном разделе рассмотрены вопросы метода системной технологии опережающего образования на примере образования производственников и управленцев.

    Далее предложен регламент инновационного управления, разработанный на основе метода системной технологии управления. Компоненты данного системного регламента являются основой для разработки методик построения целостного инновационного управления в производственных системах.

    Инновационная триада. Рассмотрим инновационную триаду – триаду «система-субъект, система-объект, система-результат» инновационной деятельности. Процесс возникновения инновационной триады деятельности исследуем в том же порядке, как и при рассмотрении общего процесса возникновения и разрешения проблем.

    Положим, что существует некоторая универсальная среда национального потенциала N. В среде N постоянно возникают, удовлетворяются, отмирают различные проблемы, задачи и цели выживания, сохранения и развития комплексного потенциала нации и его частей – проблемы (задачи, цели) национального потенциала. Надо заметить, что проблемы национального потенциала, как правило, существуют всегда и время от времени они актуализируются, если результаты национальной производственной деятельности перестают удовлетворять среду N.

    Проблема развития национального потенциала в данном случае сводится к проблеме развития национального производства, которая заключается в том, что «производство по-прежнему» не соответствует потребностям выживания, сохранения и развития национального потенциала. Для развития национального потенциала нужно духовное, нравственное, образовательное, информационное, материальное и другие «производства по-новому». Для разрешения проблем развития национального производства нужны инновации – инновационные знания, товары, услуги, а для их создания и использования нужны целенаправленные решения, проекты, программы, политики, носящие инновационный характер.

    Итак, в общем, случае, если в среде N возникает проблема развития национального производства, то в связи с этим формируется система инновационных целей, достижение которых позволяет разрешить проблему. Для достижения каждой из этих целей необходимы определенные новые (обновленные) изделия, продукты, результаты – инновации в виде новых знаний, товаров, услуг. В соответствии с этой необходимостью среда N выделяет некоторый производственный объект для изготовления инновационного изделия (продукта). При этом считается, что результат деятельности данного объекта обеспечит достижение определенной инновационной цели.

    Для управления функционированием и для управления развитием производственного объекта среда N выделяет некоторый субъект инновационного управления, ответственный за функционирование данного объекта и за соответствие практического результата деятельности объекта желаемому для среды N результату. Среда N, теперь уже «внешняя среда» по отношению к инновационной триаде «объект-субъект-результат», представляет себе эту триаду на основе одной модели общей системы, предназначенной для получения желаемой инновации. С другой стороны, у самих трех компонент инновационной триады имеется общий системообразующий фактор – цель получения инновации, которая нужна среде N. Необходимость «совместной» деятельности внешней среды и инновационной триады по производству инновации приводит к необходимости действовать на основе некоторой одной общей модели системы.

    Можно утверждать, что инновация в виде нового знания, товара, услуги (работы) – конечный результат деятельности инновационной триады, используемый для развития определенной части национального производства и способствующий опережающему развитию национального производства в целом или вида национального производства. Виды национального производства в предыдущих разделах уже рассматривались: это образовательное, научное, промышленное, энергетическое, сельскохозяйственное и иные производства.

    Сырьем, материалами, комплектующими изделиями для производства инноваций являются объекты интеллектуальной собственности (ИНСО) и материальные носители ИНСО. В процессе инновационной деятельности создаются новые объекты ИНСО и их носители. Сами инновации также могут быть объектами ИНСО в виде промышленной собственности и объектов авторского и смежного права.

    Следуя ранее доказанным результатам можно утверждать, что производству инноваций присущи две цели деятельности – миссионерская по производству инновации, необходимой среде N и собственная по получению выгоды от реализации инноваций. Назначение инновационной системы-субъекта управления заключается в обеспечении разумного баланса между миссионерскими и собственными целями производства инноваций.

    Инновационное управление. Инновационная система-субъект управления должна обеспечить управление системой-объектом и системой-результатом инновационного производства, способное обеспечить удовлетворение требований национального производства (и/или его части) в инновациях, с одной стороны, и, с другой стороны, содействовать выживанию, сохранению и развитию самого инновационного производства. Такое инновационное управление предназначено для управления производством и реализацией инноваций.

    Инновационное управление производством направлено на преобразование объектов интеллектуальной собственности (ИНСО) в инновации и применение инноваций для создания опережающего развития производства. Смысл инновационного развития, т.е. развития на основе применения инноваций – опережение по сравнению со сложившимся типом развития.

    Метод системной технологии позволяет создать методики преобразования объектов интеллектуальной собственности (ИНСО) в целостный инновационный потенциал производства. Инновационный потенциал производства рассматривается здесь как часть интеллектуального и информационного потенциалов производства. Метод системной технологии является общей моделью целостности для триады систем «инновационное управление производством, опережающее развитие производства, инновационный потенциал производства».

    • Инновации можно различать по их назначению на инновации, предназначенные для использования в сфере производства и инновации, предназначенные для использования в сфере потребления.

    Можно построить другую классификацию, использующую модели триады систем производственной деятельности, включающую инновации трех видов:

    системы-результаты функционирования данной производственной системы-объекта в виде, например, инновационных знаний, товаров, услуг;

    производственные инновации, используемые для производства знаний, товаров и услуг в производственных системах-объектах;

    управленческие инновации, используемые для управления в управленческих системах-субъектах инновационного управления.

    Инновационное управление производством использует инновационные результаты, производственные инновации, управленческие инновации для создания опережения в развитии производства.

    10.2. Инновации и целостность развития

    Инновации и целостность развития. Интеллектуальная собственность может стать инновацией в общественном производстве, как уже отмечалось, только если она технологична и системна.

    На основе общего Принципа системности можно сформулировать следующее условие системности инноваций, полезное для формирования целостности развития производственного потенциала в процессе целостного инженеринга:

    для формирования и осуществления целостности инновационного управления потенциал производственной системы прошлого времени, управленческие инновации настоящего времени, а также и потенциал производственной системы будущего времени должны быть представлены одной общей моделью системы в виде метода системной технологии.

    Целостность развития производственной системы во времени представляется как целое, описываемое одной моделью системы. Конечно, и модели систем развиваются в соответствии с новыми знаниями о моделировании целого. Использование таких моделей для инновационных программ развития способствует обеспечению целостности развития производственной системы.

    Системная технология не только описывает условия системности и технологичности инновационной деятельности с помощью общего принципа системности и общего принципа технологичности. При проведении инженеринга метод системной технологии позволяет эффективно использовать для построения инновационных методик целостного развития производства Закон системности, Закон и принципы развития потенциала систем, модели процессов, структур и других частей систем.

    10.3. Интеллектуальная собственность среднего класса и инновации

    – особенности использования интеллектуальной собственности в производстве

    – упорядочение механизма учета прав на объекты ИНСО

    Особенности использования интеллектуальной собственности в производстве. В процессе инженеринга необходимо внимательное рассмотрение использования объектов интеллектуальной собственности (ИНСО) в данном производстве и возможности повышения эффективности данного предприятия за счет повышения оборота ИНСО.

    Рассмотрим общие для всех производств вопросы использования объектов интеллектуальной собственности (ИНСО). Мы не будем также акцентировать внимание на особенностях различных ИНСО, являющихся объектами промышленной собственности, авторского права и их различных классов (научная продукция, педагогические технологии, изобретения, промышленные образцы, «ноу-хау» и т.д.).

    В целом известно, даже можно сказать – общеизвестно, что интеллектуальная собственность играет большую роль в формировании и развитии национального производства. Но если мы, пусть с некоторым трудом, но можем получить сведения о стоимости и цене сделки в отношении любой недвижимости, то в отношении ИНСО это практически невозможно. Газеты заполнены объявлениями о возможных сделках с недвижимостью, транспортом, товарами народного потребления. Аналогичную массовость объявлений в отношении сделок с ИНСО пока можно отнести к области фантастики.

    Формально создатели ИНСО как первичные обладатели прав на ИНСО при желании регистрируются в узаконенном порядке. Но в отличие от порядка регистрации недвижимости государственная регистрация ИНСО не является обязательной. Дальнейшее движение ИНСО (купля-продажа, залог, франчайзинг, страхование и т.п.), если и происходит, то не всегда регистрируется.

    Кроме этого, при первичной регистрации ИНСО не определяется ее рыночная стоимость и при дальнейшей смене правообладателей ИНСО не регистрируется, как правило, цена сделки с ИНСО. Не систематизируются данные о том, проявляет ли себя и как проявляет себя ИНСО в национальном производстве как собственность, приносящая доход. А в общенациональном масштабе не известно, каков размер интеллектуального потенциала и какой вклад он вносит в формирование и развитие национального потенциала.

    Конечно, существенная часть объектов ИНСО может и не иметь рыночной стоимости также, например, как есть и не приносящая дохода недвижимость. Но это обстоятельство только актуализирует вопросы создания в процессе инженеринга соответствующего механизма в отношении ИНСО, потенциально способной приносить доход данному производству. Другими словами, производственная деятельность в отношении эффективного ИНСО далеко не полностью упорядочена. И это является одним из сдерживающих факторов для полноценного инновационного развития производственных систем и национального производства в целом.

    • Важность вопросов создания механизма использования ИНСО в национальном производстве очевидна на примере инновационной деятельности. На этом примере наиболее выпукло проявляются проблемы, связанные с использованием ИНСО в общественном производстве в целом, так как инновации создаются преимущественно на основе ИНСО. Образно говоря, ИНСО является своего рода «информационным и интеллектуальным сырьем» для создания инноваций. В свою очередь, создание и использование инноваций является одной из насущных проблем развития национального производства. Но в то же время не определен механизм использования ИНСО как собственности в инновационной деятельности.

    Так, педагогические работники имеют право на защиту наравне с другими видами собственности своей интеллектуальной собственности – научных, методических трудов, программных продуктов, образовательных и информационных технологий и др. Но на практике никак не определено, каков механизм учета вклада ИНСО, созданной педагогами, в экономические результаты деятельности учебных организаций. Доходы педагогов не связываются непосредственно с экономическими результатами деятельности учебных организаций. Поэтому неясен и механизм реализации прав педагогов на получение дохода от этой деятельности, соответствующего вкладу ИНСО, созданной ими.

    По этим причинам с позиций инновационного управления большое значение имеют две основные проблемы:

    1) упорядочение механизма учета прав на объекты ИНСО и их стоимости (в т.ч. – прав производителей и первичных владельцев ИНСО).

    2) упорядочение использования ИНСО для производства инноваций.

    Упорядочение механизма учета прав на объекты ИНСО. Обратимся к первой проблеме. Ее можно в каждом конкретном случае решить в процессе инженеринга для данного производства. При этом можно исходить из следующих общих положений.

    Неоспоримо, конечно, что основным создателем и обладателем прав на объекты национального интеллектуального потенциала является средний класс. Можно сказать, что производственная система и представители крупного капитала сосредоточили в своих руках основной финансовый и материальный капитал нации. В свою очередь, представители среднего класса сосредоточили в себе ДНИФ-капитал нации, регистрируемый под общим названием «интеллектуальная собственность» – ИНСО. Также очевидно, что рыночная стоимость ИНСО не уступает стоимостям других видов капитала – финансового, недвижимости, других.

    Общеизвестно, что интеллектуальный капитал нации не учтен, его размеры и масштабы оборота в национальном производстве неизвестны, особенно в отношении продукции научной, педагогической, проектной, конструкторской, изобретательской деятельности. Преимущественно без учета интеллектуальной собственности проходит и движение собственности (купля-продажа, страхование, залог и т.д.). В результате средний класс (в особенности такие собственники ИНСО как преподаватели, научные работники, проектировщики и т.д.) оказывается в основном вне этих процессов.

    В то же время уже очевидно, что решение проблем создания внутреннего рынка для собственников интеллектуального капитала нации – основа для создания отечественного малого и среднего бизнеса. Решение этих проблем позволит (пусть, возможно, не в решающей мере, но все же достаточно существенным образом) развить средний класс – основного собственника ИНСО, дать ему возможность сосредоточить в своих руках множество «средних, но достаточных состояний», что, как говорил Аристотель, является величайшим благом для производства.

    Одним из методов разрешения рассматриваемой проблемы явятся предложения по учету прав собственников ИНСО и стоимости ИНСО, которые можно выработать в процессе инженеринга данного предприятия. Необходимо, по всей видимости, предложить меры по наладке соответствующего бухгалтерского учета ИНСО и по использованию этих данных в процессах программирования, бюджетирования и отчетности о деятельности данного юридического лица.

    Известно, что научные работники, педагоги, проектировщики, другие представители среднего класса создают и используют в своей работе различные виды интеллектуальной собственности в виде технологий научного эксперимента, «ноу-хау», педагогических технологий, технологий журмастерства, товарных и сервисных марок, проектов, новых знаний, новых видов услуг и т.д. Все эти виды ИНСО – основа функционирования и развития материального, энергетического, информационного, образовательного, научного, других видов общественного производства. Причем ИНСО в использовании недвижимости, машин, транспорта, оборудования, энергетического и иного потенциала нации играет решающую роль.

    Без мысли, выраженной в виде соответствующего интеллектуального продукта, ни недвижимость, ни транспорт, ни машины и оборудование и, вообще, никакое имущество «не придет в движение» и не будет приносить прибыль. Без ИНСО не будет создана тенденция повышения эффективности общественного производства. ИНСО, образно говоря, – своего рода «двигатель и ускоритель» национального производства.

    Известно, что большая часть интеллектуальной продукции не отражается в бухгалтерском учете, т.е. ИНСО, используемая в производстве, как правило, не оценена и не принимается в расчет при определении эффективности и стоимости бизнеса. Все другие виды имущества учтены и их стоимость известна. В то же время стандарты бухгалтерского учета позволяют учитывать интеллектуальную собственность как нематериальный актив. Она может быть оценена так же, как любой другой вид имущества, и служить объектом купли-продажи, уступки прав, залога и других операций с имуществом. Отсутствует соответствующий механизм, имеет место недостаточная информированность предпринимателей и владельцев ИНСО о ее фактической стоимости, о правилах и о возможностях вовлечения ИНСО в оборот. В результате отечественный интеллектуальный продукт, создаваемый ученым, художником, проектировщиком, педагогом, другими представителями среднего класса, становится легкой, практически бесплатной, добычей отечественного и иностранного предпринимателя, а также многочисленных международных и иностранных фондов и организаций.

    Известно и такая повсеместная практика, когда в договора и трудовые соглашения, как правило, вводится пункт, в соответствии с которым все права на создаваемый интеллектуальный продукт переходят к заказчику или владельцу предприятия. А ведь известно, что ИНСО создается не только в рабочее время и не только за счет того объема трудовых затрат, который предусмотрен договорными трудовыми отношениями, напр., с педагогами, учеными и иными творческими работниками. Другими словами, владельцу бизнеса ИНСО, приносимая его работниками, достается только за ту зарплату, которую он им платит. И эта зарплата – совершенно незначительная, как правило, часть стоимости ИНСО (хотя, конечно, бывает и наоборот). С другой стороны, оценка бизнеса при использовании ИНСО в производстве, при приватизации, купле-продаже, залоге, страховании и при других операциях с собственностью не соответствует действительности в первую очередь по причине практического отсутствия бухучета ИНСО.

    По этой причине владельцы ИНСО не заинтересованы в улучшении финансовых показателей предприятия за счет создания и внедрения ИНСО, так как существующий порядок не предусматривает получения адекватного дохода владельцами ИНСО.

    Из изложенного следует, что в процессе инженеринга для разрешения проблемы повышения эффективности производственной системы за счет применения ИНСО, в первую очередь, необходимо предложить соответствующий проект упорядочения и развития оценки и бухгалтерского учета прав собственников ИНСО, используемого на данном предприятии.

    Упорядочение использования ИНСО в инновационной деятельности. Другая немаловажная проблема целостного инженеринга – необходимость упорядочения использования ИНСО в инновационной деятельности. Здесь нужна производственная инновационная политика, обладающая свойствами системности и технологичности.

    Для реализации производственной инновационной политики необходимы инновационные проекты в виде комплексов документов, каждый из которых направлен на создание определенной инновации для данного производства и разрабатываемых в соответствии с национальными стандартами. Комплекс инновационных проектов и систем управления инновационными проектами, направленных на создание комплекса взаимосвязанных инноваций в определенном производстве, должен соответствовать производственной инновационной программе.

    В свою очередь, такие программы должны быть объединены в рамках инновационной политики производства, придающей целостность процессам создания и использования инноваций. Инновационная политика производства должна включать в себя вопросы управления этими проектами и программами, в том числе и вопросы создания и упорядочения инновационной инфраструктуры производственной системы.

    В то же время процедуры поиска и использования ИНСО для технологий производства и управления пока еще не упорядочены в должной мере. Для совершенствования этой деятельности необходимо упорядочить все объекты ИНСО, которые предполагается применять, применяются или были применены в данной производственной системе. При этом каждый объект ИНСО должен быть представлен как собственность, имеющая рыночную стоимость. Тогда появится возможность рыночной реализации инновации в данной производственной системе с учетом стоимости использованного «информационного сырья, комплектующих изделий, полуфабрикатов» в виде ИНСО и носителей ИНСО.

    Из изложенного мы приходим к выводу о том, что одна из основных задач инновационной политики заключается в создании условий для систематизации собственно объектов ИНСО, а также систематизации процедур их использования в инновационной деятельности. Можно сказать, что упорядочение объектов ИНСО, имеющих рыночную стоимость, поможет наладить отечественное потребление отечественных знаний, товаров и услуг, создать внутренний рынок ИНСО для данного и других производств.

    • Для упорядочения использования ИНСО в инновационной деятельности необходимо создание национального кадастра ИНСО. Этому должен способствовать, со своей стороны, и целостный инженеринг производства путем построения проекта кадастра ИНСО, предназначенного для повышения эффективности данной производственной системы. Такой кадастр будет сопровождать все стадии жизненного цикла ИНСО, способной приносить доход – от момента ее создания до морального устаревания и вывода из оборота на данном производстве. В кадастр нет необходимости включать те ИНСО, которые не могут иметь рыночной стоимости, т.е. не могут приносить доход.

    Оценка и учет объектов ИНСО и их рыночное использование с помощью кадастра ИНСО позволит создать систему стимулов деятельности в области создания эффективных ИНСО в целом для всех подразделений данного производства. Кадастр объектов ИНСО поможет также упорядочить вопросы организации финансирования работ по созданию объектов ИНСО, по учету и оценке ИНСО и другие вопросы, связанные с движением «объектов ИНСО».

    Реализация данных предложений со стороны целостного инженеринга будет содействовать решению многих задач производства, таких как:

    формирование опережающих инновационных проектов, программ и политик развития производства;

    создание опережающих технологий, систем управления и продуктов;

    создание условий использования объектов ИНСО для усиления тенденций устойчивого развития производственной системы и для создания экспортоориентированных опережающих технологий производства;

    создание опережающей системы стимулов создания ИНСО, приносящей доход, и другие.

    Кроме того, реализация данных предложений будет способствовать решению важных социальных проблем среднего класса, а также будет способствовать устойчивому развитию страны и экономической безопасности.

    • Рассмотрим вопросы поддержки отечественного производителя ИНСО и инноваций, которые целесообразно решать в процессе целостного инженеринга каждого конкретного производства.

    Отечественное производство – это производство знаний, товаров и услуг на территории страны с преимущественным использованием человеческих, материальных, энергетических и природных ресурсов, а также материальных и нематериальных активов отечественного происхождения.

    Остановимся на производстве знания и услуг.

    Отечественный производитель знания (в том числе и знаний для развития духовности, нравственности, души, ума, разума) – это отечественные юридические лица (предприятия, фирмы, организации, учреждения), физические лица, занимающиеся созданием объектов национального интеллектуального потенциала. Интеллектуальный потенциал включает в себя продукты литературы, искусства, телевидения, радио, журналистики. В интеллектуальный потенциал входят также продукты научных исследований, открывательства, изобретательства, проектирования, конструирования, «ноу-хау», новые технологии – управленческие и другие, конструкции и другие продукты, защищаемые в качестве объектов авторского и смежного права и/или промышленной собственности.

    Отечественный производитель услуг – это отечественные предприятия, фирмы, организации, учреждения, физические лица, предоставляющие услуги в разных сферах. Существуют просветительские, образовательные, управленческие, воспитательные, экспертные услуги. Предоставляются так же, как известно, научные, консультационные, юридические, посреднические, транспортные и многие другие услуги.

    В смысле полноценного использования ИНСО и инноваций выделим знания и услуги в сфере творчества, т.е. в сфере интеллектуального творческого труда, направленного на создание и реализацию ИНСО и инноваций.

    • Можно выделить главное направление инновационного управления – это поддержка отечественного производителя знаний и услуг.

    Эта поддержка заключается в том, чтобы наладить отечественное производство и отечественное потребление отечественных знаний и услуг, а также их экспорт. Отечественные продукты сферы творчества должны занять, устойчиво удерживать и расширять свою нишу, в первую очередь, на отечественном рынке, затем – на мировом рынке, на рынке СНГ.

    Ведь известно, что в сфере науки мы предпочитаем зарубежных специалистов, в сфере образования – зарубежные университеты, в сфере искусства, литературы – зарубежных авторов и исполнителей и т.д. Другими словами, мы поддерживаем зарубежных производителей знаний и услуг. Кроме этого, мы мало прикладываем усилий к созданию рынка продукции отечественной науки, образования, культуры за рубежом. Эту проблему можно решить, с одной стороны, принятием соответствующих нормативных актов, которые обеспечили бы преимущественное положение отечественного производителя знаний и услуг на отечественном рынке. Можно, например, предусмотреть определенные стимулы для того, чтобы частные фирмы украшали свои офисы произведениями отечественных мастеров, комплектовали библиотеки произведениями отечественных авторов и т.д.

    Для поддержки отечественного производителя знаний и услуг необходимы действия по выживанию, сохранению и развитию интеллектуального капитала нации. В формировании и осуществлении комплекса таких действий большую роль может сыграть и целостный инженеринг производства.

    Целенаправленная производственная деятельность по поддержке отечественной интеллектуальной собственности и инноваций, создаваемая системным инженерингом на каждом производстве, будет содействовать созданию опережающего развития национального производства и национального потенциала.

    10.4. Инновации и опережающее образование

    – проблемы построения опережающего образования производственников и управленцев

    – цикл внедрения инновации в образовательное производство

    Проблемы построения опережающего образования производственников и управленцев. Нахождение ответов на следующие вопросы является актуальным при проведении целостного инженеринга любого производства:

    – Существует ли производственная доктрина в сфере развития образования?

    – Какова парадигма развития профессионализма производственников и управленцев данной производственной системы?

    – Необходима ли политика развития образования производственников и управленцев на среднесрочный и долгосрочный периоды развития производства?

    – Какие образовательные программы надо реализовать для того, чтобы образование производственника и управленца было опережающим или, как минимум, не отставало от практики и науки?

    Эти и многие другие вопросы в области развития образования и, особенно, в области развития образования производственников и управленцев являются исключительно актуальными. Проблемы построения проектов опережающего образования производственников и управленцев являются одними из наиболее важных для целостного инженеринга. Реализация таких проектов оказывает наиболее сильное влияние на развитие всех частей производственной системы и производственной системы, как целостности.

    Проблемы построения опережающего образования – одни из ключевых проблем развития производственного образования в целом. Их решение «дает ключ» к образовательным программам для построения структуры производственной системы будущего. Такие программы надо осуществлять «с 8-00 по расписанию завтрашнего дня на нынешней неделе», не в отдаленном будущем. Для решения данной проблемы необходимо использовать инновации на основе метода системной технологии.

    В первую очередь необходима разработка метода инновационного управления развитием образования производственников и управленцев. Оно должно быть направлено на создание опережающего образования. В то же время инновационное управление образованием должно сохранить и консерватизм в содержании и методах образования в нужной мере для обеспечения преемственности между прошлым, настоящим и будущим производственной системы.

    • Для разрешения проблематики опережающего образования необходимо найти способы разрешения двух известных проблем современного образования.

    Первая проблема связана с углубляющейся дифференциацией научного знания. Наука накопила огромный массив знаний и одновременно разбила его на отдельные дисциплины и группы, слабо связанные между собой (естественные, технические, социально-гуманитарные, сельскохозяйственные, медицинские, другие). Как следствие происходит и дифференциация изучаемых дисциплин и специальностей дополнительного профессионального образования, становится все труднее устанавливать взаимосвязи между ними. В результате знания, получаемые в результате дополнительного профессионального образования производственником или управленцем, не представляют собой целостную систему. Отсутствие целостности множества знаний приводит, например, к неощутимости утрат (интеллектуальных, духовных, нравственных, иных) при утере частей полученного множества знаний.

    Вторая проблема связана с ускорением обновления информации и роста ее объемов. Так, в настоящее время обновление информации в сфере промышленных и энергетических технологий происходит в срок от 2 до 5 лет, а удвоение объемов информации происходит в течение 1 – 2-х лет. И эти сроки неумолимо сокращаются. Как следствие происходит усложнение способов сбора, обработки, хранения, переработки и представления информации, возникает необходимость в специальных методах обучения целостному восприятию и использованию информации.

    Обе эти проблемы разрешимы, в том числе и при проведении целостного инженеринга, с помощью метода системной технологии. Проблема, связанная с дифференциацией знания, принципиально разрешима с помощью инноваций в виде методологий, построенных на основе метода системной технологии. Такие инновации позволяют объединять в единую систему знания, получаемые в разных отраслях науки, проектирования и практики деятельности на основе Принципа и Закона системности и создать целостную систему-результат образования. Вторая проблема принципиально разрешима с помощью системных технологий образования. Инновации в виде моделей системных технологий образования позволяют вычленить целое в новой информации на основе принципов и Законов развития систем, в том числе и информационных и построить системные методики целостного восприятия знаний, умений и навыков.

    • В обоих случаях метод системной технологии дает возможность построения таких методологических инноваций как целостные модели знания, а также целостные методики образования. Такие знания, методологии и методики объединяют в целое как общие свойства мира жизнедеятельности человека, неизменяемые во времени, так и изменяемые во времени современные и будущие знания по определенной профессии. Можно утверждать, что знания в области такой системной методологии, как метод системной технологии, имеют, как правило, наибольший жизненный цикл использования. Следом по длительности жизненного цикла использования находятся знания в области научно-теоретических основ управления, далее – научно-прикладное знание, затем – практические умения и навыки. Следовательно, для создания опережения в образовании нужны, прежде всего, системные методологии образования, построенные, как в данном случае, на основе метода системной технологии.

    Конечно, отдельные практические навыки могут пережить любую методологию, но это только свидетельствует о целостности определенной методологии, которая лежала в их основе, даже если она нам неизвестна. По этим основаниям можно рассчитывать на опережение в образовании и, как следствие, достижение высокой эффективности труда участников образовательного процесса за счет использования метода системной технологии для построения целостных процессов и структур познания и целостных моделей знаний, умений и навыков выпускников. Целостные модели образовательных процессов, структур и целостные модели выпускников обладают свойством адаптивности и органично воспринимают новое научно-теоретическое, научно-прикладное знания, а также и сведения о новых практических знаниях, умениях и навыках. Как пример, можно привести классно-урочную систему Яна Коменского.

    Построение целостных процессов и структур познания приводит к опережающему развитию деятельности познающих (проходящих переподготовку производственников и управленцев, например), способствующих образованию (профессорско-преподавательский состав учреждения образования) и управляющих образованием (системы управления образованием производственника и управленца, напр.).

    Необходимо, далее, отметить, что любые инновации должны проходить соответствующую рыночную оценку, показывающую их пригодность для практического создания, в данном случае, опережающего образования. Не являются исключением из этого правила и системные методологии опережающего образования, которые можно предложить в результате целостного инженеринга.

    Цикл внедрения образовательной инновации в производство. Цикл внедрения образовательной инновации в производство должен содержать следующие основные операции: анализ и отбор исходного интеллектуального продукта, проектирование инновации, ее апробация, создание производственного образца инновации, внедрение инновации в образование, например, в систему образования производственников и управленцев. Все эти операции можно упорядочить с помощью системных моделей процессов деятельности, используемых методом системной философии и описанных ранее.

    Для того чтобы управление производством наиболее эффективно формировало тенденции развития образования в производственной системе, необходимо, как уже отмечалось, основываться на принципе опережающего образования производственника и управленца.

    Опережающее образование производственника и управленца может быть реализовано через три компонента системы образования производственника и управленца: система управления образованием производственника и управленца, технологии производства образования производственника и управленца, а также знания, умения и навыки производственника и управленца, прошедших определенный этап дополнительного профессионального образования.

    Особенно важно построение опережающей модели производственника и управленца.

    В качестве такой целостной модели метод системной технологии рассматривает общесистемную модель в виде ДНИФ-системы. Модель в виде ДНИФ-системы дает возможность описать наиболее общие, неизменяемые в обозримом будущем, подсистемы модели производственника и управленца, что позволяет определить основные методологические требования к опережающему образованию. Целостная ДНИФ-модель системы имеет наиболее длительный жизненный цикл и позволяет построить в процессе инженеринга опережающие модели производственника и управленца.

    10.5. Инновационное управление производством

    – системность и технологичность производственных и управленческих инноваций

    – этапы метода системной технологии инновационного управления производством

    – соответствие Принципу системности управления

    – соответствие Закону системности управления

    – соответствие Закону развития систем управления

    – соответствие Принципам развития систем управления

    Системность и технологичность производственных и управленческих инноваций. Инновации, как известно, трудно воспринимаются в отличие от традиционных способов экстенсивного или интенсивного развития, несмотря на то, что инновация способствует опережающему развитию производства в целом или части производства.

    Основная причина – как правило, инновации нетехнологичны и несистемны для сложившегося производства и для общепризнанных тенденций его развития. В отличие от инноваций традиционные способы экстенсивного или интенсивного развития технологичны и системны для существующего производства. В свою очередь инновация технологична и системна для некоторого другого производства, которое станет производством будущего для определенной производственной системы настоящего времени при внедрении данной инновации. Создание в процессе инженеринга проектов внедрения инноваций без учета этих их качеств может привести к разрушительным последствиям для производственной системы настоящего.

    Поэтому одна из ключевых проблем внедрения инновации, которую призван разрешить целостный инженеринг, – отсутствие системности и технологичности для совокупности «производство настоящего – инновация – производство будущего».

    Ключевой задачей инновационного управления является создание отношений системности и технологичности в совокупности «производство настоящего – инновация – производство будущего». Решение этой задачи явится ключом к построению и осуществлению проектов опережающего развития данного производства.

    Вполне очевидно, что решение этой задачи требует привлечения управленческих инноваций, которые можно разработать на основе метода системной технологии. Как уже отмечалось, метод системной технологии является общей моделью целостности для триады моделей систем «инновационное управление производством, опережающее развитие производства, инновационный потенциал производственной системы».

    Этапы метода системной технологии инновационного управления производством. Рассмотрим метод системной технологии инновационного управления, направленный на производство и реализацию инноваций в производственной системе. Как правило, при целостном инженеринге этот метод можно рекомендовать для практической реализации инноваций любых производственных систем – информационных, материальных, финансовых, энергетических, образовательных и других.

    Рекомендуемую последовательность этапов метода системной технологии инновационного управления можно изложить в следующем виде для некоторой данной системы инноваций:

    Этап 1. Разработка для данной системы инновационного управления исходного варианта проблемы, задачи, результата, стратегии, миссионерской и собственной целей системы инноваций.

    Этап 2. Выбор для данной системы инновационного управления одной модели системы или некоторой совокупности моделей систем, соответствующих системе инноваций, для описания рабочего варианта проблемы, задачи, результата, стратегии, миссионерских и собственных целей системы инноваций.

    Этап 3. Разработка для данной системы инновационного управления исходного варианта принципа системности управления, соответствующего системе инноваций.

    Этап 4. Выбор для данной системы инновационного управления одной модели системы или некоторой совокупности моделей систем, соответствующих системе инноваций, для описания рабочего варианта принципа системности управления.

    Этап 5. Разработка для данной системы инновационного управления исходных вариантов правил Закона системности управления, соответствующих системе инноваций.

    Этап 6. Выбор для данной системы инновационного управления одной модели системы или некоторой совокупности моделей систем, соответствующих системе инноваций, для описания рабочих вариантов правил Закона системности управления.

    Этап 7. Разработка для данной системы инновационного управления исходных вариантов правил Закона развития систем управления, соответствующих системе инноваций.

    Этап 8. Выбор для данной системы инновационного управления одной модели системы или некоторой совокупности моделей систем, соответствующих системе инноваций, для описания рабочих вариантов правил Закона развития.

    Этап 9. Разработка для данной системы инновационного управления исходных вариантов принципов развития систем управления, соответствующих системе инноваций.

    Этап 10. Выбор для данной системы инновационного управления одной модели системы или некоторой совокупности моделей систем для описания рабочих вариантов принципов развития систем, соответствующей системе инноваций.

    Этап 11. Разработка для данной системы инновационного управления исходного варианта метода системной технологии управления, соответствующего системе инноваций.

    Этап 12. Выбор для данной системы инновационного управления одной модели системы или некоторой совокупности моделей систем для описания рабочего варианта метода системной технологии, соответствующего системе инноваций.

    Этап 13. Разработка для данной системы инновационного управления проекта системной технологии управления для решения конкретной проблемы, задачи управления, для достижения конкретной цели управления, соответствующего системе инноваций.

    Этап 14. Практическое использование проекта системной технологии управления в данной системе инновационного управления.

    Этап 15. Корректировка этапов 1 – 14 по результатам практического применения системной технологии управления в данной системе инновационного управления.

    • Также как и в общем случае применения метода системной технологии управления, в данном случае можно применить ключевую процедуру «от исходной формулы через нахождение общей модели системы к рабочей формуле»:

    13) разработка для данной системы инновационного управления исходной формулы компонента системной философии, соответствующей системе инноваций, производством и осуществлением которой призвана управлять данная система инновационного управления,

    14) постановка и решение для данной системы инновационного управления задачи нахождения общей модели системы компонента системной философии, соответствующей системе инноваций, производством и осуществлением которой призвана управлять данная система инновационного управления, и, далее,

    15) разработка и применение для данной системы инновационного управления рабочей формулы компонента системной философии, соответствующей системе инноваций, производством и осуществлением которой призвана управлять данная система инновационного управления.

    Соответствие Принципу системности управления. Сформулируем общие правила и принципы методик построения инновационного управления, используя Принципы и Законы системной философии.

    Будем рассматривать следующую совокупность систем:

    идея опережающего развития производства – системный принцип устройства производства будущего (или его части), реализуемый с помощью определенной системы инноваций;

    система инноваций – система развивающих воздействий на производство, формируемых и осуществляемых инновационным управлением с целью реализации определенной идеи опережающего развития;

    общая идея опережающего развития производства – общая система идей опережающего развития, рассчитанная на создание и реализацию в производстве множества систем инноваций;

    система-субъект инновационного управления – часть системного управления производством, предназначенная для реализации идеи опережающего развития с помощью определенной системы инноваций;

    инновационное управление производством – системный процесс, осуществляемый системой-субъектом инновационного управления;

    система-объект инновационного управления – производство настоящего, как система-объект внедрения инноваций;

    система-результат инновационного управления – производство будущего, в котором осуществлена идея опережающего развития;

    триада инновационного управления – «система-субъект, система-объект, система-результат инновационного управления»;

    производственная система инновационного управления – триада инновационного управления.

    • Согласно Принципу системности управления [19]:

    «общая и частные идеи опережающего развития должны быть представимы общей моделью системы» и

    «для формирования и осуществления системы инноваций система инновационного управления должна разработать и применить общую модель системы, соответствующую идее опережающего развития, для описания совокупности «производство настоящего – система инноваций – производство будущего» и каждой части этой совокупности».

    Остальные условия обеспечения системности инноваций могут быть сформулированы очевидным образом, если использовать в качестве основы данные условия и Принцип системности управления [19].

    Соответствие Закону системности управления.

    Согласно правилу модели триады Закона системности управления:

    «триада инновационного управления формируется и реализуется в среде функционирования определенной совокупности триад систем управления.

    Не менее чем одна из моделей триад систем управления указанной совокупности является наилучшей, в смысле соответствия общей идее опережающего развития, в качестве общей модели триады инновационного управления».

    Согласно правилу модели системы Закона системности управления:

    «каждая система триады инновационного управления – система-объект, система-субъект, система-результат, формируется и реализуется в присущей ей среде функционирования определенной совокупности систем управления.

    Не менее чем одна из моделей систем управления указанной совокупности является наилучшей, в смысле соответствия общей идее опережающего развития, в качестве общей модели определенной системы, принадлежащей триаде инновационного управления».

    Согласно правилу взаимодействия внутренней и внешней сред Закона системности управления:

    «каждая система триады инновационного управления – система-объект, система-субъект, система-результат, формируется и реализуется как совокупность способов и средств осуществления упорядоченного взаимодействия идей внутренней среды данной системы с идеями внешней среды данной системы в смысле соответствия общей идее опережающего развития.

    Идеи внутренней среды – это идеи опережающего развития, присущие частям данной системы инновационного управления.

    Идеи внешней среды – это идеи опережающего развития, присущие системам инновационного управления, не входящим в данную систему.

    Триада инновационного управления, в свою очередь, формируется и реализуется как совокупность способов и средств осуществления упорядоченного взаимодействия, в смысле соответствия общей идее опережающего развития, идей внутренней среды данной триады с идеями внешней среды данной триады.

    Идеи внутренней среды триады – это идеи опережающего развития системы-субъекта, системы-объекта и системы-результата.

    Идеи внешней среды – это идеи, присущие системам управления, не входящим в данную триаду».

    Согласно правилу расширения границ Закона системности управления.

    «идеи внутренней среды и идеи внешней среды триады инновационного управления оказывают взаимное влияние друг на друга по каналам взаимодействия, находящимся за пределами границ сферы влияния данной триады инновационного управления.

    Это обстоятельство вынуждает триаду инновационного управления расширять границы сферы своего влияния и оказывать влияние, в смысле соответствия присущей ей идее опережающего развития, на формирование и осуществление идей опережающего развития систем, не входящих в данную триаду, с целью собственного выживания, сохранения и развития.

    В свою очередь, идеи внутренней среды элементов и идеи внешней среды каждой системы триады инновационного управления (системы-субъекта, системы-объекта, системы-результата) оказывают взаимное влияние друг на друга по каналам взаимодействия, находящимся за пределами границ сферы влияния этой системы.

    Это обстоятельство вынуждает каждую систему триады инновационного управления расширять границы сферы своего влияния и оказывать влияние, в смысле соответствия присущей ей идее опережающего развития, на формирование и осуществление идей опережающего развития систем, не входящих в данную систему, с целью собственного выживания, сохранения и развития».

    Согласно правилу сужения проницаемости Закона системности управления:

    «триада инновационного управления является своего рода «проницаемой оболочкой»: через нее осуществляются взаимные влияния идей опережающего развития внутренней и внешней сред триады в пределах границ сферы влияния данной триады как регламентированные, так и нерегламентированные при ее формировании и реализации.

    Наличие нерегламентированных взаимных влияний идей опережающего развития внутренней и внешней сред приводит к искажению идеи опережающего развития, присущей данной триаде инновационного управления, в смысле соответствия общей идее опережающего развития.

    Это вынуждает данную триаду инновационного управления сужать свою проницаемость для обеспечения соответствия своей идеи опережающего развития общей идее опережающего развития.

    В свою очередь, каждая система, входящая в триаду инновационного управления (система-объект, система-субъект, система-результат), также является своего рода «проницаемой оболочкой»: через нее осуществляются взаимные влияния идей опережающего развития внутренней и внешней сред данной системы в пределах границ ее сферы влияния как регламентированные, так и нерегламентированные при ее формировании и реализации.

    Наличие нерегламентированных взаимных влияний идей опережающего развития внутренней и внешней сред приводит к искажению идеи опережающего развития, присущей данной системе, в смысле соответствия общей идее опережающего развития.

    Это вынуждает данную систему сужать свою проницаемость для обеспечения соответствия своей идеи опережающего развития общей идее опережающего развития».

    Согласно правилу жизненного цикла Закона системности управления:

    «идеи опережающего развития, присущие системам, составляющим внешнюю и внутреннюю среды инновационного управления, а также идеи опережающего развития, присущие триаде инновационного управления и идеи опережающего развития, присущие каждой из ее систем, могут находиться на разных стадиях своих жизненных циклов – от замысла до старения и вывода из сферы использования (эксплуатации), независимо от стадии жизненного цикла данной системы инновационного управления».

    Согласно правилу «разумного эгоизма» Закона системности управления:

    «каждая система инновационного управления (и каждая ее часть) преследует цели собственного выживания, сохранения, развития (собственные цели), которые отличаются от тех целей инновационного управления, для достижения которых среда формирует систему инновационного управления (миссионерские цели).

    Идея системы инновационного управления (как и идея каждой ее части) должна быть представлена ДНИФ-моделью разума, чтобы обеспечивать реализацию идеи опережающего развития. Выход за пределы ДНИФ-модели разума (за пределы разумного эгоизма) ведет к разрушению системы инновационного управления или ее элемента за счет соответствующей реакции среды».

    Согласно правилу трех триад Закона системности управления:

    «в идее опережающего развития, присущей любой системе инновационного управления, содержится идея системы-результата, так как она является продуктом деятельности некоторой системы, проектирующей и реализующей данную систему инновационного управления.

    В идее опережающего развития, присущей любой системе инновационного управления, содержится идея системы-объекта, так как она производит и реализует продукты своей управленческой деятельности в виде инновационных управленческих решений, проектов, программ, политик.

    В идее опережающего развития, присущей любой производственной системе инновационного управления, содержится идея системы-субъекта, так как она воздействует хотя бы на одну другую систему.

    Следовательно, при формировании и реализации идеи опережающего развития, присущей каждой системе инновационного управления, необходимо использовать модели идей опережающего развития, присущие не менее чем трем триадам систем управления, в смысле соответствия общей идее опережающего развития».

    Соответствие Закону развития систем управления.

    Согласно правилу единства поколений Закона развития систем управления:

    «идеи опережающего развития, присущие предыдущему, настоящему и будущему поколениям системы инновационного управления, описываются одной общей моделью идеи опережающего развития национальной идеи.

    Это правило распространяется на систему инновационного управления в целом, а также на каждую ее часть».

    Согласно правилу развития внутреннего потенциала Закона развития систем управления:

    «идея опережающего развития, присущая системе инновационного управления, обладает внутренним потенциалом – потенциалом влияния на выживание, сохранение и развитие системы инновационного управления.

    Для выживания системы инновационного управления необходимо сохранить внутренний потенциал идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления, на определенном уровне.

    Для сохранения системы инновационного управления необходимо развить имеющийся внутренний потенциал идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления, до более высокого уровня.

    Для развития системы инновационного управления необходимо создать качественно новый внутренний потенциал идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления.

    Модели сохранения, развития и качественно нового внутренних потенциалов идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления, должны соответствовать общей идее опережающего развития».

    Согласно правилу гармонии развития Закона развития систем управления:

    «идея опережающего развития, присущая каждому поколению системы инновационного управления, должна быть представима моделью гармоничной ДНИФ-системы, описывающей производственный потенциал будущего, как гармоничное сочетание духовного, нравственного, интеллектуального, телесного потенциалов, потенциалов душевного и телесного здоровья на основе приоритета духовности и нравственности комплексного потенциала производственной системы».

    Согласно правилу развития внешнего потенциала Закона развития систем управления:

    «идея опережающего развития, присущая системе инновационного управления, обладает внешним потенциалом – потенциалом влияния на выживание, сохранение и развитие среды системы инновационного управления, частью которой данная система является.

    Для совместного выживания системы инновационного управления и среды необходимо сохранить внешний потенциал идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления, на определенном уровне.

    Для совместного сохранения системы инновационного управления и среды необходимо развить имеющийся внешний потенциал идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления, до более высокого уровня.

    Для совместного развития системы инновационного управления и среды необходимо создать качественно новый внешний потенциал идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления.

    Модели сохранения, развития и качественно нового внешних потенциалов идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления, должны соответствовать общей идее опережающего развития производственной системы».

    Согласно Закону технологизации Закона развития систем управления:

    «для развития потенциала системы инновационного управления необходима технологизация процессов реализации идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления.

    Технологизация – это, в данном случае, преобразование творческих процессов формирования и осуществления системы инноваций, направленной на реализацию идеи опережающего развития, осуществление которых доступно единицам, в технологии формирования и осуществления системы инноваций, направленной на реализацию идеи опережающего развития, доступные всем, а также обладающие свойствами массовости, определенности, результативности».

    Согласно Закону неубывающего разнообразия Закона развития систем управления:

    «для выживания идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления, не должно убывать разнообразие внутри видов идеи опережающего развития, соответствующих общей идее опережающего развития производственной системы.

    Для сохранения идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления, должно возрастать разнообразие внутри видов идеи опережающего развития, соответствующих общей идее опережающего развития производственной системы.

    Развитие потенциала идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления, возможно, только если будет качественно обновляться разнообразие внутри видов идеи опережающего развития, соответствующих общей идее опережающего развития производственной системы».

    Соответствие Принципам развития систем управления.

    Согласно принципу однозначного соответствия «цель – процессструктура» системного управления:

    «для цели системного формирования и реализации определенной идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления, должны реализовываться процесс формирования и реализации системы инноваций, однозначно приводящий к реализации данной идеи опережающего развития, а также структура формирования и реализации системы инноваций, однозначно обеспечивающая реализацию данного процесса.

    Инновационное управление системным формированием и реализацией определенной идеи опережающего развития производственной системы, описывается целостным развивающимся множеством таких соответствий «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций».

    Взаимно однозначное соответствие «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций» должно соответствовать общей идее опережающего развития производственной системы».

    Согласно принципу гибкости системного управления:

    «в соответствии с требованиями внешней и внутренней сред системы инновационного управления должен быть сформирован регламент оптимальной перестройки соответствий «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций».

    Данный регламент должен содержать правила оптимального перехода, при необходимости, с одного соответствия «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций» на заданное другое соответствие.

    При этом должны обеспечиваться оптимальные (в смысле системы критериев соответствия общей идее опережающего развития) затраты ресурса времени, а также материальных, информационных и других ресурсов системы инновационного управления и среды системы инновационного управления».

    Согласно принципу неухудшающих коммуникаций системного управления:

    «коммуникации, осуществляемые при реализации соответствий «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций», во времени (склад) и в пространстве (транспорт) не должны ухудшать качество реализации идеи опережающего развития в смысле соответствия общей идее опережающего развития производственной системы или могут ухудшать указанное качество в заданных допустимых пределах».

    Согласно принципу технологической дисциплины системного управления:

    «во-первых, должен иметь место технологический регламент для каждого соответствия «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций», оптимальный в смысле системы критериев соответствия общей идее опережающего развития производственной системы.

    Во-вторых, должен осуществляться контроль над соблюдением технологического регламента для каждого соответствия «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций» в смысле соблюдения системы критериев соответствия общей идее опережающего развития производственной системы.

    И, в-третьих, должна существовать система внесения изменений в технологический регламент соответствия «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций», оптимальная в смысле системы критериев соответствия общей идее опережающего развития производственной системы».

    Согласно принципу обогащения системного управления:

    «реализация соответствия «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций», а также каждой его части, должны придавать новые полезные свойства (и/или форму, и/или состояние), в смысле идеи опережающего развития, производственной системе в целом, а также частям производственной системы».

    Согласно принципу мониторинга качеств системного управления:

    «является обязательным установление критериев функционирования соответствия «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций» в смысле системы критериев удовлетворения идее опережающего развития производственной системы.

    Обязателен также мониторинг (анализ, оценка и прогноз) качеств соответствия «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций» в смысле этих критериев.

    Должен осуществляться мониторинг качеств всех соответствий «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций» в смысле системы критериев соответствия общей идее опережающего развития производственной системы».

    Согласно принципу технологичности системного управления:

    «система инновационного управления должна формировать и осуществлять управленческие решения (проекты, программы, политики) таких преобразований системы инноваций и производственной системы настоящего, в результате которых системы инноваций становятся технологичными, т.е. обеспечивающими наиболее эффективное (в смысле реализации присущей ей идеи опережающего развития) использование потенциала производственной системы и системы-субъекта инновационного управления».

    Согласно принципу типизации системного управления:

    «производственная система инновационного управления должна реализовывать управленческие решения (проекты, программы, политики), направленные на сведение каждого из возможных многообразий внутри видов систем инноваций (идей опережающего развития производственной системы) к ограниченному числу типовых систем инноваций, обоснованно отличающихся друг от друга.

    Это условие относится и к многообразиям элементов, процессов, структур, подсистем, систем, триад систем, всех других частей системы инновационного управления, которые могут использоваться в соответствиях «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций».

    Согласно принципу стабилизации системного управления:

    «необходимо находить и обеспечивать стабильность наиболее эффективных режимов процессов и структур в соответствиях «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций».

    Такие режимы обеспечивают наиболее эффективное (в смысле системы критериев соответствия модели идеи опережающего развития производственной системы) использование потенциала метода системной технологии для качественного производства и реализации систем инноваций».

    Согласно принципу высвобождения человека в системном управлении:

    «за счет реализации соответствий «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций» компьютерами и другими машинами, механизмами, роботами, автоматами, организмами необходимо высвобождать человека для производства инноваций в сфере развития духовности, нравственности, интеллектуального уровня, душевного и физического здоровья потенциала производственной системы».

    Согласно принципу преемственности системного управления:

    «продуктивность соответствий «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций» должна соответствовать возможностям производственной системы по эффективному использованию инноваций в смысле системы критериев соответствия идее опережающего развития.

    Потребительские возможности соответствий «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций» должны соответствовать возможностям производства объектов интеллектуальной собственности внешней средой системы инновационного управления».

    Согласно принципу баланса системного управления:

    «ресурсы, расходуемые на формирование и осуществление соответствий «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций» в течение определенного периода времени, не должны превышать прирост ресурсов во внешней среде, появляющийся в результате реализации идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления, за такой же период времени в будущем».

    Согласно принципу экологичности системного управления:

    «воздействие производственных, технологических, социальных, природных и других систем друг на друга, появляющееся в результате реализации соответствий «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций», должно приводить к устойчивому прогрессивному развитию каждого вида этих систем и их совокупностей».

    Согласно принципу согласованного развития системного управления:

    «развитие соответствий «цель – процесс – структура целостного формирования и реализации системы инноваций» и видов элементов, процессов, структур, других частей этих соответствий, должно соответствовать эволюции проблем, намерений и целей внешней и внутренней сред, в связи с которыми формируется и осуществляется идея опережающего развития, присущая данной системе инновационного управления.

    Развитие идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления, должно основываться на согласованном управлении, в смысле общей идеи опережающего развития, проектом идеи опережающего развития, присущей данной системе инновационного управления и проектами идей опережающего развития, присущих внешней и внутренней средам данной системы инновационного управления».

    В данном разделе, также как и предыдущих разделах, на основе такой методологии, как метод системной технологии, построена часть общего регламента целостного инженеринга для построения научной теории и практических проектов инновационного управления, в данном случае. Используя компоненты этого регламента при проведении целостного инженеринга можно предложить конкретные методики инновационного управления для определенной производственной системы.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх