4.2.2. Психология, психофизиология и смежные области


Психология как наука изучает психические процессы, состояния и свойства личности и включает в себя системное описание таких понятий, как субъект, индивид, индивидуальность и личность [Ганзен В. А., 1984]. Эти характеристики человека имеют четкое содержание: понятие индивида определяется нейродинамическими, конституциональными, возрастными показателями; индивидуальность связывается с его опытом, историей развития, продуктивной деятельностью и ее особенностями; личность описывается темпераментом, характером, способностями и своей направленностью, а понятие субъекта включает в себя компоненты сознаний; перцепцию (восприятие, ощущение), аффект (эмоция, чувстве", мышление (речь, представление) и волю (мотив, действие) [^евитов H. Д., 1964; Ананьев Б. Г., 1969; Ганзен В. А., 1984]. Мы остановимся на системном описании психологии потому, что при изучении влияния Луны на психику человека следует точно определять, о чем идет речь, о каких аспектах влияния, какие категории и уровни рассматриваются, ибо от этого зависят методология исследования и сама трактовка полученных результатов.

Необходимо отметить, что в селеномедицине пока нет обстоятельных исследований, рассматривающих действие Луны на психологию человека во всей полноте, т. е. на такие важные психологические характеристики человека, как нейродинамика его процессов, темперамент, индивидуальные особенности личности и др. По-видимому, это дело будущего, поскольку современные астромедицинские исследования указывают на важность планетарного воздействия в развитии феногенетических свойств человека [Ebertin R., 1979; Eysenck H. J" Nias D. K. B., 1982; Jansky R. C., 1983; Brauner G., 1984, и др.]. Предполагают, что Луна специфически влияет на состояние вегетативной нервной системы и на такие важные структуры головного мозга, как мозжечок, гипоталамус, эпифиз [Fidelsberger М., 1972; Eber- tin R., 1979]. Авторы этих работ отмечают, что при полнолунии возрастают работоспособность человека и возбудимость его нервной системы, повышается раздражительность, а при новолунии наблюдается обратная картина (слабость, снижение активности, творческих сил и способностей) и как следствие этого прослеживается связь настроения людей со сменой лунных фаз [Ebertin R" 1979].

Имеющиеся работы по селенопсихологии разрозненны, не подчинены единому плану и не дают целостного представления о биологической роли Луны, хотя включают изучение самых неожиданных аспектов психологической деятельности человека. Например, опубликованы исследования (с отрицательным результатом') о влиянии лунных фаз на активность избирателей во время выборов и их поведение во время голосования [Коеnig D. J. et а1., 1979], на возникновение маниакально-агрессивных состояний и психическое перерождение личности в "волкоподобного оборотня" [Eisler R" 1969; Baring-Gould S" 1973; Surawicz F. G., Banta R., 1975], устойчивость и характер


жеских отношений [Jung С. G., 1969] и даже/на^ проявление паранормальных способностей в виде спонтанной телепатии [Соомаре И., 1973; Vilenskaya L. V., 1978].^Сообщается также о влиянии Луны на умственную деятельность человека [Jin-De-chu, 1987]. Как видно, селенопсихологические исследования затрагивают самые различные аспекты псн/ологии человека и его социальной деятельности, но, к сожалению, в своем большинстве они не отвечают строгим научным критериям и в них просто констатируются психологические факты, психофизические наблюдения или рассказывается о психических изменениях личности (как например, о ликанотропии) [Stahl W. Н., 1937; Eisler R. 1969; Graves R., 1972}.

При рассмотрении Луны как планетарного фактора, оказывающего в силу своей близости к Земле наибольшее биологическое действие на биосферу, следует особо остановиться на работах М. Гоклена. На протяжении нескольких десятилетий он упорно работает над проблемой космического влияния на психофизиологические особенности людей, наследственные признаки и психологические характеристики. Результаты этих исследований опубликованы в многочисленных статьях и монографиях [Gauquelin М., 1960, 1966, 1970, 1978–1980, 1983, 1985] и в специальных трудах, издаваемых руководимой им лабораторией по изучению связей между космическими ритмами и психофизиологией [Gauquelin М., Gauquelin F., 1970, 1977; Gauquelin M. 1984]. Этот исследователь проделал колоссальную работу, выполнил сотни тысяч математических расчетов на большом статистическом материале, полученном в разных странах Европы и Америки (причем им использованы как ретроспективные, так и современные демографические сведения о профессиональной принадлежности, о рождаемости, социальной активности людей и др.). Из указанных работ мы кратко приводим лишь те из них, которые в большей степени содержат сведения о влиянии Луны на психологию человека.

М. Гоклен в своих работах, основанных на анализе огромного числа официальных метрических данных, показал, что Луна (так же как и другие большие планеты) существенно воздействует на наследственные признаки человека (помимо обычного генетического влияния родителей), формируя его темперамент, конституциональные и психологические особенности и как следствие этого направленность его социальных действий, т. е. выбор им профессии, определенные отношения с социальной средой, личностные устремления и др. М. Гоклен не абсолютизирует свои положения о планетарном влиянии на наследственность, он рассматривает различные социальные группы, изучает случаи частичной или полной невоспроизводимости обнаруженного им эффекта, анализирует причины, показывает связь с геофизическими параметрами среды (в частности, с геомагнитным полем). Особенно важно, что он указывает на специфичность реагирования каждого организма на влияние земного и космического окружения: "По нашему мнению, планетарный эффект в наследственности представляет собой частный случай связей между внешними факторами и циклическими системами в биологии. Люди, по-видимому, имеют различные типы уровня чувствительности к одним и тем же космическим факторам" [Gauquelin М., 1971].

М. Гоклен выявил следующую закономерность. Восход или верхняя кульминация планеты во время рождения человека оказывают на него свое влияние, т. е. психофизиологические и характерологические черты будущего человека коррелятивно связаны с ними и это впоследствии определяет его склонность к той или иной профессии и (или) роду социальной деятельности. Интересно отметить, что социальные и экономические факторы оказывают на планетарный эффект настолько сильное действие, что отмеченная закономерность "выполняется" не для обычных, как говорят, рядовых, а только для знаменитых или известных людей. Известно, что такие люди обычно отличаются волевым характером, упорством в достижении цели, умением преодолевать препятствия на своем жизненном пути ради работы и служения любимому делу и большим желанием овладеть избранной профессией или специальностью.

Общественные, политические и экономические системы, а также условия, в которых находится человек, микро- и макросоциальное окружение играют важнейшую роль в становлении личности, индивидуальности и формируют психологические черты. Они оказывают сильное влияние и действуют независимо от космо-геофизических факторов, тормозя или ускоряя развитие человека, так как"…человек — сложное биосоциальное единство, в котором социальный компонент занимает ведущее положение" [Ганзен В. Г., 1984, с. 158].

Закономерность планетарного влияния на характер человека (в том числе на интровертность и экстравертность) была проверена на знаменитых спортсменах и людях, занимающихся различного рода деятельностью, и была подтверждена на обширном материале, в ряде случаев полученном из разных стран (рис. 22).

По данным М. Гоклена, влияние восхода или кульминации Луны во время рождения человека сказывается таким образом, что характерными для него будут такие черты, как дружелюбие, отзывчивость, простота, неорганизованность, рассеянность, уступчивость, благородство, творческое воображение, поэтичность, легкая внушаемость, сонливость, любезность, легкомысленность, выдержанность и др. Для объяснения планетарного влияния М. Гоклен провел генетические исследования и вновь на большом количестве демографических данных показал, что в подавляющем большинстве дети рождаются в момент восхода или кульминации тех же планет, кульминация которых была в момент рождения их родителей (рис. 23). Причем данная закономерность была показана и проверена уже не на выдающихся или знаменитых людях, а на обычных людях — 30000 человек-без какого-либо подбора экспериментальной выборки [Gauquelin М., 1971; Gauquelin F., 1972]. Пытаясь объяснить эту закономерность, М. Гоклен установил тесную связь обнаруженного явления с возмущенностью геомагнитного поля, с так называемым планетарным индексом Ci (рис. 24).

Следует отметить, что указанная связь рождений родителей и детей с геомагнитным полем независимо от М. Гоклена была показана К. Бирзеле [Birzele К., 1966]. В его монографии приведены примеры большого сходства геомагнитных условий во время даты рождения родителей и их детей, а в качестве показателя использован 3-часовой локальный показатель геомагнитной возмущенности (индекс К), взятый за день до, во время и после даты рождения человека. Цифры и графические материалы показывают удивительное сходство геомагнитных условий в даты рождения родителей и детей (рис. 25). По-видимому, в дальнейшем правильно называть открытое явление как космогеофизический эффект Бирзеле-Гоклена, поскольку ими на разном экспериментальном материале и с помощью личных методов обнаружена аналогичная закономерность влияния планет и геомагнитного поля.

Таким образом ясно, что планетарный эффект в наследственности тесно связан не только с действием планет как космических тел, обладающих гравитационным действием, но и с влиянием геомагнитного поля (и других геофизических и пространственно-временных характеристик среды) на организм матери и плода. Важнейшая роль геомагнитного поля в функционировании человеческого организма, в его наследственных признаках давно рассмотрена [Дубров А. П" 1974, 1987; Dubrov A. P., 1978, 1989]. Вероятно, как справедливо отмечает М. Гоклен (1971), планеты изменяют геофизическую обстановку в биосфере и тем самым воздействуют на человека и его среду. Пока истинный механизм эффекта Бирзеле-Гоклена остается неизвестным.

По нашему мнению, для выяснения первичных механизмов этого эффекта необходимо проведение большой многолетней серии специальных исследований с использованием разных чистолинейных организмов (дрозофила, мыши), при ежемесячном спаривании которых можно получить потомство, изучить его психофизические особенности [Бианки В. Л., 1982] и выяснить связь с зодиакальным и планетарным влиянием. Аналогичные исследования и тестирование (тесты Айзенка и ММР1) можно провести у детей, рожденных в разные месяцы одного года. Эта работа должна быть длительной (вплоть до пубертатного периода у детей) и включать в себя изучение основных вопросов возрастной физиологии, психологии и биосимметрикп [Д\'оров А. П., 1987; Аршавский И. А., 1982; Melvirt L., 1982; Por- ter R., Collins G. M., 1982; Dubrov A. P., 1989]. Ее целью должно служить получение обстоятельного ответа на вопрос о возможном механизме эффекта Бирзеле-Гоклена и о вкладе космических факторов в основные функционально-биосимметрические и психологические характеристики человека.










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх