|
||||
|
Несколько «настоящих проблем на бумаге» Если говорить в этой книге о человеческих проблемах, находящих свое отражение на бумаге, то есть в почерке, важно понимать, что выражение, ставшее названием этой книги, – образное. К сожалению, все психологические проблемы, и в особенности те, о которых сейчас пойдет речь, далеко не только «на бумаге», они наносят большой ущерб качеству всей жизни человека, приносят огромные страдания и ощущение неполноценной жизни. Я уже касалась вопросов определения психоэмоционального неблагополучия и его патологических вариантов в своей пятой книге серии, которая называется «Почерк и подсознание», поэтому позволю себе направить любознательного читателя к ней за более подробным описанием. Однако некоторые из описанных там проблем перекликаются с тематикой этой книги, поэтому перечислю и опишу здесь в более лаконичной форме самое главное. Усталость Усталость не является болезнью, но может быть симптомом таковой. В почерке она может проявляться слегка, но неровно поднимающимися или опускающимися строками, меньшей твердостью штриха, чем обычно, меньшим нажимом к вечеру, уменьшенными размерами и общей экономией движения. Чем сильнее усталость, тем более явными будут эти признаки. Почерк теряет упорядоченность и может становиться неразборчивым. Могут появляться многочисленные поправки и ошибки (перепутаны слова, больше или меньше штрихов, чем надо и т. д.). Хроническая усталость выражается в появлении и усилении вышеописанных признаков, которые будут проявляться не только вечером, но и в течение всего дня. При наличии признаков особого страдания в почерке велик шанс более серьезного расстройства. О таких признаках мы уже говорили, но в целом при различных изломах, трясущихся штрихах, «вывертах» и искажениях, разделенности на фрагменты, толчках, перерывах или ненужных точках, нарушениях и сбоях в письме требуется дополнительная информация, поэтому, как я уже говорила, всегда рекомендуется не угадывать медицинские диагнозы самостоятельно, а послать проверяемого к врачу. Комплексы На мой взгляд, выразительно объясняет понятие «комплекс» в своих лекциях Ренна Незос, в прошлом глава Британской графологической академии:
Комплексы складываются в течение первых лет жизни в рамках конкретного окружения. В их корне всегда лежит синдром «любви – ненависти». В противоположность распространенному мнению они не всегда патологичны и зачастую могут сами разрешиться со временем. Они могут, однако, развиваться и принимать большие масштабы. В таких случаях они создают личностные проблемы и превращаются в нервные расстройства, мешающие в реальной жизни. Любое событие в детстве может вызвать создание комплекса. Например, возьмем рождение младшего брата или сестры в семье. Это часто вызывает приток противоречивых чувств (чаще всего к матери) в старшем ребенке. Эти чувства могут создать целый ряд комплексов и неврозов (о них ниже) в дальнейшей жизни, если мать не поведет себя правильно. Эти чувства болезненны и травмирующие и впоследствии остаются следы в подсознании, которые могут привести к чувствительности к вышестоящим авторитетам, к протесту против несправедливостей действительных или воображаемых, к подверженности влиянию фрустраций и травм, к комплексу бессознательного протеста против общества или определенных людей. Существует много видов комплексов, наиболее часто из них встречающиеся – комплекс неполноценности, комплекс вины, эдипов комплекс, комплекс утраты (или лишения) и т. д. Очень важно понимать, что практически у всех людей есть комплексы. Таким образом, это не является чем-то ненормальным. Например, сексуальные комплексы и табу будут наблюдаться в почерке в штрихе и в нижней зоне букв (о зонах букв – см. книгу «Как расшифровать почерк, или Графология шаг за шагом»). Нижняя зона может быть по форме «вздутой» или странной (сексуальные фантазии) (а), может быть явной треугольной формы (табу) (б), быть чрезмерно развитой (сексуальность, чувственность) и т. д. Она при этом часто характеризуется и толстым, жирным штрихом либо тяжелым, так называемым смещенным давлением (нажимом), который идет в неестественных направлениях в горизонтальных штрихах или штрихах вверх (запреты с компенсацией) (в). Нижняя зона букв также может быть или загнутой влево (интровертированный эротизм, нарциссизм) (г), или статичной, короткой, поджатой, почти сравнявшейся со средней зоной (большие затруднения, отрицание своих чувственных или эротических потребностей), или выраженной «простыми палками», твердыми («обрубленными») или вялыми (нарушение функционирования) (д). а) б) в) г) д) ГТР, или тревожное расстройство Одно из самых болезненных психологических страданий – хроническое чувство страха, подспудное ощущение какой-то угрозы – себе, близким, стабильности в своей жизни. Особенно тягостно оно тогда, когда нет никакой явной причины для тревоги и человек испытывает сильнейший стресс, поскольку вынужден быть в постоянной боевой готовности перед неизвестностью, чем-то непонятным и непредсказуемым, что «ожидает за углом» и чего обязательно нужно опасаться. Такое состояние называется тревожностью, профессиональное определение этого психоэмоционального расстройства – «генерализованное тревожное расстройство». Происходит то, что подсознательные механизмы защиты и самосохранения в той или иной степени выходят из-под контроля и завладевают жизнью человека. Психологический, нервный иммунитет измучен и ослаблен, что, как правило, приводит к уязвимости и физического иммунитета и часто «включает» психосоматические проблемы. Почерк тревожного человека передает сильнейшее беспокойство и страх. Его признаки – сочетание общей неоднородности, неровности, непостоянства графических признаков: формы, ширины, размера букв, расстояний, строк, нажима. При этом движение будет скованным, неспонтанным, линии надломленными. Нажим – неравномерным. Конечные штрихи букв могут быть недописанными или «обрубленными». Либо – широкие правые поля как проявление страха перед будущим, либо поля отсутствующие – как проявление острой потребности в твердой опоре. Неровные левые поля как проявление овладевающих сомнений, страхов и колебаний. Также часто можно встретить много помарок (при том что приемлемо – не больше пары на весь лист). Острое тревожное состояние может развиваться в так называемые «панические приступы» – острое ощущение угрозы (сам человек обычно прекрасно понимает, что оно иррациональное!) – это чувство паники и потери контроля, страх смерти, сопровождающиеся различными вегетососудистыми сбоями, сердцебиением, потливостью, ознобом, онемением, болью в сердце и многое другое. В этих случаях наиболее важны в почерке характеристики линии, штриха. Мы обязательно увидим отсутствие «здорового» движения, эластичности и гибкости штрихов, ровно и спонтанно «текущих». Но неспонтанность – еще не все, именно дефекты линии выдают острую проблему страха. Особые признаки: при сильном напряжении (может сопровождаться и сильным нажимом) – признаки неожиданной, возникающей на долю секунды (долю буквы) внезапной вялости, с «дрогнувшим» или «запнувшимся» штрихом. Разумеется, необходимо исключить элемент случайности, то есть материала должно быть достаточно. Обсессия в почерке Еще один защитный механизм – обсессия. Говоря по-простому, человек всеми силами, не вполне адекватно, стремится к обретению «порядка», «упорядоченности», «стабильности», «чистоты», контролирует свою жизнь и себя в более узком смысле, подсознательно испытывая огромный страх и ощущение того, что жизнь не под контролем и он сам не ее хозяин. Обсессии, навязчивые страхи или невольные мысли бывают с компульсиями, то есть действиями, «ритуалами», которые иррациональны и не оправданны, и доставляют человеку большой дискомфорт, а порой и просто мешают его нормальному функционированию и адаптации. В целом обсессия в почерке – это сочетание графических признаков, дающее внутреннюю навязчивость: медленный почерк при очень высокой однородности графических признаков, которая является скорее однообразностью, монотонностью. Правильные, ровные, напряженные повторяющиеся штрихи и линии букв, в которых нет места легкости или импровизации, часто – при некрупном почерке, организация в пространстве, как и форма, – нарочита. Как при любом страхе, живущем и владеющем душой человека, можно ожидать неровность строк (важно!) при медленном почерке. Два варианта обсессивного компонента в почерке: Социофобия Помните, мы говорили о страхах? Перед нами – еще один страх, безжалостно ударяющий по жизненной адаптации человека. По-простому говоря, социальная фобия, или страх социума. Это не «просто застенчивость» или «скромность» в общении или небольшая неловкость при знакомствах. Хотя внешне такие люди и могут казаться просто «тихими», «стеснительными» или «неуверенными» в общении. Это означает, что человек иррационально, необоснованно испытывает неконтролируемый, панический страх в отношении всего, что связано с общением, с обществом, с интеракцией с людьми. По сути, социофобия способна испортить человеку жизнь, как социальную, так и личную. Итак, социофобия в почерке. Ее степени бывают разные, но в целом – она покажет, прежде всего, скованность в почерке – в его динамике движения, часто – при негибкости структуры буквы, ее деталей. Могут также быть признаки обсессивности (навязчивости страха), описанные чуть выше. Узость почерка, в сочетании с большими пустыми, незаписанными пространствами, особенно – при «обрубленности» окончаний букв, это хорошо видно на резких, словно недописанных окончаниях слов, с большими расстояниями между ними. Часто, как и при любом страхе, мы можем встретить сильно выраженную неровность в не столько направлении, сколько ходе строк – при медленной скорости. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|