|
||||
|
О графологии Графология – прочно зарекомендовавшая себя в Европе, Америке и Израиле технология психодиагностики. Графологический анализ базируется на понимании того, что почерк формируется мозгом и в большей степени, чем моторикой, определяется подсознательными процессами. В процессе письма рука является лишь инструментом мозга, личности пишущего. Научная графология основана на физиологических, психологических, психопатологических и других знаниях, а также научных исследованиях в перечисленных областях и богатом статистическом материале. Примечание: интересные эксперименты, подтвердившие связь мозга и почерка, были проведены с помощью гипноза, также – с помощью измерения процента алкоголя в крови пишущего. Применение графологии[1] Графоанализ используется в области кадрового менеджмента – прежде всего, это подбор персонала, головных позиций в организации, управляющей команды, оценка наиболее соответствующих кандидатов в специфических профессиях, а также оценка совместимости деловых партнеров в бизнесе. Следующее по распространенности направление в графоанализе – обращение к нему частных лиц: • персональная консультация с целью разобраться в себе, в своей карьере; • парная консультация (диагностика проблем во взаимоотношениях, проверка совместимости в паре и т. д.); • благонадежность и личные качества третьего лица (например, няни для своего ребенка и т. д.); • диагностика подростков и детей (использование в том числе и рисунков, проективных графических тестов). Графологический анализ в Израиле также применяется в спецслужбах, полиции, армии, судах (судебная графология). Чем особенна графология: преимущества перед другими методами Любой достоверный и качественный вид психодиагностики или психологического тестирования должен отвечать следующим требованиям: • Тестирование должно быть защищено от возможности подготовки к нему со стороны тестируемого. • Не должно терять своей эффективности при последующих его применениях к одному и тому же лицу. • Должно вскрывать характеристики личности, лежащие на уровне подсознания и определяющие поступки человека. Графологическая экспертиза почерка отвечает всем вышеизложенным требованиям, включая при этом преимущества проективных методов. Психомоторная основа метода. Развитие навыка почерка и отклонения от учебного стандарта Правила, законы и норма в графологии, ее точка отсчета – стандарт школьных прописей того или иного языка. Но главный предмет изучения в графологии – не стандарты и прописи (иначе она была бы уже искусством каллиграфии), а именно особенности отклонений от них. Графология занимается нестандартными, сугубо индивидуальными проявлениями личности в почерке, то есть отклонениями – будь они обусловлены исключительностью или деградацией, способностями или комплексами, особенностями мышления или мира чувств и т. д. Любое отклонение, отличие, импровизация, искажение или странность по своему определению всегда подразумевают наличие основы, стандарта, который бы позволял обратить внимание и указать на эти особенности. Эти отклонения вырабатываются не сразу, только со временем, с возрастом наше письмо становится полностью индивидуальным. Формирование почерка и приобретение черт личной индивидуальности включает следующие этапы: 1. Этап сознательного овладения навыком письма – в начальной школе. 2. Приобретение автоматизма, инерции – в средней школе. 3. Графическая зрелость моторных навыков – после примерно 14-летнего возраста. На этом этапе формируется индивидуальный почерк, проявляются отклонения от стандарта, почерк уже отражает не сознание, а подсознание – появляется подсознательное содержание. Его-то и можно анализировать с позиций современной графологии. Графология – наука или искусство? Пожалуй, если постараться дать наиболее точное определение графологическому анализу, правильнее всего было бы сказать, что он заключает в себе элементы и науки и искусства. Графология системна, основана на исследованиях, наблюдениях и изучении закономерностей, а также на специальных экспериментах. Теоретической базой графологического метода являются многочисленные научные труды. Графология научна также и в том смысле, что позволяет подтверждать дедуктивные теоретические построения на практике. Этим она выгодно отличается от некоторых других направлений психодиагностики, где экспериментальное подтверждение предлагаемых классификаций личности затруднено. С точки зрения используемого понятийного аппарата графология предполагает знание ряда психологических дисциплин – от теории личности до психопатологии. Более того, она отлично коррелирует с основными учениями классической психологии, частично опираясь на них. При этом важно отметить, что графология (как и некоторые другие психологические и медицинские дисциплины) не является точной наукой в математическом смысле слова. Несмотря на теоретическую базу, системность закономерностей, таблицы и т. д., качественный графологический анализ почерка невозможен без участия живого специалиста, чей опыт и психологическое чутье незаменимы для наиболее точной интерпретации вариантов, сочетаний и нюансов графических признаков. Одного дедуктивного подхода недостаточно; требуется способность синтезировать из многочисленных признаков целостную картину исследуемой личности. Поэтому процесс обучения графолога предполагает длительную практику, задачи которой, во-первых, приобрести навык опознания нюансов почерка, а во-вторых, научиться эффективно сопоставлять графические признаки между собой. Таким образом, графология содержит в себе и элемент искусства. В частности, потребуется немалая доля профессиональной интуиции. Поскольку каждое из многочисленных явлений в почерке не имеет одного специфического значения, а включает широкий диапазон интерпретаций (в зависимости от сочетаний друг с другом, формирования в «синдромы», степени выраженности и т. д.), то необходим синтезный подход. «Чистая математика» ошибется, поскольку совокупность признаков может равняться большему или иному, чем просто их сумма. Интуиция, основанная на опыте и знаниях, необходима в той же мере, как она необходима врачу при постановке диагнозов. Никакой, даже профессиональный материал сам по себе не гарантирует его обладателю успешного проведения анализа почерка. Все дело в умении верно, избирательно оперировать, сопоставлять, манипулировать существующей информацией. В связи с указанными особенностями, графологический анализ плохо поддается компьютеризации, подобно многим областям, требующим не только знаний, но и личных навыков их применения. Несмотря на большой соблазн изобрести компьютерную программу для автоматического анализа почерка, пока это также нереально, как использование полиграфа без полиграфолога или использование данных анализов и обследований и лечение без живого врача. Абсурдно полагаться на «опыт и интуицию» машины, оценивающую такие тонкие материи, как взаимосвязанные или противоречивые особенности личности, лишь по произвольно введенным простым отдельным данным. Не говоря о составлении «на выходе» по-настоящему адекватного и последовательного анализа, а не бессмысленного набора цифр или противоречивых качеств, – будет просто непонятно, что с этим всем делать. Соблазн просто «написать программку» велик, но слишком многое, если не все, зависит от уровня квалификации, проницательности, понимания самого человека, и нет гарантии, что программа не придет к недостоверным частично или даже полностью выводам. Сейчас идет серьезная работа по созданию такой компьютерной системы, но это будет именно вспомогательная программа для работы с ней опытных графологов. Она сможет здорово оптимизировать процесс анализа для специалиста, однако ни в коем случае не является «легким решением», заменяющим эксперта. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|