• О ручке и руке, мозге и графологии
  • Тест Вартегга
  • Тест «Звезды и волны» (SWT, Stars-Waves Test)
  • Другие вспомогательные тесты: Цифровой тест
  • Графология и изобразительное искусство
  • Вспомогательные графические методы

    О ручке и руке, мозге и графологии

    Все сейчас пользуются компьютерами – на работе, дома, даже дети. От руки люди пишут мало. Создается впечатление, что скоро человечество забудет о ручке и карандаше. Япония – наглядный пример компьютеризации. Казалось бы, настало время серьезно обеспокоиться: чем все это грозит, какие последствия могут быть, перестань вдруг в ближайшем будущем все человечество обучать дошколят и первоклашек написанию букв и отмени оно школьные прописи! Кто-то добавит: неизвестно, что ждет человечество, но зато можно себе представить, что ждет графологию...

    Многие люди, а особенно те из них, кто склонен к обобщениям, часто рассуждают примерно таким образом. Затронутые проблемы показались мне интересными и стоящими обсуждения на страницах этой книги. Поделюсь своими соображениями на этот счет.

    Во-первых, все же лишь маленькая обеспеченная часть человечества рискует совсем забыть о ручке, да и то такие опасения преждевременны. Во-вторых, процесс письма является слишком важной потребностью для развития человеческого мозга, чтобы можно было просто перестать обучать детей письму. В мозге, наряду с центрами речи, чтения и счета, есть и центр письма (такие расстройства, как дисграфия, дислексия и дискалькулия, связанны именно с этими центрами). Письмо является неотъемлемой частью развития человечества, его эволюции.

    Что же касается компьютеризированной и умной Японии, то их мозгам точно ничего не грозит, даже повсеместная компьютеризация. Нельзя забывать про их традиционные «палочки» – ведь именно этим тонким манипуляциям мелких мышц рук и пальцев (мелкой моторики, развивающей мозг) японцы обучаются практически с младенчества! Этим искусством они овладевают в 2—3-летнем возрасте. Кроме того, маленьких японцев обучают выписыванию сложных иероглифов. А японские традиционные прикладные и спортивные искусства, даже их танцы – это максимум концентрации и внимания на мелкой моторике! Определенно, за их развитие волноваться не стоит, компьютер – не единственное «прикладное» занятие японцев!

    В-третьих, человеческая природа устроена так, что всегда будет существовать потребность человека в изобразительности или в занятиях, требующих развития и использования мелких мышц кисти (мелкой моторики): разные хобби, искусства, рукодельные и прикладные занятия или профессии.

    Попытаюсь выразиться точнее: не столько компьютеры или печатанье на клавиатуре, сколько само по себе отсутствие или малая развитость навыков сложной координации мелких мышц рук и постоянного их применения способно отрицательно повлиять на развитие определенных центров человеческого мозга. Письмо же идеально соответствует по всем параметрам таким навыкам, оно также наиболее доступно и распространено.

    Конечно же, все не так страшно. Человек, давно не писавший рукой, не препятствие для проведения анализа его почерка. В таких случаях графолог, во-первых, дает возможность «расписаться», после чего навык письма восстанавливается. Как любой другой моторный навык, например, как езда на велосипеде: получив однажды в жизни, человек его уже не забудет. Во-вторых, графология это ведь не только почерк, отвыкший от ручки человек получает дополнительные задания: это рисуночные, проективно-ассоциативные, цифровые тесты и многое другое.

    Ниже приведу вопрос одной читательницы о сравнительном анализе почерка и рисунка:

    Скажите, пробовали ли вы провести сравнительный анализ почерка и рисунка одного и того же человека? Делаете ли вы анализ рисунка? Относится ли это к графологии? Ведь по картинам художников мы иногда чувствуем, какое у живописца было настроение при работе над ней.

    Вопрос о рисунках очень уместный и интересный!

    Рисунок, как и почерк, – это графическое явление, и в том и в другом случае проявляются моторные, психофизические особенности личности.

    Хотя почерк – основной материал графолога, конечно же, графология – это не только он один. Графолог анализирует и автограф и рисунки. Особенно актуальны рисунки при работе с ребенком, когда он еще слишком мал и не умеет писать.

    Любые почеркушки содержат важную информацию о человеке. Почерк несет информацию о личности, автограф информативен с несколько другой точки зрения, рисунок способен рассказать о чем-то еще, столбики с цифрами – еще кое о чем.

    В своей работе я использую проективные и другие методики-тесты. Самые популярные, в силу своей эффективности, тесты в графологии – это такие, как «Цифровой тест», тест «Звезды и волны», тест Вартегга. Это не произвольные ассоциативные тесты, каждый нюанс в них имеет свое особое значение.

    Итак, графические тесты.


    Внимание! В отличие от почерка, по прочтении объяснений уже очень трудно будет выполнять эти тесты объективно, то есть полностью абстрагируясь от этих объяснений, это значит, что и результаты интерпретаций теста, выполненного после объяснения значений, уже могут быть не такими информативными и точными.

    Тест Вартегга

    Что собой представляет графический тест Вартегга? По сути, это набор раздражителей, призванный вызвать набор реакций. Разумеется, раздражители выбраны не произвольно, они были открыты в результате специальных многолетних исследований.

    Восемь частей этого теста разработаны специально таким образом, что каждая часть представляет какой-либо отдельный аспект личности. Соответственно в каждом квадрате дан свой отличный от других раздражитель.

    Ширина рамки, делящей тест на квадраты, или окошки, выбрана не случайно: подсознательно она помогает тестируемому сосредоточиться на каждом конкретном задании в отдельности, но вместе с тем не теряя восприятия всей рамки в целом.

    Анализ теста поделен на 5 частей.

    1. Анализ реакции (восприятия) на раздражитель.

    Насколько вызванные ассоциации приемлемы как ответ на данное задание. Продолжает ли тестируемый следовать тому, на что оно намекает (продолжить линию, общий смысл, понять расположение).

    2. Анализ выбранного тестируемым подхода к решениям заданий.

    Предпочтение ли это внешней формы (геометрические или оформительские решения), или это содержательный подход (смотрим, статический или динамический). Подход ли это рисуночный (цветок, дерево, лицо), или ситуационный (выражает определенную атмосферу или событие).

    3. Символическая интерпретация самая сложная часть с точки зрения анализа (когда в решениях появляются изображения типа змеи, ножа, гроба и т. д.). На этом этапе анализа необходимы знание психологии и психоанализа. Сложность здесь в возможной неоднозначности интерпретаций и для надежности рекомендуется сочетание с другими диагностическими приемами. Однако здесь можно обнаружить самое глубинное содержание личности, не известное (на сознательном уровне) и самому тестируемому.

    4. Анализ качества линий, особенностей движений, нюансов нажимов, параметров линий, зачернений и т. д.

    Такой анализ дает индикацию душевного состояния, психоэмоциональных расстройств, мотивации, витальности, пассивности и т. д.

    5. Синтез.

    Вывод по всем важным моментам, в сочетании с историей человека (жизненным опытом, травмами или важными для него событиями).

    Итак, о самих заданных раздражителя.

    Взглянем на тест (здесь он приведен в уменьшенном размере).

    Прежде всего, важно сказать, что тест подразделяется на две части.

    Окошки 1, 2, 7 и 8: форма всех раздражителей округлая. Хотя в поле 1 – просто точка, из-за своей круглой формы она все же относится к этой группе.

    Окошки 3, 4,5 и 6: форма всех раздражителей прямая линия (или линии). Поле 4 подпадает также под это определение из-за своей «квадратности».

    Первая группа раздражителей рассчитана на эмоциональные реакции, к которым относятся неосознанные проявления причастности, отношения к другим людям, к природе и т. д.

    Вторая группа раздражителей рассчитана на рациональные реакции, к которым относятся проявления сознательного, технического мышления или все, что создано человеческим разумом или руками, различные бытовые предметы и т. д.

    По степени соответствия (более верного улавливания, более точных решений и реакций, направленно вызываемых каждой группой раздражителей) определяется степень объективности, открытости, гибкости восприятия человека, а также можно судить о способности к хорошей адаптации информации или впечатлений извне, информации окружающей среды.

    Если решение не вполне отвечает правильной реакции, то интерпретация этого зависит от того, в каком именно поле произошло такое несоответствие, то есть зависит от конкретного значения данного поля.

    Если же в своем решении тестируемый вообще никак не выразил отношение к раздражителю, практически или полностью не заметив его либо проигнорировав более сознательно («пропускает», «не смог придумать по смыслу» или «неохота», «не захотел придумать ничего лучше» и т. д.), – речь идет о человеке, чей подход ко всему в жизни крайне субъективен, который проецирует свое личное восприятие вещей на окружающих и всю окружающую его действительность.

    А что конкретно понимать под «верным улавливанием» ответов на раздражители?

    Вроде бы получается, что самое простое – это создать симметрию или ей подобное из предложенных элементов либо с включением дополнительных, либо вообще изобразить что-либо отличное от приведенного элемента (элементов).

    Грубо говоря – да.

    Подразумевается правильная реакция, верное восприятие имеющихся в каждом из полей раздражителей. Каждый из них выбран неслучайно и призван провоцировать человека на ту или иную реакцию.

    Если человек провоцируется верным образом, то есть так или иначе логически продолжает или развивает идею данного элемента (а делать это можно, используя бесконечное количество вариантов и идей, это не обязательно должно быть у всех одно и то же), то это говорит о позитивном, благополучном значении (в чем – зависит от специфики поля). То есть человек внутренне свободен, открыт, гибок, хорошо приспособлен к жизни, адаптируется (интеграция) к новому, тонко схватывает и обрабатывает поступающие впечатления и информацию из окружающего мира.

    Если человек не отвечает на элементы-провокаторы верным (психологически адекватно ожидаемым) образом, то, чтобы установить, в чем проблема, смотрим и соотносим со спецификой значения каждого поля, в котором найдено такое несоответствие.

    Если же человек, выполняя тест Вартегга, вообще не соотносит то, что он там изображает, с предложенным элементом (элементами), речь идет об очень большой субъективности, когда человек упорно живет в своем мире, со своими ценностями и понятиями и не готов на сближение и понимание.

    Игнорируя то, на что присутствует намек в данном поле, либо не входя в контакт с существующим контекстом, мы получим либо субъективиста, эгоцентрика, упрямца, либо аутиста, этакого странного отшельника, холодного, неконтактного и отстраненного от окружающего мира, живущего по своим внутренним законам. Конечно, можно встретить и неадекватность, настоящую патологию, шизофрению.

    Но в каждом из этих случаев «несоответствия данности» будет свой нажим, интенсивность, свои формы, заполненность либо пустота изображения.

    Учитывается ли компоновка элементов в квадрате?

    Да, если я верно поняла, о чем речь.

    Самое главное, что тестируемому предлагается вот такой листочек, разделенный на квадраты и с уже нарисованными в них элементами?

    Конечно! Именно такой, как видно у меня на иллюстрации выше (только здесь он немного уменьшен). Дело в том, что эти элементы, их точное расположение, количество, форма, порядок и т. д. подобраны неслучайно, а в результате долгих научных исследований.

    Кстати, психологическое значение полей, определяющееся находящимися внутри их элементами, полностью коррелирует (соответствует) с графологической интерпретацией таких элементов в почерке!

    Итак, ниже приведу значения полей.

    Важно! Окончательная специфика для каждого тестирующегося определяется не только знанием общего значения того или иного поля (квадрата), но и нюансами того, что и как человек там выполнил, насколько интенсивно-скудно, насколько зачерненно-бледно и т. д.

    Квадраты 1, 2, 7, 8 – это «сердце»: мир чувств, эмоций, переживаний, внутренний мир (условно говоря, «женское начало»).

    Квадраты 3, 4, 5, 6 – это «голова»: мир расчета, логики, аналитического и рационального подхода, внешний мир действий (условно «мужское начало»).

    Разумеется, женское и мужское – это только схематически, и имеют отношение не к половой принадлежности автора, а к его личности, мироощущению.


    Квадрат 1. Точка в центре.

    Смысл: центр чего-то, требующий продолжения из себя. Говорит о себе, самовосприятии, чем-то наиболее важном и значительном для себя и в себе.


    Квадрат 2. Маленькая легкая изогнутая линия в левом верхнем углу.

    Смысл: на психофизическом уровне этот раздражитель призван вызывать реакцию движения, размаха. Специфика расположения сигнала – верх и левая сторона поля – добавляет ожидаемой реакции акцент парения, полета. Наличие-отсутствие живости, чувствительности (вообще и к чему именно в частности), утонченности, внутренней эмоциональной подвижности. Конкретика, теплота, холодность, абстрактность.


    Квадрат 3. Три вертикальные линии, каждая из которых постепенно становится выше предыдущей.

    Смысл: по ассоциативно-подсознательной логике ожидается, что провокация усиления, увеличения, роста вызовет в ответ движение по возрастающей, идущие вверх движения. Раздражитель заведомо усиливается своим расположением – слева снизу. Решение в этом квадрате дает информацию об амбициях и претензиях человека, его стремлении и готовности (мотивации) добиваться, достигать, продвигаться и развиваться выше.


    Квадрат 4. Маленький черный квадрат в правом верхнем углу.

    Смысл: символизирует и отражает тяготеющий (или тяготящий) пункт в жизни тестируемого. Иначе говоря, груз (и отношение к нему) в общем смысле или свои собственные бедствия. Насколько человек уязвим и как воспринимает трудности, как относится к проблемам в жизни.

    Два фактора отягощают и усиливают данный раздражитель: расположение в правом верхнем углу, а также зачерненность и квадратность, придающие ему тяжесть и чувство, что он вот-вот упадет. Исключительно важное и информативное поле.


    Квадрат 5. Две диагональные линии.

    Смысл: противоположность этих диагональных линий символизирует напряжение и динамику человека. Подразумевается, что высвобождение энергии (направление рисунка) будет направлено направо вверх. Важная информация: часто интровертированные или зажатые личности не позволяют себе заполнить пустое пространство в этом направлении.


    Квадрат 6. Две линии, вертикальная и горизонтальная, на расстоянии друг от друга.

    Смысл: расстояние между линиями призывает проверяемого соединить их, каким-либо образом закрыть дыры между ними, создать цельность, цельную рамку чего-либо. Поскольку обе линии прямые, ожидается деловитый подход, прикладное конкретное или абстрактное решение. Решение или уход от проблем.


    Квадрат 7. Элемент в форме точек, создающих маленькое полукружие.

    Смысл: призван возбудить в человеке реакции чувствительности, нежности, тонкости. В противовес выражению активности или импульсов в других квадратах, здесь выражаются утонченные, рецептивные особенности человека. Иногда (особенно подростки) отторгают этот раздражитель.


    Квадрат 8. Аркаобразная округлая линия.

    Смысл: внутренне данный элемент призван возбуждать чувство надежности и защищенности. Где и как (в чем) человек ищет убежища, тыла, есть ли они. (Например, закрытые предметы – уход в себя, интровертность. Гриб, черепаха и т. д. – одиночество.) Этот элемент связан с первичным безусловным чувством безопасности, приятия, защиты, которое закладывается с раннего детства матерью, семьей. Поскольку это связано с самовосприятием, нелишне сравнить значение решения, данного в этом квадрате, с данным в квадрате 1.

    Примеры теста Вартегга

    1)

    Женщина, 30 лет.

    Визуальное, эстетическое, демонстративное, пассивное, статичное решение. Штрихи интенсивные, уверенные. Нет эффективного ответа на некоторые раздражители.


    2)

    Юноша, 19 лет.

    Визуальное, объемное, пространственное, талантливое и с чувством юмора, решение. Светотень, перспектива, использование переднего и заднего плана, оттенения и разнообразие идей говорят об остроумном, сообразительном, чувствительном человеке, наделенном эмпатией и живым, свободным воображением.

    3)


    Мужчина, 24 года.

    Скудное, одноплановое, плоское решение, раздражители не доведены до здорового разрешения. Незавершенность, пустота, невовлеченность, отрицание. Изображенные черви и гусеница – традиционно неблагоприятные элементы.


    В заключение приведем один из необычных вариантов выполнения подростком теста Вартегга.

    4)

    Юноша, 17 лет.

    То, что бросается в глаза, – 4-й и 8-й квадраты составляют части одного целого! Обычно так не делают, выполняют задания по отдельности. О чем же говорит это и другие особенности теста?

    О многом и очень разном. Например, о нестандартности мышления и воображения. Индивидуализм. Неприятие стандартов, общепринятых правил, затруднения находиться в каких-либо рамках (например, общественные, образовательные рамки). Создав такое изображение, не решается проблематика данных квадратов: «падающий» черный квадратик (тревога, душевный груз) удваивается и превращается в один из двух глаз, в то время как дуга (обозначающая тыл) превращается в разочарованно, печально или сердито сложенный рот, это то (те чувства), что автор увидел вместо убежища и защиты.

    Обратите внимание еще на такие особенности: практически нет одиночных линий, они всегда перекрывают друг друга, подстраховка, вплоть до зачернений (тревога, страх, беспокойство, напряжение). А пять (!) из восьми задач решены, будучи связанными с человеческими образами, что дополняет картину душевного состояния человека: чувствительность, эмпатия, острая и неудовлетворенная потребность в близких людях, друзьях, в доверии.


    Теперь взглянем на сочетание Вартегга и почерка, выполненные одним и тем же человеком.

    5)

    Женщина, 29 лет.

    Грусть, сентиментальность, чувствительность и пассивность передает данное решение графического теста, а также характер штрихов и практически отсутствующий нажим. Зная аспекты каждого поля, мы получим более информативную подоплеку происходящего в душе этой девушки. Особенно бросаются исключительно слабый нажим в штрихах, первое поле: восприятие своего Я, себя – камень, брошенный в воду, от которого расходятся еле заметные круги по воде. Эмоциональные поля несут утонченный или печальный смысл, поле активности – рассыпанные кофейные зерна, а поле защищенности – догорающая перевернутая (!) свеча.

    Ниже – этому же человеку принадлежит и тест «Звезды и волны» на рис. 2.

    6)

    Доминантность средней зоны говорит о том, что на первом месте у человека душевные, эмоциональные потребности, мир чувств. Однако, вместе с этим, мы видим неблагополучие в этой сфере, конфликт – средняя зона зажата, угловата, очень неоднородна, особенно тревожный признак – резкие перепады нажима, потери энергии. Аномалии в верхней зоне (см. «б», например, в «побаиваюсь») – конфликт с отцовским образом. В целом мы видим очень тонкого, уязвимого и ранимого человека, отрицающего и подавляющего собственные чувства и свое Я – источник его жизненной энергии. Признаки глубокой травмированности.

    Тест «Звезды и волны»

    (SWT, Stars-Waves Test)

    Если говорить очень лаконично, данный графический тест несет в себе важную информацию о личности, которую можно получить, кроме собственно графических факторов, из глубинного анализа двух основных «архетипных» стихий – водных глубин («волны») и небесной бесконечности («звездное небо»). Это утверждение основано на большой экспериментальной базе (тест был опробован на пяти континентах).

    Вода, море являются, согласно этой методике, как бы выражением иррационального, бессознательных желаний и импульсов, а небо и звезды отображают осознаваемые намерения, рациональное начало, ценности, волевые усилия личности.

    Этот тест очень многогранен. Например, он может выявлять личностные проблемы, конфликты, но также и уровень развития умственного и эмоционального, уровень и способность к адаптации, к тому, чтобы самостоятельно справляться с проблемами, которые приносит жизнь. Тест может говорить как о незначительных психологических сбоях, так и о патологии.

    Будучи графологом, всемирно известная автор данной методики Урсула Аве-Лаллемант использует подход пространственного анализа М. Пулвера, а также графологический подход К. Гросса, предложившего выделять три основные «картины почерка»: движение, форма и организация.

    Итак, в тесте «Звезды и волны» происходит анализ как на уровне содержания и символики рисунка, так и на уровне графических особенностей и принятых в общей графологии подходах, упомянутых мной выше. Исследование штрихообразования, динамики, форм и т. д. дают возможность судить о психологическом, а также ценностном и социальном аспектах личности.

    Условно можно разделить пространство теста по вертикали посередине, при этом верхняя его часть («небо») будет отражать рациональное, а нижняя («море») – иррациональное начало в личности. Зная это и анализируя их характер (то есть качественно), можно делать выводы, анализируя их также и количественно: обратив внимание на то, сколько пространства пропорционально занимает «верх», а сколько «низ».

    В целом при анализе важно обращать внимание, какое было выбрано решение при выполнении задания, которое обычно должно звучать как «Нарисуй звездное небо над волнами моря».

    Решение может быть:

    • предметным (то есть реалистичным, незатейливым, «что сказали – то и изобразил», все «по делу»);

    • формалистическим (то есть стилизованным, скорее несколько декоративным, нежели содержательным. Маска, идеал, эффектность – более чем эффективность);

    • смысловым (то есть изображение содержит в себе явный или скрытый символизм);

    • образным (то есть рисунок проигрывается образно, с использованием богатого воображения. Такой рисунок отличается целостностью, «продуманной» продуктивной организацией);

    • эмоциональным (то есть в рисунке может передаваться субъективное отношение к изображаемому, просматривается эмоциональная вовлеченность, внутреннее специфическое отношение, настроение или драматизм. Здесь проявление сентиментальности, чувствительности и, например, конкретные детали важны меньше, чем в образном варианте).

    Решения, конечно, могут также и сочетаться – наиболее точная интерпретация зависит от профессионализма и опыта анализирующего.

    Попробуйте, глядя на варианты выполнения этого теста, в целом классифицировать данные решения.

    1)

    Чисто формалистическое решение. Статичность движения, акцент – на форме. При расчете – водная стихия все же отбирает все больше пространства. Волны передают рефлексию и оценочность (направлены назад), выполнены более тонкими и бледными штрихами – чувствительность. Звезды стереотипны, остры, черны – стереотипность, консерватизм, страндартность мышления и категоричная принципиальность. Светило направлено вперед – «умом» человек стремится вперед, в будущее, в социум.


    2)

    Решение – образно-эмоциональное. Отмечена линия горизонта, четко отделяющая две «стихии» в пользу неба – рационализации. Затенения, оттенки передают утонченность, ранимость, сентиментальность. Слабый нажим, графическая обедненность средней зоны рисунка (несмотря на присутствие горизонта) несут чувство внутренней опустошенности, психологического неблагополучия, отрицания своих чувств, низкий уровень энергии.

    Автору этого теста принадлежит тест Вартегга на рис. 4.


    3)

    Решение – превалирует явно эмоциональное, несущее драматизм субъективного восприятия и душевное беспокойство. Доминанта водной стихии, графика и зачернения усугубляют ощущение психологического груза, тревожности и беспокойства.

    4)

    Вариант обедненный, пустота (не море, не небо) доминирует, налицо отсутствие вовлеченности, простота, двумерная поверхностность. Решение – скорее формально-предметное.

    Другие вспомогательные тесты:

    Цифровой тест

    Разумеется, есть множество рисуночных тестов, которые используются в графологическом исследовании, часть из которых известна психологам. Дополнительно к психологической интерпретации символизма, цветов, а также проективных и экспрессивных подходов, рисуночные тесты очень информативные и графически, то есть графологически. О рисунках речь пойдет ниже, сейчас же я хочу предложить вниманию читателя еще один особый, чисто графологический, и, наверное, пока не всем знакомый тест. Это так называемый «Цифровой тест» – TCFT (Three Colomnes Figures Test).

    Поскольку невозможно охватить весь материал сразу, опишу принципы в целом.

    Тест проводится следующим образом.

    Тестируемый получает в свое распоряжение пустой лист бумаги размером А4.

    Инструкция к тесту звучит так: «Напишите параллельно три колонки цифр, от 1 до 30, сверху вниз». Ничего, кроме этого, не поясняется. Все условия – удобное положение за столом.

    Как обычно в графологии, необходимо указать свой пол, возраст и пишущую руку. Может быть нелишним попросить человека расписаться, для примерного сравнения его букв и цифр.

    Во время выполнения теста нужно (не объявляя этого тестируемому) засечь время по секундомеру и записать результат. После этого – тестируемому сообщается, что теперь необходимо повторить этот же тест, но на скорость: он должен показать самый быстрый результат, на который только способен. По старту засекается время и записывается результат.

    Как можно догадаться, первый вариант теста дает нам информацию о поведении и личности человека в обычных условиях жизни, второй – о том, как (и насколько) он способен действовать в стрессовых или критических обстоятельствах, насколько он действует эффективнее, продуктивнее, быстрее – не теряет ли при этом самообладание, самодисциплину и т. д.

    Вообще интерпретация происходит на основе графологических принципов[5] и дополнительно соотносится со спецификой этого теста.

    Основные составляющие, которые должны учитываться:

    1. Особенности порядка колонок цифр, это пространственная символика.

    Здесь важную роль для интерпретации играют использование пространства и расположение колонок. Право – лево – центр. Также направление наклона (если он есть) колонок – справа налево, либо слева направо. Затем оценивается степень упорядоченности колонок, длина каждой колонки, ее форма.

    2. Скорость написания и нажим – внутренняя динамика.

    К этим явлениям, скорости и нажиму – подход и интерпретации абсолютно идентичны таковым в общей классической графологии.

    3. Графология цифр – учение о форме и структуре.

    К анализу цифр мы подходим, прежде всего, с точки зрения размера, наклона, формы и соединений между цифрами от 1 до 30 (некоторые специалисты «взрослой графологии», включая меня, предпочитают давать цифры до 31 включительно, это дает дополнительный, небольшой отвлекающий, а значит, усложняющий фактор при выполнении – ведь изначально тест был применим преимущественно к детям).

    Важно понимать, что точно так же, как и в общей графологии, в данном тесте каждый графический признак или явление может иметь более одного значения. Ни в коем случае нельзя интерпретировать одним простым значением – один отдельный признак, и почерк, и этот графический тест – требуют от нас синтеза, взгляда на себя – как на что-то цельное, единое целое, а не как на список частностей и частных значений. Только так можно «вычислить» степень личностной зрелости, темперамент, психофизическое состояние и т. д. В приведенных ниже примерах интерпретации того или иного варианта нужно также помнить, что не все значения из списка будут одновременно верны!

    Как и в почерке, здесь также исключительно важно обратить внимание и верно оценить такие параметры, как читабельность, оригинальность, самобытность, скорость и ритм, организация, симметрия и т. д.

    Приведем несколько основных конкретных значений (безусловно, требующих подкрепления другими дополнительными признаками) некоторых из многих и многих вариантов выполнения цифрового теста.

    Важно! Как правило, люди начинают первую колонку цифр слева, однако иногда встречаются люди, предпочитающие начинать с правой стороны (левши, двусторонние, пишущие на арабском или иврите и т. д.). В этих случаях нужно отметить этот факт, поскольку первая колонка несет значение «начальной» и путаница может повлиять на интерпретацию. Особенно, например, в тех случаях, когда все три колонки оказываются прижатыми вместе с какой-то одной стороны листа.

    Итак (см. илл. ниже), обратите внимание: в восьми первых вариантах речь идет о пространственном решении, вне связи с формой самих колонок (колонки схематично обозначены прямыми, но могут быть разными по характеру своего хода).

    1. Колонки распределены на равном расстоянии друг от друга по всему листу.


    В целом:

    • Широкое поле интересов.

    • Потребность в пространстве и месте.

    • Идеи, воображение.

    • Дружелюбие.


    При высоком уровне развития личности:

    • Активность.

    • Инициатива.

    • Смелость.

    • Уверенность.

    • Самостоятельность мышления.


    При низком (более примитивном) уровне развития:

    • Вальяжность.

    • Претензии, хвастовство.

    • Чрезмерность, вульгарность.

    • Влияемость.

    • Отсутствие критичности.


    2. Колонки расположены сконцентрированно симметрично по центру:

    • Одиночество, стремление к уединению.

    • Затруднения в коммуникации.

    • Тревожность, опасения.


    3. Колонки расположены гармонично:

    • Чувство меры и вкуса.

    • Аккуратность, точность.


    4. Все колонки сконцентрированы справа:

    • Экстравертность.

    • Вспышки импульсивности.

    • Спонтанность.

    • Страх одиночества.


    5. Все колонки слева:

    • Интроверсия.

    • Самокритика.

    • Концентрация.


    Также:

    • Подозрительность, недоверчивость.

    • Потребность в поддержке.

    • Трудность при суждении, решении, риске.

    • Эгоизм.


    6. Две колонки слева, а третья справа:

    • Непредсказуемая реакция.

    • Действует под влиянием внешних факторов.

    • Воля, объективность.

    • Гибкость.

    • Амбиции.


    7. Направление колонок влево:

    • Интроверсия.

    • Депрессивность.

    • Отсутствие амбиций.

    • Осторожность.

    • Зависимость от прошлого, склонность к ностальгии, рефлексия.

    • Возможная травма, неспособность справиться с утратой.


    8. Направление колонок вправо:

    • Экстраверсия.

    • Импульсивность.

    • Активность или гиперактивность.

    • Повышенная эмоциональность.

    • Непостоянство в действиях.

    • Желание отдалиться от прошлого.


    9. Форма колонок прямая:

    • Решительность.

    • Устойчивость.

    • Способность решать проблемы.

    • Умение планировать.

    • Хорошее самообладание, дисциплинированность.


    10. Колонки прямые, не параллельные:

    • Амбивалентность.

    • Не придерживается своего мнения.


    11. Колонки прямые, две последние параллельные:

    • Учится на собственных ошибках.

    • Опыт прошлого укрепляет его.


    12. Форма колонок дугообразная:

    • Иллюзии, фантазии.

    • Воображение.

    • Творческие способности.

    • Приятный человек.


    13. Колонки дугообразные, выгнуты влево:

    • Реалист.

    • Способен превозмочь трудности.

    • Справляется со своими проблемами и способен функционировать в стрессовых условиях.


    14. Колонки дугообразные, выгнуты вправо:

    • Привязан к прошлому.

    • Склонность к депрессиям.

    • Под давлением уступает.


    15. Форма колонок петляющая:

    • Внутренняя борьба, конфликты.

    • Перепады между незрелостью и зрелым подходом.

    • Неустойчивость в поведении, нерешительность.

    • Деятелен.

    • Способный, но неуверенный.

    • Часто – знания в разносторонних областях.


    В заключение хочу сказать, что, даже если учесть всю информацию, которую способен дать данный тест, он никаким образом не способен заменить полную графологическую диагностику. Он подходит там, где можно обойтись меньшей глубиной анализа, либо – как дополнительный прием в работе графолога.

    Пример выполненного цифрового теста

    Перед вами очень интересный вариант выполнения цифрового теста: обратите внимание, с наступлением стрессовой ситуации, спешки и увеличением напряжения автор не только не теряет самообладания, он буквально группируется, собирается и действует продуктивнее, чем в ситуациях, лишенных стрессового компонента. Трудности только стимулируют этого человека. А судя по совсем небольшому временному разрыву в выполнении первого и второго варианта, можно заключить о высоком уровне его дисциплинированности и воли даже в располагающих к расслаблению ситуациях. Его слабая сторона, однако, именно в этом – в повышенной критичности, контроле и невозможности до конца расслабиться.

    Графология и изобразительное искусство

    Однажды один архитектор обратился ко мне с таким вопросом:

    Наверняка значение линий и форм распространяется не только на интерпретацию почерка, но и на другие сферы, на изображение, рисунок например? Можно ли говорить о том, что какой-то тип рисунка более приемлем для человеческого восприятия? Можно ли определить, какие именно ассоциации вызывают у человека те или иные сочетании линий?

    Действительно, такое возможно. Однако рисунок дает информацию в несколько других аспектах, нежели почерк, потому что в рисунке отсутствует необходимость следования каким-то общим стандартам, как стандарты прописей, когда учатся писать. Рисунок или любое произвольное изображение – свободны.

    Если я правильно понимаю второй вопрос, речь в нем идет о человеке (любом) вообще. Глобальный ответ очень обобщен, так как в зависимости от своего типа, каждому человеку понравится свой тип линий: у каждого свой вкус.

    И все же, если говорить в общем, то дела обстоят следующим образом.

    1. Обтекаемость форм, округлость, круги, полукруги (вогнутые, открытые сверху как чаша, напоминающая «и», или справа, как буква «с») или шары, овальные формы (неважно, о чем речь: о предметах интерьера или предпочтении в своем почерке) ассоциируются с отдаванием, вкладыванием, открытостью, чувствами, неконфликтностью, гармонией, потребностью в душевном спокойствии. (Наверное, учение фэн-шуй должно уважать такие формы.) В почерках «округленность и сглаживание углов» чуть сильнее статистически выражено у женщин.

    2. Угловатости, остроконечность чего-либо, углы, треугольники, как и просто прямые линии, «палки» и «копья», коррелируют с сенсорикой, с практическим подходом, с решительностью, деловитостью, подходом ко всему «сразу и по делу». Любители «остроты и уговатостей» не церемонятся и не проявляют дипломатию, отличаются упорством или упрямством, однозначностью (человек знает, что хочет), однако порой конфликтностью, подходом «цель оправдывает средства», неуступчивостью и внутренней негибкостью (не склонен менять свои стереотипы или проявлять внимание к чувствам других, у него все напрямую, непосредственная прямота). Довольно часто эти линии и формы встречаются у мужчин.

    3. Симметричность форм, рассчитанность расстояний, их «разумность», организованность и логическая завершенность ассоциируются с первичностью влияния сознания, рациональности, с «мыслительным» типом. Об этом прямо и косвенно говорят также и полукруги (выгнутые, открытые снизу, как перевернутая чаша или арка, напоминающая перевернутую «и», или слева, как отражение буквы «с»): о не отдавании, сохранении, скрытости, власти рациональности, расчетливости над чувствами и импульсами, а также о неспонтанности, критическом подходе, привычке рассуждать и сравнивать, говорить взвешенные заранее вещи, а не то, что на языке. Возможна проблема в межличностных отношениях, с общительностью, а то и с внутренней зажатостью, признаком коей является слишком сильный сознательный контроль воли и рассудка.

    Например, что представляет собой в психоаналитическом смысле квадратная форма листа, рамки или самой картины?

    Если в двух словах – это:

    • Симметрия, упорядоченность, сознательное, рациональное, приобретенное начало – заведомый контроль и последовательность намерений.

    • Объективные ограничения: подобно кромкам бумажного листа, квадрат несет значение четких, равно ограничивающих факторов: низ – верх – право – лево, что позволяет человеку рисующему (или пишущему) легче планировать распределение своих ресурсов, композиции и т. д., другими словами, помогает адаптации.

    • Формализм, симметрия традиционнее и наиболее приемлемы (комфортны) восприятию большинства. Предсказуемость и логичность четырех углов менее всего отвлекает внимание от центра. Интересно, почему и большинство окон делают именно квадратными, а не какой-либо неправильной формы (например, треугольные окна сильно бы помогли сэкономить материалы на раму, стекла и т. д.)?

    По причине, связанной с эволюционными механизмами, все в природе (и человеческое восприятие) явно расположено и стремится к четкой симметрии, равновесию и т. д. Именно визуальная симметрия более привлекает и экономит внимание, энергию, усилия.

    4. Нити, связки и тени. Последняя группа форм вообще не относится к стандартным геометрическим формам, это извивающиеся нестатичные «нити», «змейки», едва заметные связующие переходы между стандартными геометрическими деталями, едва уловимые «тени» и «связки» между элементами. Это изменчивость и нестандартность, непредсказуемость и любовь к переменам, быстрое восприятие, ведущее к быстрому надоеданию чего-то, потребности в новых впечатлениях, стимулах, смене обстановки, непостоянство и мощнейшая интуиция.

    Безусловно, и проективно и графически рисунки представляют ценную информацию для психодиагноста и графолога. Не такую полную и точную, как в почерке, но тем не менее тоже очень полезную. Предлагаю взглянуть на следующий пример интерпретации картин, любезно предоставленных их владельцем.

    Рассмотрим их, разумеется, только с позиций графолога, анализа подсознания художника, а не с позиций искусствоведа или художественной критики.

    С графологической точки зрения материал интересный. Поговорим о том, что бросается в глаза.

    1. Оттенения, тени. Но не равномерным образом, а селективно. Тени говорят об эмоциональном аспекте, а также о том, насколько человек близок со своим подсознанием. С одной стороны, видна сильная эмотивность (то есть эмоциональность, но не внешняя, а внутренняя), порой нарочитая, а с другой, имеют место и совершенно наивные, неоконченные, двухмерные элементы (обычно имеющие второстепенное значение в сюжете). Наивность и схематичность мышления.

    2. Много черноты, точнее, образующих ее элементов: художник слишком тщательно, порой слишком много раз наносит линии одну на другую, основательно затушевывает и затемняет. Зачерняющие повторы (в его случае не импульсивные, а как раз очень сознательные и продуманные) обычно признак внутренней тревожности, страха, порой чувства беззащитности, очень часто признак некой обсессивности личности.

    3. Много природы, ветвей, стволов и листьев, заполняющих сюжеты картин. Первое и второе изображение можно изучать бесконечно, это настоящие фрейдистские случаи! Стволы – это наше Я, наше самоощущение, наше Это. Корни (или их отсутствие) – это наши истоки, наше первичное ощущение основ, надежности. Крона, форма верха деревьев и кустарников говорит о сознательном, наполнение – листья – о чувствах и внутреннем мире человека. Каково все перечисленное – такова и суть интерпретаций.

    4. Глаза (символика души, личности) не прорисованы или пусты везде, как тенденция.

    Но ни в коем случае не нужно понимать буквально и отождествлять пустоту глаз с пустотой в душе! О чем это говорит – так это о душевной тревожности и беспокойстве.

    Дело в том, что глаза не просто элемент картин и портретов, с точки зрения психологии у глаз есть глубокие значения в плане коллективного бессознательного (К.-Г. Юнг).

    Любые аномалии с символикой глаз что-то значат. Например, рисунки одного человека постоянно и навязчиво крутятся вокруг тематики глаз и их изображений, другой зачерняет их, а третий демонстративно игнорирует, оставляя пустые глазницы или веки.

    Во всех случаях человеком владеет страх, глубокий первородный страх. Но один предпочитает постоянно думать о нем, второй – усугублять, а третий делает попытки отречься от него, бросает вызов всему тому, что его так гнетет.

    Из всего увиденного я решусь предположить, что этот человек изо всех сил пытается отделить чувства от логики, точнее, старается жестко контролировать разумом любое проявление своих эмоций, воспринимает все это как слабость. Он неудовлетворен собой и своей жизнью, не имеет душевного спокойствия, постоянно обуреваем мыслями, лезущими из подсознания, и тревожен. Наверное, это беспокойство и приносит вдохновение людям искусства...

    Посему он может быть в жизни (точнее, хочет быть) жестким, нетерпимым, даже протестующим против остального мира, общества.

    Это заостряет конфликт с его внутренней неуверенностью и уязвимостью, чувствительностью, которые нужно еще сильнее маскировать, но которые требуют выхода. Поскольку он не хочет (точнее, не может и не умеет) выразить свои чувства и свой внутренний мир гармонично и естественно (так как это в его глазах слабость и «не круто»), он делает это так, как может, – демонстративно.

    Демонстрирует то, что он особенный, что он личность (такое характерно в случаях подавления в семье, например): демонстративно не принимает то, что общепринято в жизни, плюс демонстративно самовыражается (компенсация) в искусстве.

    Хочу оговориться, что сделанные выводы проводятся по аналогии с графологическими принципами, самая же большая информативность могла бы быть найдена, конечно же, в почерке человека.

    Инесса, в любом ли рисунке человека можно отследить его заложенные качества? Или это невозможно?

    Мы можем видеть в рисунках только то, что есть на данном этапе в жизни человека?

    Я считаю, что не в любом рисунке. И конечно же, не все заложенные качества. Думаю, нужны несколько картин и всевозможных, из разных периодов. Почерк в этом плане информативнее и, что важно, – объективнее, так как во многом при подходе к живописи, например, мы можем оказаться субъективными, меньше научно измеряемых факторов. Хотя для идентификации самого-самого внутреннего ядра, возможно, и хватит одной-двух картин.

    Повторяющиеся детали в рисунке

    Часто мы рисуем бессознательно линии и фигуры при разговоре по телефону, от скуки или по другой причине, а если рисуются не просто линии, а конкретные детали, например глаза, волосы, руки, мышцы, можно общими словами рассказать, о чем это свидетельствует?

    Кроме того, что элементы сами по себе имеют свое подсознательно-символическое значение, графологически важно то, как эти зарисовки выполняются, какими линиями, нажимом.

    Глаза, как можно догадаться, подсознательно и в «коллективном бессознательном» играют очень важное значение. Люди, любящие рисовать глаза (зависит, как еще их рисуют), часто подвержены внутренней тревожности или беспокойны. Как бы есть такое внутреннее ощущение всевидящего ока над собой, что будто за тобой наблюдают, оценивают.

    У детей (да и в кино, мультфильмах например), символ жути – это «страшные глаза». Неспроста ведь глаза заглядывают в душу.

    Про волосы – нет такого драматического значения, это просто эмоции (ровные, всклокоченные, дикие или «прическа» и т. д.).

    А вот именно мышцы, мощные ноги-руки – это скрытая агрессия, гнев. Обида. Не уверена насчет такого возраста, но в детских рисунках часто крупные руки, ноги, кулаки, пальцы, острые ногти, зубы, закрытые или закрашенные глаза – признак переживаемой (или пережитой) агрессии или подавления по отношению к себе.

    Инесса, а что известно про ресницы и губы?

    А то я просто часто глаза рисую с пушистыми ресницами. Особенно почему-то в период всяких ожиданий.

    Именно губы, ресницы – сенсорика, мир ощущений, чувственность. Глаза – другое, это душа. Также тревожность. Или ощущение оценивания, слежения за тобой, давлеющая совесть, Бог. Рисующий без конца человек ощущает, что находится под всевидящим оком.

    ..А еще некоторые люди рисуют разрастающиеся лабиринты, кто-то округлые и изогнутые, кто-то острые, снежиночные. Это к чему?

    Лабиринты обычно или сопровождают напряженный внутренний мыслительный процесс, проблему в принятии решения, колебания, либо означают внутренний хаос в душе и мыслях человека, путаницу и неопределенность. Зачерненные лабиринты или много раз проходящие по одному и тому же месту линии – страх, комплексы, напряжение.

    А я вот все время рисую губы, глаза, женские профили, модели в одежде. Доктор, я скрытая лесбиянка?!

    Наоборот, это свидетельствует о стандартной ориентации!

    Инесса, интересно, а можно ли по почерку или рисункам узнать, склонен ли человек к алкоголю или другим вредным привычкам?

    Да, по проективным, графическим тестам и рисункам можно извлечь информацию о человеке, но моя основная специализация – это все-таки почерк. Отвечая на ваш вопрос об алкоголизме, да, посредством определенных выводов и определением склонности к зависимостям вообще, влияемости, слабости волевого контроля и т. д., а также благодаря анализу дополнительных факторов, например потребности в компенсации, наличия депрессивного или другого расстройства психоэмоциональной сферы, лишающих воли и сил противостоять и продуктивно справляться со своими проблемами, это определить возможно.

    А когда человек меняет место жительства (страну) – почерк меняется?

    Нет. Почерк сам от этого факта не меняется.

    Почерк – это почерк личности.

    Почерк зависит от изменений в личности человека, и если человек ничуть не изменился с переездом в другую страну или с другим каким-либо объективным событием, то и почерк останется прежним.

    Однако такой стресс и такие глобальные перемены, как при смене страны (особенно с совсем другой ментальностью), даже если у человека все складывается удачно, если он сам по себе чувствителен и эмоционален, скорее всего, приведут к изменению мироощущения, некоторых взглядов или же, например, к зажатости либо, наоборот, раскрепощенности и спонтанности, и это не сможет не отразиться в почерке.

    А у меня почерк изменился после поступления в университет. Ведь приходится писать много и очень быстро. И почерк у меня стал немного мельче и более наклонный. Неужели это у меня, точнее во мне, что-то поменялось?

    Да, изменения произошли именно в личности. Почему я так уверенна, и в какую именно сторону – попробую объяснить.

    Хотя почерк может меняться от обстоятельств, здесь речь идет об изменении общих тенденций, то есть о неслучайных изменениях. Когда влияния случайных факторов исключены, ответ однозначен – влияет наша личность.

    Более того, по логике вещей, то есть по законам человеческой моторики и физиологии, при спешке или увеличении скорости письма, движения должны становиться крупнее и размашистее. За ускорение мы платим снижением концентрации и волевого контроля (увеличивается размер, уменьшается точность или аккуратность выполнения букв и т. д.).

    Итак, что все это может означать? То, что присутствует противоречие: вместо того, чтобы расслабиться и свободно адаптироваться к изменяющимся или несколько напрягающим обстоятельствам или условиям жизни, происходит не облегчение, а усложнение адаптации.

    Представьте, что человек спешит, ему нужно успеть. Но вместо того, чтобы, игнорируя несущественные мелочи и глядя на главную цель впереди, просто побежать или пойти широким шагом, он бы сделал свои шажки еще мельче, пытаясь при этом все равно бежать быстрее...

    Это говорит о том, что в личности автора почерка все сильнее становятся сдерживающие силы. Что это за силы – логический контроль, моральные ценности, а может, комплексы, страхи и т. д., – можно сказать, лишь видя почерк.

    Вот, это общая тенденция, связанная с описанным изменением почерка. Однако никогда нельзя судить по одному-двум признакам, только индивидуальное сочетание всех признаков почерка позволяет сделать точное заключение.

    Знаете, Инесса, я заметила, что пишу не всегда одинаково. Может ли настроение влиять на почерк? И душевное состояние? Например, влюбленность?

    Именно это все и может и должно влиять. На наш почерк влияет любое изменение в психоэмоциональной сфере, неважно, чем оно вызвано – влюбленностью, конфликтами, страхом или алкоголем.

    Другое дело, что, кроме «местных» влияний, всегда остается в почерке и ядро личности (если человек психически нормален, конечно), оно неизменно для глаза специалиста, даже если обычному человеку и может казаться, что почерк меняется до неузнаваемости.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх