Лекция 37. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина

Эдуард Чемберлин (1899 – 1967) – американский экономист. Родился в штате Вашингтон в семье священника. Окончил Айовский университет.

В 1922 году Э. Чемберлин поступает в докторантуру Гарвардского университета и, закончив ее, остается здесь преподавать.

В 1933 году ученый публикует свой труд «Теория монополистической конкуренции», который стал впоследствии классическим произведением.

С 1939 по 1943 год он занимает должность главы отделения экономической теории Гарвардского университета, а в 1944 году становится вице-президентом Американской экономической ассоциации.

В годы Второй мировой войны Э. Чемберлин работал в бюро стратегической службы США.

Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина явилась вызовом традиционной экономической науке, согласно которой монополия и конкуренция существовали как взаимоисключающие понятия. Э. Чемберлин в своих трудах показал существование специального вида монополии, образующего необходимую составную часть конкурентной рыночной системы.

Он указал два способа соединения монополии с конкуренцией:

• создание рынка одиноких товаров – этот вариант возможен при наличии двух или небольшого числа продавцов;

• рынок дифференцированных продуктов – контроль продавцов над товарами, имеющими отличительные признаки.

Предложенный им вариант монополистической конкуренции характеризуется следующим:

• число продавцов достаточно велико;

• каждая фирма действует на рынке, не учитывая своего влияния на поведение конкурентов;

• товар качественно разнороден, поэтому покупатели предпочитают товары с торговой маркой конкретных продавцов;

• вход в производство близких групп продуктов не ограничен.

В результате каждый продавец имеет кривую спроса при заданных иенах.

Предлагая дифференцированный продукт, каждый продавец формирует свой микрорынок, в котором выступает как монополист, но при этом его товар подвергается конкуренции со стороны более совершенных товарозаменителей.

Конкуренция при этом развивается в трех направлениях:

• манипулирование ценой – из-за монополизации рынка продавцом происходит нарушение равновесной цены в сторону увеличения; это ведет к снижению объемов выпускаемой продукции, недоиспользованию мощностей, росту безработицы (отрицательный аспект теории Э. Чемберлина);

• внесение качественных изменений в продукт;

• внедрение рекламы.

Последние два фактора относятся к неценовым факторам конкуренции.

Позднее к неценовым условиям усиления монополистической конкуренции Э. Чемберлин отнес техническое усовершенствование и обслуживание покупателей.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх