|
||||
|
ЛЕКЦИЯ № 8. Развитие медицины в России во второй половине XIX – начале XX вв 1. Общая историческая характеристика рассматриваемого периода 30 марта 1856 г. Александр II заявил: «Лучше отменять крепостное право сверху, нежели дожидаться, когда оно само собою начнет отменяться снизу». Так, 3 января 1857 г. был учрежден Секретный комитет по крестьянскому вопросу. 26 июля 1857 г. Ланским был предложен царю проект реформы. С 1858 г. началось открытое обсуждение отмены крепостного права в дворянских комитетах губернии. 4 декабря 1858 г. Ростовцевым был разработан новый проект реформы. Так, 19 февраля 1861 г. Александр II подписал положение о крестьянах и манифест, возвещающий отмену крепостного права. Помещичьи крестьяне (около 23 млн человек) получили личную свободу, усадьбу, полевой надел. Итоги реформы: 1) личное освобождение крестьян насытило рынок свободной наемной рабочей силой; 2) реформа установила юридическую грань между феодализмом и капитализмом; 3) реформа носила половинчатый характер: сохранение помещичьего землевладения и сохранение феодальных повинностей. 60-70-е гг. XIX в. – время либеральных реформ. Причины проведения реформ: 1) подъем в стране массового и революционно-демократического движения; 2) отмена крепостного права, изменившая экономическую основу развития страны. Это сделало необходимым изменения политических, военных, правовых, культурных учреждений; 3) давление на правительство со стороны буржуазии и части помещиков, ставших на капиталистические рельсы и заинтересованных в буржуазных реформах. Земская реформа Земская реформа – реформа местного самоуправления – 1864 г. Присущи два основных признака: 1) бессословность; 2) выборность. Распорядительным органом земств стало земское собрание. Для крестьян выборы происходили в три ступени. Исполнительным органом земств стали земские управы, которые избирались земскими собраниями на 3 года. Функции земств – исключительно хозяйственные нужды уезда или губернии. Значение реформы: содействовала национальному развитию страны, наладила статистику на местах, распространяла агрономические новшества. Строили дороги, школы, больницы и т. д. Городская реформа – реформа городского самоуправления – 1870 г. Городская реформа подразумевала под собой наличие двух органов: распорядительного и исполнительного органа. Распорядительным органом становилась городская дума. Исполнительным органом была городская управа, которая избиралась городской думой на 4 года. Во главе городской управы стоял голова. Функция городской думы и городской управы – обеспечение хозяйственных нужд города. Значение реформы: организация статистику на местах, распространение агрономических новшеств, строительство дорог, школ, больниц и т. д. Судебная реформа 1864 г. Россия получила цивилизованные судебные органы. Суд стал бессословным и одинаковым для всех. Принципы судопроизводства: 1) состязательность сторон в суде; 2) независимость суда от администрации; 3) несменяемость судей; 4) гласность судопроизводства. Также был создан институт присяжных заседателей. Существовало несколько ступеней судопроизводства: 1) мировой суд (1 человек) – разбирал гражданские иски, мелкие проступки; 2) окружной суд (3 человека). Он действовал в рамках уезда. Разбирал все гражданские и почти все уголовные дела; 3) Судебная палата (7 человек). Судебная палата была одна на несколько губерний. Разбирала особо важные уголовные дела и почти все политические дела; 4) Верховный Уголовный Суд. Он созывался по просьбе царя; 5) Верховная судебная инстанция – Сенат. Значение реформы: 1) содействовала развитию в стране цивилизованных норм, законности и правопорядка; 2) стала крупным шагом в XIX в. к правовому государству в России. Военная реформа Военная реформа 1862–1874 гг. Реформатором был Дмитрий Алексеевич Милютин. Причины военной реформы: 1) революционный подъем в России, сделавшей необходимым укрепление армии; 2) поражение в Крымской войне; 3) упорядочение расходов на армию. Вся территория России была поделена на 15 военных округов. Значение реформы: российская армия была перестроена на современный лад, способствовала экономическому росту и строительству железных дорог. Финансовая реформа 1860 г. Была введена акцизная система на: 1) табак; 2) соль; 3) винно-водочные изделия. Учрежден единый государственный банк России, а также упорядочен государственный бюджет. Реформа народного просвещения 1863–1864 гг. Был издан новый университетский устав, который возвращал университетам автономию (1863 г.). А в 1864 г. был издан новый устав гимназий. Купцы, мещане, крестьяне получили право учиться в гимназии. Итог проведенных реформ. Основные исторические моменты Значение реформ 1860– 1880-х гг.: 1) началось превращение Российского государства из феодальной в буржуазную монархию; 2) ни одна реформа, однако, не стала в полной мере последовательной, каждая сохранила в себе пережитки феодального строя; 3) Россия твердо встала на путь капиталистического развития. Основные моменты развития капитализма в сельском хозяйстве во второй половине XIX в.: 1) рост товарности сельского хозяйства; 2) перестройка помещичьего и крестьянского хозяйства на капиталистический лад; 3) сохранение феодальных пережитков в сельском хозяйстве и отставание России от передовых стран Запада; 4) расслоение крестьян (бедняки, середняки, кулаки) и формирование класса сельского пролетариата и сельской буржуазии. 1861–1866 гг. – годы возникновения различных общественных движений. Так, существовали три основных направления народничества: 1) бунтарское направление (лидер – М. А. Бакунин); 2) пропагандистское направление (лидер – П. Л. Лавров); 3) заговорщическое направление (лидер – П. Н. Ткачев). Осенью 1876 г. создана революционно-народническая организация «Земля и воля». Цели деятельности: 1) полное общинное самоуправление; 2) свобода вероисповедания; 3) переход всей земли в руки крестьян; 4) самоопределение наций. Средства достижения: 1) организаторская деятельность; 2) дезорганизаторская деятельность. Народники хотели поднять крестьянство на революцию. 1877–1878 гг. – Русско-турецкая война. Итоги войны: 1) война оказалась выигранной, но неудачной; 2) влияние России на Балканах не стало сильнее; 3) уступки российской дипломатии в Берлине свидетельствовали о военно-политической слабости царизма и ослаблении его авторитета на международной арене; 4) после Берлинского конгресса в Европе обозначалась новая расстановка сил: Германия и Австро-Венгрия, Россия и Франция. 15 августа 1879 г. произошел распад организации «Земля и воля» на две части: 1) «Черный передел» (представители Акселерод, Вера Засулич, Г. В. Плеханов, Л. Г. Дейч и т. д.). Включала в себя порядка 100 человек; 2) «Народная воля». Придерживались террористической тактики (представители А. Михайлов, А. Желябов, Н. Кибальчич и т. д.). Включала в себя порядка 10 500 человек. Программа «Народной воли»: 1) свергнуть самодержавие; 2) ввести демократические свободы; 3) ввести всеобщее избирательное право; 4) создать в России парламентскую демократическую республику; 5) отдать землю – крестьянам, заводы – рабочим; 6)провозгласить национальное равенство и право наций на самоопределение. Средства достижения – крестьянское восстание при поддержке рабочих, военных и под руководством партии. 12 февраля 1880 г. была создана «Чрезвычайная комиссия», которая должна была обеспечить безопасность царя. 1 марта 1881 г. произошло убийство Александра П. Прежде на него было совершено 24 покушения, а 25 стало для него роковым. В этот же день царем стал Александр III. Цели внутренней политики Александра III – восстановление крепостного права и пересмотр законодательных актов 1860-1870-х г. Контрреформы Александра III 1889–1892 гг.: 1) 12 июля 1889 г. – Закон о земских участковых начальниках. Мировой суд был упразднен, его права перешли к земскому начальнику. Значение: дворянство вернуло себе значительную долю своей прежней дореформенной власти над крестьянами; 2) 12 июня 1890 г. – Закон о губернских и уездных учреждениях. Эта контрреформа подорвала демократические основы земской реформы 1864 г. Превратила земства в декоративный орган; 3) 11 июня 1892 г. – городская контрреформа. В городском управлении теперь главенствовали прежде всего крупные домовладельцы, т. е. дворяне и чиновники. Кроме всего этого, была введена карательная цензура, уничтожена автономия университетов, вышел циркуляр о «кухаркиных детях». 1896 г. – коронация Николая П. Крестьянский вопрос так и не был решен. Основные направления внешней политики: 1) европейское; 2) балканско-ближневосточное; 3) средневосточное (или южное); 4) дальневосточное (Корея, Китай, Манчжурия) – основное направление. Вслед за развитием капитализма идет развитие политического строя. Консервативное направление в России не стало мощной политической силой. Либеральное движение прошло в своем становлении несколько этапов: 1) первая половина XIX в. – либеральные идеи зародились в «верхах»; 2) вторая половина XIX в. – либеральные идеи проникают в общество (земства); 3) начало XX в. – либеральные идеи уходят из «верхов» и остаются в обществе. Формируются классы. Классы – это достаточно большие группы людей, различающиеся своим отношением к средствам производства и местам в организации производства. Также происходит формирование партий. Партия – это организация самой активной части класса, которая ставит своей задачей ведение политической борьбы за интересы данного класса, наиболее полно и последовательно их выражает и защищает. Типы партий: консервативные, либеральные, социал-демократические. Вот названия сформированных партий: эсеры, большевики, меньшевики, кадеты, «Союз 17 октября». 3 января 1905 г. – начало забастовки в Санкт-Петербурге. Это было своего рода начало революции 1905–1907 гг. Причины революции: 1) национальные притеснения; 2) сохранение самодержавия; 3) нерешенность аграрной проблемы; 4) отсутствие демократических свобод. Реформы 1905–1906 гг.: 1) 21 октября 1905 г. – подписан указ об амнистии за политические преступления; 2) 24 ноября 1905 г. – устранена цензура для непериодической печати; 3) 26 марта 1906 г. – устранена цензура для периодической печати; 4) 11 декабря 1905 г. – избирательный закон, для избрания Государственной думы; 5) 20 февраля 1906 г. – положение об учреждении Государственной думы; 6) 20 февраля 1906 г. – Указ о переустройстве Государственного совета; 7) 23 апреля 1906 г. – новые «Основные законы» Российской империи. Апрель – июль 1906 г. – работа I Государственной думы. Февраль – июнь 1907 г. – работа II Государственной думы. 3 июня 1907 г. – произошел государственный переворот, роспуск II Государственной думы, установление третьеиюньской монархии. 1908 г. – начало реорганизации армии. 2. Развитие терапии. Передовые черты отечественной терапии во второй половине XIX в Надо сказать, что российские клиницисты второй половины XIX в. не встали на позиции терапевтического нигилизма. Назовем крупнейших терапевтов этой эпохи: Г. А. Захарьин, С. П. Боткин, А. А. Остроумов. Все они исходили из того, что организм человека – единое целое, а также развивали материалистические традиции русской науки, они относились к достижениям науки других стран достаточно критически и использовали только то, что действительно представляло интерес. Организм в понимании отечественных терапевтов есть единство психического и физического начал, более того, физическое, материальное считалось первичным, а психическое – производным от физического. В этом было преимущество отечественных клиницистов перед большим количеством клиницистов, которые врачевали в других странах. Основы отечественной клинической школы: тщательное описание болезни, внимательное собирание анамнестических данных, непосредственное наблюдение больного и иное – все это способствовало развитию клинической медицины. Надо сказать, что между С. П. Боткиным и Г. А. Захарьиным был ряд разногласий, но мнение, что они противостояли друг другу, - ошибочно. У каждого из этих клиницистов были свои особенности в методике исследования больного. Но нельзя не сказать о том, что между ними было принципиально общим: оба они трактовали болезнь как процесс, который затрагивает весь организм, а также каждый из них указывал на роль нервной системы в патологии и физиологии. С. П. Боткин Сергей Петрович Боткин (1832–1889) – один из выдающихся отечественных клиницистов. Он окончил медицинский факультет Московского университета в 1854 г. С 1862 по 1889 гг. он был руководителем академической терапевтической клиники Петербургской медико-хирургической академии. И. М. Сеченов и С. П. Боткин выдвинули предположения: 1) о ведущем значении среды в происхождении приобретаемых и наследуемых свойств организма; 2) о первостепенной роли среды в происхождении болезней. Обратимся к актовой речи С. П. Боткина «Общие основы клинической медицины» (1886 г.), где он говорил: «Изучение человека и окружающей его природы в их взаимодействии с целью предупреждать болезни, лечить и облегчать составляет ту отрасль человеческих знаний, которая известна под именем медицины». Надо отметить один недостаток такого определения медицины. Дело в том, что С. П. Боткин не указал, что, помимо внешней физической среды, на организм человека действует еще среда социальная. Задачи же медицины С. П. Боткин объяснял так: «Главнейшие и существенные задачи практической медицины – предупреждение болезни, лечение болезни развившейся и, наконец, облегчение страданий больного человека». С. П. Боткин пытался перевести клиническую медицину в точную науку, он считал, что «неизбежный для этого путь есть научный… если практическая медицина должна быть поставлена в ряд естественных наук, то понятно, что приемы, употребляемые в практике для исследования, наблюдения и лечения больного, должны быть приемами естествоиспытателя». С. П. Боткин отличался умением находить индивидуальный подход к больному, большой наблюдательностью, умением правильно оценить значение различных проявлений той или иной болезни. Все это делало Боткина тонким диагностом. Вот ряд научных обобщений и наблюдений С. П. Боткина: 1) инфекционное происхождение катаральной желтухи; 2) учение о периферическом сердце, о коллапсе; 3) учение о причинах смерти при крупозной пневмонии; 4) связь образования желчных камней с микроорганизмами; 5) учение о падении пульса вследствие слабости сосудов; 6) учение о «блуждающей почке» и явлениях энтероптоза; 7) наличие нервных центров; 8) глубокий анализ о поражениях нервной системы, а также системы кроветворения, системы кровообращения. Сергей Петрович Боткин показал рефлекторный механизм ряда патологических процессов. Обратимся теперь к «Клиническим лекциям» С. П. Боткина. Здесь он дал анализ многих клинических явлений, симптомов и симптомокомплексов с точки зрения рефлекторной теории. Так, Боткин рассматривал неврогенное происхождение некоторых форм лихорадки, потоотделения на одной стороне тела, сократительности селезенки. Также Боткин ввел такое понятие, как патологический рефлекс. Созданием неврогенной теории Боткин положил начало новому этапу развития клинической медицины. Организация медицинского дела также входила в круг интересов Сергея Петровича Боткина. По его предложению стала улучшаться обстановка и оснащенность городских больниц Петербурга. В больницах были устроены лаборатории, проводились врачебные конференции, проводились патолого-анатомические вскрытия, а также было улучшено питание больных. Тем самым Боткин способствовал улучшению медицинской помощи населению. Еще одной заслугой Боткина в организации здравоохранения было введение так называемых думских врачей. Они должны были оказывать помощь на дому беднейшему населению города. В 1886 г. была создана комиссия, задачами которой было улучшение санитарных условий и уменьшение смертности в России. Во главе этой комиссия стоял Сергей Петрович Боткин. Материалы, которые собрала эта комиссия, были проанализированы, и сделаны выводы о высокой детской смертности, недостаточности медицинской помощи и т. д. Все это говорило о том, что условия царского строя влекли за собой не только ухудшение здоровья населении, но хуже того, вели к вырождению нации. К сожалению, материалы, собранные этой комиссией, так ни в какой из инстанций не обсуждались, и, по сути, работа комиссии оказалась бесплодной. Нельзя не сказать также о С. П. Боткине как о выдающемся преподавателе высшей медицинской школы. Он создал обширную школу своих последователей. Г. А. Захарьин Григорий Антонович Захарьин (1829–1897) – один из крупнейших клиницистов XIX в. Он окончил медицинский факультет Московского университета в 1852 г. С 1862 по 1895 гг. Г. А. Захарьин был заведующим факультетской терапевтической клиникой Московского университета. Он был новатором в своей клинической и преподавательской деятельности. Через своих учеников он оказал существенное влияние на развитие медицины. Г. А. Захарьин выразил главную задачу клинициста следующим образом: «Определить, какая болезнь (исследование и распознавание), как она пойдет и чем кончится (предсказание), назначить план лечения и проводить в исполнение, сообразуясь с течением болезни (наблюдение)». Г. А. Захарьин большое значение придавал клиническим лекциям: «Клиническая лекция должна быть образцом правильной методики и индивидуализирующей клиники. И чем более она отличается от главы учебника, тем более она имеет право называться клинической лекцией». Исследования Г. А. Захарьина охватывали ряд вопросов клинической медицины. Он описал картину сифилиса легких (сифилитическую пневмонию, клинику легочного туберкулеза), сифилиса сердца, кроме этого, он дал классификацию туберкулеза. Г. А. Захарьин выдвигал теорию о роли эндокринных нарушений в этиологии хлороза. Одной из основных заслуг Захарьина является развитие метода непосредственного клинического наблюдения и разработка метода опроса больного. Инициатива опроса должна оставаться в руках лечащего врача. Надо сказать, что опрос Захарьина охватывал не только прошлое (анамнез), но и настоящее состояние, а также обстановку, в которой живет больной. По сути, в опросе у Г. А. Захарьина имеются два основных принципа: физиологический (по системам и органам) и топографический. Метод такого опроса охватывает все системы и органы: кровообращение, дыхание, мочеполовую систему, желудочно-кишечный тракт (который включает желудок, печень, кишечник, селезенку), кроветворную систему, обмен веществ, нервную систему, а также нервно-эмоциональное состояние (головные боли, сообразительность, сон, настроение, память, парестезии, головокружение и т. д.). Очень большое значение Г. А. Захарьин придавал лечению. В лечебных советах Захарьина большое место занимали указания больному об образе жизни и о режиме. Вот, что он говорил: «Измени обстановку, измени деятельность, измени образ жизни, если хочешь быть здоров». Стоит заметить, что наряду с покоем Захарьин рекомендовал движение. Г. А. Захарьин наряду с применением медикаментов, использовал также гигиенические и профилактические мероприятия, а также общие лечебные приемы – кровопускание, климатолечение больных туберкулезом легких (кстати сказать, климатолечение рекомендовалось не только на юге, но и на природе в любой местности), массаж, минеральные воды. Вопросы гигиены занимали в клиническом учении Захарьина существенное место. Обратимся к знаменитой речи Г. А. Захарьина, которая называется «Здоровье и воспитание в городе и за городом». В этой речи Г. А. Захарьин говорит: «Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лекарственной терапии… Победоносно спорить с недугами масс может лишь гигиена. Самый успех терапии возможен лишь при соблюдении гигиены». Надо сказать также, что большинству советов Г. А. Захарьина могли следовать только богатые люди. А. А. Остроумов Алексей Алексеевич Остроумов (1844–1908) в 1870 г. закончил медицинский факультет Московского университета. С 1879 по 1900 гг. он был заведующим кафедрой госпитальной терапии в Московском университете. Алексей Алексеевич Остроумов был последователем Захарьина, особенно в применении клинических методов. Он также придавал огромное значение расспросу больного, считал, что нужно выявить все особенности случая заболевания у данного конкретного больного. Он продолжал развивать традиции С. П. Боткина в разработке экспериментальной патологии и физиологии. Как и С. П. Боткин, А. А. Остроумов интересовался новыми тогда науками – экспериментальной патологией и фармакологией. Большое значение А. А. Остроумов придавал нервной системе. Остроумов писал: «Организм – целое. Расстройство одной части отражается на всем организме изменением жизнедеятельности других частей его, поэтому ослабление функции одного органа расстраивает весь организм… Организм как целое изменяется в своих функциях при болезни каждой из своих частей». Остроумов считал, что через обмен веществ и нервно-рефлекторную систему осуществляется единство организма, взаимосвязь различных органов между собой и корреляция их деятельности. А. А. Остроумов анализировал различные факторы, действующие при патологическом процессе. Он стал разработчиком учения о значении в течении и этиологии заболевания внешней среды, в которой этот человек живет, развивается и т. д. А. А. Остроумов четко определили задачи врача: «Предметом нашего изучения служит больной человек, нормальная жизнь которого нарушена условиями его существования в среде… Цель клинического исследования – изучить условия существования человеческого организма в среде, условия приспособления к ней и расстройства». Остроумов придавал решающее значение в лечении больного общему лечению, считал нужным поместить больного в условия с наиболее благоприятным для данного больного режимом питания, работы, жилища. А. А. Остроумов считал, что медицинская наука есть часть естествознания, а следовательно, ее развитие должно происходить в связи с другими естественными науками. Именно поэтому он стремился сочетать клинические выводы с данными биологии. К недостаткам взглядов Алексея Алексеевича Остроумова можно отнести то, что он преувеличивал роль наследственных, врожденных предрасположенностей человека к различным болезням и умалял приспособительные свойства к окружающей его среде. Он недооценивал социальную сторону человеческого общества. 3. Хирургия. Асептика Середина XIX в. ознаменовалась для хирургии значительными нововведениями – применением эфирного и хлороформного наркоза. Это дало возможность хирургам оперировать более спокойно и без ненужной спешки. Борьба с инфицированием раны – одна из основных задач хирургии второй половины XIX в. Развитию хирургии значительно способствовало создание и внедрение в практику антисептики и асептики. Бичом хирургов были гнойные осложнения после операций и после ранений. Дело в том, что нагноения замедляли заживление ран, кроме того, вызывали у раненых и больных после операций септические осложнения, истощали оперированных и раненых и достаточно часто приводили к летальному исходу. Во время Отечественной войны 1812 г. и последующих походов в Западную Европу русские врачи применяли эвакуацию, а также организовывали военно-развозные госпитали – именно они выявили преимущества русской военно-полевой медицины. Надо сказать, что еще до того, как Пастер сделал свои открытия, российские хирурги (И. В. Буяльский, Н. И. Пирогов) вели борьбу с раневой инфекцией. Буяльский для обмывания рук применял антисептический раствор хлорной извести, он считал, что это одно из самых лучших предохранительных средств для хирургов, повивальных бабок, акушеров, врачей и фельдшеров как при операциях, внутренних осмотрах, перевязывании гангренозных, раковидных, венерических и нанесенных бешеными животными ран, и при вскрытии мертвых тел. Н. И. Пирогов же при лечении ран применял йодную настойку, азотнокислое серебро, раствор хлорной извести. Стоит также сказать, что в своей клинике в Петербурге в 1841 г. Н. И. Пирогов выделил специальное отделение, которое предназначалось для больных рожей, пиемией, гангреной и т. д. Делал он это для того, чтобы предупредить развитие внутрибольничной инфекции. В течение 1880-х гг. появились зачатки асептики. Асептика включала некоторые приемы, которые были выработаны антисептикой (обработку дезинфицирующими средствами операционного поля и рук хирурга, строгую чистоту операционной). Была введена стерилизация инструментов, одежды персонала операционной, перевязочного материала. В 1884 г. отечественный врач Л. О. Гейденрейх доказал, что наиболее совершенным является стерилизация паром при повышенном давлении. Он предложил автоклав. Постепенно химические методы дезинфекции (например, перевязочного материала) сменялись физическими. Нужно сказать, что асептика была результатом трудов хирургов различных стран. В конце 1880-х гг. в России начали применять в ряде клиник асептические методы. Например, Н. В. Склифосовский – в Москве, А. А. Троянов – в Петербурге, а также М. С. Субботин – в Казани и т. д. Нужно сказать, что введение антисептики, асептики и обезболивания способствовало расцвету хирургии. Благодаря знаниям анатомии хирурги смогли разработать технику операционных подходов, в частности к глубоколежащим органам и тканям. Введение и развитие асептики позволило хирургам оперировать не только на конечностях и поверхности тела, но и проникать в его полости. В начале 1890-х гг. был введен «сухой» способ операции. Суть этого способа заключалась в том, что хирурги избегали промывания раны антисептическими средствами и стерильным физиологическим раствором. Инструменты Э. Кохера и Ж. Пеана, а также предложение Ф. Эсмарха, дали возможность хирургам оперировать с малой потерей крови и в «сухой ране». В конце XIX в. начала широко развиваться полостная хирургия, было произведено большое количество операций на брюшной полости. Например: гастроэнтеростомия (Г. Матвеев, Т. Бильрот), пилоротомия (Ж. Пеан), иссечение слепой кишки (Т. Бильрот), гастростомия (Н. В. Склифосовский, А. Нуссбаум), иссечение привратника (Т. Бильрот), частичное иссечение толстой и тонкой кишок. Начались операции на печени, почках. Первые операции холецистотомии были произведены в 1882 и 1884 гг. Достаточно часто проходили операции нефрэктомии. Одним из важных достижений является то, что начали проводиться операции на периферических нервах (нервный шов, вытяжение нерва), на головном мозге (например, удаление опухолей). Кроме этого, были введены новые перевязочные средства (вата, марлевый бинт, кисея, марля и т. д.). Местное обезболивание начало свое развитие с применения кокаина. Первым, кто изучил действие кокаина на чувствительные нервы, был петербургский фармаколог А. К. Анреп в 1880 г. Он же был первым, кто стал делать больным подкожные введения кокаина. Ну а с 1884 г. обезболивание кокаином стало применяться в хирургии. В 1886 г. Л. И. Лушкевич был первым, кто применил областное (регионарное) обезболивание, он описал нарушение проводимости нервов у человека после того, как был введен подкожно кокаин. Л. И. Лушкевич также применил первым проводниковое обезболивание пальца при операции (еще задолго до Оберста). А. В. Орлов указал в 1887 г. на преимущество слабых растворов кокаина. Так, местное обезболивание было достаточно распространено в практике земских врачей. Надо сказать, что земская медицина в конце XIX – начале XX вв. значительно улучшила медицинскую помощь сельскому населению. Также земская медицина сыграла большую роль в развитии хирургии в России. Так, хирургия – одна из первых медицинских специальностей, потребовавшаяся в земских больницах. Следует отметить, что хирургическая специальность развивалась не только в университетских клиниках и больницах крупных городов, также она развивалась в уездах, в земских участковых больницах. Там формировались крупные хирурги, которые могли производить достаточно сложные операции. Применение спинномозговой анестезии и внутривенного наркоза ознаменовало начало XX в. Во второй половине XIX – начале XX вв. в области хирургии блистали такие хирурги, как А. А. Бобров. И. И. Дьяконов, Н. В. Склифосовский, В. И. Разумовский, Н. А. Вельяминов. Они на самом деле стали в теоретическом и практическом отношениях продолжателями дела Николая Ивановича Пирогова. Они проводили сложные операции, изучали проблемы общей хирургии, создавали новые оперативные методики. Н. В. Склифосовский (1836–1904) – один из крупнейших российских хирургов, общественный деятель, видный, прогрессивный ученый. Он сделал многое для того, чтобы внедрить в хирургическую практику асептику и антисептику. Он развивал полостную хирургию. Например, операции на желудке, желчном пузыре, печени, мочевом пузыре, овариотомия. Велики его заслуги в области военно-полевой хирургии. Вклад А. А. Боброва: изобрел аппарат для вливания солевого раствора, разработал новый особый метод оперирования грыж. Кроме того, он организовал санаторий в Алупке для лечения детей с туберкулезом костей и суставов. П. И. Дьяконов, помимо разработки вопросов асептики и антисептики, обезболивания, занимался вопросами пластической хирургии, а также вопросами лечения желчнокаменной болезни. Хирургия расширяла возможности воздействия на болезненный процесс. Не случайно в конце XIX в. в некоторых клинических специальностях, таких, например, как урология, офтальмология, гинекология, появились, помимо терапевтических методов, – хирургические. Имела свое развития восстановительная хирургия – пластические операции, протезирование. В хирургии конца XIX – начала XX вв. повысилась эффективность хирургического вмешательства благодаря появлению новых, усложнению старых оперативных методов, а также в результате применения новых сложных инструментов и приборов. И. М. Сеченов Иван Михайлович Сеченов (1829–1905) окончил военно-инженерное училище, а после него Московский университет. После этого он преподавал в Московском, Одесском, Петербургском университетах. Из Петербургского университета Сеченов был уволен за свои радикальные материалистические взгляды, продолжал работать в Московском университете на кафедре физиологии. Обозначим основные направления исследовательской деятельности Сеченова: 1) химизм дыхания; 2) физиология нервной системы; 3) физиологические основы психической деятельности. Так, И. М. Сеченов стал основоположником отечественной физиологии. Был создателем материалистической школы русских физиологов. Эта школа сыграла важную роль не только в развитии психологии, физиологии и медицины в России, но во всем мире. Однако надо сказать, что Сеченов – фигура мирового масштаба – таковым за рубежом не считается, если говорят о Сеченове, то обязательно вместе с Павловым, который был продолжателем его исследований. Сеченов впервые стал рассматривать деятельность головного мозга как рефлекторную. До Сеченова же рефлекторными считали только те виды деятельности, которые были связаны со спинным мозгом. И. М. Сеченов установил, что в головном мозге человека (и животных) действуют особые нервные механизмы, оказывающие тормозящее влияние на непроизвольные движения. Такие механизмы Сеченов называл «задерживающими центрами». В многочисленных опытах был открыт физиологический центр, который находится в средних частях головного мозга. Этот центр получил название «сеченовский центр», а само явление, установленное в этих опытах – «сеченовское торможение». Надо сказать, что И. М. Сеченов изучал организм человека в единстве с окружающими его условиями. Он говорил: «Всегда и везде жизнь слагается из кооперации двух факторов – определенной, но изменяющейся организации и воздействия извне… Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него, так как без последней существование организма невозможно». Психическая деятельность должна изучаться научными методами, как и любая другая телесная деятельность, без различного рода ссылок на сверхъестественные причины. И. М. Сеченов положил начало современному естественнонаучному обоснованию материалистической теории отражения, создав учение о рефлексах головного мозга, распространив понятие «рефлекс» на деятельность высшего отдела нервной системы. Вот некоторые работы И. М. Сеченова. 1. «Кому и как разрабатывать психологию» (1873 г.). 2. «Предметная мысль и действительность» (1882 г.). 3. «Элементы мысли» (1902 г.). В вышеперечисленных работах Сеченов развивал материалистическое учение, доказывая тем самым формообразование и влияние внешней среды. И. М. Сеченов занимался также проблемами гигиены труда, подчеркивал первостепенное значение воспитания и внешней среды в формировании личности, подчеркивал роль обучения и трудовых навыков. Из всех трудов Ивана Михайловича Сеченова особенно выделяется силой философских суждений и глубиной мысли работа «Рефлексы головного мозга». Физиология Сеченова находилась под сильным влиянием материалистической философии Н. Г. Чернышевского, А. Н. Добролюбова, Д. И. Писарева, которые разделяли диалектические, эволюционные взгляды, также они поддерживали учение Ч. Дарвина, выступал и против вульгарных материалистов и расистов. И. П. Павлов Иван Петрович Павлов (1849–1936) – великий русский физиолог. Он стал разработчиком новых принципов физиологического исследования, которое обеспечивало познание организма как единого целого, находящегося в единстве и постоянном взаимодействии с окружающей средой. Также Павлов выступил создателем материалистического учения о высшей нервной деятельности животных и человека. С 1874 по 1884 гг. – это первый период научной деятельности Павлова. В этот период он занимался преимущественно физиологией сердечно-сосудистой системы. Одна из его работ – «Центробежные нервы сердца», которая была опубликована в 1883 г., – важным вкладом в физиологию. Здесь он показал (впервые!), что на сердце теплокровных животных существуют нервные волокна, которые способны ослаблять и усиливать деятельность сердца. И. П. Павлов сделал предположение, что усиливающий нерв, который был открыт им, действует на сердце путем изменения обмена веществ в сердечной мышце. В этот же период своей работы Павлов исследовал нервные механизмы, которые регулируют кровяное давление. Надо отметить, что уже в ранних работах И. П. Павлова прослеживается высокое мастерство и новаторство в экспериментах. В отношении методов исследования целостного организма Павлов был прогрессивным ученым: 1) отказался от традиционных острых опытов; 2) отметил недостатки острого вивисекционного физиологического опыта; 3) разработал и ввел в практику метод хронического эксперимента; 4) разработал метод изучения частных физиологических отправлений на целостном организме в естественных условиях взаимодействия со средой; 5) разработал новые методики, которые позволяли проводить эксперимент на здоровом животном, которое вполне хорошо оправилось от оперативного вмешательства; 6) разработал новые приемы «физиологического мышления»; 7) разработал специальные операции на органах пищеварительного тракта. Обратимся к знаменитому труду «Лекции о работе главных пищеварительных желез». Здесь он подводит своего рода итоги работ по физиологии пищеварительной системы. Надо также сказать, что именно за этот труд Ивану Петровичу Павлову была присуждена Нобелевская премия в 1904 г. Обратимся к докладу И. П. Павлова 1909 г., который назывался «Естествознание и мозг». Здесь мы может встретить следующие строки: «Здесь и сейчас я только отстаиваю и утверждаю абсолютное, непререкаемое право естественно-научной мысли проникать всюду и до тех пор, где и покуда она может проявлять свою мощь. А кто знает, где кончается эта возможность…». В этом докладе Павлов показывает, что нет границ для человеческого познания. И. И. Мечников Илья Ильич Мечников (1845–1916) сыграл одну из главных ролей в развитии как отечественной, так и мировой микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Исследования Мечникова в этих областях являлись своего рода продолжением и развитием его предшествующих работ в области патологии. И. И. Мечников был выдающимся ученым в различных областях знаний: это и зоология, и эмбриология, и патология, иммунология и т. д. Он явился одним из создателей современной микробиологии, а также основателем сравнительной эволюционной патологии. Илья Ильич Мечников закончил естественное отделение Харьковского университета в 1864 г., после чего он продолжил обучение и специализацию в Германии и Италии в области эмбриологии. В 1868 г. в Петербургском университете защитил докторскую диссертацию. После этого получил доцентуру в Новороссийском, а затем в Петербургском университетах. С 1870 по 1882 гг. был профессором кафедры зоологии и сравнительной анатомии Новороссийского университета. В 1886 г. И. И. Мечников и тогда еще молодой врач Н. Ф. Гамалея организовали Пастеровскую антирабическую станцию – это была первая станция в России, а также вторая в мире после аналогичной в Париже у Пастера. Эта станция была организована в Одессе, после этого такие же станции организовали в Петербурге, Москве, Самаре и других городах России. Однако в результате конфликта с властями на антирабической станции и в университете И. И. Мечников оставляет работу и уезжает в Париж по приглашению Л. Пастера. Там он возглавляет одну из лабораторий института, является заместителем Пастера, а после его смерти – директором института. Впоследствии И. И. Мечников был избран почетным членом Петербургской академии наук. Деятельность И. И. Мечникова можно условно разделить на два периода. Первый период включает в себя время с 1862 по 1882 гг. В это время Мечников – зоолог и по преимуществу эмбриолог. И. И. Мечников разрешил ряд сложнейших проблем эмбриологии. Именно он показал наличие зародышевых листков – общие для животных законы развития животного организма. Мечников установил генетическую связь между развитием беспозвоночных и полостных животных. Опорой для эволюционного учения послужили данные эмбриологии, которые были открыты Мечниковым. Мечников был активным последователем Ч. Дарвина. Однако это не мешало ему критиковать некоторые аспекты работ Дарвина. Например, некритическое перенесение Дарвином в биологию учения Мальтуса о роли «перенаселения». К открытиям Мечникова принадлежит открытие внутриклеточного пищеварения. Он открыл его, когда исследовал вопросы происхождения многоклеточных животных. И. И. Мечников показал, что в организме животного, которое имеет пищеварительные органы, имеются клетки, которые способны переваривать пищу, однако не принимают прямого участия в переваривании. Именно работами по внутриклеточному пищеварению заканчивается первый период деятельности Ильи Ильича Мечникова. Второй период является как бы логическим продолжением первого и основывается на нем. Дело в том, что идеи о внутриклеточном пищеварении были ведущими в работах Мечникова по проблемам патологии во второй период. В 1883 г. в речи Мечникова «О целебных силах организма» выдвигается ряд положений об активной роли организма в инфекционном процессе, а также о взаимоотношениях макроорганизма и микроорганизма. Впоследствии И. И. Мечников широко развил учение о фагоцитозе, подтвердил его многочисленными исследованиями на разнообразном материале. В 1892 г. в «Лекциях о сравнительной патологии воспаления» Мечникова можно прочитать следующее: «Настоящая сравнительная патология должна обнимать весь животный мир в его целом и изучать его с самой общей биологической точки зрения». Мечников «создал новую теорию воспаления как активной защитной реакции организма против внедряющегося в него болезненного начала, выработанной представителям и животного мира в процессе их исторического развития». И. И. Мечников говорил: «Воспаление в своем целом должно быть рассматриваемо как фагоцитарная реакция организма против раздражающих деятелей; эта реакция выполняется то одними подвижными фагоцитами, то с действием сосудистых фагоцитов или нервной системы». В 1900 г. вышла книга Мечникова «Невосприимчивость в инфекционных болезнях». Здесь он выступил как основоположник новой науки – иммунологии, а также разработчиком учения об иммунитете. И. И. Мечников показал, что «механизм возникновения и развития инфекционного заболевания зависит не только от микроорганизма, но наряду с микроорганизмом на всех этапах инфекционного процесса – при его возникновении, развитии, течении и сходе – важную роль играет микроорганизм, который не остается безучастным». Мечников рассматривал инфекционный процесс как сложный процесс взаимодействия между патогенным микроорганизмом и микроорганизмом. Также Мечников показал, что возникновение и течение инфекционного процесса в определенной степени зависит от внешней среды, а нервная система также играет определенную роль в защитных функциях организма. Мечников неоднократно встречал на своем научном пути противников. Например, на его фагоцитарную теорию обрушилась критика со стороны некоторых микробиологов и патологов (главным образом, А. Коха, К. Флюгге и т. д.). Он настойчиво и страстно отстаивал свою правоту около 25 лет, неоднократно доказывая несостоятельность аргументов противников. После долгих лет противостояния теория И. И. Мечникова получила широкое распространение и всеобщее признание, а И. И. Мечников был удостоен Нобелевской премии в 1908 г. Развитие его идей продолжалось в работах Н. Н. Аничкова, Ж. Фишера, Л. Ашофа и т. д. Помимо всего этого, И. И. Мечников провел большое количество исследований, касающихся частных вопросов медицины. Например, он изучал холеру, возвратный и брюшной тиф, сифилис, детские кишечные болезни, туберкулез. Вместе с Э. Ру И. И. Мечников произвел экспериментальное заражение обезьяны сифилисом. Это имело большое значение в развитии венерологии. Что же касается методов, которые использовал Мечников, то это сравнительно-биологический метод, стремление изучать и рассматривать явления органической природы в их связи, взаимо-обусловленности и в противоречивом развитии. Илья Ильич Мечников создал фундаментальную школу микробиологов и эпидемиологов как в самой России, так и за границей. К ученикам Мечникова можно отнести Л. А. Тарасевича, Г. Н. Габричевского, Н. Ф. Гамалея, А. М. Безредку, Д. К. Заболотного, а также первую женщину, ставшую профессором микробиологии, – П. В. Циклинскую и др. «Характерной чертой передовых русских врачей, особенно ярко проявившейся в области микробиологии и эпидемиологии, является героизм, самоотверженность, готовность жертвовать собой во имя науки». Так, И. И. Мечников принял холерную культуру для того, чтобы доказать специфичность вибриона в этиологии азиатской холеры. Свои взгляды на медицину, на биологию, на жизнь человека И. И. Мечников изложил в книгах «Этюды о природе человека» (1903 г.), «Этюды оптимизма» (1907 г.). Как и в ранних произведениях, здесь Мечников обосновал идею «ортобиоза» – «развития человека с целью достижения долгой и активной старости, приводящей к наслаждению жизнью и, так сказать, к естественной смерти». 4. Развитие гигиены в России Гигиена получила свое развитие в Росси практически одновременно с развитием ее в Германии. Вместе с Германией Россия явилась одной из первых стран, в которой были созданы самостоятельные кафедры гигиены. Создание этих кафедр было предусмотрено университетским уставом 1863 г. В 1865 г. Петербургская медико-хирургическая академия, а также медицинские факультеты Казанского и Киевского университетов приняли решение о создании кафедр гигиены в этих университетах. В 1871 г. в Киеве и Петербурге на этих кафедрах началось преподавание. Создание кафедр гигиены в университетах значительно повлияло на дальнейшее развитие гигиены как науки в России. Также этому способствовали следующие условия: бурное развитие промышленности (особенно в 90-х гг. XIX – начале XX вв.), увеличение населения, главным образом в городах, различные достижения в области естествознания. Последние давали возможность точно определить какие-либо гигиенические выражения, а также позволяли исследовать различными качественными и количественными методами естественные науки. Постоянно затрагивался вопрос об улучшении общественного быта в гигиеническом отношении, предупреждении различного рода заразных болезней. Особые черты развитию гигиены в России во второй половине XIX в. придавали общественные движения, поражение в Крымской войне, нарастание революционного подъема (особенно после поражения в Крымской войне), тяжелые санитарно-бытовые условия русского крестьянства. Вопросам гигиены в это время придавалось огромное значение, даже со стороны передовых представителей русской интеллигенции, которые никак не соприкасались с медицинской наукой (например, Д. И. Писарев). Русские гигиенисты были тесно связаны в своей работе с химиками, физиологами, а также другими представителями естествознания. Некоторые из гигиенистов тесно сотрудничали даже с различными лечащими врачами-клиницистами, а также с практическими санитарными работниками на местах, в городах, земствах. В 1882 г. В. В. Светловский писал, что «…гигиена как наука должна перестать заниматься изображением какой-то идеальной, нормальной жизни, которая ни для кого и нигде не существует, а обязана посвятить себя исследованию тех санитарных условий быта, которые существуют в реальности. Вопросы санитарные, как известно, тесно связаны с вопросами экономическими или, вообще говоря, с вопросами социальной науки». Новое понимание гигиены как науки, которое было отлично от западноевропейского понимания, создали крупнейшие гигиенисты второй половины XIX в.: Ф. Ф. Эрисман и А. П. Доброславин. При этом отечественная гигиена имела общественный характер. Ф. Ф. Эрисман Федор Федорович Эрисман (1842–1915) – один из крупнейших гигиенистов второй половины XIX в. Сам он швейцарец по происхождению. Он окончил медицинский факультет Цюрихского университета. После окончания университета Ф. Ф. Эрисман проходил специализацию у офтальмолога Ф. Горнера, после чего защитил диссертацию, которая носила название «Об эмболиях» преимущественно табачного и алкогольного происхождения. Ф. Ф. Эрисман увлекся революционно-демократическими идеями русских студенток, которые проходили обучение в Швейцарии (дело в том, что в России женщин на медицинские факультеты еще не допускали) и в 1869 г. приехал в Россию. Здесь первое время он работал в Петербурге окулистом. Проводил многочисленные исследования зрения у школьников, выявлял закономерности влияния школьных условий на развитие зрения детей. Результаты этих исследований были опубликованы в работе «Влияние школ на происхождение близорукости». Он предложил особую школьную парту, которая до настоящего времени широко известна как парта Эрисмана. Кроме этого, Ф. Ф. Эрисман проводил обследования жилищных условий ночлежных домов, квартир подвальных этажей. В 1871 г. вышли статьи «Ночлежные дома Вяземского», «О подвальных жилищах в Петербурге». В этих статьях Ф. Ф. Эрисман писал об антисанитарных условиях жизни, а также приводил факты вымогательства домовладельцев. Реакция на эти статьи оказалась довольно-таки удивительной – князь Вяземский был осужден. Однако Эрисман понимал, что ему не хватает подготовки в области гигиены. И тогда, он изучил методы гигиенических обследований у К. Фойта и М. Петтенкофера. В эти годы князь публикует множество статей по гигиене, а также различного рода пособия. В этих работах Ф. Ф. Эрисман четко определял ближайшую цель гигиены. Она заключалась в том, чтобы исследовать влияние на человека различных явлений природы, которые действуют на него непрерывно, а далее изучить влияние искусственной обстановки, в которой живет человек, а также найти такие средства, которые бы позволили смягчить действие всех неблагоприятных факторов на организм человека, которые действуют со стороны общества и природы. В 1879 г. Ф. Ф. Эрисман переезжает в Москву. Сначала он работал в санитарной организации Московского губернского земства, затем в Московской городской санитарной организации. С 1882 по 1896 гг. Ф. Ф. Эрисман был профессором гигиены в Московском университете на медицинском факультете. Ф. Ф. Эрисман, Е. М. Дементьев, А. В. Погожев проводили обширные санитарные обследования фабрик. Так, они провели санитарное обследование 1080 фабрик Московской губернии с количеством человек более 114 тыс. В этих исследованиях были изучены следующие показатели: 1) продолжительность рабочего дня; 2) заработная плата; 3) жилищные условия; 4) питание; 5) условия быта рабочих, а также их семей; 6) состав рабочих. В результате проверок Ф. Ф. Эрисман писал: «Плохое санитарное состояние, в котором находится фабричное население в настоящее время, не безусловно связано с промышленным трудом, а зависит лишь от тех неблагоприятных условий, в которые современная цивилизация поставила этот труд, вполне предоставляя его безграничной эксплуатации со стороны алчных и корыстных предпринимателей… Вовсе не промышленность сама по себе, как бы в силу закона природы, подрывает народное здоровье и обусловливает высокие цифры смертности, а во всем виноваты те невыгодные экономические условия, в которые поставлены рабочие современным способом производства». Обследование фабрик дало много материала, который занял в печатном виде 19 томов и обрисовывал положение рабочих в России. По этим материалам врачом Е. М. Дементьевым была написана книга «Фабрика, что она дает населению и что она у него берет». Все это имело огромное общественно-политическое значение. Например, сведения, полученные в процессе обследования фабрик Ф. Ф. Эрисманом, использовались в первых русских рабочих марксистских кружках в целях пропаганды. Ф. Ф. Эрисман писал о целях, задачах и сущности гигиены: «Пользу могут принести только мероприятия, улучшающие санитарные условия целых групп населения или всего народонаселения… Здоровье отдельной личности представляет собой лишь часть общественного здоровья… В природе человека не заключается никаких оснований к тому, чтобы признать болезнь человека неотвратимой роковой необходимостью… Человеческая смертность находится в теснейшей связи с несовершенством нашего жизненного строя». Кроме того, Эрисман указывал на то, что предложения комиссии по вопросу смертности в России, которая возглавлялась С. П. Боткиным, были не совсем полными. Он говорил: «Нищета – наиболее генеральное бедствие русского народа, и как ни важны те или иные санитарные влияния на здоровье нашего населения, но они весьма часто подавляются влиянием еще более мощного экономического фактора». Ф. Ф. Эрисман стоял на позициях тесной связи научной гигиены и практической санитарной деятельности. Он считал, что нельзя противопоставлять гигиену научную (экспериментальную) и гигиену общественную. Он говорил: «Лишите гигиену ее общественного характера и вы нанесете ей смертельный удар, превратите ее в труп, оживить который вам никоим образом не удастся. Заявите, что гигиена не есть наука об общественном здоровье и что она должна заниматься лишь разработкой частных вопросов в стенах лаборатории, – и перед вами останется призрак науки, ради которого и трудиться не стоит». Так, практика санитарного дела впоследствии подтвердила точку зрения Ф. Ф. Эрисмана. Знание для врача методов гигиенических исследований, безусловно, полезно и нужно, однако эти методы должны отталкиваться от самого объекта изучения гигиены как медицинской науки – живого человека. В 1896 г. в связи со студенческими беспорядками Ф. Ф. Эрисмана уволили из Московского университета, и он был вынужден уехать на родину в Швейцарию. Он все-таки продолжал издавать свои труды в России. Впоследствии на различных съездах и в печати Ф. Ф. Эрисман неоднократно подчеркивал преимущество русской общественной санитарии и общественных традиций русских врачей по сравнению с врачами других стран. Правильно заметил Н. А. Семашко, что «… многие из положений, которые он (Ф. Ф. Эрисман) отстаивал при жизни, не потеряли своего значения и в настоящее время». А. П. Доброславин Алексей Петрович Доброславин (1842–1889) – еще один крупный ученый в области гигиены. В 1865 г. он окончил Петербургскую медико-хирургическую академию. В 1869 г. Алексей Петрович Доброславин защитил докторскую диссертацию. После этого он изучал, как обстоят дела с гигиеной за рубежом в Париже и Мюнхене у М. Петенкофера у достаточно известных гигиенистов, таких, например, как М. Петтенкофер. А с 1870 г. и до конца своей жизни был профессором гигиены в Медико-хирургической (впоследствии она стала Военно-медицинской) академии. Он первым в России составил оригинальные учебники по гигиене. Эти учебники были основаны на экспериментальных исследованиях. Надо отметить такой фундаментальный труд, как «Гигиена, курс общественного здравоохранения» (1889 г.), а также «Курс военной гигиены с практическими упражнениями в оной» (1884 г.), «Очерк санитарной деятельности» (1874 г.), учебник «Военная гигиена» (1885 г.). Он был основателем и редактором журнала «Здоровье», а также одним из инициаторов организации «Русское общество охраны народного здоровья». А. П. Доброславин овладевал новыми методиками гигиенических исследований, широко применял их. Он правильно оценил положительные стороны экспериментальной гигиены. Исходя из естественно-научных предпосылок (кстати, современные гигиенисты Западной Европы исходили из тех же предпосылок), из успехов физиологии, физики, химии А. П. Доброславин предавал гигиене прежде всего общественный характер. Он говорил, что «гигиена дает свои советы и предписания общине, целым группам народонаселения. Таким образом, помощь, оказываемая гигиеной, имеет общественный характер. Нет возможности устранить болезнетворные влияния внешней среды, не действуя сразу на целое народонаселение». Нужно сказать, что А. П. Доброславин вел педагогическую деятельность. Однако, кроме педагогической деятельности, он сам организовывал исследования в области гигиены питания, школьной гигиены, коммунальной гигиены, военной. А. П. Доброславин много времени уделял вопросам охраны здоровья больших групп населения – малообеспеченных слоев населения, крестьянства. Он изучал продукты питания, которые составляли основную пищу для этих групп населения (кислая капуста, квас, грибы, каша из круп и т. д.). Доброславин проводил исследования по оздоровлению мест, которые населяют люди. Эти исследования заключались в обследовании водоснабжения, канализации и т. д. А. П. Доброславин неоднократно участвовал в противоэпидемических мероприятиях, усовершенствовал дезинфекционную аппаратуру. Нужно отметить, что А. П. Доброславин считал, что лечебная медицина должна быть разделена на гигиену. Однако это мнение было ошибочно. Даже существовало некоторое противостояние между взглядами А. П. Доброславина и Ф. Ф. Эрисмана. 5. Педиатрия Во второй половине XIX в. в России видным педиатром был Нил Федорович Филатов (1847–1903). Он был последователем Захарьина. Филатов закончил медицинский факультет Московского университета, а в 1876 г. защитил докторскую диссертацию, тема которой была «Об отношении бронхита к острой катаральной пневмонии». Надо отметить тонкую наблюдательность этого врача. Он был хорошим клиницистом, который описал ряд неизвестных до него болезней. За 25 лет он описал железистую лихорадку, скарлатинозную краснуху, скрытую форму малярии, также он изучал детские острые инфекции, такие как ветряная оспа, корь, скарлатина, дифтерия. Кроме всего этого, Н. Ф. Филатов был талантливым педагогом. Он написал ряд крупных руководств, касающихся заболеваний в детском возрасте. Широкое распространение получили следующие работы Филатова: «Клинические лекции» (1881–1902 гг.), «Лекции об острых инфекционных болезнях» (1885 г.), «Учебник детских болезней» (1893–1902 гг.), «Семиотика и диагностика детских болезней» (1890 г.). На этих учебных пособиях воспитывалось не одно поколение врачей. В книге, посвященной двухсотлетию медицинского факультета МГУ, отмечено, что «Н. Ф. Филатов является самым крупным в России представителем учения о детских болезнях, создателем русской педиатрической школы, обогатившим педиатрию оригинальными руководствами и многочисленными научными трудами». Среди учеников Н. Ф. Филатова особенную известность получили Г. Н. Сперанский, В. М. Молчанов. Также необходимо отметить Николая Петровича Гундобина (1860–1908). Он развивал идеи С. Ф. Хотовицкого. Н. П. Гундобин достаточно глубоко изучил возрастные особенности ребенка применительно к целям клиники детского возраста. Под руководством Гундобина в 1906 г. вышла книга «Особенности детского возраста. Основные факты к изучению детских болезней». 6. Патологическая анатомия в России Развитие патологической анатомии в России происходило непосредственно в связи с клиниками. Регулярно проводились вскрытия трупов умерших в госпиталях. Вскрытия в России начали проводить официально и регулярно еще в первой половине XVIII в. – это раньше, чем в других странах. В Московской медико-хирургической академии, Московском университете, Петербургской медико-хирургической академии преподавание патологической анатомии велось анатомами в курсе нормальной анатомии, а также клиницистами в курсах патологии и терапии. Надо отметить то, что русские врачи понимали большое значение патологической анатомии для клиники. И. В. Буяльский, И. Е. Дядьковский, Г. И. Сокольский, Н. И. Пирогов начали чтение специального курса лекций, которые были посвящены проблемам патологической анатомии. Чтение этих лекций происходило еще до создания специальных кафедр патологической анатомии. Первым профессором патологической анатомии в московском университете стал А. И. Полунин (1820–1888). В своих работах А. И. Полунин отмечал значение нервной системы в различных патологических процессах, которые происходят в организме. Полунин критиковал целлюлярную теорию Вирхова, гуморальное учение Рокитанского. Он считал, что для организма человека одинаково большое значение имеют и твердые части, и соки, а также был уверен, что изменения, которые происходят в чем-то одном (твердой части или соке), влекут за собой изменения в другом. После того как Полунин возвратился из поездки по Западной Европе в 1845 г., он отмечал, что в некоторых странах (например, в Германии) клинические врачи уделяли недостаточное внимание патологической анатомии. А. И. Полунин писал: «Учащиеся не имеют права присутствовать при вскрытиях всех умерших в Charite. Самые вскрытия производятся большей частью небрежно, поверхностно. Вообще нельзя не упрекнуть клинических преподавателей берлинских в неизвинительном небрежении к патологической анатомии». В Петербургской медико-хирургической академии в 1859 г. была организована самостоятельная кафедра патологической анатомии. В Петербурге видным патологоанатомом был М. М. Руднев (1837–1878). Микроскоп стал для студентов академии чуть ли не повседневным прибором исследования – это заслуга М. М. Руднева. Он неоднократно отмечал большое значение патологической анатомии для клинических дисциплин, а также говорил о том, что студентам необходимо привить практические навыки. М. М. Руднев придавал большое значение нервной системе в патологических процессах. Руднев пользовался экспериментальными методами в своих исследованиях, которые он проводил в различных областях патологической анатомии. Он, так же как и Полунин, критиковал учение Вирхова: «Неверно, что вся сущность болезненных расстройств приписывалась изменению клеточных элементов, ибо болезни могут состоять в изменении как плотных, так и жидких частей тела». 7. Значение земской медицины в России для развития медицинской науки В России в середине XIX в. глубокие социальные и экономические процессы стали причиной возникновения и развития во второй половине XIX в. земской медицины. Общественное и экономическое развитие страны привело к отмене крепостного права, это стимулировало развитие капиталистического способа производства. В результате того, что капиталистические отношения начали усиливаться, потребности городского и сельского населения возросли практически во всех сферах человеческой жизни, в том числе и в сфере медицинского обслуживания. Дело в том, что даже небольшой рост потребностей в медицинской помощи сельского населения не мог быть обеспечен теми формами, которые существовали в период до образования земской медицины. Ситуация требовала организации новых форм медицинской помощи сельскому населению. Земства приняли небольшое количество медицинских учреждений (в основном это были больницы в губернских и уездных городах) от Приказа общественного призрения. Когда были введены земства, медицинская деятельность не входила в их обязательную деятельность. На развитие реформы земской медицины повлияли эпидемии. Это вынудило земства приглашать врачей. Основные звенья земской медицины конца XIX в.: 1) сельская участковая больница; 2) уездный и губернский санитарный врач (бюро); 3) уездный и губернский съезд земских врачей. Земская медицина разработала оригинальную форму здравоохранения для сельского населения: сельский врачебный участок с бесплатной (в наиболее богатых губерниях) медицинской помощью и сеть приближенных к населению медико-санитарных учреждений (земские больницы, фельдшерские и акушерские пункты, амбулатории, санитарная организация и т. д.). Надо сказать, что с самого начала в основном молодые врачи шли на работу в земства. Это происходило под влиянием народнических идей – стремления служить народу. Именно в этот период и складывался тип земского врача в морально-общественном отношении. Образы земских врачей получили отражение в различных литературных произведениях (например, в сочинениях Антона Павловича Чехова, который хорошо, не понаслышке знал специфику и условия работы земских врачей), в воспоминаниях современников. Прогрессивные земские врачи занимались не только лечением больных крестьян, но также вели работу по улучшению условий жизни населения. Если сравнивать земскую медицину и предшествующую ей медицину Приказа общественного призрения, то можно совершенно определенно сказать, что земская медицина сыграла прогрессивную роль в развитии медицинского обеспечения жителей сельской местности. Медицинская помощь посредством земской медицины осуществлялась в 34 губерниях. Земская медицина – крупный шаг вперед, новое оригинальное явление не только в России, но и во всем мире. Такой способ организации здравоохранения сельского населения был единственным в истории примером организованной медицинской помощи в условиях капитализма сельским жителям. В 1939 г. гигиеническая комиссия Лиги Наций после проведенных исследований рекомендовала устроить в различных странах систему организации медицинской помощи сельским жителям. По описанию эта система чуть ли не дословно повторила основные черты российской земской медицины. Передовые гигиенисты всех капиталистических стран не могли к 1938 г. предложить в условиях капитализма ничего лучше, чем рекомендовать основные положения земской медицины. Так, в 1947 г. Н. А. Семашко писал: «Таким образом, участковый принцип, впервые примененный в нашей стране земской медициной еще в дореволюционное время, должен был получить международное признание». Более того, советское здравоохранение продолжило начинания земской медицины, улучшив применение этой формы организации здравоохранения. Ряд традиций прогрессивных земских врачей были взяты советскими врачами на вооружение. Помимо оказания медицинской лечебной и санитарной помощи населению, прогрессивные врачи земской медицины проводили ряд исследований, давали санитарные описания местностей, а также изучали заболеваемость населения. Земские врачи обследовали жизнь крестьян, их быт, труд. Кроме крестьян, земские врачи изучали и описывали жизнь, быт, условия труда кустарей, рабочих на фабриках, которые были расположены в сельской местности, сельскохозяйственных батраков в южных губерниях. Земская медицина оказала также влияние на развитие некоторых клинических дисциплин, например, таких как акушерство, хирургия. Прогрессивные ученые врачи неоднократно помогали земским врачам в улучшении знаний и специализации и т. д. Среди передовых врачей, помогавших земским медикам, можно назвать хирургов Н. В. Склифосовского, П. И. Дьяконова, акушера-гинеколога В. Ф. Снегирева и др. Они прислушивались к запросам земских врачей, отвечая на них. Большую роль в развитии медицинской науки сыграла земская санитарная статистика. Многочисленные работы земских санитарных статистов касались демографии, заболеваемости и физического развития населения, вопросов санитарного состояния отдельных местностей, условий труда фабрично-заводских и сельскохозяйственных рабочих, кустарей и т. д. Исследования заболеваемости и детской смертности имели очень важное значение. Кстати сказать, именно земская санитарная статистика первой начала изучать заболеваемость. Высокую оценку работам земских врачей (в частности, посвященным изучению сельскохозяйственного труда и статистическим исследованиям) дал В. И. Ленин. Земской медицине были присущи черты отечественной медицины – профилактическая, санитарно-гигиеническая направленность. Деятельность видных земских врачей характеризовала общественно-санитарную деятельность. В трудах многих представителей земской медицины были широко распространены передовые идеи профилактики. Но нужно сказать, что профилактика в понимании земской медицины отличалась от понятия профилактики в советском понимании. Земская медицина имела половинчатый характер. Многие земские врачи оставались мелкобуржуазными «культурниками», находясь под влиянием народнической идеологии. Необходимо обратиться к статье 3. П. Соловьева (он подробно охарактеризовал земскую медицину) «Пятидесятилетие земской медицины» (1914 г.). Здесь Соловьев указывал, что путь раз-вития земской медицины был нелегким, сопровождался многочисленными препонами, представлял собой «вечную войну в совершенно мирном деле», где «всюду каждый шаг вперед оплачен ценой долгих усилий, похожих на какую-то осаду», а также, что «зигзагами прокладывала себе дорогу земская медицина». Закончил свою статью 3. П. Соловьев следующими словами: «Здание земской медицины, в каждом камне которого чувствуется затраченная энергия его строителей – земских медицинских работников, стоит недостроенное и ждет настоящего хозяина, который завершит его достойным образом, пользуясь опытом строителя, привлекая все живые творческие силы». |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|