|
||||
|
ЛЕКЦИЯ № 7. Развитие медицины в России в первой половине XIX в 1. Общая историческая характеристика рассматриваемого периода Начнем рассмотрение исторического периода с сословий, имевшихся в России в начале XIX в. Сословие – это замкнутая группа людей с определенными правами и обязанностями, которые передаются по наследству. Так, были привилегированные и податные сословия. Привилегированные: дворянство и духовенство. Податные – купцы (I, II и III гильдии), казачество (около 1,5 млн чел.), мещане, крестьяне. В 1801 г. в ночь с 11 на 12 марта был убит император Павел I в результате заговора. Для широкой общественности причиной смерти императора стал апоплексический удар. На престол взошел Александр Павлович, или Александр I. С восхождением на престол Александра I ожидались многочисленные изменения. Его наставником в детстве был Ф. С. Лагарп – видный политический деятель из Швейцарии, который был по своим убеждениям либералом, противником рабства. Эти мысли он внушал своему воспитаннику. Кроме того, в юношеские годы Александр увлекался идеями таких просветителей, как Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Руссо. Таким образом, мысли о равенстве и свободе соседствовали у Александра с самодержавным правлением, и это отразилось на его реформах, все они носили, так сказать, половинчатый характер. Итак, 1801 г. – Негласный комитет. В этот комитет входили Н. Н. Новосильцев, П. А. Строганов, А. А. Чарторыйский, В. П. Кочубей. Негласный комитет обсуждал вопросы распространения просвещения, различного рода государственные преобразования, а также проблемы крепостничества. В 1802 г. коллегии, которые были созданы еще при Петре I, заменились министерствами. Во главе министерства стоял министр, который подчинялся непосредственно царю. В 1803 г. был издано новое положение, в котором говорилось об устройстве учебных заведений. Теперь было следующее разделение между школами: 1) приходские школы; 2) уездные училища; 3) гимназии; 4) университет. Кроме этого, были открыты новые университеты: Петербургский, Виленский, Дерптский, Харьковский. А уже в уставе от 1804 г. университеты получили право выбирать самостоятельно профессоров и ректора, а также решать свои университетские проблемы самостоятельно. В 1803 г. также был издан «Указ о вольных хлебопашцах». Суть его заключалась в том, что помещики теперь могли отпускать крестьян с землей за определенный выкуп. Необходимо упомянуть об изданном в 1804 г. новом «Цензурном уставе», который также носил либеральный характер. Июнь 1812 г. – начало Отечественной войны. Противником России была Франция во главе с Наполеоном. Нельзя не упомянуть об известном сражении при Бородино – Бородинском сражении. Русские одержали здесь политическую и моральную победу. Вот что Наполеон сказал об этом сражении: «Французы показали себя в нем (Бородинском сражении) достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Русская армия одержала победу в этой войне, и войско Наполеона было разгромлено. Надо упомянуть о заграничных походах русских 1813–1815 гг. Задачи: 1) вернуть на троны Европы дореволюционных монархов; 2) освободить Европу от Наполеона; 3) восстановить в Европе феодально-абсолютистские режимы; 4) обеспечить России европейскую гегемонию. Истоки декабризма: 1) война 1812 г.; 2) заграничные походы 1813–1815 гг.; 3) передовая литература; 4) противоречия российской действительности, т. е. противоречия между интересами национального развития и феодально-крепостническими порядками. Так, складываются четыре дворянских объединения, получившие названия «преддекабристские»: 1) «Орден русских рыцарей»; 2) «Священная артель»; 3) «Союз спасения»; 4) «Союз благоденствия». «Союз спасения» возник в 1816 г. Его основателями были Никита Муравьев, Иван Якушкин, Сергей Трубецкой. Главной целью было введение конституции и гражданских свобод. Тактика выступления: заговор с целью убийства царствующего монарха и замена его на престоле более сговорчивым правителем. «Союз благоденствия» основан в 1818 г. Включал в себя около 200 человек. В центре внимания были судьба крепостного крестьянина и рядового солдата. Большое значение предавалось гуманистическому воспитанию юношества. Для достижения своей цели члены организации должны были активно участвовать в общественной жизни, в деятельности легальных научных, литературных и просветительских обществ. Одной из целей было установление республики. Использовали тактику военной революции. В России установили два общества: февраль 1821 г. – крупное тайное «Южное общество». Возглавляя его П. И. Пестель, создатель «Русской правды». Осень 1822 г. – «Северное общество», возглавлял которое Н. М. Муравьев. Основным документом «Северного общества» была «Конституция». Рассмотрим основные отличия «Русской правды» от «Конституции». «Конституция»: 1) сохранение монархии; 2) ликвидация крепостного права; 3) переход к освобожденному крестьянину двух десятин земли на двор; 4) введение федеративного устройства и создание двухпалатного представительного органа; 5) ограничение власти монарха, расширение полномочий представительных органов. «Русская правда»: 1) провозглашение России единой и неделимой республикой с однопалатным парламентом (народным вече). Унитарное государство; 2) избирательное право с 18 лет (для лиц мужского пола); 3) государственной властью должна обладать Державная дума; 4) президент тот, кто находится в Думе последний год; 5) ликвидация сословий; 6) отмена крепостничества; 7) переход к освобожденным крестьянам половины всего земельного фонда (10–12 десятин). 14 декабря 1825 г. в 11:00 началось восстание декабристов («Северное общество»). 25 декабря 1825 г. (длилось вплоть до 3 января 1826 г.) – восстание на Юге – «Южное общество». Однако оба эти восстания были подавлены царскими войсками. В 19 ноября 1825 умер Александр I. На престол вступил Николай I, которому на тот момент было 19 лет. При Николае I: 1) усиление политического сыска; 2) ужесточение цензуры. 1826 г. – цензурный устав (включал в себя 230 статей); 3) реформы просвещения. 1828 г. – школьный устав. 1835 г. – новый университетский устав; 4) 1839 г. – денежная реформа (серебряный рубль); 5) крестьянская политика. Надо сказать, что вся внутренняя политика царизма при Николае I служила интересам дворян и крепостников. Обозначим основные направления внешней политики Николая I. 1) борьба с революционными движениями в Европе; 2) попытки разрешить восточный вопрос. Восточный вопрос – это международные отношения, связанные с разделом территории бывшей Османской империи (Турции). В 1820-1840-х гг. в России были два основных направления в общественном движении: 1) революционные; 2) либеральные. Наиболее ярким представителем либерального движения является П. Я. Чаадаев («Философское письмо»). Разночинцы – выходцы из разных сословий, получившие образование. Разночинцы рассчитывали на переворот силами армии с обязательным привлечением народа. Наиболее ярким представителем революционно-социалистического течения был А. И. Герцен. Герцен был создателем «русского социализма» (или «народничества»): 1) Россия может вступить в социализм, минуя капиталистическую стадию; 2) основа будущего социалистического строя в России – крестьянские общины; 3) необходимо свергнуть самодержавие, уничтожить крепостное право, раздать землю общинам. 16 октября 1853 г. – Турция объявила России войну. Причины Крымской войны: 1) стремление Турции отторгнуть от России Крым и Кавказ; 2) столкновение колониальных интересов России, Англии, Франции, Австрии на ближнем Востоке и Балканах. Характер войны грабительский, разбойнический, захватнический. В 1856 г. был заключен Парижский мирный договор – итог Крымской войны. Условия Парижского мира: 1) Россия теряла устье Дуная и Южную Бессарабию; 2) возвращение Турции Каре и получение Севастополя, Евпатории; 3) России запрещалось иметь военный флот на Черном море. Итоги Крымской войны: 1) война послужила толчком к развалу самодержавия и отмене крепостного права; 2) война нанесла сокрушительный удар всей внешнеполитической системе царизма. 2. Общественно-политическая обстановка В первой половине XIX в. медицина в России развивалась на фоне разложения феодально-крепостнического строя и формирования капиталистических отношений. При этом происходило закрепление политических и экономических привилегий дворянства, а также усиление неограниченной власти и произвол помещиков над крестьянами. Государство, способствуя развитию промышленности и торговли, допускало ряд уступок и поблажек нарождающейся буржуазии. Надо сказать, что на заводах и фабриках за первую половину XIX в. число рабочих увеличилось в несколько раз. Часть населения переселилась из деревень в города, бросая земледелие. Однако, даже несмотря на то что происходил рост промышленности, Россия по-прежнему оставалось аграрной страной. Вследствие разложения феодально-крепостнического строя, нарастания крестьянских движений в России происходило формирование антикрепостнической идеологии – это отвечало интересам капиталистического развития страны. В борьбе с господствующим феодально-религиозным мировоззрением рождались материалистические взгляды. Знакомство передовых русских людей с материалистическими и революционными течениями западноевропейской и отечественной мысли, а также война 1812 г. давали почву для развития прогрессивных философских, социологических и естественно-научных взглядов в России. 3. Декабристы и их требования в области медицины Прогрессивные, передовые люди русского общества противостояли реакционной идеологии самодержавно-крепостнического строя России. Наиболее решительную борьбу с ней вели декабристы. Декабристы выдвигали как экономические и общеполитические требования, так и требования в области медицины и здравоохранения. Если обратить к «Русской правде» Пестеля, то в заключительной ее главе содержатся планы и программы организации медицинской помощи в стране. Так, декабристы говорили о том, что в каждой из волостей необходимо устраивать приют для детей, а также родильный дом. Кроме того, в планы декабристов входило сделать лечебную помощь после переворота общедоступной. Все в той же «Русской правде» Пестеля был поставлен вопрос об обеспечении инвалидов. Он говорил о том, что это должно стать обязанностью государства. 4. Развитие анатомии и хирургии в России в первой половине XIX в Обозначим основные проблемы хирургии первой половины XIX в.: 1) неприменение антисептики; 2) незнание хирургами анатомии; 3) неприменение наркоза. В это время наиболее передовые хирурги признавали, что необходимо очень точно знать анатомию человека для того, чтобы преподавать оперативные вмешательства. Надо сказать, что в России не было так называемого цехового деления медицинских работников. Одновременно с этим в странах Западной Европы такое деление имелось. И. Ф. Буш (1771–1843) – хирург из Санкт-Петербурга был автором первого оригинального русского учебника по хирургии. И. Ф. Буш четко характеризовал отношение русских врачей к хирургии: «Русские врачи никогда не входили в тщетные и врачебной науке вредные прения иностранных врачей об отделении хирургии от медицины». Если обратиться к Западной Европе, то даже в первой половине XIX в. хирургия носила отпечаток средневековых традиций, как бы ремесленной подготовки хирургов. Многие, кто считались хирургами, не знали анатомии. Теперь рассмотрим связь анатомии и хирургии в России. Уже в конце XVIII и первой половине XIX вв. хирургия в России развивалась в тесной связи с анатомией. Разобщение хирургии и анатомии произошло в середине XIX в. Хирургические вмешательства в этот период развития медицинской науки в России были не слишком распространенными. Они ограничивались наружными частями и конечностями человеческого тела. В больницах создавались различные отделения: наряду с отделениями «для внутренних болезней» – это терапевтические отделения, создавались отделения «для наружных болезней» – это для больных с хирургическими заболеваниями. Обозначим некоторых наиболее известных и выдающихся анатомов и хирургов первой половины XIX в.: И. Ф. Буш (1771–1843), Е. О. Мухин (1766–1850), П. А. Загорский (1764–1846), И. В. Буяльский (1789–1866), Н. И. Пирогов (1810–1881 гг.). Все эти талантливые анатомы и хирурги неоднократно подчеркивали в своих атласах, учебниках и различных других сочинениях, что хирургам необходимо хорошо знать анатомию. Н. И. Пирогов Николай Иванович Пирогов (1810–1881) – один из крупнейших представителей отечественной медицины XIX в. В своей монографии, посвященной Пирогову, А. Н. Хозанов характеризует Николая Ивановича Пирогова как «гениального анатома, физиолога, врача-клинициста, основоположника военной медицины и общественного деятеля, обусловившего коренной перелом в научной медицине вообще и хирургии особенно». Надо сказать, что в ряде городов в честь Пирогова названы улицы, некоторые учреждения и т. д. Более того, на значках членов Академии медицинских наук изображен Пирогов, хотя он не имел никакого отношения к организации и работе Академии. Будучи молодым ученым, Пирогов уже получил некоторую известность благодаря своим достижениям в области анатомии. Он окончил медицинский факультет Московского университета. Среди учителей Пирогова следует отметить профессора анатомии и хирургии Ю. X. Лодара и профессора Дерптского университета И. Ф. Майера (1786–1858). После этого он продолжил свое обучение в Тартуском профессорском университете. Там же, в 1832 г., он защитил докторскую диссертацию. Тема его работы: «Является ли перевязка брюшной аорты при аневризме паховой области легко выполнимым и безопасным вмешательством». Стоит отметить то, что рисунки сосудов и препараты, выполненные Николаем Ивановичем, были настолько профессиональными, точными и ценными, что их приобрел Тартуский университет для своего музея. После окончания профессорского университета, в начале 1833 г., Пирогова направили в Германию, для усовершенствования. Пирогов работал у таких известных тогда хирургов, как Ф. Шлемм, Б. Лангенбек. О своей работе в Германии Пирогов сказал: «Я застал…практическую медицину совершенно изолированной от главных реальных ее основ: анатомии и физиологии. Было так, что анатомия и физиология – сами по себе. И сама хирургия – ничего общего с анатомией». По возвращении из-за границы по предложению Майера, который подал в отставку, Пирогова избрали экстраординарным профессором Тартуского университета. Дело в том, что Николаю Ивановичу было тогда всего лишь 26 лет, поэтому его не могли избрать ординарным профессором, но уже через год он стал им. За время работы в Тарту Пирогов написал около 10 крупных научных работ. Более 8 лет он изучал анатомию фасций, артерий применительно к возможностям хирургических операций (по сути, заложил основы оперативной хирургии и топографической анатомии). Так, работа 1837 г., которая называется «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций», поставила Пирогова в ряд лучших анатомов мира. Он неоднократно подчеркивал связь анатомии и хирургии, роль анатомии в практической деятельности хирурга. Николай Иванович писал, что только «в руках практического врача анатомия может быть полезной для слушателей». Пирогов призывал врачей к тому, чтобы они не скрывали своих ошибок, и в «Анналах хирургического отделения клиники Императорского Дерптского университета» (1839 г.) писал: «Я считаю священной обязанностью добросовестного преподавателя немедленно обнародовать свои ошибки и их последствия для предостережения и назидания других, еще менее опытных, от подобных заблуждений». В 1840 г. И. Ф. Буш ушел в отставку, а Пирогова пригласили на кафедру в Медико-хирургическую академию Санкт-Петербурга. Тогда Пирогов предложил создать кафедру госпитальной хирургии для того, чтобы связь практической деятельности и достижений науки становилась прочнее, чтобы студенты «…наблюдать природу не глазами и ушами своего учителя, но собственными». Так, в дополнение к факультетским клиникам начали создавать госпитальные. В Санкт-Петербурге Пирогов выехал в 1841 г. – начался качественно новый и наиболее продуктивный этап деятельности Николая Ивановича. Именно в этот период он создал достаточно известную «ледяную анатомию». В 1843–1844 гг. Пирогов применил метод замораживания трупов и тончайших распилов их частей и органов, которые сохраняют топографию органов живого человека. Об этом методе Николай Иванович Пирогов написал в работе «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела. Анатомия описательно топографическая и хирургическая» в атласе с подробным пояснительным текстом. По поводу «ледяной анатомии» хирург В. И. Разумовский писал: «В результате многолетних неусыпных трудов – бессмертный памятник, не имеющий себе равного… Этот труд обессмертил имя Н. И. Пирогова и доказал, что русская научная медицина имеет право на уважение всего образованного мира». Пирогов улучшил методы преподавания и исследования анатомии, ввел принципы послойного препарирования при изучении артерий и фасций, различных анатомических областей. Этим Н. И. Пирогов радикально изменил представление о хирургической анатомии. Надо сказать, что Пирогов был хирургом-экспериментатором: многие хирургические операции, такие, например, как наркоз, перерезка ахиллова сухожилия и иные, он делал с широким применением эксперимента. В 1851 г. он разработал способы «костнопластического удаления костей голени при вылущении стопы и резекции сустава. Следует отметить предложение Н. И. Пирогова о природе гнойных воспалений (пиемии). Эти гнойные воспаления были своего рода бичом акушерских, хирургических и других больниц. Николай Иванович говорил, что воспалительные заболевания вызываются «пассивным агрегатом химически действующих частей», т. е. органическим началом, «способным развиваться и размножаться». Так, можно сказать, что Пирогов подошел вплотную к объяснению причин гнойных поражений, еще до наступления эры развития бактериологии. Все это привело к тому, что больных с гнойными поражениями изолировали, а также специально для них устраивались палаты или даже отделения. Персонал должен был очень строго соблюдать санитарно-гигиенические нормы. Во время Крымской войны Н. И. Пирогов поехал на фронт, там он и собрал много уникального материала, который лег в основу еще одного классического труда Пирогова «Начала общей военно-полевой хирургии, взятые из наблюдений военно-госпитальной практики и воспоминаний» (1865–1866 гг.). Позже Пирогов продолжал свои наблюдения и «принципы организации хирургической помощи» во время войн. Например, он работал инспектором в 1877 г. во время Турецко-болгарской войны. Нельзя не вспомнить выражение Пирогова: «Война – это травматическая эпидемия. Свойства ран, смертность и успех лечения зависят преимущественно от различных свойств оружия». Это высказывание из краткой работы по опыту войны в Болгарии – «Военно-врачебное дело и частная помощь на театре войны в Болгарии». Приведем основные новаторские идеи Н. И. Пирогова как военного врача-хирурга. 1. Пирогов был против «спешных проводимых операций, ратовал, таким образом, за сберегательную тактику по отношению к раненым и больным». Призывал отказываться от ранней ампутации при огнестрельных ранениях конечности, сопровождающихся повреждением кости. Он был сторонником и рекомендовал всем так называемую сберегательную хирургию. 2. Большое значение Николай Иванович Пирогов придавал правильной иммобилизации больных при переломах. Надо сказать, что он был одним из первых, кто ввел в широкую практику гипсовые повязки. Также использовались и крахмальные повязки. 3. Особое внимание уделялось «…хорошо организованной сортировке на перевязочных пунктах и военно-временных госпиталях…». 4. Пирогов был новатором и в использовании обезболивания. Он одним из первых в Европе применил эфирный наркоз (эфирная повязка) в условиях военных действий у села Салты при оказании помощи раненым. Так, хлороформное, эфирное, а также другие виды обезболивания прочно укоренились в медицинской практике. 5. Нельзя не сказать о взглядах Пирогова на гигиену, на профилактику различных заболеваний. Вот что он говорил: «Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной. Эта наука, идя рука об руку с государственной, принесет несомненную пользу человечеству». Николай Иванович Пирогов, будучи помимо первоклассным хирургом, был отличным организатором и новатором в области медицины и здравоохранения. 1. Обратимся к работе Н. И. Пирогова «Основные начала военно-полевой хирургии». Здесь мы встречаем следующие слова: «Не медицина, а администрация играет главную роль в деле помощи раненым и больным на театре войны». 2. Следует сказать, что Н. И. Пирогов ценил помощь добровольцев в госпиталях и на поле боя. Например, во время Крымской войны Николай Иванович Пирогов организовал перевязочный пункт прямо «под огнем противника». В этом пункте самоотверженно трудились сестры милосердия Крестовоздвиженской общины Красного Креста. Надо сказать, что в общем под руководством Пирогова в Крымской войне трудились 120 сестер. Все они были грамотно разделены Н. И. Пироговым на различные группы: дежурные сестры, сестры-хозяйки, перевязочные, транспортные, аптечные и т. д. Нужно отметить то, что Н. И. Пирогов был хорошим педагогом. Он предъявлял к себе как к педагогу высокие требования. В изложении какого-либо курса Пирогов стремился к большой наглядности: применялись различного рода демонстрации на лекциях, внедрялись новые методы в преподавании хирургии и анатомии. Надо сказать также, что Н. И. Пирогов ввел клинические обходы. Поражение в Крымской войне, интриги в Медико-хирургической академии и другие факторы повлияли на Пирогова, и он в 46 лет принял решение уйти из академии и принял предложение стать попечителем учебных округов в Одессе. После этого он стал попечителем учебных округов в Киеве. Характер Николая Ивановича Пирогова, его взгляды на образование, а также новая вспышка реакции после выстрела Д. Каракозова в Александра II – все это повлияло на то, что правительство отстранило Пирогова от всех занимаемых им постов, после чего он переехал жить в свое имение Вишня, которое находилось рядом с Винницей. Там Н. И. Пирогов оказывал медицинскую помощь местному населению, а также писал воспоминания. Стоит упомянуть о знаменитом «Дневнике старого врача», как говорил Пирогов, этот дневник, «писанный исключительно для самого себя, но не без задней мысли, что, может быть, когда-нибудь прочтет и кто другой». Полно и ярко сказал о Пирогове И. П. Павлов: «Ясными глазами гениального человека, на самых первых порах, при первом прикосновении к своей специальности – хирургии – он открыл естественно-научные основы этой науки: нормальную и патологическую анатомию и физиологический опыт и в короткое время настолько на этой почве установился, что сделался творцом в своей области. Почти только лишь выйдя из юношеского возраста, он, оказавшись за границей, не только не изобразил из себя робкого ученика, но смотрел на иностранных учителей как строгий критик и взял от них только то, что действительно представляло ценность». Умер Николай Иванович Пирогов в 1881 г. Он сыграл одну из главных ролей в развитии медицинской науки в России. После его смерти в его память было учреждено Всероссийское научное общество. Имение Н. И. Пирогова Вишня было переименовано в Пирогово, а дом стал музеем Н. И. Пирогова. Рядом с музеем Пирогова находится склеп, где лежит забальзамированное тело великого русского ученого-медика. С.Ф. Хотовицкий Степан Фомич Хотовицкий – врач, один из тех, кто заложил основы педиатрии в России. С. Ф. Хотовицкий закончил Медико-хирургическую академию в Петербурге в 1817 г. С 1822 г. он стал преподавать там судебную медицину, а также акушерство и т. д. В 1830 г. С. Ф. Хотовицкий стал профессором, а уже в 1832 г. – заведующим кафедрой акушерства, женских и детских болезней. Хотовицкий был первым, кто читал полный курс лекций по детским болезням (1836 г.). В 1847 г. был опубликован фундаментальный труд С. Ф. Хотовицкого, который был первым руководством по педиатрии в России и назывался он «Педиятрика». Вот еще ряд работ Хотовицкого: «О сибирской язве» (1831 г.), «О холере» (1832 г.), а также «Врачебно-народного наставления для духовных училищ» (1844 г.). М. Я. Мудров Матвей Яковлевич Мудров (1776–1831 гг.) – декан медицинского факультета Московского университета. Один из самых выдающихся терапевтов того времени. Педагогические и научные взгляды Мудрова базировались на характерной для русской медицины демократической традиции, учении о целостности и индивидуальности организма больного, идеях нервизма и высокогуманных принципах подхода к страдающим. Матвей Яковлевич Мудров неоднократно высказывал свои общественные и научные воззрения на торжественных заседаниях Московского университета. Наверное, самые полные представления о его взглядах дает речь «Слово о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных» (1820 г.). В этой речи (а также и в других работах Мудрова) была изложена программа подхода к профилактике здоровых, к лечению больных, выдвинут ряд положений, ставших афоризмами. 1. «Не должно лечить и самой болезни, для которой части и названия не находим, не должно лечить и причину болезни, которая часто ни нам, ни больному, ни окружающим его неизвестны, а должно лечить самого больного, его состав, его орган, его силы». 2. «Одна и та же болезнь, но у двух разных больных требует весьма разного подхода». 3. «…Начав с любви к ближнему, я должен бы внушить себе все прочие, проистекающее из одной врачебной добродетельности, а именно: услужливость, готовность к помощи во всякое время, и днем, и ночью; приветливость, привлекающую к себе робких и смелых; милосердие к чужестранным и бедным, бескорыстие снисхождения к погрешностям больных; кроткую строгость к их непослушанию; вежливую важность к высшим; разговор только о нужном и полезном; скромность и стыдливость во всяком случае; умеренность в пище; ненарушимые спокойствия лица и духа при опасностях больного; веселость без смеха и шуток при случайных семейных беспорядках; обуздание языку в состязаниях по какому то поводу ни было; радушное принятие доброго совета, от кого бы он ни шел, убедительное отклонение вредных предложений и советов, удаление от суеверия; целомудрие…словом, мудрость. Медицину должно соединить с мудростью, ибо, по словам Гиппократа, врач, любящий мудрость, подобен отцу». 4. Врач должен «…хорошо руководить больным ради здоровья, заботиться о здоровом ради того, чтобы он не болел, заботиться о здоровых и ради благополучия поведения». 5. «Взять на свои руки людей здоровых, предохранить их от болезней наследственных или угрожающих, предоставлять им надлежащий образ жизни, есть честно и для врача покойно. И то легче предохранить от болезней, нежели их лечить…». Мудров неоднократно подчеркивал значение влияния психики, которую он связывал с деятельностью мозга, требовал «исследовать действия душевные, зависящие от мозга, состояния ума, тоску, сон». |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|