• 1. Общая характеристика исторического периода
  • 2. Основные черты экономики и культуры России XVIII в
  • 3. Развитие медицины в начале XVIII в. Медицинский факультет Московского университета
  • 4. Госпитальные школы
  • 5. Доктора медицины в России. Управление медицинскими учреждениями. Открытие Академии наук и всяческих искусств
  • 6. Водолечебницы. Производство медицинского оборудования в XVIII в
  • ЛЕКЦИЯ № 6. Медицина в российской империи XVIII в

    1. Общая характеристика исторического периода

    XVIII в. начинается войной, которая получила название Северная война. Она длилась с 1700 по 1721 гг. В это время в России правил Петр I. Необходимо напомнить, что Петр вступил на престол в десятилетнем возрасте, в 1682 г. Фактически же государством управляла старшая сестра Петра – Софья. Однако, попытавшись совершить переворот в 1689 г. с целью захвата российского престола, Софья потерпела неудачу. Она была отстранена от власти и заточена в Новодевичий монастырь. Государством стал полноценно управлять Петр I. 16 мая 1703 г. по распоряжению Петра Великого в устье Невы на одном из островов начали строительство деревянной крепости (позднее ее заменили на каменную), которая получила название Петропавловской. По сути, это было началом строительства нового города – Санкт-Петербурга.

    Северная война закончилась заключением Ништадтского мира, после чего Петр I был провозглашен императором. Россия стала империей. Петр проводил большое количество реформ – начиная от реформ государственного управления и заканчивая отношениями между церковью и государством. В 1722 г. был опубликован «Табель о рангах». Это был один из важнейших документов, поскольку он определял систему чинов, а также порядок продвижения на государственной службе, как военной, так и гражданской.

    Эпоха Петра I была насыщена различными преобразованиями и нововведениями. В этот период Россия значительно усилилась, укрепилась, место России в международных делах значительно повысилось. Благодаря созданию регулярной армии и флота, а также проведению активной внешней политики разрешилась одна из важнейших исторических задач России – она утвердилась на берегах Балтийского моря. Практически ни одна внешнеполитическая проблема в Европе не решалась без участия России. После смерти Петра I в 1725 г. и вплоть до 1762 г. в Российской империи происходили дворцовые перевороты, очень быстро сменялись императоры. Вслед за Петром на престол взошла Екатерина Алексеевна (годы правления: 1725–1727), при помощи ближайшего сподвижника Петра – А. Д. Меншикова. После Екатерины Алексеевны императором стал Петр II, который управлял Российской империей с 1727 по 1730 гг. Надо заметить, что распущенный и своевольный Петр II практически не интересовался государственными делами. После Петра II на престол взошла Анна Иоанновна, которая правила 10 лет (с 1730 по 1740 гг.). Анна Ивановна была женой герцога Курляндии, но тот спустя некоторое время скончался, и герцогиня осталась вдовой. Во время правления Анны Иоанновны Россию наводнили курляндские немцы, во всех звеньях государственного аппарата им отдавалось предпочтение. После Анны Иоанновны престол перешел к Елизавете Петровне (конец 1741 г.). Она царствовала 20 лет, вплоть до 1761 г. Надо сказать, что верховная власть в этот период обрела некоторую устойчивость. Во время правления Елизаветы Петровны в 1756 г. началась война с Пруссией, которая получила название «Семилетняя война». Отметим причины этой войны:

    1) соперничество Австрии и Пруссии за гегемонию в Германии;

    2) борьба Франции и Англии за господство над колониями.

    У России были свои цели, ради которых она участвовала в этой войне:

    1) захват прибалтийский земель;

    2) противодействие растущей агрессии Пруссии.

    В 1763 г. Семилетняя война закончилась. В 1761 г. на престол взошел Петр III – внук Петра I. Однако он царствовал всего лишь полгода, после чего был смещен своей женой Екатериной Алексеевной. Так, с 1762 по 1796 гг. Российской империей управляла Екатерина П. В период правления Екатерины II прошла крестьянская война – с 1771 по 1775 гг.

    Причины восстания:

    1) тяжелые условия труда и жизни рабочих людей;

    2) усиление личной зависимости крестьян;

    3) недовольство яицкого казачества;

    4) назревшая социально-психологическая атмосфера.

    Территориями восстания были Поволжье, Урал, Оренбургский край. Состав крестьянского восстания: казаки, крестьяне, купцы, башкиры. Теперь необходимо отметить причины поражения:

    1) сила государственного механизма (организованность государственного механизма);

    2) слабая организация восставших;

    3) плохое вооружение восставших;

    4) разбойный характер и жестокость восставших;

    5) отсутствие четкого представления о своих целях и конструктивной программы восстания.

    Историческое значение крестьянской войны:

    1) Яик переименован в Урал;

    2) реформирование системы управления государством;

    3) уничтожение казачьей автономии.

    В период правления Екатерины Алексеевны прошли еще две русско-турецкие войны. Первая – с 1768–1777 гг., вторая – 1787–1791 гг. После смерти Екатерины II, в ноябре 1796 г., на престол вступил ее сын – Павел Петрович.

    Образование, наука и общественная мысль России в XVI–XVIII в.

    В XVIII в. Россия переживала духовный подъем, суть которого заключалась в следующем: переход от преимущественно традиционной, относительно замкнутой и церковной культуры, к культуре светской и европейской со все более вычленяемым личностным началом. Просветители того времени: Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин, С. Е. Десницкий, Д. С. Аничков, А. Н. Радищев и т. д. Обратим внимание на систему образования в России XVIII в. Была создана государственная система общеобразовательной средней школы, заново родилось высшее образование, развивалось профессиональное обучение и сословные учебные заведения.

    Однако достаточно большая часть население, особенно крепостные, не получали доступа к образованию. В 1725 г. была организована Академия наук и всяческих искусств. 1755 г. – открытие Московского Университета, 1783 г. – основана Российская Академия, изучающая русский язык и литературу. Члены академии: Г. Д. Державин, Д. И. Фонвизин, М. М. Щербатов, Е. Р. Дашкова, М. В. Ломоносов и т. д.

    2. Основные черты экономики и культуры России XVIII в

    Надо сказать, что в XVIII в. развитие феодального общества в России вступило в новую стадию. Эта стадия подразумевала под собой укрепление российского централизованного государства, рост товарного производства, а также одновременно с этим господство крепостничества.

    Реформы Петра I, которые проводились непосредственно в интересах торговцев и помещиков, имели существенное влияние на развитие национальной культуры и производственных сил. По мере развития Российского государства постоянно накапливались какие-либо количественные изменения, которые должны были перейти в качественные. Это произошло именно во время царствования Петра.

    Превращение количественных изменений в качественные совершается посредством скачков. По сути, при Петре I процесс становления новой культуры, который начался еще в предыдущую эпоху, имел свое продолжение.

    Экономическое развитие России в XVIII в. сопровождалось подъемом русской науки, искусства, культуры. Происходило формирование общественно-политической и философской мысли, и это формирование тесно соприкасалось с развитием в стране торговли, промышленности, а также с ростом русской национальной культуры (и это очень важно!), возникновением и дальнейшим развитием искусства, литературы, естествознания.

    Целью передовых мыслителей России XVIII в. было:

    1) привлечение внимание к изучению естествознания, для того чтобы грамотно использовать природные ресурсы России для прогрессивного экономического ее развития;

    2) отделение науки от церкви.

    Так прогрессивные русские мыслители XVIII в. сделали большой шаг от «религиозной идеологии к светскому знанию».

    Обратимся к Петербургской академии наук, которая была открыта в 1725 г. Сюда пригласили ученых-иностранцев. Так, первые академики опубликовывали работы по различным медицинским вопросам. Например:

    1) Г. Дювернуа и И. Вейтбрехт опубликовали ряд работ по анатомии;

    2) Даниил Бернулли – «Сочинения о движении мышц», о зрительном нерве;

    3) Леонард Эйлер опубликовал несколько работ по гемодинамике.

    3. Развитие медицины в начале XVIII в. Медицинский факультет Московского университета

    Для начала необходимо заметить, что к XVIII в. Россия перешагнула через так называемый период отсталости, который был вызван монголо-татарским игом. Крепостное право, которое сковало значительную часть населения страны, было преградой на пути развития страны, экономики России, науки, промышленности. Однако, если рассматривать отдельные направления, Россия находилась на одном уровне с цивилизованными странами и даже начинала обгонять их. Только в XVIII в., а именно в 1755 г., в России был открыт первый университет. Это было сделано во многом благодаря русскому ученому М. В. Ломоносову, а также человеку, поддерживающему его, – И. И. Шувалову (кстати сказать, Шувалов был фаворитом царицы Елизаветы).

    М. В. Ломоносов в 1748 г. писал в проекте регламента университета при Петербургской академии: «Думаю, что в университете неотменно должно быть трем факультетам: юридическому, медицинскому и философскому (богословский оставляется синодальным училищам)». В XVIII в. и в первой трети XIX в. такие исследователи, как С. Н. Затравкин и А. М. Сточик, опубликовали две монографии, касавшиеся медицинского факультета Московского университета. Было общепризнано, что медицинский факультет был открыт в 1764 г. Но Сточик и Затравкин представили документы, в которых говорилось о том, что факультет начал функционировать с 13 августа 1758 г. Тогда в университет пригласили профессора И. X. Керштенса из Лейпцигского университета. Керштенс начал вести занятия, читать лекции, даже был назначен «дуайеном» (т. е. деканом) медицинского факультета. Вот отрывок из документов Российского государственного архива: «Императорский Московский университет во известие:… медицинский факультет снабжен призванным из славного Лейпцигского университета с большой медицины и с большой философии доктором Иоганом Христианом Керштенсом в профессоры химии, фармакологии и минералогии, которому вследствие этого, в силу университетских учреждений в медицинской науке поручено и он в ту порученную должность вступления учинит, по окончании настоящих каникулярных дней сего августа тринадцатого дня в десять часу по полуночи, и будет говорить речь на латинском языке, в которой доказывать станет, что химия есть первое и лучшее средство к совершенствованию врачебной науки».

    С самого начала факультет давал общее образование не только будущим врачам, но впоследствии среди его студентов начали появляться те, кто посвятил всю свою жизнь медицине. Со временем, кроме Керштенса, на медицинском факультете стали работать профессор Эразмус, прозектор (проректор) Керестури, а также отечественные профессора, которые вернулись из-за границы – П. Д. Вениаминов, С. Я. Зыбелин. С 1768 г. лекции стали читать на русском языке. Таким образом, в России начала формироваться база для подготовки врачей-специалистов. Медицинский университет давал качественное общее образование будущим врачам, однако, не обеспечивал их практической подготовки (это произойдет значительно позже). Практические навыки будущие врачи получали в госпитальных школах. Здесь обучение проходило непосредственно около постели больных, в госпиталях.

    4. Госпитальные школы

    Госпитали и госпитальные школы появились в России в конце XVII – начале XVIII вв. в эпоху Петра I. Он был великим преобразователем Российского государства, не оставлял без внимания также и медицину. Так, в своих зарубежных поездках, помимо корабельного дела, он интересовался медициной. Например, Петр приобрел у известного анатома Рьюиша за большие деньги коллекцию «уродов», которая впоследствии стала основой знаменитой Кунсткамеры (надо сказать, экспонаты той коллекции сохранились до наших дней).

    Петр понимал, что здравоохранение в России находится на очень низкой ступени развития (высокая детская смертность, эпидемии, нехватка врачей). Поэтому он начал строительство морских и сухопутных госпиталей, а при них – госпитальных школ, где обучали лекарей. Организация строительства была поручена Николаю Бидлоо.

    Так, первый госпиталь был открыт в Москве 21 ноября 1707 г. Это был сухопутный госпиталь, также при нем была открыта госпитальная школа, которая была рассчитана на 50 учащихся. Далее госпитали и госпитальные школы при них открывались в Петербурге, Ревеле, Кронштадте, Киеве, Екатеринбурге и т. д. Надо сказать, что госпитальные школы открывались даже в таких малоизвестных городах, как Колуваново, Елизаветград. Там они были рассчитаны 150–160 человек.

    В госпитальных школах был достаточно высокий уровень преподавания, высокое качество учебных программ. Такой системы в медицинском образовании не было ни в одной стране Европы. В госпиталях специально оборудовались комнаты для клинических занятий, преподавания анатомии, основ акушерства. Преподавание анатомии обязательно включало в себя вскрытия.

    Деятельность госпитальных школ подчинялась общим правилам и указаниям. В 1735 г. был издан специальный «Генеральный регламент о госпиталях». В него включались сроки учебных программ по медицинским дисциплинам (5–7 лет), а также по латинскому языку и философии, правила обучения и т. д. В этом регламенте отчетливо виден передовой характер госпиталей. Были разрешены вскрытия умерших.

    В финале обучения в госпитальной школе учащиеся сдавали экзамен, который включал в себя теоретические знания, клинические знания, а также то, что сегодня называется практическими навыками. Надо сказать, что в число практических навыков входило производство 3–4 операций на трупе.

    После Н. Бидлоо, который руководил обучением в госпитальных школах, его дело продолжили М. И. Шеин, П. 3. Кондоиди (1710–1760).

    По распоряжению Павла Захаровича Кондоиди стали вестись прообразы истории болезни – «скорбные листы», которые заводились на каждого больного. В госпиталях были организованы медицинские библиотеки.

    Надо отметить то, что во главе госпиталя (в соответствии с инструкциями медицинской канцелярии – органом управления здравоохранением страны) стоял врач. В госпиталях было обязательно патолого-анатомическое исследование – вскрытие трупов.

    В 1786 г. госпитальные школы реорганизовались в медико-хирургические училища. Эти училища открыли путь к образованию соответствующих медико-хирургических академий.

    5. Доктора медицины в России. Управление медицинскими учреждениями. Открытие Академии наук и всяческих искусств

    Надо сказать, что Петр I приглашал в Россию много иностранных врачей, в том числе и для работы в госпиталях и госпитальных школах. Иностранцев было большинство среди врачей и преподавателей, и они вели борьбу с русскими медиками.

    Но нужно отметить, что требования к врачам в эпоху Петра были высокими. Например, чтобы стать профессором госпитальной школы, нужно получить «градус» доктора медицины, защитить диссертацию. За весь XVIII в. степень доктора получили 89 русских и 309 иностранных врачей. Несмотря на это, число русских докторов медицины росло. Первым доктором медицины, который защитил диссертацию в России, был выпускник Московского университета – Ф. И. Барсук-Маисеев (тема его диссертации была «О дыхании»). В 1764 г. Медицинская коллегия получила право присваивать врачам степень доктора медицины. К концу XVIII в. в России работало 878 врачей.

    Теперь обратим внимание на административные нововведения. В 1710 г. Аптекарский приказ сменился Медицинской канцелярией. Медицинская канцелярия стала центральным органом здравоохранения. Во главе Медицинской канцелярии стоял врач-архиатер. Впоследствии, в 1763 г., Медицинскую канцелярию сменила Медицинская коллегия.

    А в 1803 г. Медицинская коллегия была закрыта, а ее функции были переданы соответствующему департаменту Министерства внутренних дел. В 1775 г. были образованы приказы общественного призрения для управления лечебными учреждениями, а также введены должности уездных лекарей. В 1797 г. были созданы гражданские врачебные управы в губерниях, кроме Петербурга и Москвы, в которых всеми медицинскими делами управляли главные врачи города.

    В 1723 г. по указу Петра I была учреждена Академия наук и всяческих искусств. Открытие этой академии состоялось в 1725 г. Столпом академии был М. В. Ломоносов (несмотря на большое количество иностранных медиков) и его ученики, известные врачи того периода (А. П. Протасов, С. Зыбелин, Н. М. Амбодик-Максимович, Д. С. Самойлович и т. д.).

    М. В. Ломоносов

    М. В. Ломоносов – гениальный ученый, философ, поэт, географ, естествоиспытатель. Он обладал поистине огромным талантом. Ему очень близки и интересны были проблемы медицины. Он считал, что медицина – одна из самых полезнейших для человека наук, она «через познания свойств тела… достигает причины».

    Надо сказать, что Ломоносов относил медицину к области физики: «Великая часто физики и полезнейшая роду человеческому наука есть медицина…» Дело в том, что физики в те времена имела широкое значение – естествознание в общем. Так, М. В. Ломоносов, по сути, вводил медицину в круг естественных наук.

    В 1751 г. в своей знаменитой речи «О пользе химии» сделал много ярких высказываний относительно медицины. Ломоносов тщательно изучал анатомию, физику, физиологию, а также другие науки, которые бы могли стать полезными для медицины. Ломоносов был уверен, что просто невозможно «рассуждать о теле человеческом, не зная ни сложения костей и суставов для его укрепления, ни союза, ни положения мышцей для движения, ни распространения нервов для чувствования, ни расположения внутренностей для приготовления питательных соков, ни протяжения жил для обращения крови, ни прочих органов его чудного строения».

    Ломоносов считал необходимым изучение химии для познания медицинской науки, он пишет, что «медик без довольного познания химии совершенен быть не может. Ею познается натуральное смешение крови и питательных соков, ею откры-вается сложение здоровых и вредных пищей. Ею не только из разных трав, но и из ядра земного взятых материалов приготовляются полезные лекарства». В 1761 г. М. В. Ломоносов написал письмо графу И. И. Шувалову «О размножении и сохранении российского народа». Это письмо имеет большое значение, в нем он убедительно и ярко обрисовал тяжелое положение медицины в стране, заболеваемость, высокую смертность, особенно высокую детскую смертность. Ломоносов призывал вести борьбу с вредными привычками, повысить качество подготовки врачей, улучшить уровень оказания медицинской помощи. Надо сказать, что письмо И. И. Шувалову можно оценить как своего рода программу возрождения здоровья россиян, однако она не была опубликована.

    Нужно отметить, однако, что прогрессивные врачи того периода следовали заветам Ломоносова.

    С. Г. Зыбелин

    Семен Герасимович Зыбелин (1735–1802) – первый русский профессор Московского университета. Он занимает важное место в медицине России XVIII в. После того как он окончил Славяно-греко-латинскую академию в Москве, он был направлен на стажировку и продолжение обучения в университет города Лейдена. В Лейденском университете он получил звание доктора медицины.

    После чего он вернулся в Москву. С 1765 по 1802 гг. Зыбелин был профессором университета. Он читал лекции по химии и медицине. Кстати сказать, он был одним из первых, кто начал читать лекции на русском языке. Лекции С. Г. Зыбелина включали широкий спектр теоретической и практической медицины, а также много других аспектов деятельности врача:

    1) акушерство («бабьичье дело»);

    2) воспитание детей;

    3) диагностика и лечение разных внутренних болезней;

    4) гигиена;

    5) изучение законов природы;

    6) законы физиологии и патологии;

    7) предупреждение развития заболеваний.

    Преподавание фармации также входило в круг обязанностей Семена Герасимовича Зыбелина.

    Преподавание фармации Зыбелиным включало в себя достаточно большой по объему курс рецептуры, курсы аптекарского искусства, курс фармацевтической химии и т. д. Вот название некоторых лекций Зыбелина:

    1) «О причинах внутреннего союза частей между собой»;

    2) «Слово о причине внутреннего союза частей тела и между собой и о происходящей из того крепости в теле человеческом»;

    3) «О действии воздуха на человека и путях, коим он в него входит»;

    4) «О правильном воспитании с младенчества в рассуждении тела, служащем к размножению в обществе народы»;

    5) «О пользе привившей оспе»;

    6) «О сложениях тела человеческого и способах как оные предохранять от болезней»;

    7) «О вреде, проистекающем от держания себя в тепле излишней»;

    8) «О способах как предупредить можно немаловажную между прочим медленного умножения народа причину, состоящую в неприличной пище младенцев даваемой в первые месяцы их жизни».

    По этим лекциям можно судить о том, что подход к вопросам медицины был широким и глубоким, затрагивались проблемы охраны здоровья населения. В своих лекциях и способу преподавания Зыбелин шел по пути Ломоносова, следовал клиническим принципам Гиппократа, физиологии Гарвея и т. д. Поскольку в университете не имелось специализированных клиник, в которых студенты могли бы получать клинические знания и опыт, Семен Герасимович Зыбелин организовывал так называемые курсы медицинские консультативные, на которых демонстрировал больных.

    А. М. Шумлянский

    Александр Михайлович Шумлянский (1748–1795) сделал большое открытие в морфологии и физиологии почек. Это открытие легло в основу его докторской диссертации «О строении почек» в 1783 г. После многочисленных опытов, экспериментов, физиологических и морфологических изысканий Александр Михайлович Шумлянский открыл (можно сказать заново) строение (включая микроскопическое) почек, их деятельность. В своих трудах Шумлянский опровергал теории Мальпиги (тельца имени Мальпиги вовсе не железы, а сосудистый клубочек), мнение Рьюиша о том, что имеется непосредственная связь между артериальными капиллярами почки и почечными канальцами.

    К. Н. Щепин

    Константин Иванович Щепин (1728–1770 гг.) – крупный русский ученый XVIII в. Он окончил Киево-Могилянскую академию. После чего работал в Академии наук. В 1758 г. Щепин защитил докторскую диссертацию в Лейденском университете. Диссертация его была о растительной кислоте. С 1762 г. Константин Иванович Щепин преподавал физиологию, ботанику, анатомию, хирургию, фармакологию в Московской госпитальной школе, являясь в ней первым русским профессором. Он проводил занятия на русском языке. Различные волевые качества, атеистические мировоззрения в духе М. В. Ломоносова – все это стало одной из причин увольнения Щепина из школы. В 1770 г. Щепин умер в Киеве, участвуя в ликвидации чумы.

    Н. М. Амбодик-Максимович

    Нестор Максимович Амбодик-Максимович родился в 1744 г. После окончания госпитальной школы в Санкт-Петербурге он был отправлен в Страсбург, где и получил степень доктора медицины. После чего вернулся на Родину и работал преподавателем в госпитальных школах. С 1781 г. Нестор Максимович Амбодик-Максимович вел в качестве профессора курс хирургии, физиологии, фармакологии. Нестор Максимович особенно известен преподаванием в Петербургском воспитательном доме акушерства на русском языке.

    В этот курс входили также сведения о гинекологии, здоровье детей и т. д. В 1784–1786 гг. Амбодик-Максимович опубликовал фундаментальное руководство «Искусство повивания или наука о бабичьем деле», которое долгие годы считалось одним из лучших пособий по акушерству, гинекологии и здоровью ребенка. Нестор Максимович ввел в практику родовспоможения акушерские щипцы, для обучения практике акушерского дела – фантомы.

    В лекциях Амбодика-Максимовича излагались дельные советы по питанию детей, воспитанию их, предупреждению заболеваний. Надо отметить, что Амбодик-Максимович был одним из тех, кто положил начало созданию отечественной медицинской терминологии. Он создал в 1783 г. «Анатомо-физиологический словарь». Также нужно сказать, что Нестор Максимович уделял большое внимание фитотерапии (это видно в его руководстве 1784–1788 гг. «Врачебное веществословие или описание целительных растений в пищу или лекарство употребляемые»). Умер Нестор Максимович Амбодик-Максимович в 1812 г.

    Д. С. Самойлович

    Данила Самойлович Самойлович родился в 1744 г. После того как он окончил госпитальную школу в Петербурге, он служил около 8 лет военным врачом. С начала 1770-х гг. Самойлович занимался изучением и искоренением чумы в Москве, Молдавии. Был командирован в Страсбург, Лейден. После того как он там получил докторскую степень, Самойлович вернулся на Родину и занимался изучением чумы с помощью микроскопов. Он пытался узнать истинную причину заболевания. Кстати сказать, за самоотверженный труд, борьбу с эпидемиями чумы Самойлович был избран в ряд иностранных академий, получил всеобщее признание.

    Самойлович утверждал, что существуют возможности излечения и профилактики чумы. Он возражал против повального сжигания домов, вещей людей, которые были больны чумой, считая, что это наносит большой экономический урон. Самойлович предлагал методы дезинфекции одежды больных, методы дезинфекции домашней утвари и т. п. Самойлович предлагал также делать врачам, которые заняты в ликвидации чумных эпидемий, профилактические прививки из чумных бубонов, где он полагал наличие ослабленного вируса.

    В 1792 г. Самойлович выпустил книгу под названием «Краткое описание микроскопических исследований о существе яду язвенного».

    Самойлович очень долго добивался возможности преподавания в госпитальных школах. Надо отметить его лекцию «Речь к ученикам госпитальных школ Российской империи», написанную в 1783 г. В этой лекции поднимался ряд научных, этических, организационных вопросов. Он считал, что, для того «чтобы стать врачом, надо быть безукоризненным человеком». Умер Данила Самойлович Самойлович в 1805 г.

    В. М. Рихтер

    Вильгельм Михайлович Рихтер окончил Московский университет, после чего был направлен в Германию (Берлин, Геттинген) для продолжения обучения акушерскому искусству. После возвращения из Германии и получения степени доктора медицины Рихтер был назначен профессором повивального искусства в Московский университет. В 1806 г. под руководством Вильгельма Михайловича был открыт повивальный институт и родильный госпиталь (при Московском университете). Также был организован повивальный институт при императорском воспитательном доме. Рихтер написал несколько учебных пособий по акушерству. Этими пособиями пользовались студенты госпитальных школ и университета.

    6. Водолечебницы. Производство медицинского оборудования в XVIII в

    Родоначальником лечения минеральными водами также стал Петр I. По его распоряжению в Липецке, Старой Руссе, Олонецком крае были открыты водолечебницы, которые действуют до сих пор. В этих лечебницах могли получать процедуры как военнослужащие, так и гражданское население.

    Медицинский инструментарий производился в специальных мастерских, их еще называли инструментальной избой.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх