|
||||
|
Мы идем по Уренгою В заключение хочется поговорить об авторской самобытности и претензиях на нее. В наше время разнообразие поэтических форм никого не удивляет и, к сожалению, не радует. Силлабо-тоническое стихосложение, вершина развития которого приходится на пушкинскую эпоху, как говорится, не исчерпало своего ресурса. Есть авторитетные исследования ученых, представителей теоретической поэтики, подводящие к выводу о том, что характерная для него полнозвучная рифма перспективна. В последние полвека по следам русской классики овладеть ею стремится англоязычная поэзия. Тем не менее, знакомясь с авторами, желающими пополнить современную русскую поэзию, видишь: их буквально захлестнули такие невероятные поэтические размеры и приблизительные рифмы, что диву даешься! Да была ли у нас литература? Были ли Крылов, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Фет? Порой создается впечатление, что мы не выросли еще из времен Кантемира и Тредиаковского. Конечно, овладение нашим стихосложением требует кое-каких творческих способностей, может быть, музыкальных задатков. Но ведь и у медведей нет задатков для езды на мотоцикле. Однако они ездят! Один мой хороший знакомый, по имени Александр, ныне профессор одного из тюменских вузов, автор оригинальных стихотворений в духе раннего Заболоцкого, как-то признался в отсутствии музыкального слуха. Впрочем, достаточно было послушать его вокал, чтобы убедиться в этом, как говорится, на все сто процентов. Однако, получив на свой день рождения в подарок гитару, он через три месяца научился аккомпанировать себе. И с вокалом у него, вроде, слегка наладилось. По крайней мере, на мой взгляд, он пел ничуть не хуже солиста из группы «Гражданская оборона». Может быть, у солиста со слухом те же проблемы? Не берусь судить. Так вот. Как-то Александр прочел мне свое новое стихотворение со следующей строфой: Лета нету, и не надо. Причем, он, без тени улыбки, стал убеждать меня в том, что размер, в котором написано его стихотворение, уникален, такого не было еще в русском стихосложении (Он важно лгал, и верили ему...). Перед лицом такой серьезности я невольно задумался, а вдруг действительно найден совершенно новый поэтический размер. Однако через несколько мгновений, взяв гитару в руки, я пропел его строфу на мотив полублатной песенки «Мы идем по Уругваю...». Сейчас могу добавить, что детская считалка «Аты-баты, шли солдаты...» написана в том же размере. Самонадеянным был юный Александр – автор сей выдумки! С еще большей отвагой многие «пииты» слагают свои первые стихотворные опусы. Они «творят» без малейшей оглядки на существующие метрические схемы. Но, если Александр, к его чести, не изобретя нового, неплохо освоил размер уже известный, то они известного-то не знают. Медвежью пробежку, топтыгинские падения и кувырки через голову пытаются представить ездой на самокате. Какая же бездна между «молодецкой» лихостью, с которой бывают составлены первые рукописи, и вечной неудовлетворенностью собой зрелого мастера, способного создавать истинные шедевры! Но сколько людей, преодолевших ее, в конце концов. Пусть эта книжечка станет надежным мостиком через одну из трещин на верном пути в обход этой бездны. Желающие пусть попробуют перелететь. Приложение 1 СтиховедениеОтрасль филологии, изучающая стихотворную природу литературных произведений. Разделы стиховедения: Фоника (о сочетании звуков в стихе). Метрика и ритмика (о сочетании сильных и слабых мест в стихе). Строфика (о сочетаниях стихов). СтихосложениеСпособ организации стихотворной речи, противопоставляющий ее прозе. В основе всякого стихосложения лежит заданное членение речи на соотносимые и соизмеримые между собой стихи с характерной интонацией стихотворной. Стихосложение бывает 3-х степеней сложности. 1) Тексты, не имеющие иной организации, кроме членения на стихи, – свободный стих. 2) Строки стихов упорядочиваются, уравниваются (точно или приблизительно, подряд, или периодически) по количеству слогов (ударных слогов). 3) Одновременно упорядочивается количество слогов, а так же расположение и количество ударных слогов. Обычно система стихосложения подкрепляется так же системой повторения звуков (аллитерация), слогов (рифма), слов (рефрен), а так же грамматических конструкций (параллелизм). Русское народное и раннее литературное стихосложение было тоническим, в 17 веке было усвоено силлабическое, с 18 века силлабо-тоническое стихосложение. В 20-м веке рядом с ним возрождается чисто-тоническое. Тоническое стихосложение.Система стихосложения, основанная на упорядоченности появления ударных слогов в стихе. Внутри тонического различаются «чисто-тоничесое» стихосложение и силлабо-тоническое стихосложение; в 1-м учитывается только число, во 2-м также и расположение ударений в стихе; промежуточное положение занимает дольник и тактовик. Дольник.Промежуточная форма между силлабо-тоническим и чисто-тоническим стихосложением; стих, в котором колеблется объем слабых промежутков между сильными (ударными) местами колеблется в пределах 1-2 слогов. В русской поэзии широко употребителен с начала 20 века. Тактовик.Промежуточная форма между силлабо-тоническим и чисто-тоническим стихосложением; стих, в котором колеблется объем слабых промежутков между сильными (ударными) местами колеблется в пределах 1-3 слогов. В русской литературной поэзии употребителен с начала 20 века; к тактовику близки некоторые виды народного стихосложения. Силлабическое стихосложение.Система стихосложения, основанная на упорядоченности числа слогов. Употребительно преимущественно в языках с постоянным ударениям – множество тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербохорватский, польский, чешский) и других. Силлабо-тоническое стихосложение.Разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах располагаются (исключительно или преимущественно) ударные, на слабых – безударные слоги. Основные виды силлабо-тонического стихосложения – ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Ямб.Состоит из повторяющихся двух слогов: первый безударный, второй – ударный. Пример четырехстопного ямба: ХорейСреди долины ровныя, Состоит из повторяющихся двух слогов: первый ударный, второй – безударный. Пример трехстопного хорея: Степь да степь кругом, Пример четырехстопного хорея: ДактильСолнце всходит и заходит, Состоит из повторяющихся трех слогов: первый ударный, второй и третий – безударные. Пример четырехстопного дактиля: АмфибрахийУтро туманное. Утро седое. Состоит из повторяющихся трех слогов: первый безударный, второй ударный и третий – безударный. Пример трехстопного амфибрахия: По диким степям Забайкалья, Пример четырехстопного амфибрахия: АнапестНаверх вы, товарищи, все по местам, Состоит из повторяющихся трех слогов: первый, второй безударные и третий – ударный. Пример анапеста: Я люблю тебя, жизнь, Пример четырехстопного анапеста: Однозвучно гремит колокольчик, Приложение 2 Схема анализа стихотворного текста 1. Система стихосложения: метрическая, силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая. 2. Размер стиха: силлабический: восьмисложник, одиннадцатисложник, тринадцатисложник и др.; силлабо-тонический: ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий; тонический: дольник, тактовик, фразовик, ударник и др. 3. Вспомогательные ритмообразующие элементы – пиррихий, спондей, ритмическая инверсия(здесь – замена ямба хореем и т.п.) и др. 4. Тип рифмы: мужские, женские, дактилические, гипердактилические и др., открытые, закрытые. 5. Система рифмовки – смежные (парные), перекрестные, кольцевые (опоясывающие); двойные, тройные и др. 6. Виды строф – астрофическое построение, дистих, терцина, терцет, катрен, секстина, септима, октава, сонет, онегинская строфа и др. 7. Виды рифм по положению в стихе – начальные, внутренние, конечные. 8. Виды рифм по звучанию – точные, неточные: ассонансные, диссонансные, приблизительные; бедные, богатые; усиленные, глубокие, проникающие; др. 9. Виды рифм по лексико-грамматическим признакам – однородные: глагольные и др.; разнородные, омонимические, тавтологические, редиф, эхо-рифма и др. 10. Виды рифм по составу – равносложные, неравносложные, полные, простые, составные и др. 11. Внутри – и межстиховые повторы – ассонанс, аллитерация, рефрен, поэтическая этимология, анафора, эпифора и др. 12. Тип интонации – декламативная (одическая); напевная: куплетная, романсная; говорная. 13. Паузы и переносы – конечные, внутренние, интонационно-логические, структурные, стиховые, строфические, слоговые. 14. Средства поэтического синтаксиса – инверсия, параллелизм, хиазм, стык, подхват, кольцо, анаколуф, эллипсис и др. 15. Средства поэтической образности метафора, эпитет и др. 16. Средства пунктуации – точки, запятые, тире и др. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|