• Приложение 1
  • Приложение 2
  • Мы идем по Уренгою

    В заключение хочется поговорить об авторской самобытности и претензиях на нее.

    В наше время разнообразие поэтических форм никого не удивляет и, к сожалению, не радует. Силлабо-тоническое стихосложение, вершина развития которого приходится на пушкинскую эпоху, как говорится, не исчерпало своего ресурса. Есть авторитетные исследования ученых, представителей теоретической поэтики, подводящие к выводу о том, что характерная для него полнозвучная рифма перспективна. В последние полвека по следам русской классики овладеть ею стремится англоязычная поэзия.

    Тем не менее, знакомясь с авторами, желающими пополнить современную русскую поэзию, видишь: их буквально захлестнули такие невероятные поэтические размеры и приблизительные рифмы, что диву даешься! Да была ли у нас литература? Были ли Крылов, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Фет?

    Порой создается впечатление, что мы не выросли еще из времен Кантемира и Тредиаковского.

    Конечно, овладение нашим стихосложением требует кое-каких творческих способностей, может быть, музыкальных задатков. Но ведь и у медведей нет задатков для езды на мотоцикле. Однако они ездят!

    Один мой хороший знакомый, по имени Александр, ныне профессор одного из тюменских вузов, автор оригинальных стихотворений в духе раннего Заболоцкого, как-то признался в отсутствии музыкального слуха. Впрочем, достаточно было послушать его вокал, чтобы убедиться в этом, как говорится, на все сто процентов.

    Однако, получив на свой день рождения в подарок гитару, он через три месяца научился аккомпанировать себе. И с вокалом у него, вроде, слегка наладилось. По крайней мере, на мой взгляд, он пел ничуть не хуже солиста из группы «Гражданская оборона». Может быть, у солиста со слухом те же проблемы? Не берусь судить.

    Так вот. Как-то Александр прочел мне свое новое стихотворение со следующей строфой:

    Лета нету, и не надо.
    Перезвону листьев рад,
    Словно маленькое стадо
    Погоняю листопад.

    Причем, он, без тени улыбки, стал убеждать меня в том, что размер, в котором написано его стихотворение, уникален, такого не было еще в русском стихосложении (Он важно лгал, и верили ему...).

    Перед лицом такой серьезности я невольно задумался, а вдруг действительно найден совершенно новый поэтический размер. Однако через несколько мгновений, взяв гитару в руки, я пропел его строфу на мотив полублатной песенки «Мы идем по Уругваю...». Сейчас могу добавить, что детская считалка «Аты-баты, шли солдаты...» написана в том же размере.

    Самонадеянным был юный Александр – автор сей выдумки!

    С еще большей отвагой многие «пииты» слагают свои первые стихотворные опусы. Они «творят» без малейшей оглядки на существующие метрические схемы. Но, если Александр, к его чести, не изобретя нового, неплохо освоил размер уже известный, то они известного-то не знают. Медвежью пробежку, топтыгинские падения и кувырки через голову пытаются представить ездой на самокате.

    Какая же бездна между «молодецкой» лихостью, с которой бывают составлены первые рукописи, и вечной неудовлетворенностью собой зрелого мастера, способного создавать истинные шедевры! Но сколько людей, преодолевших ее, в конце концов. Пусть эта книжечка станет надежным мостиком через одну из трещин на верном пути в обход этой бездны.

    Желающие пусть попробуют перелететь.

    Приложение 1

    Стиховедение

    Отрасль филологии, изучающая стихотворную природу литературных произведений.

    Разделы стиховедения:

    Фоника (о сочетании звуков в стихе).

    Метрика и ритмика (о сочетании сильных и слабых мест в стихе).

    Строфика (о сочетаниях стихов).

    Стихосложение

    Способ организации стихотворной речи, противопоставляющий ее прозе.

    В основе всякого стихосложения лежит заданное членение речи на соотносимые и соизмеримые между собой стихи с характерной интонацией стихотворной.

    Стихосложение бывает 3-х степеней сложности.

    1) Тексты, не имеющие иной организации, кроме членения на стихи, – свободный стих.

    2) Строки стихов упорядочиваются, уравниваются (точно или приблизительно, подряд, или периодически) по количеству слогов (ударных слогов).

    3) Одновременно упорядочивается количество слогов, а так же расположение и количество ударных слогов.

    Обычно система стихосложения подкрепляется так же системой повторения звуков (аллитерация), слогов (рифма), слов (рефрен), а так же грамматических конструкций (параллелизм).

    Русское народное и раннее литературное стихосложение было тоническим, в 17 веке было усвоено силлабическое, с 18 века силлабо-тоническое стихосложение. В 20-м веке рядом с ним возрождается чисто-тоническое.

    Тоническое стихосложение.

    Система стихосложения, основанная на упорядоченности появления ударных слогов в стихе. Внутри тонического различаются «чисто-тоничесое» стихосложение и силлабо-тоническое стихосложение; в 1-м учитывается только число, во 2-м также и расположение ударений в стихе; промежуточное положение занимает дольник и тактовик.

    Дольник.

    Промежуточная форма между силлабо-тоническим и чисто-тоническим стихосложением; стих, в котором колеблется объем слабых промежутков между сильными (ударными) местами колеблется в пределах 1-2 слогов. В русской поэзии широко употребителен с начала 20 века.

    Тактовик.

    Промежуточная форма между силлабо-тоническим и чисто-тоническим стихосложением; стих, в котором колеблется объем слабых промежутков между сильными (ударными) местами колеблется в пределах 1-3 слогов. В русской литературной поэзии употребителен с начала 20 века; к тактовику близки некоторые виды народного стихосложения.

    Силлабическое стихосложение.

    Система стихосложения, основанная на упорядоченности числа слогов. Употребительно преимущественно в языках с постоянным ударениям – множество тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербохорватский, польский, чешский) и других.

    Силлабо-тоническое стихосложение.

    Разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах располагаются (исключительно или преимущественно) ударные, на слабых – безударные слоги. Основные виды силлабо-тонического стихосложения – ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.

    Ямб.

    Состоит из повторяющихся двух слогов: первый безударный, второй – ударный.

    Пример четырехстопного ямба:

    Среди долины ровныя,
    На гладкой высоте,
    Цветет, растет высокий дуб
    В могучей красоте.
    Вечерний звон, вечерний звон!
    Как много дум наводит он.
    О юных днях в краю родном,
    Где я любил, где отчий дом,
    И как я, с ним навек простясь,
    Там слушал звон в последний раз!
    Хорей

    Состоит из повторяющихся двух слогов: первый ударный, второй – безударный.

    Пример трехстопного хорея:

    Степь да степь кругом,
    Путь далек лежит,
    В той степи глухой
    Умирал ямщик.

    Пример четырехстопного хорея:

    Солнце всходит и заходит,
    А в тюрьме моей темно,
    Дни и ночи часовые
    Стерегут мое окно.
    Дактиль

    Состоит из повторяющихся трех слогов: первый ударный, второй и третий – безударные.

    Пример четырехстопного дактиля:

    Утро туманное. Утро седое.
    Нивы печальные, снегом покрытые.
    Нехотя вспомнишь и время былое,
    Вспомнишь и лица давно позабытые.
    Амфибрахий

    Состоит из повторяющихся трех слогов: первый безударный, второй ударный и третий – безударный.

    Пример трехстопного амфибрахия:

    По диким степям Забайкалья,
    Где золото роют в горах,
    Бродяга, судьбу проклиная,
    Тащился с сумой на плечах.

    Пример четырехстопного амфибрахия:

    Наверх вы, товарищи, все по местам,
    Последний парад наступает,
    Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,
    Пощады никто не желает.
    Анапест

    Состоит из повторяющихся трех слогов: первый, второй безударные и третий – ударный.

    Пример анапеста:

    Я люблю тебя, жизнь,
    Что само по себе и не ново.
    Я люблю тебя, жизнь,
    Я люблю тебя снова и снова.

    Пример четырехстопного анапеста:

    Однозвучно гремит колокольчик,
    И дорога пылится слегка,
    И уныло по ровному полю
    Разливается песнь ямщика.

    Приложение 2

    Схема анализа стихотворного текста

    1. Система стихосложения: метрическая, силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая.

    2. Размер стиха:

    силлабический: восьмисложник, одиннадцатисложник, тринадцатисложник и др.;

    силлабо-тонический: ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий;

    тонический: дольник, тактовик, фразовик, ударник и др.

    3. Вспомогательные ритмообразующие элементы – пиррихий, спондей, ритмическая инверсия(здесь – замена ямба хореем и т.п.) и др.

    4. Тип рифмы: мужские, женские, дактилические, гипердактилические и др., открытые, закрытые.

    5. Система рифмовки – смежные (парные), перекрестные, кольцевые (опоясывающие); двойные, тройные и др.

    6. Виды строф – астрофическое построение, дистих, терцина, терцет, катрен, секстина, септима, октава, сонет, онегинская строфа и др.

    7. Виды рифм по положению в стихе – начальные, внутренние, конечные.

    8. Виды рифм по звучанию – точные, неточные: ассонансные, диссонансные, приблизительные; бедные, богатые; усиленные, глубокие, проникающие; др.

    9. Виды рифм по лексико-грамматическим признакам – однородные: глагольные и др.; разнородные, омонимические, тавтологические, редиф, эхо-рифма и др.

    10. Виды рифм по составу – равносложные, неравносложные, полные, простые, составные и др.

    11. Внутри – и межстиховые повторы – ассонанс, аллитерация, рефрен, поэтическая этимология, анафора, эпифора и др.

    12. Тип интонации – декламативная (одическая); напевная: куплетная, романсная; говорная.

    13. Паузы и переносы – конечные, внутренние, интонационно-логические, структурные, стиховые, строфические, слоговые.

    14. Средства поэтического синтаксиса – инверсия, параллелизм, хиазм, стык, подхват, кольцо, анаколуф, эллипсис и др.

    15. Средства поэтической образности метафора, эпитет и др.

    16. Средства пунктуации – точки, запятые, тире и др.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх