• 1. Сотворение мира- сотворение нации.
  • 2. Жизнь как священное творчество по образу и подобию.
  • II. Священные основы нации.

    1. Сотворение мира- сотворение нации.


    Когда начинается история того или иного народа, откуда вести отсчёт? Наверное, важно в этом понимании учитывать, как народ сам определяет этот момент. Заглядывая в глубины национального самопознания, мы с удивлением обнаруживаем, что сохранившиеся примеры национальных эпосов ведут повествование от сотворения мира, определяя начало национальной истории народа также с этого же момента. Прототипом всякого творчества в любой его форме и масштабах является первичный космогонический акт сотворения мира. Настоящее нации связано в единую линию с моментом её рождения и ведёт своё начало от первовремени. Любой национальный эпос воспроизводит миф создания Вселенной и человека как исток рождения и самой нации, посредством чего нация и каждый её индивид, осознанно или нет, уподобляется своему высшему прототипу - образу божества, приобщается к горней реальности и причащается её духовных тайн. В то же время конкретный народ, нация представляет собой и главную цель этого творения. Архетип этого божественного демиургического первообраза, заложенный в бессознательной сфере человеческой природы, и есть та творческая энергия, которая побуждает человека к созиданию, к творчеству как на уровне мышления, психики, то есть к самостановлению, так и на уровне вещественного воплощения мыслей, то есть к построению и обустройству человека в мирском пространстве. "Чтобы жить в Мире, необходимо его сотворить", - писал Элиаде. Юнг говорил об этом так: "Сознание должно обладать разумом, чтобы впервые открывать порядок в хаосе неупорядоченных индивидуальных случаев мирового целого, а затем - по крайней мере в пределах человеческих возможностей - также творить этот порядок". Национальная душа - это мир, самодостаточная система, она рождается с рождением нации, порождая, в свою очередь, этот мир подобно рождению человека. Можно вспомнить здесь слова Фридриха Ницше: "И то, что называли вы миром, должно сперва быть создано вами". Квинтэссенция "Иосифа и его Братьев" Томаса Манна сводится, в сущности, к мысли о том, что "в известной мере Авраам был отцом бога". "Великие свойства бога, спору нет, объективно существовали вне Авраама,- пишет Манн,- но в то же время они существовали в нём и благодаря ему". Народ, нация, рождённая своими богами, в свою очередь, есть пространство, где существуют эти боги. Таким образом, мы должны констатировать, что сотворение мира в национальном самоощущении есть одновременно сотворение нации, ибо человечек, созданный богами, есть одновременно и мир, в котором человек осознаёт себя. Ветхий завет возводит происхождение евреев от первого человека Адама и первой женщины Евы, предлагая их родословную, Йима в Авесте ариев есть первый человек, от которого и пошли все арии. К какому бы народу и к какому бы его исконному космогоническому мифологическому источнику мы ни обратились, мы найдём точно такое же соотношение: первочеловек, он же первонарод, дающий в совокупности то, что мы можем именовать человек-народ. Не случайно самоназвание многих народов означает вообще человек, люди. Определяя так себя, народ передаёт не искусственное понятие, но первоощущение, идущее из глубин сознания, скорее даже подсознания, определяя момент рождения народа одновременно с моментом появления первого человека - именно так, а не иначе. Мировая этнография и история не знает народов, которые определяли бы себя как побочную ветвь относительно других, главных ветвей. Зачем я об этом говорю? Лишь затем, чтобы понять: душа любого человека, и русского в частности, в своём неосознанном ощущении, утратив вербальные словесные знания о своём первомире, тем не менее, в своём бессознательном представляет ту же структуру - Акт творения мира, затем рождение прародителя, то есть первочеловека. В своей душе каждый человек носит именно это представление. Не суть, что оно часто не отражено словом, забыто, оно всё равно присутствует в ощущениях. Ни один ребёнок не помнит момента рождения, но любой ребёнок знает, что у него есть родители - мать и отец.[4]

    Однако, если бытописание может быть утрачено, то нуминозные знания можно обрести снова, заново обрести связь, ибо в этом есть их священное проявление. Смутные образы, которые живут в подсознании в глубинах души, прорываются у творцов в их творениях, обретают плоть в песнях, романах, картинах, скульптурах - всё равно проступает мозаика надмира, из которой складывается пространство священного. Не священного вообще, а священного конкретного, связанного с конкретным народом, нацией. Посмотрите картины Васнецова или Васильева, стихи и прозу Пушкина, Есенина, музыку Мусоргского и Глинки, пение Шаляпина, песни Талькова и ещё многое, многое подобное. Разве не чувствуется в их творчестве что-то, что задевает именно русскую душу, струну, что имеет своим истоком русское духовное пространство. Сколько написано воспоминаний русскими, выросшими в эмиграции, которые признавались, как их поражала, потрясала, переворачивала всё внутри впервые услышанная русская песня - хор Пятницкого или казачий хор. Смею утверждать, что любой русский человек несёт в своей душе божественную искру, которая, встречая искру похожую, огонь из того же источника, наполняется им. В то же время песни других народов могут быть приятны уху по тональности или нет, но они никогда не зажигают огня в душе. Более того, ещё раз напомним здесь точку зрения Юнга на возникновение идей: "Нет ни одной существенной идеи либо воззрения без их исторических прообразов. Все они восходят в конечном счете к лежащим в основании архетипическим проформам, образы которых возникли в то время, когда сознание еще не думало, а воспринимало". Можно в качестве аргумента привести выводы Элиаде: "В общем и целом можно сказать, что человечество, находящееся на архаической стадии развития, не знало "мирской" деятельности: каждое действие, имевшее определенную цель, как-то: охота, рыболовство, земледелие, игры, войны, половые отношения и т. д.,- так или иначе было сакрализовано. Как далее нам станет ясно, действиями могут считаться только те, которые не имеют мифологического значения, то есть образца для подражания. Можно сказать, что всякое осознанное действие, преследующее вполне определенную цель, для человека, стоящего на архаической ступени развития, представляло собой определенный ритуал. Но так как большинство этих действий подверглись долгому процессу десакрализации и в современном обществе превратились в действия "мирские", мы сочли необходимым выделить их в отдельную группу.

    Возьмем, к примеру, танец. Все танцы были изначально сакральны; иными словами, они имели свои божественные образцы. В одних случаях этот образец задавало то темное или символическое животное, и в этом случае танцевальные движения воспроизводились, чтобы заклясть его с помощью колдовства, умножить его численность или получить для человека дар воплощения в это животное; в других образец создало божество (например, пиррихий, танец с оружием, придуманный Афиной, и т. д.) или герой (ср. танец Тезея в Лабиринте); иногда танец исполнялся, чтобы раздобыть пищу, воздать почести мертвым или же обеспечить упорядоченность Космоса; он мог исполняться во время инициационных, магических и религиозных церемоний, во время бракосочетаний и т. д.- обсуждения подобного рода деталей мы можем избежать. Нас интересует, прежде всего, предполагаемое сверхъестественное происхождение танцев (ибо каждый танец был создан in illo tempore, в мифическое время "предком", тотемным животным, богом или героем). Танцевальные ритмы берут свое начало за пределами мирской жизни человека, воспроизводят ли они движения тотемного или символического животного, или движение звезд, сами ли по себе являются ритуалом (продвижение по лабиринту, прыжки, действия с культовыми предметами и т. д.) - танец всегда воспроизводит действо эталонное или мифологическое. Одним словом, это воспроизведение, а следовательно, реактуализация "того времени". (М. Элиаде. Миф о вечном возвращении). То есть всё то, что мы сейчас готовы принимать как искусство, восходит своими корнями к этнической магии, обращению к нуминозной силе.[5]

    Поскольку проявления нуминозного в этом мире Элиаде называет иерофаниями, то тех, кто не утратил или, наоборот, сумел заново обрести связь с этим священным основанием мира можно назвать, подобно жрецам древнеегипетских храмов, иерофантами, или же пастофорами, как называли в древности хранителей священных символов. Драгоценные для человечества познания в области священного миропорядка добываются ими со дна бессознательных вод, отвоёвываются разумом этих великих мыслителей у иррационального естества природы, покоящегося в глубине Мировой Души, а значит, и души всякой нации (что превосходно описал в своих трудах Густав Лебон), и в индивидуальной душе каждого из нас. Именно эти познания нуминозного - воли Богов - должны стать истинным идейным обоснованием настоящего национализма.

    И в современной России - то там, то здесь - можно встретить людей и даже наблюдать появление групп, ощутивших свою связь с национальной нуминозной силой. Они называют себя язычниками, родноверами, венедами, но сам факт их возникновения в сегодняшнем мире подтверждает чудо иерофании - возвращение связи, с казалось бы, навсегда забытыми и утраченными внемирскими силами. Более того, эти факты свидетельствуют о том, что это "живая" нуминозная сила, активно влияющая на наш мир. Как я уже писал, она никогда не уходила от "своего" народа, участвуя в нашей истории, это наш народ вуалировал её в дозволенные образы. Ну, действительно, не могли ведь на Чудском озере в 1242 году сражаться две силы покровительствуемые, к примеру, одним и тем же апостолом Павлом. Я не берусь определять, какие это были в реальности силы или Боги, как их называли в исходной древности наши и немецкие предки, но для меня бесспорно одно: через образы христианских святых народы обращались к СВОИМ покровителям, к истинно своей силе. Об этом аспекте надо помнить особо, если речь идет о христианстве. Люди, имеющие единение в духовном мире, не могут убивать друг друга, но ведь история так называемого христианского мира есть часто история взаимных войн. Значит, христианство было и есть зачастую лишь тонкий слой, фасад общих слов, скрывающий глубокие различия духовных пространств, в которых обитают народы. Не хочу ничуть умалить достоинства христианских открытий о взаимосвязи человеческого и божественного, сокровенную тайну, содержавшуюся в словах и деяниях Христа, но оформившаяся христианская доктрина отдаляет нацию от истинного познания её связи с миром духовным - тем, откуда исходит национальная сила и национальный дух. Об этом подробнее будет сказано ниже.


    2. Жизнь как священное творчество по образу и подобию.


    Мир нижний - отражение мира верхнего

    В Изумрудных Скрижалях Гермеса-Трисмегиста, отождествляемого древними египтянами с богом Тотом, сказано: "То, что находится внизу, подобно тому, что находится наверху и то, что находится вверху подобно тому, что находится внизу, ради выполнения чуда единства". В Зогаре ("Книге Сияния"), одной из основных каббалистических книг, говорится: "Мир нижний - это отражение мира верхнего". Иными словами, миропорядок внизу - зеркало миропорядка горнего. Так на языке древних сакральных учений выглядит формула основного закона жизни, к которой сегодня заново приходит, только уже иным, рационалистическим путём, современная научная и философская мысль.

    Созидательная деятельность человеческого разума заключается в познании глубинного очага жизни, что означает познание самого себя, и, таким образом, осуществление своего предназначения, исполнение судьбы. Этот контекст, однако, существует не в качестве автономного и абстрактного, а увязанного с тем происхождением, которое в себе ощущает индивидуум. Вспомните из Ветхого Завета наставление Бога: "чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои, и были святы пред Богом вашим" (Числа. Гл. 15. 40). "Вашим" - совершенно чётко подразумевает не какое-то общее божество для всех народов, а конкретного, еврейского бога. И если мы опять обратимся к Ветхому завету, то обнаружим удивительную вещь, на которую не любят обращать внимание христианские теологи - Бог, якобы сотворивший мир, есть тот же, кто дал начало народу Израиля, заключив договор с Авраамом, но в то же время не тот, кто создал другие народы. Как же так? Наоборот, Бог евреев наказывает "свой" народ, когда евреи прельщаются богами иных народов: "…и ел народ жертвы их и кланялся богам их. И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля" (Числа. Гл. 25. 2, 3). Кроме этого, есть ещё множество эпизодов божьего гнева на Израиль, обратившийся к другим богам. "Ревнивый Бог" - так определяет его Ветхий Завет. Может ли абсолютное божество быть ревнивым? Или сюжет, когда Бог приказывает Моисею явится перед фараоном с требованием отпустить евреев, обратившись к фараону с такими словами: "Так говорит Господь, Бог Евреев" (Исход. Гл. 9. 13). Не от Бога вообще, а именно от Бога евреев исходит послание фараону. Вроде бы самая читаемая книга - Ветхий Завет, прочитанная сотни миллиардов раз, но никто и никогда не попытался объяснить этот автохтонный характер Бога, о котором там идёт речь, хотя единственно евреям объяснять этого не надо, ибо в этом есть существо и естество собственно иудаизма. В этом нет ничего удивительного, если мы вспомним, что всякий народ рассматривает своё рождение как продолжение акта сотворения мира, поскольку мир появляется с этим народом. В то же время божество евреев не отождествляет себя с божествами других народов, хотя в отношении "своего" народа предстаёт как уникальная и верховная сила. Это действительно исключительно их Бог - нуминозная сила, давшая жизнь еврейскому народу и сопровождающая его, отличающая себя от нуминозной силы других народов. Не случайно в Ветхом завете сказано, что после завершения строительства Храма "облако наполнило дом Господень" (3-царств. Гл. 8. 12-13), и "Тогда сказал Соломон: Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле; я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки" (3-царств. Гл. 8. 12-13). Наверное, будет справедливо предположить, что сила, наполнившая храм, - это племенная нуминозная сила, имеющая отношение к евреям, - по отношению к ним это действительно творец, господь и единственный бог. Но разве можно считать, что эта сила, наполнившая еврейский храм,- творец и бог других народов? Будет заслуженно предположить, что у других народов их нуминозные покровители отличны от бога евреев. Интересно в этой связи вспомнить фрагмент договора князя Игоря с Византией от 945 года, который звучит так: "А кто с русской стороны замыслит разрушить эту любовь, то пусть те из них, которые получили крещение, получат возмездие от Бога вседержителя, осуждение на погибель в загробной жизни, а те из них, которые не крещены, да не имеют помощи ни от Бога, ни от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами во всю свою загробную жизнь" ("Повесть временных лет"). В этом фрагменте мы видим, что наши предки чётко и недвусмысленно различали божество христианское и этническую нуминозную силу, представленную Перуном.

    К объяснению этого феномена мы ещё вернёмся, но уже сказанного достаточно, чтобы понять: нуминозная сила, воздействующая на народы и связанная с ними, по своему воздействию и мощи, возможно, и сходна, но в то же время совершенно различна как по происхождению, так и в своей идентификации, и свидетельства Ветхого Завета самым убедительным образом подтверждают это. Она, эта сила, персонифицирована, наделена совершенно различными чертами, но, самое главное, она исходно, первопричинно связана с конкретным этносом. Как всё это выстроено в сверхмире, нам судить трудно, поскольку мы пытаемся разобраться с помощью земной логики в вещах, сверхъестественных, однако, возможно, в том и состоит путь каждого из нас и всех вместе, чтобы постараться постичь или, по крайней мере, не мешать чувствовать природу национальной миссии. К Ветхому Завету я ещё вернусь, так как в силу своей огромной известности для нас это очень удобный источник доказательства.

    Итак, рациональная, видимая реальность, - это лишь отражение реальности истинной, духовной, которая не только проявляется в вещественном мире посредством иерофаний, но и обуславливает этот мир, является его прототипом. В духовной реальности пребывают прообразы всех явлений и вещей, их нуминозная сущность, определяющая весь миропорядок, как историю человечества, так и жизнь отдельного человека, подспудно мотивируя его мысли и чувства. Как писал Достоевский: "Многое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным, с миром горним и высшим, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных". Издревле человечество существовало по законам "иного" мира, всё тысячелетиями накопленное культурное, научное, религиозное и историческое наследие - это бесценное хранилище того, что Элиаде, Юнг и другие вслед за Рудольфом Отто называют нуминозным опытом. Это сокровищница интегрированных в постижимую действительность иерофаний, или, если угодно, актуализированных вербально или образно в той или иной форме архетипов. Но когда нуминозный опыт не представлен вербально, в словах и образах, утрачены мифы, являющиеся ключами национального бытия, истина опускается ниже порога сознания, но, тем не менее, продолжает жить в латентном состоянии, будучи постоянно готова пересечь порог и вытеснить другие представления.

    Предвосхищая вероятные упрёки в амбициозности, спешу оговориться, что речь в данной книге идёт вовсе не о самозабвенной попытке объять и объяснить Вселенную, мы напрочь лишены претензий на знание некоего универсального методологического способа разрешить все извечные загадки мироздания и не тешим себя иллюзией обладания Истиной. Эта книга свободна от амбиций постичь непостижимое, описать и объяснить духовный мир, у неё иная цель - описать проявление нуминозной реальности в этом, видимом и постижимом мире - национальном феномене. Объяснить, по каким законам она влияет на него, дать в пределах естественных форм человеческого познания представление о запредельном, сверхъестественном и бесформенном. А основанием для этих объяснений и описаний, источником доводов и аргументов стало, в том числе, интеллектуальное достояние великих мыслителей, достояние, которое само по себе есть не что иное, как облачённый в мысль нуминозный опыт.

    Итак, если, как выражался Юнг, "мы хотим, чтобы наш новый настрой был подлинным, то есть укорененным в нашей собственной истории", нам нужно обратить свой взор внутрь, в глубину своего исторического прошлого и своего психологического настоящего, от бесформенных и бессознательных, но полных стихийной нуминозной энергетики сил которое нельзя спастись иначе, нежели ассимилировав их соответственно выработанным поколениями законам, воплотить в явь по примеру своих отцов, извечным мифическим примерам, которые несут в себе тайну нашего предназначения и являются ключами к исполнению его. Сказав "спастись", мы имеем ввиду опасность, которую представляет собой эта нуминозная энергия для тех, кто не умеет и не имеет средств обратить её себе во благо, и для кого, таким образом, это благо становится злом. Сама по себе эта бессознательная, первозданная сила, несущая в себе всю волю и дух прошлого и всю потенцию будущего, не просто необходима для жизни, но есть собственно её двигатель.






    Примечания:



    4

    Отсюда происходят популярные спекуляции присоединения ветхозаветных сюжетов к русскому происхождению. Утраченная, стёртая русская этническая космогония заменяется искусственным эрзацем. Народ пытается найти свои истоки, как детдомовский сирота, выдумывая своих родителей. Но в любом случае, неосознанное, подспудное чувство присутствует, заставляя нас ощущать и признавать себя русскими.



    5

    В "Велесовой книге" в одной из табличек говорится: "И этот Богумир был выделен Творцом, когда тот предрёк ему славу. И было так, и боги рекли хвалу…". Однозначно, что наши предки исходили в своем представлении о национальном как об отражении и покровительстве богов.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх