|
||||
|
10. Антуан-Луи Бари (1795-1875) Борьба Тезея с Минотавром ...
В 1927 году Зубалов расстается с коллекцией скульптур Майоля: среди работ – «Юность» (мрамор высотой 1 метр), серия терракотовых статуэток с вариациями обнаженных женских фигур. Бронзы, гипсы и мраморы Родена: «Женщина и цветок», «Ева после грехопадения» (первый вариант в терракоте для композиции в бронзе), «Боль», «Вечный идол», этюд к «Отчаянью», «Девушка, поверяющая секрет Природе» и другие этюды, пробные, оконченные и незавершенные работы скульптора также покидают коллекцию. Среди российских собраний только коллекция С.И. Щукина могла быть равной зубаловской по качеству, многообразию и временному охвату. У Зубалова представлены все основные направления французского искусства конца XIX – начала XX веков. Упомянем только картины О.Ренуара – «Мальчик с полишинелем», «Портрет Мадам Ген- рио», «Спящая одалиска»; К.Моне – «Цветы», «Падение Фаэтона»; «Кентавр и Дракон» О.Редона, «Обнаженная с зеленой драпировкой» А.Матисса, «Натюрморт» Ф.Леже, «Натюрморт с трубкой и бокалом» Х.Гриса, «Натюрморт» Ж.Брака, пастели Э.Дега, рисунки А.Дерена. Зубалов сам занимался живописью. В 1929 году он издал альбом своих акварелей с предисловием Гийома Жанно – популярного критика и знатока, автора «Словаря терминов искусства». Невольно думаешь, что увидишь помпезные и претенциозные фантазии «российского миллионщика». Но акварели Зубалова – это наивные изображения цветов, листьев платана, чуть тронутая кистью виноградная гроздь. Пытаясь найти объяснение в предисловии, открываешь новую грань личности собирателя. По словам Г.Жанно, Яков Константинович много времени проводит в уединении па вилле в Нормандии, в местечке Кло Жоли. Скромная обстановка, простая деревянная мебель, а декор – гравюры на стенах. Зубалов пишет там «портреты» цветов и растений, названные критиком «примитивами», созданные неэстетсг- вующим наблюдателем природы. Г.Жанно был вхож в «святая святых» – в загородный дом Зубалова. Возможно, он вместе с Жоржем Пети вдохновлял коллекционера на приобретения. Жорж Пети, известный парижский маршан, вполне мог быть зубаловским поставщиком и экспертом при покупке картин импрессионистов. Не случайно все продажи коллекции Л.Зубалова проходили в его галерее. Зубалов много дарил и распродавал, а покупателями на аукционах выступали директора и хранители французских музеев, не желавшие пропустить шедевры и качественные работы известных французских художников. В процессе подготовки к аукционам возникала азартная борьба за некоторые лоты. Переписка функционеров от культуры сохранила свидетельство об интригах и перипетиях, связанных с этими аукционами. В одном из писем чиновника министерства культуры Франции содержится возможное объяснение столь частых и щедрых пожертвований Зубалова. В 1927 году проходит крупнейшая распродажа коллекции, и автор письма обращается к хранителю музейных фондов с советом: «Дорогой друг, сегодня и завтра последние дни предаукционной выставки коллекции нашего друга Зубалова. Сегодня утром он сделал щедрый жест, сняв с продажи две скульптуры Бари и передав их Лувру, а также две бронзы Бари для Музея Почетного Легиона. На этой же выставке фигурируют две акварели (посредственные) самого Зубалова, не считаете ли Вы, что будет дипломатично купить одну из них для Люксембурга (Люксембургский Музей в Париже – А.С.). Взамен этой недорогой услуги Зубалов не преминет Вам что-нибудь отдать. Я уже указал Шеллеру на прекрасный рисунок Карпо. Но решать Вам. Рохлин полностью согласен, что необходимо осуществить этот «бескорыстный» жест» 6* . Подобные закулисные ходы французских музейщиков вполне объяснимы. Зубалов слыл среди них добряком и сумасбродом и дарил произведения по своему усмотрению, музеи же хотели получить иные вещи, более ценные на их взгляд. В начале XX века филантропы не были редкостью. Дарители буквально соревновались в щедрости, и благодаря им большинство французских музеев пополнили свои собрания. Но в большинстве случаев это было соревнование тщеславия. Часто даритель хотел, чтобы его именем назвали зал, где хранится коллекция. Яков Зубалов не просил почестей, хотя зал его имени и находится в музее Пти Пале. Лувру он не только не выдвигал требований взамен подарка, но и продолжал следить за состоянием произведений и зала, где они хранились. В конце 1930-х годов Зубалов оказывается на грани нищеты. Он просит дирекцию Лувра оплатить ему составленный им же каталог подаренных музею работ. В резуль тате переписки ему удается выхлопотать себе небольшое пособие от дирекции Национальных Музеев, на которую он живет вместе с родными. Зубалов раздает все свои сокровища, чтобы умереть в нищете в начале Второй мировой войны. Последние свои записки к музейным чиновникам он пишет на клочках плохой бумаги с монограммами дешевых отелей, где вынужден жить. Ему так и не удается поправить свои дела. Франция вступает в войну, и ей едва ли есть дело до разорившегося мецената. По замыслу Зубалова, его коллекция должна была представить во всей полноте важнейшие течения французского искусства. И в этом она подобна французским, русским и американским художественным собраниям, сформировавшимся в первой трети XX века. Собирая для себя и в то же время с оглядкой на историю, блестяще образованные и обладавшие художественным чутьем люди создавали культурный контекст эпохи. Некоторые, как американский миллионер и поклонник импрессионистов доктор Барнс, предпочли сохранить свое детище неделимым и учредить фонд, призванный и после них хранить коллекцию. Другие, как Зубалов, большее отдали при жизни, возможно для того, чтобы приобрести признание потомков и их память. Каталог и пригласительный билет торгов коллекции Я.К.Зубалова в галерее «Жорж Пети » 16 и 17 июня 1927 года Примечания 1* Речь идет о портрете Н.Нарышкиной, кисти Д.Г.Левицкого. См.: Вести из загранигцы, Старые годы, 1916, июль-сентябрь, с. 127-128. 2* Пико Франсуа-Эдуар (1786-1868), французский живописец, известный своими портретами, историческими и жанровыми картинами. Учителем Пико был Давид. Пи ко учится в 1812 году в Академии в Риме и затем, с 1819 по 1832, выставляет свои работы на парижских Салонах. Пико написал множество картин для парижских церквей, Его кисти принадлежит картина «Святая Женевьева» в церкви Сен-Мерри, роспись капеллы в церкви Сен-Дени, картины в церкви Нотре-Дам de Л орет и монументальные картины, выполненные совместно с Ипполитом. Фландреном для Сен-Винсен де Поль. 3* Арпинъи Анри-Жозеф (1819-1916), французский живописец, пейзажист. Мастер акварели, Яркий представитель барбизонской школы, творческая манера которого сформировалась под влиянием Коро. 4* Письмо Арпинъи к Зубалову, 21 мая. 1916 // Фонд Custodia, Коллекция Фрица Люгта, Нидерландский Институт, № 1/9393. 5* Благодаря дару, преподнесенному Лувру семейством Моро-Нелатон, импрессионисты впервые оказались представленными в музейном собрании. 6* Архивы Национальных Музеев, Музей Лувра, 7.-62. Письмо без подписи, 1928. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|