|
||||
|
Перспектива в пейзаже Надо представить себе, что в натуре параллельные линии не пересекаются, как бы далеко они не уходили от нас: между ними остается пространство, кажущееся тем меньшим, чем дальше уходят от нас линии, и пересекающимися мы увидим их только тогда, когда они удалятся от нас на бесконечно большое расстояние. Это явление можно наблюдать в натуре, например, рассмотреть, как сокращается расстояние между линиями конструкции моста (ил. 131). Столбы по сторонам дороги рисуют, проводя к точке схода на горизонте линии, соединяющие нижние и верхние концы столбов (ил. 132). 131. Мостик в перспективе 132. Перспектива улицы 133. Таблица из учебника А. Сапожникова Затем основание первого столба соединяют прямой линией с серединой второго столба, проводя линию до пересечения с линией, идущей от верхних концов столбов в перспективу. По такому же принципу мы можем расставить на горизонтальной плоскости человеческие фигуры на разных от зрителя расстояниях. В таблице (ил. 133) показано, как, используя законы перспективного сокращения предметов, найти верный размер фигуры человека, находящегося в глубине картины. Приведены три примера: определение размера фигуры человека стоящего, находящегося на возвышении и лежащего. При определении величины стоящей фигуры от головы и ног в точку схода проводят линии, между которыми помещается фигура в избранном плане. Во втором случае делается то же самое, только найденный размер переносится на возвышение. Подобным образом поступают и при изображении лежащей фигуры. Найденный в перспективном сокращении размер переносится в нужное место на картине. 134. Последовательность изображения дома в перспективе Нетрудно доказать, что линии построения здания, от нас удаляющиеся,- горизонтальные параллельные, при продолжении пересекутся на линии горизонта. 135. Городской пейзаж 136. Схема городского пейзажа 137. Схема расположения дома при различном выборе уровня линии горизонта В композиционном решении рисунка важным фактором является выбор уровня линии горизонта. Один объект требует изображения при низком горизонте (при таком уровне горизонта подчеркивается величественность изображаемого объекта). В другом случае изображаемый сюжет целесообразно показывать с высокой точки (в этом случае композиция обретает определенную панорамность). Об этом также говорится в 3-й части учебника «Основы композиции». Если мы хотим нарисовать дом с двускатной крышей, видимый с угла и с высоты человеческого роста, мы должны вспомнить, что горизонт пересечет стены дома на высоте глаз человека, стоящего перед домом, и что горизонтальные линии одной стены будут иметь точку схода справа, а линии другой стены – слева от рисующего (ил. 137а). Если же сам дом будет стоять на горе, а мы будем смотреть на него снизу, он нам представится так, как на ил. 1376. С горы, которая выше дома, мы увидим и нарисуем его так, как на ил. 137в, при этом сам дом будет расположен ниже линии горизонта. Создать иллюзию пространства на плоскости листа можно не только в тоновом, но и в линейном рисунке (ил. 138). а. Обычная линейная перспектива пространства земли передается с помощью ослабления нажима, утончения начертаний линий б. Горизонтальные черточки различного нажима передают цвето- воздушное пространство в. Пространство поля создается с помощью вертикальных штрихов и линий, теряющих свою толщину по мере удаления 138. А. ЛАПТЕВ. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|