|
||||
|
Тим О’Нил КТО ПРАВИТ МИРОМ? АРХЕТИП МИРОВОГО ПРАВИТЕЛЯ И ПРОЦЕСС ВСЕОБЩЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯЗнаю, висел я(Один в «Речи Высокого» (Старшая Эдда, XIII в.)) Речь бога Одина открывает потрясающий вид на архетипическое великолепие, растекающееся повсюду — от небес до земли, от луны до солнца, сияющее ночью и днем. В этом блеске скрыта сама душа архетипа, известного на протяжении столетий под названием Rex et Regina Mundi (в переводе с латинского «Rex et Regina» означает «Король и Королева», а «mundi» — мир). Основу этого архетипа составляет сознание, управляющее ходом жизни и эволюцией на нашей планете. Его нельзя отнести к людям, но это и не нечеловек, это не темнота и не свет… некое бесполое пансексуальное существо, обитающее в удаленной сфере причинной геометрии и эфирной архитектоники планетного масштаба. История этого загадочного Правителя Земли всплывает в фольклорной мудрости и даже в детских играх («царь горы»). Она охватывает эпохи и культуры, оказывая одинаковое влияние на христианский, исламский, иудейский, индуистский и буддистский миры. В Древнем Египте, Вавилоне, Китае и Индии — везде бытовали свои легенды о Монархе, а вообще этот архетип еще древнее и, возможно, восходит ко времени становления человеческого сознания. Если Джеффри Аш[19] прав, то начальный архетип был впервые сознательно сформулирован шаманами из Центральной Азии где-то в эпоху позднего палеолита и раннего неолита (15 тысяч лет до н. э.). Они жили на плато в Алтайских горах. Северная и Центральная Азия по-прежнему является очагом веры в реальность Монарха, чья незримая «рука» направляет и охраняет процесс эволюции на Земле. Представление о том, что Правитель действует тайно и незаметно, естественным образом способствует возникновению атмосферы всеохватного заговора с метафизическими ответвлениями, берущими начало на глубинных физических уровнях и достигающими самых тонких материй. Принижаемые долгое время сторонники теории заговора когда-нибудь признают, что первичный источник силы, подпитывающий их любимый заговор, имеет либо внеземную, либо демоническую природу. Аргументом в пользу этого странного консорциума служит абсолютный размах заговора — ведь он достигает уровня планет и длится уже много столетий. Такое масштабное мероприятие человеку было бы просто не по зубам. Люди — это всего лишь марионетки в этих теориях заговора, жертвы обмана громадных нечеловеческих сил. Король Мира, как мы увидим дальше, обладает нечеловеческими возможности наряду со всеми прочими потенциальными вариантами. Он объединяет ангельские, демонические, земные и небесные качества в блеске метафизической славы, после чего уходит даже за пределы этих сфер в пространство чистого геометрического сознания, где все мироздания распланировано и явлено. В наше время архетип Монарха мира заявляет о себе в Тибете, Северной Европе, России, Сибири и в большинстве стран, на территории которых когда-то жили кельты, арии, индоевропейцы, скандинавы и выходцы из Центральной Азии. Помимо перечисленных этнокультурных групп, этот архетип можно обнаружить и в религиозной плоскости: в гностицизме, буддизме, зороастризме, манихействе, эзотерическом христианстве, теософии и даже в оккультных элементах национал-социализма, который пытался силой запустить эволюционную программу Монарха катастрофически рано. Эволюционную программу Правителя подробно описывает в своей книге «Тайная доктрина» мадам Блаватская.[20] Кроме того, прослеживается давняя и любопытная географическая тяга этого архетипа к Северу и к оси Земли, Оси Мира. Многие легенды о Монархе возникли благодаря медиумам, шаманам и ясновидящим, под влиянием знаменитого «третьего глаза», чакры «Аджна» или «Власть» из Тантры (слово «чакра» переводится с санскрита как «колесо» и обозначает центр тонкой энергии, способный принимать послания с так называемых внутренних уровней). Благодаря этим оракульским средствам легенда обзавелась сильными и живучими корнями, которые, похоже, захватили и юг, оттолкнувшись от основного опыта северных мудрецов льда и снега. Когда-то в далеком прошлом эти оракулы и шаманы увидели и услышали что-то вдалеке на Севере. Но что это было? Мифический Монарх изображается в виде андрогина, в виде близнецов или существа из двух половин — мужской и женской, либо в образе алхимического «Ребиса» или гермафродита. Божественные близнецы, в которых воплощается Монарх, обычно противостоят друг другу, как свет и тьма. Зачастую один из них наделен исключительно демоническим характером, тогда как другой — ангельским. С точки зрения метафизики здесь есть удивительный смысл, ибо владения Правителя простираются от самых высших и тончайших метафизических сфер до мрака и ледяного холода ада. При этом Земля существует как промежуточное пространство, в котором присутствует что-то и от горных высей, и от темных глубин. В «Pistis Sophia», гностической книге, написанной во II веке н. э., есть прелюбопытный отрывок, повествующий о том, как к Деве Марии явился и поверг ее в замешательство некий необычный фантом, похожий на младенца Иисуса. В незабываемом видении живой Иисус сливается со своим призраком в огне экстатического объединения. Личность этого призрака установить нетрудно, ибо из древних трактатов гностиков нам известно, что Христос (метафизическая сила, воплощенная в облике Иисуса) — это близнец-противоположность самого бога Шайтана, не больше не меньше. Подобные верования уходят своими корнями в мифы персов-зороастрийцев о противоборствующих близнецах — Тьме и Свете (Аримане и Ормузде). Дуалистическая философия — наподобие гностицизма, манихейства и зороастризма — стремится мифологизировать свое мировоззрение посредством образа братьев-близнецов, внешне полностью похожих, но в то же время полностью разнящихся по своей внутренней природе. Метафизическое противоречие природы обнажает основу «королевских» мифов. Почти все оккультные и эзотерические системы предлагают идею «эманаций». В учении об эманации говорится о том, что все эфирные и физические сущности проистекают из одного источника — невидимого, неосязаемого и непостижимого. Во многих космогонических системах, или представлениях о «сотворении мира», из первоначального источника (либо фонтана) таинственным образом появляются Близнецы, в которых заключен первый принцип творения — принцип разделения и противоположности. Вот причинное разъединение, раскалывающее Начальное Единство на различные и отдельные уровни бытия, образуя первый уровень существования, Причинный Уровень. На следующем этапе космогонического процесса Близнецы-творцы дают рождение трем принципам, которые в свою очередь создают Астральный, Эфирный и Промежуточный миры. Из Промежуточного мира вытекает Физический уровень со своими четырьмя принципами, или элементами. Первый дает начало Второму, Второй — Третьему, а Третий порождает Четвертый… геометрия творения запечатлелась в знаменитом треугольнике Пифагора. • • • • • • • • • •Таким образом, Тайна Близнецов заключается в Причинной Тайне Парных Противоположностей… лед и огонь, тяжесть и легкость, тьма и свет… все возможные пары противоположных принципов, определяющие скрытую структуру нашей явленной Вселенной. Ни один из элементов пары не может существовать без своей противоположности. Там, где налицо явная двойственность, в реальности существует скрытое единство противоположностей — отзвук или воспоминание о той поре, когда они были слиты в Начальном Единстве. Эта концепция позволяет нам приподнять так называемый полемический занавес, за которым сокрыт христианско-сатанист-ский спор, и дойти до понимания истинной сути Монарха. Данте изображает Сатану в Аду как огромное, темное, крылатое существо, замороженное в вечном льду в ядре Земли. Объединение образа Сатаны с затвердеванием, статичностью, вырождением и тяжестью во многом близко традиционным представлением о Шайтане (слово из иврита, обозначающее «обманщика» или «противника»). По иронии судьбы огонь был приписан Сатане гораздо позже, вероятно, в эпоху, когда на кострах сжигали еретиков и ведьм. Близнец-противоположность Сатаны, Христос (в переводе с греческого «Помазанник»), традиционно олицетворяет огненный, солнечный, заключающий в себе развитие и возносящий принцип. Близнецов можно считать и «Сатаной», и «Христом»: ни одна из сил не является от рождения «доброй» или «злой», но и та, и другая может быть смертельной, окажись ее слишком много. Деятельность Вселенной нуждается в обоих этих великих потоках — развивающем и передающем. Они необходимы для осуществления любых подвижек в сознании. Поэтому конструкцию, известную под названием «Грех», можно просто определить как любой поступок, затормаживающий человека, не позволяющий ему развиваться дальше или обрекающий его на полное бессилие. Добро и зло, грех и добродетель, Шайтан и Христос — все эти явления способствуют процессу развития, ибо все они происходят из первичного единства Монарха в пляске времени и возвращаются туда. Существуют определенные братства знатоков, которым доступны и царство метафизики, и видимое земное пространство. Они стараются помочь эволюции в ее медленно продвигающемся и тяжелом деле, цель которого — достижение совершенства. Эти специалисты зовут себя «слугами Генералиссимуса», как назвал Монарха ныне покойный Мэнли Палмер Холл в своей книге «Тайные учения всех времен». Они помогают Правителю мира выполнить «Великую задачу», или «Magnum Opus», — возродить и усовершенствовать все формы жизни на земле. Власть Монарха велика и все же не абсолютна. Нередко она предстает в безумной, ущербной, несвободной, одряхлевшей, отверженной или кастрированной форме. Власть Правителя разделяется с субъектами, на которых она распространяется на основе их свободной воли. Избранный не так чувствителен к провалу, как мы, хотя один Демиург в истории земли все-таки потерпел неудачу, и его сменил другой! Монарх служит главным Стражем ворот, открывающихся во внеземные иерархические среды: Лунную, Солнечную, Планетарную и Межзвездную. Эти входы собраны в каббалистической «сфере» Даат, загадочной Сефире, лишь изредка появляющейся на традиционном Древе Жизни. В работах Г. Ф. Лавкрафта, Чарльза Форта и Ричарда Шейвера встречаются сведения о «Великих старейших избранных», «Древних избранных», или «Богах, живших еще до времени». Все эти авторы пишут о древнейших «богах-создателях», покинувших Землю миллионы лет назад, чтобы исследовать безграничность космоса. Монарх — один из этих великанов, которого оставили для наблюдения за эволюцией сознания на Земле. Эта мысль подводит нас к главной тайне, касающейся роли Монарха в качестве пастуха, приглядывающего за Anima Mundi, иначе говоря — за Душой Мира. Важнейшее задание, которое возложено на Избранного, состоит в том, чтобы исцелить, возродить и довести до совершенства Anima Mundi, поскольку любые конкретные формы жизни являются ее частью (особенно хорошо сюда встраивается концепция Гайи). Как это ни удивительно, но лишь мы можем помочь выполнить эту непосильную задачу. Спасения невозможно достичь без нашего полного и сознательного сотрудничества. Определенные географические точки на Земле легко вливаются в Королевское «течение». Эти места традиционно находятся на ледяных просторах Крайнего Севера, где теплая, огненная земля Весны со всех сторон окружена стеной снега и льда (см. статью «Pathworking Hyperborea» в девятом номере журнала Gnosis). Предположительное местонахождение Правителя мира — Северный полюс или Мировая Ось, отсюда идет необычная привязка Правителя к мифу о Санта Клаусе. Санта Клаус — это на самом деле Святой Николай Турецкий, живший в IV веке и являвшийся посланником Совета императора Константина. Как лицо, приносящее подарки маленьким детям, Санта Клаус близок Хотею, толстому Бодхисаттве из китайских и японских легенд, который приносит детям кольца и просветление. Обе эти фигуры — Санта Клаус и Хотей — олицетворяют собой щедрую милость Избранного. Мировая Ось, местонахождение трона Монарха, отмечена Мировым Древом (см. речь Одина в эпиграфе к статье) или Мировой Горой. На ее вершине (или в кроне) находится имеющий форму квадрата город, где и пребывает Избранный в окружении иерархии святых, ангелов и мудрецов. Темная Иерархия находится в корнях Мирового Древа — или в пещерах у основания Горы — и тайно общается с Вершиной. Город, или Civitas, имеет двенадцать ворот, в чем отражена зодиакальная иерархия. Первоначальный Фонтан Жизни и Памяти расположен в Храме или Соборе точно в центре города. Святой Грааль, будь то потир, блюдо, ворота или камень, образует средоточие фонтана. Описанию трона Правителя много внимания уделялось в традиции иудейского мистицизма меркабах. Трон также отождествлялся с колесницей Иезекиля, а город Монарха — с «исчезнувшими» городами Шамбала, Агарти, Шангри-Ла. На Западе же за него принимали Новый Иерусалим, Авалон или Гиперборею. Местом пребывания Монарха назывались гора Меру, гора Кайласа, Монсегюр, Олимп и многие другие вымышленные и реальные горы. Считается, что северное сияние появляется на небе, когда Правитель играет светом вдоль Северной Оси Мира. Традиционные символы Монарха узнаются сразу. Это Глаз в Треугольнике, Держава и, в особенности, двуглавый Имперский Орел, указывающий на «близнецовость». Двуглавый орел с мечом, пересекающим земной шар, является символом тридцать второй степени у шотландских масонов. На Большой государственной печати Соединенных Штатов, основанной на масонских и иллюми-натских идеалах, изображены Королевские символы, которые полностью воспроизводятся на однодолларовой купюре. В работе Пола Фостера Кейса «Большая государственная печать» описаны важные детали этой символики и их масонская подоплека. В данном произведении открываются ключевые аспекты внутренней работы правительства Монарха. Братство масонов, хранителей Большой печати, является одним из важнейших программистов Великого Незримого Правительства. Авторами Печати Соединенных Штатов были Джон Адамс, Бенджамин Франклин и Томас Джефферсон. Франклин был известным масоном, бывшим Главным Мастером масонских лож Пенсильвании и Мастером ложи девяти муз в Париже. Джефферсон был хорошо знаком с различными сторонами эзотерики и в особенности с астрологией. Прежде чем в 1782 году Печать обрела свою окончательную форму, обсуждались четыре совершенно разные ее варианта. Официальное толкование самых явных масонских символов на Печати — Глаза и стоящей за ним Пирамиды — было утверждено Континентальным Конгрессом 20 июня 1782 года. Оно обманчиво простое: «Пирамида означает силу и долговечность, а глаз поверх нее и девиз указывают на многочисленные выдающиеся объяснения действий Провидения в пользу Дела Америки». Здесь нет открытой ссылки на масонские дела. Упоминание «Провидения» можно воспринимать как тонкий намек на «Великого Архитектора Вселенной» — так масоны называют Правителя. Роль масонства в генезисе Соединенных Штатов была раздута поклонниками теории заговора и недооценена историками. При более взвешенном подходе можно было бы рассматривать влияние масонства лишь в качестве одного из конкурирующих элементов в пьянящей атмосфере философии эпохи Просвещения конца XVIII столетия. Важно определить, какие масонские филиалы активно действовали в момент основания Американской республики, ибо обычное заблуждение — рассматривать масонство в качестве единой международной организации. Американские и английские масоны тяготеют к христианству и консерватизму, тогда как континентальные масоны предпочитают атеизм и либерализм. Более того, у французских, немецких и итальянских масонов свой национальный «Восток», и они не склонны соглашаться друг с другом. Помимо национальных различий, существует целый ряд отдельных и соперничающих направлений: Голубая Ложа, или «Ремесленное» масонство, Шотландский устав, Королевская арка, Египетский устав, Хередомский устав, Устав Мемфиса и Мизраима, масоны-тамплиеры, масоны-розенкрейцеры и буквально сотни прочих еще более специализированных объединений. Для нас наиболее важны масоны-иллюминаты. Это направление в масонстве, которое раскрывается в деятельности известной организации Адама Вейсгаупта под названием «Баварские братья». Как и масонство, иллюминатство не является цельным учением. Под его флагом выступали и испанские алумбрадос, и Gottesfreunde в Германии, и французские мартинисты, и «Верность любви», и «Суды любви», и сотни других мелких групп просвещенных мистиков, разбросанных по всей Европе, начиная с XI и до конца XVIII века (иллюминатство существует и по сей день, хотя в конце XVIII столетия он пережил завершение одной традиции и приток новых сил). Самыми известными иллюминатами XVIII века были неверно понятые «Баварские братья» под руководством Адама Вейсгаупта. Если отвлечься от его политических и социальных целей, то иллюминатство определяется как мистический феномен, преодолевающий национальные и культурные барьеры. Иллюминатский опыт — это, по сути дела, столкновение человеческого «я» с Монархом и переход сознания на более высокий уровень. На высших уровнях иллюминатского опыта, которые еще можно анализировать в пределах лингвистических возможностей, всякое живое существо воспринимается как «монада» — в том самом метафизически-математическом смысле, который Лейбниц вложил в свою знаменитую «Монадологию», один из важнейших для иллюминатов текстов. Мерцающие «точки» осознанного отсутствия света, пространства и времени собираются в огромный, отшлифованный, как бриллиант, Шар, не вписывающийся в рамки евклидовой геометрии, — в Державу Монарха! Удивительно, что из такого абстрактного видения вытекают прямые политические последствия. Одна из самых любопытных фраз американской конституции насчет того, что «все люди созданы равными», начинает обретать смысл только в свете этих представлений. Лишь на том уровне, где все монады равны перед Единственным глазом Монарха, эта фраза оказывается правдивой. Политические доктрины иллюминатства, проекты создания правительства Монарха тяготеют к универсализму, теократии и республиканству в оригинальном — платоновском — смысле. «Новый светский порядок», символы которого отразились на Большой печати, — это чисто теократическая республика. Непосредственное правление Монарха упраздняет необходимость в церкви, государстве и даже в семье как ячейке общества. В культуре, где практически каждый мистически реализуется, правление людей было бы просто-напросто лишним. Во многих отношениях к подобному идеалу стремится и движение «ньюэйдж». Способность человека к совершенствованию и восстановление подлинной сути Земли как Эдема — вот краеугольный камень Храма мудрости Монарха. Остальные Слуги Избранного склонны действовать под поразительными и необычными именами: Тайные лидеры, Неизвестные старшины, Невидимая империя, Невидимая коллегия, Великое белое братство (здесь имеется в виду скорее свет, чем расовая принадлежность), тамплиеры, хашашины, суфийские ордена, Иерархии тьмы, СС, Аненербе, эризианцы и хаотики, черные розенкрейцеры, шайвиты, Странники бездны, Братья пустыни, белые розенкрейцеры, Братья золотого креста и красной розы, последователи герме-тизма различных мастей, поклонники Бёме, последователи Элайджи, Элиаса и Мельхиседека, бодеанцы, утописты, каббалисты, гностики, космополиты, Доблестные путешественники, Серебряные сандалии, Братья Абейгнуса, Священная гора и так далее. Среди громких имен, связавшихся с Избранным в разное время: Пресвитер Иоанн, Бронс, раненый Король-Рыбак, Шайтан и Христос, Фридрих Барбаросса, Спящий император, Аполлон и Бахус, Амфион и Зетос, Ормузд и Ариман, Янус, король Артур, Один и Осирис. Масоны называют Правителя Великим Архитектором Вселенной (ВАВ). В этом определении сохраняется смысл понятия «правитель» как «измерителя» или творца. На Востоке Монарх является в виде Майтрейи, будущего Будды или Шивы, бога горных йогов. Гностики выбрали бы Иегову, безумного демиурга, хотя абсолютный аспект выражает Иалдобоат. Любопытно, что Избранного часто представляют второстепенные участники пантеона, что отражает его статус как местного хранителя одной планеты. Приблизительный портрет, фрагментарный и неполный, начинает вырисовываться. Но единственный способ, при помощи которого человек может обрести свое понимание Монарха, — это выбор пророческого «следования пути» (управляемые медитативные путешествия по Внутренним сферам), где испытуемый может повстречаться с Монархом лицом к лицу. Ключевой момент в следовании пути заключается в использовании активного и осведомленного воображения в расслабленном состоянии измененного сознания (но ни в коем случае не в состоянии полного «транса»).[21] Вслед за древними шаманами из Центральной Азии мы тоже можем научиться переноситься на Север к большой Великой невидимой горе, как называл ее мистик XVII века Томас Воган в своей книге «Lumen de Lumine» («Свет всего света»).[22] Пройдя через семь архе-типных существ, мы, наконец, достигнем цели наших поисков — кровати Монарха. Чаще всего Он является в виде престарелого, но царственного существа, лежащего на постели с открытой и кровоточащей раной. Интересно, что обычно Монарх появляется за тонким покрывалом. За этим трогательным образом стоит громадная метафизическая энергия и сознание, работающее в межзвездных измерениях. За этим образом — тот, кто наблюдает, чье правление построено на воспоминаниях и экстазе. Такова традиция, облаченная в парадокс, и все же это тот самый парадокс Мира, с которым мы сталкиваемся здесь. Удивительно забавный момент во всем этом — то, что в конечном итоге все наделенные сознанием формы жизни неизбежно окажутся у постели Монарха. Каждая из них увидит и испытает там что-то свое, и в то же время все увидят одно и то же. В этом парадоксе кроется начало мудрости. Особенно благодарю за помощь, оказанную при подготовке этой статьи, свою жену Джули Дей-О’Нил, спасибо ей за интуицию, внимание и редактирование. Примечания:1 Самая известная, самая многочисленная и самая авторитетная на протяжении 1980-х годов группа хакеров, идол компьютерного андеграунда. Существовала до 1994 года 2 Эта комиссия была создана во времена президентства Рональда Рейгана, чтобы оценить социальный ущерб, наносимый порнографией 18 Перевод А. Корсуна под редакцией М. Стеблин-Каменского 19 Самой подробной книгой о понятии Правителя Мира и эзотерических традициях, с этим понятием связанных, остается работа Джеффри Аша «Древняя мудрость» (Geoffrey Ashe, The Ancient Wisdom, Abacus Books: London, 1979) 20 Явная связь между теософией, ариософией и нацизмом досконально исследована Николасом Гудрик-Кларком в книге «Оккультные корни нацизма» [М: Эксмо, 2004] 21 * Подробности о следовании пути см.: Dolores Ashcroft-Nowicki, Highways of the Mind: The Art and History of Parthworking, Aquarian Press: Los Angeles, 1962 22 * См.: The Works of Thomas Vaughn, edited by Arthur Edward Waite (University Books: New Hyde Park) |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|