|
Галактика Гутенберга
Маршалл Мак-Люэн;
- ГАЛАКТИКА ГУТЕНБЕРГА
- «Король Лир» — рабочая модель процесса обнажения личности, посредством которого люди переходят из мира ролей в мир должностей
- Болезненное переживание третьего измерения впервые получает свое словесное выражение в поэтической истории «Короля Лира»
- Интериоризация технологии фонетического алфавита перемещает человека из магического мира звука в нейтральный визуальный мир
- Шизофрения, по-видимому, является закономерным следствием распространения письменности
- Ведет ли интериоризация таких средств коммуникации, как буквы, к изменению соотношения между чувствами и изменениям в ментальности?
- Цивилизация дарит варвару, или племенному человеку, глаз вместо уха, но теперь оказывается не в ладах с электронным миром
- Современный физик уютно чувствует себя в пространстве восточной теории поля
- Новая электронная взаимозависимость возвращает мир к ситуации глобальной деревни
- Письменность воздействует на физиологию, а также на психическую жизнь африканских туземцев
- Почему представители бесписьменных обществ не могут воспринимать кинофильмы или фотографии без длительной предварительной подготовки
- Африканская аудитория не может удовлетвориться привычной нам ролью пассивного потребителя при просмотре фильма
- Когда технология приводит к расширению одного из наших чувств, то вместе с интериоризацией новой технологии происходит перестройка форм восприятия
- Теория культурных изменений невозможна без понимания изменений соотношения чувств, вызванных их различными экстернализациями
- В двадцатом веке происходит встреча алфавитного и электронного ликов культуры, и печатное слово начинает служить тормозом в пробуждении Африки внутри нас
- Современное движение за реформу правил чтения и орфографии свидетельствует о смещении акцента с визуального на слышимое
- Гарольд Иннис первым показал, что алфавит является агрессивной и воинствующей формой, поглощающей и трансформирующей культуры
- Развитие индивидуального «я» приводит гомеровского героя к расколу психической жизни
- Пример древних греков — наглядное объяснение того, почему до интериоризации алфавитной технологии людей не интересовала визуальная внешность
- Точка зрения в искусстве и хронологии древних греков имеет мало общего с нашими точками зрения, но обнаруживает много родственного со средневековыми
- Греки сделали свои открытия в искусстве и науке после интериоризации алфавита
- Преемственность древнегреческого и средневекового искусства была обеспечена связью между caelatura (чеканкой) и искусством иллюминирования
- Усиление роли визуальности привело греков к отчуждению от примитивного искусства, которое вновь возрождается в век электроники после интериоризации электрического единого поля, где все происходит одновременно
- Обществу номадов недоступен опыт замкнутого пространства
- Примитивизм стал по большей части вульгарным клише в современном искусстве и гуманитарной науке
- Цель «Галактики Гутенберга» — показать, почему алфавитный человек склонен к десакрализации своего способа существования
- Метод двадцатого века заключается в использовании не одной, а множества моделей экспериментального исследования, т. е. техники «подвешенного» суждения
- История книгопечатания представляет собой лишь часть истории письма
- До сих пор культура механически предопределяла судьбу человеческих обществ, поскольку представляла собой автоматическую интериоризацию их собственных технологий
- Техники унификации и воспроизводимости были введены в употребление древними римлянами и средневековьем
- Слово «современный» (modern) служило представителям патристики для порицания средневековых ученых, разработавших новую логику и физику
- В античности и в средние века чтение было по своей сущности чтением вслух
- Рукописная культура была разговорной уже потому, что писатель и его аудитория были физически связаны формой публикации как исполнения
- Рукописность сформировала средневековые литературные конвенции на всех уровнях
- Традиционный школьный «фольклор» указывает на разрыв между человеком рукописной культуры и человеком печатной культуры
- Кабинка для чтения на самом деле служила средневековому монаху помещением для пения
- В церковных школах грамматика изучалась прежде всего для того, чтобы способствовать правильности устной речи
- Средневековому студенту приходилось быть одновременно палеографом, редактором и издателем читаемых им авторов
- Фома Аквинский объясняет, почему Сократ, Христос и Пифагор не облекли свои учения в письменную форму
- Появление схоластов, или moderni, в двенадцатом веке привело к глубокому разрыву с древними представителями христианской науки
- Схоластика, как и традиции сенековского красноречия, была непосредственно связана с устными традициями афористического обучения
- Рукописная культура и готическая архитектура устремлены к свету, идущему сквозь предмет, а не падающему на предмет
- Средневековое освещение, глосса и скульптура суть аспекты важнейшего искусства рукописной культуры — искусства запоминания
- Для человека устной культуры письменный текст содержит все уровни значения
- Рост объема информационного потока уже сам по себе способствовал визуальной организации знания и возникновению перспективного восприятия даже до изобретения книгопечатания
- Столкновение между письменными и устными структурами знания происходит также и в общественной жизни средневековья
- Конец средневекового мира ознаменовался неистовой тягой к прикладному знанию — новому средневековому знанию, нацеленному на возрождение античности
- Ренессансная Италия превратилась в подобие голливудской коллекции декораций античности, а обусловленное новой визуальностью ренессансное увлечение античностью открыло путь к власти представителям всех классов
- Средневековые идолы короля
- Изобретение книгопечатания укрепило и расширило новую визуальность прикладного знания, создав первый однотипный и воспроизводимый товар, первый конвейер и первую отрасль массового производства
- Фиксированная точка зрения, ставшая возможной только с появлением печати, кладет конец образу как пластическому организму
- Естественная магия камеры-обскуры предвосхитила Голливуд в превращении зрелища окружающего мира в потребительский товар, упакованный в рамку
- Томас Мор предлагает проект моста через бурную реку схоластической философии
- Рукописная культура не знала авторов и публики в том смысле, в каком они были созданы печатной культурой
- Средневековая книготорговля была букинистической торговлей и точным подобием сегодняшней торговли произведениями «старых мастеров»
- Лишь более чем через два столетия после изобретения книгопечатания авторы прозаических сочинений научились выдерживать единый тон или единую позицию на протяжении всего текста
- Визуальная переориентация позднего средневековья отрицательно сказалась на литургическом благочестии, тогда как развитие электроники в наши дни оказало на нее стимулирующее влияние
- «Интерфейс» Ренессанса оказался зоной контакта средневекового плюрализма, с одной стороны, и современной гомогенности и механистичности, с другой, — формула скорости и изменения
- Петрус Рамус и Джон Дьюи — два «серфера»-реформатора образования, оседлавшие волны двух антитетических периодов — эпохи Гутенберга и электронной эпохи «Маркони»
- Рабле рисует перспективу будущего печатной культуры как потребительского рая прикладного знания
- Пресловутый «материализм» Рабле есть не что иное, как кильватер уходящей рукописной культуры
- Книгопечатание как первый случай механизации ремесла — пример не просто нового знания, а прикладного знания
- Человеческое мышление всегда оказывается в затруднении в начальный период интериоризации любой технологии, придуманной и реализованной на практике самим же человеком
- С Гутенбергом Европа вступает в технологическую фазу прогресса, когда изменение как таковое становится архетипической нормой жизни общества
- Прикладное знание в эпоху Ренессанса приняло форму перевода слухового в визуальные термины, а пластического — в форму образа на сетчатке
- Книгопечатание превращает язык из средства восприятия и познания в товар
- Книгопечатание — это не только технология, это — такой же природный ресурс или продукт производства, как хлопок, лес или радио, и как любой продукт производства оно формирует не только чувственность частного человека, но также и формы взаимозависимости людей в обществе
- В эпоху Возрождения господствующей становится страсть к точному измерению
- Раскол между сердцем и умом, вызванный книгопечатанием, — это травма, переживаемая Европой со времени Макиавелли и до наших дней
- И макиавеллиевский, и купеческий ум разделяют веру в необходимость для власти процедуры сегментации — в силу дихотомии власти и морали, а также денег и морали
- Тобиас Данциг объясняет, почему причины экспансии языка чисел следует искать в потребностях, созданных новой алфавитной технологией
- Как греки столкнулись со смешением языков, когда числа проникли в евклидово пространство
- Великий раскол между искусством и наукой произошел в шестнадцатом веке с появлением средств ускорения расчетов
- Френсис Бэкон, PR-представитель moderni, обеими ногами стоял на почве средних веков
- Френсис Бэкон освятил причудливое бракосочетание средневековой Книги Природы и новой книги, вышедшей из-под печатного пресса
- Бэконовский Адам был средневековым мистиком, тогда как мильтоновский Адам был скорее профсоюзным лидером
- Насколько тиражированный печатный текст сумел заменить тайную исповедь?
- Аретино, подобно Рабле и Сервантесу, осознал гаргантюанский, фантастический, сверхчеловеческий смысл книгопечатания
- Марло предвосхитил варварский вой Уитмена, использовав в качестве национальной системы обращения к публике белый ямбический стих — формирующуюся систему стихосложения, удобную для создания новых популярных произведений
- Книгопечатание превратило национальные языки в средства массовой коммуникации, в замкнутые системы, и тем самым создало современный национализм как централизующую силу
- Именно книжная страница первой отразила раскол между поэзией и музыкой
- Устная полифония прозы Нэша нарушает принципы линейности и разделения стилей в литературе
- Печатный пресс был поначалу всеми, кроме Шекспира, ошибочно принят за машину бессмертия
- Портативность книги, а также мольбертной живописи, немало поспособствовала развитию культа индивидуализма
- Унифицированность и воспроизводимость печатного текста создали политическую арифметику семнадцатого и гедонистический расчет восемнадцатого века
- Логика книгопечатания создала аутсайдера, отчужденного индивида как тип целостного, т. е. интуитивного и иррационального, человека
- Сервантес создал Дон Кихота, чтобы противопоставить его человеку печатной культуры
- Человек печатной культуры способен выразить, но не осознать конфигурацию печатной технологии
- Хотя историкам хорошо известно, что национализм возник в шестнадцатом веке, они пока не могут найти объяснения этой страсти, предшествовавшей появлению соответствующей теории
- Национализм настаивает на равных правах как для индивидов, так и для наций
- Гражданские армии Кромвеля и Наполеона были идеальными проявлениями новой технологии
- У испанцев был иммунитет против печати благодаря старой вражде с маврами
- Книгопечатание вывело из употребления латынь
- Книгопечатание стало фактором формирования и стабилизации языков
- Книгопечатание изменило не только орфографию и грамматику, но также ударения и окончания слов, оно сделало возможной плохую грамматику
- Нивелирование флексии и игры слов стало частью программы прикладного знания в семнадцатом веке
- Книгопечатание сделало нацию однородной, а государство централизованным, но оно же создало индивидуализм и оппозицию правительству
- В бесписьменном обществе не делают грамматических ошибок
- Изглаживание тактильных качеств из жизни и речи способствовало «очищению» языка, к которому так стремилась эпоха Возрождения и которое отвергает наш электронный век
- Чувству времени человека печатной культуры свойственны кинематографичность, последовательность и изобразительность
- Обнажение жизни сознания и ее редукция к одному-единственному уровню создала в семнадцатом веке новый мир бессознательного. Архетипы индивидуального сознания покинули сцену, уступив место архетипам коллективного бессознательного
- Философия оказалась такой же наивной, как и наука, в своем бессознательном принятии допущений или динамики книгопечатания
- Хайдеггер оседлал электронную волну с таким же триумфом, как Декарт — механическую
- Книгопечатание раскололо голоса тишины
- Распад галактики Гутенберга был теоретически зафиксирован в 1905 г. с открытием искривленного пространства, но на практике уже двумя поколениями раньше она начала рушиться под натиском телеграфа
- «Дунсиада» Поупа обвиняет печатную книгу как фактор возрождения примитивизма и романтизма. Обособленная визуальность пробуждает магию племенной орды. Театральная касса выступает как возврат к эхокамере бардовских заклинаний
- Новое коллективное бессознательное Поуп рассматривал как накапливающиеся отходы личностного самовыражения
- Последняя книга «Дунсиады» выявляет смысл преображающей силы механического прикладного знания как изумительной пародии на евхаристию
|
|