|
||||
|
Назад | Содержание| Вперёд 4. 4. Планирование поездки В данном ра...Назад | Содержание| Вперёд 4. 4. Планирование поездки В данном разделе мы создадим программу, котораядает советы по планированию воздушногопутешествия. Эта программа будет довольнопримитивным советчиком, тем не менее она сможетотвечать на некоторые полезные вопросы, такиекак: По каким дням недели есть прямые рейсы из Лондона в Любляну? Как в четверг можно добраться из Любляны в Эдинбург? Мне нужно посетить Милан, Любляну и Цюрих; вылетать нужно из Лондона во вторник и вернуться обратно в Лондон в пятницу. В какой последовательности мне следует посещать эти города, чтобы ни разу на протяжении поездки не пришлось совершать более одного перелета в день. Центральной частью программы будет базаданных, содержащая информацию о рейсах. Этаинформация будет представлена в видетрехаргументного отношения: расписание( Пункт1,Пункт2, Список_рейсов) где Список_рейсов - этосписок, состоящий из структурированных объектоввида: Время_отправления /Время_прибытия / Номер_рейса / Список_дней_вылета Список_дней_вылета - это либо списокдней недели, либо атом "ежедневно". Одно изпредложений, входящих в расписаниемогло бы быть, например, таким: расписание( лондон,эдинбург, [ 9:40 / 10:50 / bа4733/ ежедневно, 19:40 / 20:50 / bа4833 / [пн, вт, ср, чт, пт, сб]] ). Время представлено в виде структурированныхобъектов, состоящих из двух компонент - часов иминут, объединенных оператором ":". Главная задача состоит в отыскании точныхмаршрутов между двумя заданными городами вопределенные дни недели. Ее решение мы будемпрограммировать в виде четырехаргументногоотношения: маршрут( Пункт1,Пункт2, День, Маршрут) Здесь Маршрут - этопоследовательность перелетов, удовлетворяющихследующим критериям: (1) начальная точкамаршрута находится в Пункт1; (2) конечная точка - в Пункт2; (3) все перелетысовершаются в один и тот же день недели - День; (4) все перелеты, входящие вМаршрут, содержатся в определенииотношения расписание; (5) остается достаточновремени для пересадки с рейса на рейс. Маршрут представляется в виде спискаструктурированных объектов вида Откуда - Куда :Номер_рейса : Время_отправления Мы еще будем пользоваться следующимивспомогательными предикатами: (1) рейс( Пункт1,Пункт2, День, N_рейса, Вр_отпр, Вр_приб) Здесь сказано, что существует рейс N_рейсамежду Пункт1 и Пункт2 в деньнедели День с указанными временамиотправления и прибытия. (2) вр_отпр( Маршрут,Время) Время - это время отправления помаршруту Маршрут. (3) пересадка( Время1,Время2) Между Время1 и Время2 долженсуществовать промежуток не менее 40 минут дляпересадки с одного рейса на другой. Задача нахождения маршрута напоминаетмоделирование недетерминированного автомата изпредыдущего раздела: Состояния автомата соответствуют городам. Переход из состояния в состояние соответствует перелету из одного города в другой. Отношение переход автомата соответствует отношению расписание. Модель автомата находит путь в графе переходов между исходным и конечным состояниями; планировщик поездки находит маршрут между начальным н конечным пунктами поездки. Неудивительно поэтому, что отношение маршрутможно определить аналогично отношению допускает,с той разницей, что теперь нет "спонтанныхпереходов". Существуют два случая: (1) Прямой рейс: еслисуществует прямой рейс между пунктами Пункт1и Пункт2, то весь маршрут состоит толькоиз одного перелета: маршрут( Пункт1,Пункт2, День, [Пункт1-Пункт2 : Nр : Отпр]):- рейс(Пункт1, Пункт2, День, Np, Отпр, Приб). (2) Маршрут с пересадками:маршрут между пунктами Р1 и Р2состоит из первого перелета из P1 внекоторый промежуточный пункт Р3 имаршрута между Р3 и Р2. Крометого, между окончанием первого перелета иотправлением во второй необходимо оставитьдостаточно времени для пересадки. маршрут( Р1, Р2, День,[Р1-Р3 : Nр1 : Отпр1 | Маршрут]) :- маршрут( Р3, Р2, День, Маршрут ), рейс(Р1, Р3, День, Npl, Oтпpl, Приб1), вр_отпр( Маршрут, Отпр2), пересадка( Приб1, Отпр2). Вспомогательные отношения рейс, пересадкаи вр_отпр запрограммировать легко; мывключили их в полный текст программыпланировщика поездки на рис. 4.5. Там же приводитсяи пример базы данных расписания. Наш планировщик исключительно прост и можетрассматривать пути, очевидно ведущие в никуда.Тем не менее его оказывается вполне достаточно,если база данных о рейсах самолетов невелика. Длябольших баз данных потребовалось бы разработатьболее интеллектуальный планировщик, который могбы справиться с большим количеством путей,участвующих в перебора при нахождении нужногопути. Вот некоторые примеры вопросов к планировщику: По каким дням недели существуют прямые рейсы из Лондона в Люблину? ?- рейс( лондон, любляна, День, _, _, _ ). День = пт; День = сб; no (нет) % ПЛАНИРОВЩИК ВОЗДУШНЫХ МАРШРУТОВ :- ор( 50, xfy, :). рейс( Пункт1, Пункт2, День, Np, ВрОтпр, ВрПриб):- расписание( Пункт1, Пункт2, СписРейсов), принадлежит( ВрОтпр / ВрПриб / Nр /СписДней, СписРейсов), день_выл( День, СписДней). принадлежит( X, [X | L] ). принадлежит( X, [Y | L] ) :- принадлежит( X, L ). день_выл( День, СписДней) :- принадлежит( День, СписДней). день_выл( День, ежедневно) :- принадлежит( День, [пн, вт, ср, чт,пт, сб, вс] ). маршрут( P1, P2, День, [Р1-Р2 : Np : ВрОтпр] ) :- % прямой рейс рейс( P1, P2, День, Np, ВрОтпр, _ ). маршрут( Р1, Р2, День, [Pl-P3 : Np1 : Oтпp1 | Маршрут]):- % маршрут с пересадками маршрут( Р3, P2, День, Маршрут ), рейс( Р1, Р3, День, Npl, Oтпp1, Приб1), вр_отпр( Маршрут, Отпр2), пересадка( Приб1, Отпр2). вр_отпр( [Р1-Р2 : Np : Отпр | _ ], Отпр). пересадка( Часы1 : Минуты1, Часы2 : Минуты2) :- 60 * (Часы2-Часы1) + Минуты2 - Минуты1>= 40 % БАЗА ДАННЫХ О РЕЙСАХ САМОЛЕТОВ расписание( эдинбург, лондон, [ 9:40 / 10:50 / bа4733 / ежедневно, 13:40 / 14:50 / ba4773 / ежедневно, 19:40 / 20:50 / bа4833 / [пн, вт, ср, чт, пт,вс] ] ). расписание( лондон, эдинбург, [ 9:40 / 10:50 / bа4732 / ежедневно, 11:40 / 12:50 / bа4752 / ежедневно, 18:40 / 19:50 / bа4822 / [пн, вт, ср, чт, пт] ]), расписание( лондон, любляна, [13:20 / 16:20 / ju201 / [пт], 13:20 / 16:20 / ju213 / [вс] ] ). расписание( лондон, цюрих, [ 9:10 / 11:45 / bа614 / ежедневно, 14:45 / 17:20 / sr805 / ежедневно ] ). расписание( лондон, милан, [ 8:30 / 11:20 / bа510 / ежедневно, 11:00 / 13:50 / az459 / ежедневно ] ). расписание( любляна, цюрих, [11:30 / 12:40 / ju322 / [вт,чт] ] ). расписание( любляна, лондон, [11:10 / 12:20 / yu200 / [пт], 11:25 / 12:20 / yu212 / [вс] ] ). расписание( милан, лондон, [ 9:10 / 10:00 / az458 / ежедневно, 12:20 / 13:10 / bа511 / ежедневно ] ). расписание( милан, цюрих, [ 9:25 / 10:15 / sr621 / ежедневно, 12:45 / 13:35 / sr623 / ежедневно ] ). расписание( цюрих, любляна, [13:30 / 14:40 / yu323 / [вт, чт] ] ). расписание( цюрих, лондон, 9:00 / 9:40 / bа613 / [ пн, вт, ср, чт, пт, сб], 16:10 / 16:55 / sr806 / [пн, вт, ср, чт, пт,сб] ] ). расписание( цюрих, милан, [ 7:55 / 8:45 / sr620 / ежедневно ] ). Рис. 4. 5. Планировщиквоздушных маршрутов и база данных о рейсахсамолетов. Как мне добраться из Любляны в Эдинбург в четверг? ?- маршрут( любляна, эдинбург, чт, R). R = [любляна-цюрих : уu322 : 11:30, цюрих-лондон: sr806 : 16:10, лондон-эдинбург : bа4822 : 18:40 ] Как мне посетить Милан, Любляну и Цюрих, вылетев из Лондона во вторник и вернувшись в него в пятницу, совершая в день не более одного перелета? Этот вопрос сложнее, чем предыдущие. Его можно сформулировать, использовав отношение перестановка, запрограммированное в гл. 3. Мы попросим найти такую перестановку городов Милан, Любляна и Цюрих, чтобы соответствующие перелеты можно было осуществить в несколько последовательных дней недели: ?- перестановка( [милан, любляна, цюрих], [Город1, Город2, Город3] ), рейс( лондон, Город1, вт, Np1, Oтпp1, Пpиб1), peйc( Город1, Город2, ср, Np2, Отпр2, Приб2), рейс( Город2, Город3, чт, Np3, Отпp3, Приб3), рейс( Город3, лондон, пт, Np4, Отпр4, Приб4). Город1 = милан Город2 = цюрих Город3 = любляна
Npl = ba510 Отпр1 = 8:30 Приб1 = 11:20
Np2 =sr621 Отпр2 = 9:25 Приб2 = 10:15
Np3 = yu323 Отпр3 = 13:30 Приб3 = 14:40 Np4 = yu200 Отпр4 = 11:10 Приб4 = 12:20 Назад | Содержание| Вперёд |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|