|
||||
|
Ш Шарлотка сладкий десерт из яблок, запеченных в тесте. Название – по имени королевы Шарлотты. Шарлотта (София Шарлотта Мекленбург-Стрелицкая) Charlotte (1744–1818) королева Великобритании, жена короля Георга III (1738–1820) и бабушка королевы Виктории. Шарлотта была младшей дочерью герцога Шарля Луи Фредерика Мекленбург-Стрелицкого (1707–1752) и герцогини Елизаветы Альбертины Саксонской (1713–1761). В возрасте 17 лет она стала супругой короля Великобритании. У них было 15 детей, только двое из которых умерли в детстве. Королева Шарлотта очень любила искусство и, в частности, оказывала поддержку своему учителю музыки Иоганну Кристиану Баху (сыну знаменитого композитора) и В. А. Моцарту, который в возрасте 8 лет посвятил ей один из своих опусов. Она также широко занималась благотворительностью. Королева хорошо знала ботанику и участвовала в создании Королевского ботанического сада. Королеве Шарлотте принадлежит рецепт сладкого десерта из яблок, запеченных в тесте (шарлотки). Шатобриан стейк толщиной около 3 см, приготавливаемый из говяжьей вырезки. Шатобриан готовят на гриле (огне) или жарят и подают с традиционным соусом беарнез (из белого вина и лука-шалот, увлажненного маслом, полынью и лимонным соком). Франсуа Рене, виконт де Шатобриан Francois Rene, vicomte de Chateaubriand (1768–1848) французский писатель и дипломат, один из основателей романтизма во французской литературе. Автор романов «Апология христианства», «Аталла» и «Рене», «Мученики» и трактата «Гений христианства». Шевроле (неизм.) марка автомобилей, производимых американской корпорацией General Motors. Название – по имени Л. Шевроле. Луи Жозеф Шевроле Louis Joseph Chevrolet (1878–1941) американский автогонщик, автоконструктор и предприниматель швейцарского происхождения. Родился в городе Невшатель (Швейцария). В юности заинтересовался автомобилями и автогонками. В 1900 г. переехал в Квебек (Канада), а через год – в Нью-Йорк, где работал в различных автокомпаниях. В 1905 г. впервые выступил в соревнованиях и нанес поражение величайшему американскому гонщику того времени Барни Олдфилду. В 1909 г. начал конструировать автомобильный двигатель собственной конструкции. Тогда же вместе с Уильямом Дюраном (William C. Durant) организовал в Детройте компанию Chevrolet Motor Car Company. Однако в 1915 г., разойдясь с Дюраном во мнениях относительно будущего автомобиля, продал свою долю компании и ушел из бизнеса. Шевроле интересовался в первую очередь гоночными автомобилями. В 1916 г. совместно с братьями Гастон создал компанию Frontenac Motor Corporation, где было организовано конструирование и производство гоночных автомобилей. В 1911 г. Луи Шевроле дал свое имя первому автомобилю, построенному при решающем участии У. Дюрана. В 1915 г. уступил свои права на марку Chevrolet У. Дюрану. Некоторое время не слишком удачно работал для Stutz Automobile Company, пытался строить самолеты. В 1936 г. Шевроле поступил на службу в отделение «Шевроле» концерна «Дженерал Моторс», где и закончил свои дни мелким служащим. Шкала Кельвина см. Градус Кельвина. Шкала Реомюра см. Градус Реомюра. Шкала Фаренгейта см. Градус Фаренгейта. Шкала Цельсия см. Градус Цельсия. Шкода одна из крупнейших компаний Чехии, специализирующаяся на машиностроении. Под маркой «Шкода» работает также «Шкода Авто» – чешская фирма по производству автомобилей, один из четырех старейших мировых производителей. С 1991 г. она входит в состав концерна Volkswagen AG. Эмиль Шкода Emil Ckoda (1839–1900) чешский инженер и предприниматель. Родился в городе Пльзень в семье местного врача Франтишека Шкоды, который за заслуги в области здравоохранения получил дворянский титул. Изучал инженерное дело в Праге и в Карлсруэ. В 1866 г. становится главным инженером на машиностроительном предприятии, принадлежавшем графу Эрнсту фон Валленштейн-Вар-тенберг, основанном в Пльзени в 1859 г. и производившем мельничное оборудование. В 1869 г. выкупил это предприятие и начал расширять производство и ассортимент производимой продукции. В 1886 г. предприятие было вынесено за пределы города и к нему была проведена железная дорога. В конце XIX – начале XX в. «Шкода» – крупный машиностроительный концерн с современным литейным и металлообрабатывающим производством. Здесь же производилось и оружие. Торговая марка «Шкода» сохранилась за заводом «Шкода Авто» в городе Млада Болеслав. Предприятие было организовано в 1896 г. Вацлавом Клементом и Вацлавом Лаурином для производства велосипедов «Sla-via», а с 1898 г. – также и мотоциклов. В 1903 г. здесь начался выпуск автомобилей Laurin & Klement. В 1926 г. предприятие вошло в состав концерна «Шкода». Шмайссер немецкий автомат времен Второй мировой войны. Название – по имени Х. Шмайссера. Хуго Шмайссер Hugo Schmeisser (1884–1953) немецкий конструктор стрелкового оружия. Родился в Йене, большую часть жизни проработал на оружейных заводах в городе Зуле (Тюрингия). Сын Луиса Шмайс-сера, одного из известных в Европе конструкторов оружия. Трудился на фирме Bergmann и занимался разработкой пулеметов. В 1917–1918 гг. разработал автоматическое стрелковое оружие для пехотинца, штурмовую винтовку MP18. После Первой мировой войны совместно с братом Гансом основал в 1919 г. в Зуле предприятие Industriewerk Auhammer Koch und Co. С 1919 г. начал сотрудничать с фирмой Haenel. Параллельно создал в Зуле вторую фирму – под именем «Братья Шмайссер». В 1928 г. разработал автомат MP28 с магазином на 32 патрона, поступивший на вооружение немецкой полиции. После 1935 г. фирма Haenel приступила к массовому производству оружия. Хуго Шмайсcер постоянно совершенствовал пистолет-пулемет и разрабатывал автоматы MP38 и MP40, общее производство которых за годы Второй мировой войны достигло 1,2 млн штук. Именно этот автомат чаще всего называется «шмайс-cером» (Schmeisser-MP). После занятия Зуля американскими войсками 3 апреля 1945 г. Х. Шмайссер был арестован. В конце июня 1945 г. Зуль передан под контроль Советской Армии. В октябре 1946 г. Х. Шмайс-сера и нескольких других оружейников из Зуля вместе с семьями вывезли в Ижевск. В течение 1946–1952 гг. Х. Шмайссер работал на заводе «Ижмаш». 9 июня 1952 г. вернулся в Германию. Умер в городской больнице Эр-фурта. Похоронен в Зуле. В 2003 г. в городе поставлен памятник Хуго Шмайссеру. Шовинизм крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть. Название – по имени Н. Шовена. Никола Шовен Nicola Chovin легендарный солдат-патриот из Рошфора, герой нескольких популярных в 1830-х гг. французских водевилей, в т. ч. «Солдат-земледелец» Эжена Скриба и «Трехцветная кокарда» братьев Коньяр. Никола Шовен – простой деревенский парень, в 18 лет призванный на войну и честно служивший отчизне. Он был ранен 17 раз (и всегда в грудь, а не в спину). За солдатскую доблесть получил боевую награду и пенсию в 200 франков. Пафосно и просто выражает герой в своих речах любовь к Франции и к Наполеону Бонапарту; такое сочетание придает ему комедийную (однако в целом положительную) окраску. Первая «биография» Н. Шо-вена опубликована в 1845 г. Жаком Араго (Jaques Arago) в его статье «Шовинизм», а затем в одноименной статье в «Большом словаре» Пьера Ларусса (Pierre Larousse). Характер водевильного героя хорошо совпал с волной оголтелого национализма, поднимавшейся в середине XIX в. во Франции, и быстро распространилось слово «шовинизм». Шрапнель артиллерийский снаряд, корпус которого заполнялся сферическими пулями (стержнями, стрелами и т. п.), поражавшими открытые живые цели. Разрывался в заданной точке траектории; применялся в XIX – начале XX в., вытеснен осколочными и осколочно-фугасными снарядами. Генри Шрапнель Henry Shrapnel (1761–1842) генерал британской армии и изобретатель шрапнельного снаряда. Родился в Уилтшире, в Англии. В 1784 г., будучи лейтенантом Королевской артиллерии, изобрел полое артиллерийское ядро, наполненное взрывчатым веществом и мелкими металлическими шариками. Это ядро взрывалось в полете и разлетающимися шариками поражало живую силу противника. Будучи принятым на вооружение Британской армией в 1803 г., такое ядро стало называться шрапнельным ядром. 1 ноября 1803 г. Шрапнелю было присвоено звание майора. 30 апреля 1804 г. шрапнельные ядра были испытаны в бою. 20 июля 1804 г. Генри Шрапнель получил чин подполковника. В 1814 г. британское правительство назначило Шрапнелю пожизненную пенсию 1200 фунтов стерлингов в год. Шрапнель получил чин генерал-лейтенанта 10 января 1837 г. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|