• Пятьсот слитков "Ниагары"
  • Золото "Лаурентика"
  • Сто тысяч за труды
  • Удача Робера Стенюи
  • "Золотой Дракон" и таинственный круг
  • "Изумрудный" галеон и другие "корабли сокровищ"
  • Глава 4. ЗОЛОТОЙ БЛЕСК УДАЧИ

    Пятьсот слитков "Ниагары"

    Не рифы, не скалы, не своеволие разъяренной стихии—кораблю, везущему сокровища, больше всего угрожают войны.

    Первая мировая...

    В 1916 году подорвался на немецкой мине и затонул у берегов Ирландии английский лайнер "Лаурентик". Более трех тысяч золотых слитков оказались погребенными в морской пучине. Понадобилось целых семь лет настойчивых поисков, чтобы почти все это золото опять стало достоянием английской казны.

    1917 год. В Ла-Манше торпедирован голландский транспорт "Ренате Леонхарт". Четыре миллиона фунтов стерлингов легли на морское дно недалеко от берега. О транспорте вспомнили... через сорок лет. Для поисков золота "Ренате Леонхарт" голландский инженер Пьер Вис-сер соорудил гигантский кессон, оборудованный мощными гидромониторами для расчистки ила под корпусом затонувшего судна. Но за долгие годы пароход развалился на части, которые засосало глубоко в ил, и никакие хитроумные инженерные приспособления не помогли Виссеру разбогатеть.

    С тем же печальным результатом окончились попытки голландских спасателей найти золотые слитки на сумму 2 миллиона фунтов стерлингов среди останков лайнера "Тубантия", который, совершая рейс из Амстердама в Буэнос-Айрес, был торпедирован в Северном море немецкой подводной лодкой.

    Вторая мировая война...

    Напуганные призраком континентальной блокады, англичане втайне начинают переправлять золото в Канаду и Америку. Его вывозят не только с Британских островов, но и из колоний, доминионов, протекторатов и подопечных территорий. Зачастую для этих секретных операций используются не только быстроходные и хорошо вооруженные корабли, но и обычные грузовые суда. Именно в это тревожное время англичане успешно перевезли морем из Кейптауна в Нью-Йорк самую крупную партию золота XX века — 30 миллионов фунтов стерлингов.

    Тем печальнее на фоне подобных удач выглядит статистика "золотых" потерь. Одна только Англия рассталась с 5 миллионами фунтов стерлингов. Половина этой суммы отправилась на дно вместе с лайнером "Ниагара".

    Пароход "Ниагара"

    Почтовый пароход "Ниагара", построенный в Глазго в 1913 году и принадлежавший Новозеландской судоходной компании, считался одним из лучших и самых больших судов на линии Австралия — Северная Америка. Это было красивое двухтрубное судно, развивавшее скорость до 18 узлов.

    Еще в Первую мировую войну этот роскошный лайнер представлял большой соблазн для немецких подводных лодок, которые усиленно за ним охотились. Но им так и не удалось торпедировать "Ниагару", и она благополучно продолжала обслуживать австралийско-американскую линию до начала Второй мировой войны.

    Рано утром 19 июня 1940 года "Ниагара", следуя из Новой Зеландии на остров Ванкувер, подорвалась на мине в 30 милях от гавани Уангароа, расположенной на северо-востоке от новозеландского острова Северный. Получив большую пробоину ниже ватерлинии, пароход начал быстро погружаться в воду. К счастью, пассажирам и экипажу вовремя удалось спустить шлюпки и отойти от тонущего судна.

    Прошло несколько минут, и лайнер исчез с поверхности воды.

    Одному лишь капитану "Ниагары" и некоторым военным представителям в Веллингтоне было известно, что вместе с пароходом на дно пошел ценный груз — 590 золотых слитков, которые "Ниагара" должна была доставить в Канаду для уплаты счетов США за выполнение военных заказов.

    Гибель быстроходного лайнера и золота, которое не было застраховано, явилось серьезным ударом для англичан. Тогда еще не было известно, что судно подорвалось на одной из 228 контактных мин, поставленных немецким рейдером "Орион" — единственным судном, действовавшим в начале войны в Тихом океане.

    Через несколько дней после гибели "Ниагары" в Веллингтоне был создан судоподъемный синдикат, работы которого проводились тайно. Руководство синдикатом поручили австралийскому капитану Уильямсу. Он должен был найти затонувшее судно и во что бы то ни стало поднять его. Начали спешно переоборудовать небольшой теплоход "Клэймор", который стоял на приколе в Окленде. В декабре 1940 года "Клэймор" направился в район гибели "Ниагары". На борту спасателя находилась специально сконструированная одним австралийским инженером глубоководная камера, в которой должны были работать два лучших водолаза Австралии — братья Джон и Вильям Джонстон.

    Участок моря в 16 квадратных миль оградили буями, и теплоход начал тралить дно, следуя параллельными курсами. В полдень следующего дня трал судна за что-то зацепился. Место отметили буем, однако продолжать работы не пришлось: начался шторм, и поисковая партия укрылась в гавани Уангароа.

    Когда шторм утих, под воду в наблюдательной камере опустился водолаз. Оказалось, что трал судна зацепился за камень. При подъеме водолаз услышал странный скрежет о стенки камеры и сквозь один из семи иллюминаторов заметил стальной, обросший водорослями трос... "Наверное, это якорный канат "Клэймора", — решил он и продолжал подъем.

    Когда судно начало выбирать якорь, неожиданно в двух метрах от клюза заметили мину, которая запуталась в якорном канате "Клэймора". Если бы одному из матросов не удалось вовремя остановить брашпиль, судно бы взлетело на воздух.

    Вскоре прибывший к месту происшествия военный тральщик обезвредил мину и "Клэймор" смог продолжить поиски затонувшего парохода.

    На рассвете 31 января 1941 года трал "Клэймора" снова за что-то зацепился. Когда подняли брошенный на дно ручной лот, то увидели на нем свежие следы краски. Теперь никто не сомневался: это было судно.

    Вскоре один из водолазов, посланный в наблюдательной камере на дно, убедился воочию, что перед ним с креном в 70 градусов на левый борт лежала "Ниагара". Лот показал глубину 133,5 метра.

    Всем находившимся на борту "Клэймора" не терпелось как можно скорее приступить к подъему золота. Но погода не позволяла спускаться водолазам на дно.

    Спустя несколько дней, когда зыбь на море улеглась, "Ниагару" тщательно обследовали и на картонном макете воспроизвели ее положение на грунте. Оставалось только решить, каким способом можно проникнуть в каюту с золотом. Чтобы добраться туда, следовало взорвать борт и две палубы судна.

    И вот настал день, когда мощный взрыв потряс корпус "Ниагары". У борта "Клэймора" всплыли оглушенная акула и куски деревянной облицовки ходового мостика судна. В борту затонувшего парохода образовалась пробоина в 20 квадратных метров. Еще несколько взрывов — и водолаз в камере смог, наконец, приблизиться к "золотой" кладовой. Увы, она была надежно закрыта толстой стальной дверью.

    Встала проблема: сильный взрыв мог выбить дверь, раскидать 295 ящиков с золотыми слитками по всему помещению и похоронить золото под корпусом судна, слабый же взрыв просто повалил бы огромную стальную дверь на ящики и, таким образом, заблокировал бы единственный вход в бронированную кладовую "Ниагары". Это, пожалуй, был один из самых ответственных моментов во всей операции. Но все же взрыв произвели, и 5 октября 1941 года под ликующие крики экипажа глубоководный захват доставил стальную дверь на палубу "Клэймора". Позднее капитан Уильяме в память о подводной экспедиции установил эту дверь в своем кабинете в Мельбурне.

    13 октября, забыв про суеверия, моряки подняли первый ящик с золотыми слитками. Работа закипела.

    За 39 дней было найдено 552 слитка, их сложили на полу каюты капитана "Клэймора".

    Дальнейшие поиски не дали никаких результатов. Гдето на дне, на глубине 133 метров, остались лежать последние 38 слитков золота...   То и дело в камере менялись наблюдатели. Каждому хотелось самому обнаружить недостающую часть сокровищ. Когда окончательно износились тросы лебедок

    И капитан Уильяме смирился с мыслью о том, что поиски бесполезны, один из братьев Джонстон вдруг извлек со дна золотой слиток. Это был последний успешный спуск глубоководного захвата. Вскоре руководителю экспедиции пришлось объявить об окончании работ.

    "Клэймор" взял курс на гавань Уангароа. Вот здесь-то и произошел едва ли не самый драматический эпизод в истории судоподъемного дела. Когда до базы оставалось несколько миль, старший механик доложил капитану Уильямсу, что в машинное отделение поступает вода. Старенький "Клэймор", который еще до этого плавания собирались сдать на слом, не выдержал длительного пребывания в море — его обшивка пропускала воду. Судно стало тонуть. И могло случиться так, что сокровища опять оказались бы в морских глубинах, откуда их с таким трудом достали...

    На "Клэйморе" включили все водоотливные насосы. Кое-как капитану Уильямсу удалось привести судно в гавань. Едва успели выгрузить на берег 10 тонн золота, как стоявший у причала "Клэймор" сел днищем на грунт.

    Так закончилась эта эпопея.

    Прошло более десяти лет. Над тем, как достать оставшиеся на океанском дне 37 золотых слитков "Ниагары", ломали голову многие водолазные специалисты. Ведь точное место "Ниагары" известно, рассуждали они, значит, проблема легко решается с помощью хорошей глубоководной камеры и совершенного грейферного захвата. И вот в 1953 году английский спасательный корабль "Фор-мост-17", совершив длительный океанский переход, прибыл в район гавани Уангароа. За несколько недель спасатели вырвали у Нетуна еще 30 слитков золота. Блистательный успех! Остальные слитки так и остались на дне, погребенные под грудой исковерканного металла. На этот раз, возможно, навсегда.

    Золото "Лаурентика"

    Пожалуй, ни одно судно в истории кораблекрушений не ушло на дно, имея на борту такое количество золота.

    Английский лайнер "Лаурентик" был построен на верфи "Харланд энд Вулф" по заказу судоходной компании "Уайт Стар". Это пятипалубное судно регистровой вместимостью 14 892 тонн имело длину 550, ширину 67 футов и глубину трюма 41 фут. Лайнер был оборудован паровой турбиной и двумя паровыми машинами тройного расширения. Общая мощность этих силовых установок, вращавших три гребных винта, составляла 11 тысяч лошадиных сил, что обеспечивало скорость хода лайнера 18 узлов.

    В начале Первой мировой войны "Лаурентик" переоборудовали во вспомогательный крейсер. Обладая достаточной скоростью, чтобы уходить от германских подводных лодок, он исправно нес службу в Атлантике. В январе 1917 года на него погрузили 3211 слитков золота общим весом 43 тонны, которые были помещены в 890 ящиков весом 125 фунтов каждый. Это золото предназначалось США и Канаде в качестве уплаты за военные поставки: пшеницу, хлопок, сталь и порох. 24 января 1917 года "Лаурентик" под командованием капитана Р. Нортона вышел в море в сопровождении двух эсминцев. В связи с тем что незадолго до этого германская подводная лодка атаковала английский траулер, капитану Нортону было приказано отдать якорь в Лох-Свилли и дожидаться ночи. Командование Британскими ВМС не знало в это время, что немецкий подводный минный заградитель "U-80" в ночь на 24 января поставил при выходе из Лох-Свилли три мины.

    25 января в 17.00 "Лаурентик" снялся с якоря и направился в открытое море. Не прошло и пяти минут, как чудовищной силы взрыв потряс корпус лайнера, а через 20 екунд раздался второй, не менее сильный взрыв. Суднопотеряло ход, погас свет, и вышла из строя радиосвязь.Капитан Нортон видел, что часы "Лаурентика" сочтены.Ничто уже не могло спасти его. Вода вливалась в пробоину в борту. Судно все больше и больше кренилось. Спустяполчаса "Лаурентик" уже лежал на дне. Половине экипажа удалось сесть в шлюпки, но из-за сильного холода многие погибли: в одной шлюпке из 44 человек в живых осталось четверо, в другой из 35 человек умерло 30, в третьей погибли все 27 человек... Когда после катастрофы была сделана перекличка, оказалось, что из 475 членов экипажа 354 погибли.

    Гибель людей и корабля — это были невосполнимые потери. Что же касается золота, то оно находилось на дне у ирландских берегов, открытых штормам, и спасение его было под большим вопросом. На эту операцию были брошены лучшие специалисты водолазного дела британского флота. Хотя все понимали, что придется столкнуться с немалыми трудностями, никто не подозревал, насколько напряженной окажется эта борьба.

    Первое спасательное судно отправилось в залив Донегол и протралило то место, где погиб "Лаурентик". Пароход нашли и узнали, что только 50 метров отделяют спасательный отряд от затонувших ценностей. Это внушало надежду на успех операции. Однако оптимисты не приняли в расчет неприятеля.

    Немцы каким-то образом ухитрились узнать, где затонул "Лаурентик", и их подводные лодки выжидали удобного случая, чтобы помешать подъему золота. Одна подлодка, неотступно державшаяся поблизости, осторожно скрылась при приближении британского миноносца. Через два дня и миноносец был срочно отозван в другое место. За это время не было никаких признаков присутствия подводных лодок, и, чувствуя себя в достаточной безопасности, спасательный отряд решил продолжить операцию.

    Водолаз надел скафандр, привинтили шлем, и заработали насосы. Пробыв под водой совсем недолго, он почувствовал, что дергают за сигнальный конец. Потом еще и еще. Он попытался встать на ноги, но вдруг какая-то сила увлекла его наверх — его тащили словно рыбу на крючке! Он пытался сопротивляться, но тщетно. В голове у него помутилось, стало трудно дышать. Но, собравшись с силами, он все же сумел сделать то, чего требовали обстоятельства — закрыть клапан, через который уходил воздух из шлема. И вот он уже на поверхности. Его продолжают тащить с большой скоростью — сердце гулко бьется, в ушах шум, и он из всех сил старается не потерять сознания... Вдруг он чувствует, что его выдергивают из воды. Последнее, что он помнит, это палуба спасательного судна и прохладный воздух, ударивший ему в лицо...

    Когда водолаз пришел в себя, ему рассказали, что, пока он находился под водой, судно спасателей атаковала незаметно подошедшая германская подводная лодка и им пришлось спасаться бегством. Нападение было столь неожиданным, что времени поднимать водолаза по всем правилам уже не оставалось — на это ушло бы полчаса. Пришлось волей-неволей тащить его "на буксире" и поднимать на борт уже на ходу. Лишь чудо спасло его от пагубных последствий столь быстрого подъема с глубины...

    После этого случая было решено отложить операцию по подъему золота до более спокойного времени. Она возобновилась уже после окончания войны.

    Поскольку "Лаурентик" лежал на открытом штормам месте, добрых полгода водолазы не могли приступить к работе из-за непогоды. Даже в тихую погоду приходилось бороться с течениями. И их сила временами была невероятной. Течения перемещали лежащие на дне огромные глыбы, точно это был обычный гравий. Водолаза просто сносило с затонувшего корабля, на котором он работал. И хотя в полном снаряжении он весил немало —около 100 килограммов, преодолеть силу подводных течений было невозможно. Зачастую приходилось бросать работу и возвращаться на поверхность.

    Два года пребывания "Лаурентика" на дне океана сделали свое дело. Корпус некогда великолепного парохода разрушился, обшивка была изъедена ржавчиной. В его темном чреве хозяйничали рыбы... Несмотря на такое плачевное состояние корабля, водолазам в конце концов удалось найти то, чего они так долго искали.

    В один прекрасный день помощник на спасательном судне услышал зуммер телефона связи с водолазами. "Алло! Мы нашли золото!" — произнес голос на другом конце провода. Не теряя времени, спустили стропы и один за другим начали поднимать драгоценные слитки на поверхность. За тот сезон их было поднято на сумму 800 тысяч фунтов стерлингов. Условия работы под водой были настолько тяжелыми, что поначалу водолазы могли совершать в день лишь по два пятнадцатиминутных погружения.

    Зимние штормы произвели новые опустошения в обломках парохода, и следующей весной водолазы обнаружили, что оставшееся золото затерялось под грудой искореженной обшивки и шпангоутов. Единственное, что можно было теперь предпринять, — расчистить путь к нему с помощью взрывчатки. Для того чтобы заложить подрывные патроны в нужных местах, потребовалось немало усилий. После серии взрывов доступ к ценностям наконец был открыт, и водолазы снова начали отправлять наверх слиток за слитком. По расчетам спасателей, в этот раз они должны были поднять все золото без остатка. Однако судьба распорядилась иначе и работы были прерваны начавшимся штормом.

    Когда водолазы, дождавшись хорошей погоды, вновь спустились на "Лаурентик", они обнаружили, что "золотую" кладовую опять завалило листами обшивки — будто специально для того, чтобы помешать им поднять золото на поверхность. В довершение к этому начавшиеся осенние штормы положили конец работам в этот сезон.

    Следующий сезон выдался особенно неудачным. Погода точно издевалась над водолазами. По целым неделям они не могли приступить к работам. Не успевал стихнуть один шторм, как начинался другой. Призвав все свое терпение, спасатели выжидали удобного случая, чтобы спуститься на дно. И наконец такой случай им представился.

    Как перевернули все последние штормы! Останки "Лаурентика" потеряли всякое подобие корабля, превратившись в груду искореженного металла, занесенную песком и илом. Куски обшивки и всевозможные обломки усеивали морское дно во всех направлениях. Снова пришлось расчищать путь к золотым слиткам с помощью взрывчатки. Когда, наконец, они добрались до "золотой" кладовой, выяснилось, что слитки погребены под несколькими футами песка и ила. В результате неимоверных усилий на поверхность за тот сезон было поднято золота на сумму 10 тысяч фунтов стерлингов — гораздо меньше, чем рассчитывали спасатели.

    Однако это нимало не обескуражило кладоискателей и следующей весной они снова решили попытать счастья. Прошедшие зимние штормы сорвали с "Лаурентика" огромные листы обшивки и отбросили их на несколько метров в сторону. Вокруг судна валялись многочисленные обломки исковерканного ржавого металла. Найти иголку в стоге сена, казалось, проще, нежели отыскать золото в этом хаосе!

    В результате долгих поисков водолазам все-таки удалось обнаружить место, которое когда-то было "золотой" кладовой. Над ним громоздились огромные искореженные металлические листы. Чтобы добраться до золота, пришлось снова проводить подрывные операции и затем расчищать ил и песок при помощи мощного насоса. Однако усилия спасателей не пропали даром: к концу августа 1922 года они подняли золота на сумму 150 тысяч фунтов стерлингов. Работы продолжались и весь сезон 1923 года — слиток за слитком отдавало море сокровища "Лаурентика".

    ...Однажды ранним утром на рейде Ливерпуля появилось военное судно "Рестлер". После того как оно ошвартовалось у причала, с него начали выгружать деревянные ящики и укладывать на грузовой автомобиль. Эти 12 ящиков были наполнены золотом с "Лаурентика". В течение семи сезонов люди боролись со стихией за груз стоимостью 5 миллионов фунтов стерлингов, и их героическими усилиями удалось вернуть большую его часть — на сумму 4 миллиона 750 тысяч фунтов стерлингов. Учитывая глубину, на которой пришлось работать спасателям, и огромные трудности, с которыми им довелось столкнуться, а также тот факт, что за время работ не произошло ни одного несчастного случая, операцию по подъему золота с "Лаурентика" можно считать поистине уникальной.

    А совсем недавно в британской прессе появилось сенсационное сообщение о том, что наконец обнаружен последний ящик с золотом "Лаурентика". Это удалось сделать бывшему водолазу Британского флота Рэю Коссэму, посвятившему более тридцати лет своей жизни исследованию погибшего судна. Удачливый водолаз рассчитывает получить значительную часть стоимости находки, поскольку еще в 1969 году он приобрел право на спасение затонувшего судна.

    Сто тысяч за труды

    Эта история началась в мае 1922 года, когда капитана грузопассажирского парохода "Египет" Андрю Коллиера срочно вызвали в Лондон по важному и секретному делу. Через три дня после этого "Египет", самый старый из всех пароходов компании "Пи энд Оу" ("Пенинсьюлар энд Ори-ент компани"), встал под погрузку в английском порту Тилбери. Ночью 19 мая, когда судно приняло в свои трюмы около 4 тысяч тонн генерального груза и почту, к причалу подкатило несколько крытых автофургонов, и тут же в порту засуетились полицейские.

    "Груз особого назначения, — определили докеры и матросы, — опять нагнали полиции!"

    А груз оказался тяжелыми, хорошо сколоченными ящиками. Капитан сам руководил их погрузкой в особый почтовый трюм. Через час все бьшо закончено и, отдав швартовы, судно отошло от причала. Выйдя в открытое море, "Египет" взял курс на Марсель. На этот раз пассажиров было немного ?— 44 человека. Это были колониальные чиновники, проводившие свои отпуска в "старой доброй Англии", их жены, несколько коммерсантов и офицеры. В первый же день пассажиры перезнакомились друг с другом. Вскоре мужчины засели в салоне за традиционный бридж и покер, в то время как их жены чинно прогуливались со своими чадами по прогулочной палубе. Молодежь собралась у рояля.

    Пассажирам не было никакого дела до того, что где-то там внизу, в котельном отделении, среди адского шума обливались потом кочегары-индийцы. "Египет" был старым пароходом, постройки 1897 года, и его огромные топки, словно ненасытные пасти огнедышащих драконов, пожирали десятки тонн угля. Пароходная компания "Пиэнд Оу" охотно нанимала на свои суда индийцев: они были незаменимы в тропиках, когда жара в машинном отделении доходила до 70 градусов, работали на совесть, а платить им можно было гроши.

    Прошло два дня. На третьи сутки "Египет" миновал неприветливый Бискайский залив. В этот раз море было на редкость спокойным. К вечеру легкий ветер со стороны океана принес серый сырой туман, окутавший пароход неприятной тяжелой пеленой. Вскоре видимость упала до 20 метров. Пришлось сбавить ход и выставить на баках впередсмотрящих. Глухими ударами отдавалась работа мощных поршней машины, каждые три минуты над ходовым мостиком раздавался бас сирены, где-то впереди слышалось журчание воды, которому туман придавал какую-то таинственную гулкость. Прошел час. "Египет" медленно приближался к испанскому мысу Финистерре, но из-за тумана нельзя было различить огонь его берегового маяка.

    "Проклятые берега... Этот туман опять заставит нас идти по счислению до самого Гибралтара!" — чертыхался капитан, которому пришлось прервать сон и выйти на мостик.

    Было почти семь часов вечера, когда где-то с левого борта, совсем близко раздался звук сирены другого парохода. "Сэр, похоже, кто-то идет нам наперерез", — тихо промолвил рулевой, дожидаясь команды капитана, который в это время высунулся по грудь из рулевой рубки и напряженно вглядывался в туман. Лицо его выражало тревогу и негодование. Вдруг он откинулся назад и быстро крикнул рулевому: "Право на борт! Живее!" Через мгновение, когда он бросил ручки машинного телеграфа на "полный вперед", влажная зеленоватая пелена раздвинулась в стороны, и перед "Египтом", словно призрак, возник темный нос судна, тащивший за собой клочья тумана. Все произошло с непостижимой быстротой: острый нос появившегося судна, как топор гигантского лесоруба, на пять метров вошел в борт "Египта" . Послышался скрежет ломающегося металла и оглушительный треск. Пароход, сильно вздрогнув всем корпусом, накренился на правый борт. Погас свет. Раздались крики. Удар пришелся точно в середину корпуса между дымовыми трубами. Вода, с яростью смывая все на своем пути, мощным потоком начала заливать котельное отделение. Лишь единицам из кочегаров удалось выскочить наверх...

    Пассажиры и команда, сбивая друг друга с ног, опрометью бросились на верхнюю палубу к шлюпкам. Всем было ясно, что "Египет" вот-вот пойдет ко дну. У шлюпки, которую первой начали готовить к спуску, началась драка — многие знали, что спасательных жилетов и кругов на пароходе не было. Первая шлюпка оказалась перегруженной, тали заклинило, и она повисла у борта. Наконец, когда ее удалось спустить почти до самой воды, сверху на нее рухнула огромная спаренная шлюггбалка. На другой шлюпке тоже заело тали, и ее пришлось бросить. В начавшейся суматохе удалось благополучно спустить всего пять шлюпок, которые отвалили от борта, даже не взяв оставшихся на палубе пассажиров. "Египет" быстро погружался в воду, с каждой минутой крен на левый борт все увеличивался. О девяти шлюпках правого борта думать уже не приходилось — они завалились на палубу, и спустить их было невозможно. Оставшиеся на палубе люди в панике метались между тремя оставшимися у левого борта шлюпками. Команда парохода была набрана недавно, и никто толком не знал, как обращаться с секторными шлюпбалками. К тому же теперь было не до шлюпок — вода уже заливала прогулочную палубу, каждую минуту "Египет" мог опрокинуться вверх килем. Многие начали прыгать за борт, другие, уже барахтаясь в ледяной воде, кричали, чтобы их подняли обратно на борт.

    На гибнущем "Египте" только один человек сохранял спокойствие — капитан Коллиер. Сразу же после столкновения он отдал приказ погасить топки и спустить в котлах пар. Потом он передал старшему помощнику судовые документы и пошел в свою каюту, чтобы в последний раз взглянуть на фотографию жены и детей. Нет, капитан не думал покидать свой старый "Египет". Только ему одному было известно, какой груз был в тех ящиках, погрузкой которых он сам руководил. Там, внизу, в уже залитом водой трюме находилось почти 5 тонн чистого золота и 10 тонн серебра, которые оценивались в 1 миллион 54 тысячи фунтов стерлингов... Да, за последние пять лет это была самая крупная отправка драгоценного металла морем из Англии. Но разве можно думать в этом аду о спасении ценного груза, когда из 338 вверенных ему людей на тонущем судне оставалось больше сотни. Хотя на сигнал бедствия откликнулись три судна и ближайшее находилось всего в 9 милях от "Египта", ждать помощи было бесполезно. Теперь жизнь парохода исчислялась минутами...

    Ровно через 19 минут после столкновения "Египет", обнажив на несколько секунд свой скользкий черный правый борт, стал быстро погружаться в воду. Когда над окутанным туманом морем затихли отчаянные крики оставшихся на пароходе людей, все было кончено. На поверхности воды остались только плавающие обломки и десяток цеплявшихся за них людей. Среди них не было ни капитана Коллиера, ни судового радиста Грайве, который до последней секунды посылал но аварийному передатчику призыв о помощи.

    Через несколько минут над местом катастрофы печально прозвучал хриплый бас сирены, послышались унылые, напоминающие похоронный звон удары колокола. Это виновник трагедии французский пароход "Сена" напрасно искал в тумане "Египет". "Сена" был небольшим грузовым судном, направлявшимся из Марселя в Гавр. Нос парохода был усилен для плавания во льдах северных широт. Капитан "Сены" Ле Барзик, войдя в туман, не позаботился о том, чтобы сбавить скорость. Теперь же, стараясь хоть как-то искупить свою вину, он спустил на воду все шлюпки и лично руководил поисками пострадавших. Он подобрал нескольких плававших в воде и онемевших от холода людей и взял на борт тех, кто находился в пяти шлюпках, которые успели спустить с ушедшего на дно "Египта".

    ...Шло время. Слова "Египет", "золото" и "мыс Финистерре" не сходили с первых полос европейских газет. Лежавший на морском дне ценный груз вызвал гораздо большую сенсацию, чем 96 человеческих жертв этого столкновения. В одном из лондонских кафе, где обычно собирались страховщики и судовладельцы, шли бесконечные разговоры о затонувшем золоте, обсуждались все возможные способы его подъема. Оказалось, что "Египет" затонул на чудовищной по тем временам для водолазов глубине —120 метров. Английский "Ллойд", выплатив владельцам судна и груза страховые премии, даже не помышлял о спасении ценного металла. К тому же никому не было известно точное место, где затонул "Египет". Единственными данными о его местонахождении были координаты, переданные с гибнущего парохода радистом. Но они не могли считаться точными, так как значительно отличались от координат места столкновения, которые были записаны в вахтенном журнале "Сены".

    Прошло три года, но ни одна из судоподъемных и спасательных фирм Европы не взялась за поиски и подъем затонувшего золота. Тем не менее страховое общество "Ллойд" получило десятки предложений от отдельных изобретателей, которые предлагали свои (подчас фантастические) способы подъема ценного груза "Египта". При этом, в частности, было предложено использовать специально сконструированную глубоководную камеру и жесткие глубоководные скафандры двух конструкций: Нью-фельдта и Кунке — без воздушного шланга и более легкий глубоководный скафандр Сандберга.

    Первая попытка обнаружить "Египет" была предпринята в 1925 году некой шведской судоподъемной фирмой. Однако несколько месяцев тщательных поисков не дали никаких результатов. Вслед за шведами решили попытать счастья французы, норвежцы, англичане и голландцы. Применялись различные, в некоторых случаях довольнооригинальные, способы найти погибший пароход. Но суровый океан продолжать хранить свою тайну. В те годы эхолот еще не был изобретен и обнаружить на морском дне затонувшее судно было далеко не легким делом. Прошло семь лет, а место, где погиб пароход, оставалось неизвестным.

    В 1928 году поисками "Египта" занялась итальянская спасательная фирма "Сорима". В течение всего лета ее суда "Артильо" и "Ростро" бороздили море в районе мыса Финистерре. Итальянские специалисты учли ошибки своих предшественников, зря тративших время на обследование подводных скал и судов, затонувших в этом районе ранее. Они применили специальный трал, устройство которого заключалось в том, что он не тащился по дну, а двигался над ним в десяти метрах. Поскольку высота борта и ширина "Египта" были более десяти метров, рассудили инженеры "Соримы", трал наверняка должен зацепиться только за него или в крайнем случае за судно не меньших габаритов. С юга на север, с запада на восток, по всем направлениям прошли "Артильо" и "Ростро", но безрезультатно. "Да где же этот проклятый "Египет"? — недоумевали итальянцы. — Может быть, он затонул вовсе не здесь?" Но находившийся на борту "Артильо" капитан "Сены" Ле Барзик, которого нанял специально для поисков руководитель фирмы Джованни Куалья, утверждал, что, судя по его записям, он потопил "Египет" именно в этом месте.

    Кончилось лето, в Бискае начались знаменитые октябрьские штормы, и работы пришлось прекратить. Фирма оказалась перед выбором: либо продолжить поиски, либо расторгнуть договор. Но средства, уже вложенные в это дело, были велики, и поэтому "Сорима" решила все же попытаться в мае следующего года довести дело до конца.

    Пока бушевали жестокие бискайские штормы, команда "Артильо" занималась обследованием бельгийского судна "Элизабетвилл", затонувшего в более спокойном, нежели Бискай, районе. Когда погиб этот пароход, прошел слух, что на нем в капитанском сейфе остался небольшой ящичек с алмазами. Но опустившиеся на глубину 80 метров итальянские водолазы обнаружили, что капитанский сейф уже кем-то вскрыт. Пришлось утешиться тем, что на "бельгийце" помимо мифических алмазов было 8 тонн слоновой кости.

    Наступила весна 1930 года. Снова "Артильо" бороздит море во всех направлениях. Никаких результатов. И вот уже заканчивается лето. Нудная работа злит водолазов, неудачи действуют угнетающе. Совершенно неожиданно утром 29 августа на корме "Артильо" раздается резкий звонок... Зацепился трал. Поднятый лот показывает точную глубину — 121 метр. Находящийся на борту корреспондент английской газеты "Тайме" сломя голову бросается разыскивать судового радиста: в Лондоне давно ждут сенсационного материала с борта "Артильо".

    Но "Египет" ли это? Может, это какое-нибудь другое судно? За борт "Артильо" выносят стрелу со специальным храповым захватом. Несколько минут работают судовые лебедки. Судно немного кренится и, разом выпрямившись, поднимает на поверхность тяжелую шлюпбалку. Тут же на палубе раскладываются чертежи "Египта", где изображены все детали судна. Конструкция и размеры шлюпбалки совпадают! А через час с глубины раздается взволнованный голос водолаза Альберто Бардзиеллини, находящегося на дне в глубоководной камере: "Это "Египет"! Он лежит на ровном киле носом на юг".

    Итак, "программа минимум" выполнена — "Египет" найден. Но по сравнению с этой задачей, на разрешение которой ушло почти восемь лет, вторая — подъем ценного груза на поверхность — казалась невыполнимой. Дело в том, что золото было уложено в специальном бронированном помещении — почтовом трюме на нижней палубе, под средней надстройкой. План заключался в следующем: поскольку водолаз не мог самостоятельно передвигаться под водой в наблюдательной камере и, следовательно, не мог проникнуть внутрь судна, сначала было нужно взорвать среднюю надстройку и две палубы и обеспечить, таким образом, доступ кранам и храповым захватам.

    В сентябре 1930 года итальянцам удалось с помощью мощного крана сорвать крышу штурманской рубки и поднять капитанский сейф, в котором находились судовые документы и бумажные деньги, сильно попорченные морской водой.

    С наступлением октября погода опять сильно испортилась и работы пришлось отложить до следующего лета. Объектом работ "Артильо" в зимний период послужил американский военный транспорт "Флоренс", в 1917 году следовавший в Европу с грузом артиллерийских снарядов и подорвавшийся на мине. И тут произошла трагедия. При проведении подводных работ на этом судне пролежавшие под водой тринадцать лет и не взорвавшиеся при столкновении с миной снаряды на этот раз погубили спасателей и их судно. Только шестерым из команды "Артильо" удалось спастись.

    Но все же, несмотря на гибель своих лучших специалистов, летом 1931 года фирма "Сорима" возобновила работы на "Египте". Для этой цели было снаряжено другое спасательное судно — "Артильо-2". Водолаз, находившийся в стальной наблюдательной камере, руководил работами на затонувшем судне по телефону. По его указаниям размещались заряды взрывчатки, спускались храповые захваты, удалявшие части судового корпуса, метр за метром приближаясь к ящикам с золотом. Когда, наконец, добрались до бронированного помещения почтового трюма, работы пришлось прекратить. Осенний Бискай уже давал о себе знать, и "Артильо-2" пошел на зимовку в Брест.

    Работы по поднятию золота был возобновлены, как только установилась хорошая погода. Был успешно произведен взрыв бронированного помещения, и заработали лебедки крана. В течение нескольких недель непрерывно опускали и поднимали захват, который приносил на  палубу груды ржавого железа, обломки каких-то металлических конструкций, рулоны шелка и сукна, винтовки, обоймы с патронами, пистолеты — из Марселя "Египет" должен был направиться в порты африканских колоний, где англичане не могли обойтись без оружия. Из этого "почтового арсенала" удалось поднять и немало бумажных денег.

    Наконец, для водолазов наступил исторический день. Ранним утром 22 июня 1932 года среди поднятого захватом на палубу металлического лома в ярких лучах восходящего солнца заблестела золотая монета. Это был соверен чеканки 1901 года. Клад найден! Работа закипела. На палубу выскочили даже кочегары. Всем казалось, что барабан лебедки крана вращается слишком медленно. Второй подъем захвата принес на палубу "Артильо-2" два золотых слитка. А уже к концу следующего дня с "Египта" было поднято золота на сумму 60 тысяч фунтов стерлингов! Один раз храп захватил сразу 17 слитков стоимостью 250 фунтов стерлингов каждый и несколько десятков золотых соверенов. Когда сумма поднятого золота составила 180 тысяч фунтов стерлингов, глава "Соримы" Джо-ванни Куалья не выдержал и, снявшись с якоря, направился в Плимут, чтобы побыстрее сбыть найденное золото. Он постоянно следил за колебаниями курса золота на британской бирже и отлично знал, что с 1922 года оно повысилось в цене на целых 33 процента. Как видно, он был не только отличным специалистом водолазного дела, но и неплохим коммерсантом.

    14 августа "Артильо-2" доставил в Плимут 26 ящиков, наполненных золотыми слитками, 53 слитка серебра и великое множество золотых соверенов. Работы на затонувшем "Египте" продолжались почти до конца 1933 года. Всего итальянцам удалось поднять золота и серебра на сумму 625 тысяч фунтов стерлингов. Доля фирмы "Сори-ма", согласно договору со страховщиками Ллойда, составляла 62,5 процента.

    Однако дорого обошлась находка итальянцам, рассчитывавшим на изрядный куш: из полученной ими суммы 160 тысяч фунтов стерлингов ушло на покрытие расходов, связанных с поисками и подъемом клада, значительную часть денег итальянцы должны были заплатить изобретателю глубоководной камеры и из оставшейся суммы. выплатить своему государству налог. В результате вознаграждение за труды составило менее 100 тысяч фунтов стерлингов. Стоило ли идти на такие жертвы ради этих денег?

    Удача Робера Стенюи

    В ряду кладоискателей нашего времени бельгийский гидроархеолог Робер Стенюи занимает особое место: он известен не только своими подводными открытиями, но и многочисленными публикациями о них.

    Безусловно, его можно назвать весьма удачливым искателем сокровищ, однако его везение представляется вполне закономерным. Читая его книги и статьи, нельзя не обратить внимание на характерный "почерк" в работе этого подводного аса. Как правило, каждому погружению на морское дно предшествуют кропотливая работа в архивах и библиотеках, знакомство с лоциями и старинными морскими картами. Руководствуясь "шерлок-холмсов-ской" дедукцией, Стенюи почти всегда точно выходит на цель.

    Судьба этого человека необычна и романтична. В одной из своих статей о поиске затонувших кораблей Стенюи писал: "Любопытно, что мои поиски затонувших сокровищ начались в небольшом книжном магазине. Это было более двадцати лет назад в Брюсселе, на улице Рейнской галереи, когда мне было девятнадцать лет и я учился в университете. В магазине я увидел дешевую книжку, на обложке которой были изображены водолазы, извлекающие сундук с золотом из корпуса затонувшего корабля. Я взял эту книжку и перелистал все ее страницы, где описывались затонувшие испанские галеоны, золотые дублоны и серебряные пиастры..."

    Молодой Стенюи, решив сделаться искателем затонувших сокровищ, бросил учебу в бельгийской высшей дипломатической школе. Он писал о себе: "Окружающие дружным хором убеждали меня в неразумности принятого решения, в необходимости "делать карьеру", стать "кем-то". Но я видел, к чему ведет их опыт так называемой реальной жизни — он напрочь скрывал единственную живую реальность — море. Вместе с глотком воздуха, доходившим до меня с поверхности, я жадно вкушал на дне свободу, возможность жить без железной узды..."

    Вскоре Стенюи с приятелем отправились в Испанию, в бухту Виго, о которой в купленной им книжке рассказывалось как о "мекке" кладоискателей. Он нашел три занесенных толстым слоем ила корпуса старинных кораблей. Однако золота там не было, его трофеями стали обломки глиняной посуды, ржавые кортики, пушечные ядра.

    В 1963 году Стенюи вместе с американцем — подводным кладоискателем Эдвином Линком вели в Средиземном море близ Корсики поиски так называемых "сокровищ Роммеля" — шести покрытых свинцом ящиков с золотом и драгоценными камнями, захваченными гитлеровцами в странах оккупированной Европы. Поиски на этот раз ни к чему не привели...

    Как аквалангист, Стенюи участвовал в разведке нефтяных месторождений в Северном море, возглавлял несколько поисковых подводных археологических экспедиций в Атлантике, Средиземном и Карибском морях. Постепенно Стенюи стал превращаться из кладоискателя в археолога.

    О найденных Робером Стенюи в 1967 году сокровищах испанского галеаса "Хирона", принесших ему известность, уже рассказывалось в одной из предыдущих глав, однако он нашел не только "Хирону" — на его "боевом" счету десятки обследованных кораблей. Один из них — корабль голландской Ост-Индской компании "Ластдрагер", погибший с грузом золота в середине XVII века на скалах у Шетландских островов. В Амстердамском архиве Стенюи наткнулся на рукопись об этом кораблекрушении, датированную 1653 годом. Это были записки одного из очевидцев гибели корабля Иоганна Камфуйиса. Тот писал: "Меня бросило на скалы. Я карабкался и полз. Добрался до вершины скалы. Голый, окровавленный, покрытый снегом, я пошел... Неожиданно я угодил в колодец, который был столь глубоким, что я в нем чуть не утонул... Я снова пошел. В небе я увидел искры. Идя на них, я приблизился к каменному дому с кузницей. Это было спасение..."

    В 1971 году Стенюи со своим другом Марком Ясински приехали в Шотландию, в то место, где, по их предположениям, погиб "Ластдрагер". Недалеко от обрывистого берега они действительно увидели останки каменного дома, кузницу и колодец. Руководствуясь описанием Иоганна Камфуйиса, они проделали путь от дома до колодца и от него — к утесу. Маршрут точно совпадал с описанием. На следующий день, совершив погружение, на сравнительно небольшой глубине среди водорослей аквалангисты увидели бронзовые пушки. Сам корабль от времени уже разрушился.

    Из других архивных материалов Стенюи было известно, что в момент гибели на борту "Ластдрагера" находилось 25 тысяч золотых гульденов и что вскоре после катастрофы шотландцы подняли с корабля два сундука с монетами, а профессиональный кладоискатель Уильям Ирвин чуть позже нашел на дне шесть серебряных монет, золотую медаль и два якоря. Зная теперь точное место, где разбился корабль, Стенюи без особого труда обнаружил на каменистом дне несколько сотен гульденов и серебряных испанских пиастров. Дальнейшие поиски привели к не менее интересным находкам: куски медных котлов, пряжки от ботинок, сотня медных циркулей-измерителей, медные солнечные часы, рассчитанные на широту Индонезии, — всего около 3000 предметов.

    Удачно прошла экспедиция Робера Стенюи и в 1972 году на датский торговый корабль "Вендела", который погиб у берегов Шотландии в октябре 1737 года. И на этот раз погружению на морское дно предшествовала большая исследовательская работа в архивах. Стенюи знал не только точное место, где затонул корабль, но и судьбу ценного груза, отправившегося на дно вместе с судном. Из воспоминаний того же Уильяма Ирвина, который описал гибель "Венделы", Стенюи узнал, что кладоискатель не поспел тогда со своей "глубоководной машиной" к месту происшествия и часть груза досталась местным крестьянам. Они сетями и крючьями выловили бульшую часть серебряных слитков и мешков с серебряными монетами. Тем не менее бельгийскому аквалангисту тогда удалось найти 44 золотые и 673 серебряные монеты...

    "Золотой Дракон" и таинственный круг

    4 октября 1655 года 16-пушечный корабль "Фергульде Драек" ("Золотой Дракон") вышел из Голландии в Батавию (нынешняя Джакарта), где он должен был взять партию товаров для своих владельцев—голландской Ост-Индской компании. На борту корабля, экипаж которого насчитывал 193 человека, находилось 40 тысяч пиастров и реалов в восьми сундуках, а также балластные кирпичи, предназначавшиеся для строительства в Батавии.

    "Золотой Дракон" шел через Индийский океан в районе "ревущих сороковых". Этим маршрутом обычно следовали английские и голландские купеческие суда. Иногда они слишком далеко заходили на восток и неизбежно оказывались на рифах Южной Земли, как тогда именовали Австралию. Эта же участь постигла и "Золотого Дракона": в 4 часа утра 28 апреля 1656 года он наскочил на рифы в 60 милях к северу от нынешнего порта Перт. Во время кораблекрушения погибла большая часть команды — это были в основном те, кто пытался спастись вплавь. К рассвету до берега добрались лишь 69 человек.

    Оказавшийся в числе спасшихся капитан "Золотого Дракона" Питер Альбертц послал в Батавию за помощью второго штурмана на уцелевшей семиметровой шлюпке. Штурман выполнил свою миссию, но, когда к месту трагедии прибыла помощь, спасшихся с "Золотого Дракона" найти не удалось. Вот что говорится в письме генерал-губернатора Голландских Ост-Индий управляющему Ост-Индской компании: "Июня числа 7-го года 1656-го сюда прибыла из Южной Земли шлюпка корабля "Фергульде Драек" с семью людьми, которые, к нашему великому сожалению, сообщили, что означенный корабль сел на мель на упомянутой Земле на широте примерно 30 градусов 28 апреля и что помимо потери груза, из которого ничего не удалось спасти, погибло 118 человек экипажа корабля и что те, которым удалось добраться до берега, еще находятся там. В целях спасения этих людей и для попытки вернуть с помощью ныряльщиков или какими-либо другими средствами деньги и товары, мы направили для этого июня числа 8-го сего года флейт "Витте Фальк" вместе с кораблем "Годе Хооп", который после некоторого нахождения там из-за сильных штормов вынужден был вернуться, ничего не предприняв и не увидев следов кораблекрушения..." Известно, что во время этих поисков погибло 11 человек. Трое из них забрели слишком далеко в заросли и пропали. На их поиски была послана шлюпка с восемью моряками, но все они, видимо, утонули — позже на берегу нашли обломки шлюпки.

    Тем не менее поиски "Золотого Дракона" продолжались. В 1658 году голландские корабли "Васкенде Бой" и "Эмерлоорт" совместно обследовали побережье, высаживая поисковые отряды. Людей не нашли, но видели мачту и деревянные обломки, которые, вероятно, принадлежали погибшему судну.

    Во время этих поисков снова произошла трагедия. Начался шторм, и шлюпка корабля "Васкенде Бой" потерялась. В ней находилось четырнадцать моряков под командованием Абрахама Лимана. Когда прошли сутки и шлюпка не вернулась, капитан "Васкенде Бой" решил, что она, вероятно, разбилась о рифы близ утесов. После безрезультатных поисков он вернулся в Батавию. А тем временем люди отряда Лимана, поняв, что их сочли погибшими, отправились в шлюпке на Яву. Однако только четверым удалось добраться до места — по пути трое умерли от жажды, а семеро были убиты аборигенами или заблудились в зарослях островов, на которые они высаживались в поисках пищи и воды.

    Лиман, который оказался одним из четырех спасшихся, оставил интересную запись о поисках "Золотого Дракона". 20 марта 1658 года он писал: "Мы искали вдоль берега и нашли куски досок, ящиков, обручи от бочек и бочонки с маслом. Жара стояла настолько нестерпимая, что один из нас потерял сознание. Сильное волнение не позволило нам вернуться на корабль, и мы вынуждены были плыть вдоль утесов, подвергаясь большой

    опасности. Морские птицы и котики помогли нам не умереть от голода, и нам приходилось пить морскую воду... Мы видели дым от костров дикарей и их самих, одетых в шкуры и вооруженных каменными топорами..."

    Вахтенный журнал корабля "Васкенде Бой" сообщает, что во время поисков был послан отряд на берег острова, расположенного на широте примерно 31 градус 19 минут (возможно, это был остров Ланселин). Здесь нашли обломок мачты и куски обшивки, которые могли принадлежать "Золотому Дракону".

    Многие годы тайна гибели "Золотого Дракона" оставалась преданной забвению. Но в 1875 году во время проведения гидрографических работ на западном побережье Австралии было сделано неожиданное открытие, которое, как полагали, имело непосредственную связь с погибшим кораблем. Английские гидрографы Барт и Осборн ставили реперные точки на побережье близ Донгара у реки Эрроусмит. Им приходилось пробиваться сквозь непроходимые заросли, и, чтобы расчистить себе путь, они решили поджечь кустарник. Огонь разгорелся настолько сильно, что англичанам пришлось искать спасения на ближайшем холме. Когда пожар стих, гидрографы продолжили путь вдоль берега. И тут они натолкнулись на расчищенное место в форме правильного круга, огражденное большими камнями. Было очевидно, что камни принесены сюда человеком, и исследователи решили, что это сделали местные аборигены. Спустя некоторое время Барту на глаза попалась книга, рассказывающая о гибели "Золотого Дракона", и он заподозрил, что между тем самым кругом из камней и голландским кораблем есть связь. Он решил, что круг выложили моряки с "Золотого Дракона", которые остались ждать помощи из Батавии. "Если так, — думал он, — может, голландцам все же удалось выгрузить на берег ценности и закопать их, а огороженным камнями кругом отмечено место клада?" После этого Барт предпринял две попытки найти круг, но так и умер, не увидя его более.

    Многие искатели кладов устремились на поиски каменного круга. Его пытались найти в течение многих лет. Но камни как в землю провалились. Решили, что круг засыпали зыбучие пески или его никогда вообще не существовало. Но однажды некий Джек Хейс из Донгара, обследовавший местность в сопровождении бушмена Габриеля Пеннея, натолкнулся на эти камни. Диаметр круга составлял около трех метров, а самым большим камнем был отмечен север. От круга шли две линии, также выложенные камнями — одна из них имела длину около 15, вторая — около 4 метров. Хейс и его компаньон сделали в нескольких местах близ круга раскопы, но ничего не нашли.

    Этот таинственный круг находится в 100 милях от места крушения "Золотого Дракона". Некоторые историки считают, что он не имеет какой-либо связи с погибшим кораблем. Представляется маловероятным, чтобы голландские моряки сумели тогда выгрузить ценности с "Золотого Дракона" и закопать их. Вахтенный журнал "Золотого Дракона", который сейчас хранится в Королевском архиве в Гааге, содержит следующую запись: "Золотой Дракон" потерпел крушение очень неожиданно 28 апреля, ночью, перед началом первой собачьей вахты (около часа ночи. —Л.С.) на побережье Южной Земли, на рифе, простирающемся в море примерно на милю с половиной, на широте 30 2/3 градуса... Корабль быстро наполнился водой и тут же затонул, и с него ничего не удалось спасти, кроме небольшого количества провианта, который волны вынесли на берег..."

    И лишь в начале 70-х годов XX века "Золотой Дракон" наконец, был найден. В конце 1972 года Музей Западной Австралии во Фримантле организовал экспедицию по поискам голландского корабля. Ее возглавил 30-летний аспирант Оксфордского университета Джереми Грин, который до этого занимался исследованием затонувших кораблей "Непобедимой Армады", Древней Греции и Древнего Рима. В месте гибели "Золотого Дракона" были обнаружены несколько пушек, 7500 серебряных монет —пиастров и реалов, отчеканенных в Мексике, 15 тонн балластных кирпичей, бутылка зеленого стекла (она оказалась самой старой из всех, которые когда-либо находили в Австралии), дюжина глиняных трубок, большая часть из которых уцелела, несколько фаянсовых чашек, медное ведро, сковороды, ночной горшок, костяные гребни и рыболовные крючки. Так закончились поиски, продолжавшиеся более трех столетий.

    "Изумрудный" галеон и другие "корабли сокровищ"

    4 января 1654 года, возвращаясь в Испанию с Кубы, потерпел крушение галеон "Нуэстра Сеньора де лас Маравильяс". Как свидетельствуют сохранившиеся до наших дней записи католического священника дона Диего де Риваденейра, который находился на его борту, корабль был отремонтирован в Гаване, после чего его до предела нагрузили серебром, золотом и изумрудами. Спустя три дня после выхода из Гаваны галеон оказался на отмелях острова Большая Багама. Ночью на него налетел другой галеон, и "Нуэстра Сеньора де лас Маравильяс" пошел ко дну. Из 650 человек пассажиров и команды спаслось только 45, в том числе и Риваденейра.

    Испанцы не раз пытались добраться до сокровищ "изумрудного" галеона, но под действием штормов и течений корпус корабля разрушился и ценности оказались разбросанными по дну. Многочисленные попытки ни к чему не привели. И только в 1986 году "Морская археологическая поисковая компания", возглавляемая капитаном Гербертом Хамфри, приступила к обследованию места, где погибла "Нуэстра Сеньора де лас Маравильяс". 23 мая 1988 года исследовательскому судну "Бикон" удалось обнаружить затонувший галеон. Водолазы подняли на поверхность много ценностей: изумруды, серебряные слитки, золотые монеты, а также ювелирные украшения, принадлежавшие пассажирам. Это была одна из самых крупных ценных находок на дне моря.

    Как показывает история кладоискательства, провести вполне успешную операцию по подъему золота с затонувшего судна можно и с помощью достаточно примитивных технических средств, как это удалось сделать английскому капитану Томасу Дикинсону...

    4 декабря 1830 года британский 46-пушечный фрегат "Тэтис" вышел из Рио-де-Жанейро и взял курс к берегам Англии. На его борту находилось 300 человек экипажа и груз золота на сумму 810 тысяч фунтов стерлингов. Вечером на второй день плавания, когда судно шло под всеми парусами вблизи утесов мыса Кабу-Фриу, неожиданно раздался оглушительный треск, и вниз рухнула одна из мачт. Команда выбежала на палубу, не понимая, что произошло. Судно было прижато бортом к утесам. Увидев, что дело плохо, часть команды сумела перебраться на скалы. Затем течение оторвало фрегат от утесов и, протащив его около 600 метров, затянуло в подводную пещеру, где он вскоре затонул.

    Когда стало известно о катастрофе, на место трагедии был незамедлительно выслан шлюп "Лайтнинг" под командованием капитана Томаса Дикинсона. Казалось, что о спасении ценного груза "Тэтиса" не могло быть и речи — возле пещеры были обрывистые скалистые берега, значительная глубина и сильное течение. Кроме того, в этом районе свирепствовали постоянные шторма.

    Фрегат "Тэтис"

    Однако Дикинсон, тщательно изучив обстановку, пришел к выводу, что золото поднять все же можно, но для этого необходим подводный колокол. Дабы не терять рагоценного времени, капитан решил соорудить его сам. Военный корабль "Уорспайт" доставил ему железные танки, из которых и был вскоре изготовлен водолазный колокол.

    Однако из-за сильного течения и ветра шлюп не мог стать на якорь, чтобы спустить колокол, и у Дикинсона возникла блестящая идея — построить на краю утеса прочную стрелу длиной примерно 160 футов. Одновременно с постройкой стрелы был сооружен еще один колокол, меньших размеров, который можно было спускать с борта небольшого судна.

    Когда наконец все было готово, водолазы приступили к поискам ценного груза "Тэтиса", корпус которого, как оказалось, разломился на две части. Потянулись дни напряженных поисков, которые то и дело приходилось прерывать из-за непогоды... И вот однажды, когда колокол в очередной раз подняли на поверхность, все увидели, что шапки водолазов полны золотых монет! С этого момента работы по поднятию ценного груза погибшего фрегата пошли полным ходом, и вскоре в Англию было отправлено золота на 130 тысяч фунтов стерлингов. Но через некоторое время Дикинсона постигла неудача: налетевший шторм разрушил стрелу, и пришлось начинать все сначала. Несмотря на все трудности, через 14 месяцев Дикин-сону удалось отправить в Англию золота еще на 600 тысяч фунтов стерлингов...

    Операцию по подъему золота с американского парохода "Голден Гейт" можно считать удачной лишь отчасти, поскольку большая его часть так и осталась на дне.

    Для своего времени колесный пароход "Голден Гейт" считался гигантом: регистровая вместимость приближалась к 3 тысячам тонн, длина— около 100 метров,  диаметр гребных колес — 10 метров. Судно могло принять на борт 1200 пассажиров. Построенный в 1851 году, "Гол-ден Гейт" оказался неудачным судном. В 1854 году он сел на мель возле Сан-Диего, а спустя три года у него переломился вал гребных колес, и он с трудом вернулся в Сан-Франциско на одном колесе.

    В июле 1862 года "Голден Гейт" совершал "золотой" рейс из Сан-Франциско в Панаму. На его борту, помимо 337 человек пассажиров и экипажа, находился груз золота стоимостью 1 миллион 400 тысяч долларов. 27 июля, когда пароход находился вблизи мексиканского порта Ман-санильо, на борту неожиданно вспыхнул пожар. До побережья было около трех с половиной миль, и капитан решил выбросить охваченное пламенем судно на берег. Но маневр не удался — "Голден Гейт" сел на рифы в трех милях от берега. Вскоре обрушилась верхняя надстройка парохода, задавив много людей. Находившиеся на борту стали прыгать за борт, чтобы вплавь добраться до берега, но спаслись лишь 80 человек.

    С момента гибели судна стали предприниматься попытки спасти затонувшее золото. В 1863 году капитан Д. Джонсон из Бруклина, который организовал экспедицию на место катастрофы, сумел обнаружить сгоревший пароход и под метровым слоем песка найти несколько ящиков с золотом. Но дальнейшие поиски пришлось прекратить сначала из-за начавшихся штормов, а затем и окончательно— американская компания, застраховавшая "Голден Гейт", подала на него в суд. Страховщики сами решили найти золото, но их попытки не увенчались успехом — корпус все глубже и глубже уходил в песок.

    Через несколько лет затонувшими ценностями заинтересовался младший брат капитана Д. Джонсона, К.Джонсон. С помощью мощных мониторов он сумел размыть толстый слой песка, но добыча составила всего 400 золотых монет.

    Позже предпринимались и другие попытки добраться до золота "Голден Гейта", но все они, насколько известно автору этой книги, ни к чему не привели.

    Более успешной оказалась операция по подъему ценностей с британского пассажирского лайнера "Оушенна".

    Это судно, принадлежавшее компании "Пи энд Оу", было построено в 1888 году на верфи "Харланд энд Вулф". Оно имело регистровую вместимость около 7 тысяч тонн, длину 160 метров. Машина тройного расширения мощностью 7000 лошадиных сил обеспечивала скорость 16 узлов.

    15 марта 1912 года лайнер, на борту которого находились 210 членов экипажа, пассажиры и ценный груз, вышел из Лондона в Бомбей. На следующее утро, имея на борту лоцмана, лайнер столкнулся у мыса Бичи-Хед с германским четырехмачтовым барком "Писаква" регистровой вместимостью 2800 тонн, который следовал с грузом селитры из Южной Америки в Гамбург. Форштевень барка пропорол борт лайнера: образовалась пробоина длиной 15 метров. Хотя капитан "Оушенны" Хайд отдал команду задраить все водонепроницаемые переборки, судно стало погружаться в воду. В панике пассажиры и несколько матросов самовольно спустили шлюпку, но так как лайнер еще имел значительный ход, она перевернулась. При этом погибло девять человек. Благодаря хорошей погоде удалось благополучно спустить остальные шлюпки и спасти всех людей, которых позже взял на борт английский пароход "Сассекс".

    Тем временем подошедший на помощь буксир из Нью-Хейвена "Алерт" начал буксировку тонущего лайнера в Дувр. Через несколько часов "Оушенна" сильно накренилась и буксиры пришлось обрубить. Лайнер затонул к югу от Истборна на глубине 30 метров. Мачты и верхушки труб торчали из воды. На его борту остались золото и серебро на сумму более 770 тысяч фунтов стерлингов, предназначавшихся для банков Порт-Саида и Бомбея. Не прошло и десяти дней, как Ливерпульская спасательная ассоциация приступила к подъему ценного груза. В капитанской каюте водолазы нашли ключи от бронированной кладовой и открыли ими три замка из пяти, остальные два сбили ломами. Всего удалось поднять ценностей на сумму 680 фунтов стерлингов.

    Стоит упомянуть и о некоторых других затонувших судах, подъем ценного груза которых так или иначе увенчался успехом.

    В августе 1680 года у мыса Санта-Елена, у берегов Колумбии, затонул испанский галеон "Санта-Крус" с золотом на сумму более 16 миллионов долларов. В 70-х годах часть груза была поднята американским кладоискателем Гарри Ризбергом.

    В 1968 году в центральной части островов Флорида-Кис участники экспедиции, организованной американцем Томом Гарром, обнаружили останки испанского галеона "Сан-Хосе", погибшего в 1733 году. В месте его гибели были найдены золотые кольца, монеты, множество предметов из керамики, стекла, оружие и личные вещи моряков. К 1973 году группа Гарра подняла с "Сан-Хосе" ценностей на несколько тысяч долларов.

    В 1792 году испанский галеон "Эль Пресиадо", едва начав свое плавание, был потоплен пиратами Ла-Плата. Вместе с ним на дно пошел драгоценный груз — огромное количество золота и серебра, а также двухметровая позолоченная статуя Девы Марии. В 1991 году аргентинский океанограф Рубен Колладо с группой водолазов подняли 997 золотых монет, отчеканенных в Сантьяго-де-Чили в 1749—1760 годах, восемь слитков золота и несколько серебряных монет.

    В августе 1901 года у берегов Аляски затонул английский пароход "Айлендер", на борту которого находилось золото на сумму 300 тысяч фунтов стерлингов. Часть ценного груза удалось поднять.

    А вот и совсем недавние находки.

    В 1999 году в заливе Ферт-оф-Форт обнаружена баржа "Блессинг оф Бернт Айленд", которая принадлежала королю Англии, Шотландии и Ирландии Чарльзу I и затонула в 1633 году в полумиле от берега на глубине 30 метров. Документы свидетельствуют, что вместе с судном погибли 35 человек. В момент гибели на корабле длиной всего 18 и шириной 3,6 метра помимо предметов королевского гардероба и кухонной утвари находились ювелирные украшения и серебряный обеденный сервиз на 280 персон, изготовленный по заказу короля Генриха VIII. Убытки Чарльза I тогда составили более тысячи фунтов стерлингов — весьма внушительная по тем временам сумма. Благодаря тому, что корабль покоится на дне под толстым слоем ила, его груз, в том числе изделия из ткани и кожи, сохранились достаточно хорошо.

    Не так давно в Бискайском заливе были обнаружены останки погибшего в 1890 году голландского пассажирского лайнера "Принц Фредерик". Направляясь из Европы в Джакарту, лайнер столкнулся с английским торговым судном "Марпесса" и, получив сильные повреждения вскоре затонул. На его борту находилось огромное количество голландских монет, стоимость которых в настоящее время оценивается в 20 миллионов фунтов стерлингов. Британские спасатели, которые тщательно обследовали корпус затонувшего судна, считают подъем со дна его ценного груза делом вполне возможным...









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх