• Нефть и "умиротворение" Японии
  • Военное планирование
  • Приготовления США к войне
  • Окончание переговоров с Японией
  • Нападение на Пирл-Харбор
  • Гуам и Уэйк
  • Командование и стратегия
  • Начало отступления союзников
  • Продвижение японцев в Голландскую Индию
  • Бой в Яванском море
  • Союзники уходят с Явы
  • Стабилизация обстановки на Тихом океане
  • Стратегические планы японцев
  • Бой в Коралловом море
  • Бой 8 мая 1942 года
  • Итоги боя
  • Глава седьмая. Период японской экспансии

    Нефть и "умиротворение" Японии. - Военное планирование. - Приготовления США к войне. - Окончание переговоров с Японией. - Нападение на Пирл-Харбор. Гуам и Уэйк. - Командование и стратегия. - Начало отступления Союзников. Продвижение японцев в Голландскую Индию. - Бой в Яванском море. - Союзники уходят с Явы. - Стабилизация обстановки на Тихом океане. - Стратегические планы японцев. - Бой в Коралловом море. - Бой 8 мая 1942 года. - Итоги боя.


    В конце 1931 года после захвата Манчжурии Япония начала активную подготовку ко Второй мировой войне. Соединенные Штаты отказались признать изменения, происшедшие в результате применения силы, и решительно напомнили Японии об ее обязательствах по договору, но европейские страны не смогли поддержать позицию США, и это привело к тому, что в дальнейшем Япония еще решительнее встала на путь агрессии. Единственное, чего опасалась Япония, это вмешательства Советского Союза. Чтобы обезопасить себя от такого вмешательства, Япония подписала в ноябре 1936 года совместно с Германией антикоминтерновский пакт. К этому времени в Японии к власти пришли военные экстремисты, которые устранили мешавших им более умеренных политических деятелей. Летом 1937 года, когда японская армия была полностью готова к действиям, Япония вторглась в Китай с целью завоевания этой страны.

    Нефть и "умиротворение" Японии

    Чтобы не лишать Китай возможности получения военных материалов, президент Рузвельт решил не придерживаться положений закона о нейтралитете 1937 года в этой необъявленной войне. Но в выгодном положении помимо Китая оказалась и Япония, потому что она зависела от поставок американского стального лома и нефти из Западного полушария.

    В июле 1939 года государственный секретарь США Корделл Хэлл предупредил Японию, как полагалось, за шесть месяцев об аннулировании торгового договора 1911 года. Тем самым был расчищен путь для введения эмбарго на вывоз военных материалов. Этот акт, а также заключение в августе того же года пакта о ненападении между Советским Союзом и Германией временно охладили пыл Японии. К тому же Япония в это время была занята военной кампанией в Китае, и ее экономика испытывала огромное напряжение.

    Разразившаяся в 1939 году война в Европе смягчила трудности, испытываемые Японией. Перед ней открылись новые возможности. Падение Франции и Голландии весной 1940 года привело к тому, что Индокитай и Голландская Индия потеряли своих хозяев, а позиции Англии ослабли настолько, что вынудили ее удовлетворить требование Японии закрыть для Китая Бирманскую дорогу, эту последнюю артерию, связывавшую его с морем. Руководство японского императорского флота, всегда косо смотревшего на армейские авантюры на континенте, теперь убедилось в возможности вторгнуться в пределы Голландской Индии, чтобы завладеть нужными Японии нефтью, оловом, каучуком и хинином. Япония уже продвинулась на юг, вдоль китайского побережья, и в начале 1939 года оккупировала Хайнань. Вскоре после падения Франции администрация Индокитая, контролируемая из Виши, разрешила Японии оккупировать северную часть своей страны. В сентябре 1940 года Япония заключила соглашение со странами оси, преследуя этой акцией цель предостеречь США от вмешательства в события в Европе и в Азии.

    В январе 1940 года перестал действовать торговый договор 1911 года, и Соединенные Штаты получили возможность наложить эмбарго на вывоз стратегических материалов в Японию. Однако, следуя советам своего посла в Японии Грю, правительство Рузвельта решило, что такое резкое изменение в торговых отношениях может заставить Японию вторгнуться в Голландскую Индию. Поэтому оно медлило с принятием такого решения, полагая, что дальнейшие поставки стратегических материалов в Японию могут остановить агрессию. В июле 1940 года конгресс принял закон, ограничивающий вывоз некоторых военных материалов: была приостановлена продажа Японии самолетов и авиационного бензина, однако экспорт железа и стали продолжался до осени 1940 года. Вывоз в Японию нефти был запрещен государственным департаментом только в июле 1941 года.

    Военное планирование

    По мере того как становилось очевидным, что Япония готовит силы, чтобы двинуться на юг, Соединенные Штаты попытались согласовать свои военные планы с планами вероятных союзников. На совещании "ABC"[4], состоявшемся в Вашингтоне в начале 1941 года, кроме признания Европейского театра военных действий самым важным, было установлено, что за Тихоокеанский театр в случае войны с Японией ответственность будут нести Соединенные Штаты. Очередная конференция в Сингапуре, состоявшаяся в апреле 1941 года, никаких важных решений не приняла и ограничилась только рекомендациями о взаимной поддержке против возможной агрессии.

    Продвижению Японии в Индокитай Соединенные Штаты придавали огромное значение. Когда в июле 1941 года Япония объявила, что правительство Виши согласилось на "совместный протекторат" в Индокитае, Соединенные Штаты ответили на это замораживанием японских активов в США и прекратили поставки нефти. Эти акции США ускорили кризис. Японии обязательно нужна была нефть. Недостаток ее угрожал остановить всю японскую военную машину. В октябре 1941 года правительство Коноэ пало; к власти в Японии пришел военный кабинет генерала Тодзио. В ноябре в Вашингтон прибыл специальный уполномоченный Японии, чтобы оказать помощь послу Номура в ведении переговоров о восстановлении поставок нефти. Провал этих переговоров и привел к Пирл-Харбору.

    Приготовления США к войне

    Военные события на Тихом океане застали Соединенные Штаты в процессе подготовки к войне, но окончательно еще не готовыми к ней. В 1938 году в соответствии с решениями конгресса комиссия Хэпберна внесла предложение о широкой программе строительства баз на Тихоокеанском театре. За исключением укреплений на острове Гуам, большинство рекомендаций этой комиссии было принято, и к началу войны многие работы уже проводились,

    Почти весь флот США длительное время базировался на западном побережье, но весной 1940 года Рузвельт распорядился перевести его в Пирл-Харбор в расчете на то, что это удержит Японию от дальнейших агрессивных шагов. Однако большая часть вновь вступавших в строй кораблей, после того как началась война в Европе, вошла в состав Атлантического флота. Весной 1941 года в связи с необходимостью обеспечить сопровождение конвоев, доставлявших в Европу грузы по ленд-лизу, начальник морских операций адмирал Старк приказал перевести в Атлантику из Тихого океана три линейных корабля, авианосец "Йорктаун", четыре легких крейсера и две флотилии эсминцев. Продукция авиастроительной промышленности также шла преимущественно на Атлантический театр.

    В начале февраля 1941 года Атлантическая эскадра была реорганизована в Атлантический флот, а флот, базировавшийся на Пирл-Харбор, стал называться Тихоокеанским. Слабые силы США на Дальнем Востоке, которыми командовал адмирал Харт, главным образом в целях повышения престижа были переименованы в Азиатский флот США. При этом устанавливалось, что командующий одним из этих трех флотов будет являться одновременно и главнокомандующим ВМС США. В момент нападения Японии на Пирл-Харбор командующим Тихоокеанским флотом и одновременно главнокомандующим всеми ВМС США был адмирал Киммел.

    В Атлантике страны оси не имели в строю ни одного авианосца, и против сравнительно слабого немецкого флота там была сосредоточена значительная часть английского флота. На Тихом же океане американскому флоту противостоял мощный японский флот. К моменту нападения Японии на Пирл-Харбор американский флот был разделен почти поровну между двумя океанами: девять линейных кораблей находилось на Тихом океане и восемь - на Атлантическом, три авианосца на Тихом океане и четыре - на Атлантическом. Правда, в Атлантическом флоте не хватало патрульных и эскортных кораблей, но на Тихом океане, даже до катастрофы в Пирл-Харборе, американский флот был слабее японского по всем классам кораблей. Самым неприятным было то, что трем американским авианосцам здесь противостояло 10 японских.

    Англичане попытались усилить Сингапур, но кризис на Дальнем Востоке разразился как раз в то время, когда положение на Средиземном море было исключительно тяжелым, когда англичане уже понесли там огромные потери. После продолжительных колебаний адмиралтейство решило направить в Сингапур новый линейный корабль "Принс ов Уэлс", надеясь, что вместе с находившимся там линейным крейсером "Рипалс" он окажет на японцев отрезвляющее действие. К этим двум кораблям должен был присоединиться и новый авианосец "Индомитебл", но, дойдя до Вест-Индии, он получил повреждения, оттого что сел на мель, и к месту назначения не прибыл. Адмиралтейство понимало, что никакого другого авианосца снять с Европейского театра военных действий ему не удастся. Голландцы имели на Дальнем Востоке только легкие крейсера. Было очевидно, что союзники США не смогут существенно изменить соотношение сил на Тихом океане.

    В американском флоте на Тихом океане ощущалась острая нехватка во вспомогательных кораблях. Самолетов имелось мало, да и те были в основном устаревшими. Зенитное оружие оставляло желать лучшего как в качественном, так и в количественном отношении, 28-мм зенитные пушки американской конструкции были настолько несовершенными, что американский флот вынужден был использовать иностранные пушки систем Бофорс и Эрликон.

    Положение на Дальнем Востоке было еще тяжелее. Филиппины оказались почти полностью окруженными: японцы занимали Формозу, расположенную в 300 милях от Филиппин, остров Хайнань и Индокитай, а также Марианские и Каролинские острова. В июле 1941 года Макартур, являвшийся в то время главнокомандующим филиппинской армией, был назначен одновременно и главнокомандующим сухопутными силами США на Дальнем Востоке. Вслед за этим были приняты срочные меры к созданию воздушных и сухопутных сил, способных защитить Филиппины.

    На случай войны с Японией уже давно планировался отход небольшого Азиатского флота США к малайскому рубежу, так как трудно было ожидать, чтобы он смог оказать серьезное сопротивление сильному противнику. Однако увеличение численности армейской авиации на Филиппинах позволяло надеяться, что, пока остров Лусон находится в сравнительной безопасности, флот может продолжить действия из Манилы.

    Окончание переговоров с Японией

    Переговоры между Соединенными Штатами и Японией были обречены на провал, ибо оба правительства не хотели идти ни на какие уступки и каждое стремилось только выиграть время. Соединенные Штаты находились в выгодном положении, имея возможность читать секретную дипломатическую корреспонденцию японцев. Американским специалистам удалось создать машину, дешифрирующую японский дипломатический шифр. Поэтому Вашингтон знал, что министерство иностранных дел Японии наметило конец ноября для окончания переговоров, после чего "события будут развиваться автоматически". Вашингтон также знал, что японская разведка активно собирает информацию о передвижении кораблей на Тихом океане и о расположении их в базе Пирл-Харбор, требуя от своих разведчиков более детальных донесений по этим вопросам.

    26 ноября Соединенные Штаты вручили японцам ноту, в которой требовали эвакуации войск из Китая и поддержки режима Чан Кай-ши, Надежд на то, что Япония примет это требование, не было, и дешифрованная японская переписка подтвердила, что она действительно рассматривает эту ноту как акт об окончании переговоров. Однако японским дипломатам было дано указание продолжать переговоры, затягивая их, чтобы преждевременно не вызвать у американцев подозрений. 27 ноября морское министерство США направило в Пирл-Харбор тревожное предостережение, в котором сообщалось, что министерство считает возможным движение японских сил в направлении Филиппин, Малайи или Борнео. Американцы были столь загипнотизированы очевидными приготовлениями японцев для продвижения на юг, что не придали значения и даже вовсе исключили возможность нанесения японцами удара в каком-либо другом направлении.

    К 6 декабря в Вашингтоне стало известно, что японцы передали своему послу ноту для вручения правительству США, в которой говорилось о разрыве дипломатических отношений. За этой нотой могло последовать внезапное нападение. Было также известно, что японские дипломаты в Лондоне, Гонконге, Сингапуре, Батавии, Маниле и Вашингтоне сжигают свои секретные документы и шифры, а это обычно делается тогда, когда война неизбежна.

    Таким образом, во второй половине дня в субботу 6 декабря 1941 года были все основания полагать, что начало войны с Японией - дело нескольких часов. И наконец между 04.00 и 06.00 в воскресенье 7 декабря морское министерство перехватило и расшифровало указание японскому послу вручить упомянутую ноту в 13.00 по вашингтонскому времени, что означало 07.30 утра по гавайскому времени, в том числе и для Пирл-Харбора.

    Нападение на Пирл-Харбор

    Главнокомандующий японским Объединенным флотом адмирал Ямамото еще в начале 1941 года предложил в случае войны с США напасть на Пирл-Харбор, чтобы парализовать флот США и сделать невозможным его вмешательство с фланга, когда Япония будет занята завоеванием "жизненного пространства в южных морях". Детали нападения на Пирл-Харбор были разработаны в начале осени 1941 года, а 1 декабря на совещании у императора было принято окончательное решение о вступлении Японии в войну.

    Это рискованное решение было принято в момент наивысшего успеха стран оси в Европе. Осенью 1941 года Роммель угрожал Египту, а немецкие войска находились под Москвой. Представлялось вероятным, что США перед лицом опасности победы Германии в Европе не окажут японцам серьезного противодействия на Тихом океане. Пользуясь этим, Япония могла бы одержать победу в Юго-Восточной Азии, захватить богатые ресурсами южные районы и создать вокруг них и самой Японии оборонительный рубеж из расположенных на островах воздушных баз и баз для подводных лодок, что заставило бы Соединенные Штаты пойти на уступки и принять условия Японии.

    Предназначенные для атаки Пирл-Харбора силы, которые уже находились в море, когда императорский совет принимал окончательное решение, состояли из шести авианосцев - "Акаги", "Kaгa", "Сорю", "Хирю", "Сёкаку" и "Дзуйкаку" - в сопровождении двух линейных кораблей, трех крейсеров и девяти эсминцев. Корабли шли северным путем, чтобы избежать обнаружения американской воздушной разведкой и уменьшить вероятность встречи с торговыми судами. Еще раньше в море вышли 27 подводных лодок, из которых 11 имели на борту самолеты, а 5 несли на себе сверхмалые подводные лодки, предназначенные для проникновения внутрь гавани Пирл-Харбора.

    6 декабря японские авианосцы получили последние данные относительно кораблей, стоявших в Пирл-Харборе. Авианосцы "Энтерпрайз" и "Лексингтон" находились в море, о чем больше всего сожалел командующий японской авиацией ВМС, который сказал, что он предпочел бы потопить эти два авианосца, чем все восемь линейных кораблей. Однако командующий ударными силами вице-адмирал Нагумо принял решение провести намеченную атаку по плану. В 06.05 7 декабря, когда японские авианосцы находились в 230 милях севернее острова Оаху, Нагумо поднял в воздух первую атакующую группу в составе 183 самолетов, предназначенных для атаки американского флота.

    В Пирл-Харборе в это время никто даже не подозревал о надвигающейся катастрофе. Предостережение, полученное 27 ноября, указывало только на то, что в Вашингтоне считают возможным продвижение японских сил на юг, то есть к Филиппинам или к Малайе. В соответствии с этим командующий Гавайским военным округом генерал-лейтенант Шорт принял меры только против возможных диверсий, о чем он и доложил в Вашингтон. Адмирал Киммел не получил никакой информации, которая оправдывала бы прекращение проводившихся в то время ответственных учений флота.

    Спокойная обстановка воскресного утра была несколько нарушена в 06.45, когда на внешнем рейде Пирл-Харбора эсминец потопил сверхмалую подводную лодку, но донесение об этом факте не вызвало сигнала общей тревоги. Фактически это донесение даже не указывало на какую-либо опасность для кораблей, укрытых в гавани. Многие офицеры завтракали, на кораблях готовились к обычной смене вахты, когда над островом появились первые японские самолеты. Их враждебные намерения окончательно обнаружились лишь в 07.55, когда стали падать первые бомбы. Основной удар был нанесен по линейным кораблям, стоявшим к востоку от острова Форд. Несмотря на внезапность налета, американские моряки быстро заняли свои места на боевых постах, но расстроить планы противника им не удалось. За атаками торпедоносцев последовали атаки пикирующих бомбардировщиков. Основные повреждения кораблям были нанесены во время первой атаки, которая закончилась около 08.30. Затем, после короткого перерыва, появилась вторая волна самолетов, состоявшая из 170 бомбардировщиков и истребителей, избравших для атаки корабли, которые еще не были повреждены.


    Положение американских кораблей в базе Пирл-Харбор перед налетом японской авиации 7 декабря 1941 года


    Вскоре после нападения японцев затонул линейный корабль "Аризона". Он получил несколько прямых попаданий торпед и бомб в самом начале атаки; стоявший около его борта небольшой корабль-мастерская "Вестал" не мог обеспечить защиту линейного корабля. Одна бомба взорвалась в носовом погребе "Аризоны".

    Охваченный пламенем корабль пошел ко дну, унеся с собой более тысячи человек экипажа.

    Линейный корабль "Оклахома", стоявший вместе с линейным кораблем "Мэриленд", в первые же секунды атаки получил три торпедных попадания, сразу дал крен и перевернулся. "Оклахома" был полностью разрушен, и позднее его подняли только для того, чтобы очистить гавань. Линейный корабль "Уэст Виргиния" стоял с внешней стороны линейного корабля "Теннесси" и также был торпедирован в самом начале атаки. Однако решительные действия экипажа по выравниванию крена путем затопления противоположных отсеков предотвратили переворачивание корабля. Экипаж продолжал борьбу, так как корабль сел на грунт на мелком месте. Стоявший с внутренней стороны "Теннесси" получил два попадания бомб, и ему угрожала опасность взрыва от горящей нефти на "Аризоне", но, к счастью, повреждения этого корабля оказались не столь серьезными. "Мэриленд" отделался только двумя прямыми попаданиями авиабомб.

    Линейный корабль "Калифорния" стоял один. Получив попадания двух торпед и одной бомбы, он сел на грунт на ровном киле. Линейный корабль "Невада", также стоявший отдельно, оказался единственным кораблем, способным двигаться. Несмотря на попадание торпеды в носовую часть, он все же дал ход и под градом бомб выбросился на берег, чтобы не затонуть на фарватере. Флагман Тихоокеанского флота линейный корабль "Пенсильвания" стоял в доке, и атаковать его торпедами было невозможно. Он вел по самолетам настолько интенсивный огонь, что те не смогли достать его. В результате он получил только одно попадание бомбы.

    Основными объектами нападения японцев были корабли флота, однако они атаковали и аэродромы, расположенные в районе этой базы. Американцы поспешно приняли некоторые меры по защите аэродромов, но стоявшие в тесном строю самолеты все равно понесли потери. В общей сложности флот потерял 80 самолетов, ВВС армии - 231 самолет. После атаки боеспособными осталось всего 79 самолетов. Во время атаки Пирл-Харбора японцы потеряли 29 машин, не считая тех, которые разбились при посадке на авианосцы.

    Общие потери США в людях составили 3681 человек. Флот и корпус морской пехоты потеряли 2212 человек убитыми и 981 ранеными, армия - 222 человека убитыми и 360 ранеными. С американской точки зрения последствия нападения на Пирл-Харбор оказались менее значительными, чем они представлялись в первый момент, и, безусловно, гораздо меньше тех, которые могли бы быть. Старые корабли, потопленные в Пирл-Харборе, были слишком слабыми, чтобы вступить в борьбу с новейшими японскими линейными кораблями или сопровождать новые быстроходные американские авианосцы. После того как все эти корабли, кроме "Аризоны" и "Оклахомы", были подняты и отремонтированы, они использовались только для обстрела побережья. Временная потеря линейных кораблей позволила высвободить хорошо обученный личный состав для укомплектования авианосных и десантных сил, в которых ощущался большой недостаток. Не имея линейных кораблей, США были вынуждены целиком положиться на авианосцы, и это оказалось решающим фактором в войне на море.

    Сосредоточив внимание на боевых кораблях, японцы не придали значения разрушению складов и мастерских. Они также упустили из виду и склады топлива, расположенные рядом с гаванью, где находилось 400000 т мазута. Эти накапливавшиеся из года в год запасы было бы очень трудно возместить, ввиду того что США приняли обязательство поставлять топливо прежде всего в Европу.

    Гуам и Уэйк

    К вечеру 7 декабря адмирал Киммел получил донесение о том, что остров Гуам и атолл Уэйк также были атакованы японскими самолетами. Остров Гуам, расположенный на расстоянии свыше 3000 миль от Гавайских островов и в 1500 милях от Манилы, фактически был беззащитен. Японцы высадили на остров 5000 человек и легко овладели им.

    С атоллом Уэйк дело обстояло несколько иначе. Хотя он и находился в пределах радиуса действия японской авиации, базировавшейся на Маршалловых островах, от Пирл-Харбора его отделяли всего 2000 миль открытого моря. Более тысячи рабочих на этом маленьком атолле в это время были заняты на строительстве аэродромов и баз подводных лодок. Около 450 морских пехотинцев, имевших десяток 76-мм зенитных орудий и полдесятка старых 127-мм пушек, - вот все, что предназначалось для обороны атолла. 4 декабря авианосец "Энтерпрайз" доставил сюда 12 истребителей F4F "Уайлдкэт".

    На рассвете II декабря, после того как оборона атолла была ослаблена воздушными налетами японцев с острова Кваджелейн, японские силы в составе трех легких крейсеров и шести эсминцев появились у атолла Уэйк. Когда японские корабли приблизились к острову, артиллеристы морской пехоты открыли огонь из 127-мм орудий, а самолеты-истребители поднялись в воздух. После того как два эсминца противника были потоплены, а два крейсера получили повреждения, японцы отошли, так и не высадив десанта.

    Между тем адмирал Киммел разработал план и отдал приказ о посылке помощи гарнизону Уэйка. Авианосец "Саратога" под командованием контр-адмирала Флетчера должен был непосредственно прикрывать идущее пополнение, в то время как два других авианосца составили группу обеспечения. Однако время уже было упущено. "Саратога", недавно прибывший в Пирл-Харбор с западного побережья США, закончил прием топлива только к вечеру 16 декабря. 21 декабря он был еще только в 600 милях от атолла Уэйк, но ему потребовалось еще два дня, чтобы пополнить запасы топлива на эсминцах своей Группы.

    Быстро оправившись от поражения, 23 декабря японцы направили к атоллу новые, более крупные силы под прикрытием трех тяжелых крейсеров. Адмирал Нагумо, вернувшийся с флотом от Пирл-Харбора, выделил для этой группы еще два авианосца - "Хирю" и "Сорю", чтобы поддержать высадку десанта. На рассвете 22 и 23 декабря самолеты с этих авианосцев уничтожили оставшиеся на атолле самолеты американцев, а ночью 23 декабря японский десант подошел к берегу, выбрав для высадки такие три пункта, где не могла действовать артиллерия морской пехоты. В то же время японские крейсера начали обстрел острова, оставаясь вне дальности стрельбы 127-мм орудий. После безнадежной борьбы защитники острова вынуждены были сдаться.

    Командование и стратегия

    На нападение японцев на Пирл-Харбор Соединенные Штаты ответили 8 декабря официальным объявлением войны, после чего союзники Японии - Германия и Италия - объявили войну США. Вступление в войну заставило правительство произвести серьезные изменения в составе командования и в организации ВМС. В середине декабря главнокомандующим Тихоокеанским флотом был назначен адмирал Нимиц. В апреле следующего года он стал главнокомандующим всеми силами США в зоне Тихого океана; иначе говоря, под его командованием теперь находился весь Тихоокеанский театр военных действий, за исключением юго-западного района Тихого океана, который находился в ведении генерала Макартура, и практически бездействующего юго-восточного района.

    Первые директивы адмирала Кинга, данные им 30 декабря адмиралу Нимицу, определяли задачи последнего следующим образом:

    1. Прикрытие и удержание рубежа Гавайи - Мидуэй и обеспечение коммуникаций с западным побережьем США.

    2. Обеспечение коммуникаций между западным побережьем США и Австралией, а также прочное удержание рубежа Гавайи - Самоа, в который при первой же возможности включить и острова Фиджи.

    В общих чертах морская стратегия США сводилась к удержанию рубежа, проходившего от Датч-Харбора через Мидуэй, Самоа, Новую Каледонию, Порт-Морсби до Новой Гвинеи. Чтобы удержать этот рубеж, нужно было временно отложить операции Азиатского флота США в Голландской Индии.

    Начало отступления союзников

    Азиатский флот США представлял собой весьма скромную группировку. Самым крупным кораблем в нем был тяжелый крейсер "Хаустон". Вторым кораблем был легкий крейсер "Марблхед", построенный 17 лет назад. В начале декабря в состав флота был включен легкий крейсер "Бойз", прибывший в Манилу с конвоем. Эсминцы были представлены в Азиатском флоте США 13 четырехтрубными гладкопалубными кораблями постройки 1917-1918 годов. Кроме того, в составе флота было 29 подводных лодок. У адмирала Харта были все основания думать, что японцы нападут на Филиппины, поэтому он рассредоточил свои силы: крейсер "Марблхед" и восемь эсминцев с плавучей базой были еще в ноябре направлены на остров Борнео; крейсера "Хаустон" и "Бойз" находились в сравнительно безопасных внутренних водах Филиппин,

    Сведения о нападении японцев на Пирл-Харбор были получены в Маниле в 03.00 8 декабря по гавайскому времени.

    По приказу адмирала Карта контр-адмирал Глассфорд немедленно собрал корабли и с крейсерами "Хаустон" и "Бойз" вышел на юг. Не имея достаточных данных об объектах противника, 33 самолета (В-17) филиппинской армии, из которых половина была переброшена с острова Лусон на сравнительно безопасный аэродром на острове Минданао, не атаковали Формозу, чего японцы сильно опасались. Несмотря на плохую погоду, японское командование подняло свои самолеты с Формозы. Как и на Гавайях, американские самолеты на Лусоне стояли в бездействии на своих аэродромах. Воздушный налет японцев причинил им большие потери. Отражать близившееся японское вторжение было нечем.

    Японские войска в Индокитае немедленно перешли границу Таиланда, встретив лишь незначительное сопротивление. В течение 8 и 9 декабря японские силы с острова Хайнань высадились в Кота-Бару на полуострове Малакка и начали быстро продвигаться к Сингапуру. Донесение о высадке японцев в Кота-Бару заставило английского адмирала Филиппса выслать на север к месту высадки линейный корабль "Принс ов Уэлс" и линейный крейсер "Рипалс" в сопровождении четырех эсминцев. Хотя командование находившейся здесь английской авиации предупреждало, что оно не сможет прикрыть корабли с воздуха, адмирал Филиппс, сознавая, что в такой критический момент он не может оставаться в бездействии, принял смелое решение выйти в море. К месту высадки японцев он прибыл с опозданием, чтобы перехватить транспорты противника. К тому же он совершил ошибку, слишком долго оставаясь в пределах дальности действия японской авиации, базирующейся на Индокитай. 10 декабря около полудня японские самолеты произвели мощный налет на корабли соединения. "Принс ов Уэлс" и "Рипалс" получили ряд прямых попаданий, перевернулись и затонули. Вместе с ними погиб и адмирал Филиппс.

    Гибель двух крупнейших кораблей, впервые в истории потопленных бомбами в море на ходу, помешала союзникам оказать серьезное сопротивление японцам, продвигавшимся к Сингапуру. К 19 декабря японцы достигли Малаккского пролива.

    В тот день, когда японцы потопили "Принс ов Уэлс" и "Рипалс", их авиация совершила мощный налет на судостроительную верфь в Кавите близ Манилы, причинив ей большие разрушения. Одновременно с этим японцы произвели свою первую высадку на остров Лусон с целью захвата аэродромов, чтобы обеспечить авиационную поддержку при наступлении на Манилу. В районе Апарри, на севере острова Лусон, японцы ввиду плохой погоды и успешных действий остатков армейской авиации США поспешно отошли, высадив на берег только людей. Тяжелое вооружение и техника на берег доставлены не были. При аналогичных обстоятельствах задержалась на один день и высадка десанта на северо-западную часть острова у Вигана.

    Как и ожидал Макартур, основной десант японцы высадили в заливе Лингаен на западном берегу Лусона, к северу от Манилы. 21 декабря японские транспорты с Формозы вошли в залив. Американские подводные лодки пытались воспрепятствовать этому, но ввиду малых глубин успеха не имели. Небольшое количество армейских самолетов и летающие лодки "Каталина" также не сумели задержать высадку десанта. Плохо организованная оборона берега позволила японцам высадиться и при поддержке частей, подошедших из Вигана, преодолеть сопротивление. Накануне рождества японцы высадили на восточном берегу острова на широте Манилы еще один десант.

    Макартур, уже покинувший Манилу, объявил город открытым и поспешно отвел сухопутные войска на полуостров Батаан. Военно-морские силы также поспешили уйти из Манилы, захватив с собой все, что было возможно. Контр-адмирал Рокуэлл, командующий 16-м морским районом, отошел на укрепленный остров Коррехидор, Адмирал Харт 26 декабря также оставил Манилу, выйдя на подводной лодке на юг, чтобы присоединиться к своему флоту. Пятью днями позже Манил> оставили последние американские подводные лодки. 2 января 1942 года японцы вошли в город, даже не встретив сопротивления.

    Упорная оборона полуострова Батаан и острова Коррехидор имела большое значение для подъема морального духа американских войск и флота. Но замедлить темпы японского продвижения на юг к Голландской Индии она, конечно, не смогла. Еще 17 декабря японцы высадили десант на острове Борнео, чтобы захватить нефтяные богатства острова, а три дня спустя высадились в заливе Давао на острове Минданао. В дальнейшем этот остров превратился в основную базу японцев при продвижении их на юг.

    Продвижение японцев в Голландскую Индию

    Таким образом, в течение немногим более двух недель с начала войны японцы овладели Филиппинами и двинулись дальше, на юг. По мере развития их наступления становились ясными и их намерения. Одно направление удара проходило по Азиатскому материку от Индокитая через Малайю до Сингапура. Другой удар наносился вдоль западного побережья острова Борнео в общем направлении на Суматру. С захваченной базы в Давао японцы начали продвижение через Макассарский пролив и Молуккское море, захватывая на пути все важные пункты. Конечной целью наступления была Ява - самый богатый и развитый в промышленном отношении остров в Голландской Индии, население которого равнялось населению Англии.

    Японцы продвигались, высаживая один десант за другим на островах, которые почти не имели внутренних путей сообщений. Поэтому решающую роль здесь играло господство на море и в воздухе. Обычной тактикой японцев стал захват ключевых позиций, где можно было быстро создать аэродромы, с которых авиация обеспечила бы им дальнейшее продвижение вперед. Оборона союзников была настолько слабой, что создать перевес в каждом отдельном пункте японцам не стоило никакого труда. Почти везде они использовали довольно слабые силы и редко прибегали к помощи авианосцев.

    В начале января 1942 года Азиатский флот США ушел в Голландскую Индию. 10 января английский генерал Уэйвелл прибыл на Яву, чтобы принять командование американскими, английскими, голландскими и австралийскими силами в этом районе. Адмиралу Харту было поручено командовать объединенными силами флота, англичане возглавили союзную авиацию, а сухопутные войска перешли в распоряжение голландцев. Так возникло первое крупное объединенное командование - АБДА (американо-английско-голландско-австралийская группа). Однако первые же возникшие перед АБДА трудности оказались непреодолимыми, и это объединение не смогло ни эффективно действовать, ни выработать приемлемой стратегии.

    Когда японцы, стремясь охватить Яву большими клещами, двигались вдоль западного и восточного побережья Борнео, силы АБДА, казалось, могли использовать свое выгодное внутреннее положение и атаковать по очереди сначала одну, а потом другую часть японских сил. Однако в течение января корабли союзников были так заняты конвоированием судов, что не смогли создать ударный кулак. В конце января, когда разведка донесла, что японцы уже приближаются к порту Баликпапан - основному нефтеперерабатывающему центру Борнео, в распоряжении адмирала Харта было всего лишь несколько кораблей. Ночью 23 января эти корабли вышли в Макассарский пролив. По пути крейсер "Бойз" наскочил на не отмеченную на картах остроконечную скалу и вышел из строя, а у крейсера "Марблхед" отказала турбина. Действуя без поддержки крейсеров, четыре эсминца внезапно атаковали противника и потопили один сторожевой корабль и четыре транспорта (из 12 обнаруженных), а также нанесли повреждения нескольким другим. К сожалению, этот смелый ночной налет был единственной успешной операцией флота АБДА за всю кампанию в Голландской Индии.

    В обстановке полного господства японцев в воздухе союзникам было очень трудно организовать и вести разведку. В то же время противник имел полные данные о всех передвижениях кораблей АБДА, В результате этого силы объединенного командования не могли успешно противостоять наступлению японцев и часто были вынуждены отступать под воздействием авиации противника, когда цель была уже близка. Однажды командование, неверно поняв донесение разведки, отправило голландские корабли на запад. Воспользовавшись этим, японские силы при поддержке авианосцев "Сорю" и "Хирю" и двух линейных кораблей захватили Амбоину - крупнейшую морскую базу голландцев на правом фланге. Вскоре после этого японцы заняли Кендари в юго-восточной части острова Целебес и захватили временно находившиеся там самолеты с двух авианосцев. Укомплектовав эти самолеты своими экипажами, японцы 3 января бомбардировали Сурабайю - основную базу союзников на Яве и вывели из строя большинство голландских истребителей, которые располагались на близлежащих аэродромах.

    К этому времени закончилось конвоирование судов в Сингапур для усиления его гарнизона, и теперь силы флота АБДА пополнились кораблями, ранее занятыми проводкой конвоев. Это были два американских крейсера - "Хаустон" и "Марблхед", четыре американских эсминца, два голландских крейсера - "Де Рейтер" и "Тромп" и три голландских эсминца. Командование этими силами было возложено на голландского контр-адмирала Доормана. При бомбардировке Сурабайи эти корабли не пострадали, но когда на следующее утро Доорман вышел с ними для атаки японских кораблей и транспортов, которые, по сведениям разведки, сосредоточились в порту Баликпапан, их обнаружила японская авиация, В проливе Мадура корабли подверглись мощному налету с воздуха. На крейсере "Хаустон" авиабомбой была выведена из строя кормовая башня, а крейсер "Марблхед" был настолько тяжело поврежден, что его пришлось отправить на ремонт в США.

    Вскоре эскадре Доормана была поставлена задача оказать помощь крупному порту Палембаиг на восточном берегу острова Суматра. Когда он с 5 крейсерами и 10 эсминцами 13 февраля подошел к острову Банка, авиация противника атаковала его корабли. Ни один корабль прямого попадания не получил, однако от близких разрывов бомб и сильного сотрясения корабли серьезно пострадали, и Доорман принял решение вернуться.

    В середине февраля адмирал Харт передал командование флотом АБДА голландскому вице-адмиралу Хэлфричу и вернулся в США, оставив в качестве представителя США в АБДА адмирала Глассфорда. 15 февраля пал Сингапур, и японцы готовились сомкнуть клещи вокруг Явы, предварительно ослабляя оборону острова ежедневными бомбардировками с воздуха.

    Доорман только что вернулся с эскадрой от острова Банка, когда поступило донесение, что японцы начали высадку десанта на остров Бали, расположенный у восточной оконечности Явы. Доорман решил уничтожить японские транспорты, пока те не успели уйти, но, поскольку его корабли были рассредоточены в портах Сурабайя и Чилачап, было решено нанести противнику три последовательных удара. Флот АБДА имел количественное преимущество, но в рассредоточенном виде его корабли ничего добиться не могли. В ночной атаке 19 февраля один голландский эсминец был потоплен, а крейсер "Тромп" получил очень тяжелые повреждения, не причинив японцам никакого ущерба.

    К этому времени Ява почти целиком оказалась изолированной, и японцы были готовы лишить остров последней связи с Австралией, Для этого они захватили остров Тимор, через который союзники перебрасывали на Яву самолеты из Австралии, а затем авианосцы адмирала Нагумо произвели налет на Дарвин главный порт Северной Австралии. Японские самолеты потопили более десятка транспортов, стоявших в гавани, и американский эсминец "Пири". Кроме того, они серьезно повредили причалы и склады. С этого дня порт Дарвин как военно-морская база перестал существовать.

    Бой в Яванском море

    Убедившись в тщетности дальнейшей обороны Явы, генерал Уэйвелл 25 февраля покинул остров. Объединенное командование перестало существовать, но голландцам было поручено координировать оборону острова и сделать все возможное. В это время японцы готовились к последнему штурму Явы. На северо-западе, у островов Анамбас, ждала сигнала эскадра контр-адмирала Одзава в составе 56 транспортов, охраняемых эскортными кораблями. К северо-востоку от Явы, в Макассарском проливе, находилось соединение контр-адмирала Нисимура с 41 транспортом и группой кораблей прикрытия.

    Адмирал Доорман после двухдневного патрулирования вдоль северного побережья Явы с задачей помешать японцам высадить десант вернулся 27 февраля в Сурабайю для пополнения запаса топлива и для отдыха. Он сразу же получил донесение о том, что к западу от острова Бавеан обнаружены японские транспорты. Экипажи кораблей сильно устали, но не оставалось ничего другого, как снова выйти в море и принять последний бой.

    Крейсера Доормана следовали в кильватерной колонне. В голове шел флагманский крейсер "Де Рейтер", за ним английский крейсер "Эксетер", американский - "Хаустон", австралийский - "Перт" и голландский - "Ява". Три английских эсминца образовывали завесу впереди соединения, два голландских находились на левом фланге, и четыре американских замыкали строй соединения. Через полчаса после выхода из Сурабайи Доорман обнаружил справа по носу две группы кораблей противника, которые шли на юго-запад, как бы намереваясь пересечь курс кораблей союзников.

    В одной группе японских кораблей был легкий крейсер, который вел за собой 10 эсминцев, а во второй - два тяжелых крейсера, один легкий и флотилия эсминцев. Японцы открыли огонь с дистанции 25 км, еще за пределами дальности стрельбы орудий легких крейсеров союзников. Японцы пользовались самолетами для корректировки огня, однако некоторое время им не удавалось добиться попаданий. Затем 203-мм снаряд попал в крейсер "Эксетер", который сбавил ход и вышел из ордера. Следовавшие за крейсером корабли, полагая, что он делает поворот по приказу Доормана, также начали поворот влево, грозя тем самым привести в замешательство все соединение и подставить свой правый борт для торпедного залпа японцев. К счастью, все корабли остались целы, за исключением голландского эсминца, который получил попадание торпеды, разломился пополам и затонул. Затем, когда японцы приблизились, их артиллерии удалось накрыть и потопить еще один английский эсминец, который старался прикрыть поврежденный "Эксетер". Остальные крейсера начали отход и перестроение под прикрытием американских эсминцев, вышедших в торпедную атаку.


    Бой в Яванском море 27-28 февраля 1942 года


    Убедившись в бесполезности попыток атаковать японские транспорты под покровом темноты, корабли союзников отошли к Сурабайе и около 21.00 подошли к своей базе. Эсминцы, которые уже израсходовали все торпеды и у которых топливо было на исходе, также вернулись в базу. Здесь уже находился поврежденный "Эксетер", прибывший в сопровождении голландского эсминца,

    Когда разбитая эскадра союзников шла на запад вдоль побережья Явы, взорвался и затонул еще один английский эсминец. Он, очевидно, попал на голландское минное поле, которое было только что поставлено, и адмирал Доорман о нем ничего не знал. Выслав свой последний эсминец к месту гибели корабля, чтобы принять на борт уцелевших моряков, Доорман с четырьмя оставшимися крейсерами повернул на север и в 23.00 встретился с японскими кораблями прикрытия. После двадцатиминутной артиллерийской дуэли японцы атаковали крейсера торпедами, добившись попаданий в "Де Рейтер" и "Яву". Когда флагманский корабль Доормана уже тонул, он успел передать сигнал крейсерам "Хаустон" и "Перт", последним оставшимся в строю кораблям АБДА, следовать в Танджонг-Приок, куда они и прибыли на следующий день,

    Союзники уходят с Явы

    Корабли союзников, оставшиеся в строю, были теперь разделены между двумя базами - Танджонг-Приоком и Сурабайей, в то время как между ними уже находились крупные японские силы. Возникла проблема - как выбраться из Яванского моря на виду у противника, контролировавшего все выходы из него. Благополучно уйти оттуда удалось только четырем американским эсминцам. Выйдя из Сурабайи, они вечером 28 февраля проскользнули через пролив Бали и после короткой перестрелки с японскими эсминцами взяли курс на Австралию. Осадка "Эксетера" не позволяла ему пройти тем же проливом, поэтому он получил приказ пройти через пролив Грейт-Чаннел, но был перехвачен японскими кораблями и потоплен. Вместе с ним погибли и два сопровождавших его эсминца. Крейсера "Хаустон" и "Перт" вместе с голландским эсминцем вышли из Танджонг-Приока вечером 28 февраля. Они уже почти достигли пролива Грейт-Чаннел, когда за час до наступления темноты встретили десантное соединение противника. Союзные крейсера потопили или заставили выброситься на берег четыре японских транспорта, но вскоре их самих настигли и потопили японские корабли прикрытия. Несколько кораблей союзников, базировавшихся на Чилачап, по приказу адмирала Хэлфрича 1 марта также оставили базу. Соединению авианосцев и линейных кораблей адмирала Нагумо удалось перехватить некоторые из них, в том числе два американских эсминца и канонерскую лодку, но большинству все же удалось благополучно добраться до Австралии.

    В ночь на 28 февраля японцы начали высадку десанта на Яву. Батавия и Сурабайя быстро пали, а к 9 марта японцам удалось захватить весь остров.

    Стабилизация обстановки на Тихом океане

    В то время как флот АБДА стремился выиграть время, силы союзников укрепляли линию обороны, на которой США решили задержаться во что бы то ни стало. Это потребовало усиления основных баз на коммуникациях между США и Австралией, а также мобилизации сил самой Австралии. В начале февраля в Австралию прибыл американский вице-адмирал Лири, чтобы принять командование объединенными австралийско-новозеландскими силами (АНЗАК), сформированными по рекомендации объединенного англо-американского штаба после того, как были разгромлены силы АБДА.

    17 марта в Дарвин прибыл генерал Макартур, назначенный по просьбе австралийского правительства командующим силами в юго-западной части Тихого океана. США взяли на себя ответственность за оборону этого района, но в течение некоторого времени Макартуру пришлось оставаться генералом без армии.

    США в это время только оборонялись, но их стратегия отнюдь не была пассивной. Сразу после катастрофы в Пирл-Харборе авианосец "Йорктаун" получил приказ перебазироваться из Атлантики на Тихий океан. С прибытием его в этот район число авианосцев увеличилось до четырех, но вскоре авианосец "Саратога" был атакован японской подводной лодкой в 500 милях к юго-западу от острова Оаху. Авианосец сумел дойти до базы, но на его ремонт потребовалось пять месяцев.

    К счастью для союзников, японцы в этот период не очень умело использовали свои авианосные силы. Эскадра адмирала Нагумо после возвращения из операции против Пирл-Харбора была послана на юг для обеспечения проводившихся там операций. Чтобы прикрыть свой левый фланг при движении на юг, японцы в начале декабря захватили принадлежавшие Англии острова Гилберта, а во второй половине января послали свои авианосцы для совсем ненужной бомбардировки Рабаула (Новая Британия), готовясь через несколько дней высадить там десант.

    Между тем у командования в Пирл-Харборе сложилось мнение о возможности наступления японцев с островов Гилберта и Маршалловых в направлении островов Самоа. Поэтому туда были посланы подкрепления и два авианосных соединения, которые должны были нанести удары по японским базам. В то время как соединение контр-адмирала Флетчера с авианосцем "Йорктаун" 1 февраля произвело налет на атолл Макин в группе островов Гилберта и на острова Джалуит и Мили в южной части Маршалловых островов, вице-адмирал Хэлси с авианосцем "Энтерпрайз" и кораблями прикрытия дошел до Маршалловых островов и атаковал атоллы Вотье, Малоэлап и Кваджелейн. Авианосцы адмирала Нагумо только что вернулись от Рабаула к островам Трук, являвшимся основной базой японцев на Каролинских островах, и были тут же высланы на поиски американцев. Повреждения, причиненные в ходе американских воздушных налетов, были настолько серьезны, особенно на атолле Кваджелейн, что японцам пришлось подумать об усилении своей собственной безопасности. Поэтому из соединения адмирала Нагумо они выделили два авианосца - "Сёкаку" и "Дзуйкаку" - для охраны и патрулирования японских вод, отвлекая тем самым одну треть своих самых эффективных боевых сил от активных действий.

    После падения Сингапура в середине февраля 1942 года союзники поняли, что японцы могут начать продвижение от Рабаула к Новой Каледонии и Новым Гебридам. По этой причине группа вице-адмирала Брауна с авианосцем "Лексингтон" была временно придана силам АНЗАК вице-адмирала Лири, который направил группу на Рабаул, но ей не повезло: 20 февраля на подступах к Рабаулу она была атакована японской авиацией. Понеся тяжелые потери, Браун отказался продолжать операцию.

    Критическая обстановка, сложившаяся в юго-западной части Тихого океана, заставила союзников атаковать остров Уэйк, чтобы как-нибудь отвлечь силы противника от этого района. 24 февраля адмирал Хэлси, используя самолеты авианосца "Энтерпрайз", атаковал остров Уэйк, а после этого смело напал на остров Маркус, расположенный на расстоянии 1000 миль от Токио. К моменту этой атаки флот союзников уже оставил Яву. Бомбардировка японцами объектов на Новой Гвинее, включая и Порт-Морсби, а также порт Тулаги в южной части Соломоновых островов, заставляла ждать нового наступления противника в южном и юго-восточном направлениях. Чтобы задержать его, адмиралу Брауну были, переданы крупные силы, в состав которых входили авианосцы "Лексингтон" и "Йорктаун", и поставлена задача - повторить атаку Рабаула, который японцы срочно превращали в свою главную базу. Однако сообщение о высадке японского десанта в районе Лаэ и Саламоа на Новой Гвинее заставило Брауна изменить решение и атаковать эти пункты. Находясь у южных берегов Новой Гвинеи, Браун направил свои самолеты через горный хребет Оуэн-Стенли. В ходе этого налета японским кораблям, которые еще находились у Лаэ и Саламоа, был причинен некоторый ущерб.

    В середине января, в то время как союзники прилагали все силы к тому, чтобы остановить продвижение японцев на Тихом океане на юг и юго-восток, японцы начали свое наступление на Бирму, используя в качестве исходного района Таиланд. В первой половине марта пал Рангун. Перед англичанами встала трудная задача: вывести войска, находившиеся в северной части Бирмы, в Индию. В конце марта японцы, обеспечивая свой левый фланг, заняли Андаманские острова, благодаря чему теперь могли угрожать и Индии, Чтобы надежнее защитить свои морские коммуникации в Бирму, они направили соединение адмирала Нагумо в Индийский океан для борьбы с английским флотом.

    Когда в конце марта вице-адмирал Сомервилл, бывший командующий оперативной группой "Н" в Гибралтаре, прибыл на остров Цейлон, чтобы заменить адмирала Филиппса, в его распоряжении были три авианосца ("Индомитебл", "Формидебл" и "Гермес"), пять линейных кораблей и значительное количество крейсеров и эсминцев. Внешне эти силы выглядели внушительно, однако боевые возможности авианосцев были весьма ограниченными, а линейные корабли - старыми и тихоходными. Не успел Сомервилл прибыть на Цейлон, как получил данные о намерениях японцев атаковать Цейлон в первых числах апреля. Основываясь на этих сведениях, он тотчас же сосредоточил свои силы в районе к югу от Цейлона и в течение трех дней вел поиск противника. Никого не найдя, он 2 апреля ушел в базу на Мальдивских островах.

    Тем временем адмирал Нагумо вошел в Индийский океан, имея в составе своего соединения, по сути дела, те же авианосные силы, которые принимали участие в атаке Пирл-Харбора. 5 апреля самолеты Нагумо нанесли удар с воздуха по английской военно-морской базе в Коломбо, а вскоре после этого потопили два тяжелых крейсера - "Дорсетшир" и "Корнуол", которые шли на соединение с эскадрой Сомервилла. Спустя четыре дня адмирал Нагумо атаковал английскую военно-морскую базу Тринкомали на Цейлоне, а во второй половине того же дня уничтожил в открытом море авианосец "Гермес" вместе с сопровождавшим его эсминцем. И в том и в другом случае японцы легко преодолели слабое сопротивление английской авиации с незначительными для себя потерями.

    Почти одновременно, с шестью тяжелыми крейсерами и одним легким авианосцем, в Бенгальском заливе появился вице-адмирал Курита. Его задачей были удары по торговому судоходству, В первые девять дней апреля 1942 года японские корабли, самолеты и подводные лодки потопили большое число торговых судов союзников общей грузоподъемностью 135000 т.

    Понеся такое поражение, англичане фактически оставили Индийский океан. Сомервилл направил свои наиболее тихоходные линейные корабли к берегам Восточной Африки, а с линейным кораблем "Уорспайт" и двумя оставшимися в строю авианосцами попытался обеспечить морские коммуникации союзников между Индией и Персидским заливом. Тогда имелись серьезные опасения по поводу того, что английская военно-морская база в Бомбее не сможет долго оставаться в безопасности; вторжение японцев на Цейлон и в Индию казалось неизбежным. Черчилль обратился к США с предложением принять срочные меры, чтобы вытеснить японские авианосцы обратно в Тихий океан.

    Совершенно случайно это предложение англичан совпало с самым смелым рейдом авианосных сил Хэлси и Дулитла - нападением на Токио 18 апреля 1942 года. План этой операции сводился к использованию только что прибывшего нового авианосца "Хорнет" и авианосца "Энтерпрайз" под прикрытием крейсеров и эсминцев для доставки 16 самолетов В-25 в район, удаленный от Японии всего лишь на 500 миль. Общее командование в этой операции возлагалось на адмирала Хэлси.

    Самолеты с экипажами из добровольцев должны были совершить налеты на Токио, Нагоя, Осака и Кобэ, а затем пересечь Японию и сделать посадку на аэродромах Китая. Но когда соединение находилось еще в 650 милях от Японии, его обнаружила японская летающая лодка. Полковник Дулитл, командовавший авиацией, решил не отказываться от операции и немедленно поднял самолеты. Сильного сопротивления оказано не было. Американцы не потеряли над Японией ни одного самолета. Но когда они достигли Китая, 15 самолетов разбилось при посадке. Многим экипажам пришлось выброситься с парашютом. Из 80 человек, участвовавших в налете, девять погибло.

    Стратегические планы японцев

    Захват Филиппин, Голландской Индии, Бирмы и Малайи потребовал, вопреки ожиданиям японцев, гораздо меньше времени и жертв, чем планировалось. Японцы потеряли всего лишь несколько тысяч человек. За всю кампанию у них не было потоплено ни одного корабля крупнее эсминца.

    Неожиданная быстрота, с которой японцы достигли своих целей, поставила японское командование перед проблемой; что делать дальше? Кроме освоения и укрепления захваченных районов японцы могли приступить теперь к выполнению следующих задач: они могли продолжить наступление на Цейлон и Индию, направить удар на юг против Австралии или идти на восток с целью захватить Гавайские острова. Японский морской генеральный штаб стоял за наступление на Индию и Австралию, а Ямамото и штаб Объединенного флота высказывались за Гавайи. Командование же сухопутной армии, устремившее свои взоры на континент и Россию, никак не соглашалось выделить крупные силы для наступления на Цейлон, Индию или Австралию. В результате долгих споров морскому генеральному штабу пришлось разработать более скромный, компромиссный план изоляции Австралии путем захвата Рабаула и дальнейшего продвижения на юг с целью овладения Соломоновыми островами, Новыми Гебридами, Новой Каледонией и островами Фиджи и Самоа.

    Первые шаги по пути к выполнению этого плана уже были сделаны высадкой десантов в районе Лаэ и Саламоа в начале марта, и теперь велись приготовления к захвату в апреле Порт-Морсби и Тулаги, Однако Ямамото со сбоим штабом доказывал, что уничтожение авианосцев США имеет особо важное значение для безопасности Японии, и настаивал на скорейшем проведении операций в районах Мидуэя и Алеутских островов, полагая, что это заставит американский флот выйти в море и принять сражение.

    В начале апреля Ямамото добился от морского генерального штаба разрешения на подобные операции. Не успели японцы обсудить детали операции против Мидуэя, как налеты авиации Дулитла подтвердили правильность мнения Ямамото. По представлению морского генерального штаба императорский генеральный штаб 5 мая отдал приказ о проведении операции в первой половине июня.

    Таким образом, японцы приняли два противоречащих друг другу стратегических плана, которые привели к перенапряжению всех сил страны. Проведение в жизнь первого плана, разработанного морским генеральным штабом и предполагавшего изоляцию Австралии, закончилось боем в Коралловом море и высадкой американской морской пехоты на острове Гуадалканал, а наступление Ямамото в направлении на Гавайи привело к сражению у атолла Мидуэй.

    Бой в Коралловом море

    Захват Порт-Морсби и Тулаги японцы первоначально планировали на март, но появление американских авианосцев в юго-западной части Тихого океана вынудило их отложить эту операцию до начала мая. К этому времени 4-й японский флот мог быть усилен крупными авианосцами "Сёкаку" и "Дзуйкаку" адмирала Нагумо и легким авианосцем "Сёхё" из состава Объединенного флота.

    Японцы стремились захватить Порт-Морсби, чтобы обеспечить поддержку своим войскам в Рабауле и на Новой Гвинее и чтобы получить дополнительные аэродромы для ударов с воздуха по авиабазам союзников в Северной Австралии. Кроме того, Порт-Морсби был необходим японцам для обеспечения своего фланга при наступлении на Новую Каледонию, Фиджи и Самоа, Японцы стремились захватить и порт Тулаги в южной части Соломоновых островов, чтобы использовать его как базу для гидросамолетов в операции против Порт-Морсби и дальнейшего передвижения своих сил на юго-восток. Что же касается союзников, то для них удержание в своих руках Порт-Морсби было важно не только потому, что тем самым обеспечивалась безопасность Австралии, но и потому, что они сохраняли удобный трамплин для будущих наступательных операций.

    По плану японцев группа прикрытия авианосца "Сёхё" должна была сначала обеспечить высадку десанта в Тулаги, а затем своевременно вернуться, чтобы прикрыть десантные соединения, предназначенные для захвата Порт-Морсби, которые должны были выйти из Рабаула и обогнуть юго-восточную оконечность Новой Гвинеи через проход Жомар. Для обеспечения высадки десантов в Порт-Морсби и Тулаги выделялось непосредственное прикрытие, а ударные силы с авианосцами "Сёкаку" и "Дзуйкаку" должны были подойти с островов Трук на тот случай, если появятся американские силы и попытаются помешать вторжению. Авиация берегового базирования предназначалась для разведки участков высадки и поддержки десанта. Всего в этой двойной операции участвовало шесть оперативных соединений японских ВМС, каждое из которых имело в своем составе по одной армейской дивизии. Эта система, действовавшая на всем протяжении войны, оправдывала себя, пока японцы имели дело со слабыми и плохо организованными силами. Тогда не было нужды в сосредоточении крупных сил. Когда же японцы встретились с организованным сопротивлением союзников и когда потребовалось всякий раз сосредоточивать весьма крупные силы, они потерпели поражение.

    Два американских авианосных соединения, которым было приказано выступить под командованием Флетчера, 1 мая 1942 года соединились в юго-восточной части Кораллового моря. Двумя днями позже Флетчер получил донесение о высадке японцев в Тулаги. Отпустив "Лексингтон" и сопровождавшие его корабли в ближайшую базу для пополнения запаса топлива, Флетчер с авианосцем "Йорктаун" отправился на север и 4 мая несколько раз атаковал район Тулаги, потопив там несколько небольших японских кораблей. После этого Флетчер отошел на юг, где 6 мая соединился со своей второй группой. Два авианосца должны были действовать под прикрытием завесы в составе нескольких крейсеров и эсминцев.

    Адмирал Фитч, имевший большой опыт командования авианосными соединениями, должен был непосредственно руководить действиями авианосной авиации и следить за правильным ее использованием.

    Силы адмирала Флетчера соединились вовремя, потому что японские авианосцы "Сёкаку" и "Дзуйкаку", обогнув Соломоновы острова с юга, уже вышли в Коралловое море. Ударные силы японцев возглавлял вице-адмирал Такаги, а авианосцами командовал контр-адмирал Хара. Следуя вокруг Соломоновых островов, адмирал Такаги намеревался захватить американские авианосцы в клещи. Это ему почти удалось, когда вечером 6 мая он быстро нагнал американскую эскадру, принимавшую топливо. Но в решающий момент, когда корабли союзников находились от него всего в 70 милях, он почему-то изменил курс, повернув на север.

    Утром 7 мая ударные силы американцев шли курсом на юго-запад и находились южнее архипелага Луизиада. Около 07.00 адмирал Флетчер выделил три крейсера и три эсминца под командованием адмирала Крейса, приказав ему быстро проследовать на северо-запад. Отделившаяся группа кораблей должна была помешать высадке японцев в Порт-Морсби. Флетчер понимал, что рискует, оставляя свои авианосцы без надежного прикрытия, но надеялся, что встреча с японцами произойдет не скоро.

    Таким образом, ни Такаги, ни Флетчер не знали, что находятся в одном районе. У японцев разведку вели самолеты берегового базирования, которые заметили идущие американские авианосцы, но не сумели правильно передать донесение. Самолеты-разведчики адмирала Флетчера из-за плохой погоды вообще не смогли выйти в район, где действовали два крупных японских авианосца.

    На северо-западе погода была ясная, и с утра 7 мая от самолетов-разведчиков, ведущих наблюдение в этом районе, стали поступать донесения, В 08.15 экипаж одного самолета донес: "К северу от острова Мисима вижу два авианосца и четыре тяжелых крейсера противника". Тогда Флетчер приказал поднять в воздух самолеты с обоих авианосцев. 93 самолета были уже в воздухе и взяли курс на цель, когда вернулись разведчики и обнаружилось, что донесение передано неверно. Летчики, как выяснилось, видели два крейсера и два эсминца. Но Флетчер решил продолжать атаку, полагая, что в этом районе могут встретиться и более важные цели. Его смелость была вознаграждена: в 10.22 он получил донесение о том, что всего в 35 милях к юго-востоку от той точки, куда были посланы самолеты, находятся авианосец и несколько других кораблей противника. Атакующей группе следовало лишь немного изменить курс, чтобы выйти на новую цель.

    Американские самолеты появились над авианосцем "Сёхё" в 11.00. С первого же захода в японский авианосец попало 13 бомб и 7 торпед, от которых корабль затонул в течение нескольких минут. После возвращения самолетов Флетчер решил воздерживаться от повторной атаки до тех пор, пока не будет установлено место двух других авианосцев противника. Кроме того, он полагал, что противник теперь уже знает о его местонахождении, и считал вероятным, что вскоре его группа подвергнется нападению.

    Японцам не удалось атаковать силы Флетчера 7 мая, что объяснялось ошибками в донесениях. К 09.00 7 мая Иной, который руководил японскими силами, действовавшими со стороны Рабаула, получил донесения о приближении двух групп американских кораблей. Одно донесение касалось группы Флетчера, другое говорило о том, что в 45 милях западнее следует еще один авианосец с кораблями прикрытия. Фактически в этом районе находились крейсера и эсминцы Крейса. Затем поступило донесение от Такаги о третьем американском авианосце в восточной части Кораллового моря. На самом же деле это был американский танкер "Ниошо", который накануне вечером отделился от основных сил Флетчера и с эсминцем "Симс" следовал к месту встречи.

    В 09.50 японские самолеты поднялись с аэродрома в Рабауле для атаки западной группы американского флота. Вернувшиеся японские летчики доложили, что ими потоплены один линейный корабль и один крейсер. На самом деле корабли адмирала Крейса не понесли никаких потерь, несмотря на то что их атаковали не только японские самолеты, но по ошибке и свои самолеты В-26, вылетевшие из Австралии.

    Приняв танкер "Ниошо" за авианосец, адмирал Хара подверг этот злополучный танкер и эскортирующий его эсминец сильной атаке с воздуха. Получив три попадания, "Симс" пошел ко дну почти со всем своим экипажем. "Ниошо" получил семь попаданий, но остался на плаву, пока через четыре дня другие корабли не сняли его экипаж. Этой ошибочной атакой Такаги и Хара поставили себя в критическое положение. Несмотря на наступившую ночь и резкое ухудшение погоды, Хара решил во что бы то ни стало уничтожить американские авианосцы, чтобы они не нанесли силам вторжения новых потерь. Выбрав 27 наиболее опытных летчиков, он в 16,15 послал их в район, где, по его расчетам, находились американские корабли.

    Эта операция дорого обошлась японцам. Плохая видимость помешала японским летчикам увидеть корабли, хотя они пролетели в непосредственной близости от них. Американские истребители прикрытия обнаружили японские самолеты с помощью радиолокаторов, перехватили их и сбили девять самолетов. Часом позже несколько японских самолетов, возвращавшихся после операции, по ошибке приняли американские авианосцы за свои и попытались сделать посадку на "Йорктаун"; пока они совершали круги, американские артиллеристы сбили еще один самолет, а остальные рассеяли. Вскоре оператор радиолокатора на "Лексингтоне" обнаружил новую группу японских самолетов, которые кружились приблизительно в 30 милях к востоку. Это позволило сделать вывод, что японские авианосцы находятся где-то совсем рядом. Из японских самолетов, участвовавших в операции, 10 были сбиты, а 11 других упали в воду, не сумев сесть на свои авианосцы. Из всех поднятых адмиралом Хара самолетов обратно вернулось только шесть.

    Летчики возвратившихся самолетов доложили, что американские авианосцы находятся всего в 50-60 милях от японских кораблей. Таким образом, оба командующих теперь знали, что они находятся в непосредственной близости друг от друга. Тот и другой серьезно думали о проведении ночной атаки надводными силами, но в конце концов оба отказались от этой идеи, опасаясь ослабить свое прикрытие ввиду близости противника. Таким образом, главные действия сторон в бою в Коралловом море развернулись только на следующий день - 8 мая !942 года.

    Бой 8 мая 1942 года

    Итак, уже в течение двух дней противники находились в Коралловом море. Они дважды сближались, сокращая дистанцию до 100 миль, но всякий раз не решались нанести удар. К вечеру 7 мая оба командующих поняли, что находятся слишком близко друг от друга и что на следующий день им не миновать решающего боя. В ночь с 7 на 8 мая Флетчер несколько отошел на юг, а затем на запад, а Такаги продолжал двигаться на север. Теперь все зависело от того, насколько точно обе стороны сумеют установить местонахождение противника утром 8 мая. Оба командующих еще до рассвета выслали воздушную разведку навстречу друг другу и почти одновременно, около 08.00, получили донесения о противнике,

    Бой начался при удивительно равных шансах. Обе стороны имели по два авианосца; у адмирала Фитча был 121 самолет, у Хары - 122 самолета. Американцы имели некоторое преимущество в бомбардировщиках, зато у японцев было больше истребителей и торпедоносцев. Японские летчики, однако, имели больше боевого опыта, да и их торпеды были надежнее. Кроме того, японцы обладали и другим преимуществом. Двигаясь всю ночь на юг, Флетчер вышел из района плохой погоды, и утром 8 мая его силы оказались под ясным, чистым небом. Японцы же, наоборот, оставались в области циклона и были скрыты туманом и облаками.

    Все началось с почти одновременных атак авианосной авиации. Оба американских авианосца подняли в воздух свои самолеты между 09.00 и 09.25. Самолеты с "Йорктауна" - 24 бомбардировщика и 9 торпедоносцев с 6 истребителями - вылетели первыми. В 10.30 они обнаружили японские авианосцы, которые вместе с кораблями прикрытия шли расчлененным строем. Пока американские бомбардировщики, скрываясь за облаками, ожидали появления своих торпедоносцев, авианосец "Дзуйкаку" исчез за пеленой дождя. Поэтому все самолеты атаковали только авианосец "Сёкаку". Хотя действия всех самолетов и были согласованными, достигнутые успехи оказались весьма скромными. От торпед, сброшенных с малой высоты, противник сумел легко уклониться, но пикирующие бомбардировщики все-таки добились двух попаданий в авианосец. Самолеты с авианосца "Лексингтон", поднятые на 10 минут позднее самолетов с "Йорктауна", атаковали еще более неудачно. 22 бомбардировщика не нашли свою цель, и только 11 торпедоносцев и 4 бомбардировщика вышли на авианосец "Сёкаку". Атака торпедоносцев оказалась малоэффективной, но бомбардировщикам все же удалось достичь одного попадания. Это попадание наряду с двумя первыми и вывело японский авианосец из строя. Ввиду невозможности принять свои самолеты, адмирал Такаги приказал им следовать к островам Трук.

    Японцы подняли в воздух для атаки группу из 70 самолетов и 20 истребителей почти одновременно с американцами. Американцы обнаружили эти самолеты с помощью радиолокаторов, когда они находились еще в 70 милях от авианосцев, однако выйти на них сумели только три американских истребителя. Примерно в 20 милях от цели японские самолеты разделились на три группы: две из них состояли из торпедоносцев и одна - из бомбардировщиков. К этому времени оба американских авианосца вышли из-под прикрытия охраняющих кораблей. Это, безусловно, способствовало успеху японцев.

    Авианосец "Йорктаун", первым подвергшийся атаке, сумел уклониться от выпущенных в него торпед, но получил одно попадание авиабомбы, которое, однако, существенно не повлияло на его боеспособность. Зато более крупный и менее маневренный "Лексингтон" стал жертвой яростной атаки японцев. Он получил два прямых попадания торпед в правый борт. В результате три котельных отделения оказались затопленными. Корабль дал крен, который удалось быстро выровнять затоплением противоположных отсеков и перекачкой мазута. Машины авианосца повреждены не были, и скорость его оставалась в пределах 24 узлов.

    Когда авианосцы начали принимать возвращавшиеся самолеты, создалось впечатление, что бой выигран. Оба авианосца оставались в строю. У противника же был выведен из строя авианосец "Сёкаку". После атаки у адмирала Хара осталось всего девять боеспособных самолетов, в то время как Фитч еще мог поднять в воздух 37 бомбардировщиков и 12 истребителей.

    Флетчер и Фитч, видимо, хорошо понимали свои преимущества, однако использовать их не смогли. В 12.47 на авианосце "Лексингтон" произошел взрыв, вызванный, вероятно, воспламенением паров бензина, поступавших из разорванного бензопровода. В первый момент всем показалось, что большой опасности это не представляет, и авианосец спокойно продолжал принимать самолеты. Но в 14.45 произошел еще более сильный взрыв. Пожар был настолько велик, что справиться с ним не удалось. "Йорктаун" принял на свою палубу самолеты с "Лексингтона", которые еще находились в воздухе, но передать те, которые были на "Лексингтоне, уже было нельзя. Экипажу ничего не оставалось, как покинуть корабль. Для потопления его был выделен эсминец. В 19.56 этот эсминец выпустил по авианосцу пять торпед, и корабль пошел ко дну.

    Японские летчики, вернувшиеся после атаки, донесли адмиралу Хара о потоплении обоих американских авианосцев. Однако адмирал Такаги принял решение отослать поврежденный авианосец "Сёкаку" в ближайшую базу, а адмирал Инои поспешил отвести все свои ударные силы на север. Инои предполагал, что оба американских авианосца потоплены, но все-таки счел целесообразным пока отложить захват Порт-Морсби, боясь, что ему не удастся защитить высаживаемый десант от ударов американской авиации берегового базирования. Узнав о решении Инои, адмирал Ямамото, командующий Объединенным японским флотом, не согласился с ним и в 24.00 отменил этот приказ. Он направил свои ударные силы вперед с целью уничтожить американские корабли. Такаги было приказано изменить курс и начать поиски американцев в южном и восточном направлениях. Но эти попытки японцев ни к чему не привели: Флетчер был уже вне пределов досягаемости японских кораблей.

    Итоги боя

    Так закончился первый в этой войне крупный бой между авианосными силами и первый в истории бой, когда корабли обеих сторон оставались вне пределов видимости друг друга. Тактически японцы одержали небольшую победу, удержав за собой поле боя и заставив американцев отступить. Правда, японцы потеряли значительно больше самолетов, чем американцы, но потеря такого крупного авианосца, как "Лексингтон", водоизмещением 30000 т, конечно, не шла ни в какое сравнение с потерей японского "Сёхё" водоизмещением всего 12000 т. Потеря японцами в Тулаги одного эсминца и одного небольшого корабля едва ли стоила потери танкера "Ниошо" и эсминца "Симс". В стратегическом же отношении американцы все-таки одержали победу. Впервые с начала войны продвижение японцев было остановлено. Десантные силы японцев, предназначенные для высадки в Порт-Морсби, вынуждены были отойти.

    Бой в Коралловом море имел и другие важные последствия. Стратегический успех американцев позволил им легче перенести удар, вызванный сдачей гарнизона острова Коррехидор 6 мая 1942 года. Однако еще более важным результатом было то, что повреждение "Сёкаку" и необходимость полностью реорганизовать авиационные группы "Дзуйкаку" вынудили японцев отказаться от использования этих авианосцев в сражении у атолла Мидуэй, где их присутствие могло иметь решающее значение.



    Примечания:



    4

    "АВС" - начальные буквы английских слов "American-British -Conversations". Англо-американское штабное совещание открылось в Вашингтоне 29 января и продолжалось по 29 марта 1941 года. Его называли совещанием "ABC", а итоговый доклад о совещании получил наименование "АВС-1". - Прим. ред.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх