|
||||
|
16№ 61. [Донесение о татарах, сообщенное в Лионе 130 доминиканцем Андре 131. 1245 г.] […] Кроме того, брат Андреас и еще один проповедник недавно прибыли в Лугдун; один из них был послан два года тому назад господином папой к царю тартарскому. И брат тот на расстоянии сорока пяти дневных переходов за Аконом нашел некое войско тартарское, в котором было около трехсот тысяч всадников из числа самих тартар, не считая пленников, обложенных данью, от многих народов. И это войско [находилось в авангарде?] войска великого царя, [отстоявшего от него] на расстояние пяти месяцев пути. Появился же в этом войске некто по всем делам и облику и вере ревностный католик, из тех, кого называют монахами, и который получил от царя такую власть, что прежде, чем какое-либо царство должно быть завоевано, он просит [у беречь] то, что мирно, и защищает церкви и возводит и восстанавливает разрушенные; он берет под свое покровительство всех верующих людей и всех христиан, которые отдают себя под власть этого царя. Ибо царь [161] тартарский стремится только к господству надо всеми, а также к монархии всего мира и не жаждет ничьей смерти, но каждому позволяет пребывать в своей вере после того, как подчинит себе, и никого не заставляет обращаться в чуждую ему веру. О религии их Также брат, которого спросили о религии их, ответил, что они верят, что есть один бог, и имеют свои обряды, которые всеми должны соблюдаться под угрозой наказания. Государством своим они управляют справедливейшим образом. Ведь если кого-либо,, пренебрегшего своими женами и служанками, они застают с женой или служанкой или дочерью другого, или уличат во лжи, безо всякой жалости предают того смерти. О Мощи их Также мощь их такова, что они уже подчинили себе почти всю Восточную Азию, находясь на расстоянии всего двух дневных переходов от Антиохии 132, и вторглись бы уже и в нее, если бы упомянутый монах не удержал их. Но ныне он более не может их удерживать. И прошло двадцать пять лет с тех пор, как они изгнали хоразминов 133 из земли их, а они (хоразмины. -В.М.) одержали победу над христианами в Святой земле 134, и поэтому они (татары. -В.Н.) насмехаются над ними (христианами. - В.М.), что они осмеливаются выступить против могущественнейшего царя тартарского. И среди прочих царств он покорил себе некоего султана Иконии 135, земля которого гораздо обширнее всех царств по сю сторону гор; и каждый день он посылает ему в качестве дани тысячу золотых перперов 136 и одного квирита в услужение. Вооружение у них легкое и [сделано] из кожи. Баллистами они не пользуются, но зато они - отличные лучники. Пища их довольно скромна; ибо вяленое и высушенное мясо лошадей и тому подобных животных они измельчают в порошок и растворяют порошок в воде или в кобыльем молоке и пьют и так насыщаются. О происхождении царя тартарского Также тот брат сказал, что царь их - сын христианки. Ибо отец его, когда покорил себе всю Индию и того, кто называется пресвитером Иоанном 137(имя, которое дается всем царям Индии), убил, то взял в жены его дочь, а от нее родился тот царь, что ныне правит у тартар. И по настоянию этой женщины и был приведен к царю тартарскому упомянутый монах. Ибо он был ранее с упомянутым пресвитером Иоанном. И когда царь тартарский понял, что он - святой человек и дает добрые советы, он оставил его и передал ему указанную власть. Этот монах послал господину папе 138 через упомянутого брата в дар посох из слоновой [162] кости и написал ему и Фридриху, что он любит их, [но] осуждает за то, что, будучи главами церкви, они находятся во взаимной вражде, не обращая внимания на то, что могущественнейший царь тартарский вот-вот выступит против них, а мощи его не сможет противостоять и весь христианский мир. Также об упомянутом брате Упомянутый брат рассказал многое другое, что перешло бы границы достоверного, если бы его авторитет не являлся подтверждением истинности сказанного. Знает он также арабский и халдейский языки, и от него не могло утаиться ничего из того, о чем они говорили. И был он с упомянутым монахом в течение двадцати дней, и монах оказал ему великие почести и послал гонца своего с ним к господину папе. Также дядя этого царя тартарского стоит во главе того войска, которое напало на Венгерское королевство 139. Я слышал также от одного брата, что папа написал епископу Осанскому (?), что вскоре будет избран новый царь, лучше, чем тот, который умер. Примечания:1 Константинопольский патриарх Герман II (1222-1240) неоднократно обращался к папе римскому Григорию IX с предложением об унии греческой и латинской церквей, мотивируя это тем, что латиняне и греки, связанные единством веры, должны объединиться для борьбы с врагами церкви. В 1232 г. он пишет послание по повелению василевса Иоанна III Дуки Ватаца (1222-1254). Греческий текст послания не издан. Изложение его см. в кн.: Laurant V. Les Regestes des actes du Patriarcat de Constantinople, t.1 (4). Paris, 1971, N 1257, p.65 - 68. В заключительной части послания Герман II перечисляет народы, находящиеся под властью греческой церкви. Среди них - "неисчислимый народ Русии". В латинском переводе послания, приводимом Матфеем Парижским под 1237 г., среди упоминаемых в оригинале народов отсутствуют "авсги" (т.е. абхазцы). 13 Это одна из попыток дать этимологическое истолкование этнониму "татары". Матфей Парижский производит его от названия легендарной реки Тар (или Тартар), хотя позднее всеми принятой стала этимология, основанная на каламбуре французского короля Людовика IX, назвавшего татар "выходцами из Тартара" (ада) (Voegelin E.The Mongol Orders of Submission to the European Powers, 1245-1255. - Byzantion, Boston, 1941, vol.15, p. 406; Saunders J.J. Op. cit., p. 124). На самом деле, надо полагать, в основе лежит китайское "та-та", понятие, относящееся к северным от Китая племенам (Saunders J.J.Op. cit., p. 124). Самоназвание кочевников "монголы" впервые появляется у Плано Карпини, и с этого времени этнонимы "татары" и "монголы" становятся взаимозаменяемыми в латинской литературе средневековья. 130 Лионский собор 1245 г. Доминиканец Андре - Андре из Лонжюмо, совершивший путешествие к монголо-татарам на Ближнем Востоке в 1245-1247 гг. (Bezzola G,A, Op. cit., S. 123). 132 Антиохия - центр Антиохийского княжества, возникшего в 1098 г. в результате завоевания крестоносцами Северной Сирии и близлежащих районов. 133 Хоразмины (хорезмийцы) были изгнаны татарами и бежали на запад. 134 Победа над христианами в Святой земле - имеется в виду отвоевание Иерусалима в 1244 г. 135 Икония, или Иконийский султанат - государство в Малой Азии. 136 Перпер - золотая монета. 137 О пресвитере Иоанне см. комм. 120 к "Великому сочинению" Роджера Бэкона. 138 Папа римский - Иннокентий IV (Синибальдо Фиески) (1243- 1254). 139 Монголо-татары вторглись в Венгерское королевство тремя колоннами. Во главе войск стояли крупный военачальник Кадан, хан Байдар и главный хан Бату. "Царь царей и господин тартарский, который вторгся в Венгрию, звался именем Бату" (Rogerius, p. 563). |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|