|
||||
|
Иудейские древности ПатриархиДуховный поиск, восстановление национальной или этнической идентичности – отличительные свойства любого народа. У одних это связано с религией, у других – с героизацией собственного прошлого, у третьих – с культурным восхождением. Древние же иудеи принадлежали к уникальному этносу, для которого история, традиции и религия сплавлены в единый монолит ветхозаветных преданий. Более того, в Пятикнижии Моисея изложена вся история возникновения человечества и зарождения государственности в том виде, в каком ее представляли потомки многочисленных родов, начиная от времен сотворения человека. Под стать своему народу и легендарные личности Древней Иудеи, поражающие поистине эпическим масштабом своих деяний. На первый план здесь, разумеется, выходит грандиозная фигура патриарха Авраама, избранника Яхве, праотца, родоначальника евреев, а через сына Измаила – и арабов. Уроженец города Ура Халдейского в Южной Месопотамии, Авраам вел свой род от Сима, сына легендарного Ноя, спасшегося в далеком прошлом от потопа. Предки, в том числе и его отец Фарра, были язычниками, но будущему патриарху высшие силы уготовили иное предназначение. В один прекрасный день, руководствуясь внутренним побуждением, Авраам вдруг снялся с насиженного места и отправился в неведомые края, чтобы обрести новое понимание мира и веры. По этому поводу Иоанн Златоуст говорил: «Посмотри, как с самого начала праведник предпочел незримое зримому и материальному и будущее – тому, что уже имелось. Каким же возвышенным, необремененным никакой страстью или привычкой должен быть дух, чтобы исполнить это повеление». Собственно, цель Авраама состояла в разрыве всяких связей с прошлым, в освобождении от прежних верований, которые господствовали в доме Фарры. За это духовное отречение Бог даровал праотцу благословение, в котором возвещалось обещание многочисленного потомства, дарование благ сиюминутных и вечных, славы и бессмертия в потомстве. То, что Аврааму были гарантированы блага за верность служению Богу, особого удивления, наверное, не должно вызывать: так обычно поступают и земные покровители в отношениях с людьми. Поражает другое – «открытие» патриархом идеи единобожия, или, как говорят сейчас, монотеизма. По сути, такой акт по праву можно считать одним из величайших озарений человеческой личности, хотя, возможно, Авраам и слышал нечто подобное от просвещенных паломников или странствующих халдеев. Как происходил процесс такого перерождения, какими мотивами мог руководствоваться Авраам, учитывая, что был уже далеко не юным человеком со сложившимися убеждениями? Безусловно, он исходил, прежде всего, из важности вопроса: кому должен служить человек – то ли царю, то ли каменному или деревянному идолу, то ли завоевателю или еще кому-то из смертных? Сначала он подумал, что служить, поклоняться следует одной земле, ибо она приносит плоды и поддерживает жизнь. Но тут Авраам заметил, что земля нуждается в дожде с неба и солнечном свете, значит, надо поклоняться солнцу в небесах. Однако солнце прячется с наступлением ночи, значит, оно не может быть высшим в мире. Точно так же исчезают в утренний час Луна и звезды, что тоже недостойно для божества. И тогда Авраам подумал, что есть нечто высшее, управляющее и урожаем, и скотом, и солнцем со всеми другими светилами. Сведя вместе все земное и небесное, благодатное и устрашающе неведомое, множественное и единичное, от которого идет и добро и зло, Авраам пришел к выводу, что истинный владыка не может быть ни кем иным, как Богом. Он один и тот же, раз и навсегда, а не только для праздника, когда в гимнах отдают почести какому-то одному богу, а на следующий день в соседнем храме поют осанну другому божеству. Авраам же открыл и объяснил, что на самом деле потаенное можно доверить только одному, всегда и в любые дни, по любому поводу, поскольку в нем и начало, и конец всего сущего. Он единственный, кто мог быть для человека настоящим Богом и к кому по прямому назначению Поступали и крик о помощи, и хвалебная песнь. И тогда Авраам сказал: «Во мне есть человек, создание некой высшей силы, значит, я должен служить исключительно Всевышнему…». Конечно, так же, как Авраам, вполне мог рассуждать и любой другой из его соплеменников. Но ни у одного из них, вероятно, не было такой страсти, душевного величия, чтобы открыть нечто важное в жизни. Оно сразу ставит все на свои места, избавляя душу от тягостных раздумий о жизни и вечности, страданиях и счастье. Правда, здесь имелась одна тонкость: Авраам, видимо, не сомневался в том, что существуют и другие боги, и даже уважал чужие убеждения. Но единственно сущим считал только того Бога, который открылся ему в великом откровении. В таком случае мы имеем дело не столько с чистым монотеизмом, сколько с так называемым генотеизмом, т. е. с предположением, что хотя и существуют многие боги, поклоняться следует только одному из них – покровителю племени. Впрочем, после возвращения евреев из вавилонского пленения, когда под влиянием пророков единобожие сформировалось окончательно, генотеизм стал полным анахронизмом. К «открытию» единого Бога Авраам, видимо, шел всю свою жизнь, хотя мог и обойтись без размышлений о вере и познании сущности бытия, о единственной истине, поскольку образ его жизни в Ханаане ничем не отличался от образа жизни всех кочевых скотоводческих племен того региона. В определенные времена года патриарх раскидывал лагерь у стен какого-нибудь города, обменивая свои товары – молоко, шерсть и кожу – на предметы городского производства. Большой шатер патриарха стоял посредине и служил местом сбора старейшин. Авраам отдавал приказания слугам и пастухам, разрешал споры, принимал гостей, т. е. это были типично патриархальные отношения, хотя и тогда уже проступали явственные признаки имущественных различий. Несомненно, Авраам был богатым человеком, вождем, предводителем племени, а потому вполне мог определять для него ту или иную форму религиозного поклонения. Тем не менее и тогда, и в более поздние времена евреи неоднократно обращались к культу ханаанских богов, за что старейшины обрушивались на «идолопоклонников» со всей страстью религиозных праведников. Существенно и то, что Бог Авраама был пока еще лишен универсальных черт, это, по сути, Бог, который заботится исключительно о благе избранного им народа. Он и ведет себя почти как простой смертный: вмешивается в житейские дела, ведет с Авраамом споры и даже порой одобряет его хитроватые уЛовки. Внук патриарха Иаков борется с Богом всю ночь и заставляет его узаконить право первородства, обманным путем отнятое им у брата Исава, и т. д. Надо сказать, что любого читателя Ветхого Завета не могут не увлечь яркие и выразительные характеристики патриархов. Каждый образ индивидуален и удивительно живой. Не похожи друг на друга Авраам, его племянник Лот, сын Исаак и внук Иаков, удивительно женственны Сарра, Ревекка, Рахиль или несчастная Агарь. Или Исав, влюбленный в охоту и вольные просторы, порывистый, вспыльчивый, но вместе с тем добродушный и незлопамятный. Даже Исаак, которому брат Исав, должно быть, доставлял немало хлопот, питает к нему слабость. Очевидно, в этом образе нашла отражение подсознательная тоска евреев по доброму старому времени прадедов – свободных скотоводов и кочевников. Все, что рассказано в Библии о патриархах, чрезвычайно занимательно, полно драматических ситуаций и приключений. Перед нами встает живой человек, близкий и понятный, со всеми своими достоинствами, недостатками, конфликтами. Именно благодаря этому Библия, сей чудом уцелевший осколок жизни отдаленных эпох, позволяет сегодня заглянуть в самую глубь чего-то непостижимого, но подлинно человеческого и непреходящего. Легко представить тогдашних скотоводов, которые, сидя у костра, рассказывали друг другу забавные истории о предках: как Авраам обманул фараона; как хитрый Иаков выманил у брата право первородства, а затем сумел разорить многоопытного Лавана, своего дядю по матери; как Лия и Рахиль состязались, кто больше родит детей от Иакова…Это были рассказы людей, которых приводили в восторг различные проделки древних героев. Наверняка их восхищала и небывалая долговечность, а также плодовитость патриархов. Фарра, отец Авраама, умер на 205-м году жизни, Авраам дожил до 175 лет, причем в столетнем возрасте родил сына Исаака. Слушатели охотно верили, что неземная красота его жены Сарры, которой было под 100 лет, поражала могущественных царей Востока. Между прочим, в горных пещерах на берегу Мертвого моря в 1947 году были найдены свитки с библейскими текстами, относящимися к периоду III века до н. э. Свитки являлись собственностью еврейской секты ессеев, центром которой был монастырь в Кумране. В одном из них содержался арамейский комментарий к Книге Бытия, в котором, в частности, дано описание красоты Сарры: О, как румяны ее щеки, Долгое время считалось, что библейские патриархи вполне сопоставимы с мифологическими персонажами древних шумеров, египтян или греков. Но вот в 30-е годы прошлого века в Тель-эль-Амарне (Египет) было обнаружено более 300 клинописных табличек XV века до н. э., содержавших переписку сирийских и палестинских князей с фараонами Аменхотепом III и Эхнатоном. В одном из писем палестинский князь сообщает, что в его стране появились явирские племена, прибывшие из Месопотамии. Многие исследователи Библии предполагают, что речь идет именно об иудеях. Еще одним сенсационным открытием историки обязаны французскому археологу Андре Парро. Он первый обратил внимание на холм, расположенный между Мосулом и Дамаском, именуемый арабами Тель-Харири. Здесь и была обнаружена странного стиля статуэтка, относящаяся к неизвестной ранее культуре. Она изображала бородатого мужчину с молитвенно сложенными руками. Клинописный текст у основания фигурки гласит: «Я Лами-Мари, царь государства Мари». О существовании в древности такого государства было известно и ранее, не удавалось лишь установить, где оно находилось. В XVII веке до н. э. страну завоевали вавилонские войска и сравняли ее столицу с землей, после чего от Мари не осталось и следа. В ходе раскопок Парро обнаружил остатки храма, жилые дома, крепостные стены, зиккурат, но самое главное – великолепный царский дворец, построенный в III тысячелетии до н. э. В сооружении, состоявшем из 260 комнат и залов, археологи обнаружили следы пожара и разрушений с явными признаками вавилонского нашествия. Особую ценность представлял царский архив – более 33 тысяч табличек с клинописными текстами. Из него стало ясно, что основное население Мари составляли племена амо- реев. В состав государства входил также город Харран, причем именно в тот период, когда туда прибыла семья Авраама. После расшифровки хроник, рапортов и переписки правителей Мари обнаружилась удивительная вещь: упоминаемые в документах названия городов Нахур, Фаррахи, Сарухи и Фа- леки поразительно напоминали имена родственников Авраама. Кроме того, в них говорилось о племенах Авам-рам, Иакоб- эль и даже о племени Вениамина, одного из сыновей Иакова, который появился со своим войском на границе. Не подлежало сомнению, что имена Авраама, Иакова, Вениамина и других родственников тесно связаны с названиями этих племен. Благодаря археологическим открытиям сегодня можно выделить в сказаниях об Аврааме, Исааке и Иакове конкретные фрагменты, свидетельствующие об их непосредственной связи с месопотамской традицией и с древнейшими культами. В частности, среди обрядов, установленных Авраамом во время скитаний по Ханаану, исследователи отметили один из самых странных и загадочных – обряд обрезания, смысл которого до сих пор неясен. Историк Геродот объяснял этот обряд заботой о личной гигиене, современные же ученые склонны рассматривать его как мистический акт, символизирующий жертву божеству, признак «завета» с богом. Обрезание существовало у некоторых индейских племен до открытия Америки, у народов Австралии, Полинезии, у египетских и месопотамских жрецов. Скорее всего, именно в Египте иудеи познакомились с этим обрядом во время своего непродолжительного пребывания в стране фараонов. Немало спорных мнений вызывает у исследователей и таинственная сцена заклания Авраамом своего сына Исаака. Это, пожалуй, самая мрачная глава Библии, в которой Яхве подвергает своего верного раба столь жестокому испытанию. Хотя известно, что в той же Месопотамии, в Сирии и Ханаане тоже существовал древний обычай приносить в жертву богам первородных детей, в том числе по случаю постройки храмов и общественных зданий. Эпизод с Исааком, видимо, как раз и связан с месопотамски- ми мифами. Об этом можно судить по упоминанию о баране, запутавшемся рогами в терниях. По всей вероятности, это был какой-то культовый символ. Скажем, крупный английский археолог Леонард Вулли при раскопках Ура Халдейского нашел скульптуру с подобным изображением, почитавшимся у шумеров как святыня. Об этом свидетельствует не только тот факт, что ее нашли в одной из царских гробниц, но и то, как она выполнена. Деревянная фигура обшита золотом, а бараньи рога и ветви кустарника древний мастер сделал из ляпис-лазури. Племена, населявшие Ханаан во времена Авраама, принадлежали в основном к западной группе семитов, однако сведений об их религиозных верованиях почти не сохранилось. И лишь клинописные таблички, найденные среди развалин финикийского города Угарита, позволили точно воссоздать их мифологию и религиозные обряды. Верховным богом ханаанеян был Эль, выступающий часто под именем Даган или Дагон. Его считали создателем мира и изображали в виде длиннобородого старца. Самым же популярным богом был Ваал – хозяин грозы и дождя, покровитель земледельцев. Библейские тексты свидетельствуют, что и евреи часто пользовались словом ваал для определения бога. Элохим-бог содержит тот же корень, что и имя верховного ханаанского бога Эль, а его сын, часто отождествляемый с Ваалом, назывался Яв, что сродни имени Яхве. Из многочисленного пантеона ханаанеян можно назвать и богиню любви Астарту. Культовые обряды в ее честь носили характер сексуальных оргий. В религии ханаанеян обнаружилось немало общего с верованиями вавилонян. У некоторых ханаанских богов есть свой вавилонский эквивалент, и даже имена у них схожи. Впрочем, ханаанеяне стояли на значительно более высокой ступени цивилизации, чем кочевые иудейские племена, хотя тоже приносили человеческие жертвы. Они жили в городах, были искусными ремесленниками и занимались земледелием. Это превосходство цивилизации в сочетании с родством языка и религии не могло не оказать влияния на новых иммигрантов, кочевников, живших в шатрах. Авраам пытался, вероятно, противостоять этому влиянию, и его позиция нашла выражение в эпизоде с Исааком. Как обычно в Библии, варварский культовый обряд подвергается здесь сублимации и становится символом глубокой религиозной мысли. В данном случае авторы библейского текста хотели подчеркнуть беспрекословное подчинение Авраама воле божьей и существенные сдвиги, которые произошли в религиозных представлениях его племени. В Книге Чисел жертвоприношения детей подвергаются резкому осуждению как худшее из преступлений ханаанеян. Таким образом, случай с Исааком является как бы актом формального отмежевания от кровавых обрядов, вероятно, еще распространенных в те времена в Ханаане. Некоторое время оставался загадкой вопрос о статуэтках домашних божков, украденных Рахилью перед побегом Иакова. Исследователей Библии интересовало, зачем Рахиль украла статуэтки и почему ее отец Лаван придавал им такое значение. Ответ был найден лишь недавно. В архиве клинописных табличек из Нузу было обнаружено завещание, в котором отец оставляет старшему сыну статуэтку домашнего божка и главную долю наследства. Отец подчеркивает в своем завещании, что другие сыновья имеют право приходить в дом основного наследника и приносить жертвы божку. Согласно законодательству царя Хаммурапи, зять, обладающий статуэткой тестя, пользовался правом на наследство наравне с сыновьями. Исходя из этого можно предполагать, что Рахилью руководили чисто практические соображения: украв статуэтку, она обеспечивала своему мужу право на наследство. Лаван знал об этом и именно потому так настойчиво добивался возвращения украденного. Очень древним является также обычай, согласно которому жених должен отработать у тестя определенное количество лет в качестве выкупа за невесту. Как ни странно, у некоторых народов Востока обычай этот сохранился и поныне. В главах Книги Бытия, повествующих об истории трех патриархов, встречаются названия городов, которые долгое время считались мифическими или вымышленными. Археологические открытия показали, что эти города действительно существовали и что относительно них Библия вполне достоверна. Это касается, прежде всего, города Ура, из которого отец Авраама эмигрировал в Харран. В 1922 году Леонард Вулли предпринял раскопки на холме, названном арабами Смоляной горой, и обнаружил развалины огромного города, основанного шумерами за 3 тысячи лет до н. э. На вершине сооружения, похожего на пирамиду- зиккурат, стоял храм бога Луны. По результатам раскопок Вулли восстановил дом состоятельного горожанина, жившего примерно в XIX – XX веках до н. э., как раз в то время, когда предположительно там проживал род Фарры. В этой связи английский ученый в своей книге «Ур Халдейский» пишет: «Мы должны коренным образом пересмотреть наши взгляды на библейского патриарха, после того как мы узнали, в каких культурных условиях прошли его молодые годы. Он был гражданином крупного города, наследником старой высокоразвитой цивилизации. Жилища свидетельствуют о комфортабельной жизни, даже о роскоши». Еще интереснее история открытия Харрана. Согласно библейской традиции, род Фарры эмигрировал из Ура в Харран по религиозным соображениям. По мнению американского востоковеда Олбрайта, это происходило где-то между XX и XVII веками до н. э., в царствование Хаммурапи. Есть основания предполагать, что род Фарры поклонялся богу Луны. На это указывает, в частности, следующая фраза из Книги Иисуса Навина: «За рекою (Евфратом) жили отцы наши издревле, Фарра, отец Авраама, и отец Нахора, и служили иным богам» (Нав. 24. 2). Из библейского текста мы знаем, почему Авраам покинул Харран и отправился в землю Ханаанскую. Причиной эмиграции был его переход к гено- теизму, что, согласно Библии, произошло еще в Уре. Одна из легенд, записанных на клинописных табличках, найденных в Угарите, рассказывает о борьбе между почитателями Луны и Солнца и об изгнании приверженцев бога Луны. Кроме того, следы культа Луны найдены и в Палестине. Ученые предполагают, что имя отца Авраама – Фарра происходит от общего для всех семитических языков слова, обозначающего Луну. Британский археолог Дэвид Сторм Райе отправился в 1957 году в Южную Турцию и нашел развалины Харрана. Оказалось, что город был расположен на реке Нар-Бали, притоке Верхнего Евфрата, примерно в 500 километрах к северу от Ура. О том, что Харран был центром культа бога Луны и что жители его славились своим религиозным фанатизмом, известно из различных древневавилонских текстов. Но никто и не подозревал, как сильно они были привязаны к своему божеству. В результате исследований, проведенных английским археологом, выяснилось, что культ Луны сохранялся там на протяжении всего существования Римской империи, в борьбе с ним христианство оказалось бессильным и даже ислам вынужден был с ним мириться. Только в царствование Са- ладина храм бога Луны был разрушен. На его фундаменте в 1179 году построили мечеть, в свою очередь разрушенную монголами в XIII веке. Под развалинами трех ворот мечети Райе нашел три каменные плиты с высеченными символами бога Луны. Плиты были уложены таким образом, что почитатели Мухаммеда, входя в мечеть, наступали на них в знак того, что древняя религия Харрана уничтожена навсегда. Опираясь на эти данные, Райе выдвинул гипотезу, что культ бога Луны просуществовал в Харране до XII века н. э. Какие из этого следуют выводы? Если предположить, что библейский Авраам – персонаж исторический, то его уход из Харрана можно рассматривать как бегство основателя нового культа от преследований фанатичных поклонников бога Луны. В последнее время в Палестине найдены развалины еще нескольких более мелких городов, упомянутых в библейской истории патриархов. Так, близ современного местечка Тель- Балафа обнаружены развалины города царя Еммора, где сыновья Иакова совершили свою кровавую вендетту – месть за поруганную честь сестры Дины. Самый древний слой раскопок относится к XIX веку до н. э. Там найдены остатки мощной крепостной стены, дворца и храма, судя по которым царь Еммор имел все основания считать себя могущественным властелином. А вот местность Мамре, где Авраам, а затем Исаак благоденствовали в тени дубрав, вообще прекрасно сохранилась. Она расположена в 3 километрах к северу от Хеврона. Арабы называют ее Харам-Рамет-эль-Халиль (священная возвышенность друга божьего, т. е. Авраама). Там до сих пор сохранились культы дуба, колодца и жертвенника Авраама. При археологических раскопках здесь обнаружили древний колодец и фундамент жертвенника, на котором впоследствии воздвигли христианский алтарь. Кроме того, в окрестных пещерах найдено множество человеческих останков, свидетельствующих о том, что в древние времена в Мамре находилось большое кладбище. Над пещерой в Махпеле, где, согласно Библии, похоронены патриархи Авраам, Исаак и Иаков, находится теперь одна из самых почитаемых исламских мечетей. Пророки и пророчества Великие пророки всегда принадлежали к сакральному классу посвященных, видящих не только сквозь время, но сквозь каждого человека с его делами и устремлениями. Они, как считалось, получали высший дар через благоволение Бога, избиравшего достойных среди самых преданных ревнителей веры. Вся Библия буквально пронизана всякими предсказаниями и описанием судеб пророков, чаще всего почитаемых, но нередко и безжалостно гонимых. Ветхий Завет обычно понимает под пророками людей, различающих будущее, а также обладающих словом назидания и утешения по особому внушению Святого Духа. Большими пророками считаются Исайя, Иеремия, Иезекииль и Даниил, именно они оставили наибольшее число пророческих книг и заветов будущим поколениям. Особая роль отводится Даниилу, возвестившему грядущие события вплоть до наших дней. Вообще предмет эсхатологии – один и тот же в ветхозаветные и новозаветные времена. Центральным пунктом судеб человечества в обе эти эпохи являлся приход Мессии. При этом пророчества Ветхого Завета по преимуществу относились к Первому пришествию, почти не касаясь отдаленного будущего. Апокалипсис же Нового Завета главным образом посвящен Второму пришествию. Исходя из этого в пророчествах Ветхого Завета более подробно излагаются грядущие пути израильского народа, избавление от плена, восстановление Храма, возвращение былого величия Иерусалиму, пришествие Мессии и его трагическая судьба. Подобные откровения порой действительно поражают своей точностью. Так, пророк Иеремия предсказал, что вавилонский плен продлится 70 лет, и это сбылось впоследствии. Пророк Исайя настолько подробно и точно описал облик Спасителя и его жизнь, что по справедливости был назван ветхозаветным евангелистом. Полному совпадению предсказаний пророка Даниила поражался еще историк Иосиф Флавий. «Все, что случалось с ним (Даниилом), – писал он, – было необыкновенно… Оставленные им сочинения и по сей день читаются у нас, и мы приходим на основании их к уверенности, что Даниил был близок к Пре- вечному. Дело в том, что он не только постоянно предсказывал, подобно прочим пророкам, будущее, но в точности определял время исполнения своих предсказаний». Пророчества Даниила иногда кажутся масштабной мозаичной головоломкой. Но при определенных усилиях все же можно увидеть, как ее части слагаются между собою в некий контур, по которому библейские толкователи видят всю картину мира, его настоящее и будущее. Большинство затруднений в понимании пророчеств Даниила возникает из-за попыток разобраться в многочисленных деталях, вместо того чтобы взглянуть на общую картину. Но когда пророчество исполняется, тогда все части головоломки становятся видимыми и осмысленными. Из всей книги Даниила 2-я и 7-я главы были поняты лучше других. А вот 11-я глава для читателей Библии на протяжении столетий остается окутанной тайной. Некоторые события этих стихов должны исполниться в будущем, в то время как большая часть, заключенная именно во 2-й и 7-й главах, уже стала достоянием истории. По логике изложения и внутреннему смыслу пророчества Даниила как бы надстраиваются одно на другое. Иначе говоря, 2-я глава дает нам общую картину всемирной истории, 7-я – частично раскрывает подробности, которых еще больше в 8-й и 9-й главах, а 11-я – освещает тот же период, но еще более детально. При этом каждое пророчество расширяет понимание последнего времени через представление новой силы или события, которое было дано только намеком в предыдущем предсказании. Первый пророческий сценарий Даниила открывается через впечатляющий сон, который вавилонский царь Навуходоносор получил от Бога Небесного. В этом сне перед царем явился огромный истукан, состоящий из разных металлов, представляющих разные империи, которые восстанут от дней Навуходоносора. Голова истукана была из золота, грудь и руки – из серебра, чрево и бедра – из меди, ноги – из железа, а ступни ног – из железа и глины. Огромный камень обрушился с неба, сокрушил ноги истукана, раздробив его в прах. В своем истолковании сна Даниил точно указывает на Вавилон Навуходоносора как на золотую голову. За Вавилоном последуют другие царства, и точно так, как серебро уступает золоту, так и следующие за Вавилоном царства мидян и персов будут ему уступать. За ними сразу же последует третье царство из меди – Греция. Но в итоге управлять миром будет железная монархия Рима. Правда, не вечно. В конце концов царство разделится и ослабеет, как железо, смешанное с глиной. Любой человек, знакомый с мировой историей, сразу увидит, насколько точно предрек Даниил грядущие события. Четыре великие империи древности появились точно в соответствии с его предсказанием. Несмотря на существование в древнем мире и других великих империй, эти четыре выделены потому, что как раз они оказывали влияние на народ Израиля. Точно так, как и предсказал Даниил, после распада Римской империи в 476 году н. э. Европа оставалась разделенной. И хотя предпринимались попытки объединить государства, возникшие после этого распада, посредством то ли брачных союзов, то ли военных завоеваний и экономического давления, все они потерпели неудачу. В завершении первого пророчества Даниила происходит еще одна катастрофа: огромный камень падает на землю и разрушает истукана. Этот небесный камень, по утверждению исследователей Ветхого Завета, символизирует царство Божие. Оно не завоюет земные государства, а полностью их уничтожит. Здесь Даниил указывает на основной пункт своего пророчества – установление вечного Божьего царства, которое никогда не разрушится. Таким образом, пророчество, начинающееся в дни Даниила, разворачивается в эпоху великих исторических событий и достигает своей кульминации в неопределимом будущем. Во всех остальных пророчествах прослеживается та же последовательность, но при этом добавляются детали для каждой части пророчества. Несмотря на то что в 7-й главе образы меняются, толкование остается тем же, что и для главы 2. Вместо четырех металлов различные нации представлены четырьмя зверями – львом с орлиными крыльями (Вавилон), медведем (Мидо-Персия), барсом с четырьмя головами (Греческая империя) и зверь с железными зубами (Рим). Во главе греческой армии, победившей персов в битве при Арбелле в 331 году до н. э., стоял Александр Великий. После его смерти царство было разделено между четырьмя военачальниками армии-победительницы, вследствие чего образовались царства Египта, Фракии, Македонии и Сирии. Здесь Даниил также был точен в предсказании взлета и распада Греческой империи. В полном соответствии с предсказанием Римская империя пала под ударами германских племен в 476 году. Последствием германского вторжения стало разделение Рима на 10 частей – в тексте 10 рогов, представленных в видении: «А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей» (Дан. 7.24). С безошибочной точностью Даниил снова проследил историю мира, демонстрируя замечательное понимание возникающих империй и давая подробную информацию о них. Однако цель 7-й главы – не просто повторить пророчество, данное во 2-й главе, с дальнейшими подробностями. Перечисление империй создает исторический фон для появления новой силы в виде небольшого рога, которую Даниил представляет в 7-й главе. Без этого исторического контекста довольно сложно понять власть «небольшого рога», выходящую на первый план. Отличительные признаки «небольшого рога» совершенно ясно дают понять, что Даниил описывает здесь христианскую церковь в мрачное Средневековье. В течение этого времени церковь действительно отличалась нетерпимостью и преследованиями инакомыслия, а также объединялась с государством для насаждения своих указов. И хотя Римско-католическая церковь была главной контролирующей силой этого периода, речь идет не только о ней. Даже после начала протестантской Реформации нетерпимость и гонения продолжались. 7-я глава в историческом контексте описывает, прежде всего, эту печальную страницу в истории церкви. На протяжении всего времени как в системе «небольшого рога», так и вне ее, были искренние и хорошие люди. Даниил здесь выступает не против людей, а против системы, не позволяющей людям полностью понять Бога. Книга Даниила практически вся заполнена символами. Великий истукан символизирует грядущие империи. Четыре зверя изображают государства, которые противостоят народу Завета. В 11-й главе Даниил описывает тот же исторический период, но иными символами: царями южным и северным. Так, 39-й стих приводит нас к 1798 году, окончанию периода, в течение которого церковь управляла государством. По сути, это портрет воинствующего атеизма, начало которого, как полагают евреи, восходит еще к временам Древнего Египта. Самое раннее противостояние между Египтом и Богом Израиля относится примерно к XV веку до н. э., когда Моисей, стоя перед фараоном, требовал, чтобы тот отпустил народ Божий из страны. Но фараон не только отказался повиноваться Богу, но вообще не признал его существования. Вот почему в библейской истории Египет является символом атеизма, который отрицает или игнорирует существование единого истинного Бога. Но Даниил предугадывает более дальние времена. Он свидетельствует, что около 1798 года в качестве царя южного появится атеистическая сила, похожая на египетскую. Главной ее задачей будет нападение на царя северного, папство, и нанесение ему смертельной раны. Затем, разгромив царя северного, атеизм станет господствующей философией. Здесь, вне всякого сомнения, Даниил указывает на Великую французскую революцию, когда Франция восстала против средневекового католичества, папства и всякой религии, опершись на доктрину атеизма. Этот период был одним из самых сложных в истории Франции и Европы, несмотря на очевидные завоевания. Как известно, значение тех событий далеко вышло за пределы самой революции. Историк Л. Хиггинс писал: «В это время Библия была запрещена, введена десятидневная неделя с целью уничтожения семидневной Божьей недели и в качестве богини Франции на престол была возведена богиня разума (обнаженная женщина). Прелюдией к отмене христианства явилось изменение календаря. Коммуна предложила тот нечестивый акт конвенту, становясь его неотъемлемой частью. Таким образом, католический культ был заменен культом разума. Этот отвратительный скандал, выступления в честь атеизма и постыдные отречения, большей частью вынужденные, были описаны в официальном докладе, разосланном властям и армии. Позже Шенье написал гимн, в котором, как верный ученик Вольтера, открыто пошел войной на религию и Христа». В определенном смысле Великая французская революция явилась поворотным пунктом в истории веры. Религия перестала быть контролирующим элементом в обществе, поскольку, как тогда говорили, «победил разум». Как итог – после революции появились атеистические лидеры, образ мыслей которых распространялся далеко за пределы Франции. Одним из них был великий мыслитель Георг Гегель, «отец современного атеизма в философии и теологии». Вследствие не всегда правильно понятых его толкований Библия подверглась суровой критике и сомнениям в ее божественности. В сфере науки появились такие ученые, как Чарлз Дарвин, выдвинувший гипотезу о том, что человеческая жизнь появилась не тысячелетия тому назад, а развивалась на протяжении миллионов лет, эволюционируя от низших существ к современному человеку. Выводы творца «Происхождения видов» шокировали религиозный мир, зато в научных кругах эти идеи приобрели чуть ли не всемирное признание. Отныне казалось, что новый порядок установился во всем, что происходит в мире. Многие уже не видели в Боге г лавную силу общества. Основной доминантой становилась светскость при полном отстранении религии от правящей части общества. Примерно тогда же возникла еще одна концепция, автором которой был политэкономист Карл Маркс. Он охотно принял теорию происхождения видов Дарвина, соединив ее с философией построения и торжества коммунистического общества на атеистической основе. Вскоре эти идеи были взяты на вооружение партией коммунистов и нашли практическое воплощение в России, Китае, а затем и во всей Восточной Европе. На протяжении XX века казалось, что царь южный, представленный безбожным коммунизмом и светским гуманизмом на Западе, стал господствующей философией в мире. Позиции религии все больше ослабевали, что выразилось в значительном сокращении христианского населения мира. Создавалось впечатление, что царь южный действительно победил царя северного. Но, как и предсказывал Даниил в 11-й главе, царь северный возродился, после чего последовало стремительное разрушение коммунистических режимов в восточноевропейских странах в 1989 году и, наконец, впечатляющее, хотя и неожиданное, падение оплота мирового атеизма – Советского Союза. Примирение Соединенных Штатов и бывших коммунистических стран с Ватиканом; окончание борьбы протестантов с католиками, вылившееся в отступление от великих завоеваний Реформации; стремительный рост и проникновение спиритизма в христианство; мощные процессы, направленные на установление нового мирового порядка; явление Соединенных Штатов миру как единственной после распада СССР супердержавы и т. д. – все это, если принять неопровержимые доказательства толкователей книги Даниила, было предсказано Писанием и Духом пророчества. Теперь о главной цели, которую ставил перед собой ветхозаветный пророк, – время пришествия Мессии. Об этом сказано в 9-й главе: Семьдесят седмин определены для народа твоего и свята- го города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя (Дан. 9.24-27). Руководствуясь этими указаниями, можно установить исходную дату, т. е. время, в которое «вышло повеление о восстановлении Иерусалима». Затем определить отрезок времени, следующий с этого момента, а именно какой период включали в себя эти 69 (7 плюс 62) седмин. Знаменитый иудейский зодчий Неемия в одной из своих книг совершенно ясно говорит о том, что повеление о восстановлении стен вокруг Иерусалима «вышло в двадцатый год царя Артаксеркса» (Неем. 2). Это определяет исходное время -? примерно 455 год до н. э. (Существуют веские доказательства из источников Древней Греции, Вавилона и Персии, указывающие на то, что Артаксеркс пришел к власти в 474 году до н. э.) Что касается 69 седмин, то могли ли это быть буквальные недели по 7 дней? Нет, поскольку библейские ученые ведут иной счет: эти седмины состоят не из месяцев или недель, а из годов. Древним иудеям было известно понятие о годовой неделе, или семилетнем цикле. Точно так же, как они соблюдали субботу в каждый седьмой день, они и субботний год соблюдали через каждые 7 лет (Исх. 20.8-11; 23.10, 11). Поэтому 69 годовых недель равнялись бы 7 годам, умноженным на 69, или 483 годам. Если отсчитать 483 года с уже известного 455 года до н. э„ то это приведет к 27-29 году н. э. – именно к тому самому времени, когда Иисус был крещен и стал Мессией. Некоторые могут возразить, что это просто современный способ истолкования пророчества, с тем чтобы оно соответствовало истории. Если это так, то почему люди, жившие во времена Иисуса, ожидали появления Мессии? Об этом состоянии ожидания свидетельствовали, в частности, христианский историк Лука, римские историки Тацит и Светоний, иудейский историк Иосиф Флавий и иудейский философ Филон – все они жили приблизительно в это время (Лук. 3. 15). Почему же иудеи ожидали Мессию именно в то время, а не в период жестоких греческих гонений, которые происходили столетиями раньше? Почему Тацит сказал, что это были загадочные пророчества, которые побудили иудеев ожидать, что из Иудеи придут могущественные властители и «овладеют всемирной империей»? Исследователь Абба Хиллел Сильвер в своей книге «История предположений о Мессии в Израиле» признает, что «…Мессию ожидали примерно во второй четверти I века н. э. не из-за римского гнета, а из-за распространенной в те дни хронологии, полученной частично из книги Даниила». Писатель Юрий Каныгин, а в прошлом ученый-секретарь Новосибирского отделения АН СССР, в книге «Путь ариев» по сути повторяет вышеприведенные исчисления: «Приведем образчик библейских предсказаний, чтобы читатель убедился в их абсолютной точности. В VI веке до н. э. архангел Гавриил явился к Даниилу и сообщил весть, запечатленную впоследствии в откровении (Дан. 9. 24-27). Это изумительное пророчество (почти за шесть веков до реальных событий!) стало как бы краеугольным камнем христианства, поскольку содержит неопровержимые доказательства истинности Библии и Спасителя. Здесь указан точный год его появления и его жертвы на кресте. В самом деле, пророчество было сделано в период, когда халдейский царь пленил израильский народ, а Иерусалим разрушил. Повеление, с которого началось реальное восстановление Иерусалима, дано было царем Артаксерксом в 457 году до н. э. С этого времени до появления Христа, согласно предсказанию, должно пройти «семь седмин и шестьдесят две сед- мины», т. е. 483 дня или столько же лет. 483-457 = 26, следовательно, событие относится к 26 году н. э., а точнее, к 27 году, так как известно, что приказ о восстановлении Иерусалима был дан осенью 457 года. Поэтому 483 год от осени 257 года до н. э. – это 27 год н. э. Именно в этот год и был крещен Иисус Христос и затем явился перед людьми как Богочеловек, предсказанный Мессия. И сам Христос сказал тогда: «Исполнилось время» (Мф. 1.15). Далее в пророчестве сказано, что «…предан будет смерти Христос в половине седмины», т. е. в середине последней из семидесяти седмин, определенных для народа иудейского. Так и произошло. Он умер на Голгофе весной 31 года, через три с половиной года после крещения, состоявшегося в 27 году. И в этот момент, как свидетельствует апостол Матфей, «…завеса в храме разодралась надвое» в знак того, что жертвы в земном святилище не имеют больше смысла, так как Сын Бога искупил своей жертвой грехи человечества. А вскоре, в 70 году, был вновь до основания разрушен Иерусалим, как и предсказано в пророчестве Даниила. Таким образом, мы видим точно запрограммированные события, которые стали одно за другим свершаться реально в кульминационный период истории израильского народа. И Новый Завет является как бы фиксатором того, что предрекалось в Ветхом Завете». Надо сказать, что как скептиков, так и убежденных сторонников предсказаний больших и малых пророков, более чем достаточно. Причем и в одном и в другом лагере есть немало людей, сведущих в истории религии, не обремененных каки- ми-либо светскими, идеологическими или религиозными ограничениями. В принципе это понятно, ведь если бы все было так однозначно, всяким толкованиям, ученым и неученым дискуссиям давно пришел бы конец. Но ведь не зря же Библия признана во всем мире Вечной книгой человечества, самым читаемым произведением всех эпох и народов. Есть в ней и главы, которые еще ждут своего подтверждения. Сбудется или не сбудется, состоится ли Второе пришествие Мессии, указанное в книге Даниила и «Откровении Иоанна Богослова»?… Впрочем, это уже вопрос не веры или неверия, а только лишь исторического времени. Моисей: пятый элемент Пока историки и богословы, улавливая тени будущих событий, подвергают скрупулезному анализу каждый стих, каждую главу Книги книг, специалисты в области точных наук производят на свет все новые головоломки, будто бы скрытые в священных текстах. И утверждают: Ветхий Завет, оригинал которого написан тысячи лет назад, таит в себе глубоко зашифрованные с помощью букв и эквивалентных чисел знания погибших цивилизаций на материальном и духовном уровне. Это знания о Вселенной, о Боге и человеке, об Адаме и Еве, об энергиях инь и ян, об астрономии, математике, геометрии, кристаллографии и даже об устройстве атомов неона и кислорода! Кроме того, книга оказалась настоящим кладезем философских и научных истин, скрытых под покровом тайны. Не так давно русский исследователь Владимир Бабанин, применив разработанный им на основе буквенно-числового алфавита иврита шифр-код, на примере синодального издания Ветхого Завета на русском языке показал потаенный смысл священной книги, скрытый в именах, числах, событиях, в устройстве скинии Моисея. Судя по этим раскодированным знакам, Вселенная имеет кристалловидное по форме (в виде куба) и по содержанию тело, на что давно указывала тайная доктрина евреев Каббала. Недаром святыня мусульман Кааба – Дом Бога, а также помещение Святая святых в скинии Моисея и в храме Соломона имело точно такую форму куба. Далее. Биологическая жизнь на Земле была создана на основе пяти элементов, из которых четыре хорошо известны: водород, азот, углерод и кислород. Легендарным пятым элементом является неон – десятый в периодической системе, божественная сущность которого в Ветхом Завете представлена ни больше ни меньше как Господом Богом. Сам же неон имеет именно кубическую гранецентрированную кристаллическую структуру. Известно, что числу 10, на котором построена система счета, в древних учениях придавалось огромное, почти божественное значение. Великий Пифагор, посвященный в высшие жреческие знания Греции, Египта и Месопотамии, вложил в десятку глубокий смысл, связанный с Богом и устройством мироздания. Но оказывается, за тысячу лет до него то же самое сделал Моисей, посвященный жрецами Древнего Египта в тайные знания прошлого. Аналогичные данные нашли свое отражение и в еврейской доктрине Каббале. Как же устроен пятый элемент – атом химического элемента неона, имеющий в таблице элементов Менделеева порядковый номер 10? Ответ на этот вопрос, похоже, дает Четвертая книга Моисея (Числа). Как сказано в ней, для охраны скинии Господь повелел Моисею отобрать из 12 колен Израилевых, исключая колено Левия, «…всех мужского пола поголовно, от двадцати лет и выше, всех годных для войны… И велел Господь Моисею и Аарону, говоря: сыны Израилевы должны каждый ставить стан свой при знамени своем, при знаках семейств своих; пред скиниею собрания вокруг должны ставить стан свой». И при движении скинии порядок в расположении станов сохранялся:«…так становились станами при знаменах своих и так шли каждый по племенам своим, семействам своим». С восточной стороны скинии располагались воины колена Иуды, с южной – воины колена Рувима, с западной – Ефрема и с северной – Дана. Всего 224 300 воинов. Они образовывали первое, ближайшее к скинии, кольцо охраны. Следующее кольцо охраны скинии, внешнее по отношению к первому кольцу, образовывали воины колен Иссахара, Симеона, Манассии и Асира. Всего 187 400 воинов. Наружное же кольцо охраны скинии образовывали воины колен Заву- лона, Гада, Вениамина и Неффалима. Большие числа, которые фигурируют в описании, обычно воспринимаются в прямом значении – как действительное количество воинов. Но, как выясняется, большие числа – большие тайны. Чтобы понять их смысл, математики используют древний метод дешифровки. Подобным методом пользовался и великий Пифагор, когда с помощью всего десяти чисел, от 1 до 10, сумел объяснить все этапы эволюции Вселенной и человека. Для этого достаточно перевести все большие числа в малые, от 1 до 10, путем суммирования цифр числа. И тогда получится, что количество воинов с восточной, западной и северной стороны скинии будет выражаться через число 10 и только с южной стороны – через число 7. Если сложить все эти цифры, то в результате получим число 37, которое при сложении цифр дает те же 10. Это, по мысли исследователя, означает, что скиния с ее Ковчегом Завета, окруженная тремя кольцами охраны, является не просто Домом Бога, а своеобразным центром, ядром атома неона, у которого 10 электронов. Оставим в покое дальнейшие вычисления, ибо сейчас это не суть важно. Главный вывод, к которому склоняются ученые, состоит в том, что иудеям была известна периодическая система элементов, а значит, они знали и об устройстве атомов. Моисей, автор Пятикнижия, лишь зашифровал эти знания в описании скинии. Выходит, что физики новейшего времени, проникнув в тайны атома, открыли то, что было известно многие тысячелетия тому назад, со времен Атлантиды. Но почему именно атому неона, а не другого элемента было уделено в Книгах Моисея так много внимания? Да потому что неон, как утверждают математически ориентированные тайноведы, и был тем самым легендарным пятым элементом, в древнем названии которого скрыто истинное имя Творца живой Вселенной – Бога Саваофа. Потому что внешний электронный слой атома неона из восьми электронов образует в пространстве форму куба, своеобразную Каабу, в центре которой находится ядро – Дом Бога. А куб – не только самая устойчивая объемная геометрическая фигура из шести квадратных граней, восьми углов и двенадцати ребер, но и одна из форм кристаллов, а также самый востребованный природой элемент их пространственной решетки. Именно куб, согласно Каббале, является символом кристалловидной Вселенной. Во вселенском коде этот вселенский куб символически представлен в одной плоскости в виде двух квадратов, развернутых относительно друг друга на 45 градусов. В таком виде он известен как Персидская звезда. Если воины 12 колен Израилевых, окружавшие скинию Моисея тремя кольцами охраны, символизировали собой устройство электронной оболочки атома неона, то любопытно, как «трактует» Ветхий Завет устройство его ядра. По современным представлениям, ядро любого сложного атома состоит из протонов (ядер атомов водорода), имеющих положительный электрический заряд, и нейтронов, не имеющих заряда. Их количество в ядре может быть одинаковым. Благодаря протонам ядро имеет положительный электрический заряд. А электроны, образующие электронную оболочку атома, заряжены отрицательно. При этом количество протонов и электронов в атоме одинаково. В атоме неона, как уже определено с помощью скинии Моисея и таблицы элементов Менделеева, имеется 10 электронов. Поэтому количество протонов в его ядре также равно 10. И количество нейтронов в ядре в оптимальном состоянии тоже равно 10. Каждый протон и нейтрон образуют пару, которая называется дейтроном. Таким образом, ядро атома неона состоит из 10 дейтронов. Интересно, в каком виде все это представлено в Ветхом Завете? В 3-й главе Четвертой книги (Числа) говорится, что по указанию Господа Моисей произвел исчисление только левитов из колена Левия – «сынов Левииных по семействам их, по родам их». Всего у Левия было три сына. Переведя общую численность колена в малые числа, получаем ряд 3 + 5 + 8 = 16. Числа 3, 5,8 являются членами золотого ряда итальянского математика Фибоначчи, в котором отношение последующего числа к предыдущему стремится к золотому числу 1, 618. Кроме того, число 16 у древних посвященных являлось тайным выражением золотого числа 1, 618. Первые его две цифры были такими же, как цифры в числе 16, а сумма всех цифр золотого числа равнялась 16=1+6+1 + 8. Подобная технология для сокрытия от непосвященных важных математических знаний была использована в конструкции пирамид Древнего Египта, а также на Востоке в древней священной «Книге Дзиан». В пирамиде Хеопса, в ее Большой галерее, ведущей в камеру царя, числа 14 и 28 представлены в виде 28 одинаковых пазов и ниш на одной стороне галереи и на противоположной стороне. В древние времена на месте этих пазов и ниш стояли каменные постаменты – скрижали, несущие в себе сокровенные знания. Сейчас их нет. А вот числа 8 + 8 = 16, символизировавшие два смежных куба, олицетворяли у древних священные знания и даже нашли свое выражение в индийских Ведах – в великой мантре-молитве, состоящей из 16 слов. В Ведах Кришна представлен как Верховная Личность Бога, Верховный Господь, Высший Разум, Творец всего сущего. Таким же представлен в Ветхом Завете и Бог Саваоф – Господь воинств небесных и земных. Воинства земные – это воины 12 колен Израилевых, охраняющие скинию – Дом Бога. А воинства небесные – это звезды 12 созвездий зодиака, окружающие Дракона – правящее созвездие. Он же, согласно «Откровению Иоанна Богослова», – Сидящий на престоле, Царь царей, Господь господствующих. Кстати, число 16 считается у евреев с древних времен божественным числом, потому что в буквенно-числовом алфавите иврита число 16 представляется как сумма 10 + 6. При этом числу 10 соответствует буква иод, а цифре 6 – буква вау. Эти две буквы входят в состав имени Бога Яхве (Иеговы), состоящего из четырех букв: иод, хе, вау, хе. Внутренняя часть скинии имела вид стоящих в один ряд в направлении восток – запад трех смежных кубов, образующих два помещения: Святая святых с Ковчегом Завета и Святилище. Помещение Святая святых занимало западную часть скинии и было отделено от остальной ее части, Святилища, завесой. Оно представляло собой куб размером 10 х 10 х 10 локтей. В ядре атома неона ему соответствуют 10 протонов. По представлениям древних философов, помещение Святая святых с его Ковчегом Завета символизировало собой духовный мир. А вот Святилище было образовано из двух частей – двух смежных кубов, каждый размером по 10 х 10 х 10 локтей. Философы древности считали, что одна часть помещения Святилища, соседствующего со Святая святых, символизировало собой интеллектуальный мир, а другая его часть – мир материальный. Одним словом, древние философы видели в скинии образ живой Вселенной и модель человека, состоящие из трех ипостасей: духовной, интеллектуальной и материальной. Или из духа, души и телесной оболочки. Конструкция Святилища, состоящая из двух равных частей – двух смежных кубов, указывала на устройство нейтрона. Он тоже состоял из двух равных частей, из двух противоположных по знаку энергетических образований, находившихся в динамическом равновесии. Он имел два полюса. Такую картину можно наблюдать в обычном магните с двумя полюсами. Подведем краткий итог. Вышеприведенные рассуждения, в частности с помощью больших чисел и физических величин, можно вести бесконечно, особенно если искать в них мистику исторических событий. Метод, безусловно, эффектный, но не всегда надежный. А вдруг завтра появится еще более изощренный математик или физик, да плюс к этому – неограниченные возможности компьютерных систем? Словом, то, что на самом деле заложено в древних текстах, по-видимому, только наукой не постичь, хотя и очень соблазнительно. Есть в религиозных, исторических и культурных памятниках прошлого нечто такое, что требует расшифровки скорее с помощью интуиции, воображения и предчувствия огромного пространства, которое постигается совсем на другом уровне. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|