• I.
  • II.
  • III.
  • Две традиции древнетибетской картографии

    (Ландшафт и этнос: VIII)

    Публикуемая работа представляет собой опыт контакта двух, казалось бы, несовместимых наук восточной филологии и исторической географии. Б.И. Кузнецову принадлежит обнаружение карты, перевод, транскрипция тибетских названий и часть топонимических реконструкций; Л.Н. Гумилеву – интерпретация, датировка и другая часть топонимики, а также установление местоположения пунктов на современной основе. Идея «моста между науками» (по выражению Карла Бэра) дала возможность, с одной стороны, уяснить смысл древнего источника, с другой – расширила горизонты исторической географии и этнологии.

    Статья опубликована в "Вестнике Ленинградского ун-та". - 1969. - N 24. - С. 89-101. В соавторстве с Б.И. Кузнецовым

    I.

    Историческая география по самой своей природе вынуждена пользоваться не столько наблюдениями, сколько материалами, содержащимися в сочинениях древних авторов. Разумеется, строго критический подход к этому виду информации обязателен, но часто затруднен тем, что манера выражения древних географов представляется нам столь экзотичной, что не всегда удается отделить ошибочные представления, свойственные прошлым эпохам, от полноценной информации. Это касается не только описаний, но в еще большей степени картографического материала в необычной для нас проекции.

    Научные представления у разных народов совпадают настолько, насколько они истинны, но система их подачи всегда разнообразна. Эта постоянная несхожесть является результатом разновременного и разнохарактерного этнического развития. Своеобразные культурою традиции имеют собственные нюансы терминологии и системы ассоциаций. Следовательно, буквальные переводы древних научных трактатов вводят в заблуждение современных ученых, не берущих поправки на способ выражения, принятый в иную эпоху.

    Существующее в современной исторической географии представление о полном отсутствии связей эллинской науки с наукой стран Дальнего Востока в первые века до н.э. может быть пересмотрено. Эллины действительно плохо представляли себе расположение стран, находящихся к востоку от Памира, но, как оказывается, тибетские географы неплохо знали географию Ближнего Востока. В этом убеждает нас карта страны Шамбала. Эту страну до сих пор считали мифической. В Тибетско-шаншунском словаре приведена карта, на первый взгляд не имеющая отношения к географии [96, стр. 64]. Однако некоторую часть названий удалось расшифровать и даже датировать комбинацию топонимов II веком до н.э. [97, стр. 49].

    Рис. 1 – Факсимиле древнетибетской карты Ближнего Востока

    Рис. 2 – Частичная расшифровка карты на тибетской основе

    На этой карте нам непривычно буквально все: расположение стран света, отсутствие масштаба, обобщенность контуров и топонимика. Однако именно благодаря последней удалось расшифровать и перевести географические названия и перенести их на привычную нам географическую карту Ближнего Востока, установив эпоху, на тибетской карте отраженную.

    В центре карты находится город или, может быть, дворец, замок, словом, населенный пункт под названием Бар-по-со-ргйад. Это одна из столиц Персидской монархии – Пасаргады (греч.), или Парсогард (перс.). Этот город в 550 г. до н.э. стал резиденцией двух первых царей Персии – Кира Великого и Камбиза. Дарий перенес свой престол в Персеполь, основанный в 522 г. до н.э. На нашей карте Пасаргады – исходная точка для локализации. К западу от него помечена страна Хос, совпадающая по фонетике и географическому местоположению с эламским городом Сузы (Шушун). Это название дожило до нашего времени в топониме Хузистан. К западу от Сузианы был расположен Вавилон, и он действительно помечен на нашей карте, равно как и «Страна Гья-лаг-од-ма», что расшифровывается как страна халдеев (Гья-лаг-од//калду//халдеи). В VII в. до н.э. халдеи, овладев Вавилоном, соперничали сначала с Ассирией и Мидией, а затем с Персией. Западнее помещались страна Пун, т.е. Финикия, и город Ланлин, который мы интерпретируем как Иерусалим. Из традиционной тибетской литературы известно, что это был главный город Палестины (Му-ле-стонг//Пелестем) [98, стр. 21].

    Перечисленные отождествления еще не позволяют уточнить хронологию составления карты, так как они были известны в течение всего первого тысячелетия до нашей эры. Однако следующий пункт, город Несендры в «Стране демонов, крадущих людей», где имеются гробницы-храмы, «серые, сияющие», – это Египет и его столица Александрия, построенная в 331 г. до н.э. Следовательно, наша карта была составлена в эллинистическую эпоху, хотя наверняка не эллинами. Установив это, мы легко интерпретируем несколько названий на восточной части карты, На восток от Пасаргад лежит страна Абадара, хорошо известная нам как Бактрия, расположенная в современном Северном Афганистане, На юго-восток от Бактрии показана «Черная долина страданий», т.е. пустыня Белуджистана. Дальше к югу помечено море, т.е. в данном случае это будет Аравийский и Персидский заливы, по которым проплыл флот Александра.

    Итак, знания составителя карты в основной части совпадают с кругом географических сведений, ставших доступными эллинской науке после похода Александра Македонского. В этой связи наше внимание привлекает страна с удивительным названием – «Ходящие по небу крадут людей». Расположенная между Белуджистаном и Бактрией, она может быть интерпретирована как Греко-Бактрийское царство, где колонисты-греки, базируясь на горные крепости, широко практиковали грабительские набеги на Индию и Иран и работорговлю. Это подтверждается еще и тем, что так же названа страна на крайнем северо-западе на берегу моря, т.е. Иония, Именно это название и закрепилось за греками в персидском и индийском языках (юнан, явана//ионяне).

    Северная часть карты тоже в какой-то мере поддается расшифровке. Несомненно, что страна, названная «Свирепый род Мед», – это Мидия, по-персидски Мад. Несколько больше, чем полагалось бы, сдвинута на запад страна Ге-рга-йон-тан, очевидно, Гиркания, Но зато вполне на своем месте к северу от Бактрии обозначена «Страна Сак». Это дает уже возможность установить верхнюю дату. Между 154 и 114 гг. до н.э. саки прорвались через парфянские заградительные линии и захватили область в Восточном Иране, до сих пор сохранившую их название – Сакастана (Сеистан). На нашей карте они помечены еще на своей прародине в южном Семиречье.

    Итак, карта отражает период III-II в, до н.э. и, что особенно примечательно, не содержит никаких следов римского проникновения на восток. Этого не могло бы быть, если бы материалы, полученные тибетским географом, датировались хотя бы I в. до н.э., так как в 63 г. до н.э. легионы Помпея оккупировали Сирию и Палестину, а затем армия Красса в 54-53 гг. до н.э. вторглась в Месопотамию. Вместе с тем знакомство с римлянами подразумевало бы осведомленность восточных географов о существовании стран на западной окраине Средиземного моря. Поскольку ничего этого нет, датировка III-II вв. до н.э. является единственно возможной.

    Но откуда могли получить тибетские географы столь специфическую информацию? Несомненно, не от греков, у которых были совершенно иные и менее точные сведения о географии Среднего Востока, хотя они гораздо лучше знали Передний Восток. По-видимому, информаторами тибетцев были персидские ученые раннепарфянской эпохи, сочинения которых в подлинниках не дошли до нашего времени. Об этом говорит ареал, представленный на нашей карте; помещение центра ойкумены в Пасаргадах, городе, тогда уже сильно разрушенном, но продолжавшем оставаться священным местом для ревнителей древних традиций Ирана, и вместе с тем отсутствие сведений об Элладе и Индии – странах, не входивших в Ахеменидскую монархию. Кроме того, в пользу нашей датировки имеется и прямое указание тибетского источника на то, что в древности географические познания вместе с религиозными были заимствованы из Ирана, откуда они попали в северо-западные районы Тибета, в так называемую страну Шаншун [99]. Поэтому мы имеем право назвать данную картографическую традицию ирано-тибетской.

    Для историка Азии этот вывод является парадоксом, потому что заселение долины Брахмапутры предками современных тибетцев произошло в первые века нашей эры, т.е. после составления исследуемой карты. Очевидно, как это утверждает и тибетская традиция, посредником между эпохами и народами была страна Шаншун (в северо-западном Тибете). Об этом народе мы знаем очень мало, но только его этно-культурные связи объясняют нам особенности дальневосточной картографической традиции, сохраненной в тибетских источниках.

    II.

    Перейдем к общему анализу карты, сделав несколько необходимых замечаний. К данной статье приложена фотокопия с оригинала тибетской карты, а также для удобства читателей ее копия, в которой каждое тибетское название нами заменено на определенный порядковый номер, под которым оно будет дано ниже.

    Рис. 3 – Прорисовка карты с заменой надписей на цифровые обозначения

    На первом месте мы даем тибетские названия в транслитерации, в которой каждой тибетской букве соответствует латинская. При этом сочетания zh (Ш) и sh (Ш) соответствуют разным тибетским буквам, а n – соответствует русскому нь. Запятая перед тибетским словом имеет вспомогательное значение и на чтение не влияет. В древнем тибетском слова писались почти так, как они произносились. Поэтому наша транслитерация почти совпадает с транскрипцией, т.е. до некоторой степени передает и древнее произношение. Тибетская система передачи иностранных названий и имен весьма сложна, и о всех тонкостях этого дела мы говорить не будем. Особо тяжелый случай, когда тибетцы переводят на тибетский язык непереводимое иностранное название. Кроме того, в тибетском языке строго ограниченное количество определенных слогов, поэтому передача иностранных названий с непривычными для тибетцев сочетаниями звуков, с нашей точки зрения, будет весьма приблизительной.

    Затем надо обязательно помнить, что для тибетцев, как и для средневековых арабов, география была не только наукой практической, но и теоретической. Древние устарелые сведения о мире спокойно уживались с новейшими. В тибетских географиях даже XIX в, можно найти не только Соединенные Штаты, Францию и другие современные страны, но также и страну Шамбала, народы Гог и Магог, причем последние, конечно, мыслятся как реально существующие. Поэтому исторических карт в нашем смысле, т.е. иллюстрирующих положение в строго определенную эпоху, в Тибете нет, а есть только закодированная информация. Это и является для нас датирующим признаком для terminus post quern (верхней даты), потому что сведения, полученные тибетской наукой после составления карты, на нее не попадают.

    Условные обозначения

    Рис.4 – Интерпретация древнетибетской карты на современной основе

    Прокомментируем отмеченные на карте названия.

    1. Bar-po-so-brgyad – Пасаргады. Достоверное описание этого города было сделано спутниками Александра Македонского, вступившего в древнюю персидскую столицу без боя. Историк Аристобул сообщает, что там располагалась гробница Кира Великого, представлявшая небольшую башню, скрытую в густой чаще деревьев: внизу башня была массивной, а наверху под крышей находился склеп с очень узким входом [48, стр. 677]. Страбон приводит еще два различающихся описания этой гробницы, к его времени разрушенной. Историк Онексерит, сопровождавший Александра в походе, утверждает, что башня была десятиэтажной, а Арист Саламинский, писатель более поздний, указывает, что она была большой и только двухэтажной [48, стр. 678]. Эти противоречия устраняются с помощью нашей карты. В центре ее изображена именно эта гробница, и видно, что в ней было десять этажей, которые отчетливо показаны чертежником. Кроме того, тибетская надпись выше заглавия является легендой именно к этой детали карты. Там перечислены следующие достопримечательности гробницы: 1 ) гора свастики, девятиэтажная [прим. 15]; 2) хрустальные столбы с надписями [прим. 16]; 3) сад свастики; 4) сад колеса, или круглый; 5) лотосовый сад [прим. 17], видимо, с прудом и водяными цветами; 6) драгоценный сад. Совпадение тибетского чертежа с эллинскими описаниями снимает возможное сомнение в древности и достоверности карты, а также в правильности нашего отождествления исходной точки исследования.

    2. Bde-ba-rang-grub – место, расположенное немного восточнее Пасаргад. По-видимому, это смысловой перевод: «блаженство (покой) само создается», хотя первый слог совпадает с персидским словом «даб» – «пышность, великолепие». Очевидно, показаны дачные места персидских царей, память о которых еще хранилась во время македонского и парфянского господства.

    3. Sham-po-lha-rtse – слово «шампо» значит «сириец», поэтому возможный перевод этого названия «сирийская небесная (божественная) вершина». Очевидно, это святилище сирийских божеств для сирийцев, обслуживавших царский двор, а может быть, поселившихся в Иране при первых Селевкидах.

    4. Bde-ba-rang-grub (см. 2).

    5. Kho-ma-ne-chung – Карамания, которая, согласно Страбону, «„.обширная область и во внутренней части страны простирается между Гедросией и Персидой, отклоняясь, впрочем, дальше Гедросии на север» [48, стр. 674]. Это последнее обстоятельство отмечено на тибетской карте, что делает ее более точной, нежели современные исторические атласы, в которых Карамания помещена прямо на восток от Персиды. Впрочем, на карте походов Александра, приложенной к прекрасному переводу Арриана «Походы Александра», выполненного М.Е. Сергеенко [101], показан город Кармана с той же локализацией, что и на нашей карте.

    6. Rnam-dag-dkar-po – ?

    7. 'Khri-smon-rgyal-bshad. Судя по локализации и слову «царский», это развалины Персеполя, разрушенного Александром из мести за сожжение Афин Ксерксом. Персидское название города не сохранилось, а описание его развалин см. у В. Бартольда [102, стр. 103], локализовавшего Персеполь в окрестностях современного Истахра, вблизи от гробниц персидских царей, ныне называемых Накш-и-Рустем.

    8. Thags(?)-me-ja-'nyung – ?

    9. Chad-med-byang-chub. Можно перевести как «Непрерывная чистота».

    10. 'Dul-khrims-gling в переводе «Страна законов, которые управляют», т.е. Персида, откуда велось управление империей Ахеменидов, а законы персидской монархии были переняты парфянами.

    11. Dga-ldan-gling – «Страна, обладающая радостью», или «Райская страна».

    12. Gyung-drung-bkod-gling («Страна, в которой упорядочивают свастику (символ солнца)»). По-видимому, одно из главных святилищ Митры, древнего иранского божества Солнца, культ которого проник в Тибет под названием «религия бон».

    13. Rin-chen-spungs-pa – страна «Драгоценный Пун».

    14. Rm-chen-'gram-gling – «Страна Драгоценный берег».

    15. Gnod-sbyin-nor-gling – «Богатая скотом страна демонов-вредителей». Вероятнее всего, что это не название, а характеристика страны Парфии, расположенной севернее Карамании. «Вредными демонами» иранцы называли народы Турана (скотоводческие племена), в том числе и парфян.

    16. Chad-med-byams-gling – западная окраина Мидии (См. 27).


    Здесь необходимо отметить, что тибетский географ некоторые крупные страны отмечает на карте по нескольку раз. Смысл этого в том, что один раз отмечается столица, другой территория, занятая народом, третий – покоренные и присоединенные области. Этим объясняются некоторые как бы смещения топонимов, но это же позволяет уяснить характер сведений, попавших в Тибет, и время составления карты. Мидия, как культурнейшая из областей Ирана, сохраняла свое значение и после потери самостоятельности в 550 г. до н.э., находясь в составе Ахеменидской, Селевкидской и Парфянской монархий. Поэтому она попала на тибетскую карту.


    17. Dge-rgyas-yon-tan – Гиркания, одна из провинций древнего Ирана.

    18. Mi-gYo-bsam-gtan. Возможно, греческий вариант названия Двуречья, т.е. Месопотамии, поскольку далее, к западу, расположены «Страна халдеев» (см. 45) и «Страна, в которой собраны жрецы», т.е. Вавилон (см. 30).

    19. Sbyin-pa-mthar-rgyas – ?

    20. Bdud-'dus-gling – «Страна, в которой собрались демоны». Видимо, бедуины, которых, как кочевников, зороастрийцы считали исчадием Аримана.

    21. Rjes-rigs-bkod-pa'i-zhing – «Земля, упорядоченная княжеским родом», т.е. арабские земли Бахрейна – оазисы, подвластные Парфянскому царству [103, стр. 320].

    22. Drang-srong-'gro-'dul – Дрангиана покоренная. Дранги – иранский народ, живший по нижнему течению Гильменда. Название это встречается только после походов Александра, первоначальная форма их имени была «заранги». Александр отдал их область в управление Арсаму, сатрапу Арии, но после восстания в Согдиане сменил его [101, стр. 370]. Вот еще один датирующий момент.

    23. Zang-gling – «Медная страна». Соблазнительно сопоставить название с древними рудниками, но это опасно, так как возможны филологические реминисценции и метафорические обороты, свойственные ассоциативной системе древнего тибетца.

    24. Rgyal-rigs-rgyal-sa'dzin – «Царский род поддерживает (или «укрепляет») трон». В парфянскую эпоху на восточной окраине царства находился наследственный удел рода Суренов, второго по значению в Парфии. Глава этого рода при церемонии коронации возлагал тиару на голову Аршакида, вступавшего на престол. Локализация удела Суренов на тибетской карте совпадает с известной нам.

    25. Gser-gling – «Золотая страна» (см. 23).

    26. Gtsug-rje-rgyal-gling – ?!

    27. Med-rigs-gdol-pa'i-gling – «Страна свирепого племени (племен) мед», т.е. Мидия. В середине VI в, до н.э. была разгромлена персами и включена в состав Персидской державы на правах провинции.

    28. Stobs-chen-gyad-dling – «Страна могучих богатырей». Судя по названию и своему местоположению, это может быть только Ассирия. Хотя это государство погибло в конце VII в., но название продолжало существовать еще несколько столетий спустя, как «Осроена», царство на границе Сирии и Месопотамии [104, стр. 9], а народ дожил до нашего времени. Однако любопытно, что тибетский географ отметил не наличие небольшого в его время племени, а историческую традицию – славу ассирийских царей. Это можно трактовать как элемент особого отношения к времени – неисчезаемости существовавшего (см. вводную часть этого раздела).

    29. 'Bri-mig-dgu-skor – ?

    30. Bram-ze-'dus-pa'i-gling – «Страна, в которой собраны жрецы». Одно из тибетских названий г. Вавилона, для которого было характерно обилие религиозных культов. На карте рядом (см. 45) дается название самой страны, а именно «Страна халдеев». Халдеи – кочевое арабское племя, покорившее Месопотамию в VII в. до н.э.

    31. Hos-mo – страна Хос или Сузы, Первоначально – столица древнего государства Элам, а впоследствии один из главных городов Ахеменидского Ирана,

    32. Муа ngan-med-pa'i-gling – «Страна, в которой нет страданий», т.е. «Счастливая Аравия» – древнее название Йемена.

    33. Rgyal-bran-khri-'od – судя по местоположению – Эфиопия.

    34. Khi-thang-byams – ?

    35. Smra-mi-grong-bdun – возможный вариант перевода: «Семь поселений Мрами»?!

    36. Mkha'-'gro-mi-rkun-gling – «Страна, в которой (люди, сильные как) боги, крадут людей». Греко-Бактрийское государство, о котором выше уже говорилось.

    37. 'Gro-'dul-gling – «Страна, покоряющая ходящих (т.е. людей)», то же Греко-Бактрийское царство, весьма агрессивное.

    38. A-ba-dva-ra'i-gling – Бактрия, одна из провинций Древнего Ирана.

    39. Seng-ge-rgyab-bsnol – Согдиана, одна из провинций Древнего Ирана.

    40. Shag-yul – «Страна сак» (саков).

    41. (Название на тибетской карте пропущено.)

    42, 'O(d)-ma-'byams-skya'i-yul – По локализации и звучанию может быть понято как «Maha-saka-ta» – «Великие саки», название одного из сакских объединений, которое греки называли «массагеты» [48, стр. 483, 485]. Из многочисленных гипотез по поводу слова «массагеты» наиболее убедительно мнение К.В. Тревер, принятое нами [105, стр. 46], Подлинное звучание слова в иранском произношении не установлено. Здесь география корректирует филологию.

    43. Snang-ldan-'bum-gling – судя по местоположению, Албания кавказская, современный Азербайджан и южный Дагестан.

    44. Ka-ha-ta-shel-shug – первая половина этого названия указывает на Малую Азию, ее восточную окраину, так как «ка-ха-та» соотносимо с хатти (восходит к названию хетты). Вторая половина названия представляет собой транскрипцию неизвестного для нас слова.

    45. Rgya-lag-o'((d)-ma'i-gling – «Страна халдеев», т.е. Вавилония; подразумевается территория царства халдейских царей.

    46. Rin-chon-spungs-pa – «Драгоценный Пун». Как по своему происхождению, так и по названию, несомненно, Финикия.

    47. Lhun-grab-gdal-gling – ?

    48. Sha-za-gling-grong – «Поселения страны, едящих (человеческое) мясо». Этот странный обычай, необъяснимый из древних источников, поясняется за счет поздних, но восходящих к глубокой древности. Францисканский монах Одорико Порденоне, совершивший в 1318 – 1330 гг. путешествие на Восток, привез массу рассказов, большая часть которых оказалась вымыслом его осведомителей. В числе прочего он рассказывает о людоедстве на Никобарских и Адаманских островах [106, стр. 186--188]. По мнению комментатора Я.М. Света. Одорико на Никобарских островах не бывал [105, стр. 194], но тогда, значит, что он получил сведения о людоедах в Индии, оттуда же, откуда и составитель нашей карты на полторы тысячи лет раньше. По представлениям индусов, рассказы которых воспроизводит Одорико, Никобарские и Адаманские архипелаги были одним большим островом, что и отражено на нашей карте.

    49. Ma-thang-bsgral-gling – транскрипция местного названия. Судя по местоположению в южной части Мирового океана, южнее Никобарских островов, и по фонеме – это Мадагаскар. Название «Мадагаскар», непонятное самим его обитателям, впервые воспроизведено у Марко Поло [107, стр. 202], а первое описание этого острова в европейской географии находится в «Перипле Эритрейского моря» [108, стр. 9], т.е. позже, нежели время нашей карты, и без названия. Следовательно, это древнемальгашское слово попало в Тибет через Индию. Мальгаши заселили Мадагаскар около III в. до н.э. из Индонезии [109] и при этом попали в поле зрения индусов, уже освоивших навигацию в Индийском океане. Итак, у тибетского картографа, наряду с иранским, был индийский источник и, значит, изучаемая карта не плагиат, а творческая работа, отражающая уровень знания географии в Тибете II в. до н.э.

    50. Mya-ngan-thang-nag – «Черная долина страданий». По своему местоположению соответствует Белуджистану, древней Гедоросии, где чуть было не погибла армия Александра Македонского.

    51. Ne-khri-'bum-thang – плоскогорье (плато) «Некхрибум».

    52. Gcan-zan-'khro-gling – «Страна свирепых, диких зверей».

    53. Sos-med-khrag – название озера.


    Все три названия расположены рядом и характеризуют Памир и Западный Тянь-Шань. Удобнее интерпретировать все три топонима вместе, так как они составляют одну систему. Плато Некхрибум – плоскогорье Восточного Памира; севернее лежит озеро (mtsho) – несомненно, Иссык-Куль. Вся область названа страной свирепых зверей; но на Памире самый опасный зверь – медведь, которого, как доказал Э.М. Мурзаев, центральноазиатские народы называли «снежным человеком» [110, стр. 95-99] и, подобно народам Сибири, приписывали ему сознание даже выше, чем у человека. Впрочем, его человеком не считали, как видно из топонима N 52, и во II в, до н.э. путаницы из-за буквального перевода метафоры не возникло.


    54. Dreg-so-pa-mas-shang, ср. перс. «рег//риг – песок, щебень, и «ригстан» – песчаная пустыня; Каракумы! Не так ли?

    55. 'Dar-ba-ru-steng-grong-khyer – «Поселения верхних тапуров». Племя тапуров занимало район в северной части Ирана, вдоль южного побережья Каспийского моря. Примерно с VII в. н.э. этот район стал называться Табаристаном.

    56. Tsher-shod-rab-'jigs – «Бури очень страшные». Поскольку упомянутые выше тапуры жили именно на побережье этого моря, то это, несомненно, Каспийское море.

    57. Mkha'-'gro-mi-rkun-gling – «Страна богов, ворующих людей» – Иония. Об Элладе тибетцы не знали ничего, кругозор их был строго ограничен рубежами Ахеменидской монархии.

    58. Grong-khyer-lang-ling – Иерусалим.

    59. Sme-khrod-skyi-'jigs – Южная Палестина, или Синай.

    60. Mu-khyud-bdal-pa'i-mtsho – «Окружное вытянутое море», т.е. Мировой океан, окружающий землю. В данном месте Средиземноморье.

    61. Ne-seng-dra-ba'i-grong-khyer – «Город Несендры». т.е. Александрополис, или Александрия.

    62. Srin-po-mi-rkun-gling – «Страна демонов, крадущих людей». Как уже выше говорилось, Египет.

    63. Gsas-khang-dkar-nag-bkra-gsal – «Храмы-гробницы серые, сияющие», т.е. египетские пирамиды.

    64. Dbal-so-ra-ba – по своему положению о. Кипр, на что указывают первые два слога, сопоставимые с Алиша (древнее самоназвание Кипра, согласно Амарнскому архиву Аменхотепа III или Аменхотепа IV) [111, стр. 21].


    Проанализированная нами карта не является единственной. Недавно в Англии опубликован другой вариант карты [112, рис. XXII], но, судя по топонимам, составлявшийся несколько позднее и независимо от первого варианта. На второй тибетской карте не обозначены следующие страны, которые есть на первой: «Страна демонов, крадущих людей», т.е. Египет, и Пун, т.е. Финикия. Вместо них в Передней Азии к «Стране халдеев» (Вавилония) непосредственно примыкает Гьялмо-Кхром, т.е. «Царица-Рим» (в латинском языке Рим женского рода). На северо-востоке знакомая нам «Страна сак» на этой карте названа «Страной сильных саков». Мы не ошибемся, предположив, что это отражает консолидацию саков и юечжи и образование Кушанского царства при Кадфизе I в I в. н.э. Таким образом, мы видим, что две тысячи лет тому назад в Средней и Центральной Азии существовала неплохо развитая географическая наука и составлялись карты, по точности и охвату значительно превосходившие греко-римские. Но отмеченные нами «четырехугольные карты» не исчерпывают древнетибетского картографического материала. Параллельно ирано-тибетской традиции существовала индо-тибетская, ставившая себе иные цели и располагавшая другим кругом знаний.

    III.

    В отличие от ирано-тибетской индо-тибетская географическая традиция ставит задачи не страноведческие, а космологические. На публикуемой карте мы видим весьма четкую систему представлений о строении Земли.

    Рис.5 – Индо-тибетская карта мира

    На индо-тибетской карте земная суша изображена в виде четырехугольника хребтов, окружающих гору Меру (Сумеру), центр мира и путь на небо. Несмотря на условность интерпретации, здесь легко угадать орфографическую систему Южного Тибета, т.е. долину р. Цанпо (Брахмапутры), окруженную с юга Гималаями, с севера Трансгималаями, с запада Каракорумом и с востока хребтами страны Кам, где в одном из ущелий прорывается Брахмапутра. Здесь мы видим наивное стремление, свойственное многим народам, поместить свою страну в центре мира. На карте гора Меру окружена водой глубины неизмеримой и поднимается в область богов. Естественно, что считать эту гору реальной нельзя. Это космический образ объединения нашего мира с потусторонним. Поэтому мы можем оставить без внимания эту мистическую деталь, тем более что она не препятствует интерпретации реальной части карты, изображающей поверхность Земли.

    На данной карте эта поверхность имеет вид четырех континентов, расположенных в Мировом океане по странам света. С юга мы видим три треугольника, которые по своим очертаниям, естественно весьма обобщенным, напоминают Индию, Аравию и Индокитай, Центральный и самый большой из этих трех называется контитент Джамбудвипа, а остальные два – континентами-спутниками. Первоначально под Джамбудвипой индийцы имели в виду только Индию, а потом Индию с прилегающим к ней странами [96, стр. 80]. Потом, в связи с утратой доверия к древним традиционным сведениям, индийцы стали считать только континент Джамбудвипа реально существующим. Под ним стал пониматься весь мир, тогда как все остальные три континента с континентами-спутниками стали считаться мифическими. Так было проще и избавляло от необходимости заниматься исторической критикой.

    Восточный континент Видеха со своими континентами-спутниками изображен в виде трех полуокружностей, прямой стороной обращенных к западу. Если допустить, что древние индийцы форсировали Тихий океан и делали это трижды, то именно такой и должна была представляться им Америка, обращенная к Тихому океану. Она неминуемо представлялась бы в виде прямой линии, с высокими горами, за которыми расположены населенные страны. Жители этого континента охарактеризованы в тибетских источниках как высокорослые, с головами, сильно сплюснутыми сзади, и резко выступающими вперед лицами, со спокойным и мягким характером и прекрасным поведением, т.е. гостеприимными [113, стр. 80]. Не странно ли, что аналогичным образом охарактеризовали американских индейцев спутники Колумба.

    Северный континент Уттара-Куру представлялся древним индо-тибетским географам в виде квадрата. Жители характеризовались как свирепые и беспокойные, с квадратными лицами, т.е. с сильно выраженной монголоидностью. По легенде, они жили на деревьях, от которых они получали все необходимое, а после смерти перерождались в деревья [114, стр. 80-81]. Здесь нельзя не увидеть несколько преувеличенное представление о таежной зоне, ограничивающей с севера центральноазиатские степи и в начале нашей эры захватывавшей более южные широты, нежели сейчас [115]. Любопытно, что как Геродот, так и безымянный восточный географ утверждают, что люди на севере питались плодами деревьев [100]; [186, стр. 16]. Это показывает, что в первом тысячелетии до нашей эры в Южной Сибири, Монголии и Казахстане плодовые деревья росли в диком состоянии, что совпадает с реконструкцией палеоклимата, о чем мы указывали в наших прежних работах [115]. Выше упоминалось, что северный континент имел форму квадрата. Аналогичные сведения мы находим также у Геродота, который говорил, что Скифия представляет собой квадрат, две стороны которого доходят до моря, а каждая из сторон равна четырем тысячам стадий [100]. Под Скифией Геродот имел в виду всю северо-восточную часть Евразии.

    Западный континент Годханья с континентами-спутниками изображен в виде трех кругов, в чем можно усмотреть очертание Северной Африки (средний круг), Европы (верхний круг) и Южной Африки (нижний круг). Отмечается обилие быков на этом континенте, а жители характеризуются как сильные и свирепые демоны-людоеды, очень беспокойные, с бычьими и обезьянними головами. Под бычьими головами, очевидно, понимались эллинские шлемы (не случайно на Востоке Александра Македонского называли «Двурогий»). Обезьянними лицами тибетцам представлялись европейские лица, так же как и древним китайцам, которые писали: «Тюрки с голубыми глазами и рыжими бородами, похожие на обезьян, суть потомки...» [6, стр. 190] усуней – европеоидного народа, населявшего на рубеже нашей эры Тянь-Шань, потомками которых китайцы XVII в. сочли русских землепроходцев.

    Итак, космографические представления индо-тибетской школы поражают своей широтой. По существу, этим географам была известна почти вся поверхность Земли, за исключением Австралии и Антарктиды. Примечательно, что страны света на этой карте расположены в том же порядке, что и у нас. Каким образом и откуда могла появиться на Востоке такая широкая информация – мы решить не в состоянии. По-видимому, некоторые привычные нам представления о науке древности нуждаются в пересмотре.


    Примечания:



    15

    Иранская свастика изображала солнце и в отличие от индийской была повернута против часовой стрелки, а «Девятиэтажная гора» – это гробница Кира, за исключением верхнего этажа, выделенного особо.



    16

    Надпись «Я, царь Кир Ахемонид» была сделана на трех языках (Бартольд В.В. Историко-географический обзор Ирана. СПб., 1903, стр.102).



    17

    В персидском языке для сада цветочного и сада плодового существует два отдельных слова.



    Литература

    id="n_1">

    1

    Артамонов М.И. История хазар. Л.: Изд. Гос. Эрмитажа, 1962.

    id="n_2">

    2

    Гумилев Л.Н. Хазарское погребение и место, где стоял Итиль // Сообщения Гос. Эрмитажа. Т.ХХII. 1962.

    id="n_3">

    3

    Рыбаков Б.А. К вопросу о роли Хазарского каганата в истории Руси // Сов. археология. N 10.1953.

    id="n_4">

    4

    Леонтьев O.K. и Федоров П.В. К истории Каспийского моря в позднее- и после-хвалынское время // Изв. АН СССР (серия геогр.) 1953. N 4.

    id="n_5">

    5

    Рихтер В.Г. Новые данные о древних береговых линиях на дне Каспийского моря // Изв. АН СССР (серия геогр.) 1954. N 5.

    id="n_6">

    6

    Берг Л.С. Уровень Каспийского моря за историческое время. Очерки по физической географии. М.-Л.: Изд. АН СССР. 1949.

    id="n_7">

    7

    Аполлов Б.А. Доказательство прошлых низких стояний уровня Каспийского моря // Вопросы географии. М., 1951.

    id="n_8">

    8

    Аполлов Б.А. Колебания уровня Каспийского моря // Труды Института океанологии. Т. XV. 1956.

    id="n_9">

    9

    Шнитников А.В. Ритм Каспия в постъюрме //ДАН СССР. Т. 94. 1954. N 4.

    id="n_10">

    10

    Артамонов М.И. Древний Дербент // Сов. археология. 1946. N 8.

    id="n_11">

    11

    Караулов Н.А. Сведения арабских географов IX-Х вв. о Кавказе // Сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 29. Тифлис, 1911.

    id="n_12">

    12

    Абросов В.Н. Гетерохронность периодов повышенного увлажнения гумидной и аридной зон // Изв. ВГО. 1962. N 4.

    id="n_13">

    13

    Алексин А.А., Гумилев Л.Н. Каспий, климат и кочевники Евразии //Труды Общества истории, археологии, этнографии. Т. 1. Казань: Изд. Казанского ун-та, 1963.

    id="n_14">

    14

    Грумм-Гржимайло Г.Е. Рост пустынь и гибель пастбищных угодий и культурных земель в Центральной Азии за исторический период // Изв. ВГО. Т. XV. Вып. 5. 1963.

    id="n_15">

    15

    Гумилев Л.Н. Хунну. М.: Востокиздат, 1960.

    id="n_16">

    16

    Коковцов П.К. Еврейско-хазарская переписка в Х веке. Л.: Изд. АН СССР, 1932.

    id="n_17">

    17

    Рыбаков Б.А. Русь и Хазария // Сб. статей акад. Б.Д.Грекова. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1952.

    id="n_18">

    18

    Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.-Л., 1950.

    id="n_19">

    19

    Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962.

    id="n_20">

    20

    Натапп К. Geschichte der Kunst. Berlin, Akademie Verlag, 1957.

    id="n_21">

    21

    Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука.М., 1957.

    id="n_22">

    22

    Гумилев Л.Н. Хазарские погребения на бугре Степана Разина. — «Сообщения Гос. Эрмитажа», т. XXVI, 1964.

    id="n_23">

    23

    Крупнов Е.И. Городище «Трехстенный городок». — «Советская этнография», 1935, № 2.

    id="n_24">

    24

    Крупнов Е.И. Прикаспийская археологическая экспедиция. КСИИМК, вып. 55. М., Изд. АН СССР, 1954.

    id="n_25">

    25

    Яцунский В. К. Предмет и задачи исторической географии. Историк-марксист, № 5 (93), 1941.

    id="n_26">

    26

    Яцунский В. К. Историческая география. М., Изд. АН СССР, 1955.

    id="n_27">

    27

    Калесник С. В. Современное состояние учения о ландшафтах. Изд. ЛГУ, 1959.

    id="n_28">

    28

    Калесник С. В. Человек и географическая среда. Л., Изд. Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний, 1949.

    id="n_29">

    29

    Берг Л. С. Климат и жизнь. М.,Географгиз, 1947.

    id="n_30">

    30

    Грумм-Гржимайло Г. Е. Когда произошло и чем было вызвано распадение монголов на западных и восточных. Изв. Географ, общества, т.15, вып.2, 1933.

    id="n_31">

    31

    Каминский А. А. Некоторые особенности климата северо-западной Монголии, Географ. сб.,т. 2ПТР, 195” 1915.

    id="n_32">

    32

    Алимов Б. П. Народная республика Монголия., М., Географгиз, 1951.

    id="n_33">

    33

    Руденко С.И. К вопросу о формах скотоводческого хозяйства кочевников. Материалы по этнографии, т. I, Изд. АН СССР, 1961.

    id="n_34">

    34

    Лавренко Е.М. Основные черты ботанической географии пустынь Евразии и Северной Африки. Комаровские чтения. ХУ., М. – Л., Изд. АН СССР, 1962.

    id="n_35">

    35

    Гумилев Л.Н., Алексин А.А. Хазарская Атлантида. // "Азия и Африка сегодня", No 2, 1962.

    id="n_36">

    36

    Гумилев Л.Н. Хазария и Терек (Ландшафт и этнос: II). // "Вестник ЛГУ", 1964, N24, вып.4.

    id="n_37">

    37

    Гумилев Л.Н. По поводу предмета исторической географии. (Ландшафт и этнос: III). // "Вестник ЛГУ", т. 18, 1965, вып.3.

    id="n_38">

    38

    Gumilev L.N. New Data of the History of Khazaria, Acta Archaeol. Academ. Sci. Hungar, t. XIX, f.l/2, 1967.

    id="n_39">

    39

    Шнитников А.В. Изменчивость общей увлажненности материков северного полушария. // Записки Геогр. общества СССР. Нов. сер., 1957, т. XVI.

    id="n_40">

    40

    Гумилев Л.Н. Хазария и Каспий (Ландшафт и этнос: 1). // "Вестник ЛГУ, сер. геологии и географ.", 1964, No 6, вып. 1.

    id="n_41">

    41

    Очерки по истории СССР. Т. 1. Первобытно-общииный строй и древнейшие государства на территории СССР. М., 1956.

    id="n_42">

    42

    Либеров П.Д. Племена среднего Дона в эпоху бронзы. М., 1964.

    id="n_43">

    43

    Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951.

    id="n_44">

    44

    Дебец Г.Ф. Палеоантропология СССР. М.-Л., 1948.

    id="n_45">

    45

    Грязнев М.П. Первый пазырыкский курган. М.-Л., 1950.

    id="n_46">

    46

    Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.-Л., 1960.

    id="n_47">

    47

    Дестунис Г.С. Сказания Приска Панийского. СПб., 1861.

    id="n_48">

    48

    Страбон. География. Л., 1964.

    id="n_49">

    49

    Laufer В. The Language of the Yue-chi or Indo-Scythians. Chicago, 1917.

    id="n_50">

    50

    Руденко С.И. Культура хуннов и Ноинулинские курганы. М. – Л., 1962.

    id="n_51">

    51

    Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.–Л., 1954.

    id="n_52">

    52

    Руденко С.И. Искусство Алтая и Передней Азии (середина I тыс. до н.э.). М., 1961.

    id="n_53">

    53

    Колесник С.В. Основы общего землеведения. М., 1955.

    id="n_54">

    54

    Гумилев Л.Н. По поводу предмета исторической географии. (Ландшафт и этнос: III) // «Вестник ЛГУ», т. 18, 1965, вып.3.

    id="n_55">

    55

    Бучинский И.Е. Очерки климата Русской равнины в историческую эпоху. Л., 1954.

    id="n_56">

    56

    Бартольд В.В. Сведения об Аральском море и низовьях Амударьи с древнейших времен до XVII в.: Научные результаты Аральской экспедиции. // Известия Туркестан, отд. Русского геогр. об-ва, т. IV, вып. 2, Ташкент, 1902.

    id="n_57">

    57

    Иордан. О происхождении и деяниях гетов./Пер. с лат. и коммент. Е. Ч. Скржинской. М., 1960.

    id="n_58">

    58

    Гумилев Л.Н. Терракотовые фигурки обезьян из Хотана. // «Сообщения Гос. Эрмитажа», 1959, вып. XVI.

    id="n_59">

    59

    Рихтер В.Г., Самсонов С.К. К последним страницам геологической истории Каспия. // «Известия АН СССР. Сер. геогр.», 1961, No 6.

    id="n_60">

    60

    Рихтер В.Г. Донные отложения залива Кара-Богаз-Гол как индикатор колебаний уровня Каспийского моря. // Бюлл. МОИП. Отделение геологии, т. 36, 1961, No 1.

    id="n_61">

    61

    ОвдиенкоИ.Х. Внутренняя Монголия. М., 1954.

    id="n_62">

    62

    Берг Л.С. Беседа со студентами Московского ун-та. // В кн.: Вопросы географии, No 24. М., 1951.

    id="n_63">

    63

    Берг Л.С. Аральское море. СПб., 1909.

    id="n_64">

    64

    Кармышева Б.Х. Этнографическая группа «тюрки» в составе узбеков. // «Советская этнография», 1960, No 1.

    id="n_65">

    65

    Курдюмов К.В. О колебаниях оз.Алакуль в историческом и географическом прошлом. // Вопросы географии, т.24. М., 1951.

    id="n_66">

    66

    Дорн Б. Каспий. О походах древних русских в Табаристан. // Записки Академии Наук. СПб., 1875, т. 26, No 1.

    id="n_67">

    67

    Бартольд В.В. Хафизи Абру и его сочинения. // В кн.: Сборник статей учеников проф. Розена. СПб., 1897.

    id="n_68">

    68

    Марков К.К. Высыхает ли Средняя и Центральная Азия? // Вопросы географии, т.24. М., 1951.

    id="n_69">

    69

    Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Л., 1926.

    id="n_70">

    70

    Стариков B.C. Монголы в Юннани. // Материалы по этнографии. Л., 1961.

    id="n_71">

    71

    Аполлов Б.А. Доказательство прошлых низких стояний уровня Каспийского моря. // В кн.: Вопросы географии, No 24. М., 1951.

    id="n_72">

    72

    Анучин В. А. Теоретические проблемы географии. М., 1960.

    id="n_73">

    73

    Анучин В. А. История с географией. «Литературная газета», 18 февраля 1965 г.

    id="n_74">

    74

    Калесник С. В. Некоторые итоги новой дискуссии о «единой» географии. Изв. ВГО, № 3, 1965.

    id="n_75">

    75

    Саушкин Ю. Г. Сегодня и завтра географии. «Литературная газета», 1965, 17 июня.

    id="n_76">

    76

    Вернадский В. И. Биосфера. Избр. соч., т. V. М. – Л., 1960.

    id="n_77">

    77

    Саушкин Ю. Г. По поводу одной полемики. Вестник МГУ, серия V (география), №6, 1965

    id="n_78">

    78

    Калесник С. В. Еще несколько слов о географической среде. Изв. ВГО, № 3, 1966.

    id="n_79">

    79

    Гумилев Л. Н. Истоки ритма кочевой культуры. «Народы Азии и Африки», № 4. 1966.

    id="n_80">

    80

    Анучин В. А. Проблема синтеза в географической науке. «Вопросы философии», № 2, 1964.

    id="n_81">

    81

    Савицкий П. Н. Географические особенности России, ч. I. Растительность и почвы. Прага, Евразийское книгоиздательство, 1927.

    id="n_82">

    82

    Синха Н. К., Банерджи А. Ч. История Индии, М., ИЛ, 1954.

    id="n_83">

    83

    Фоссет П. Г. Неоконченное путешествие. М., изд. «Мысль», 1964.

    id="n_84">

    84

    Окладников А. П. История Якутской АССР, т. I. М. – Л., Изд. АН СССР, 1955.

    id="n_85">

    85

    Руденко С. И. Древняя культура Берингова моря и эскимосская проблема. М. – Л., Главсевморпуть, 1947.

    id="n_86">

    86

    Арманд Д. Давайте не будем. «Литературная газета», 1965, 25 марта.

    id="n_87">

    87

    Ефремов Ю. К. Ландшафтная сфера нашей планеты. Природа, № 8, 1966.

    id="n_88">

    88

    Ефремов Ю. К. Опыт классификации географических наук. Жизнь Земли. Сб. 2. М., Географгиз, 1955.

    id="n_89">

    89

    Гумилев Л. Н. По поводу «единой» географии. Вестник ЛГО, № 6, 1967.

    id="n_90">

    90

    Toynbee A. J. A Study of history. Abridgement of volumes I – VI by D. C. Somervell. L. – N: Y. – Toronto, Oxford Univ. Press, 1946.

    id="n_91">

    91

    Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., изд. «Наука», 1965.

    id="n_92">

    92

    Морган Л. Г. Дома и домашняя жизнь американских туземцев. Л., Изд. Ин-та народов севера, 1934.

    id="n_93">

    93

    Окладников А. П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья, ч. III (Главковское время). М. – Л., Изд. АН СССР, 1955.

    id="n_94">

    94

    Чайлд Гордон. Древнейший Восток в свете новых раскопок. М., ИЛ, 1956.

    id="n_95">

    95

    Лобашев М. Е. Сигнальная наследственность. Исследования по генетике. I. Изд. ЛГУ, 1961.

    id="n_96">

    96

    Tibetan – Zang Zung Dictionary. Delhi, Tibetan Bon Foundation (без даты на тибетском языке).

    id="n_97">

    97

    Гумилев Л.Г. Страна Шамбала в легенде и истории. – «Азия и Африка сегодня» 1968, N5.

    id="n_98">

    98

    'Dus pa rin po che'i rgyud gzer mig. Delhi, Tibetan. Bon Foundation, 1965 (на тибетском языке).

    id="n_99">

    99

    Ibid, p. 1127-1138, 1167.

    id="n_100">

    100

    Геродот. История в девяти книгах. М., 1888, т. IV.

    id="n_101">

    101

    Арриан. Походы Александра. М.-Л., 1962.

    id="n_102">

    102

    Бартольд В.В. Историко-географический обзор Ирана. СПб. 1903.

    id="n_103">

    103

    Моммзен Т. История Рима. Т. IV. М., 1949.

    id="n_104">

    104

    Матвеев К.Н., Мар-Юханна И.М. Ассирийский вопрос во время первой мировой войны. М., 1968.

    id="n_105">

    105

    Тревер К.В., Якубовский А.Ю. История народов Узбекистана. Ташкент, 1950.

    id="n_106">

    106

    Свет Я.М. После Марко Поло. М., 1968.

    id="n_107">

    107

    Книга Марко Поло. М., 1956.

    id="n_108">

    108

    Grandider A. Histoire de la Geography de Madagaskar. Paris, 1892.

    id="n_109">

    109

    Church R.J. Harrison, Clarke John J., Clarke P.I.H., Henderson H.J.R. Africa and the Islands. London. 1965.

    id="n_110">

    110

    Мурзаев Э.М. Путешествия без приключений и фантастики. М., 1962.

    id="n_111">

    111

    Ефименко П.С. Чудь Заволоцкая. Архангельск, 1869.

    id="n_112">

    112

    Snellgrove D.L. The nine ways of Bon. London. Oxford Univ. Press. 1967.

    id="n_113">

    113

    Waddel L.A. The Buddhism of Tibet or Lamaism. Cambpidge 1959.

    id="n_114">

    114

    Белявский В.А. По поводу извечного антагонизма между земледельческим и кочевым населением Восточной Европы. – В сб.: Славяно-русская этнография. Л., 1973.

    id="n_115">

    115

    Гумилев Л.Г. Гетерохронность увлажнения Евразии в древности. (Ландшафт и этнос IV). «Вестник ЛГУ», 1966.

    id="n_116">

    116

    Будыко М. И. О причинах вымирания некоторых животных в конце плейстоцена. Изв. АН СССР, сер. геогр., № 2, 1967.

    id="n_117">

    117

    Дорст Ж. До того как умрет природа. М., "Прогресс", 1968.

    id="n_118">

    118

    Гумилев Л. Н. Этнос как явление. Докл. отделений и комиссий Геогр. об-ва Союза ССР, вып. 3. Л., Изд. ВГО, 1967.

    id="n_119">

    119

    Быстров А. П. Прошлое, настоящее, будущее человека. Л., Медгиз, 1957.

    id="n_120">

    120

    Молчанов Ю. А. К вопросу о начальных этапах заселения Нового Света. Доклады по этнографии ВГО, вып. 4. Л., Изд. ВГО, 1966.

    id="n_121">

    121

    Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Основы антропологии. Изд. МГУ, 1955.

    id="n_122">

    122

    Дебец Г. Ф. О некоторых направлениях изменений в строении человека современного вида. Сов. этнография, № 2, 1961.

    id="n_123">

    123

    Давиташвили Л. Ш. Причины вымирания организмов, М., "Наука", 1969.

    id="n_124">

    124

    Гумилев Л. Н. Этнос и ландшафт. Изв. ВГО, № 3, 1968.

    id="n_125">

    125

    Гумилев Л. Н. О термине "этнос". Доклады отделений и комиссий ВГО, вып. 3. Изд. ВГО, 1967.

    id="n_126">

    126

    Гумилев Л. Н. Гетерохронность увлажнения Евразии в Средние века (Ландшафт и этнос). V. Вестник ЛГУ, № 18, 1966.

    id="n_127">

    127

    Гумилев Л. Н. Об антропогенном факторе ландшафтообразования (ландшафт и этнос). VII. Вестник ЛГУ, № 24, 1967.

    id="n_128">

    128

    Гумилев Л. Н. Этнос и категория времени. Доклады отделений и комиссий ВГО, вып. 15. Л., Изд. ВГО, 1970.

    id="n_129">

    129

    Холдэн Дж. Б. С. Факторы эволюции. М. – Л., Медгиз, 1935.

    id="n_130">

    130

    Гумилев Л. Н. Этногенез в аспекте географии. Вестник ЛГУ, 1970, № 12.

    id="n_131">

    131

    Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере. Успехи современной биологии, т. 18, вып. 12. 1944.

    id="n_132">

    132

    Калесник С. В. Проблема географической среды. Вестник ЛГУ, 1958, № 12.

    id="n_133">

    133

    Калесник С. В. Некоторые итоги новой дискуссии о «единой географии». Изв. ВГО, № 3, 1965.

    id="n_134">

    134

    Семевский Б. Н. Методологические основы географии. Вестник ЛГУ, 1968, № 24.

    id="n_135">

    135

    Природа и общество. Сборник статей. М., «Наука», 1968.

    id="n_136">

    136

    Семевский Б. Н. Рецензия на сборник «Природа и общество». Изв. ВГО, т. 101 1969.

    id="n_137">

    137

    Токарев С. А. Проблема типов этнических общностей. «Вопросы философии», 1964, № 11.

    id="n_138">

    138

    Агаев А. Г. Народность как социальная общность. «Вопросы философии», 1965, № 11.

    id="n_139">

    139

    Козлов В. И. О понятии этнической общности. «Советская этнография», 1967, № 2.

    id="n_140">

    140

    Чебоксаров Н. Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых. «Советская этнография», 1967, № 4.

    id="n_141">

    141

    Андрианов Б. В. Проблемы формирования народностей и нации в странах Африки. «Вопросы истории», I967, № 9.

    id="n_142">

    142

    Гумилев Л. Н. Этногенез и этносфера. «Природа», 1970, № 1, 2.

    id="n_143">

    143

    Лем С. Модель культуры. «Вопросы философии», 1969, № 8.

    id="n_144">

    144

    Бромлей Ю. В. К вопросу о сущности этноса. «Природа», 1970, № 2.

    id="n_145">

    145

    Холден Дж. Б. С. Факторы эволюции. М. – Л., Медгиз, 1935.

    id="n_146">

    146

    Берг Л.С. Номогенез. Пг., 1922.

    id="n_147">

    147

    Шмальгаузен И.И. Проблемы дарвинизма. М. – Л., «Наука», 1969.

    id="n_148">

    148

    Смирнов В. Д. Кучибей Гомюрджинский и другие османские писатели XVII века о причинах упадка Турции. СПб., 1873.

    id="n_149">

    149

    Артамонов М.М. Опять «герои и толпа». – «Природа», 1971, №2.

    id="n_150">

    150

    Гумилев Л.Н. О соотношении природы и общества согласно данным исторической географии и этнологии. (Ландшафт и этнос: X). – «Вестник ЛГУ», 1970, № 24, вып. 4.

    id="n_151">

    151

    Семевский Б.Н. Взаимодействие системы «человек-природа». – «Природа», 1970, № 8.

    id="n_152">

    152

    Семенов Ю.И. Категория «социальный организм» и ее значение для исторической науки. – «Вопросы истории», 1966, № 8.

    id="n_153">

    153

    Малиновский А.А. Пути теоретической биологии. М., 1969.

    id="n_154">

    154

    Бромлей Ю.В. Этнос и эндогамия. – «Советская этнография», 1969, № 6.

    id="n_155">

    155

    Гумилев Л.Н. Место исторической географии в востоковедных исследованиях. – «Народы Азии и Африки», 1970, № 1.

    id="n_156">

    156

    Иванова Е.В. Роль лингвистических данных при решении проблемы этногенеза (к проблеме этногенеза тайских народов). – «Доклады отделений и комиссий ВГО». Вып. 3. Л., 1967.

    id="n_157">

    157

    Wieger L. Textes historiques. Hien-Hien, 1905-1907.

    id="n_158">

    158

    Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., «Наука», 1967.

    id="n_159">

    159

    Обсуждение статьи Ю.В. Бромлея «Этнос и эндогамия». – «Советская этнография», 1970, № 3.

    id="n_160">

    160

    Артамонов М.И., Плетнева С. А. Еще раз о степной культуре Евразии. – «Народы Азии и Африки», 1970, № 3.

    id="n_161">

    161

    Гумилев Л.Н. Этногенез – природный процесс. – «Природа», 1971, № 2.

    id="n_162">

    162

    Козлов В.М. Что же такое этнос? – «Природа», 1971, №2.

    id="n_163">

    163

    Бромлей Ю.В. Несколько замечаний о социальных и природных факторах этногенеза. – «Природа», 1971, № 2.

    id="n_164">

    164

    Дроздов О.А. Этнос и природная среда. – «Природа», 1970, № 8.

    id="n_165">

    165

    Куренной В.Н. Пассионарность и ландшафт. – «Природа», 1970, № 8.

    id="n_166">

    166

    Алексеев В.П. Человек: биология и социологические проблемы. – «Природа», 1971, № 8.

    id="n_167">

    167

    Кон И.С. К проблеме национального характера. – В кн.: История и психология. М., 1971.

    id="n_168">

    168

    Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1971.

    id="n_169">

    169

    Гумилев Л.Н., Гаепь А.Г. Разновозрастные почвы на степных песках Дона и передвижения народов за исторический период. – «Изв. АН СССР, сер. географ.», 1966, № 1.

    id="n_170">

    170

    Гумилев Л.Н. О странном неприятии географии. – «Известия ВГО», 1971, т. 103, вып. 3.

    id="n_171">

    171

    Калесник С.В. Общие географические закономерности Земли. М., 1970.

    id="n_172">

    172

    Гумилев Л.Н. Этнос – состояние или процесс? (Ландшафт и этнос: XI). – «ВестникЛГУ», 1971, № 12, вып.2.

    id="n_173">

    173

    Берталанфи П. Общая теория систем – критический обзор. – В кн.: Исследования по общей теории систем. М., 1969.

    id="n_174">

    174

    Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Задачи, методы и приложения общей теории систем. – В кн.: Исследования по общей теории систем. М., 1969.

    id="n_175">

    175

    Малиновский А.А. Общие вопросы строения систем и их значение для биологии. – В кн.: Проблемы методологии системного исследования. М., 1970.

    id="n_176">

    176

    Рашевский П. Организмические множества. Очерк общей теории биологических и социальных организмов. – В кн.: Исследования по общей теории систем. М., 1969.

    id="n_177">

    177

    Свиридов М.Н. На переднем крае космической науки. – «Природа», 1966, № 8.

    id="n_178">

    178

    Козлов В.М. Динамика численности народов. М., 1969.

    id="n_179">

    179

    Терентьева П.Н. Определение своей национальной принадлежности подростками в национально-смешанных семьях. – «Советская этнография», 1969, № 3.

    id="n_180">

    180

    Краткая географическая энциклопедия. Т.п. М., 1966.

    id="n_181">

    181

    Гумилев Л.Н. Величие и падение древнего Тибета. – В кн.: Страны и народы Востока. VIII, М., 1969.

    id="n_182">

    182

    Джунусов М.С. Нация как социально-этническая общность людей. – «Вопросы истории», 1966, № 4.

    id="n_183">

    183

    Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей. – «Вопросы философии», 1964, № 11.

    id="n_184">

    184

    Арский И.В. Вопрос о формировании национальностей в Западной Европе. – «Уч. записки ЛГУ, сер. истории.» Вып. 12, Л., 1941.

    id="n_185">

    185

    Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. М., 1970.

    id="n_186">

    186

    Kun las btus pa scrid pa'i mdzog gzhung. Kalimpong, Tibetan. Bon Foundation (без даты на тибетском языке).



    Литература

    id="n_1">

    1

    Артамонов М.И. История хазар. Л.: Изд. Гос. Эрмитажа, 1962.



    4

    Леонтьев O.K. и Федоров П.В. К истории Каспийского моря в позднее- и после-хвалынское время // Изв. АН СССР (серия геогр.) 1953. N 4.



    6

    Берг Л.С. Уровень Каспийского моря за историческое время. Очерки по физической географии. М.-Л.: Изд. АН СССР. 1949.



    9

    Шнитников А.В. Ритм Каспия в постъюрме //ДАН СССР. Т. 94. 1954. N 4.



    10

    Артамонов М.И. Древний Дербент // Сов. археология. 1946. N 8.



    11

    Караулов Н.А. Сведения арабских географов IX-Х вв. о Кавказе // Сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 29. Тифлис, 1911.



    15

    Гумилев Л.Н. Хунну. М.: Востокиздат, 1960.



    16

    Коковцов П.К. Еврейско-хазарская переписка в Х веке. Л.: Изд. АН СССР, 1932.



    17

    Рыбаков Б.А. Русь и Хазария // Сб. статей акад. Б.Д.Грекова. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1952.



    18

    Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.-Л., 1950.



    48

    Страбон. География. Л., 1964.



    96

    Tibetan – Zang Zung Dictionary. Delhi, Tibetan Bon Foundation (без даты на тибетском языке).



    97

    Гумилев Л.Г. Страна Шамбала в легенде и истории. – «Азия и Африка сегодня» 1968, N5.



    98

    'Dus pa rin po che'i rgyud gzer mig. Delhi, Tibetan. Bon Foundation, 1965 (на тибетском языке).



    99

    Ibid, p. 1127-1138, 1167.



    100

    Геродот. История в девяти книгах. М., 1888, т. IV.



    101

    Арриан. Походы Александра. М.-Л., 1962.



    102

    Бартольд В.В. Историко-географический обзор Ирана. СПб. 1903.



    103

    Моммзен Т. История Рима. Т. IV. М., 1949.



    104

    Матвеев К.Н., Мар-Юханна И.М. Ассирийский вопрос во время первой мировой войны. М., 1968.



    105

    Тревер К.В., Якубовский А.Ю. История народов Узбекистана. Ташкент, 1950.



    106

    Свет Я.М. После Марко Поло. М., 1968.



    107

    Книга Марко Поло. М., 1956.



    108

    Grandider A. Histoire de la Geography de Madagaskar. Paris, 1892.



    109

    Church R.J. Harrison, Clarke John J., Clarke P.I.H., Henderson H.J.R. Africa and the Islands. London. 1965.



    110

    Мурзаев Э.М. Путешествия без приключений и фантастики. М., 1962.



    111

    Ефименко П.С. Чудь Заволоцкая. Архангельск, 1869.



    112

    Snellgrove D.L. The nine ways of Bon. London. Oxford Univ. Press. 1967.



    113

    Waddel L.A. The Buddhism of Tibet or Lamaism. Cambpidge 1959.



    114

    Белявский В.А. По поводу извечного антагонизма между земледельческим и кочевым населением Восточной Европы. – В сб.: Славяно-русская этнография. Л., 1973.



    115

    Гумилев Л.Г. Гетерохронность увлажнения Евразии в древности. (Ландшафт и этнос IV). «Вестник ЛГУ», 1966.



    186

    Kun las btus pa scrid pa'i mdzog gzhung. Kalimpong, Tibetan. Bon Foundation (без даты на тибетском языке).









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх