|
||||
|
Великий полководец Петр, Император Всероссийский«Петр от природы был блестяще одарен. С малых лет он проявлял не знающую границ страсть к военному делу. Полный энергии, с большим оригинальным и широким умом, с неодолимой волей, он прекрасно изучил все отрасли воинского искусства практически и теоретически, до самых мельчайших деталей, был искусным кораблестроителем и флотоводцем, инженером, «исправным, осторожным, благоискусным и бесстрашным огнестрельным мастером и художником». Полководческая деятельность Петра I неотделима от его реформаторской деятельности по переустройству русской армии, от его военно-организаторской деятельности. Петр с самого начала своей военной деятельности проявил все свойства решительного, полного наступательной инициативы полководца; так было в азовских походах, в самом начале Северной войны, но поражение под Нарвой нанесло сильный удар и армии и полководцу. Он круто перешел от решительности к осторожности, которая так гармонировала с обстановкой первых лет Северной войны. Подготовив почву, Петр поспешно переходит к решительным действиям. К решающему моменту войны в 1709 году у Петра выработалось гармоническое сочетание «осторожности» и «решительности», необходимое для перелома в ходе борьбы против шведов. Удивительное развитие творческих военных способностей, быстрое ориентирование в самой сложной обстановке, умение принимать решения сообразно с этой обстановкой, вера в себя, неизменное хладнокровие, умение не теряться при всяких неожиданностях, настойчивое стремление к достижению поставленной цели, несмотря на постоянные препятствия – все эти черты полководца полностью присущи Петру. Стратегические расчеты Петра поражают своим размахом и проницательностью. Кроме ореола «непобедимости», враг страшен загадочностью своих «маршей– маневров»: обстановка меняется ежедневно. Необходимы большое чутье и большой опыт, чтобы изучить и достаточно оценить воинские дарования противника, его стратегические расчеты, противостоять им при помощи новорожденной, плохо маневрирующей армии «московских мужиков». Искусно пользоваться глубиной театра военных действий, втягивать врага в необъятные территории, беспощадно истреблять его «оголаживанием» и «малой войной», воздерживаться от «генеральной баталии», как «зело опасного средства» и одновременно подводить неприятеля, незаметно для него, к решающему бою, лишить его союзников и заманить в ловушку так, чтобы он принял решительный бой в условиях, благоприятных для русской армии, – таков основной результат искусных стратегических расчетов Петра в компании 1707–1709 годов. Операциями 1710 года Петр разрешает существенную стратегическую задачу– прикрыть прорубленное в Европу «окно» с левого и правого флангов, с одной стороны, окончательной оккупацией Лифляндии и Эстляндии, с другой – захватом линии Выборг – Кексгольм. Тактически Петр вступает в бой после тщательной подготовки и действует планомерно, систематически, решительно. Боевой порядок той эпохи на Западе носил исключительно линейный характер, но Петр не был педантом, никогда не придерживался шаблона и при построении войск всегда исходил из конкретной «деловой» обстановки. К старшим начальником Петр предъявляет во время боя основное требование: самим лично разбираться в обстановке, действовать самостоятельно, проявлять инициативу в тактических действиях. Петр требует от начальников занимать в бою такое место, чтобы иметь возможность лучше управлять войсками, но «когда необходимая нужда того требует», каждый начальник должен служить примером доблести для войск, увлекая войска за собой. Петру принадлежит гениальная идея подготовки поля сражения при помощи инженерных средств, идея «диктовать» неприятелю наперед способ ведения боя в соответствии со своими собственными интересами. При ведении боя наряду и одновременно с фронтальной атакой, широко применялась система фланговых охватов противника. Какой прогресс: от неподвижного стояния в окопах, от исключительно пассивной обороны при первой Нарве – до маневров во время Полтавы и особенно финляндских боев, где искусство маневрирования русских отрядов достигло высокой степени совершенства. Искусно Петр пользовался и «корволантами» – легкими летучими отрядами для действия в тылу противника на его коммуникациях, для быстрых решительных действий против изолированных отрядов неприятеля. «Эксплуатация победы», не совсем решительная после первых наступательных операций против шведов, у Полтавы приобретает законченную форму: решительное преследование с целью окончательного разгрома армии противника. Своими воинскими уставами и инструкциями Петр стремился воспитывать бойцов, а не дрессировать их: в основу «регулярного строя» положена строжайшая дисциплина, но основанная исключительно на законе, а не на личном усмотрении начальника. Дисциплина поддерживалась не одной только «дубинкой», угрозой жестоких наказаний, но и развитием в бойцах чувства воинской чести, товарищества, взаимной поддержки. Петр хорошо знал психологию своих бойцов и умел подымать настроение масс; часто показывал примеры личной доблести. Все воины были уверены, что в необходимую минуту он лично станет впереди войска и поведет его на врага, как было, например, при Полтаве, когда, «не щадя живота», он лично восстановил нарушенный шведами боевой порядок. Личная доблесть Петра воспитывала, укрепляла, доводила до высокой степени совершенства и доблесть воинов русской армии. Воинская деятельность Петра I протекала в очень сложных и трудных для России обстоятельствах: сильный и коварный враг, окруженный ореолом непобедимости, вторгся в пределы России с сильнейшей в Европе армией, двинулся на Москву, чтобы сокрушить «варварское царство московских мужиков». Военный гений Петра сумел организовать новую мощную армию, разгадал замыслы «шведского паладина», сокрушил до основания его непобедимую дотоле армию, перешел от обороны к наступлению и, путем непрерывных действий, добил своего когда-то грозного врага. Петр, создавая регулярную армию по западно-европейским образцам, не занимался подражанием. Самобытный военный гений великого полководца, самостоятельный продолжительный боевой опыт создали не полки иноземного строя, а национальную регулярную армию, где целиком сохранились прекрасные боевые качества русского народа: исключительные выносливость, несокрушимая стойкость, напористость в борьбе. Принципы, положенные Петром в основу организации русских вооруженных сил, составили прочный фундамент для дальнейшего усовершенствования русской армии. В следующих поколениях соблюдение военных заветов Петра приводило к успехам и победам, а уклонение– к неудачам и боевым невзгодам.» В.А.Панов, российский историк середины XX века. «Северная война, прославившая русское оружие, выдвинула русскую армию в ряд первоклассных европейских армий. Петр I заложил основы русского военного искуссва, определившие дальнейшее его развитие при Румянцеве, Суворове и Кутузове. Северная война дала для истории военного искусства более, чем война за испанское наследство. Задачей военного искусства Петр I считал умение нанести противнику решительное поражение «с легким трудом и малой кровью». Сила полководческого искусства Петра I заключалась в том, что он умело использовал все формы ведения войны и гибкие принципы стратегического руководства. Основы стратегических и тактических приемов ведения войны, заложенные при Петре, опередили почти на столетие европейские армии и являлись тем фундаментом, на котором создавалось военное могущество России. Отличительной особенностью стратегии Петра являлось то, что он ставил перед своими войсками реальные задачи, учитывающие соотношение сил сторон. При этом он стремился использовать свою армию на театре войны так, чтобы изменить общую обстановку в свою пользу и тем самым подготовить генеральное сражение, которому Петр придавал решающее значение для исхода всей войны. Сообразуя свои действия с реальной обстановкой, учитывая соотношение сил, Петр I считал главной задачей разгром армии противника. От Петра ведет свое начало русская наступательная стратегия и тактика. Именно от Петра, а не от Фридриха II идет к Наполеону новейшая стратегия. Организационные принципы петровской армии, методы ее обучения и воспитания, стратегические и тактические приемы ведения войны были объявлены в знаменитом «Уставе Воинском» (1716), «Дополнительных артикулах» (1722), «Учреждении к бою», в «Морском регламенте» (1720). Петр I большое внимание обращал на взаимодействие в бою всех частей, сведенных в крупное соединение. «Устав воинский» гласит: «армия, либо великая, либо малая, от 10000 до 100000 человек, но Юлиус Цезарь в одном корпусе никогда свыше 50000 человек не употреблял. Притом в таком порядке и прилежном обучении были, что ими мог надежно великие дела творити, о чем из истории в разных книгах видеть можно. Нужно сочинять армию свою, смотря неприятельской силы и оного намерения, дабы его во всех делах упреждать и всячески искать неприятеля опровергнуть.» В организации конницы и ее боевом применении Петр опередил Европу на столетие. Он создал стратегическую конницу, которая самостоятельно выполняла оперативные задачи. Конница была драгунского типа, она могла действовать на конях и в пешем строю. Она имела свою артиллерию и действовала огнем и холодным оружием. Новатором Петр I был и в области артиллерии. Он разделил артиллерию по ее специальному назначению на осадную, полевую и полковую. Если в Западной Европе считали, что применение линейной тактики требовало специальных «плацей» и «полей» сражения, то Петр нарушил этот принцип и первый оценил выгоды боя на пересеченной местности. Являясь противником шаблона в военном деле, Петр указывал, что расположение войск в бою «зависит от осторожности, искусства и храбрости генерала, которому положение земли, силу неприятеля и обыкновение оного знать и потому свое дело управлять надлежит.» Огромно значение в истории военного искусства имели новаторства Петра в области полевой фортификации. В XVIII веке европейские армии, а частично и русская армия, комплектовались посредством вербовки наемников. Петр покончил с такой системой и ввел военную обязанность всего населения, кроме духовенства. Принятая Петром система комплектования обеспечила органическую связь армии со своим народом и государством. Поэтому русская армия обладала более высокими моральными качествами, чем европейские армии, воспитание солдата и его обучение, построенные на новых принципах, заложенных Петром I, создавали условие для выработки у него стойкости и воли к победе. Высоко поднимая звание солдата, Петр I говорил: «Солдат есть имя общее, знаменитое, солдатом называется первейший генерал и последний рядовой.» Основным принципом в стратегии Петр I считал «искать неприятеля на его земле», считая обязательным разобщение сил противника и разгром его по частям. Петр говорил: «В уставах порядки писаны, а время и случаев нет, а посему не следует держаться устава яко слепой стены.» Военное искусство Петра в своей основе являлось оригинальным и самостоятельным, было глубоко национальным, русским. Петр создал замечательную школу русского военного искусства, из которой вышли многие талантливые полководцы – его ученики и сподвижники. Основные принципы петровского военного искусства были восприняты и развиты великими русскими полководцами XVIII и начала XIX века– П.А.Румянцевым, А.В. Суворовым и М.И. Кутузовым. Петр I был в числе учителей Наполеона. Готовясь к походу против России, Наполеон тщательно изучал историю Северной войны и причины поражения в этой войне Карла XII. Петр I хорошо знал исторически сложившиеся черты русского народа: любовь к родине, выносливость, стойкость, твердый характер, сметку, терпение и храбрость. Без этих качеств невозможно было преодолеть трудности, вызванные войной. На эти качества русский людей и рассчитывал Петр. Она стали традицией нашего народа.» Б. Тельпуховский, военный историк середины XX века. «Превеликая виктория!» Эта виктория была одним из величайших всемирно-исторических событий. Могущество Швеции, созданное искусственно, посредством завоеваний, было сокрушено. Исчезла завеса, скрывавшая Россию от остальной Европы, и перед изумленными народами Запада явилось новое обширное и могущественное государство, умевшее победить вождя и войско, считавшееся до сих пор непобедимым. При громе Полтавской битвы родился для Европы, для общей европейской жизни новый великий народ: при громе этой битвы родилось целое новое племя, племя славянское, нашедшее для себя достойного представителя, при помощи которого могло подняться для сильной и славной исторической жизни. Чем славнее, многозначительнее победа, тем выше поднимается победитель. Но Петр поднимается ли высоко для нас как полтавский победитель? Нет, в глазах историка он стоит так высоко, что титул победителя, даже полтавского, является чем-то односторонним. Мы видим великого человека, народного героя, сознательно удовлетворяющего известной народной потребности. Раз начертал он свой преобразовательный план и выполняет его неуклонно; война, военный успех входят в этот план только как средство. Мы видели это необыкновенное спокойствие и ясность взгляда при оценке каждого военного действия; эти спокойствие и ясность не покидают Петра и при оценке Полтавской победы. Война начата как, как тяжелая необходимость для произведения экономического переворота в народной жизни, для приобретения моря. После долгих, тяжких трудов и опасностей одержана блестящая, решительная победа, сокрушившая все силы врага, изумившая Европу. Как же победитель смотрит на значение победы? Она, по его взгляду, кладет камень в основание приморского городка, дает средство закрепить для России берез западного моря. Война, победа исчезают в своем самостоятельном значении, исчезает полководец, победитель, но тем выше поднимается великий человек, вождь своего народа в великом движении, охватывающем весь организм народной жизни. Да не оставит нас дух Петра Великого! Результаты деятельности великих людей, богатство силы и славы утрачивается, когда в народе перестает жить дух этих великих людей. То нетленное наследство, которое оставил он нам, есть: пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение; пример преодоления искушений сделать что-нибудь скорее и успешнее с чужой помощью, без труда приготовления к делу своих; пример искусства словом и делом, книгами, законами и учреждения, духом этих учреждений воспитывать народ свой, поднимать его на ноги; пример заимствования чужого в благо и в плод своему; пример верного взгляда, верного чувства, по которому Петр указал нам естественных союзников в народах соплеменных; пример страсти к знанию и преданности вере, что обещает народам долголетие, как написано на скрижалях истории. Будем исполнять завещание Петра: «И впредь надлежит трудиться и все заранее изготовлять, понеже пропущение времени смерти невозвратной подобно.» С.М. Соловьев, великий российский историк Народная песня Было дело под Полтавой, Сергей Шумов, Александр Андреев, Полтава– Яковцы – Москва, февраль, 2009 год. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|