• Маски красоты
  • Грандиозные прически
  • 7:30. Секреты красоты двухтысячелетней давности

    Из "пыточной" комнаты хозяина доносятся приглушенные крики. Каждый из них соствествует вырванному волоску. Один из возгласов такой жалостный, что лица двух рабов на мгновение озаряются улыбкой. Чтобы никто не заметил, они наклоняются еще ниже и принимаются еще усерднее тереть пол, подобно двум унгам, драящим палубу корабля швабрами. В действительность они натирают велеколепную мозаику кусками пензы — лучший способ содержать эти каменные стены в чистоте и блеске.

    Утренние хлопоты в разгаре. В одну из комнат то и дело забегают рабыни: там живет супруга хозяина, "домина". Одна из рабынь отодвигает занавесь, и нашему взору открывается весьма необычная сцена: три служанки гримируют госпожу.

    Та сидит в плетеном кресле с высокой спинкой. Идет сложная процедура — рабыня "удлиняет" угольной палочкой брови госпожи. Затем она растушует их щепоткой пепла. Работа эта требует большой осторожности. Другая рабыня держит зеркало, чтобы хозяйка могла шаг за шагом следить за этапами макияжа. Здесь царит напряжение, как во время операции.

    Оглядимся. С одной стороны, на столике с ножками в виде львиных лап, стоит открытая шкатулка с косметическими средствами. Это изящный деревянный ларчик, инкрустированный резными пластинами из слоновой кости. Внутри угадываются кремы, духи и мази в маленьких стеклянных, терракотовых и алебастровых "амфорах". Можно разглядеть два костяных гребня тончайшей работы, резные шпильки для волос из слоновой кости, пинцеты и серебряные лопаточки для нанесения кремов и масок красоты. Вокруг ларчика расставлены маленькие открытые баночки с другими средствами.

    В общем, и действия, и инструменты для макияжа очень похожи на те, которые используются сегодня: подчеркиваются ресницы, на веки наносятся тени и так далее. А вот ингредиенты не совсем такие же. Например, для подкрашивания глаз, что делается с особой тщательностью. Уже существует сурьма, но для подведения глаз используют и чернила каракатицы, и жженые финиковые косточки. А нашей хозяйке глаза красят совсем уж необычным средством. На столике вместо блюдца лежит створка раковины, в ней еще осталось немного темной пасты. Ее главный ингредиент — толченые жженые муравьи!

    Идет подготовка к завершающему моменту макияжа: нужно подкрасить губы. По словам Овидия, в распоряжении римских матрон большое разнообразие тонов, но, как и в наше время, излюбленный цвет — ярко-красный. Его получают из кармина или киновари (к сожалению, ядовитых).

    Госпожа, поджав губы, смотрится в зеркало. Взгляд глубок, кожа сияет. Работа выполнена на славу: взгляд одобрения в сторону рабыни, и та смущенно опускает голову.

    На самом деле мы застали только финал утреннего туалета. Если бы мы вошли на несколько минут раньше, то могли бы присутствовать при подготовке особой основы под макияж.

    Цель проста, но вместе с тем сложна: омолодить лицо госпожи, которой скоро стукнет сорок (весьма почтенный для того времени возраст). Как быть? Рабыня готовит легкий крем на основе меда, добавляя несколько жирных веществ и немного белил. Белила — это белый пигмент, придающий лицу сияние. Чтобы лицо зарозовело и приобрело девический румянец, добавляются красные пигменты. Затем, аккуратно размазав крем по лицу, рабыня посыпает щеки гематитовым порошком, и кожа начинает "светиться".

    Утренний туалет богатой римлянки — штука сложная и напоминает порой приготовление сложного блюда по рецепту из кулинарной книги.

    И другие части тела тоже иногда покрывают краской: ступни и ладони — красной, а соски — золотым порошком. Те, кто может себе это позволить, разумеется…

    А вот что на самом деле удивляет, так это использование накладных родинок-мушек. Уже в римскую эпоху женщины прикрепляли на лицо фальшивые родинки, следуя особому коду: меняя их расположение (уголок рта, щека и так далее), дамы могли посылать тайные сигналы…

    Маски красоты

    Стоит сделать небольшое отступление и рассказать о масках красоты и кремах для кожи. В Риме они весьма популярны, их рекомендуют использовать многие авторы, от Овидия до Галена и Плиния Старшего. Существует много разновидностей таких средств. Поражает то, из чего они готовятся, и приписываемые им свойства, особенно для тех, у кого проблемы с кожей. Например, коровья плацента рекомендуется для лечения язв на лице; бычья желчь — от пигментных пятен на лице (а чечевица — от пятен на теле); сливочное масло — от фурункулов; луковицы нарцисса — в качестве смягчающего и отбеливающего средства; сода (бикарбонат натрия) для заживления ранок; корни дыни и кумина[6] для отбеливания кожи; а при дерматитах советуют применять вытяжку из телячьих гениталий…

    Грандиозные прически

    Доверенная рабыня госпожи хлопает в ладоши. "Гримерша" выходит из комнаты, уступая место двум другим девушкам, которые займутся волосами хозяйки. Одна из них достает из шкафчика три парика и ставит на столик. Они трех разных цветов: белокурый, рыжий и черный.

    Нас не должно удивлять наличие париков в римскую эпоху. Они пользуются значительной популярностью и делаются из натуральных волос: белокурые и рыжие привозятся из Германии, черные — из восточных стран, даже из Индии. Парики считают предметами роскоши, и при их ввозе уплачиваются высокие пошлины.

    Госпожа выбрала рыжий парик: сегодня вечером она наденет его на пир. В последующие часы рабыня приведет его в порядок и подготовит к вечернему туалету. Непростая задача, ведь парик большой, надо завить и уложить столько локонов.


    В описываемую нами эпоху, при Траяне, прически достигают грандиозных размеров. Некоторые из низ, высокие и островерхие, напоминают папскую тиару (слева). прически у матрон очень сложные: узел на затылке из свернутых в кольцо косичек и "гребень", возвышающийся надо лбом, делаются с помощью накладок из натуральных "импортных" волос. Тон моде задают императорские жены (справа).

    В течение дня хозяйка будет обходиться без парика, демонстрируя собственные волосы, заботливо расчесанные и уложенные в прическу. Для этого она вызвала вторую служанку, которая принесла с собой целый арсенал расчесок из слоновой кости, шпилек, ленточек и гребешков. Ей придется потрудиться: волосы хозяйки, которые от природы только слегка волнистые, придется завить. Для этого служанка воспользуется способом, дошедшим до наших дней. Еще один раб принес небольшую жаровню с горящими углями, чтобы подогревать щипцы (calamistra), с помощью которых она будет завивать пряди волос.

    Надо сказать, что прически римских дам, усложняясь с течением времени, при Траяне становятся прямо-таки вычурными.

    Это как в нашей моде. Время от времени прически претерпевают радикальные изменения. Новую моду укладывать волосы определенным образом часто задает "первая леди", то есть супруга императора, или женщины из его семьи. Все представительницы слабого пола в империи, глядя на скульптурные портреты этих "представительниц власти" в общественных местах или профили на монетах, стремятся подражать им. В общем, законодательницами мод в Древнем Риме были дамы из императорского семейства.

    Со сменой правящих династий сменяют друг друга и все более хитроумные прически. Октавия, сестра Августа, например, ввела в моду прическу, названную ее именем: волнистые пряди на висках, маленький чубчик надо лбом, от которого начиналась коса, шедшая посередине головы на манер "гребешка", завершаясь на затылке узлом из свернутых спиралью кос.

    Если эта прическа кажется вам слишком сложной, — сравните, какие нововведения в прическах произошли при Нероне и особенно во время правления императоров из рода Флавиев (Веспасиана, Тита и Домициана).

    Появился обычай обрамлять лицо локонами, и чем дальше, тем больше. Настоящих волос для этого уже не хватало, и тогда стали использовать накладки, уложенные в несколько рядов, подобно рядам кресел в кинотеатре. Эти накладки взбивались, придавая прическе вид настоящего фонтана из кудряшек. Такие прически, несколько вульгарные, были похожи на те, что носили дамы эпохи Возрождения или барокко. На затылке красовался неизменный узел из уложенных спиралью кос. Легко представить себе, сколь кропотливым был труд рабынь, отвечавших за причесывание госпожи (их называли ornatrices), чтобы столь прихотливо уложить волосы. Почти как старания повара над свадебным тортом…

    Есть предположение, что столь монументальные прически часто носили низкорослые женщины, чтобы быть заметнее. А в Древнем Риме, как мы увидим, женщины не отличались высоким ростом…

    В эпоху, которую мы описываем, прически богатых римских матрон достигают апогея своего развития и приобретают невероятные формы и размеры: на голове сооружается вертикальный веер из волос, который идет от одного уха до другого и заканчивается элегантными кудряшками, подобными серьгам. У некоторых женщин прически похожи на спинку стула, водруженную на голову, у других размерами и высотой напоминали папский головной убор, тиару. Законодательницей этой новой моды выступила супруга Траяна, Плотина. Поэтому такую прическу называли ее именем.

    Остановимся на этом. Но заметим все же, что это был лишь один из этапов развития римских причесок: в последующие эпохи будут изобретаться все новые знаменитые прически: "в форме дыни", "в форме черепахи", "в форме шлема" и так далее.

    И последнее наблюдение. Римские женщины любили конечно же красить волосы: специальные составы позволяли стать блондинкой или шатенкой. Чтобы получить иссиня-черный цвет, надо было смешать овечий жир с сурьмой. Были даже такие, кто красил волосы в голубой или оранжевый цвет, как правило проститутки и женщины легкого поведения… Всем ясно, что при частом окрашивании волосы портятся. В том числе и поэтому широко использовались цветные парики, позволявшие в любое время по желанию менять форму прически и цвет волос.


    Примечания:



    6

    Известен также как зира.(Прим. ред.)









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх