|
||||
|
Аврам и его договор с Богом [1]От родных многоводных Халдейских равнин,(Владимир Соловьев) В халдейском городе Уре жил потомок Ноя и Евера Тэрах с сыновьями Аврамом, Нахором и Харраном [2]. Но не дал Бог Харрану долголетия. Умер он раньше отца, оставив сына Лота и двух дочерей, одну из которых, Милку, взял в жены Нахор. Не остался Тэрах в Уре, но покинул его вместе с сыном своим Аврамом, женой его Сарой и внуком своим Лотом. Направились они в страну Ханаан (Канаан), но, не дойдя до этой земли, поселились в городе Харране. Там и умер Тэрах в возрасте двухсот пяти лет. Авраму же (тогда ему было семьдесят пять лет) явился Бог и сказал: — Удались с земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую я тебе укажу. И произведу я от тебя великий народ, и возвеличу имя твое, и будешь ты благословен. И я благословлю всех, кто благословляет тебя, а того, кто проклинает тебя, прокляну. И будут благословенны в тебе все народы земли. Выполнил Аврам то, что наказал ему Бог. Взял он с собой Сару, жену свою, и племянника своего Лота, и все имущество, которое они нажили, а также рабов и рабынь, которых приобрели в Харране. Тронулись они в путь и достигли страны Ханаан. И прошел Аврам страну эту до места Шихэма, к дереву теребинт, носившему название теребинт Морэ [3]. Жили тогда в этой стране хананеи. И вновь явился к Авраму Бог и сказал: — Вот эту страну я и отдам твоему потомству. И воздвиг Аврам жертвенник Богу в том месте, где он явился ему. А оттуда направился Аврам к горе, что к востоку от Бетэла [4], и разбил свой шатер так, что Бетэл был от него к западу, а Ай [5] — к востоку. Здесь он соорудил ещё один жертвенник Богу, явившемуся к нему, и затем двинулся на юг. Ведь голод был тогда в стране, и решил Аврам спуститься к Египту, чтобы поселиться там. Когда подошли они к Египту, Аврам сказал Саре, жене своей: — Вот, я знаю, что ты — женщина приятной наружности и, когда египтяне увидят тебя, они скажут: "Это его жена" — и убьют меня, а тебя оставят в живых. Скажи же, что ты — моя сестра, чтобы не было мне от тебя беды и чтобы я остался жив. И действительно, когда Аврам вступил в Египет, увидали придворные фараона, что женщина очень хороша собой, и рассказали об этом фараону. И взята была Сара в дом фараона. И была от этого Авраму оказана милость. Приобрел он мелкий и крупный скот, и рабов и рабынь, и ослов и верблюдов [6]. И поразил Бог фараона и дом его тяжкими карами из-за Сары, жены Аврама. И призвал фараон Аврама и сказал ему: — Что же ты натворил! Зачем ты не сказал мне, что она твоя жена? И я едва было не взял её в жены. Забирай её себе и уходи. И фараон послал людей, чтобы они вывели Аврама и всех, кто был с ним, на дорогу. 1. Этим рассказом библейская картина сотворения мира, человечества и его расселения по земле сменяется древнейшей историей того региона, который обещан Симу и его потомкам. Понимание авторами Пятикнижия этнической и культурной общности населения центральных территорий Переднего Востока нашло отражение в биографии выходца из Ура (древнейшего культурного центра Двуречья) Аврама-Авраама, ставшего по воле Бога кочевником и прародителем оседлых и кочевых народов Палестины и простирающихся к востоку от неё степей и пустынь. Переселение Авраама обычно связывают с древнейшим арамейским переселением семитских народностей, которое предшествовало переселению Израиля. Рассказ вписывается в эпоху, когда в Вавилоне правил царь Хаммурапи, названный в 14-й главе Бытия Амрафелом. Таким образом, это первая половина XVIII в. до н. э. Выбор Харрана как нового места обитания Авраама мог быть связан с тем, что в обоих городах главным считалось лунное божество. Упоминаемое в легенде посещение Авраамом Египта должно быть отнесено ко времени, предшествующему завоеванию этой страны "царями пастухов" гиксосами: в XVIII в. кочевники, посещавшие Египет подобно Аврааму, могли быть разведчиками, облегчившими последующее гиксосское вторжение. Авраам рисуется человеком простым и суровым, строго блюдущим интересы своих домочадцев и собственную выгоду. Суковатый посох в его руке воспринимается как символ власти, поскольку в период окончательного оформления рассказа он уже успел превратиться в царский скипетр. В основе рассказов об Авраме-Аврааме и других патриархах лежат племенные легенды, записанные, скорее всего, в середине Х в. до н. э., при царе Соломоне. Наряду с этим использовались и предания первоначального населения страны Ханаан, объясняющие природные катастрофы и происхождение названий отдельных культовых мест. 2. Имя Аврам (Абрам) известно египетским текстам середины II тыс. до н. э. в форме Абирам. В ту же эпоху существовала крепость Абирама. Имя Нахор соответствует городу Нахору, упомянутому в документах государства Мари VIII в. до н. э., в каппадокийских табличках того же столетия и в ассирийских надписях XIV в. до н. э. Имя Харран соответствует городу Харрану, известному и из документов Мари. Тэрах (Фарра) — одно из географических названий в Северной Сирии. Скорее всего, оно и дало имя отцу Авраама. Появление в Библии имен, совпадающих с названиями местностей, засвидетельствованных в столь раннее время, — показатель древности рассказов о патриархах. 3. Теребинт — дерево Палестины, достигающее высоты до 15 м и возраста в несколько сотен и даже тысяч лет. Упомянутый теребинт Морэ — видимо, одно из деревьев, почитавшихся первоначальными обитателями страны Ханаан. Высказывалось мнение, что слово «морэ» ("учение") может служить указанием на то, что в этом месте существовал оракул. В греческом и вслед за ним латинском переводе Библии переводчик, не поняв значение слова «теребинт», воспринял его как греческое «аулон» — «лощина», "ущелье". 4. Бeтэл (дословно "дом Эла") — ныне арабская деревушка Бейтин к северу от Иерусалима. Раскопки У. Олбрайта (сезоны 1927, 1954, 1957 и 1960 гг.) выявили поселение, существовавшее с IV тыс. до н. э., с храмом конца III тыс. до н. э., в котором вскрыты следы жертвоприношений и цилиндры с изображениями ханаанских божеств Астарты и Баала. 5. Ай (евр. Хай) — город на восточном склоне Вениаминовых гор, ныне Эт-Телль в 12 км к северу от Иерусалима. Как показали раскопки 1933 — 1940 гг., город был разрушен ещё в конце бронзового века. 6. Большая часть ученых считает упоминание верблюдов в качестве собственности Авраама анахронизмом, полагая, что в распоряжении кочевников в те времена вьючными животными были лишь ослы. Массовое использование верблюдов во второй половине II тысячелетия до н. э. было настоящей революцией в жизни кочевников, ибо с помощью этих "кораблей пустыни" можно было передвигаться на далекие расстояния, в то время как обладание одними ослами привязывало к местностям, имевшим водные ресурсы. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|