|
||||
|
Глава VО ТОМ, ЧТО УЧИНИЛО ПЛЕМЯ ХОНОВ ВО ВСЕЙ СТРАНЕ АГВАНСКОЙ Известно, что когда приходит в ветхость дом или вообще какое-либо здание большое или малое, оно близится к разрушению. Сначала, поколебавшись, рушатся фундамент и стены, потом падает потолок, а затем разваливается вся крыша и дом окончательно разрушается. То же случилось и с царством персидским. С этой стороны Кавказских гор, в местах, которые называются Ках [121], Дчар [122], Тала [123]и во многих других селениях поднялись народы, именуемые лезгинами, а во главе их стал Али-Султан [124], до этого по приказу шаха управлявший страной. Все они объединились, объявили себя самостоятельными, отвратились от царя и восстали против него в 1161 г. (1712) [125]. До этого они опустошили и пленили области: Инисели [126], Шекинскую [127], Пасынджуг, Мумпарак [128]и много других селений. Теперь же они, прибыв в село Кяндаг [129]увели из него поголовно всех [жителей]. Своими ежегодными набегами они опустошали области на том и на этом берегу реки Куры: области Шекинскую, Капала [130], Дасана [131]до окрестностей города Шемахи, а на этой стороне, - области Казаха, т. е. Агстева [132]и страну Амир-Шамшадила [133], т. е. Закамы [134], а также долины четырех рек Ганджапасана [135], т. е. Шамхор, Ганджапасан, т. е. долину Восканапата [136], Кюрокпасана [137]и много сел в районе Партава [138]. Они вырезали население сел, лежащих на равнинах, других ограбили и пленили и все превратили в пустыню. Уцелевшие жители других селений спаслись бегством и укрылись в горах Арцаха [139]. Спасшись в его укреплениях, они здесь начали заботиться о своей жизни. Тот же Али-Султан в 1170 г. (1721), собрав из того же лезгинского племени многочисленное войско не менее 8000 человек, пришел к гор. Гяндже и вступил с войском на находящуюся около селения, именуемого Сутокулан [140], площадь (худжан), куда его пропустили горожане. Когда же лезгинское войско вступило на улицы города, тогда поднявшиеся горожане преградили ему дорогу с той и другой стороны [прохода} и перебили до тысячи двадцати одного человека, или около этого. Они же (лезгины) ничего не могли им причинить, и, двинувшись обратно, ушли со стыдом к своим местам. Все происшествия, которые мы здесь описали, происходили в течение 8-9 лет, начиная с 1160 г. (1711). Сколько ни приказывал шах [141]находящимся в Шемахе и Гяндже и их районах персидским войскам выступить против них (лезгин), однако находившиеся в этих городах ханы, как ни старались, никак не смогли противостоять им, и сами терпели поражения. Так, например, Хасан-Али, хан шемахинский с пятнадцатитысячным войском дошел до их границ, но они (лезгины), напав внезапно рано утром, перебили большую часть его войска, сам хан был убит [142], а остальные бежали обратно. Выступил против них также Огурлу-хан гянджинский [143], но, потерпев у Шамхора поражение, обратился в бегство, и укрылся в Гяндже. Некоторое время оказывал им сопротивление некий Кичик-хан, правитель шекинский, но также был убит. После этого обнаглевшее племя лезгинское стало более дерзким и подняло свою руку на Кахетию и на народ иберов. Произошло несколько ожесточенных сражений, с обеих сторон было пролито немало крови. Три раза обращался в бегство Имам Кули-хан Кахетинский [144], а его имущество и утварь были разграблены. Итак, год за годом продвигаясь вперед, они (лезгины) разорили всю его (Имам Кули-хана) страну и даже царские резиденции его отца, а затем, минуя епископский дом, они поднялись на укрепления Тушинских гор [145]. Но этой их наглости есть и другая причина, о которой я сейчас напишу. В стране Ширванской, в области Кабала, в селении Курдгашен, в местности Карасу властвовал один магометанский род меликов. Среди них был мелик по имени Мелик Махмуд, муж даровитый и счастливый, но алчный более чем Иуда и жаднее, чем пиявка [146]. Он по махгайю [147]приобрел от шемахинского хана всю Кабалинскую область. Эта область была плодородна и многолюдна. В ней обитали как армянский народ, в большом числе, превышающем даже местное население, пришедший сюда из страны Карабахской, так и коренное население. Над всеми властвовал тот мелик, собравший с них и накопивший много сокровищ, содержащих в большом количестве золото и серебро. Поэтому угнетенное население жаловалось на него, в том числе и армянское население Погеры [148], которое собралось ко двору хана, а потом обратилось уже и к царю. Там находился и некий священник по имени Барсег, происходивший из Карабаха, из области Хаченсквй, из рода меликов. Когда народ переселился [сюда], он также со своей семьей ушел с ним. Они (переселенцы) восстановили селение Согутлу [149]и жили там так, что лучше его не было других сел в области. Выбрав его (священника), население отправило его к царскому двору в Аспахан [150], чтобы он, как происходящий из рода меликов, был утвержден меликом над армянским народом, находящимся там (в сел. Согутлу). Он (священник) отправился добровольно, получил царский приказ и вернулся. Но враг его [Мелик Махмуд] был силен, и священник не мог противостоять ему, так как тот взятками ослепил шемахинского владетеля, поэтому ходатайства иерея остались без результата. Но спустя некоторое время шемахинские знатные люди, питавшие ненависть к хану, восстали против него и отправившись к царю и добились смещения его. Они пожаловались и на Мелика [Махмуда], обвинив его в том, что он собрал много сокровищ и думает восстать против него (царя). И повелел царь описать все его живое и движимое имущество, в чем бы оно ни выражалось, отобрать его в казну, а его (мелика) с семьей заточить в тюрьму, что и было немедленно выполнено. Прибыли царские палачи, составили список и завг [151], описали дом и все имущество мелика, а его самого вместе с его братом по имени Ахмат в оковах доставили в Шемаху и продержали несколько месяцев в тюрьме, откуда они впоследствии были освобождены и им была возвращена власть. Говорят, что имущество их, которое было отобрано в казну, стоило более 70000 туманов, не считая разной утвари, скота и мюльков [152], которым не было счета. Говорят также, что у него было 500 мельниц, 500 тингов [153]. которыми молотят рис, кхум и манджаник [154]для размотки шелка - более 500, рек и проведенных к низам и огородам земледельцев каналов, называемых архами, великое множество, а об остальном богатстве можете судить сами. Спустя несколько лет после всего этого, некто - Хусейн, хан шемахинский, опять задержал обоих братьев и по приказу шаха отрубил им головы, а потом схватил троих сыновей его (мелика) - Пейкара, Ибрахима и Касума, подверг их страшным мучениям и пыткам и заставил отдать остальное имущество, о котором говорят, что оно стоило 25000 туманов. На этот раз, получив от них упомянутое имущество, их отпустили. После этого, Пейкар пошел к шаху, был сделан меликом и, вернувшись к себе, стал править по отцовскому обычаю. Спустя четыре года другой Хусейн, хан шемахинский, приказал казнить Пейкара у него дома, после чего, забрав все его имущество, дом, захватили в плен его жен и сыновей и увели их в Шемаху. Затем разыскали и выявили все имущество, которое у него было и отобрано в казну. Как говорили, стоимость его превышала 20000 туманов. Братья его (Пейкара) - Ибрахим и Касум убежали к вышеупомянутому Али-Султану, а от него перешли по другую сторону гор [Кавказских] к вождям тех племен (лезгин). Как говорят, магометане бывают двух вероисповеданий: некоторые именуются шиа [155], каковы персы, кызылбаши, а некоторые - сюнни [156], каковы османы, названные горцы, афганское племя Кандагара, узбеки, бухарцы и арабы, а также большинство во вселенной тех, которые принадлежат к этой вере [магометанской]. Поэтому они (братья Пейкара) пошли к лезгинам как к своим единоверцам. Говорят, по прибытии к ним, они предстали у их порогов босыми, с обнаженной головой в знак того, что им нанесена обида от рук шиитов, ибо такой у них обычай. Появление их (братьев) в таком виде возбудило в них (лезгинах) ненависть [к шиитам] и они озлобились хуже свирепого зверя. Такое положение они сочли для себя большим позором. И стали призывать друг друга к объединению. В большом возбуждении собирались десятки тысяч и так собралось много тысяч, так как все время было слышно об опустошениях лезгинами упомянутых выше районов. Вновь собравшиеся также решили присоединиться к ним. Какой-то главарь их по имени Сурхай [157]дошел до страны иберов, прошел по нижней части Кахетии и Тпхиса, опустошил область, называемую Сомхет [158]и Думны [159]. А теперь 10 августа 1171 г. (1722) все эти племена лезгин вместе со своими главарями - вышеупомянутым Сурхаем, Шамхалом, Исмином, Хаджи-Давудом и Али-Султаном [160]всем своим могуществом подошли к городу Шемахе, вели в течение восьми дней ожесточенные сражения, но взять его не смогли. К ним дошла весть, что некоторые из оставшихся после них (соплеменников) подняли смуту в их стране. Поэтому в одну ночь они внезапно отошли и возвратились в свою страну. После этого жители Шемахи принялись за укрепление города, окружили его глубоким рвом и забором, возвели стены и укрепили. В это же время спешно были подтянуты из разных мест (Гянджи, Карабаха и Мугани) войска, а по приказу шаха из Акулиса [161]прибыл в город новый хан по имени Хусейн-хан [162]. И продержали так город до наступления того же месяца следующего года. Второй раз вышеупомянутые горцы пришли еще большей толпой, чем в первый раз. В течение двенадцати дней они вели ожесточенное сражение, а затем в августе во время поста богородицы в среду 1170 г. армянского (1721) Шемаха была взята [163]. Взятие ее произошло следующим образом: как мы уже сказали, магометане бывают двух вероисповеданий - шииты и сунниты. Жители города делились пополам, но суннитов было больше, поэтому жители района, называемого Сарытопраг, ночью открыли свою сторону и впустили внутрь города часть неприятельского войска, а на рассвете, присоединившись сами к ним, передали им в руки город. Вступив в город, лезгины пустили в ход свои мечи против магометан-же кызылбашей. Как мне описать те бедствия и пролитую кровь, которая текла среди базаров, как река? Восемьсот мужей из начальников города и знати, которые укрылись в мам'е [164]своей, находившейся в центре города, были зарезаны как животные. Они (лезгины) совершенно прекратили и уничтожили всякий глас горя [165]. Многие из войска персидского и из их начальников бежали куда попало. Имущество и дома были разграблены, а семьи и дети были уведены в плен, хана Хусейна схватили и, продержав его несколько дней, выдали Ибрахиму-аге, брату мелика Пейкара, который убил его в отмщение за своего отца и брата. Народ же армянский, христиане, как жители города, так и селений, за исключением немногих случаев, особенно не пострадали от резни, ибо милостию Христа они были пощажены. Имущество их было в значительной мере разграблено, но дети и сыновья их не были взяты в плен. Необходимо представить себе богатство того города Шемахи: начиная от времен великого шаха Абаса, отнявшего его у османов в 1055 г. (1606), до 1170 г. (1721) из него не было взято ни соломинки. И так как он (г. Шемаха) являлся [как бы] пандаром [166]Каспийского моря и местом остановки прибывающих отовсюду купцов и также местом торговли и доходов индийцев, хоромов, джугинцев [167]и русских, он был переполнен всевозможным имуществом и сокровищами. Поэтому жадный и свирепый тот народ, особенно же те, которые имели ослиный характер, разграбили и обнажили его (г. Шемаху) как мужа, попавшего в руки безбожных разбойников. И забрав разнообразнейшее имущество, золото и серебро, вынесли все за город, разбили по частям и, поделив между собой, нагруженные ушли к себе. И настолько эти поганые были невежественными, что за один хлеб или за одну дыню платили один золотой. Так, был взят богатый стольный город Шемаха. После взятия этого города правители Гянджи и Еревана известили об этом шаха, заявив протест, а сами выступили со всем своим войском и пришли в агванский город Партав на берегу реки Куры. Там собрались ереванский хан со всеми правителями районов, хан гянджинский со всей знатью и остальные с множеством войска до 30000 чел. Но от царя не было [войска] и никакой им помощи не пришло, ибо он был очень занят и озабочен войной в районах Кандагара. Он только словесно и письменно приказывал им сделать все, что можно. Искусные же, привыкшие к злодеяниям, страшные по наружности, звери-людоеды, от одного имени и голоса которых приходили в трепет все, кто находился поблизости, в это время подобно опытным охотникам, пришли тихо и бесшумно, собрались на том берегу великой реки [168]и в одну ночь также бесшумно переправились на другой берег. А трусливый и женоподобный народ персидский, по своему обыкновению всю ночь до утра пьянствовал, пировал, к утру же впал в глубокий сон и только по восходу солнца поднялся и стал готовиться к битве. Пока они (персы) медленно готовились, те (лезгины), ударив на них, разбили их, бросившись за ними, погнали их до подножья Арцахских гор к реке Трду [169]и к долине реки Хачен [170] Таким образом, персы были посрамлены и обманулись в своих ожиданиях, а хазары (лезгины), забрав добычу, радостные возвратились к себе. Это случилось осенью 1170 г. (1721). Когда кончилось страшное зимнее замерзание реки и приблизилось приятное дуновение весны, показавшееся нам очень тяжелым, в марте, при приближении великой пасхи господней, они (лезгины) опять вооружились своим злым намерением, собрались более чем в двойном количестве, составили отряды и, как саранча, тысячами и десятками тысяч, пройдя через Врата Железные [171], дошли до Шемахи. Двинувшись оттуда, они прибыли и остановились лагерем у плодородной равнины Муганской, на том месте, где соединяются Кура и Араке. Один из персидских полководцев, по имени Чардахжи, также с большим войском стоял лагерем около Баркушата на берегу того же Аракса. При одном только слухе о них этот безбожный муж бежал и исчез из своего лагеря. А воинственные и кровожадные хоны (лезгины), поднявшись по реке до пределов Баркушата [172], вступили в страну Тизака [173], заняв его горы и равнины. По своему обыкновению они, как опытные жнецы, начали наступать на них (на жителей). В той стране обитало много христиан и магометан, и вот, в день великой субботы [174], напав на них, они (лезгины) в течение трех дней резней и уводом в плен населения превратили в пустыню густонаселенную и изобилующую скотом ту область. Отсюда (из Дизака) они прошли в область Варандинскую [175]. То же они совершили и здесь. Но местный мелик Пагир [176]спешно послал к ним навстречу некоторых из своих мужей с подарками и освободил часть пленных и свою область. Оттуда (из Варандинской области) они без страха, смело пришли в область Хачена, так как никто к ним не вышел навстречу ни с дружбой, ни с оружием. Вообще все показали им спину. Поэтому им и удалось так легко вступить сюда и они совершили все, что пожелали, чего я не в состоянии и описать. В течение одного дня, начиная от реки Каркара [177]до реки Дрдувакан [178]и до реки Чараберда [179], в горах и на равнинах они (лезгины) произвели сплошное опустошение. Сначала они сожгли деревянные дома и жилища сельчан, потом напали на жителей, спускали их с горных вершин, вытаскивали из пещер, из лесных чащ и зарослей кустарника и забирали в плен. Забрав при них же домашнюю утварь, погнали их вместе со стадами скота, табунами, гуртами овец и других четвероногих вниз по р. Хачен. Перемешанные вместе пленные и скот быстро передвигались подобно стремительному потоку, напоминая своим шествием великую армию. Это мы видели своими глазами, ибо мы, спасшись бегством, добрались до вершины горы, что выше святого престола Гандзасарского [180], и нога их (лезгин) не смогла добраться до нас, оттуда мы и наблюдали все происходящее. Это случилось в 1171 г. (1722) 20 апреля, в день первого воскресенья после Пасхи [181]. Надо было видеть бедствие оставшихся после них, плач убиваемых, рыдания пленных, печаль матерей, гибель взятых в плен детей, грабеж имущества, голос рыданий и ужасный вид рассеченных пополам мужей. Изменив свойство гор и суровых скал, [люди] превратили их в соучастников своей печали [182] Войско же неприятельское, забрав добычу и пленных, смешало их со своим лагерем и, отправившись из Аканакерта [183], стало лагерем у моста, называемого Гары-керпи [184]на берегу р. Дрду, называемой теперь по-персидски Тхарткар (Тертер). Оно там оставалось недолго и не смогло причинить особенного вреда области Чараберд и Партав, так как те (жители Чараберда и Партава), предупрежденные, успели укрепиться в неприступных горных местах, а молодые оказали сопротивление и убили многих вражеских воинов. Поэтому они (лезгины) спешно переправили через великую реку Куру добычу и пленных и увели в свои области, а сами поспешили напасть на город Гянджу. Сюда к ним явились владетель Чараберда, великий парен [185]Калпали-бек и Гайнаги, внук Дерках-Кули-Султана [186], которые, растерявшись и испугавшись ожидаемых насилий, бежали в область Цар [187]. Спустя несколько дней он (Калпали-бек), отдав своего сына в заложники, тайно опять возвратился к себе. А они (лезгины) обложили гор. Гянджу и держали его в осаде 12 дней или около этого, но ничего не смогли сделать: горожане оказали им сопротивление, а заранее осведомленные об их приходе богачи и состоятельные люди ушли в гор. Тпхис [188]к иберскому царю Вахтангу [189]и просили его прийти к ним на помощь. Он обещал прийти. И действительно, когда стали один за другим прибывать к нему посланные [из Гянджи], он двинулся на лезгин с сорокатысячным войском, и как только он приблизился к Шамхорской области, они стали отступать к реке Куре, а потом один за другим исчезли в течение трех дней, уйдя в свои места. Царь же иберский Вахтанг с многочисленным, более чем сорокатысячным войском, пришел и стал лагерем на южной окраине гор. Гянджи… Примечания:[1] Под «Железными воротами» автор имеет в виду гор. Дербент. Мазандаран - провинция Ирана на южном берегу Каспийского моря. Астрабад - область и город на ю.-в. берегу Каспия. [12] Гайгули - область в средневековой западной Грузии. [13] Тпхис (Тифлис) - совр. Тбилиси. [14] Тема - византийская фена (уезд); туман - область. [15] Хунаракерт - весьма вероятно дагестанский Хунзах. [16] Тарху (Тарку) - город в Дагестане. [17] Кызылбаш - название персидских воинов Сефевидов [18] Аспахан - совр. Исфахан в Иране. [121] Ках - совр. районный центр Азерб. ССР. [122] Дчар - это Джар (Джары) джаро-белоканская община и село Джар. [123] Тала - крупное село в Закатальском районе Азерб. ССР. [124] Цахурец Али-Султан был назначен турецким султаном беглярбеком Шеки (см. Алкадари. Асари-Дагестан. Махачкала. 1929, с. 56). [125] Джарцы восстали против иранских властей в 1707 г. К ним присоединились цахуры. Восстание было подавлено, а село Джар сожжено. Вторично джарцы восстали в 1711 г. Они совершили набег на Шемаху. К восставшим примкнули крестьяне Шеки и цахурцы. (См.: Р. М. Магомедов. История Дагестана. Махачкала, 1961, с. 182). [126] Енисели - область в Кахетии. [127] Шекинская область - Шекинское ханство, в состав которого входили земли современных Шекинского, Варташенского, Куткашенского и Халданского районов Азерб. ССР. [128] Пасынджук и Мумпарак локализовать не удалось. [129] Кяндак - это, вероятно, Гендоб Агдашского района Азерб. ССР. [130] Капала - совр. Чухур-Кабала Куткашенского района Азерб. ССР. [131] Дасана не локализуется. [132] Агстев - совр. Акстафа Казахского района Азерб. ССР. [133] Шамшадил входил в Казахский район Азерб. ССР. [134] Закамы (Зягям, Дзегам) - село в Шамхорском районе Азерб. ССР. [135] Гянджапасан - долины рек Гянджачай и Шамхорчай. [136] Воскенапат - это с. Зурнабад Гянджинского района Азерб. ССР. [137] Кюрокпасан - долина реки Кюракчай. [138] Партав - совр. Барда. [139] Арцах - древняя область Албании. [140] Сутокулан (Сутёкюлян) - место, где река Гянджачай разделялась. [141] Речь идет о персидском шахе Султан Хусейне I (1694 - 1722). [142] Хасан Али-хан был убит в 1721 г. [143] Угурлу-хан был убит в сражении с джарцами 26 октября 1738 г. [144] Имам-Кули-хан - мусульманское имя Давида сына Ираклия, замещавшего в Кахетии грузинского царя (джанишин). [145] Горная цепь на с.-в. Грузии. [146] Речь идет о Куткашене - совр. районном центре Азерб. ССР. Махмуд был Куткашенским меликом. [147] Мохгой - купчая. [148] Погера - местность в районе Куткашена. [149] Согутлу - совр. Беюк Согутлы Куткашенского района. [150] Речь идет о городе Исфахане. [151] Завт (Забт) - акт о конфискации. [152] Мульк - имение. [153]Тинг - молотилка для риса. [154] Кхум и манджаник - станок и челнок для размотки шелка. [155] Речь идет о шиитах. [156] Сюни - это сунниты. [157] Речь идет о казикумыкском владетеле Сурхай-хане (Чолак Сурхай). В 1728 г. Сурхай-хан был назначен османами правителем Ширвана. [158] Сомхети - южные районы Грузии. [159] Думны - город Дманиси в Грузии. [160] Речь идет о кумыкском шамхале Адил-Гирее, кайтакском Уцмие Ахмед-хане; знаменитом уроженце сел Дедели Кубинского магала Хаджи-Давуде и цахурском Али-Султане. [161] Акулис - совр. Айлис Ордубадского района. [162] О Гусейн-хане см.: А. Бакиханов. Гюлистан-и Ирам, с. 100. [163] Шемаха была взята Гаджи Давудом и его союзниками в августе 1721 г. [164] Мам - здесь имам - мечеть, главная мечеть Шемахи. [165] T. е. плакать уже было некому, так как все жители были уничтожены. [166] Пандар - бандар, т. е. порт. [167] Джугинцы - жители Нор-Джуги, города близ Исфахана, населенного армянами. [168] Речь идет о реке Куре. [169] Трду - река Тертерчай. [170] Хаченчай - река в Карабахе. [171] Речь идет о Дербенде. [172] Баргушат - село в Физулинском районе Азерб. ССР. [173] Дизак - совр. Гадрутский район Карабаха. [174] 4 апреля 1722 г. [175] Варанд - совр. Степанакертский район Карабаха. [176] Речь идет о мелике Багире Шахназарове. [177] Каркара - Каркарчай в Шушинском районе. [178] Дрдувакан - р. Тертерчай. [179] Река Чараберд - приток Тертерчая. [180] Гандзасарский престол - местопребывание албанских католикосов. [181] Ошибка в рукописи. В 1722 г. пасха была 25 марта. Первое воскресенье после пасхи приходится на 1 апреля. 20 же апреля (2 марта) была пятница. [182] Т. е. даже горы и суровые скалы оплакивали их. [183] Аканакерт - крепость в Хачене. [184] Кары-керпи («мост старухи») - мост через р. Тертерчай. [185] Парон - титул средневекового владетеля. [186] Внука бакинского султана Даргях-Кули звали Хусейн-Кули. Даргях-Кули погиб в 1738 г. в сражении с турками у Еревана. [187] Область Цар находилась на ю.-в. побережье оз. Гёкча. [188] См. прим. 13. [189] Речь идет о картлийском царе Вахтанге VI (1703 - 1724). Выехал в 1724 г. в Москву. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|