|
||||
|
ЛЕКЦИЯ № 9. Государственный социализм. Ценообразование1. Возникновение, развитие, кризис хозяйственной системы государственного социализма в СССР и в странах Восточной ЕвропыСистема государственного социализма как форма хозяйственного управления основана на: 1) мощном централизованном регулировании, пронизывающем все сферы общественной жизни: социальную, материальную, духовную, политическую; 2) общественной собственности на средства производства. Опора на коммунистическую идеологию в СССР и странах Восточной Европы являлась особенностью социализма, главная идея которой – идея прогресса благосостояния человека. Советское руководство, ошибочно полагая, что коммунизм, как дом, можно построить к какой-то намеченной заранее дате, тем не менее, выработало методы и средства, обеспечивающие стабильно высокие темпы роста, при этом планирование было «лучшей социалистической формой борьбы за темпы», охватывающее все без исключения виды деятельности предприятий, а управление научно-техническим прогрессом, с его планированием, осуществлялось посредством государственного регулирования цен на всю продукцию, выпускаемую товаропроизводителями. Таким образом, стержневой основой механизма управления народно-хозяйственным комплексом как в СССР (1920—1980-е гг.), так и в странах Восточной Европы (1940—1980-е гг.). 2. «Директивное планирование» в системе государственного социализмаНа XV съезде ВКП(б) в 1927 г. И. В. Сталин дал следующее определение статуса государственного плана: планы-директивы обязательны для руководящих органов, и они определяют направление нашего хозяйственного развития в будущем масштабе всей страны. Спустя четверть века Н. М. Юрьев дал следующее описание системы «директивного планирования», сохранявшего свою форму до 1988 г. 1. В первом полугодии текущего года предприятия представляют и разрабатывают в свои управления (министерства, ведомства) так называемые заявочные планы на предстоящий год, для чего главные управления предварительно либо предоставляют предприятиям возможность «самим предварительно наметить стоящие перед ними в плановом году задачи», либо спускают предприятиям контрольные цифры по бюджетным ассигнованиям, а также задания по важнейшей номенклатуре (продукции по заказам правительства и своего министерства). 2. До 1 сентября текущего года заявочные планы министерств поступают в Госплан СССР, который рассматривает и взаимно увязывает проекты планов в денежном и натуральном выражении по следующим разделам: материально-техническое снабжение; производство; освоение новой техники; капитальное строительство; финансы; после чего, уже в виде задания министерствам, представляет на утверждение Совету Министров. 3. Задания, утвержденные Советом Министров, на разработку планов за несколько месяцев до начала года доводится до сведения министерств, ведомств, управлений, предприятий, после чего начинается этап разработки и утверждения планов экономического и социального развития на год, завершающийся принятием плана и государственного бюджета на Сессии Верховного Совета СССР. В установленном порядке, только после утверждения плана, он приобретал силу закона и как директива доводился до сведения министерств, предприятий и ведомств. Сталин в этом смысле был абсолютно прав: эти планы были не планами-догадками, но директивами, дважды прошедшими согласование на всех уровнях управления народно-хозяйственным комплексом страны. 3. Революция цен. Ценообразование «от достигнутого» как механизм управления прогрессом обществаГеографические открытия в Европе отозвались, прежде всего, инфляцией, вывозилось огромное количество золота и серебра, из открытых земель, добытого дешевым принудительным трудом туземного населения. В течение XVI в. цены выросли втрое. Наивные люди XVI в. эту инфляцию, впервые столкнувшись с этим явлением, прозвали «революцией цен». В Англии за XVI в. цены в среднем повысились на товары на 155 %, а заработная плата наемных рабочих – только на 30 %. От «революции цен» много выиграла нарождающаяся буржуазия: выпускаемая продукция подорожала, а рабочая сила подешевела. Революция цен оказалась выгодной и зависимому крестьянству, поскольку с падением покупательной силы денег уменьшались размеры денежного оброка, а цены на крестьянские сельскохозяйственные продукты баснословно выросли. В результате повышения цен серьезно проигрывали феодалы – размер их денежной ренты был фиксирован, а жизнь сильно вздорожала. Таким образом, главные социально-экономические итоги великой инфляции XVI в. заключались в общем понижении общественного положения феодалов и таком же подъеме капиталистов. Тем самым в формировании капиталистического хозяйства «революция цен» сыграла большую роль. Одним из важнейших «директивных» показателей была прибыль, планировать распределение которой можно было только при наличии заранее известных цен на выпускаемую продукцию, а также цен (тарифов) на все затратообразующие факторы: материалы, сырье, энергоресурсы, рабочую силу и т. д. Различные методы разработки цен по ценообразованию предусматривали инструкции. Однако все эти методы были ориентированы на: 1) нормативы рентабельности; 2) известные уровни издержек; 3) сроки применения цен. Каждое министерство (ведомство, управление) имело прейскуранты временных и постоянных на продукцию, выпускаемую всеми предприятиями данного министерства, при этом прейскурантные цены на новую продукцию формировались на основе так называемых «средневзвешенных» калькуляций. Будучи обязанным, во-первых, выпускать необходимую стране продукцию (согласно полученным директивам), а, во-вторых, использовать единые для всех товаропроизводителей страны постоянные или временные цены (согласно инструкциям по ценообразованию), то или иное предприятие уже на этапе планирования могло оказаться убыточным. Несмотря на то, что убыточность плановых предприятий всегда перекрывалась сверхприбылью других, этот факт никогда не был предметом гордости ведомств и министерств, которые принимали самые активные меры для ликвидации убыточности: либо перераспределяли выпуск продукции в пользу эффективно работающих производств, либо директивно требовали внедрения технических усовершенствований. И все-таки механизмом реализации программных установок по улучшению благосостояния человека были не задания по внедрению новой техники, а механизм разработки и корректировки цен. Особенностью применения постоянных и временных цен было отсутствие каких-либо ограничений по фактической рентабельности. Особую группу цен составляли разовые цены, которые устанавливались по согласованию между заказчиками и поставщиками, на небольшую, неповторяющуюся в течение двух смежных лет и не поставляемую одновременно двум и более потребителям, партию товара. В этом случае превышение нормативной рентабельности рассматривалось как завышение цены, за что к нарушителю применялись экономические санкции в формах изъятия в бюджет всей суммы завышения, а также уплаты штрафа в том же размере. Нижняя граница рентабельности устанавливалась на уровне 10 %. 4. Основные макроэкономические показатели периода застояВ самом начала «перестройки» было сказано очень много слов по поводу так называемого «застоя» в экономике. Эти политические заявления не соответствовали действительности: производственный национальный доход в 1970 г. составил 289,9 млрд руб., в 1980 г. – 462,2 млрд руб., в 1985 г. – 578,5 млрд руб., из чего следует, что: 1) среднегодовой прирост национального дохода за период с 1970 по 1980 гг. составил (462,2 – 289,9 = 172,3) / 10 = 17,2 млрд руб., а среднегодовой темп прироста за тот же период ((462,2 / 289,9) х 100–100) / 10 = 5,9 %; 2) среднегодовой прирост национального дохода за период с 1980 по 1985 гг. составил (578,5 – 462,2) / 5 = 23,3 млрд руб., а среднегодовой темп прироста за тот же период ((578,5: 462,2) х 100–100): 5 = 5 %; также заметим, что эти показатели экономика СССР имела на фоне практически неизменных цен. За четверть века производство промышленной продукции в СССР выросло от 14 раз, тогда как в США за тот же период – в 3,3 раза, в Англии – в 2 раза, в ФРГ – в 4,9 раза, во Франции – в 3,9 раза. Прирост увеличивается, а темпы прироста падают – эта всеобщая закономерность эволюционно развивающихся экономических систем, справедливая также и в отношении СССР, опровергает тезис о «застое». 5. Кризис коммунистической идеологии и социальная цена перестройкиПричина объективной необходимости реформирования системы может быть найдена только по пути от политики к экономике и далее – к коммунистической идеологии, т. е. в 1985 г. было бы более правильно говорить о переживаемом научным коммунизмом кризисе. Объяснить «застой» мысли несложно: после 1956 г., когда был развенчан культ личности Сталина, партия не могла иметь вождей. Если же во внимание принять тот факт, что в течение всего сталинского периода развитие коммунистической мысли шло от вождя к народу, а исключительно «коллективное творчество» предполагалось «борьбой с культом личности», причина многолетнего застоя коммунистической теории станет понятной как науки о прогрессе во имя человека. Начавшаяся третья научно-техническая революция требовала научного осмысления многолетнего опыта социалистического строительства: пора «больших скачков», пора революционных потрясений миновала, началась эпоха непрерывного, эволюционного развития, и коммунистическая идеология, как господствовавшая в обществе, была обязана дать систему нового знания о переходе от старого к новому во всех сферах общественной жизни. Несмотря на то, что основоположники научного коммунизма многократно рассматривали вопрос замены старого новым. Социальная цена «перестройки» оказалась слишком высокой: только в течение 1990–1992 гг. валовой национальный продукт Болгарии сократился почти вдвое, в Румынии – на 1/3, в Польше – на 1/5. Во всех странах, включая Россию, в первые годы «рыночных реформ» возникла и стала прогрессировать безработица (от 5 % численности трудоспособного населения в Чехословакии и 14 % в Польше), обострилась бедность, произошло расслоение населения на бедных и богатых. 6. Сдвиги в структуре экономики ведущих капиталистических государствВ годы после войны (особенно в 1970-е гг.) в структуре экономики индустриально развитых странах мира начали складываться изменения, которые были вызваны третьей научно-технической революцией. Именно в эти годы значительно изменились отраслевая, воспроизводственная и технологическая структуры капитала (на замену основного капитала, его рационализацию и модернизацию направлялось более 70 % капиталовложений). Изменения в технологической структуре капитала вызвали внутриотраслевые и межотраслевые сдвиги в экономике. Общие направления этих изменений: 1) уменьшение доли сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности; 2) увеличение доли строительства, связи, банковско-финансовой сферы, здравоохранения, сектора бытовых услуг, транспорта. В таблице 1 приведены данные о фактической, а также прогнозируемой структурах японской экономики, которые иллюстрируют указанные тенденции, а именно: а) увеличение доли инфраструктуры за 30 лет составит 6,9 %, а сферы интеллектуальных услуг – 7 %; б) доля материального производства за этот же период снизится на 13,9 %; в) темп прироста доли инфраструктуры – 27,5 %; г) темп снижения доли материального производства составит 24,1 %; д) темп прироста доли сферы интеллектуальных услуг – 40,7 %. Можно, таким образом, на примере Японии ранксировать структурные изменения следующим образом: 1) инфраструктура; 2) сфера интеллектуальных услуг (как наиболее динамично развивающаяся); 3) материальное производство. Рассмотренные соотношения являются наиболее общими. Общими для всех стран являются структурные изменения в направлении наукоемких и ресурсосберегающих технологий, автоматизации производственных и управленческих процессов. Таблица 1. Структура японской экономики по стоимости продукции (в %)7. Различные модели смешанной экономикиСмешанная экономика – это такой способ организации народно-хозяйственной деятельности, при котором: 1) плановая экономика применяет те или иные рыночные механизмы; 2) рыночная экономика вводит регулирование посредством планирования. Таким образом, современные экономические системы могут быть либо чисто рыночными, либо чисто плановыми, либо смешанными. Опыт пяти послевоенных десятилетий показал, что все экономические системы, двигаясь в направлении к смешанной экономике, стремятся принять устойчивой состояние. Это касается и Китая, и всех развитых капиталистических стран, из социалистических стран, начавших движение в сторону рыночных преобразований, и стран Восточной Европы, и России, у которых переход к рыночной модели оказался наиболее болезненным и неоправданно тяжелым по своим социально-экономическим последствиям. Каждая страна выбирает свой путь развития – такой, который в наибольшей степени соответствует характеру решаемых экономических задач. Экономика стран, входящих в число мировых лидеров, является смешанной, при этом наиболее высокая доля государственного сектора в экономике Швеции (свыше 60 %), это значительно выше, чем в современной России. В основе шведской модели – система государственного регулирования цен, включая главное – заработную плату. Этот принцип получил название принципа равной оплаты за равный труд, который: 1) не стимулирует работников к смене места работы; 2) не дает недобросовестным хозяйственникам переводить доходы своих работников в тень, 3) способствует формированию доходной части бюджета на стабильной основе; 4) создает экономические предпосылки для выбраковки нерентабельных производств; 5) снимает социальную напряженность в обществе, практически сводя к минимуму влияние профсоюзов (основное экономическое направление их деятельности исчезает). Государственное регулирование в форме планирования получило развития в таких странах, как Франция (функции планирования и прогнозирования в этой стране возложены на Министерство планирования и финансов), Японии (где создано Управление экономического планирования), в Испании (министерство экономики и финансов) и другие. Зародившийся в СССР и позволивший ему осуществить такие грандиозные проекты, как план ГОЭЛРО, программу освоения космического пространства, программу развития атомной энергетики и другие, активно используют программно-целевой метод планирования. Во всех этих странах: 1) разрабатывается государственный бюджет страны и контролируется его исполнение; 2) вырабатываются соответствующие рекомендации правительству и осуществляется прогноз рыночной конъюнктуры (на ближайшую перспективу, а также ближайшие 5 – 10 лет); 3) формируются объемы и структура государственного заказа; 4) рассматриваются и утверждаются цены, и устанавливается соответствующий порядок утверждения цен на продукцию предприятий-монополистов, а также социально-значимую продукцию; 5) разрабатываются государственные целевые программы. В индустриально развитых странах мира планирование сконцентрировано на решении наиболее важных задач, с учетом реальной ситуации в экономике страны, и не является тотальным. В Дании, например, рынки массовых товаров полностью контролируются иностранным капиталом (это относится к таким отраслям, как машиностроение, металлургия, нефтепереработка), в связи с чем основной принцип деятельности датских фирм сводится к стремлению захватить значительную часть узкого рынка определенной продукции, а не пробовать завоевать небольшую долю на крупном рынке. Маркетинговой стратегии отечественных фирм соответствует и содержание государственных экономических программ, в которых рассматриваются не все, а исключительно нишевые сферы производства. В практике планирования индустриально развитых стран наиболее ценным является учет долговременных циклов развития мировой экономики. В 1920-е гг. в СССР родилась теория циклического развития, однако в современной России она не используется, но в тоже время пользуется государственной поддержкой практически во всех индустриально развитых странах мира. Флористы цветы Мыски среди цветов. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|