• 1. Эволюция российского предпринимательства после октября 1917 г
  • 2. Состояние кредитной системы в период, предшествовавший новейшей экономической политике
  • 3. Переход к «новой экономической политике» и ее влияние на формирование кредитной системы России
  • 4. Опыт развития западного предпринимательства
  • 5. Предпринимательство России
  • ЛЕКЦИЯ № 14. Современный предприниматель: опыт Запада и наши проблемы

    1. Эволюция российского предпринимательства после октября 1917 г

    В истории России последних десятилетий XX в. можно выделить главные три этапа:

    1) период военного коммунизма;

    2) время новой экономической политики;

    3) несколько десятилетий командно-административной экономики.

    Коротко рассмотрим каждый из этих этапов в системе эволюции российского предпринимательства.

    Период «военного коммунизма»

    После Октябрьской революции декретами ВЦИК и СНК несколькими приемами примерно в течение трех лет были национализированы организации крупной, средней и частично мелкой промышленности, транспорта, торговли. Все банковско-кредитные учреждения, ликвидированы фондовые и товарные биржи.

    По данным всероссийской переписи промышленных заведений, в 1920 г. в России числилось около 405 тыс. предприятий крупной, средней фабрично-заводской и мелкой ремесленно-кустарной промышленности. Из общего числа этих заведений фактически действовало лишь около 350, 6 тыс., на которых работало 2 млн 750 тыс. человек, а остальные учреждения бездействовали.

    Подавляющая часть действовавших предприятий (примерно 70 % их общего числа) относились к категории не привлекавших наемный труд, среднее количество занятых лиц на одно такое заведение было менее двух человек, т. е. преобладали мелкие предприятия ремесленно-кустарного типа. Предприятий крупной и средней промышленности с численностью рабочих не менее 31 значилось, согласно переписи, около 7,3 тыс. Но работало на них более половины (51,3 %) всех занятых в промышленности людей.

    В это время фактически все предприятия были государственной собственностью. По предоставленным переписям, в собственности государства было 11,6 % воздействовавших предприятий, но на них работало 64 % всех занятых в промышленности.

    За некоторым исключением вся крупная промышленность была огосударствлена, которая давала в 1920 г. 72 % всей продукции российской промышленности.

    Постановлением от 29 октября 1920 г. были провозглашены национализированными все частные предприятия с численностью рабочих больше пяти человек при механическом двигателе и больше десяти человек – без двигателя.

    Следовательно, была приведена в действие свобода хозяйственной деятельности и отмена частной собственности, что привело к ликвидации частного предпринимательства в торговле и промышленности.

    Материальное положение рабочих ухудшилось. Зарплата трудящимся в эпоху «военного коммунизма» выплачивалась в натуральной форме. Типичным был основной месячный паек, состоящий из:

    1) хлеба – 30 фунтов (фунт равен 400 граммам);

    2) мяса, рыбы;

    3) жиров – 1/2 %;

    4) сахара – 1/2 %;

    5) соли – 1 %;

    6) овощей – 20 %;

    7) кофе – 1/4 %;

    8) мыла– 1/4 %;

    9) спички – 2 коробки.

    Осуществлялась конфискация всех помещичьих владений и значительной доли земли, которая принадлежала кулакам. Число зажиточных крестьян, постоянно использовавшие наемную рабочую силу, резко уменьшилась. Примерно в 2 раза сократилось их имущество, в особенности поголовье свиней, крупного рогатого скота, овец.

    Земли помещиков и части защитных семей передавались крестьянам, это означало «осереднячивание» российской деревни. Однако и середняки не имели возможности свободно хозяйствовать в новых условиях.

    В условиях жестокой борьбы и гражданской войны против контрреволюции декретом ВЦИК от 13 мая 1918 г. была установлена продразверстка, означающая утверждение продовольственной диктатуры страны. Каждый собственник хлеба, который имел количественный излишек, необходимый для личного потребления и посевов (соответственно, по установленным нормам), обязательно должен был в течение недели сообщить об этом для сдачи его государству по твердым ценам. Таким образом, в ходе осуществляемой продразверстки для потребления армией и городом изымалась произведенная сельскохозяйственная продукция практически полностью.

    Советская власть осуществляла государственную монополию кроме хлеба и на другие продукты – чай, соль, сахар, а также на ткани, осветительные материалы, минеральное топливо и др. Кроме того, необходимо совершить государственные заготовки и государственное распределение многих немонополизированных продуктов и товаров – мяса, рыбы, картофеля, жиров и другие.

    Таким образом, после ликвидации частного предпринимательства почти полностью были ликвидированы государственные товарно-денежные взаимоотношения.

    Трудности, которые возникли в следствии тяжелых договоренностей гражданской войны и иностранной военной интервенцией, усиливались из-за пагубной экономической политикой государственной власти.

    Чугунное производство в 1920 г. по сравнению с 1918 г. уменьшилось почти в 4,5 раза, производство стали – в 2,5 раза, проката – в 2 раза. Нехватка рабочих сельскохозяйственного инвентаря и семенного фонда привел в 1920 г. к сокращению посевных площадей на 25 % по сравнению с 1916 г., а валовой сбор сельскохозяйственной продукции снизился по сравнению с 1913 г. на 40–45 %. Все это стало одной из главных причин возникновения голода в 1921 г. Он погубил около 20 % населения и привел к смерти около 5 млн человек. В стране царила разруха, порожденная гражданской и империалистической войнами.

    Ухудшение экономического положения в 1921 г. породило острый политический и экономический кризис в стране. Крестьяне были недовольны сохранявшейся продразверсткой, но ее поддерживала большая доля рабочего класса. Волна крестьянских восстаний прокатилась практически по всей стране.

    Для руководства страны становилась очевидным необходимость в радикальном изменении экономического курса, отказа от политики «военного коммунизма».

    Экономические реформы НЭПа

    При изучении новой экономической политики необходимо избегать упрощенных представлений о НЭПе, необходимо сосредоточить свое внимание исключительно на некоторых отдельных сторонах этой политики.

    НЭП – это система последовательных мероприятий по выходу страны из кризиса, которые диктовались объективными обстоятельствами и которые понемногу оформлялись в стремление запланировать программу построения социализма совокупными экономическими методами. В НЭПе изъявлено понимание необходимости «главной перемены всей точки зрения» на социализм. Формирование новой концепции социализма происходило постепенно.

    Полностью она не была закончена ни В. И. Лениным, ни его ближайшими соратниками в данном вопросе Н. И. Бухариным и А. И. Рыковым, лило постепенно.

    С такой точки зрения правильное понимание смысла термина основывается на «новой экономической политике», новой, т. е. сменяющей старую, военно-коммунистическую, и ставящая на первый план экономические методы управления. НЭП заканчивается тогда, когда вместо экономических устанавливается абсолютное господство методов чрезвычайных, административных, насильственных.

    Основополагающее направление нэпа заключалось в стимулировании товарно-денежных отношений, предприимчивости, экономической инициативе, в материальной заинтересованности каждого предприятия и каждого работника.

    Весной 1921 г. по внедрению экономических стимулов в народное хозяйство были предприняты конкретные шаги при выполнении заключений X съезда РКП(б) в новой смене товарообмена по продовольственным делам иного хозяйственного оборота, продналоги были на 30–50 % ниже размеров продразверстки, вычислялись из площади посева и заранее объявлялись крестьянам.

    В 1923–1924 гг. по желанию крестьян было разрешено вносить продналог продуктами и деньгами. Легализация рыночных отношений порождала перестройку целого хозяйственного механизма. В 1921–1924 гг. проводятся реформы управления торговлей, промышленностью, кооперацией, денежная и кредитно-финансовая реформы и т. п.

    В ходе перестройки системы управления государственной промышленностью вместо полусотни прежних отраслевых главков и центров ВСНХ было организовано 16 управлений. Число служащих сократилось с 300 тыс. до 91 тыс. человек.

    Аппарат других наркоматов был сокращен. Были ликвидированы комиссия ГОЭЛРО и ряд наркоматов. Госплан стал центральным органом перспективного государственного планирования. После завершения военных действий численность Красной Армии была сокращена с 5 млн до 562 тыс. человек.

    В 1924 г. была проведена денежная реформа, которая имела большое экономическое и политическое значение. В народном хозяйстве твердую денежную единицу получил червонец, частично конвертируемый и достаточно стабильный. С помощью этой единицы можно было ввести валютно-торговые операции как внутри страны, так и за ее пределами.

    При переходе к нэпу на частную предпринимательскую деятельность были сняты ограничения. В июле 1921 г. законодательством были разрешены простые товарищества, с 1 февраля 1922 г. существовал зарегистрированный Устав первого Акционерного общества «Кожсырье». Следом за простыми товариществами ИАО были признаны и остальные конфигурации объединений – полные товарищества и товарищества с ограничительной ответственностью.

    Для привлечения иностранного капитала советское государство акционировало собственные предприятия, которое в свою очередь обеспечивало таким предприятиям возможность работы на хозяйственном расчете.

    К концу 1924 г. имелось 40 государственных АО, смешанных АО – 47, из них 12 – с участием иностранного капитала. Сравнительное небольшое число АО устанавливается относительно за счет постановления СТО от 1 августа 1922 г. минимальная величина уставного капитала АО была зафиксирована на очень высоком уровне – 100 тыс. золотых рублей.

    А период НЭПа относительно широкое распространение в сфере деятельности промышленности получает аренда.

    На 1 сентября 1922 г. в аренду в наличие было сдано 3800 заведений, на которых было занято в общей сложности 680 тыс. рабочих. Около половины из них арендовали частные лица. В этот период частные предприятия обеспечивали около 1/5 промышленного производства России.

    Если государство в 1920-е гг. сохраняло господствующие позиции в области деятельности оптовой торговли (на его долю приходилось 70–80 % оборота), и в области оптово-розничной торговли, к частному капиталу имело отношение не меньше половины объема купли-продажи.

    В розничной же торговле частный капитал контролировал в 1923 г. 83 % общего объема деятельности.

    Один из авторов новой экономической политики и наиболее ее последовательный сторонник – А. И. Рыков подчеркивал, что в области торговли может частный капитал сыграть полезное и большое значение и сделать невозможным воспроизведение кризисов сбыта.

    В это же время происходит восстановление ярмарок. Так, товарооборот Нижегородской ярмарки в 1923 г. достиг 75 % от уровня 1917 г. и 50 % – от уровня 1913 года.

    Новая экономическая политика оказывала содействие возобновлению сельского хозяйства. В 1923 г. посевные площади увеличились до 91,7 млн га, что составило 99,3 % к уровню 1913 г. Валовой сбор зерновых в 1925 г. почти на 20,7 % превзошел среднегодовой сбор за пятилетие 1909–1913 гг.

    К 1927 г. в целом довоенный уровень был достигнут и в животноводстве.

    В 1920-е гг. на селе преобладали середняцкие хозяйства (свыше 60 %), кулаков насчитывалось 3–4 %, бедняков – 22–26 %, батраков – 10–11 %. Общее число крестьянских хозяйств за 1922–1926 гг. вследствие разделов земли увеличилось на 2,6 млн – на 13 % по отношению к уровню 1913 г.

    В годы НЭПа был разработан целый ряд кодексов: Гражданский, Уголовный, Трудовой, Земельный и др.

    На основе Гражданского кодекса любой гражданин, достигшей 16-летнего возраста мог получить лицензию на торговлю в лавках, общественных местах, на рынках, на базарах любыми продуктами или предметами, на открытие предприятий бытового обслуживания, магазинов, кафе, ресторанов.

    На аренду зданий и помещений, производственного оборудования, средств транспорта.

    Основным обстоятельством владения лицензией была своевременная уплата налогов, по первому требованию властей предоставление всех счетов и документальной отчетности, неучастие в противозаконных финансовых, торговых и прочих операциях. Аналогичные права и обязанности, установленные для кооперативных фирм.

    Земельный кодекс признавал все имеющиеся формы землепользования: общину, артель, хутора и отруба или их комбинации.

    Предоставлялась свобода выбора крестьянам. Не поощрялось, но и не возбранялось сохранение общины с периодическими переделами земли.

    Крестьянин имел право свободного выхода из общины и в качестве пользователя сохранения за собой надела. Разрешалась сдача земли в аренду на срок не более 2 лет. Также было запрещена купля и продажа надела.

    Также допускалось использование наемного труда, но с условием, чтобы наемные рабочие трудились в равной степени членов семьи.

    Одной из направлений НЭПа было воссоздание биржевого дела. По утверждению специалистов, биржи в условиях многоукладной экономики стимулировали торговый оборот, содействовали его дисциплинированию путем установления равновесных цен.

    Вначале были возобновлены товарные биржи, и они приобрели максимальное развитие. Постановлением СНК от 20 октября 1922 г. для совершения операций с ценными бумагами были организованы фондовые биржи.

    На 1 октября 1926 г. в стране действовало 114 бирж. Их членами в начале были 8 514 торгово-промышленных фирм и частных лиц, 67 % приходилось на кооперативные и государственные организации, 33 % – на частных предпринимателей.

    Биржи стали значимыми центрами коммерческой инициативы, хотя их операции были в основном связаны с движением реального капитала, а организация свободных торгов только лишь начиналась.

    Осуществление НЭПа содействовало подъему производительных сил страны и усовершенствованию утверждения крестьян, рабочих и представителей всех остальных слоев российского общества, того времени.

    Еще в начале перехода к НЭПу было объявлено, что она устанавливается твердо и на долгий срок.

    Но сталинизм пресек демократические тенденции, которые характерны для периода НЭПа.

    Рассмотрим более подробно эволюцию кредитной системы Советской России в период военного коммунизма и в условиях новой экономической политики.

    2. Состояние кредитной системы в период, предшествовавший новейшей экономической политике

    Вследствие мировой войны 1914–1917 гг. и последующих революционных событий денежное хозяйство в России было сильно расстроено в результате выпуска в обращение большого числа бумажных денежных знаков.

    Испорченное денежное хозяйство, заполненное бумажно-денежными знаками, досталось в наследство Октябрьской революции.

    Первые годы следом за Октябрьской революцией проходили в остановках, когда денежное обращение доходило до крайней точки расстройства, это нельзя было так оставлять.

    Жизнь требовала того или иного решения денежного вопроса для основания своего хозяйство на новых началах Советской России.

    Предстояло найти решение на принципиальный вопрос, из этого следует, что и в будущем идти по пути денежного хозяйства или же, уйти от денежной системы и перейти к остальным принципам. Денежная система, в последнем случае, подлежала полной ликвидации.

    Необходимо было приступить к скорейшему исправлению и восстановлению денежной системы при условии сохранения денежного хозяйства.

    С чего же Советское правительство начало реформирование кредитной системы?

    Одним из первых актов Советской власти появился Декрет от 14 декабря 1917 г. о национализации банков.

    С Госбанком были объединены акционерные коммерческие банки, впоследствии переименованные в Народный Банк РСФСР.

    Национализация банков означала полную ликвидацию коммерческих банков. Также вместе с декретом от 19 января 1920 г. в наличие был ликвидирован и сам Народный банк с превращением его в Центральное бюджетно-расценочное Управление.

    Коммерческие банки этим и закончили свое существование, в значительной мере способствовавшее поднятию производительных сил России.

    В течение двух лет вслед за национализацией в России не существовало банковских учреждений, кредита и банков (1919–1921 гг.).

    В это же время Советское правительство твердо придерживалось позиции быстрого истребления денег и быстрой их замене в качестве меры ценности особой трудовой единицей в Государственном хозяйстве. Однако это не было осуществлено.

    3. Переход к «новой экономической политике» и ее влияние на формирование кредитной системы России

    В 1921 г. наметился перелом в сторону изменений экономической политики Советской власти. К концу года была объявлена «новая экономическая политика», которая означала переход к свободным рынкам и господству денежного хозяйства.

    Как же повлиял переход к НЭПу на рыночную систему Советской России в первые годы ее существования?

    Для ответа на этот вопрос подвергнем рассмотрению определенные действия центральной власти в сфере российской кредитной системы. Одним из актов новой власти в ходе осуществления НЭПа был декрет, в котором говорится об учреждении Государственного Банка Российской Республики. Этот акт начинал свои действия с 16 ноября 1921 г.

    Для создания основного капитала Госбанку переводилось 2 млрд руб. из средств народной казны. Президиуму ВЦИК в недельный срок поручалось утвердить положение о Государственном Банке.

    Был заложен фундамент денежного хозяйства Советской России с учреждением Госбанка.

    Вместе с этим национализированная промышленность, которая состояла до перехода к НЭПу на бюджетном снабжении государства, преобразовывалась на новых началах, переключаясь на хозяйственный расчет.

    Новая экономическая политика допускала наличие свободного рынка, а также сдачу в аренду национализированных предприятий частным лицам.

    В результате осуществленных мероприятий была подготовлена почва для развития кредитных взаимоотношений в стране.

    Госбанк существовал один на протяжении 1921–1922 гг. главным образом финансируя государственную промышленность на правительственные подкрепления.

    Госбанк возник на начале кредитной монополии. А в декабре 1921 г. и весной 1922 г. XI съездом партии и сессиями ВЦИК было принято решение, что Госбанк остается центром кредитной системы, но также будет возможность существования остальных кредитных учреждений. Работа Госбанка в обстановке непрерывно падающей валюты была до чрезвычайности затруднена и дать не могла существенных результатов вплоть до предоставления ему эмиссионного права, декретом Правительства от 11 октября 1922 г.

    Однако и в первый год своего существования Госбанк добился по тому времени вполне удовлетворительных результатов: довел свой баланс до 588,3 млн руб. образца 1923 г. и открыл по республике около 130 своих учреждений.

    Декрет о выпуске банкнот 11 октября 1922 г., с последующим фактическим вводом их в обращение, дал возможность считать положение в операциях кредитных учреждений устойчивым и банковскую валюту – достаточным мерилом ценностей. Этот момент можно рассматривать как начало возникновения и формирования акционерных коммерческих банков в Советской России.

    До весны 1923 г. еще не очень обширно распространились в обороте народного хозяйства и в основном сосредотачивались в кассах Госбанка. Начиная с весны 1923 г. банкноты становятся все более и более общераспространенным орудием обращения и к концу 1923 г. они окончательно внедряются в хозяйственно-денежный оборот, к этому времени достигая значительного преобладания в ряду денежных знаков, составляя 4/5 всей бумажноденежной массы.

    23 апреля 1922 г. по инициативе бывших банковских работников в Ростове-на-Дону появился Юго-Восточный Коммерческий Банк. Этот Коммерческий Банк был первый в Советской России. Он был создан как на государственный, так и на частный капитал. 50 % основного его капитала было внесено Госбанком.

    В конце 1922 г. появляется еще ряд банков. Например, в ноябре 1922 г. был учрежден Российский Торгово-Промыпшенный Банк, который занял в конце 1923 г. в системе российских кредитных учреждений по своим оборотам первое место после Госбанка. Российский Торгово-Промыпшенный Банк был сформирован российской государственной промышленностью на акционерных началах на средства этой промышленности. Основными задачами банка были следующие:

    1) мобилизация свободного капитала промышленности;

    2) содействие развитию промышленности и формирование правильного регулирования и финансирования деятельности государственных предприятий;

    3) привлечение мелкого частного и иностранного капитала.

    Устав банка был утвержден Советом Труда и Обороны 1 сентября 1922 г. По уставу основной капитал банка был определен золотом в 5 млн руб., которые были разделены на 50 тыс. акций, по 100 руб. каждая.

    Банк на первых порах своей деятельности достиг весьма благоприятных результатов. На основании такого успеха банка, СТО принял 3 августа 1923 г. постановление, на основе которого капитал Промбанка увеличили на 3,5 млн руб. золотом за счет казны.

    Одним из наиболее значительных достижений банка являлось широкое привлечение им средств на вклады со свободного денежного рынка.

    На 1 декабря 1922 г. вклады составили 71 тыс. червонцев, а к октябрю 1923 г. они увеличились до 3183,4 червонцев.

    В области развития сети своих филиалов Промбанком была завершена грандиозная работа. На 1 октября во время первого года по всей республике им открыто 38 отделений и контор.

    На 1 февраля 1924 г. количество филиалов дошло до 45.

    Исключительно только за счет местных средств открывалась сеть отделений.

    Промбанк установил во всех главных европейских пунктах непосредственные корреспондентские счета. На 1 октября 1923 г. их численность составила 38.

    В июне 1923 г. немного был изменен устав банка.

    Главнейшие изменения Устава Банка:

    1) увеличен основной капитал банка до 15 млн руб.;

    2) банк имел право открывать свои отделения без предварительного разрешения Наркомфина, но с обязательной регистрацией отделений в НКФ;

    3) банку предоставлено право, покупать и продавать товары за свой счет;

    4) банку разрешалось участвовать в качестве учредителя торговых и промышленных обществ. Раньше Госплан считал, что государственные кредитные учреждения должны сторониться торговых и промышленных (трестов, синдикатов и смешанных обществ) предприятий;

    5) банку давалось право выпускать как именные акции, так и на предъявителя, но с условием, чтобы совокупное число этих акций не превышало 25 % всего количества выпущенных акций, с целью участия частного капитала;

    6) непродолжительное кредитование расширено с 3 до 6 месяцев;

    7) банку присваивалось наименование «Российский Торго-во-Промышленный Банк», взамен предыдущего «Промышленный Банк».

    В короткое время банк освоил свою деятельность в государственной промышленности и занял лидирующее место в народном хозяйстве.

    Следующим после Российского Торгово-Промышленного Банка возникает в Москве Российский Коммерческий Банк, который начал осуществлять свои операции с 12 декабря 1922 г.; 19 октября 1922 г. его Устав был утвержден СТО.

    В первом параграфе Устава говорилось, что Банк открывается «для содействия торговли и промышленности РСФСР и союзных с ней Республик и для развития коммерческих оборотов их за границей».

    Эти свойства Устава устанавливались как задачи банковской деятельности и как место в Советском строительстве, которое он намечал занять.

    Этот банк, в отличие от рассмотренных, был создан исключительно на основе частных иностранных капиталов. Учредителями банка были Snrnska Ekonomie Aktiedodapet в лице шведского гражданина Олафа Ашберта. По уставу основной капитал банка определялся золотом в 10 млн руб., или 5146000 американских долларов.

    Капитал акционеров поделен на 100 тыс. акций по 100 руб. каждая. Данный капитал в 10 млрд руб. внесен полностью иностранной валютой.

    Нельзя не заметить, что действия иностранного банка разрешалось на всей территории Советской России, которое было определено кое-какими гарантиями и компенсациями в пользу Советской России. Наиболее значительными из них являлись следующие:

    1) по утверждению Устава (т. е. после 19 октября 1922 г.) Учредитель Банка привносит в доход Казны 5 % с суммы основного капитала, т. е. золотом 500 000;

    2) 10 % полностью оплаченных акций безвозмездно передаются учредителям в собственность Государственного Банка;

    3) для обеспечения клиентуры по пассивным операциям банка в наличие Госбанка должны обязательно находиться наличные деньги или государственные процентные бумаги страны с устойчивой валютой в форме золота, сумму в размере 10 % пассива, но не менее 25 % основного капитала банка;

    4) также банк был обязан на основе заявления Правления Госбанка реализовывать ему по курсу дня до 50 % свободной иностранной валюты, которая находилась в его распоряжении в момент заявления Госбанка.

    Уставом разрешалось производить все операции банком в размере операций Госбанка и на тех основаниях, за исключением эмиссионных операций.

    За кратковременный срок банк завел связи со многими кредитными учреждениями Америки и Европы. Его корреспондентами являлись около ста банковских учреждений.

    Последствия коммерческой деятельности банка оказались весьма благоприятными за первый год его существования. Чистая прибыль за 9 месяцев отчетного периода составила 139636,394 червонцев или 13,96 % на основной капитал банка.

    Кроме трех описанных Акционерных Коммерческих Банков центральной России, в период НЭПа коммерческие банки появляются и на окраинах. Так, в Чите 26 апреля 1922 г. одним из первых возник Дальневосточный Коммерческий Банк.

    Условия работы этого банка были особыми и резко отличались от условий деятельности Банков Центральной России, так как Дальний Восток в то время имел твердую валюту. Политическая, а впоследствии и экономическое объединение Дальнего Востока с остальной частью Россией. Это привело к объединению денежных систем, которая была весьма успешно проведена благодаря возникновению здоровому и быстрому росту червонца как твердой советской валюты, а также с помощью ориентации на российские рынки и решительных изменений экономических взаимоотношений Дальнего Востока в сторону сближения с Европейской Россией. Червонец получил вполне благоприятный прием и мог свободно обмениваться по Золотому паритету на свободном рынке, разменной же единицей оставалось серебро для мелких расчетов. Именно на почве твердой валюты и возник весной 1922 г. Дальне-Восточный Коммерческий Банк.

    Основной акционерный капитал банка на 1 июля 1923 г. составлял сумму золотом в 2 млн руб.

    Весьма удачными оказались последствия деятельности первого операционного года. Сумма прибыли была 26,5 тыс. золотых червонцев, а на расчет по дивидендам было потрачено 20 % прибыли.

    Постепенно Дальневосточный банк вырабатывал сеть отделений на территории Дальнего Востока. К концу 1923 г. Дальбанк имел 9 контор, агентств и отделений. На 1 января 1923 г. баланс банка равнялся 489,9 тыс. червонцев, а к 1 ноября 1923 г. баланс достиг 1 974 612 червонцев, т. е. меньше чем за 1 год вырос в 4 раза. Это очень хороший показатель деятельности банка.

    Банки коммунального типа были одним из видов акционерных банков. Их основополагающие задачи были направлены на обслуживание коммунального хозяйства. Практически все коммунальные банки основывались в начале 1923 г.

    Они учреждены на акционерных началах, причем местные исполкомы были учредителем банков, которые имели не менее 50 % акций, остальные акции принадлежали кооперации и местной промышленности.

    По Уставу основополагающие капиталы Коммунальных банков определялись от 500 тыс. руб. до 2,5 млн руб. золотом.

    Коммунальные банки являлись банками местного типа. Их основные операции:

    1) оказание кредита на расширение и восстановление жилой площади своего города и губернии;

    2) организация кредита на нужды местного коммунального хозяйства;

    3) обслуживание нужд местной промышленности и торговли.

    К 1 октября 1923 г. существовало 5 Коммунальных банков в Центральной России и 2 банка на Украине. Всего же число филиалов Акционерных Коммерческих банков, включая и Коммунальные банки, на 1 октября 1923 г. достигло около 60 по всей Республике и Дальнему Востоку, причем большая часть филиалов находилась в руках Российского Торгово-Промышленного Банка (38 контор и отделений) и Дальневосточному Коммерческому банку (9 отделений).

    Подводя результат видим, что в 1921–1923 гг. была создана Советская кредитно-банковская система. Помимо Госбанка, который был единственным эмиссионным банком страны, учреждались Электробанк для кредитования электрификации, Торгово-промышленный банк (Промбанк) для финансирования промышленности, Российский Коммерческий банк (Внешторгбанке – 1924 г.) в целях финансирования внешней торговли, Центральный сельскохозяйственный банк (Сельхозбанк). Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекобанк).

    Эти банки воплощать в действительность краткосрочное и долгосрочное кредитование, распределяли кредиты в области привлеченных ресурсов и другие банковские операции.

    Развивающееся народное хозяйство Советской России было заинтересовано в устойчивой денежной системе, иначе без устойчивой денежной системы нельзя в широких масштабах осуществлять накопление капитала, развивать торговлю и кредитные отношения. Производителям товаров необходима устойчивая денежная система.

    Они должны быть уверены в том, что полученные ими деньги от реализации их товаров не будут обесценены.

    Какой же была денежная система России начала 1920-х гг.?

    Денежная система России перед февральской революцией, несмотря на завышенный процент обеспечения банкнот, золотом, была неустойчивой в результате общей отсталости экономики страны, большой денежной задолженности и существенного дефицита бюджета государства.

    В годы первой мировой войны обмен банкнот на золото был запрещен и предусматривался выпуск кредитных билетов для финансирования государственных военных расходов. В последствии банковские билеты фактически превратились в бумажные деньги. В России возникла ситуация затяжной инфляции, которая имела негативное последствия для народного хозяйства и для рабочих являлась тяжким бременем.

    Временное правительство еще более использовало денежную эмиссию. Объем денег в обращении в октябре 1917 г. по сравнению с довоенным периодом увеличился более чем в 9 раз. К этому времени цены на хлеб возросли по сравнению с 1914 г. в 16 раз, сахарный песок – в 27 раз, на картофель – в 20 раз, на мясо – в 5 раз. Во время Октябрьской революции рубль составлял всего лишь 6 довоенных копеек.

    Кроме кредитных билетов и керенок, в обращении находились разные денежные суррогаты. В 1920 г. на территории бывшей Российской Империи обращалось свыше 2 тыс. разновидностей денежных знаков.

    Дефицит госбюджета в 1920 г. составил 1055 млрд руб. все свидетельствовало о том, что практически в России начался распад денежной системы. Перед страной возникла угроза финансового краха.

    Появлялась высокая необходимость создания устойчивой денежной системы, акклиматизированной к условиям рыночного хозяйства. Без стабильной денежной системы нельзя было перейти к развитию товарно-денежных взаимоотношений, к политике денежного обращения и государственного регулирования рынка.

    В 1922 г. правительство Советской России начало проводить денежную реформу.

    В конце 1922 г. была выпущена в обращение устойчивая валюта – червонец. Обеспечение червонца было золотом и иными легко реализуемыми ценностями и товарами. Один червонец равнялся 10 дореволюционным золотым рублям. Он был устойчивой валютой и без труда внедрялся в хозяйственный оборот.

    Реформа денежной системы осуществлялась в 2 этапа.

    На первом в 1922 г. стабилизировался рубль при помощи выпуска государственных денежных знаков РСФСР образца 1922 г. – совзнаков.

    Новый первый рубль равнялся 10 000 прежних рублей. Новые совзнаки были выпущены в 1923 г., их рубль равнялся 1 000 000 прежних руб. и 100 руб. образца 1922 г.

    На втором этапе этой реформы в феврале 1924 г. были выпущены в обращение казначейские билеты в 1, 3 и 5 руб. золотом. Кроме того, чеканилась медная и серебряная монета. Выпуск старых совзнаков был прекращен. Основной частью реформы было необходимость проведение обмена совзнаков на новые деньги в соотношении 1 руб. 1924 г. – 50 000 руб. совзнаков 1923 г. или 50 млрд руб. до деноминации 1923 г. Обмен был завершен к июню 1924 г. При осуществлении реформы удалось сократить бюджетный дефицит, а с октября 1924 г. выпуск денежных знаков для покрытия бюджетного дефицита был запрещен законом.

    Период административно-командной экономики

    Более полувека Россия жила в условиях административно-командной экономики. Основными чертами созданной в 1930-е гг. системы являлись тотальное огосударствление экономики, всеобщая бюрократизация, общественной жизни, подавление демократии и массовые репрессии.

    Если В. И. Ленин рассматривал обобществление производства с постоянной связью самоуправления и с власти народов глубоким развитием товарно-денежных отношений и рынка, то этап растущего огосударствления сопровождался попранием всех этих форм, ограничивающих отчуждение человека от политики и средств производства. Административно-бюрократическая система превращалась в некую самодовлеющую, ставя силу над обществом. Утверждение абсолютной монополии государственной собственности ограничило, социально-экономические основы свободы личности.

    В состав нового курса входила полная ликвидация остатков частного предпринимательства, которые действовали даже в суровых условиях «военного коммунизма», и особенно тех, что были реанимированы в 1920-е гг.

    Количество крестьян-единоличников и некооперированных кустарей, которые составляли 3/4 население страны, уменьшилось до 2,6 % в 1939 г., 0,3 % – в 1959 г. и было сведено к нулю в 1970 г. Буржуазия, помещики, торговцы и кулаки, на долю которых в 1913 г. приходилось 16,3 % населения, в 1928 г. составляли 4,6 %, а в 1939 г. полностью отсутствовал.

    Имущество частных предпринимателей, не беря в расчет личное подсобное хозяйство колхозников, служащих и рабочих, равнялось в 1924 г. 65 % стоимости основных фондов страны, а в 1937 г. – только 1 %.

    Доля социалистического хозяйства в продукции промышленности выросла с 76,3 % в 1924 г. до 99,8 % в 1937 г. и 100 % в 1976 г. В валовой сельскохозяйственной продукции – соответственно с 1,5 % до 98,5 % и 100 %; торговых предприятий в розничном товарообороте (также общественное питание) – с 47,3 % в 1924 г. до 100 % в 1937 г. Получила огромное развитие «теневая экономика».

    Официальное устранение частного предпринимательства стало объективным фактом. Осуществлялся переход частной собственности в руки государства, составлявший 2/3 стоимости основных производственных фондов.

    Быстрый рост государственного предпринимательства остро поставил проблему управление кадрами. 30-е гг. стали периодом стремительных сдвигов в структуре экономики страны. В итоге растущей индустриализации появилось более 8 тыс. крупных промышленных предприятий. Совокупное число рабочих и служащих возросло с 10,8 млн в 1928 г. до 31,2 млн в 1940 г., в том числе промышленных рабочих – 3,1 до 8,2 млн в строительстве – с 0,6 до 1,9 млн, в совхозах и других государственных сельскохозяйственных предприятиях – с 0,3 до 1,5 млн человек. В составе рабочих в промышленности резко увеличивалось число управленцев. Этому процессу свидетельствуют данные о увеличении инженерно-технических трудящихся со 119 тыс. 1928 г. до 932 тыс. в 1940 г. и служащих в промышленности – с 236 до 768 тыс. соответственно. По официальным данным, в начале 1941 г. общее число «руководящих работников и специалистов» советской промышленности составило 5,89 тыс. человек, в том числе в заводских управлениях работали 1,38 тыс., а остальные в цехах.

    По словам историков, появляется «класс начальства». Особым значением для его развития являлось введение с конца 1929 г. метода о едином начале на предприятиях и других структурных подразделениях советского общества. Создается новый тип руководителя, способный добиваться результатов любой ценой, даже с применением насильственных методов и грубого принуждения.

    Сформированная в 1930-е гг. коллективизация сельского хозяйства не имела общих черт с кооперированием, так как не были выполнены два основных требования при кооперировании: экономическая самостоятельность участников и добровольный характер, о котором говорили и Ленин, и практики и теоретики кооперативного движения.

    Надо подчеркнуть и тот факт, что кооперация сельского хозяйства, существовавшая в дореволюционной России, почти полностью была ликвидирована, а ее участники и теоретики были репрессированы.

    В итоге формирования деятельности командно-административной системы государственный предприниматель конформист, зависевший от приказов вышестоящего руководства, повлек значительный ущерб организации производительных сил страны. Появилась система партийно-государственной номенклатуры кадров, заменившая дореволюционный «Табель о рангах». Попав в номенклатуру, большинство государственных предпринимателей, чтобы удержаться в ней, делали все от них зависящее (праведное и неправедное).

    Благодаря усилиям нескольких поколений российского народа, их самопожертвованию и героизму, не взирая на тяжелые материальные условия и репрессии, зародилась база развитой индустриальной экономики, что позволило нам победить фашизм, а затем восстановить разрушенное народное хозяйство.

    Большинство хозяйственных кадров, бывших крестьян и рабочих, тратили все свои силы на осуществление поставленных перед ними задач, а также верили идеалам социалистического общества. Для многих из них личной трагедией были условия, сложившиеся в командно-административной системе. Царствование бюрократической олигархии, в конце концов, привело наше общество к кризису.

    Чтобы преодолеть кризис, была необходима перестройка всех сфер общественной жизни, создавший условия современному развитию советского предпринимательства.

    Но прежде чем перейти к характеристике этого этапа, полезно ознакомится с опытом, который накоплен западными предпринимателями.

    4. Опыт развития западного предпринимательства

    В 1970—1990-е гг. происходили и происходят значимые изменения в жизни общества. По мнению специалистов, эти изменения характеризуются тремя направлениями:

    1) изменениями самой эпохи;

    2) сдвигами, происходящими в экономической среде;

    3) появлением новых социальных структур и новыми особенностями управления обществом связанные с ними.

    В этот период нарастает мировой процесс интернационализации хозяйственной жизни, способствующей усилению специализации, международного разделения труда, ускорению экономического развития, повышению качества уровня жизни. Возникают новые потребности и методы их удовлетворения.

    Одновременно этот процесс несет с собой и опасности большой нивелировки, усреднения жизненных принципов. Очень остро такие противоречия проявляются в области культуры.

    Поэтому наравне с интернационализацией наш мир представляет национальные движения как в развивающихся, так и в развитых странах мира. В нашей же стране национальная проблема привела к окончательному краху «имперской» системы и не сегодняшний день угрожает единству России.

    Предприятия, испытывающие воздействие растущей интернационализации, несут в себе и методы решения этих острых проблем. По опыту Запада, именно предприятия представляют собой основу развивающегося единого экономического пространства. В них человечество может найти эффективный способ решения многих глобальных вопросов современности.

    Иным фактором кардинально меняющим общий облик мира и прежде всего экономическую среду, является научно-техническая революция (НТР).

    Прорывы в технике и способах производства относятся к экономической истории человечества. В условиях современности они быстро ускоряются и вносят в экономику Запада качественные изменения. На сегодняшний момент совершается переход от промышленного общества, которое возникло в ходе переворотов XVIII–XIX века, к новому информационному типу общества. В связи с этим значительно меняются соотношения между производством продукта и знанием, роль различных фаз общественного воспроизводства, характер труда, структура производства, его управление и многое иное.

    Примером явлений НТР, которые приводят к значимым модификациям социально-экономического фундамента современного общества на Западе, может быть интенсивный отток работников в сектор услуг из отраслей материального производства. Так, в Швеции, Великобритании, Нидерландах, Франции число работников сферы услуг в общей численности населения уже к концу 1980-х гг. превысило 60 %, в США – 72 %. Тенденция перехода в сферу обслуживания сохранялось в 90-е гг. и очевидно, будет продолжаться и в будущем. Например, в США ожидалось, что к 2000 г. доля работников в промышленной сфере экономики снизится до 11 %, а к 2030 г. – до 3 %. Во Франции в 2000 г. общее число самодеятельного населения будет приходиться на долю сферы услуг примерно 73 % работников.

    Другим фактом, связанным с НТР, является усиление роли предприятий, которое способствует изменению их структуры, создает необходимость появление нового типа предпринимателя, которое ориентируется в современных потребностях общества, обладает новыми знаниями и отвечает требованиям, предъявляемым в настоящее время обществом к участникам экономического процесса.

    Под влиянием происходящей в мире глобализации, а также сдвигов, порождаемых НТР, развивается социализация западного общества. Доля стоимости, производимой в хозяйстве, перераспределяется с помощью разных механизмов на потребности общества в целом или по отдельным категориям населения.

    Эта тенденция хорошо видна на уровне предприятий. На сегодняшний день предприятию уже мало иметь только четко организованную финансовую, технологическую и инвестиционную политику. В современных условиях без социальной политики ни одно предприятие не может успешно существовать и функционировать. Опыт показывает, что отсутствие социальной политики пагубно сказывается на предприятии.

    НТР открыла много новых возможностей для деловых начинаний, но одновременно с этим обостряется борьба конкурентов, изменяется культурная среда в связи с ростом уровня образования и подготовки кадров, появляются новые профессии, качественной эволюцией ценностей в современном обществе.

    Основные изменения, которые происходят в западном движении предпринимательства под влиянием нижеперечисленных факторов.

    1. Главным из многих изменений является своеобразный бум предпринимательства, продолжающийся уже несколько десятилетий. Нынешняя волна предпринимательства, в первую очередь, охватившая США, распространилась на Западную Европу, Японию и на прочие новые индустриальные страны. Это говорит о том, что в основе указанной тенденции лежат не только черты, присущие одной стране, а совокупность объективных факторов развития экономики цивилизованного общества.

    Примером могут быть такие страны, как США, Италия, ФРГ, Франция и некоторые другие.

    В США из 18 млн поставленных на учет предприятий всех типов (за исключением сельскохозяйственных) свыше 13 млн образовались в последние десятилетия. В США в течение последнего десятилетия каждый год возникало по 600 тыс. новых организаций, из которых примерно 2/3 реально осуществляли значимые операции.

    Во Франции в 1952 г. число предприятий, действующих в строительстве, промышленности и общественных работах, равнялось 554,4 тыс., ачерез 20 лет оно увеличилось до 1461,1 тыс. Особенно быстрые темпы создания новых предприятий были в 1980-е гг.

    Примерно такая же динамика была в последние годы и в Англии, Италии, ФРГ и в иных странах. Основным показателем увеличения предпринимательского движения является рост числа миллионеров.

    Кпримеру, в 1990-е годы в США насчитывалось свыше 2 млн миллионеров.

    2. 1970—1990-е гг. были временем стремительного роста и увеличению мощи крупных промыпшенных объединений, имеющих за рубежом дочерние предприятия.

    В 1990-е гг. по данным ООН транснациональных корпораций (ТНК) было более 13 тыс. В настоящее время они играют важную роль в большинстве промышленных сфер производства. В начале 1990-х гг. на долю предприятий ТНК приходилось примерно половина стоимости ВНП Запада.

    Они производят около 50 % товарного экспорта и 90 % экспорта капиталов стран Запада.

    В 1980-е гг. ТНК продолжали расширять сферу деятельности, завоевывая все новые отрасли мировой экономики – страховые и банковские операции, прочие секторы кредитной системы, сферу услуг, туризм.

    Крупные ТНК возникали не только на Западе и Японии, но и в таких странах, как Австралия, Канада, в Республике Корея и в прочих «новых индустриальных странах». Все эти страны стремительно образовывают сеть своих филиалов по всему миру (также и в России).

    3. В начале 1980-х гг. получает развитие новая организационная структура, основание которой составляют промышленные банки и концерны. Растет объем капиталов, которые контролируются ведущими промышленно-финансовыми группами («руководящим ядром» сегодняшней экономики Запада).

    4. Средние и мелкие предприятия, которые в прошлом часто в пользу идеологизированной схеме о преобладании монополий – объявлялись ликвидированными, в жизни показали устойчивость и живучесть. Вместо ожидаемого исчезновения малых фирм в результате роста ТНК на Западе и интеграционных процессов наблюдается громадный предпринимательский бум.

    А ведь его основа представляет ренессанс мелкого и среднего предпринимательства.

    Большинство средних и мелких фирм во всех западных странах являются единоличными владениями. Они находятся в собственности отдельных индивидуальных предпринимателей или их семей.

    В США из 18 млн фирм 99 % являются формой малого бизнеса. По американской статистике, к нему принадлежат фирмы с общим числом рабочих до 500 человек, в том числе предприятия мелкого бизнеса с количеством работающих до 20 человек.

    Используемые в различных странах критерии средних и мелких предприятий отличаются друг от друга. Например, в Англии мелкими являются фирмы с численностью менее 200 занятых, а в строительных фирмах – не более 25 занятых.

    Существенным показателем значения среднего и мелкого семейного бизнеса является его роль в народном хозяйстве. Поэтому около 40 % ВНП США составляет доля малого бизнеса. В ФРГ, с числом действующих 2,1 млн мелких и средних фирм, на которые приходятся 2/3 ВВП, в них заняты 2/3 всех рабочих в хозяйстве страны. На 1 января 1987 г. по официальным данным во Франции на средних и мелких предприятиях трудились 52,4 % всех работающих в промышленности, 81,4 % занятых в сельском хозяйстве и строительстве, 78,2 % – в торговле, 28,6 % – на транспорте, 13,7 % – в сфере финансовых услуг. В общей сложности на средних и мелких французских фирмах работало около 11,5 млн человек.

    Доля их инвестиций равнялась 48 %, в торговом обороте – 60,2 %, в экспорте – 49,6 %.

    Естественно, возникает вопрос: почему, несмотря на увеличение гигантских транснациональных фирм, сохраняется такое большое значение мелкого и среднего предпринимательства?

    Причем «секретов», разумеется, несколько. Специалисты считают, что наиболее значительную роль имеет «созидательная концепция», находившаяся в основе семейного дела и в целом мелкого бизнеса. Он станет «долгожителем», по мнению специалистов, в случае, если мелкие предприятия обеспечат выпуск продукции высокого качества.

    Еще один «секрет» состоит в уважении к людям – как со стороны персонала предприятия, так и со стороны потребителей его продукции. По мнению предпринимателей, залогом успеха является постоянный диалог с людьми, изучение потребностей, стремлении максимально удовлетворить их.

    Большое значение имеет широкое развитие специализации. На основе специализации мелкий бизнес находит на рынке свою «нишу».

    Во всех странах мелкий бизнес в определенной мере ограничивает остроту проблемы безработицы. И в этом состоит главный элемент опыта Запада, который нужно использовать.

    Например, только в США за период 1980-х – начала 1990-х гг. предприятия с численностью рабочих менее 20 человек образовали 60 % новых рабочих мест, в основном в сфере услуг. За это время малые фирмы обеспечили работой 25 млн человек, в это время крупные корпорации уменьшили число рабочих почти на 3 млн человек.

    Непременным условием специализации является техническая модернизация мелких предприятий.

    Мелкий бизнес выступает в качестве пионера на осуществление разработки новой технологии – «технологии информации».

    Западный опыт показывает, что мелкий бизнес является очень эффективной экономической формой управления, а также проверки эффективного развития любых инноваций.

    Большая гибкость, скорость реакции на изменение рыночных условий, отсутствие твердой регламентации научного поиска и работы производства, обширные возможности личной инициативы и разумный риск – таковы, по мнению специалистов, совокупные методы успеха малых предприятий.

    Таким образом, предприниматель мелкого бизнеса является неким символом всего предпринимательства, получившего на Западе особое значение во всех сферах жизни социальной экономики. На Западе отлично понимают будущее развитие общества, зависящие во многом от подготовки кадров средних и мелких фирм. В последние годы этому уделяется большое внимание. Созданы сотни специальных центров и школ, готовящих предпринимательские кадры. Издается разнообразная учебная и научная литература.

    Рассмотрим некоторые виды предприятий и правовую структуру западных стран.

    В предпринимательском праве Запада существует две основополагающие группы предприятий – партнерские и единоличные. Каждая из них имеет конкретные различные правовые формы. Так, единоличные предприятия часто существуют в виде «простых обществ». В принципе, это переходные формы по типу партнерских предприятий. Существует две основные группы партнерских предприятий: объединения капиталов (компании) и объединения лиц (товарищества). Кооперативные предприятия обычно выделяют в отдельную группу, получившие широкое распространение в ряде стран Запада.

    На Западе по правовой структуре предприятия подразделяют на кооперативные, единоличные («простые общества») и партнерские (товарищества и компании).

    На Западе в любом хозяйствовании первичной фирмой считаются единоличные предприятия. В их состав входит большинство действующих предприятий. К примеру, в США в начале 1990-х гг. из 18 млн зарегистрированных сельскохозяйственных предприятий 10 млн были единоличными владениями и 4,5 млн – корпорациями и партнерскими фирмами, с применением наемного труда.

    Чистая форма товарищества (объединения лиц) имеет различные правовые формы. Как в дореволюционной России, так и в современной Европе Запада очень распространены коммандитные товарищества и открытие торговых и полных товариществ.

    В открытых торговых и полных товариществ их члены несут неограниченную, солидарную и личную ответственность, т. е. они отвечают всем своим личным имуществом, покрывая долги товарищества. Когда лица вступают в уже существующее общество, они также наряду со старыми членами общества несут ответственность по всем обязательствам, даже за те которые возникли до их вступление в общество. В случае выхода одного из членов общества, за ним закрепляется неограниченная ответственность за все задолженности, которые возникли при его членстве в обществе, на срок пять последующих лет. Такая практика существует в ФРГ, Швейцарии, Австрии и ряда прочих стран.

    В коммандитных товариществах другой принцип ответственности. У них ответственность разделяется между двумя членскими группами. Некая их часть, как и в открытом торговом товариществе, отвечает по долгам общества всем своим имуществом. А вторая часть отвечает лишь в рамках своего вклада в уставной капитал.

    В связи с появлением новых форм организации предпринимательской деятельности в XX в. часть коммандитных товариществ начали превращаться в акционерные компании.

    В XX в. (особенно в последние десятилетия) среди таких новых форм в странах Западной Европы весьма характерны две формы – акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Под кооперативом, который выделяли на Западе в отдельную группу, обычно понимается деятельность общество, которая направлена в основном не на получение прибыли, а на содействия и оказание помощи членам общества.

    На практике большинство западных кооперативов на сегодняшний день стали крупными высокодоходными предприятиями, играющие главную роль в ряде секторов народного хозяйства.

    Разнообразие организационных и правовых и форм предприятий говорят о плюрализме западного предпринимательства. В тот же период такой плюрализм включает в себя и плюрализм форм собственности.

    Сейчас реально существуют следующие формы собственности: государственная, коллективная (групповая, в том числе и кооперативная) и частичная. Важное и ведущее место занимает форма частной собственности. Об этом свидетельствует важная роль единоличных предприятий. Она, можно сказать, является классическая форма частной собственности. В область частной собственности включаются также некоторые объединения лиц и многие компании, например, общества с ограниченной ответственностью.

    Значительное количество акционерных компаний следует отнести к форме групповой, коллективной собственности. К ней можно отнести и ряд кооперативов, а также большинство предприятий, принадлежащих муниципалитетам.

    Издавна государственная собственность имела важнейшее место в значительной жизни Запада. Однако в этой сфере в последнее время осуществляются значительные изменения, связанные с приватизацией западной экономики – уменьшается часть государственного сектора.

    В тот же период роль государства как средства, которые создают для бизнеса благоприятные условия, стала возрастать. На Западе государство выступает в качестве инвестора, координатора всей экономической активности, организатора научных исследований.

    Остановимся на характеристике отдельных особенностей западного предпринимателя. Их учет имеет важное значение при создании нового российского предпринимательства.

    В условиях увеличивающейся конкуренции для предпринимателей как руководителей и организаторов производства растет значение управления «человеческими реформами».

    Западными предпринимателями формируется «новая глобальная стратегия», целью которой является повышение материальной и моральной заинтересованности работника, привлечение его к активному участию в управлении производством, повышение мотивации к труду и степени удовлетворенности его результатами. В этой сфере опыт японских предпринимателей получил огромную известность.

    В последние годы главное место в деятельности многих компаний Японии принадлежит специфической системе организации труда рабочих с названием «кружки контроля качества». В конце 1962 г. были созданы первые такие кружки на предприятиях и крупных машиностроительных компаний. Кружком является группа состоящая обычно из 8—10 человек, занимающаяся непосредственно на рабочем месте. Главные задачи кружка состоят в обучении членов общества, в поиске, изучении и решении практических задач. Кружок создается на основе принципа полной добровольности.

    Группа человек в кружках при работе совместно с управляющими и специалистами участвует в решении производственных проблем, на практике осуществляя менеджмент, основанный на участии. Пропаганда кружков качества заключается в реальном воплощении широко действующего в нынешней Японии лозунга: «каждый занятый – управляющий».

    С уверенностью можно сказать, что за последние два десятилетия резкое расширение позиций Японии на мировом рынке в большей степени получено за счет активного применения кружков качества, свидетельствующее об ускорении процесса развития производства, разработка и практическое внедрение прогрессивных инновационных технологий, увеличении производительности труда, повышении качества производимой продукции. Увеличилась материальная и моральная заинтересованность участников производства в итогах своей деятельности.

    Значительные формы в Финляндии приобрела политика управления предпринимателей «человеческими ресурсами». Лозунгом патроната страны стал: «антропоцентрическая рыночная экономика», т. е. рыночного хозяйства, где центральное место занимает человек. На сегодняшний день главным для представителей финского патроната является достижение «освоения человеческого фактора», так как в современных условиях предпринимательская деятельность основывается в большей степени на капитале, находящийся в человеческом мозге, чем в традиционном капитале. Поэтому работающих привлекают к максимальному участию в деятельности фирм, выдвижению своих идеи, а руководство фирм – к созданию стимулов и вознаграждений, поддержании духовного роста и отношению «человек-человек» вместо отношений «человек-машина».

    Маркетинг на сегодняшний день является популярным направлением предпринимательской деятельности на Западе.

    «Интересы клиента превыше всего» – это одна из главных аксиом западного предпринимательского хозяйствования. Однако ориентация на потребителя не появляется сама по себе даже в рыночных условиях. Она будет реально действующим принципом только на фоне продуманной деловой стратегии, осуществляющих организационно-управленческих методов и концепций. Их общее количество является маркетингом, который представляет собой ключевую проблему предпринимательства Запада. Удовлетворение потребностей клиента – залог успеха. В противном случае предприятие ждет банкротство.

    В условиях экономики рынка выживает только производитель, который может продлить нужды потребителя. Следовательно, основа маркетинга – изучение потребностей людей, их эволюции, способы удовлетворения новых нужд, закономерностей формирования, разработка определенных программ производственно-коммерческой деятельности.

    Этики бизнеса основана на честности и порядочности в деловых отношениях. Государство способствует утверждению этих принципов. К примеру, в США были законы и некоторые акты, регулирующие отношения граждан и предпринимателей.

    Важную роль в разработке и осуществлении норм этики имеют сами предприятия и их объединения.

    Многие предприятия разрабатывают свои этические кодексы. Разработаны и действуют так называемые «исковые», или отраслевые, кодексы, на основе которых, отраслевые фирмы следуют одинаковым этическим нормам.

    Также западному бизнесу присущи и недостатки.

    За последние 10–20 лет растет коррупция, как в сфере государственного, так и в мире частного бизнеса. В странах Запада ведется коррупционная борьба, с активным участием предпринимателей и их организаций.

    Изучая историю российского предпринимательства, была выявлена такая черта, как интенсивное участие в разнообразной благотворительной деятельности, которая стала традицией предпринимателей в России.

    Такая традиция наблюдается и у предпринимателей Запада. Например, во Франции существует общенациональная Ассоциация развития меценатства промышленников и коммерсантов. Ее расходы на поддержку культуры в 1985 г. были выше 350 млн франков.

    Распространено меценатство и в США. В 1989 г. на основе печатной оценки объем филантропических даров в США превысил 4,75 млрд долларов, что превышает совокупную сумму расходов 1989 г. во всех иных странах Запада. В США, наверно, не существует ни одного университета, в финансировании которого не участвовал бы в той или иной форме какой-нибудь состоятельный предприниматель.

    Для предпринимателей Великобритании, по данным английских авторов, основным направлением спонсорской деятельности является спорт. На его долю приходится 90 % всех филантропических даров.

    Рассмотрим национальную специфику западного предпринимательства в четырех странах – США, Японии, Нидерландах и Франции.

    В США четко прослеживаются особенности предпринимательства, где оно достигло неких «классических» параметров. Опыт США распространился на другие страны мира.

    Предпринимательский статус США, общественные представления о нем, оценка его действий являются высокой престижностью бизнеса, уважения к нему абсолютным авторитетом деятельного и активного человека, умеющего зарабатывать. Бизнесмен в США – доходная и престижная профессия, желаемая большинству новорожденных. Достичь экономического успеха, иметь состояние, укрепить свою независимость и самостоятельность – таково краткое изложение «американской мечты», вдохновлявшей американских предпринимателей. Культ богатства получил в стране крайне обширное распространение.

    Во Франции социально-психологическая атмосфера имеет существенные отличия от американской.

    Французские предприниматели так же стремится к большому получению денег, как и американцы, но они не афишируют свою деятельность, не превращают ее в так называемый культ богатства. Ограничивающей чертой является представление о чести сословия.

    У предпринимателей Нидерландов своя философия бизнеса. В фирмах этой страны, как и в нидерландском обществе, неприемлем сам принцип какого-либо формального или неформального давления.

    Престижность предприятий, способы их действий основаны на правилах консенсуса между всеми участниками процесса экономики и общественной жизни. В обществе приветствуется объективное, внимательное, уважительное отношение к полученным соглашениям. Здесь не применяются санкции, которым подвергаются нарушители соглашений в США.

    В Японии, по исследованиям специалистов, имеются значительные отличия от американского или западногерманского опыта. Для Европы характерны индивидуализм, «консюмеризм» и парламентская демократия. Стратегий в экономике здесь является «воля потребителя» и «право на прибыль предпринимателя».

    А в Японии действия их предпринимателей осуществляются не с помощью гонки за личным обогащением, а с помощью призывов бороться против «опасности для японской нации» или лозунга единства всего японского, прославления дисциплины, «чувства иерархии».

    Издавна человек в Японии не был наделен суверенными правами. Основным принципом было осознание каждым человеком своего места в ячейке общества – семье, производстве, фирме, государстве. Коллективные интересы всегда ставились и ставятся выше личных.

    Но в то же время коллектив, фирма, производство, государство принимают в жизни каждого отдельного человеческого индивида весьма активное участие.

    В связи с этим японский менеджмент направлен на максимальное развитие способностей человека, на эффективное их использование, на мотивацию у персонала потребностей непрерывно учиться и на побуждение желаний применять полученные знания на производственной практике.

    При характеристике методов и тактики японских предпринимателей, обратим внимание на такое явление, как некая «тойотизация Запада». «Тойота» – крупная компания Японии, которая успешно конкурирует на внутреннем рынке США с американскими автомобильными гигантами.

    «Тойотизация» в узком смысле означает использование бригадной организации труда, которая увеличивает ответственность каждого работника и его совместную эффективность, внедрением безукоризненной, жесткой и точной системы поставок предприятия всем необходимым и сбыта его продукции, делающей складское хозяйство излишним, а также резко сокращает потери всего производства за счет личных усилий его участников.

    «Тойотизация» в широком смысле – это совокупность средств и направлений деятельности всех японских фирм, использование которых приводит к «японизации» мира. Существует масса примеров экспансии предпринимателей Японии.

    Существуют примеры другого характера, на которые полезно обратить внимание российским предпринимателям.

    Первый пример связан с учебой японских предпринимателей. Сегодняшние Японцы самые прилежные и активные ученики в американских школах бизнеса. Среди иностранных студентов они вышли на лидирующее место во всех школах бизнеса в США. За пятилетие 1988–1992 гг. число японских граждан, получивших после окончания бизнес школы звание делового магистра, увеличилось в три раза. Главная цель обучения в США – это способность хорошо знать своего конкурента.

    Второй пример – деятельность японских предпринимателей связанная с благотворительностью, в последние годы переживает бурный рост. В 1989 г. соответствующие расходы фирм Японии достигли около 1 млрд долларов. В 1990 г. был создан клуб «одного процента», т. е. компаний, которые до уплаты налогов на филантропические расходы выделяют не менее 1 % своей прибыли. У «Тойоты» 1 % равнялся в 1991 г. 540 млн долларов.

    Сейчас не только США и Япония, но даже такие страны, как ФРГ, уделяют большое внимание профессиональной подготовке персонала предпринимателей, технического состава и рабочих, глубокому внедрению современного менеджмента и исследованиям сегментации рынков с помощью маркетинга.

    В последние десятилетия в развитии западного предпринимательства произошли качественные сдвиги – это рост значения предпринимательства в решении наиболее значимых проблем своих стран. Таким образом, российскому предпринимательству, только начавшему свое зарождение в новых социально-экономических условиях, есть чему поучиться у своих западных коллег предпринимательской деятельности.

    5. Предпринимательство России

    Современный этап в российском предпринимательстве начинается с перестройки российского общества, осуществляющейся с середины 1980-х гг. и продолжающейся уже свыше 12 лет, которые имеют для российского предпринимательства поистине судьбоносный характер.

    В этот период, особенно в начале 1990-х гг., происходят кардинальные изменения в обществе по отношению к предпринимательской деятельности и частной собственности. Запрет на частную собственность происходил около 70 лет. После этого впервые государство признает ее равные права со всеми иными формами собственности и декларирует свободу предпринимательской деятельности.

    Осуществляется ряд значимых законодательных актов, являющихся основой новой смешанной экономики с характерным плюрализмом форм собственности и организационных структур. Начинается стремительный процесс их развития.

    В начале 1990-х гг. Верховным Советом СССР и Российской Федерации были приняты десятки новейших постановлений и законов, затрагивающих вопросы предпринимательства.

    В декабре 1990 г. был принят закон «Особенности в РСФСР», по которому впервые частная собственность была признана равноправной наряду с муниципальной, государственной и собственностью общественных объединений.

    Закон допускает «складку» имущества и создание предпринимательских объединений: «предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами Союза ССР».

    В течение 1991 г. приняли ряд прочих важных законов, которые определяли не только общие права предпринимателей, но и определенные способы формирования предпринимательства в России.

    Например, закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» установил организационно-правовые основы изменения отношений собственности на средства производства для целей создания социальной ориентированной, эффективной рыночной экономики.

    В 1992 г. на основе закона учреждалась государственная программа приватизации, в которой имелись задания на текущий год и прогнозы на два последующих года.

    Приняты также законы «Об иностранных инвестициях в РСФСР», «Об ограничении монополистической деятельности», «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и многие другие.

    На основе этого была создана юридическая среда для проявления собственной инициативы и роста предпринимательской деятельности.

    Преобразования в правовой сфере увеличили активность в сфере создания акционерных обществ и иных видов предприятий.

    В Государственный реестр стран к маю 1991 г. было внесено 700 обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ (477 ООО и 223 АО). Количество частных коммерческих банков в конце 1991 г. было свыше 1300.

    Еще недавно было много ожесточенных споров в вопросе о биржах. Значительная доля общества категорически отвергала их надобность, не допуская даже мысли о возможностях организации бирж.

    1990 г. в этой сфере произошли революционные изменения. Вопрос о биржах перешел границы теоретических дискуссий и приобрел значимость на практике.

    Первая в стране Московская товарная биржа (МТБ) была зарегистрирована 19 мая 1990 г. МТБ – рынок, где осуществляется оптовая торговля товарами по стандартам и образцам. На товарных биржах производятся только массовые сделки купли-продажи однородных товаров, таких как сахар, зерно, металл, хлопок и т. п. Это основывается на том, что продавец может вступать на биржу без реального товара, а покупатель – без наличных денег.

    Через пару месяцев сформировалась Московская товарно-сырьевая биржа (МТСБ). В ноябре 1990 г. было объявлено об организации в Москве двух фондовых бирж – Московской международной фондовой биржи (ММФБ) и Московской центральной фондовой биржи (МЦФБ).

    Фондовая биржа представляет собой рынок ценных бумаг (акций и облигаций), являющихся предметами купли-продажи по курсу цен, регистрируемых на фондовой бирже. На 29 ноября 1991 г. количество бирж составляло 520, а в апреле 1992 г. в газетах говорилось о 800 биржах в пределах бывшего Союза. В одной Москве к тому времени существовало 80 бирж.

    Однако создаваемые биржи еще далеко не являлись биржами в их классическом виде. Необходима была долгая работа по улучшению деятельности и организации бирж.

    В январе 1992 г. был осуществлен начальный шаг на пути к рыночной экономике – на большинство товаров и услуг было освобождение цен, в основном упразднена централизованно-фондовая система осуществлявшая распределение ресурсов. Решением этой задачи было одновременное осуществление приватизации государственной собственности в торговле, промышленности, сфере услуг и пр.

    Освобождение цен при условии сохранения предельной монополизации производства в итоге привело к быстрому росту всех без исключения цен: к концу 1992 г. примерно в 100–150 раз по сравнению с ростом средней зарплаты в 10–15 раз.

    Так как на практике либерализация цен далеко отстранилась от приватизации, то большинство граждан, чьи скудные сбережения оказались фактически конфискованными государством, а также устранялись из хода приватизации. В виде компенсации они бесплатно получили ваучеры (приватизационные чеки), которые с весны 1993 г. можно было вкладывать в акции определенных предприятий. В это время в стране резко увеличилось властями неконтролируемая скупка ваучеров у населения, цены которых были в 2 и более раз ниже официальной стоимости в 10 тыс. рублей, состоятельными людьми, иностранцами, частными банками, мафиозными группами.

    В январе 1991 г. осуществлялась аграрная реформа. Реформа предусматривала полное признание на землю частной собственности, включая право на ее продажу и куплю; изменение системы закупок сельскохозяйственной продукции; реорганизация колхозно-совхозной системы с необходимостью ликвидации убыточных хозяйств; меры по государственной поддержке крестьянских хозяйств (фермеров), переработки аграрной продукции, созданию системы агросервиса. В перспективе на ближайшие годы было увеличение крестьянских хозяйств более чем в 15 раз, т. е. чтобы их количество достигло полумиллиона.

    В реальности реформы в сельском хозяйстве были осуществлены. К 1996 г. в России действовало около 300 тыс. фермерских хозяйств (по плану бьшо 500 тыс.) одни из них образовываются вновь, другие ликвидируются (в 1995 г. из 36 тыс. созданных хозяйств закрылось 26,8 тыс.). Занимая в 1994 г. более 5 % земли, фермерские хозяйства собрали лишь 5,1 % зерна, 3,5 % сахарной свеклы, 1,5 % мяса, 1,5 % молока, 1,5 % мяса, Более того, многие тысячи фермерских хозяйств зарастали сорняками и вообще не обрабатывались. Не оправдался и заявленный лозунг «Фермер накормит страну».

    Россия, обладая большими потенциальными способностями в производстве продуктов питания, в ходе реформ превратилась в «Международную побирушку». В России за последние годы потребление продуктов питания на душу населения сократилось почти на треть и скатилось до уровня голодающих стран мира. Во время застоя наша страна по этому показателю находилась на 7-м месте в мире, а теперь оказалась на 39-м.

    В ходе правительственных актов пробуждалось создание мелких фермерских хозяйств, к выходу крестьян из совхозов и колхозов для осуществления производства в других организационно-правовых структурах.

    Фермерское движение имело право на полноправную организацию в АПК.

    Все же правительство, прежде чем приступить к осуществлению аграрной реформы, надо бьшо учитывать тот факт, что организация фермерских хозяйств – весьма дорогое дело и практически невозможна для ослабевшего государства.

    Чтобы фермерское движение было успешно в своем развитии, необходимо бьшо произвести большую и дорогостоящую предварительную работу: для будущих фермерских хозяйств создать специализированный парк сельхозмашин, а также отделы, которые будут обеспечивать фермеров семенами, горючим, удобрениями, химикатами по доступным ценам. Не разрешились такие проблемы, как обучение фермеров в школах и на специальных курсах и организациях фермерских хозяйств по сбыту продукции.

    Ни у государства, ни у владельцев созданных фермерских хозяйств не имелось необходимых капиталов для успеха хозяйствования в новых условиях экономики.

    Это и явилось главной причиной провала фермеризации АПК. Тридцатилетнее влияние оказало принудительно-административный, недемократический характер преобразований, которые проводятся правительством без учета мнения самих агропромышленных работников. Ведь «сверху» совхозам и колхозам предписывалось, невзирая на их желания, в течение года (до 1 января 1993 г.) обрести новую организационно правовую форму.

    Виновных лиц за нарушение сроков реорганизации могли привлечь к ответственности. Такие действия властей в отношении работников были уж очень сильно схожи с печально известной фирмой по осуществлению сплошной коллективизации в 1930-е гг. Отличие в том, что тогда вся коллективизация проводилась под лозунгом ликвидации кулачества как класса, а на сегодняшний день – фермеризации под лозунгом ликвидации совхозов и колхозов, «изобретенных» большевистской властью.

    Следует заметить, что если 60 лет назад в крупные коллективы объединялись мелкие крестьянские хозяйства, то сейчас идет обратное явление – совхозы и колхозы, как крупные хозяйства, должны ликвидироваться, а на их основе планируется формирование сотни тысяч мелких крестьянских фермерских хозяйств.

    Приватизация в России началась в 1991 г., когда был принят закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР».

    Осуществленная в России приватизация, в большинстве случаев, фактически была лишь формой для образования акционерных обществ, скрывающих корпоративную систему отношений собственности, когда банки, госаппарат и администрация компаний фактически стали безраздельными хозяевами бывшей собственности государства.

    Трудовой коллектив если и получал на руки некую часть акций, то они либо были «безголосыми», либо прикрывали бесправие трудового коллектива, ибо за компанией коллективного владения акциями не скрывалось действительного экономического содержания коллективного присвоение к распоряжению средствами производства.

    Говоря о формальной стороне дела, то провозгласив в Законе о приватизации (1991 г.) образование предприятий с разными формами собственности, в государственной программе приватизации в 1992 г. российским правительством предусматривалось образование на основе государственных предприятий только открытых акционерных обществах.

    Основанием такого решение было, во-первых, создание закрытого АО, которое ведет к созданию коллективной собственности, каковая была заведомо неэффективной, и, во-вторых, ЗАО не оставляет никаких долей в собственность государства для «народной приватизации» с помощью ваучеров. Данные приватизационные подходы представляют собой отход от широко декларировавшейся приверженности экономическим принципам «цивилизованных стран». Реально, в ходе приватизации крупнейших государственных корпораций во Франции и в Англии создавались именно АО открытого типа. Именно эта хозяйственная форма была предназначена для такого рода сверхкрупных экономических структур. Для основной массы предприятий, они являются АО закрытого типа или товариществами с ограниченной ответственностью. Например, в США, среди американских корпораций часть АО закрытого типа достигает 99,6—99,7 %.

    Таким образом, поспешно-принудительный характер акционирования обеспечивает только смену организационно-правовой формы организаций, почти ничего не добавляя к стимулам трудовой или предпринимательской активности.

    Трудовым коллективам были установлены три варианта льгот при акционировании государственных предприятий. Варианты были образованы таким образом, чтобы не было концентрации контрольного пакета акций в руках трудового коллектива.

    При акционировании ни по одному из вариантов льгот не создавались принципы для передачи организаций в коллективную собственность.

    Избранные формы и результаты приватизации говорят о том, что программа приватизации обеспечивала не столько благоприятные условия для частного бизнеса, сколько дешевое и быстрое перераспределение имущества государства с сомнительными характеристиками.

    Партнерская сомнительность проявляется в том, что капитал государственных предприятий не подлежит продажи, а искусственным образом распределяется по условным и весьма заниженным ценам; даже в случае продажи предприятием с аукциона, если их первичная оценка также искусственна; не обеспечиваются равные стандартные условия для лиц, участвующих в ходе перераспределения негосударственного имущества; условия формирования фондового рынка таковы, которые обеспечивают сведения акций большинства организаций к малым величинам.

    Альтернативой «номенклатурной» приватизации является как правило, деклассированность, так называемая «народная приватизация». На практике она осуществлялась в крайне незначительных размерах, в результате которой каждый гражданин приобретал некую часть государственной собственности с помощью ваучера, который, по замыслу правительства, должен был создавать равные начальные возможности в разгосударствлении, приобретении для всех членов общества государственной собственности.

    В реальности же в России в результате «ваучеризации» приобретение бывших производственных средств государства организовывалось большей частью теми, кто имел реальные ликвидные средства, т. е. это те, кто мог совершать необходимые расходы в любой момент. Такими силами могли быть или новые коммерческие структуры, или теневые иностранные капиталы, или бывшие государственные структуры. А рядовые граждане были отстранены от государственной собственности, которую они создавали своим трудом в прошлом.

    В России более трети предприятий было приватизировано к 1991 г., они находились на самостоятельном балансе и имели права юридического лица. В области малого бизнеса было приватизировано более половины объектов.

    Приватизация не привела к улучшению экономической ситуации – страна все равно находилась в глубоком экономическом кризисе.

    Из этого следует, что приватизация государственной собственности:

    1) не послужила улучшению состояния дел ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве (свыше 5 лет длился спад производства);

    2) не создала значимых альтернатив для целей преодолению спада действительных доходов граждан;

    3) вызвала снижение и без того не высокой мотивизации труда у большинства граждан (исключение составляли занятые в узкой области коммерческой, преимущество посреднической деятельности), так как многие работники так и остались отчуждены от собственности;

    4) приватизация очень ускорила социальное неравенство населения, росла угроза массовой безработицы; способствовала люмпенизации определенной доли населения, его обнищанию (в РФ в 1995 г. 1/3 всего населения бала на уровне ниже прожиточного минимума).

    По мнению некоторых специалистов, с которыми трудно не согласится, в России создания рыночной системы скорейшая и массовая приватизация не было необходимостью, необходимо было обеспечить свободу создания частного предпринимательства и коммерциализацию государственных предприятий. Этого было бы весьма достаточно для создания полноценных субъектов рыночного хозяйства, которые были бы эффективнее наспех приватизируемых государственных предприятий.

    Все же ни коммерциализация, ни приватизация в условиях одномоментной либерализации цен не в состоянии обеспечить полноценную стратегию рыночного поведения.

    Все это говорит о том, что для выхода из продолжительного кризиса надо срочно отказаться от укрепления рыночных отношений и проведения реформ. Нет, по сути реформы реально должны улучшать общественное благосостояние.

    А пока на реформах наживаются криминальные структуры и так называемые «новые русские».









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх