|
||||
|
ЛЕКЦИЯ № 13. Становление и развитие кредитной системы России XVIII–XIX вв1. Кредитные учреждения России до XIX столетияВ XVIII веке были первые попытки государственного кредитного установления в России. Начало этих попыток относится к правлению императрицы Анны Иоанновны. В 1733 г. своим указом она распорядилась из Монетной конторы открыть ссуды. Но все таки, кредитные операции Монетной конторы были не очень значительны и в скором времени были закончены. Более значимые попытки были приведены в действие при императрице Елизавете Петровне, которая была дочерью Петра I, ее правление продолжалось 20 лет (1741–1761 гг.). 13 мая 1754 г. указом императрицы для дворянства формируются Государственные Заемные Банки (Дворянские Банки) в Санкт-Петербурге и Москве при Сенате и Сенатской конторе. Этот же указ предполагает организацию Купеческого банка при Коммерц-коллегии в Санкт-Петербурге. Дворянские банки выдавали кредиты сроком на 1 год из расчета 6 % годовых под обеспечение залогом: 1) золота, серебра, алмазных вещей и жемчуга – в размере 1/3 стоимости; 2) суммы ссуд не должны были превышать 3 недвижимых имений, сел и деревень с людьми и со всеми угодьями, предполагая по 50 руб. на 50 душ населения. Кроме ссуд под наименованные залоги, допускались и личные кредиты с поручительством «знатных, прожиточных лет и надежных людей», после чего не выкупленное имение должно было быть продано с торгов. Первоначально уставный капитал Дворянских банков равнялся 740 тыс. руб. В царствование Екатерины II капитал был увеличен до 6 млн руб. Купеческий банк выдавал ссуды русским купцам, торговавшим при Санкт-Петербургском порте из 6 % годовых, под залог товаров сроком на 1–6 месяцев. Через год сроки ссуд были увеличены до 1 года, а в 1764 г. было разрешено выдавать купцам ссуды без залога товара – обеспеченные поручительством магистратов и ратуши. Деятельность первых кредитных учреждений, как дворянских, так и купеческих, была не очень успешна. Эти учреждения не оправдывали надежд российского правительства. Выданные банком казенные капиталы для оборота, были розданы сравнительно небольшому кругу лиц, у которых деньги и оставались; было много просроченных ссуд, помещики даже большей частью не платили процентов; продажа просроченных залогов подписанная законом в реальности не применялась; не было правильного бухгалтерского учета; отчеты, представляемые Императрице, были очень приблизительные; также были установлены злоупотребления. В результате этого в 1785 г. были закрыты Московский и Санкт-Петербургский дворянские банки, а их дела переданы вновь созданному Государственному Заемному банку. В 1782 г. был закрыт Купеческий банк. В это время правительство направило свои силы на взыскание средств для облегчения оборота медных денег. 21 июля 1758 г. издается указ об учреждении самостоятельных банков в Санкт-Петербурге и Москве под общим названием «Банковые конторы вексельного производства для обращения медных денег». Эти учреждения, известны под именем «Медного банка». Банки должны были: 1) иметь непрерывные взаимоотношения с казенными учреждениями в Петербурге и Москве для того, чтобы быть в курсе того, сколько и когда следует им получить денег из иных городов; деньги поступали в банк в результате вексельного перевода; 2) принимать казенные и частные капиталы; 3) вести главную бухгалтерскую книгу, где учитывались выдачи и взносы; 4) обеспечивать деньгами по векселям купцов, помещиков, заводчиков и фабрикантов. Медный банк по сравнению с Купеческим банком сделал значительный прорыв вперед; в это время зарождаются трансфертные операции (переводы) и текущие счета. При императрице Екатерине II (1729–1796), правившей 34 года, усилия правительства в сфере организации кредита направлялись в основном на формирование земельного и ломбардного кредита. В 1772 г. для этих целей были открыты в столицах новые кредитные учреждения, такие как Сохранные и Ссудные казны. Сохранные казны, которые были учреждены при воспитательных домах в Санкт-Петербурге и Москве, принимали вклады для приращения процентами на разные сроки и до востребования и выдавали ссуды под залог недвижимых имений на срок от 1 года до 8 лет. Прибыль от этих операций шла на содержание воспитательных домов. Ссудные казны в Санкт-Петербурге и Москве выдавали ссуды под залог серебра, золота, алмазных вещей и часов, из 6 % годовых, сроком от 3 до 12 месяцев. Отличительной чертой является то, что Ссудные казны не имели собственных капиталов и не принимали никаких вкладов, а источником для выдачи ссуд были капиталы Сохранной казны. За эти заимствования Ссудные казны уплачивали Сохранной казне 5 % прибыли. В 1755 г. были учреждены Приказы Общественного Призрения во всех губернских городах. Фактически эти Приказы имели характер долгосрочных ипотечных учреждений. В отличие от Сохранных казне они могли выдавать кредиты под залог недвижимых имений лишь той губернии, в которой они находились сами. Учрежденные кредитные учреждения все еще не могли удовлетворять всей потребности в долгосрочных ссудах. В связи с этим в 1786 г. был учрежден Государственный заемный банк для развития сферы дворянского земледелию. Ссуды выдавались под залог: 1) населенных горнозаводских имений; 2) помещичьих населенных имений; 3) домов фабричных и каменных строений в Санкт-Петербурге. Дворянству кредиты выдавали сроком на 20 лет из 8 %, а городам – на 22 года из 7 %. В 1797 г. была сделана попытка сформировать земельный кредит на новых началах. Указом 18 декабря 1797 г. был учрежден для дворянства Вспомогательный банк на следующих важных основаниях: 1) ссуды выдаются на 25 лет, но не деньгами, а особыми банковскими билетами, под залог 2 недвижимых имений, в размере 40–75 руб. на крестьянскую душу и в зависимости от класса губерний; 2) заемщик уплачивает 6 % и погашение по этому расчету за не взнос в срок платежей, имение берется в опеку; 3) банковские билеты, выданные заемщику, обязательно принимаются как частными лицами, так и казной по нарицательной цене и приносят доход 5 %. Практика показала, что банковские билеты не смогли завоевать к себе доверия как к самостоятельным, реально обеспеченным кредитным обязательствам. В связи с этим во все время царствования Екатерины II заботы правительства для устройства земельного кредита, для организации же коммерческого кредита не было нечего сделано. 2. Кредитные учреждения в царствование Александра IРодился Александр I 12 декабря 1777 г., умер 19 ноября 1825 г. На престол вступил 12 марта 1801 г. в 24-летнем возрасте и правил 24 года. В первую половину царствования Александра I правительство, поглощенное военными событиями (нашествие Наполеона на Россию), не могло приступить к преобразованию государственных кредитных учреждений сообразно увеличившимся потребностям отечественной промышленности и торговли и нуждам землевладения. В связи с этим меры, принимавшиеся правительством в этой сфере, носили частичный характер изменений и улучшений. Одними из таких мер было открытие в 1806 г. новых учетных контор в Москве, Архангельске, Феодосии и Таганроге. Но в 1817 г. эти конторы в Москве и Архангельске были реорганизованы в конторы Государственного Коммерческого банка. На более широких началах в 1817 г. был учрежден Государственный Коммерческий банк, а при Александре II в 1860 г. он был заменен на ныне существующий Государственный банк. Государственный Коммерческий банк по своей организации представлял собой учреждение, которое отвечало требованиям коммерческого и промышленного кредита, в результате чего его деятельность стремительно развивалась, особенно когда были открыты провинциальные конторы в ряде губерний. Система земельных кредитных учреждений, представленных Заемным банком, Сохранной казной и Приказами Общественного Призрения, действовали на прежних основаниях. В связи с Отечественной войной 1812 года деятельность Заемного банка была приостановлена, так как его капиталы были направлены на подкрепление средств Государственного казначейства. Выдача новых ссуд под залог недвижимых имений из Заемного банка возобновилась в 1822 г., но в незначительных размерах и по особым Высочайшим повелениям. Лишь в 1824 г. был принят манифест об открытии Земского банка на основании нового положения, в котором были подробно изложены условия и сроки выдачи ссуд. Новое положение Земского банка вызвало значительное влияние на расширение операций этого банка. Что касается общественной и частной инициативы в сфере кредита, то как и раньше, так и в царствование Александра I, она почти совсем отсутствовала, не считая возникновения двух городских общественных банков и одного сельского. Эти банки возникли в результате инициативы частных лиц, имевшим в виду, главным образом, благотворительные цели. 3. Кредитные учреждения в царствование Николая IНиколай I (1796–1855 гг.) царствовал на престоле 30 лет – с 14 декабря 1825 г. Николай I, брат Александра I, который был бездетен и не имел наследников. Система государственных кредитных учреждений при царствование Николая I не подвергалась существенным изменениям. Деятельность этих учреждений развивалась, пока во главе Министерства финансов стоял граф Канкрин. Кредитная политика министерства финансов сводилась к тому, чтобы сжимать величину кредита, сокращать обороты банковской деятельности и пресекать всякую частную инициативу в банковском деле. Граф считал, что частные банки вообще вредны. Такая политика наложила свою печать и на вторую половину царствования Николая I. Полный застой в развитии старых кредитных учреждений привел к их ликвидации, так как они оказались не подготовленными к новым условиям при царствовании Александра П. При Николае I было издано немало узаконений в кредитной области, но они ничего существенного в деятельность Коммерческого и Заемного банков, Сохранных казне и Приказов Общественного Презрения не вносили. В 1828 г. был образован Польский банк, который считается новым крупным единственным банковским установлением. При царствование Николая I начала развиваться деятельность Сберегательных касс для приема мелких вкладов. Первые сберкассы были образованы в 1842 г. при Сохранных казнах в Санкт-Петербурге и Москве, а потом при некоторых Приказах Общественного призрения. Кассы принимали вклады от 50 коп. до 50 руб. единовременно. Сумма в совокупности по вкладам по одной книжке не должны были превышать 300 руб. Кассы платили по вкладам 4 % годовых. Деятельность касс развивалась очень слабо даже в столицах, а вне столиц касс было весьма мало. В 1853 г. всех касс при Приказах было всего 37. Общая сумма вкладов в Сбербанке была крайне незначительна и никакого заметного влияния на оборотные средства кредитных учреждений не оказывала. Развитие частных кредитных учреждений встречало непреодолимые препятствия в кредитной политике графа Канкрина и его окружения. К таким внешним препятствиям добавлялись еще и общие черты экономического строя России в то время: преобладание натурального хозяйства, крепостное право, слабое развитие фабрично-заводской деятельности, отсутствие хороших дорог – все эти моменты сковывали частную инициативу в банковском деле. За 20-летнее управление Министерством финансов граф Канкрин дал согласие на открытие только одного городского банка (Верхотурского Попова банка в 1836 г.), да и то в связи с личным желанием Императора и благотворительной цели банка. Лишь после выхода в отставку графа Канкрина стали мало помалу появляться городские банки в различных губерниях России – в 1843–1849 гг. было открыто 15 городских банков. Итак, во время царствования Николая I система государственных и особенно частных кредитных учреждений развивалась очень медленно и не подвергалась значительным изменениям. 4. Кредитные учреждения в царствование Александра IIАлександр II – сын Николая I, правил в период 1855–1881 гг. Погиб от рук террористов. При Александре II было отменено в 1861 г. крепостное право. В историю Александр II вошел как освободитель крестьян. В первые годы нового царствования в государственные кредитные учреждения был обнаружен сильный наплыв частных вкладов. За два года, с 1 января 1855 г. до середины 1857 г., общая сумма вкладов с 873 млн рублей возросла до 1276 млн рублей. Такой быстрый рост вкладов объясняется, с одной стороны, большими выпусками кредитных билетов по случаю Крымской войны (1853–1886 гг.), а с другой – тем, что в результате общего торгово-промышленного застоя частные капиталы не находили себе прибыльного помещения и большинство их поступали в казенные банки. Высокое накопление капиталов в условиях слабой кредитной системы не могло не создавать этой системе весьма затруднительное положение. Слабые стороны в создании государственных кредитных учреждений привели, в конечном счете к необходимости ликвидации старой кредитной системы. Совершилась реформа кредитной системы. Указом от 20 июля 1857 г. принимались меры для ослабления накоплений вкладов в казенных банках, и дать им другое направление. В частности необходимо было направить часть капитала на покупку облигаций и акций Главного общества российских железных дорог (что и было достигнуто). Указом предусматривалось понижение процента по частным вкладам и снижения платежей процентов по долгу кредитным учреждениям государственного казначейства. Результаты указа 20 июля 1857 г., все же не оправдали ожиданий и установили полную непригодность старых кредитных учреждений при наступление новых условий в экономике. Эпоха после Крымской войны была не похожа на 1830 г., когда графу Канкрину удалось снизить вкладной процент с 5 до 4 без всяких существенных колебаний в размере операции вклада. Чем вызывались необходимые радикальные преобразования всей системы государственных кредитных учреждений? Было несколько причин, и все они имели весьма существенное значение, обусловленное изменением в экономической жизни России. Прежде всего, со второй половины 1857 г. начала развиваться промышленная жизнь, и на смену прежнему застою пришла лихорадочная предпринимательская, главным образом, акционерная деятельность. Это привело к тому, что вклады стали отливать из банков с немыслимой быстротой. Общая сумма вкладов по сравнению с 1857 г. понизилась с 1276 млн руб. до 900 млн руб. в 1859 г., а наличность в кассе со 140 млн руб. до 20 млн руб. Положение государственных кредитных учреждений становилось критическим, им грозило банкротство. Необходимость преобразования кредитных учреждений было вызвано предстоящей крестьянской реформой. Были предприняты следующие меры: 1) комитет финансов попытался затруднить производство насколько возможных ссуд под недвижимые имения. Но этот шаг не остановил отток вкладов; 2) кредитным учреждениям для подкрепления их касс было ассигновано из средств государственного казначейства 77 млн руб. Но эта суммы оказалось мала для полного удовлетворения потребностей кредитных учреждений; 3) была сделана попытка, консолидировать некоторую долю вкладов с помощью внутреннего займа. 13 марта 1859 г. была организована подписка на 4 %-ные непрерывно-доходные билеты. Все таки подписка не дала значительных результатов – к 1 января 1960 г. подписка достигла 22,8 млн руб., в то время, как пассив государственных кредитных учреждений составлял 900 млн руб.; 4) для усиления касс казенных банков был заключен 20 марта 1859 г. (Лондон и Берлин) внешний долг на 12 млн фунтов стерлингов; 5) Указом от 16 апреля 1859 г. выдача ссуд под населенные имения приостанавливается. Были составлены новые правила для этих ссуд по количеству удобной земли, а не по числу душ в населенном имении. Комитет финансов в сложившейся обстановке посчитал необходимым принять следующие меры (опубликованные 10 июля 1859 г.): 1) ликвидировать существующие кредитные учреждения и прекратить выдачу из них ссуд; 2) не производить прием вкладов в Сохранные казны и приказы и подчинить их Министерству финансов; 3) принимать вклады до востребования в Коммерческий банк только до 1 января 1860 г. Проценты на вклады исчислять вместо 3 % в размере 2 % и создать комиссию для разработки проекта учреждения земских (т. е. земельных) банков. Комиссия, завершив свою работу к 30 января 1860 г., пришла к следующим выводам: надо отказаться от казенной системы поземельного кредита и предоставлять частной инициативе учреждение земских банков. В изданных комиссией «трудах» включены значимые материалы по исследованию существующих форм поземельного кредита, и напечатан проект положения о земских кредитных обществах с подробными разъяснениями. Но этот проект так и не был представлен к утверждению в законодательном порядке. Следовательно, первая попытка «общего» банковского законодательства была не успешна. Пришлось ограничиться преобразованием отдельных учреждений. Прежде чем приступить к созданию новых кредитных учреждений, необходимо было найти средства для ликвидации обязательств упраздненных казенных банков. Для осуществления этой цели 1 сентября 1859 г. было издано положение о 5 %-ных банковских билетах, выдаваемые в обмен вкладных свидетельств казенных кредитных учреждений. Приобретать 5 %-ные билеты могли только частные лица, а правительственные учреждения, дворянские, городские и сельские общества, а также монастыри, церкви и другие благотворительные учреждения не могли превращать свои вклады в 5 %-ные банковские билеты, и они могли только довольствоваться 4 %-ными непрерывно-доходными билетами. И, несмотря на это, выпуск 5 %-ных банковских билетов имел большой успех, всего было выпущено билетов на 277,5 млн руб. (по сравнению, что подписка на непрерывно-доходные билеты была всего 22,8 млн руб.). Осуществив подготовительные меры, появилась возможность приступить к окончательному преобразованию кредитных учреждений. Заемный банк был упразднен 31 мая 1860 г., а его дела были переданы в Санкт-Петербургскую Сохранную Казну. На Сохранную Казну и Приказы было возложено прекращение банковских операций и ограничение свой деятельности производством расчетов с прежними заемщиками и передачей сумм получаемых от них во вновь учрежденный 31 мая 1860 г. Государственный банк, которому были переданы дела Государственного Коммерческого банка. Все вклады, которые были внесены в старые кредитные учреждения, также передавались в государственный банк, который должен был осуществлять расчета с вкладчиками. По уставу 31 мая 1860 г. организация Государственного банка представлялась в общих чертах, в следующем виде. Банк учреждается для роста торговых оборотов и стабилизации денежной кредитной системы. Собственный капитал определен в 15 млн руб., причем допускалось его увеличение за с чет перечисления средств из резервного капитала (до 3 млн руб. за счет ежегодных отчислений из прибылей). Банк находится в ведении министра финансов и под наблюдением Совета Государственных Кредитных Установлений. Делами банка заведует непосредственно правление и управляющий банком. В Правление банка входят управляющий, его товарищи, шесть директоров и три депутата от Совета Государственных Установлений. Местные учреждения Госбанка были двух типов: Конторы, учреждение которых было особое Высочайшее повеление и Отделения, открываемые непосредственным распоряжением Министерства финансов. Конторы и Отделения непосредственно подчинялись Правлению Госбанка. Изначально было учреждено 7 Контор и открыто 47 Постоянных Отделений Госбанка (в период 1862–1863 гг.). В последствие за учреждением Государственного Банка стали организовываться частные кредитные учреждения в форме обществ заемщиков связанных круговой ответственностью и в форме акционерной. Первым, основанным на взаимности, частным кредитным учреждением было Санкт-Петербургское городское кредитное общество – для выдачи ссуд под залог городских недвижимостей. Вторым таким частным учреждением для долгосрочного кредита был Херсонский заемный банк. Банк был создан для предоставления землевладельцам Херсонской губернии средств для получения кредита под залог поземельной собственности. Однако в России кредитные общества по образцу Херсонского заемного банка не получили значительного развития. После отмены крепостного права надо было поставить сельское хозяйство на новые начала. Для этого требовалась более развернутая организация долгосрочного кредита. Решение этой задачи было возложено на Общество взаимного поземельного кредита, возникшее в 1866 г. Общество создавалось для выдачи ссуд под залог земельной собственности. Почти одновременно с учреждением долгосрочного кредита стали возникать и учреждения для краткосрочного кредита, также на началах взаимности. Во время царствования Александра II началось развитие акционерных банков, как для краткосрочного коммерческого кредита, так и долгосрочного земельного. В 1864 г. утверждается устав первого акционерного коммерческого банка. Таким стал Санкт-Петербургский Частный Коммерческий банк. Первым акционерным земельным банком был Харьковский Земельный банк (1871 г.), который обслуживал заемщиков 5 губерний. Акционерные банки быстро стали в России самой излюбленной формой как коммерческого, так и земельного кредита. За одно первое десятилетие 1864–1873 гг. было учреждено 31 акционерный коммерческий банк, а в течение 3 лет (1871–1873 гг.) возникло 11 акционерных земельных банков. 16 октября 1862 г. был издан новый Устав сберегательных касс. По этому Уставу сберкассы находятся в ведении Государственного банка и учреждаются при Городских думах или Уездных Казначействах. Однако до середины 1880-х гг. сберкассы в России не получили широкого распространения. К 1 января 1881 г. насчитывалось всего 67 касс, имевших 96 594 вкладчиков и на 8,07 млн рублей вкладов. Таковы основополагающие моменты кредитной деятельности в период правления Александра П. 5. Кредитные учреждения в царствование Александра IIIАлександр III, сын Александра II, правил в 1881–1894 гг. В царствование Александра III Россия вошла в пятерку самых развитых стран мира. Была построена Транссибирская магистраль к Тихому океану. Законодательная деятельность при этом правлении в сфере кредитных учреждений была очень разнообразной. Существующие кредитные учреждения подверглись большим изменениям, возникали новые государственные кредитные учреждения. В отношении общественных и частных кредитных учреждений приняты меры, направленные на соответствие деятельности этих учреждений экономическим потребностям страны. Можно отметить следующие преобразование Государственного Банка. По уставу 1860 г. Госбанк должен был решать две главные задачи: усиление торговых оборотов и стабилизацию денежной кредитной системы. Эти задачи были слабо решены Госбанком. Главной причиной такого ситуации был недостаток денежных средств. Поэтому, еще при правлении Александра II, были приняты меры для развития коммерческой деятельности банка, с одной стороны, увеличением операций его и допускаемых к ним круга лиц, а с другой – обеспечением его для этого необходимыми оборотными средства и, главным образом, возмещением ему сумм, затраченных на нужды казны в прежнее время из его средств. 1 января 1881 г. велено было прекратить заимствование денег на нужды казны из Госбанка, приняв меры увеличения средств Госбанка, чтобы он имел возможность производить как платежи по распоряжению государственного казначейства, так и ссуды для развития промышленности и торговли. Не прибегая к эмиссии, т. е. дальнейшему выпуску кредитных билетов, и с тем, чтобы число уже выпущенных кредитных билетов имело возможность сокращения. 4 июня 1893 г. было принято Высочайшее соизволение о временных мерах по обеспечению деятельности Управляющего Госбанком и Правлением банка, которое поможет облегчить управление Госбанком непосредственным заведованием текущими делами и операциями банка в Санкт-Петербурге. Заведование текущими делами и операциями поручали особому лицу, с наделением его теми же правами, что и Управляющих конторами банка; оставить в ведении Управляющего Госбанком и Правления банка общее заведование делами Госбанка в Санкт-Петербурге и в его провинциальных учреждениях, а также непосредственное заведование особыми операциями, которые не принадлежат ведомству контор – это заведование металлическим фондом и фондом кредитных билетов, распоряжение портфелем процентных бумаг, особые операции с заграницей и другие. Министру финансов давалось право в инструкционном порядке определять круг дел, которые подлежат временному изъятию из непосредственного ведома Управляющего Госбанком «Правления банка». Устав Госбанка 1860 г. не подвергался тщательному пересмотру. Были осуществлены лишь изменения и дополнения в некоторых подробностях второстепенного характера. Опыт свидетельствовал, что Устав и основанная на ней деятельность Госбанка не полностью отвечали условиям современной банковской политики и изменившимся за 35 лет экономическим условиям страны. Поэтому министр финансов С. Ю. Витте (в дальнейшем председатель Совета Министров в царствование Николая II) посчитал срочной необходимостью подвергнуть переработке Устав Госбанка. 21 сентября 1892 г. была сформирована особая комиссия по переработке Устава Госбанка под председательством Министра финансов. Комиссия создала проект нового устава Госбанка. Он был внесен Министром финансов на законодательное обсуждение (Государственному Совету). Госсовет, рассмотрев проект устава и изменив некоторые моменты, постановил проект Устава Госбанка и роспись должностей этого банка представить на утверждение Императору. Утверждение было осуществлено 6 июня 1884 г. На основе нового устава Госбанка с 1 сентября 1884 г. учреждается Центральное Управление во главе с Советом и Управляющим Банком. Состав Центрального управления: 1) управляющий банком; 2) отдел кредитных билетов, заведовавший выпуском в обращение билетов, обменом и уничтожением билетов (изъятых из обращения); для хранения разменного капитала билетов и металлического фонда; 3) судейский отдел, осуществляющий наблюдение за производством взысканий по просроченным долгам Банку и за оставшимися за Банком залогами и закладными. Отдел ведал составлением договоров и прочих гражданских актов и документов; 4) центральная бухгалтерия, в которой осуществляется общее счетоводство по Банку; бухгалтерия составляет периодические балансы и торговые отчеты; 5) инспекция – для надзора за операциями местных учреждений Банка и для производства ревизий этих учреждений; 6) канцелярия – для переписи и делопроизводства по административным вопросам; 7) управление сберегательными кассами. Указанные учреждения существовали и раньше, а Судебный отдел был создан впервые. В 1885 г. были образованы местные учреждения Госбанка. Изначально предполагалось, что к местным учреждениям Госбанка будут относится конторы, отделения и агентства. Но в дальнейшем, опасаясь излишней децентрализации управления, Госбанк решил не учреждать агентства. К концу правления Александра III действовало 94 отделения и 10 контор. Конторы образовывались в наиболее крупных торгово-промышленных центрах и непосредственно подчинялись Центральному Управлению Госбанка. В порядке управления отчетности в каждой конторе формировалось определенное число отделений. По уставу 1894 г. основной капитал Госбанка учрежден величиной 50 млн руб., а запасной (резервный) – 5 млн руб. Госбанком осуществлялись следующие операции: открытие кредитов по специальным текущим счетам; учет векселей; выдача ссуд на различные нужды; покупка и продажа процентных бумаг за свой счет; покупка и продажа иностранных тратт; прием вкладов – срочных и бессрочных; расчет между железными дорогами; перевод сумм между пунктами, в которых есть учреждения Госбанка. С 1881 г. правительство заостряет свое внимание на развитии сберегательного дела. Процент по вкладам был увеличен с 3 до 4. Постоянно открываются новые сберкассы. К 1 января 1889 г. количество сберкасс равнялось 622, сумма вкладов которых была около 93 млн руб. по 523736 сберкнижкам. К 1 января 1881 г. в России было всего 76 сберкасс, вкладов принято на сумму около 9 млн руб., сберкнижек выдано 104072 штук. Из этого видно, что сберегательное дело за 8 лет достигло заметного развития. Открывались городские сберкассы, а также сберкассы при фабриках и заводах, при учреждениях почтово-телеграфного агентства, при таможнях. 20 мая 1881 г. императором утверждается положение о Крестьянском Поземельном Банке, которое находилось в ведении Министерства финансов. Кредиты этот банк выдавал для покупки земель. В 1883 г. учреждения банка были созданы в 11 местных отделениях, а к 1894 г. открылось уже 43 отделения. В период с 1883 г. по 1894 г. крестьяне приобрели за 98,4 млн руб. при содействии Банка 2228 тыс. десятин земли. Положение о Государственном Дворянском Земельном Банке было утверждено 3 июня 1885 г. Банк создавался для выдачи кредитов потомственными дворянам под залог их земли. Действия Банка были распространены на Европейскую Россию, исключением являлись Финляндия, Прибалтийских губерний и губернии Царства Польского. В 1890 г. в интересах грузинского дворянства положение Банка была распространено на Закавказский край. Изданным Законом от 5 апреля 1883 г. в существующие правила об открытии новых акционерных коммерческих банков вносятся изменения и дополнения и действовали под контролем правительства. К 1895 г. деятельность акционерных коммерческих банков в России значительно расширилась. На тот момент существовало 34 акционерных коммерческих банков. Основные капиталы банков выросли более, чем на 35 млн руб., резервные – на 25 млн руб., а сумма вкладов увеличилась на 100 млн руб. Продолжали действовать в большом количестве общественные городские банки. В 1883 г. новым положением их деятельность была упорядочена. Проводилась ревизия банков. По ее результатам были приняты соответствующие меры. В результате полнейшего расстройства деятельности банков было их массовое закрытие (1883–1894 гг. прекратило свою деятельность 44 банка). Таким образом, период царствования Александра III был отмечен весьма активной и разносторонней правительственной деятельностью в сфере улучшения кредитной системы Российского государства: издан новый Устав Госбанка, открыты новые Государственные банки – Крестьянский и Дворянский, созданы периферийные учреждения банков, росло число сберегательных касс, учреждены городские ломбарды, упорядочена деятельность общественных городских банков. 6. Кредитные учреждения в царствование Николая IIНиколай II, сын Александра II, был последним царем России, на престоле находился в 1894–1917 гг. На правление Николая II выпало две войны – русско-японская и первая мировая война. В царствование Николая II постоянно развивалась деятельность Государственного Банка. Министерство финансов в 1897 г. приняло новый наказ по учетной операции Госбанка. Было предпринято стремиться Госбанку к тому, чтобы учреждения банка были доступны как капиталистам, так и средним и мелким торговцам. С этой целью была введена операция по предоставлению ссуд кустарям и ремесленникам. Иной формой развития мелкого кредита было кредитование Госбанком ссудо-сберегательных товариществ и новых учреждений мелкого кредита – кредитных товариществ. 1 октября 1902 г. количество кредитных товариществ было 157, с суммой основного капитала в 257,9 тыс. руб. При организации учетной операции необходимо было осторожно подходить к выдачи кредитов. Дело по учету векселей требовало уменьшение сроков учета и поэтапное освобождение портфеля Банка от векселей не товарного характера. Госбанк, кроме коммерческих операций, продолжал осуществлять массовые операции за счет казны и иных казенных учреждений. К таким операциям относятся: выпуск кредитных билетов, продажа новых госзаймов, конверсия частных и государственных процентных бумаг, текущие счета государственного казначейства и прочие. Существенное развитие сберегательного дела в период царствования Александра III привело к необходимости всего пересмотра законодательных постановлений. Для этой цели был пересмотрен устав сберегательных касс, а 1 июня 1895 г. издается новый устав сберегательных касс. Основные отличия нового устава от ранее действовавшего: 1) сберкассам присваивается наименование государственных; 2) создан особый отдел, с точно определенной компетенцией по заведованию кассами, который является частью центрального управления Госбанком; 3) учреждены определенные правила о размере сберкасс, расходах, резервном их капитале, отчетности и контроле; 4) расширение сети сберкасс было облегчено властью Министра финансов без утверждения законодательным порядком; 5) вкладчики пользуются многими значимыми удобствами, которые раньше не предоставлялись. А именно, не разглашается информация о счетах по вкладам; отменены раньше существующие ограничения сумм взносов за один раз; можно было делать взносы в любой кассе Империи по имеющимся книжкам; увеличены права юридических лиц и несовершеннолетних; последние могли самостоятельно делать вклады и распоряжаться ими на общих основаниях; вкладчик теперь имел право на случай смерти делать при взносе вкладов завещательные распоряжения. На кассы возложена обязанность обращать долю вкладов своим распоряжением в процентные бумаги, когда размер вкладов достигает лимита, установленного Уставом (3000 руб. для юридических лиц и 1000 руб. для единичных вкладчиков), и если вкладчик не сделает заявку на уменьшение вклада – приостанавливать выплату процентов по вкладам; обеспечивать для вкладчиков приобретение процентных бумаг через кассу за счет вкладов. В связи с изменениями Устава были приняты меры связанные с расширением сети сберкасс и облегчением пользования ими. К примеру, образовывались (после введения для самых мелких вкладов сберегательных марок ценой в 1,5 и 10 коп.) школьные сберкассы для формирования у населения привычки к сбережениям. В 1901 г. осуществлено новое преобразование в сфере управления сберкассами для предоставления самостоятельности по заведованию сберегательным делом. По новому закону от 4 июня 1901 г. сберегательными кассами заведуют их управляющие, состоящие под общим наблюдением Управляющего Госбанком. В России к началу 1902 г. общее состояние сберегательного дела было таковым: всего было открыто 5629 сберегательных касс, количество вкладчиков этих касс составляло 3936 тысяч, сумма вкладов – около 832 млн руб. По сравнению с 1892 г. было 2326 сберкасс и 999 тыс. вкладчиков, при общей сумме вкладов 200 млн руб. Во время царствования Николая II осуществляется концентрация и централизация банков, что было несвойственно предыдущим годам. Система местных банков в провинции начинает терять свои позиции. Важное место занимает деятельность крупных банков, причем центрами правления этих банков становятся столица и города торговли и промышленности. Одновременно с этим происходит исчезновение многих провинциальных банков. Начало XX в. стало периодом их вымирания. Причиной исчезновения банков явилась сильная конкуренция со стороны крупных банков, открывавших свои филиалы в тех городах, где были провинциальные; большинство из них закрывались, некоторые становились филиалами крупных банков. Наряду с процессом централизации банковского дела в Петербурге разворачивается процесс концентрации, т. е. слияния двух и более банков в один. Период концентрации – 1903–1914 гг. В России акционерные коммерческие банки за сравнительно короткие сроки своего существования выросли в гигантские учреждения, взявшие в свои руки всю промышленность и торговлю страны. Несмотря на кризисы, у них был заметен существенный рост капиталов, вкладов, сети отделений и активных операций. В связи с концентрацией банков их число с 34 в 1885 г. достигло 46 к началу 1914 г., т. е. возросло всего на 35 %. А капиталы банков со 120,1 млн руб. увеличились до громадного числа – 836,3 млн руб., т. е. почти на 700 %. Существенно увеличилось количество отделений, которые с 39 в 1885 г. достигли 822 к 1914 г. и выросли, таким образом, в 21 раз. В это время также происходит резкое увеличение притока чужих капиталов в банки, что очевидно способствует росту могущества банков и в связи с увеличением активных операций все больше связывает их с промышленностью страны С 1885 г. по 1 января 1914 г. величина вкладов возросла почти в 12 раз и во столько же активные операции. Между банками по истечению некоторого времени происходит разделение области влияния на народное хозяйство. Главнейшие организации делятся между несколькими небольшими группами лиц, сконцентрировавшихся вокруг крупных банков. Просходит формирование крупной финансовой буржуазии, в руках которой находится управление народным хозяйством. К 1913 г. в России было 19 крупных акционерных коммерческих банков. Их можно подразделить на две группы: 1) с иностранными капиталами; 2) работающие только на русские капиталы. По отчетам за конец 1913 г. первых банков насчитывалось 11 банков с активами в 3054,2 млн руб. В составе этих банков было 4 банка с немецким влиянием, 5 – с французским и 2 – с английским. Существенное влияние иностранных капиталов распространяется на петербургские банки. Банков, относящихся ко второй группе, было 8, с активами в 855,3 млн руб. Они принадлежали московским банкам, состав их активов приходился на средства русских капиталистов. Таким образом, в царствование Николая II концентрация коммерческих банков в России осуществлялась за пределами России, в основном на Западе. За время мировой войны 1914–1917 гг. значительно вырос прилив вкладов в коммерческие Банки. Это связано с переходом России с начала войны на систему бумажно-денежного обращения, в результате чего в стране был громадный избыток бумажных денег, поступавших в основном в коммерческие банки. Коммерческие банки в течение 1915–1916 гг. еще больше усиливают свое участие в промышленных предприятиях, за счет продажи новых акций и иными способами. В 1916 г. и начале 1917 г. просиходили сильнейший биржевой ажиотаж и спекуляция ценностями, в основном золотом и золотыми монетами. В начале войны отток средств из акционерных коммерческих банков, в связи с мобилизацией в армию, послужил их обращению в Госбанк за увеличением ссуд. Госбанк пошел навстречу и в большей части удовлетворил просьбы акционерных коммерческих банков. Потом после первых месяцев оттока вновь последовал прилив денежных средств в коммерческие банки. За период конца 1915 – начала 1917 гг. Коммерческие Банки постепенно гасили свои долги Госбанку и, кроме того, за период войны свыше 2 млрд они ссудили казне. К 1 января 1917 г. перед Октябрьской революцией в России действовало 52 акционерных коммерческих банка; из них 15 – Петроградских, 7 – Московских и 30 – провинциальных. Огромное участие в развитии российских Коммерческих Банках приняли иностранные капиталы. Все иностранные акционерные и облигационные капиталы, вложенные в наши кредитные, торговые и промышленные предприятия к 1 января 1917 г. составляли – около 2242,97 млн руб. На долю наших коммерческих банков приходилось 232,71 млн руб., т. е. 10,5 % от всей суммы иностранных капиталов (исключительно в качестве акционерных капиталов). Сравнивая общую сумму иностранных капиталов с общей суммой основных капиталов наших коммерческих банков (883,5 млн руб.), ометим, что иностранные капиталы на 1 января 1917 г. составляли 26,3 %. По национальности капиталов на первом месте стояла Франция – 48 %, а остальные 5 государств располагались в следующем порядке: Германия – 35 %, Англия – 10,8 %, Голландия – 3,9 %, Бельгия – 2 %, Австрия – 0,5 %. Мы завершаем обзор истории становления и развития кредитной системы России в период от XVIII в. до начала XX в. Из сказанного без сомнения можно сделать вывод о том, что в течение 200 лет была создана эффективная кредитная система России, которая постоянно совершенствовалась в зависимости от экономических условий в стране. Созданная кредитная система на завершающей стадии стала играть доминирующую роль в народном хозяйстве, направляла все производство страны. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|