Заключение

Совершая свое спасительное служение, Поместные Православные Церкви, находясь в разных странах с разными укладами жизни, пребывают в постоянном единении и взаимообщении. Это общение, как можно было видеть в данном труде, выражается в молитве друг за друга, во взаимном возношении за богослужениями имен Предстоятелей Церквей, в участии одной Церкви в совершении богослужения и таинств другой.

«Я мысленно обращаюсь к памятному для всех нас празднованию тысячелетия Крещения Руси, — говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 31 марта 1992 г. в Свято–Даниловом монастыре при открытии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, — ибо именно здесь, в древнейшей Московской обители, совместным совершением Божественной литургии архипастыри и пастыри братских Поместных Православных Церквей засвидетельствовали спасительное единство Святого Православия и вознесли благодарственные молитвы Великому Пастыреначальнику, Господу нашему Иисусу Христу, за щедрое исполнение Божественными дарами нашей Церкви, за придание немощным служителям ее и верной пастве силы твердой верой противостоять (I Петр. 5,9) врагу, сеющему плевелы (Мф. 13, 39)»[51].

Важной формой общения Поместных Православных Церквей служит участие их представителей в совместной работе всеправославных и всехристианских органов, направленных к разрешению насущных вопросов веры и жизни.

Добрым выражением общения Поместных Православных Церквей стали в последние десятилетия текущего века частые взаимные посещения, личные встречи Предстоятелей. Почти все Предстоятели рассмотренных в труде Церквей были гостями Русской Православной Церкви или принимали непосредственное участие в важнейших событиях ее жизни. И не только Предстоятели посещают друг друга, происходит обмен церковными делегациями и на ином уровне.

Общение между Поместными Православными Церквами выражается во взаимном признании законности церковных актов, как-то: канонизация святых, предоставление автокефалии или автономии дочерним Церквам, избрание нового Предстоятеля Церкви, изменение форм церковного управления, назначение должностных лиц в представительства, находящиеся в пределах других Церквей, и т. п.

Будучи членами Единой Вселенской Православной Церкви, все Поместные Церкви заботятся — должны заботиться — друг о друге (Ср.: 1 Кор. 12, 25). В случае появления в какой-либо одной Церкви ереси или раскола — все они согласно осуждают отступников и не вступают с ними в каноническое общение. В случае же какой-либо нужды — спешат оказать бескорыстную братскую помощь, направленную к торжеству Святого Православия. О важности такого рода общения свидетельствовал перед «возлюбленными и честнейшими сослужителями повсюдной Кафолической Церкви» еще в начале IV века святой Александр, епископ Александрийский: «Нам следует писать и объявлять друг другу о местных событиях, чтобы — страждет ли, или здравствует один член — сострадать ему либо сорадоваться»[52].

Соблюдая между собой, по апостольскому слову «единение духа в союзе мира» (Еф. 4,3), Поместные Православные Церкви, во исполнение заповеди Христа Спасителя — своего Небесного Главы — «да будут едино» (Ин. 17, 11), обращают свой взор и на отделенные христианские общества, особенно на Древние Восточные Церкви. «Мы, — говорил Святейший Патриарх Пимен при получении диплома доктора богословия в Софийской Духовной Академии, — чаем единства веры… мы хотим братского общения за единой Евхаристией Православной Церкви, не разделяемой более на халкидонитов и нехалкидонитов… Нужно деятельное сотрудничество всех Церквей, желающих восстановления столь давно прерванного единства»[53].

Свое служение христианскому единству — восстановлению и установлению молитвенного общения с инославными христианами — Поместные Православные Церкви соединяют со служением миру во всем мире. Важное явление нашего времени—человеческая жажда мира. Поместные Православные Церкви видят эту потребность человеческого духа и спешат помочь людям обрести утоляющий источник. Мирное время есть лучшее время и для совершения спасительной миссии Церквей.

Спасительное служение Поместных Православных Церквей, их история милостью и помощью Божией продолжаются!


Примечания:



5

Св. Александр. Послание. Цит. по: Сократ Схоластик. Церковная История.



51

ЖМП. 1992. №6. С. 4.



52

Из послания en. Александра. Цит. по Церковной Истории Сократа, кн. I, гл. 6. Саратов, 1911. С. 13.



53

Святейший Патриарх Пимен. Ответственное служение Поместных Церквей в современном мире//ЖМП. 1975. №2. С. 11.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх